Научный архив: статьи

СИСТЕМНЫЕ СВЯЗИ АХРОМАТИЧЕСКОГО ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ «БЕЛЫЙ»: КОРПУСНЫЙ ПОДХОД (2025)

Цель работы - изучение системных связей ахроматического цветообозначения белый с другими цветообозначениями для определения особенностей концептуализации фрагмента цветового пространства в русской лингвокультуре. Анализ проводится на материале Национального корпуса русского языка. В качестве методов используются этимологический, лексикографический, корпусный, контекстуальный и концептуальный подходы, которые позволяют определить коллокации цветообозначений, классифицировать их по типу отношений, установить частотность сочетаемости и тематику, связывающую цветообозначения в рамках цветового пространства русской лингвокультуры.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 5 (899) (2025)
Автор(ы): ПЕРЕДРИЕНКО ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА
Сохранить в закладках
СПОСОБЫ ВЕРБАЛИЗАЦИИ МИМИКИ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ТИФЛОКОММЕНТАРИЯХ К ДРАМАТИЧЕСКИМ КИНОПРОИЗВЕДЕНИЯМ (2025)

В статье проводится анализ способов описания мимики в русскоязычных тифлокомментариях к драматическим кинофильмам. Цель исследования заключается в систематизации методов описания мимических выражений, используемых тифлокомментаторами. В ходе работы был проведен анализ материала с использованием программного комплекса «Генератор сбалансированного лингвистического корпуса и корпусный менеджер». Основные методы исследования - фреймовое моделирование, корпусный анализ и метод сплошной выборки. Результаты исследования показали, что мимика может быть описана с помощью глаголов, конструкций «наречие образа действия + глагол», деепричастий или деепричастных оборотов, причастий, прилагательных, а также конструкций «часть речи + соматизм».

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 5 (899) (2025)
Автор(ы): ГОРБУНОВА КРИСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (2025)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье поставлена проблема ориентированности повышения квалификации преподавателей вузов на принципы целостности, саморазвития и творческой направленности личности. Описано применение системного и синергетического подходов и особенности их интеграции. Цель исследования. Заключается в проектировании модели организации повышения квалификации преподавателей высшей школы на основе системно-синергетического подхода. Методология (материалы и методы). В работе использовались методы теоретического анализа и обобщения, анкетирования, педагогического моделирования, обработки эмпирических данных. Для выявления особенностей организации существующих программ повышения квалификации, существующих проблем и пожеланий по улучшению был проведен опрос преподавателей вуза, имеющих разный профиль читаемых дисциплин. Результаты. Представлено понимание системно-синергетического подхода в применении к повышению квалификации, проанализированы современные тренды организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в системе непрерывного профессионального образования. Показана схема индивидуальной образовательной траектории преподавателя высшей школы. Проведено анкетирование преподавателей вуза, которое показало большую долю неудовлетворенности в качестве программ повышения квалификации, связанную с формализмом, преобладанием внутриорганизационной модели, отсутствием или недостатком дополнительной психолого-педагогической подготовки (для преподавателей технического вуза), отсутствие обратной связи и др. На основе проведенного анализа теоретического материала и эмпирических данных разработана модель организации повышения квалификации преподавателей высшей школы с учетом принципов системно-синергетического подхода. Отмечено, что этот подход через призму принципов преемственности, интеграции, вариативности и модульности образовательных подсистем и ее элементов создает необходимые условия для выбора наиболее эффективного индивидуального образовательного маршрута в системе повышения квалификации преподавателя вуза.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 3 (64) (13 ст.) (2025)
Автор(ы): Романова Людмила Михайловна
Сохранить в закладках
СЕМИОТИЧЕСКАЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМЫ КУЛЬТУРНОГО КОДА (2025)

В статье анализируются принципы и подходы к изучению культурных кодов сквозь призму трех основных исследовательских парадигм: семиотической, культурологической и теологической. Цель исследования - систематизировать существующие подходы к изучению культурного кода, выявив их методологические принципы и специфические характеристики. Для достижения поставленной цели в исследовании применялись сравнительный, концептуальный, типологический и семиотический методы. В результате проведенного исследования было достигнуто более глубокое понимание природы культурного кода, его влияния на формирование идентичности и его роли в системе культурных знаков, которое открывает новые перспективы для дальнейших научных исследований.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (898) (2025)
Автор(ы): Батыршин Радик Ирикович
Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННЫЕ САДЫ И ПАРКИ ЯПОНИИ: НОВЫЕ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ (2025)

В условиях дефицита площадей японские мегаполисы развивают новые формы садово-паркового искусства. Микросады возрождаются в жилой застройке, сохраняя философию единения с природой. Сады на крышах зданий (торговых центров, офисов) приобретают новые функции: рекреацию, брендинг, агрокультуру. Можно наблюдать и возрождение исторических типов садов, и актуальность сухих садов. Парки эволюционируют в многофункциональные общественные пространства: ландшафтные музеи и уникальные экопарки на болотах, сочетающие сохранение природы, туризм и просвещение. В целом сады и парки до сих пор остаются ключевым элементом экосознания и культурной идентичности Японии.

Издание: ПРОЕКТ БАЙКАЛ
Выпуск: № 85, Том 22 (2025)
Автор(ы): Коновалова Нина
Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ (2024)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье на основе диагностики учителей математики выделены их профессиональные затруднения в преподаваемой области, представлены рекомендации по устранению выявленных проблем, анализируется вопрос совершенствования предметной компетентности учителей математики. Ставится цель определения и обоснования педагогических условий совершенствования предметной компетентности учителя математики в системе повышения квалификации педагогов. Описаны особенности формирования предметных компетенций у учителей математики в системе дополнительного образования (ДПО) с использованием различных форм и технологий обучения. Продемонстрирована возможность организации обсуждения кейс-заданий на методических семинарах учителей. Основной акцент сделан на обоснование эффективности применения информационно-образовательной среды (ИОС) на базе платформы Moodle в развитии предметной компетентности учителей математики. Методологической основой исследования выступают положения компетентностного подхода в образовании, согласно которому возникает потребность формирования у учителей необходимых компетенций, и, как следствие, создание специальной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Отмечается необходимость использования синергетического подхода, обусловленная осмыслением и переосмыслением содержания предметного знания, соотнесением его сущности с актуальными значениями, установлением причинно-следственных и интуитивных связей учителями математики в рамках системы дополнительного образования. Описание результатов связывается с характеристикой профессиональных дефицитов учителей математики и возможными путями их устранения в рамках системы ДПО педагогов на основе использования ИОС. Научная новизна работы заключается в определении психолого-педагогических особенностей повышения квалификации учителей математики в овладении способами решения математических задач повышенной сложности. Практическая значимость авторских предложений заключается в возможности их применения в системе повышения квалификации, центрах непрерывного повышения профессионального мастерства и других учреждениях дополнительного профессионального образования педагогических работников. Перспективы исследования связываются с разработкой программ повышения квалификации учителей математики на основе сетевых технологий, а также в разработке системы онтологий для обеспечения взаимосвязей и согласованности различных исследований, т. е. выполнение онтологического инжиниринга содержания предметной компетентности учителя математики.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 1 (58) (2024)
Автор(ы): Кузнецова Ирина Викторовна, Буракова Галина Юрьевна, Карпова Татьяна Николаевна
Сохранить в закладках
Случай одностороннего каротидно-кавернозного соустья и ипсилатеральной гемангиомы орбиты (2025)

Представлен редкий клинический случай сочетанного поражения орбиты: каротидно-кавернозного соустья (ККС) и ипсилатеральной гемангиомы у пациента 67 лет. Дифференциальная диагностика ККС и новообразований орбиты представляет определенные трудности. Золотым стандартом визуализации данной орбитальной патологии является компьютерная и магнитно-резонансная томография (КТ и МРТ), в том числе в режиме ангиографии. Однако эти методы дорогостоящие, не всегда доступны, имеют ряд ограничений и противопоказаний, их проведение не всегда возможно. Ультразвуковое исследование (УЗИ) с оценкой кровотока является доступным и высокоинформативным методом, позволяющим оценить изменения кровотока в ретробульбарных сосудах, дифференцировать аваскулярные и васкулярные структуры орбиты. При диагностике ККС применяют УЗИ в режиме цветового допплеровского картирования (ЦДК), которое позволяет визуализировать расширение диаметра верхней глазной вены (ВГВ) с признаками артериального кровотока и оценить показатели гемодинамики в орбитальных сосудах. В представленном клиническом случае пациенту было проведено УЗИ правой орбиты, в верхне-наружном квадранте ретробульбарной зоны выявлено увеличение диаметра ВГВ с признаками артериализации венозного кровотока в режиме ЦДК, что является объективным эхографическим признаком ККС. В нижне-наружном квадранте орбиты визуализировалось средней эхогенности округлое образование с четкими контурами, в толще которого в режиме ЦДК сосуды не регистрировались, что соответствовало акустическим характеристикам доброкачественного новообразования орбиты. Данный клинический случай интересен тем, что выполненное ранее пациенту МРТ при первом обращении не позволило установить окончательный диагноз, и лишь комплексное обследование, включающее допплеровское исследование, показало наличие ККС наряду с ипсилатеральной гемангиомой еще до использования методов контрастно-усиленной визуализации. Таким образом, использование УЗИ в режиме ЦДК и импульсно-волновой допплерографии является высокоинформативным методом диагностики сосудистых заболеваний орбиты.

Издание: РЕГИОНАРНОЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ И МИКРОЦИРКУЛЯЦИЯ
Выпуск: № 3 (95), Том 24 (2025)
Автор(ы): Киселева Татьяна Николаевна, Саакян Светлана Ваговна, Луговкина Ксения Вадимовна, Мусова Нелли Фузельевна, Елисеева Елена Константиновна, Макухина Виктория Валерьевна, Матвеев Павел Дмитриевич
Сохранить в закладках
СИНТАКСИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОММУНИКАЦИИ ВЕБ 2.0 (2025)

Целью работы является описание синтаксиса цифровой коммуникации Веб 2.0, допускающей сосуществование двух типов контента: адаптированного традиционного и пользовательского. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью их синтаксических характеристик, а новизна обусловлена выбранным вектором сопоставительного анализа синтаксических параметров и синтаксических средств реализации субъективно-модального потенциала пользовательского контента и его традиционного аналога на материале профессиональных и любительских кинорецензий. Результаты исследования свидетельствуют о тенденции к сближению синтаксических черт адаптированного и пользовательского контента коммуникации Веб 2.0.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (898) (2025)
Автор(ы): ВАНЬКО ТАТЬЯНА РОСТИСЛАВОВНА
Сохранить в закладках
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЦЕННОСТИ ARBEIT (ТРУД) В НЕМЕЦКОЙ И АВСТРИЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ (2025)

Цель исследования - сопоставление ценности «труд» в немецкой и австрийской лингвокультурах. Материал исследования - данные свободных ассоциативных экспериментов, проведенных с носителями немецкой и австрийской лингвокультур. Они представлены в Австрийско-немецко-русском ассоциативном словаре базовых ценностей. При обработке материала используются полевой метод, анализ и синтез, сопоставительный метод. В результате было установлено, что отношение немецких и австрийских респондентов к труду различное. Для немецких респондентов труд - это способ достижения материальных благ, для австрийских - возможность самореализации и достижения успехов в карьере.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (897) (2025)
Автор(ы): ХЛОПОВА АННА ИГОРЕВНА
Сохранить в закладках
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЕГО ПОКАЗАТЕЛЕЙ (2025)

В XXI веке возникли беспрецедентные условия, требующие от экономических отраслей технологического обновления для поддержания конкурентоспособности. Ключевую роль в этом играет производственный комплекс - сложная система, объединяющая инфраструктурные элементы, человеческий капитал, материально-техническую базу и административные структуры. Эффективное функционирование этого многокомпонентного механизма требует выверенных управленческих решений как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Главная задача производственного сектора сегодня - это удовлетворение жизненно важных потребностей граждан и обеспечение национальных интересов страны на внутренней и международной арене. В современных условиях возрастающих рисков и неопределенности возникает острая необходимость в инновационных подходах к управлению. Это обусловлено не только кризисными явлениями, но и стремительным развитием постиндустриальной эпохи, которая характеризуется интенсивным внедрением научных и технологических достижений.

Цель статьи - определить стратегию развития деятельности предприятия, направленную на повышение результативности его показателей. Практическая значимость исследования определяется необходимостью разработки стратегий и стратегических планов для производственных предприятий с учетом современного развития экономики, а также внедрения данных стратегий в практическую деятельность предприятий.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 3 № 2 (2025)
Автор(ы): Орловский Андрей Сергеевич
Сохранить в закладках
США И ДЕПОРТАЦИЯ НЕМЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ С ТЕРРИТОРИИ ПОЛЬШИ И БЫВШИХ ЗЕМЕЛЬ ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ В 1945-1948 ГГ (2023)

Современный кризис Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений побуждает обращаться к истокам современных европейских проблем. В данной статье рассматривается политика США в отношении депортации немцев с территории Польши и бывших восточногерманских земель в первые послевоенные годы. Исследуются основные мотивы американского руководства при переселении немецкого населения с территорий к востоку от линии Одер-Нейсе. Предпринимается попытка оценить влияние данного вопроса на генезис Холодной войны. Автором проанализирован большой объем фактологического материала и сделаны выводы о двойственности политики США по вопросу депортации немцев с присоединенных к Польше земель Восточной Германии. Установлено, что в мотивах американского руководства доминировал прагматизм, а экономические факторы играли решающую роль в выборе политической тактики. Ответственность за антигуманные методы переселения немцев, используемые польским правительством, руководство США возлагало на СССР, что в немалой степени способствовало эскалации разноггласий в отношениях двух держав. Обосновывается, что политика США носила амбивалентный характер и ограничивалась в основном дипломатическими методами, которые не всегда сопровождались адекватными административными и финансово-экономическими мерами

Издание: НОВОЕ ПРОШЛОЕ
Выпуск: № 2 (2023)
Автор(ы): Немчанинов Даниил Григорьевич
Сохранить в закладках
СИНОНИМИЧЕСКОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ ПРИ ОПИСАНИИ ХАРАКТЕРА ПЕРСОНАЖА (2025)

В статье исследуются особенности индивидуально-авторского синонимического варьирования при описании характера литературного персонажа в романе Д. Остин «Разум и чувство». Цель исследования - определить индивидуально-авторские особенности синонимического варьирования как процесса и результата авторской художественной рефлексии. Для выявления синонимических средств различной степени близости использовались такие методы, как лингвопрагматический, контекстуальный анализ и прагмааксиологическое моделирование, позволяющие эксплицировать противоречивый образ Эдварда Феррарса, выявить вектор его интерпретации читателем. В результате лингвопрагматического анализа осуществлено моделирование иерархически организованных текстовых синонимических парадигм, раскрывающих в авторской проекции концептуально значимые черты характера персонажа.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (897) (2025)
Автор(ы): Серебрякова Светлана Васильевна, ПРОТОПОПОВ ИЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВИЧ
Сохранить в закладках