Научный архив: статьи

СУЩНОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2023)

Цель исследования. Статья посвящена проблеме определения сущности и механизма действия ограничений прав человека и гражданина в Российской Федерации. В статье перечисляются поколения прав человека и содержания прав человека и гражданина в Конституции Российской Федерации, дается их краткая характеристика. Рассматриваются доктринальные подходы определения «ограничение прав» и приводятся конкретные примеры из правоприменительной практики. Целью исследования является теоретическая и практическая оценка сущности механизма ограничения прав человека и гражданина в Российской Федерации. В статье используются диалектический, исторический, формально-юридический, логический, сравнительно-правовой и другие методы познания. Выводы. В Российской Федерации отсутствует единообразный подход к определению сущности механизма ограничения прав и свобод человека и гражданина. Права, закрепленные в главе второй Конституции Российской Федерации могут быть ограничены и ограничиваются в связи с различными объективными обстоятельствами, при этом законодатель не выработал четкого механизма ограничения прав, в связи с чем мы можем видеть, что в отдельных случаях ограничения прав выражается в установлении конкретных рамок, а в других - полный запрет на совершения определенных действия.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 8 (36 ст.) (2023)
Автор(ы): Морозов Данил Александрович
Сохранить в закладках
СТУДЕНТЫ КАК УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗОВ (2025)

В статье анализируется опыт Воронежского государственного университета в проведении молодежных международных мероприятий, роль инициативы студентов в планировании мероприятий международного сотрудничества. Обсуждается реализация инициатив, закрепленных в Стратегии молодежной политики, направленных на укрепление международных связей и сотрудничества в сфере высшего образования.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Меляков Д.А.
Сохранить в закладках
С. С. УВАРОВ - СОЗДАТЕЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (2025)

Статья посвящена основным аспектам образовательной и научной политики, связанной с именем графа С. С. Уварова, министра народного просвещения в царствование Николая I в 1830-е-1840-е гг. В результате его деятельности была создана целостная система школьного и университетского образования и науки, давшая значительные результаты, начиная со второй половины XIX в. в самых различных сферах науки, техники, литературы, искусства, государственного строительства и др.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Минаков Аркадий Юрьевич
Сохранить в закладках
Социолингвистические проекты типа «Языковая единица года»: типология и динамика развития (2024)

Введение. Статья посвящена комплексному системному анализу социолингвистических проектов типа «Языковая единица года» в различных лингвокультурах. Существует ряд исследований, касающихся темы социолингвистических проектов «Слово года», которые изучают активизацию лексикотематических групп в рамках календарного года. Актуальность данного исследования основана на отсутствии научных работ, дающих комплексное представление о социокультурных проектах, направленных на выявление механизмов и приоритетов языковой рефлексии через иные семантические единицы. Целью исследования является фиксирование и анализ проектов, инициируемых разными странами в период с 1971 года, начала запуска первого проекта в Германии, по настоящий момент, выявление закономерностей и отличий. Новизна исследования заключается в рассмотрении указанных социолингвистических проектов в более широком охвате лингвокультур и анализе различных семиотических единиц, отражающих влияние экстралингвистических процессов на языковое сознание.

Материалы и методы. Осуществлен критический анализ баз данных и официальных страниц сайтов проектов, изучены научные публикации и новостные статьи интернет-изданий. В ходе исследования применялись методы наблюдения, сравнения, обобщения, анализа, синтеза и интерпретации данных.

Анализ. Изучены закономерности и особенности развития проектов «Слово года» в медийном дискурсивном пространстве. Систематизированы исследуемые проекты по языкам и странам осуществления, периодам их реализации, выявлены площадки размещения информации о проектах, выделены осуществляющие их организации и поставленные организаторами цели.

Результаты. Исследование позволило зафиксировать 71 проект типа «Языковая единица года», которые проводятся на протяжении второй половины XX и первых десятилетий ХХI века в 29 странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки и в Австралии на 21 языке мира. Выявлено существенное изменение направления вектора интереса общественности, медийных акторов и исследователей в сторону иных семиотических единиц: жестов, иероглифов, цифр, эмодзи, мемов.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 11, № 2 (2024)
Автор(ы): Долгая Татьяна Анатольевна
Сохранить в закладках
Сибирь в работе Пьера Леруа-Больё «Обновление Азии: Сибирь, Китай, Япония» (2024)

Введение. В статье речь пойдет о репрезентации Сибири в работе французского автора Пьера Леруа-Больё «Обновление Азии: Сибирь, Китай, Япония» (1900 г.).

Материалы и методы. Источник «Обновление Азии: Сибирь, Китай, Япония» не переводился на русский язык и впервые вводится в научный оборот. В нем представлен позитивный образ России. Работа Пьера Леруа-Больё – это серьезный труд, основанный на статистических данных, научных исследованиях и личных наблюдениях автора, сделанных в ходе путешествия по Сибири. В работе использованы методологические принципы междисциплинарного научного направления имагологии, а также исследовательские подходы пространственной имперской истории, которая предполагает не только изучение практик освоения пространства, но и его репрезентации.

Анализ. В статье на конкретных примерах показано, как Пьер Леруа-Больё конструировал пространство «новой» Сибири. Обновление Сибири он связывал со строительством Транссибирской железной дороги, которую считал «шедевром столетия». Автор акцентировал внимание читателей на свидетельствах прогресса, урбанизации, писал о потенциале Сибири, но не забывал о проблемах и препятствиях на пути развития. Он избавлялся от маркеров загадочности и опасности этой территории и разрушал сложившийся во французском дискурсе образ Сибири с «плохой славой». В статье показано, как автор помогал своим читателям «вообразить» огромное пространство Сибири. Сравнивая пространство Сибири с пространством Северной Америки, автор стремился сделать Сибирь понятной европейцам и ментально приблизить пространство Сибири. Изучается образ сибирских городов в работе Пьера Леруа-Больё. Уделяется внимание представлению автора о толерантности русских и их взаимоотношениях с туземным населением. Представлены факты биографии автора, который происходил из хорошо известной семьи Леруа-Больё.

Результаты. Проведенный анализ источника показал, что на смену старого образа Сибири с «плохой» славой, который не соответствовал новым реалиям конца XIX – начала ХХ вв. во французском дискурсе конструировался образ «новой» Сибири.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 11, № 2 (2024)
Автор(ы): Моисеева Екатерина Николаевна, Ковалевский Сергей Алексеевич
Сохранить в закладках
СВЯЗЬ ТИПОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ВНУТРИЛИЧНОСТНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ (2025)

В статье ответственность рассматривается как одно из новообразований юношеского периода, необходимое для реализации задач взрослости. На основе эмпирических данных проводится анализ связи типов внутренней и внешней ответственности с внутриличностной конфликтностью студентов.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Тимофеева Ольга Валерьевна, САМСОНОВ А.С.
Сохранить в закладках
Славянская идея и ее формы в публицистике представителей Русского Зарубежья в 1920-е гг. (2024)

Введение. В основе статьи – проблема формирования представлений о славянской идее в публицистике Русского Зарубежья 1920-х годов.

Материалы и методы. Анализируются публицистические работы видных представителей русской послереволюционной эмиграции, принадлежавших различным политическим и идеологическим течениям: А. С. Изгоева, П. Б. Струве, П. Н. Милюкова, Н. А. Фиркса, Е. В. Спекторского, А. Л. Погодина, В. И. Лебедева.

Анализ. Автор рассматривает специфику взглядов представителей различных течений русской общественно-политической мысли на славянский мир и межславянские отношения в новых политических условиях, сложившихся после окончания Первой мировой войны. К результатам войны можно отнести, в частности, последовавшие процессы национально-политического переустройства Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы (ЦВиЮВЕ), а также произошедшие в России (1917 г.) и Австро-Венгрии (1918 г.) революции. Эти события и процессы подтолкнули современников к переосмыслению ранее устоявшихся воззрений на славянскую идею, а также перспектив ее применения при построении различных проектов в регионе.

Результаты. Возникшие в русской зарубежной среде дискуссии о славянской идее затрагивали проблемы будущего славянского мира, места и роли в нем России, соотношения большевистского фактора и славянства, взаимозависимости форм славянской идеи и национальных политических проектов созданных полиэтничных государств ЦВиЮВЕ, прежде всего Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев / Югославии.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 11, № 2 (2024)
Автор(ы): Клочков Роман Александрович
Сохранить в закладках
СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ СОКРАЩЕНИЯ ОБЪЕМА И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (2024)

В статье рассматривается непропорциональность речи преподавателя и студента на уроке иностранного языка в вузе. Это явление приводит к негативному эффекту, который отражается на объеме и качестве речевой деятельности студента на уроке. Экспериментальный прием наблюдения как со стороны самого преподавателя, так и со стороны коллеги-преподавателя позволяет установить объем и качество речевой деятельности преподавателя на уроке. С этой целью автором был проведен анализ девяти уроков трех преподавателей английского языка филологического факультета Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, обучавших студентов по программе бакалавриата (45.03.01) направления подготовки «Филология» в 2023/2024 учебном году. Цель работы - определить способы повышения количества и качества речевой деятельности студента путем сокращения объема речевой деятельности преподавателя и использования эффективных методов, способствующих активизации речевой деятельности студента. Автор отмечает целесообразность повышения мотивации студентов к участию в речевом взаимодействии с помощью более систематической работы обучаемых в парах, группах, а также участия в дискуссиях, использования игр и выполнения проектов. Преподаватель достигнет большего успеха в активизации речевой деятельности студентов при использовании вопросов открытого типа, побуждающих к размышлению. Студенты будут выстраивать более продуманные, содержательные, развернутые ответы, если преподаватель будет выделять студенту большее количество времени на обдумывание ответа.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 4 (2024)
Автор(ы): Аблякимова Фаузия Гильмрахмановна
Сохранить в закладках
СИОНИЗМ В ОЦЕНКАХ ПРЕЗИДЕНТОВ США: 1913-1929 ГГ. (2024)

В статье представлены результаты исследования сионистского вопроса в международной политике президентов США в период с 1913 по 1929 гг., а также рассмотрены аспекты проблемы и образы её, формируемые в периодической печати Америки. Процесс эволюции восприятия международных отношений президентами США в период Новейшего времени и современности давно является предметом глубокого и всестороннего изучения специалистами самого широкого профиля. На примере изучения проблем сионизма и Ближнего Востока представляется возможным выявить общие закономерности, свойственные формированию образа «кризисного региона» в выступлениях и документах американских президентов, и проследить, какие отличия существуют в конструировании «воображаемого кризиса» у В. Вильсона, У. Гардинга и К. Кулиджа. Автор рассмотрел взаимодействие между политическими деятелями США, американским обществом, американскими евреями и арабскими дипломатами. В результате проведенного исследования автором были сделаны выводы о трансформации проводимой в отношении евреев США политики, а также о развитии сионистского вопроса в целом: процесса переселения евреев в единый центр в Палестине, взаимодействия с Великобританией и другими европейскими странами по еврейскому вопросу.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 4 (2024)
Автор(ы): Селифонтова Дарья Юрьевна
Сохранить в закладках
Совершенствование силовой подготовленности квалифицированных спортсменов-гандболистов (2025)

Проблема научного обоснования методики совершенствования специальных силовых способностей квалифицированных гандболистов в подготовительном периоде тренировки не теряет своей актуальности. Предметом явилась методика специальной силовой подготовки квалифицированных гандболистов к ведению силового контактного противодействия в защите. Цель — разработка методики развития силовых качеств квалифицированных гандболистов для ведения силового контактного противодействия. Материалы и методы. Исследование проходило в 2020–2023 гг. с участием 32 спортсменов — представителей двух команд Высшей гандбольной лиги; возраст испытуемых — 18–24 года. В целях оценки подготовленности спортсменов проводились тестирование, сравнительный педагогический эксперимент. Для сравнения показателей тестирования использован Т-критерий Уайта. Результаты и обсуждение. Разработана схема, отражающая средства силовой подготовки гандболистов. Каждый блок средств силовой подготовки представлен двумя комплексами упражнений: первый блок включает два комплекса упражнений с отягощением внешними предметами и весом собственного тела, второй блок состоит из двух комплексов упражнений контактного силового противодействия в парах и в группах. Предложен вариант использования средств, методов и дозировки нагрузки в тренировочном процессе мужских гандбольных команд в подготовительном периоде. Выводы. Эффективность использования предложенной методики силовой подготовки подтверждена результатами педагогического эксперимента. Спортсмены экспериментальной группы в 50% контрольных тестов улучшили показатели силовой подготовленности на достоверном уровне при 5% уровне значимости, а также соревновательную деятельность в серии игр с другими ведущими командами.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 3 (102), Том 30 (2025)
Автор(ы): Зверев Сергей Леонидович, Асеева Анна Юрьевна, ФИЛАТОВА НИНА ПЕТРОВНА
Сохранить в закладках
Служебно-профессиональное воспитание курсантов образовательных организаций МВД России в условиях организованного досуга. Часть 1. Литературно-музыкальная гостиная «Наша культура» (2025)

Целью представленного цикла из трех статей по заявленной теме служат характеристика и научное обоснование методик воспитания курсантов образовательных организаций МВД России, раскрывающих специфику их организованного досуга в контексте служебно-профессионального воспитания с опорой на групповую и индивидуальногрупповую формы работы, интегрированные в систему общеуниверситетских и общефакультетских мероприятий. Центральной идеей служебно-профессионального воспитания курсантов в данном случае выступает базовый педагогический концепт формирования морально-нравственного самосознания личности, ее служебно-профессиональной убежденности, укрепления чувства долга, патриотизма. Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составили положения научной школы «Педагогика смысложизненных ориентаций в системе подготовки кадров для органов внутренних дел России» (И. В. Ульянова), в которой раскрыта сущность философского, общенаучного, конкретно-научного, технологического уровней служебно-профессионального воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Охарактеризовано содержание следующих методик организованного досуга: «Литературно-музыкальная гостиная „Наша культура“», «Киноклуб „Ракурс“», «Художественно-творческие проекты», «Дневник событий и саморазвития». Результаты и обсуждение. Значительная часть курсантов, начинающих обучение в образовательных организациях МВД России, транслируют следующие трудности, сопряженные с проблемами предшествовавшего школьного образования и свойственные многим современным российским абитуриентам независимо от специфики избранной профессии: социальный инфантилизм, общекультурную и коммуникативно-речевую некомпетентность, рефлексивную пассивность, склонность к первичной киберзависимости. Это становится серьезным препятствием для отказа в российской системе образования от либерального (постмодернистского) дискурса и эффективного перехода к подлинно национальной образовательной доктрине, сочетающей учебно-воспитательные традиции и новации (она, доктрина, масштабно отражена в законодательном арсенале, однако спорадически внедряется в повседневную образовательную практику). При этом необходим учет изначального включения курсантов образовательных организаций МВД России в служебную деятельность в качестве рядовых полиции, принятия ими Присяги, что требует интенсификации адаптационного процесса. Выводы. Служебно-профессиональное воспитание курсантов образовательных организаций МВД России — процесс полиаспектный, полиэтапный, динамичный, обусловливающий поиск и совершенствование воспитательных методик, которые выступят в качестве значимых ресурсов для эффективной профессионализации, гармоничного развития личности.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 3 (102), Том 30 (2025)
Автор(ы): Ульянова Ирина Валентиновна
Сохранить в закладках
Социально-психологический портрет осужденного, склонного к побегу из мест лишения свободы (2025)

Цель — выявление социально-психологических особенностей осужденных, склонных к побегу из мест лишения свободы. Материалы и методы. Для исследования выбраны: методика «Акцент — 2-90»; методика психологической диагностики механизмов психологических защит; психодиагностическая система Келлермана-Плутчика для исследования механизмов психологических защит осужденных; методика исследования уровня субъективного контроля; анкета для выявления уголовно-правовых и социально-демографических особенностей личности; анкета для экспертов в целях выявления особенностей поведения осужденных в местах лишения свобод; методика выявления ценностных ориентаций личности. Результаты и обсуждение. Представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей осужденных, состоящих на профилактическом учете как склонные к побегу. Проведен сравнительный анализ исследования данной категории осужденных с осужденными, состоявшими на профилактическом учете по другим причинам и не состоявшими на профилактическом учете. Выводы. Осужденные, склонные к побегу, имеют как общие черты с осужденными, состоящими на профилактическом учете, так и специфические, которые могут детерминировать данный вид пенитенциарного преступления.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 3 (102), Том 30 (2025)
Автор(ы): Качкина Лилия Сергеевна
Сохранить в закладках