Японский менеджмент - сложная система, основанная на национальной культуре и менталитете. Эта модель отличается от западных гибкостью, адаптацией и гармоничным взаимодействием внутри коллектива. Ключевые элементы мотивации в японском менеджменте: сильная корпоративная культура, пожизненный найм, система повышения по заслугам, коллективная ответственность, вознаграждение, учитывающее долгосрочную перспективу. Группизм является ключевым фактором успеха предприятий, формируя чувство принадлежности к группе и коллективную ответственность. Взаимоотношения по вертикали в японской культуре основаны на власти и авторитете, где старшие наделяются властью и становятся авторитетами благодаря опыту и статусу. Культура страны ориентирована на коллективизм, где группа становится центром жизни и формирует ценности, установки и поведение своих членов. Японский менеджмент отличается от западных моделей уникальным подходом к управлению человеческими ресурсами, основанным на доверии, уважении и поддержке.
Цель исследования - систематизация и обобщение когнитивного процесса понимания текста человеком и искусственным интеллектом. В статье проводится сравнительный анализ с использованием конкретной модели понимания текста, обосновывается важность контекста и субъективного восприятия. Психолингвистический анализ помогает описать когнитивные процессы понимания текста человеком. Компьютерный анализ дает описание алгоритмов машинного обучения и искусственных нейронных сетей. В результате сравнительного анализа выявляется, что понимание текста человеком включает в себя не только рациональный анализ, но и культурный, эмоциональный и индивидуальный опыт. Человек в отличие от искусственного интеллекта способен к более глубокой интерпретации семантического и эмоционального содержания текста.
В статье рассматривается организация производства германия в РФ с позиций системного подхода. Задача отнесена к слабоструктурированным проблемам социотехнической системы: решения принимаются при неполных данных и с опорой на экспертные оценки. Описываются этапы системного анализа, приводится краткий исторический обзор отрасли, характеризуются сырьевая база и технологии извлечения германия. Перечислены ключевые сферы применения элемента: ИК‑оптика, волоконно‑оптические линии связи, фотовольтаика, электроника и оборонные технологии. Выявлены барьеры развития отрасли в России и предложены системные решения: освоение новых месторождений, модернизация производств, переработка вторичных ресурсов и формирование замкнутой цепочки создания стоимости.
В статье рассматривается советский опыт интеграции Северного Кавказа в общегосударственное социокультурное и политико-экономическое пространство. Выделены основные направления и механизмы вовлечения региона в советский проект на начальном этапе его реализации в 1920–1930-е гг. Отмечается, что советская модель модернизации Северного Кавказа основывалась на принципах прогрессизма и стадиального развития общества, одним из важнейших факторов которого было национально-государственное строительство. Особое внимание в статье уделяется формированию модели управления Северным Кавказом. Подчеркивается, что советские управленческие практики в 1920–1930-е гг. были обусловлены переходом от имперских к новым советским механизмам интеграции региона. Значительную роль в этих процессах играли выдающиеся личности — политики, ученые, в том числе местные уроженцы. Доказывается, что логика интеграции Северного Кавказа, его политического, социального и административного развития в советский период во многом определялась необратимостью масштабных изменений горских сообществ, вызванных революционными событиями и их последствиями. Огромное значение в рамках процессов интеграции имело формирование единого научно-образовательного пространства, которое стало локомотивом развития всего Северного Кавказа в советский период
Данная статья предлагает отечественному читателю некоторые комментарии и размышления о подходе, именуемом «социальной агросистемой» — объяснительной модели, предложенной бельгийским историком Эриком Туном в начале XXI в. в одноименной статье 2004 г., ныне планируемой к публикации на русском языке. Полезность представленного подхода для отечественной науки обосновывается его системностью, цельностью, столь необходимой для осмысления эволюции социально-экономических порядков аграрных обществ, отдельными точечными наблюдениями, а также самим способом постановки проблемы качественной изменчивости развития региона в долгосрочной перспективе. Публикация теоретико-методической статьи на русском языке в области аграрной и социально-экономической истории является также попыткой привлечь внимание к образовавшимся лакунам в предельно важных, но ныне недостаточно исследуемых проблемах в отечественной медиевистике
В статье рассматривается такое важное для сакральной географии явление, как направление движения при различных круговых процессиях, являвшихся важным элементом культа в древних культурах мира и в современных религиозных обрядах. Движение «по солнцу» («посолонь» в древнерусских источниках) рассматривалось в большинстве культур как благоприятное, приносящее счастье и процветание, изгоняющее злые силы, а движение «против солнца» («противосолонь») использовалось или в колдовских целях, или при обращении к миру мертвых. Этот феномен анализируется на материале ближневосточных и античных культов, а также христианской теологии и культовой практики, которые выросли из античных процессионных обрядов. Особое внимание уделено различию в направлении движения в православии, где практикуются процессии против солнца, и католицизме, где все круговые процессии осуществляются по солнцу. Делается попытка объяснить эти расхождения особенностями позднеантичной практики проведения процессий
В статье рассматривается отношение Максима Грека к распространенному в русской книжности XVI в. сравнению Москвы с Иерусалимом. Автор анализирует адресованное архимандриту Симонова монастыря Герасиму Замыцкому «Сказание о сохранении святости царствующими городами» Максима Грека, рассматривая сочинение как источник информации об отношении Максима Грека к одному из ключевых концептов русской религиозно-политической мысли в XVI в. «Москва — Новый Иерусалим». Особое внимание акцентировано на идейном и культурном контексте творчества Максима Грека. Автор приходит к выводу, что афонский инок не допускал осквернения святости мест, которая некогда была дарована им Богом. Святость, по мысли Максима, как бы «физически» пронизывает святые города, освящая добродетельных христиан, которые получают дары от благодати, ниспосланной этому месту Богом. Святогорец, высказываясь на тему святости Иерусалима и Москвы и опровергая «замещение» старого Иерусалима столицей России, выстраивает повествование в русле нравственного назидания, христианского поучения о чистоте веры. Рассуждая о святости городов, находящихся под властью иноверцев, Святогорец отводит особое место православным христианам, сохранившим веру под властью мусульман, что говорит о нравственно-аскетической природе самосознания Максима Грека
Приведены результаты исследований состояния почв после прекращения орошения. Исследования проводились на территории Симферопольского района, в центральной части предгорного Крыма. Исследовались физические и агрофизические свойства почв на залежном, богарном (суходольном) и постирригационном участках. Значительное внимание уделено морфологическому описанию профилей почв. Установлено, что длительное, на протяжении 40 лет орошение привело к перераспределению по профилю ила и пыли мелкой. Агрогенная обработка почвы привела к разуплотнению почвы, что на ряду, с увеличением дефляционно-опасных фракций гранулометрического состава неблагоприятно сказывается на противодефляционных свойствах почвы. При анализе гумусового состояния почв исследованных участков выяснилось, что черноземы на постирригационном участке содержат меньше всего гумуса.
В статье проведён анализ современного состояния виноградарства в Республике Крым, выявлены ключевые факторы, влияющие на развитие отрасли, а также обозначены её перспективы. Рассмотрены динамика производства винограда, изменения в структуре насаждений и финансовые аспекты, включая роль государственной поддержки и частных инвестиций. Отдельное внимание уделено основным проблемам отрасли, таким как дефицит посадочного материала, высокая капиталоемкость и климатические риски. Определены направления роста, включая модернизацию инфраструктуры, развитие питомниководства и расширение экспортного потенциала. Сформулированы рекомендации по повышению конкурентоспособности крымского виноградарства на внутреннем и внешнем рынках.
В статье анализируются показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост или убыль населения) в сельских территориях Равнинного Крыма. Выделяются территориальные различия в показателях естественного движения населения в зависимости от географического положения сельской территории. Проведена типологизация сельских территорий по отношению к приморским, примагистральным и приближенным к городским поселениям регионам Крымского полуострова. Выделены основные предложения по географическому дополнению демографической политики в сельских территориях Равнинного Крыма.
Потенциальная потребительская аудитория инклюзивного туризма в Крыму превышает 100 тыс. чел., из них более 10 тыс. чел. составляют дети-инвалиды. Основным направлением рекреационной деятельности лиц с ОВЗ является санаторно-курортное лечение. Состояние инфраструктуры инклюзивного туризма в Крыму, в том числе доступность отелей, музеев, пляжей, объектов показа и развлечений оценивается как не соответствующая перспективным потребностям. Наиболее адаптирована для целей инклюзивного туризма инфраструктура Сакско-Евпаторийского рекреационного района, Симферополя, Севастополя и ряда курортных городов Южного и Юго- Восточного Крыма. В большинстве районов Северо-Восточного, Центрального и Северного Крыма доступная среда практически не сформирована. В Крыму должны быть решены проблемы нормативно - правового обеспечения инклюзивного туризма, расширение ареала программы «Доступная среда», диверсификации видов и форм занятий в рамках инклюзивного туризма, создание единого информационного портала.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье актуализируется проблема сетевого взаимодействия со школами с низкими образовательными результатами как механизма непрерывного профессионального развития педагогических работников в условиях цифровизации образования. Сетевое наставничество является одной из технологий диссеминации педагогического опыта через взаимообогащение школ-партнеров. Ставится цель анализа особенностей сопровождения сетевого взаимодействия педагогических работников школ-партнеров как механизма сопровождения непрерывного профессионального развития в условиях цифровой образовательной среды. Приводятся результаты обзора литературы, свидетельствующие о том, что сетевое взаимодействие характеризуется междисциплинарностью, вариативностью, интегративностью и осуществляется в образовательной среде. Сетевое наставничество позволяет организовать взаимодействие школ с различным организационным, методическим и научным, материально-техническим потенциалом в условиях цифровизации современного образования. Школы-партнеры, сохраняя независимость в рамках своей основной деятельности, взаимодействуют для решения конкретных проблем, решить которые невозможно в одиночку. Методология исследования состоит в исследовании непрерывного профессионального развития педагогических работников как процесса, базирующегося на принципах индивидуализации, непрерывности, фундаментализации, вариативности, автономии в выборе темпа и содержания обучения. Научной новизной обладают сформулированные особенности сетевого взаимодействия школ-партнеров для непрерывного профессионального развития педагогов. Полученные результаты помогут осуществлять наставническую деятельность по отношению к образовательным организациям, желающим улучшить качество образования и решить проблему преодоления профессиональных дефицитов. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов для выстраивания системы сетевого взаимодействия для непрерывного профессионального развития педагогических работников в любой образовательной организации.