В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязей стилей поведения в межличностном конфликте у студентов с разными типами жизненной направленности и характером проявления себя в группе. Установлено, что склонности к соперничеству в ситуации конфликта сопутствует направленность личности на себя, независимость и принятие борьбы в группе, а склонности к приспособлению к партнеру в конфликтной ситуации - низкий уровень личностной независимости и направленность на поддержание взаимоотношений в группе. Стиль «избегание» в межличностном конфликте сопряжен с невозможностью принятия борьбы в группе.
Введение. Проблема создания психолого-педагогических условий подготовки специалистов глобальных рынков высоких технологий является одним из актуальных направлений в современном образовании. Особенно значима данная проблематика в современных социально-экономических условиях, требующих учета личностных характеристик и закономерностей реагирования в конфликтной ситуации в процессе обучения студентов.
Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблематике, сравнение, синтез сущностных характеристик понятий, обобщение практического опыта); эмпирические (наблюдение, опрос, анализ образовательного процесса, эксперимент (констатирующий этап)). Эмпирические методы: психодиагностические методики: «Опросник Келлермана – Плутчика», методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16PF-опросник), методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Томаса. Методы описательной и непараметрической статистики с использованием программы SPSS. Проведено исследование, направленное на изучение влияния личностных особенностей студентов, обучающихся по направлению «Управление в технических системах», на механизмы их психологической защиты и закономерности реагирования в конфликтных ситуациях.
Результаты исследования. Анализ личностных черт испытуемых студентов показал, что их характеризуют высокий интеллект, независимость, самостоятельность, самоконтроль. Для изучения взаимосвязей личностных характеристик студентов с их стратегиями психологической защиты и моделями поведения в конфликтах, собранные эмпирические данные подверглись математической обработке методом однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Исследование выявило связь между личностными чертами и стратегиями поведения в конфликтах. Студенты, предпочитающие избегание (низкая кооперация и стремление к целям), обладают следующими особенностями: мягкость, зависимость, эмпатия и сопереживание. Испытуемые студенты, склонные к стратегии компромисса в конфликтах, имеют определённые личностные черты. Они проявляют открытость и доброжелательность, коммуникабельность и приветливость. В общении отличаются естественностью и непринуждённостью, показывая заботу, доброжелательность и отзывчивость. Они активно взаимодействуют с окружающими, участвуют в решении конфликтов, доверчивы и восприимчивы к критике. Их эмоциональная сфера отличается непосредственностью и открытостью. В ходе исследования нами выделены направления психолого-педагогического сопровождения студентов в период обучения в вузе.
Обсуждение и заключения. В работе определена взаимосвязь между личностными качествами и защитными механизмами и тактикой поведения в конфликте. Обозначены направления учета личностных характеристик студентов специальности «Управление в технических системах» в процессе обучения в вузе.
В статье рассматривается проявление эффекта ореола личности в социокультурных и политических условиях постконфликтного региона, раскрываются особенности действия данного эффекта на различных стадиях протекания конфликта. Автор выделяет взаимосвязанные структурные компоненты социокультурного контекста, определяет рейтинговую иерархию выдающихся личностей, меняющуюся с изменением социально-политической обстановки, устанавливает связь предпочтения знаменитости и политических взглядов респондентов. В статье характеризуется отношение к знаменитостям религиозной, военной, государственной сферы, выявляется ценностная мотивация их дифференцированного восприятия, определяются причины забвения одних и актуализации других героев, лидеров, обозначаются источники формирования представлений об исторических и современных деятелях.
В статье рассматриваются вопросы продуктивного социального взаимодействия с точки зрения его практической значимости для ведения бизнеса как сложного процесса, несущего в себе конфликтный потенциал, являющийся одновременно негативным фактором организационного развития и стимулом к обновлению организационной системы и к внедрению инноваций. Автор подчеркивает, что уровень готовности к продуктивному социальному взаимодействию определяется уровнем развития когнитивного компонента, а также уровнем практических способностей менеджеров к урегулированию сложных межличностных ситуаций, возникающих в процессе управления бизнесом. Автор приходит к выводу, что социологические знания являются важнейшей чертой и предпосылкой профессионализма современного менеджера, позволяя принимать практические решения для ведения бизнеса, в частности в такой важной области, как управление конфликтами.
Обсуждается статья экономиста Стивена Хорвица «Сотрудничество вместо принуждения: важность детской игры…» с позиций антропологии современности. Опираясь подспудно на трансдисциплинарный подход, С. Хорвиц проанализировал множество источников из области социальных наук, исследующих проблемы социализации детей и подростков в условиях современности. Он пришел к выводу о важной роли игры без присмотра, или свободной детской игры, для развития навыков успешного социального взаимодействия в современном мире. С. Хорвиц убедительно доказывает, что неконтролируемая и неструктурированная детская игра спонтанно обучает детей социальной саморегуляции, непринужденным способам разрешения конфликтов, налаживанию отношений партнерства и сотрудничества друг с другом. Эти уроки чрезвычайно важны не только для благополучной взрослой жизни и психологической устойчивости перед лицом неопределенности, но и для поддержания культуры здорового демократического общества. Игра в широком смысле слова понимается как свободная деятельность людей, основанная на их взаимном согласии и структурированная правилами, которые создают сами игроки. В свободной детской игре формируются социальные навыки, необходимые для успешных человеческих взаимодействий в реальном мире. Напротив, практики игры под контролем взрослых ослабляют навыки социального взаимодействия, приучая детей ожидать, что взрослые вмешаются в разрешение их споров или станут использовать внешнее принуждение. Между тем именно способность субъектов самостоятельно вырабатывать правила для разрешения потенциальных конфликтов лежит в основе того, как свободные люди создают институциональные практики, снижающие в обществе уровень принуждения и насилия. Такие повседневные практики имеют истоки в детской игре, основаны на взаимном согласии игроков, эмпатии, заботе о чувствах удовлетворенности игрой другого человека и справедливости. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Антропология современности, социализация, конфликт, сотрудничество, детские игры, игра без присмотра, свободная игра.
Введение. Принцип эстетической трансформации затрагивает не только функционирование моды, но и круг проблем, относящихся к мировоззрению и мировосприятию человека, являющихся актуальными для любого времени. Эстетические проблемы имеют более глубокую подоснову, чем смена образов вестиментарной моды, и лежат в сфере социальной и культурной жизни общества. Теоретический анализ. В отдельные моменты истории обострение социальной и культурной сторон общественной жизни вызывает изменение выработанных веками духовных ценностей, вслед за которыми подвергаются пересмотру и эстетические идеалы. В период 1920-х гг. молодость становится доминирующей в обществе возрастной категорией, появляется культ молодости. Теоретическую основу этого феномена предоставили Т. Парсонс, К. Манхейм, Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга и другие, обосновывая его конфликтом поколений, отсутствием преемственности между ними. Заключение. Предпринята попытка комплексного подхода к анализу целого ряда аспектов социально-культурного характера в определенный временной период, послуживших отправной точкой возникновения культа молодости, что повлекло за собой переоценку эстетических идеалов. Мода чутко отреагировала на него, молодежные образы вдохновили на новые смелые направления и определи ее развитие на десятилетия вперед.
Cтатья посвящена анализу этических и конфликтных вызовов, связанных с проблемой предвзятости нейронных сетей. Постулируется необходимость корректной, научно обоснованной экспликации феномена предвзятости с целью построения корректировочных данную проблему моделей, как необходимого элемента процесса разработки программных продуктов, построенных на алгоритмах искусственного интеллекта. Рассматривается история развития нейронных сетей от зарождения идеи механического организма до построения современных моделей искусственного нейрона. Выделяются наиболее существенные характеристики современных нейросетей: архитектура, веса и смещения, функции активации, инференции, способы обучения. Дается развернутая характеристика естественного языка как ресурса обучения нейросети, анализируется программирование на естественном языке. Особо подчеркивается специфика естественного языка нейросети как совокупности языковых практик, отражающих весь оцифрованный опыт человечества, включая стереотипы, неравенства, язык вражды и другие феномены, в конечном счете, продуцирующие проблему предвзятости. Значительное внимание уделяется анализу феноменов «политика классификации», «властный дискурс», «культурное насилие» в контексте поиска методологических оснований стратегий фильтрации и цензуры естественного языка в процессе конструирования нейронной сети. Отдельно подчеркиваются как имеющиеся в нейросетях погрешности отражены в существующих этических и конфликтологических дебатах вокруг проблемы искусственного интеллекта. Делается вывод, что текущая оценка моральных аспектов проблемы не предполагает наделение нейросетей статусом морального агента и возлагает этическую экспертизу продукта на его разработчиков. Особо отмечается, что конфликтный аспект проблемы предвзятости заключается в ее признании исключительно в отношении групп, которые к настоящему времени приобрели в результате социальных конфликтов «чувствительный» статус дискриминируемых. В заключение обосновывается острая необходимость оптимизации искусственного интеллекта в целях снижения деструктивного потенциала проблемы предвзятости, что в обязательном порядке предполагает модификацию социальных отношений в более широком контексте борьбы исключенных групп за право признания в качестве дискриминируемых.
Возникновение конфликтов в обществе, где сосредоточены различные ценности, интересы, настроения у разных социальных групп, - процесс неизбежный. Основаниями для развития данного процесса могут послужить как ряд событий, так и конкретное действие или бездействие. Теоретико-методологическая база основывается на классических теориях социального конфликта (Г. Зиммеля, Л. Козера, М. Дойча, К. Боулдинга, Р. Дарендорфа и др.) и современных работах отечественных теоретиков и практиков (А. Г. Здравомыслова, Н. В. Гришиной, Б. И. Хасан, Ю. Е. Растова, А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова, А. С. Кармина, С. М. Емельянова и др.), подчеркивающих «нормальность» конфликтного взаимодействия в любом обществе. Статья подчеркивает, что на уровне социальных общностей процедура определения источников конфликта и траектории его развития требует использования системного подхода к исследованию обширного явления - конфликтогенности. Кроме того, отмечается необходимость управления конфликтогенностью общества, т. е. поддержание ее уровня до порогового значения, после которого начинается развитие деструктивного конфликта. В рамках темы была разработана методика и проведено социологическое исследование среди молодежи г. Барнаула (18-35 лет). В опросе приняли участие 342 респондента, отобранных по полу и возрасту (квотная выборка). На втором этапе проведены глубинные интервью (n=16). Данное исследование позволяет детально понять конфликтогенные темы в повседневном общении молодежи. По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, существует определенная закономерность в выборе конфликтогенных тем, обусловленная возрастом и социальным положением молодежи. Во-вторых, конфликтогенные тематики в общении главным образом затрагивают социальные проблемы, связанные с экономическими и политическими процессами, а также нравственными изменениями, отражающимися на поведении молодежи. В-третьих, при повседневном общении молодежи на конфликтогенные темы в онлайн-формате, частота конфликтов ниже, что опровергает изначальное предположение. В-четвертых, одним из источников конфликтогенности в молодежной среде г. Барнаула служит низкий уровень развития отдельных объектов социальной инфраструктуры города. Таким образом, в исследовании подчеркивается важность понимания конфликтогенных тем в общении молодежи и их влияния на социальные взаимодействия и эмоциональное состояние.
В статье рассматривается расширение геополитического влияния Китая в Африке через участие китайского миротворческого контингента в урегулировании континентальных военных конфликтов, в частности на примере Судана. Специфика миротворческой деятельности, в том числе и КНР, подразумевает не только получение непосредственной материальной выгоды от проведения миротворческих миссий, но и часто сопряжена с функционированием в наиболее конфликтогенных регионах, к которым относится и африканский континент, характеризующийся низкой грамотностью населения, территориями, богатыми природными ресурсами, множеством локальных и трансграничных конфликтов и войн. Авторами данной статьи проводится комплексное исследование общих аспектов миротворческой деятельности Китайской Народной Республики в африканской подсистеме международных отношений как фактора экспансии КНР на континент на примере суданского конфликта. Методологической основой исследования является системно-структурный подход, в основе которого лежит изучение миротворческой деятельности Пекина; используются два методологических принципа: «принцип универсализма» и «принцип узкого толкования» объекта исследования. Авторами применен метод анализа миротворческих операций КНР, а также интерпретационный анализ статистических и политико-правовых документов в сфере регулирования миротворческой деятельности. В работе дан комплексный анализ причин конфликта в Судане и описана роль Пекина в его урегулировании, проанализированы экономические и геополитические интересы КНР в стабилизации региона. Значимость статьи заключается в комплексном анализе результатов миротворческой деятельности КНР в Судане. С политической точки зрения - она способствовала укреплению политических связей. С экономической - росту двусторонней торговли и увеличению китайских инвестиций в экономику и инфраструктуру Судана. С гуманитарной - реализации продовольственных, образовательных и медицинских программах в целях повышения жизненного уровня населения и смягчения последствий конфликта. С международной - содействию международному миротворчеству и укреплению международной безопасности. В целом авторы статьи пришли к выводу, что китайское миротворчество в Африке демонстрирует симбиоз гуманитарных целей и экономико-политических интересов. С одной стороны, КНР вносит значительный вклад в стабилизацию региона, предоставляя ресурсы и оказывая дипломатическую поддержку. С другой - её действия интерпретируются как часть стратегии «мягкой силы», направленной на расширение влияния и контроль над важными ресурсами.
Предметом исследования настоящей работы является профилактика моббинга в трудовых коллективах. Состояние, вызываемое у жертвы моббинга (стресс, напряженность, страх, чувство вины и др.), отражается на том, как она справляется с трудовыми обязанностями и какие решения по поводу развития в организации принимает (например, может уволиться, что повысит текучесть кадров в организации). Негативно и то воздействие, которое оказывает проявление моббинга на коллектив и организацию: ухудшение климата в коллективе, закрепление в качестве норм неэтичного поведения, отвлечение от выполняемой работы и т. д., что также сказывается на снижении результативности труда коллектива и социально-психологическом климате. В связи с этим целесообразно изучить возможности профилактики моббинга в организациях Основными методами исследования выступили теоретические методы (анализ, синтез, обобщение литературы по проблеме и профилактике моббинга в служебных коллективах). Использован и метод теоретического моделирования (разработка модели профилактики моббинга в служебных коллективах). В проведенном теоретическом исследовании было выяснено то, что моббинг нередко начинается с подачи руководителя (осознанно или неосознанно, когда, например, руководитель поощряет конкуренцию) или даже управляется им (когда стоит задача - выжить какого-либо сотрудника). Конкретные мероприятия модели профилактики моббинга в организации предлагается разграничить на два этапа (подготовительный, основной). В рамках данных этапов мы предлагаем три направления профилактической работы с моббингом: нормативное, организационно управленческое, социально-психологическое. Нами разработаны рекомендации руководителю по профилактике моббинга в служебных коллективах. Нами была разработана модель профилактики моббинга в организации, объединяющая и систематизирующая существующие представления о мерах профилактики этой формы психологического насилия. Мероприятия модели профилактики моббинга в организации разграничены на два этапа (подготовительный, основной) и три направления (нормативное, организационно-психологическое). Были определены следующие задачи деятельности организации в рамках модели профилактики моббинга в организации: 1. Внедрение и закрепление в локальных нормативных документах организации норм корпоративной этики. 2. Поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. 3. Развитие управленческих навыков и управленческой культуры руководителей.
Предметом исследования данной работы является изучение связи между личностными особенностями и стилем поведения в конфликте у сотрудников организации. Объектом настоящего исследования являются психологические феномены: личностные особенности и стиль поведения в конфликте. В работе авторами рассмотрена важность исследования личностных особенностей как фактора, который влияет на стили поведения в конфликтной ситуации. На основе изучения личностных особенностей сотрудников можно осуществлять профилактику и предупреждение конфликтных ситуаций в организации. Авторами проведено эмпирическое исследование, целью которого является изучение связи между личностными особенностями и стилем поведения в конфликтной ситуации. Нами было организовано и проведено исследование, респондентами которого были 40 сотрудников мужского пола и 2 сотрудницы женского пола организации ООО «Профмонтаж». Возраст составил от 28-40 лет. Вся выборка представляет собой генеральную совокупность сотрудников - инженерно-технический персонал - мастера по установке окон и дверей. Опрос проводился в нерабочее время на основе добровольного согласия респондентов. Методы исследования были определены в соответствии с целью и задачами исследования и включали в себя: 1) Фрайбургский личностный опросник FPI, 2) 16-факторный опросник Р. Б. Кеттелла, 3) Тест Томаса-Килманна «Определение способов регулирования конфликтов». 1. Стратегию соперничества в конфликте выбирают импульсивные, раздражительные, достаточно пессимистично относящиеся к действительности, не слишком стремящиеся к общению, даже интровертированные, эмоционально лабильные, самостоятельные, автономные, упрямые, настойчивые в достижении своих целей, тревожные, беспокойные, напряженные, раздражительные, фрустрированные, психологически собраны и находящиеся в ожидании угрозы, неудачи, испытывающие затруднения в саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения. 2. Стратегию сотрудничества в конфликте выбирают респонденты общительные, искренние, спокойно, уравновешенно реагирующие на различные жизненные и профессиональные ситуации, в том числе трудности, проблемы, достаточно адекватно и реалистично оценивающие их, стремящиеся быть объективными, рациональными, способные к компромиссам, сдержанные, проницательные, умеющие выстраивать общение на дипломатическом уровне, умеющие находить наиболее «мягкий» выход из конфликтной ситуации, в том числе готовые и уступить в чем-либо, поскольку не склонны быть напористыми в конфликте.
В настоящее время мы наблюдаем очередную волну экспансии правых настроений в Европе и за её пределами, что уже успело сказаться на результатах большинства национальных европейских выборов последних лет и выборов в Европейский парламент в 2024 г. На Апеннинах победу в июне прошлого года праздновали правые популисты из «Братьев Италии», сумевшие удержать безоговорочное лидерство в объективно непростых условиях через два года после триумфа на национальных парламентских выборах, позволившего им сформировать и возглавить правительство страны в составе правоцентристской коалиции. Автор полагает, что одним из факторов успеха «Братьев Италии» являются умело реализуемые политической силой дискурсивные стратегии. Предметом исследования в данной работе выступает стратегия конструирования и поддержания конфликта, доминирующая в дискурсе партии и ее лидера Джорджи Мелони. Основные результаты получены методом качественного анализа дискурса материалов, размещенных на официальных страницах партии в социальных сетях, официальных речей и публичных интервью руководящих лиц итальянских правых партий. Новизна исследования заключается в выборе для критического анализа актуальных образцов правого дискурса, полученные результаты могут быть использованы в компаративистских исследованиях популистского дискурса и стратегий самопрезентации европейских правых сил. В частности, было установлено, что «Братья Италии» в значительной мере выстраивают собственную идентичность на постоянно поддерживаемых в дискурсе конфликтах. Принципиально важной представляется множественность задаваемых конфликтов и субъектов, назначаемых на роль оппонентов. Отдельное внимание в работе было уделено политике памяти. Впервые в отечественной литературе описана структура и функции «мартиролога», унаследованного «Братьями Италии» от постфашистского Итальянского социального движения. По мысли автора, и в этой сфере имеет место сознательно сконструированный конфликт, однако, конечная цель состоит не в противостоянии, а в легитимации прошлого правых партий.