Предметом исследования в статье является анализ влияния идей писателя Михаила Пришвина на мировоззрение и творчество Владимира Солоухина. Автор, опираясь на творческое наследие Пришвина и Солоухина, обращает внимание на духовную близость двух крупных художников русской литературы, прослеживает отношение Владимира Солоухина к своему учителю Михаилу Пришвину, творческий диалог с которым продолжался на протяжении всего литературного пути Солоухина. Введение. Авторитет Михаила Пришвина был для Владимира Солоухина непоколебимым. Пришвин повлиял на литературную судьбу Солоухина, который, чувствуя острую близость с Пришвиным, всегда обращался к его произведениям и справедливо считал Пришвина не только самобытным писателем, но и своим главным учителем. Целью данного исследования является установление закономерности использования Солоухиным литературного опыта Михаила Пришвина, а также на примере художественного, публицистического и эпистолярного наследия Михаила Пришвина и Владимира Солоухина выявить особенности их творческого диалога. Объектом и материалами нашего исследования стали произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца», «Золотой луг», рассказы 1938-1953 годов, а также дневники Михаила Пришвина от 1905-1947 годов. Рассмотрев произведения Владимира Солоухина о Пришвине: «Очарованный странник», «Прекрасная Адыгене», «Трава», «Письма из Русского музея», мы, опираясь на биографический и сравнительно-сопоставительный методы с учетом компаративистского анализа, попытаемся установить художественные параллели в творчестве Владимира Солоухина и Михаила Пришвина. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что Владимир Солоухин неоднократно обращался к творчеству Михаила Пришвина, часто ссылаясь на него в своих произведениях как на неоспоримый авторитет в литературном мире. Пришвин помог выработать Солоухину свой индивидуально-авторский стиль, а также сформировать у Владимира Солоухина стойкое скептическое отношение к прогрессу и новой реальности, которые, по мнению Михаила Пришвина, отбирают у человечества способность к душевному порыву, умению чувствовать и созидать. В заключении мы делаем вывод о том, что самая близкая и созвучная Владимиру Солоухину мысль Пришвина о гибельном влиянии прогресса на человека была рассмотрена в очерке Солоухина «Письма из Русского музея». Именно в этом произведении Владимир Солоухин наиболее близок к пониманию принципа художественной философии Михаила Пришвина о содружестве человека и природы. Солоухин вслед за Пришвиным говорит читателю о том, что гармоничное существование человека возможно только в соподчиненности с природой, потому что именно она способна спасти человеческую душу от разрушительности силы прогресса.
В статье представлены социальные технологии, ориентированные на разрешение проблем жизнеустройства детей-сирот. Выделены и рассмотрены технологии диагностики, социального патронажа, контроля, мониторинга, социального сопровождения, экстренной помощи, а также учетная, программно-целевая, реабилитационная, антикризисная технологии. Системное использование данных технологий является гарантией успешного разрешения проблем жизнеустройства детей-сирот.
В статье раскрываются состояние и проблемы жизнеустройства детей-сирот в современной России. Выделены и описаны основные формы жизнеустройства, их особенности. Внимание акцентировано на тенденциях интеграции моделей и форм жизнеустройства детей-сирот. Дается характеристика условий проживания и воспитания в детских социальных учреждениях. Выделены и рассмотрены три базовые технологии управления жизнеустройством: превентивная технология, технологии реинституционализации и постинтернатного сопровождения.
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что вопрос о жанровой специфике эпистолярия Горького не был предметом специальных работ, несмотря на то что проблемно-тематическое содержание переписки подробно прокомментировано и стало основанием для корректировки сведений о биографии, творчестве, общественной деятельности писателя. Цель исследования: доказать, что письма М. Горького представляют собой особый жанр, обладающий определенной сюжетно-композиционной структурой и функционально-прагматической направленностью, что обусловило обращение к сравнительно-историческому, лексикографическому, историко-функциональному и биографическому методам исследования. Материалом анализа послужили письма Горького к Пятницкому 1900-1901 гг., позволяющие дать характеристику основных особенностей эпистолярного стиля писателя. В результате исследования были выявлены особенности сюжетно-композиционной и речевой структуры текстов писем, для которых характерен стилистический синкретизм, структурная и смысловая завершенность, яркая модальность и интенциальность. Заключение. Проведенный анализ показал, что письма Горького представляют собой монологическую конструкцию, рассчитанную на диалог с корреспондентом, обладают такими свойствами текста, как сюжетно-композиционное единство, завершенность, модальность, что позволяет рассматривать этот вид письменной коммуникации писателя как отдельный жанр, входящий в систему «единого» текста, созданного Горьким.
В настоящей статье рассматривается деятельность местных органов Корпуса жандармов в Северо-Западном крае Российской империи в 1866-1890-х годах, а также угрозы не только общественной, но и государственной безопасности. Цель автора статьи - анализ деятельности местной жандармерии по обеспечению внутренней безопасности в Северо-Западном крае Российской империи. Для достижения поставленной цели был проведен анализ неопубликованных документов из фондов Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного исторического архива, а также опубликованных материалов. В качестве объекта исследования выступает политика местных органов исполнительной власти в области обеспечения государственной и общественной безопасности в регионе. Перечисляется комплекс полицейско-политических мер, взятых в дальнейшем на вооружение органами исполнительной власти в деле борьбы с революционным народническим, а затем с рабочим движением. Приводятся примеры участия жандармского корпуса как в борьбе с революционным подпольем, так и с открытыми проявлениями протестного характера. В работе использованы ретроспективный, проблемно-хронологический, историко-сравнительный, а также общенаучные методы исследования. Выводы базируются на данных архивных источников, воспоминаний современников событий и ряда современных исследователей проблемы. Данное исследование углубляет имеющиеся в отечественной историографии сведения по данному вопросу. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что жандармерия края сыграла немаловажную роль в борьбе с революционным движением указанного периода, находя эффективные ответы на угрозы внутренней безопасности вплоть до падения монархии в России в 1917 году.
Статья посвящена 70-летнему юбилею ученого С. А. Романовой, кандидата философских наук, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, автора 95 научных публикаций. С. А. Романова 48 лет преподает в Марийском государственном университете. В статье представлен научный и педагогический путь этого замечательного человека, стоявшего у истоков развития кафедры философии в Марийском государственном университете, опытного педагога и наставника, воспитавшего плеяду талантливых учеников. С. А. Романова окончила в 1976 г. историко-филологический факультет Марийского государственного педагогического института им. Н К. Крупской по специальности «русский язык и литература». С 1976 года начала преподавательскую деятельность, в 1991 году при Академии общественных наук ЦК КПСС защитила кандидатскую диссертацию по теме «Динамика женской религиозности в районах распространения православно-языческого синкретизма». На протяжении всей педагогической деятельности С. А. Романова читает лекционные курсы по философии, социологии и другим гуманитарным дисциплинам. В середине 2010-х гг. С. А. Романова несколько лет являлась председателем комиссии регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, 10 лет была председателем предметной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ по обществознанию. С 2013 по 2021 год С. А. Романова руководила кафедрой философии и социологии. В это время активно начинают проводиться курсы повышения квалификации для учителей обществознания РМЭ. В 2001 году С. А. Романова получила Почетную грамоту Государственного комитета РМЭ по профессиональному образованию. В 2011 году ей присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». В 2023 году она награждена Почетной грамотой министерства образования и науки Республики Марий Эл с формулировкой «за заслуги в области образования и многолетний добросовестный труд».
В статье рассматривается феномен женского оборотничества в русском фольклоре и русскоязычной литературе. Образ женщины-оборотня в русском фольклоре делится на три категории: 1. Чудесные жены; 2. Заколдованные возлюбленные; 3. Подмененная жена или невеста. Анализируется образ женщины-оборотня в сказках, выявляется функциональное многообразие. Исследуется мифологическое происхождение образа, связанное с представлением об «иномирии» и с антропоморфным восприятием мира. В русском фольклоре женщина-оборотень предстает либо в образе жертвы, которая по своей природе является человеком, либо у нее утверждается функция спасения и совершенствования окружающего мира. Превращение в различных животных - это не только выражение тотемизма древнерусских предков, но и скрытое проявление иномирия. В то же время женщина-оборотень - спутница главного героя-мужчины, ключ к другому миру и испытание для его брака. Двойная природа женщины в русских сказках в итоге преодолевается, женщина окончательно входит в мир героя. В дальнейшем письменная литература преобразует мировоззренческий аспект в метафору, характеризующую сложность и неоднозначность женского поведения. Вновь актуализирует представления об оборотнях-ведьмах Н. В. Гоголь, в советской литературе феномен оборотничества возникнет в творчестве П. П. Бажова, а в современной - в романах Виктора Пелевина. Женщины-оборотни в современной литературе часто изображаются как персонажи со сложными эмоциями и внутренними конфликтами, как необычные существа, но с человеческой сутью и эмоциями, либо обретают их в процессе общения. Связь между оборотничеством и потусторонним миром сохранялась всегда.
Статья посвящена рассмотрению жанрового своеобразия «Повести преподобной игумении Афанасии», входившей в состав синодиков-литературных сборников. Текст является фрагментом проложного жития. При включении «Повести…» в синодичные предисловия составителей изначально интересовало, в первую очередь, поучение святой о необходимости поминовения усопших. Впоследствии в иллюстрированных синодиках-литературных сборниках, в том числе в Большом Сольбинском синодике XVIII в., не менее важную роль стали играть обстоятельства посмертного чуда святой, наглядно, образно доказывавшие идею памятника. Синодичная статья относится к символическому жанру видения (явления). Его объединение, срастание с чудом о процветшем жезле, играющем роль «физического» доказательства, соответствует общему процессу жанрового синтеза, характерному для литературы позднесредневекового периода.
Статья посвящена психолого-философскому описанию жизненного пути Человека Разумного. Обосновывается выявление основополагающих этапов познания человеком своего бытия, включая его самого. Вводится и описывается понятие эволюционных Начал как способов познания человеком своего бытия, которые появлялись на определенных исторических этапах для решения соответствующей эволюционно-бытийной задачи, изначально связанной с выживанием, увеличением ареала обитания, повышением жизнеспособности в природной и социальной средах, а в последствии с управлением внешней средой, решением метафизических и иных вопросов. Утверждается, что эволюционные Начала постепенно закладывали основы для формирования принципиально иных способов бытия человечества и человека, становились теми переломными точками, которые каждый раз преображали жизнь на всех уровнях существования: в процессе антропогенеза внутренний мир становился более глубоким, многообразным и дифференцированным - это давало новые возможности в овладении внешним: увеличивался объем и сложность среды, которой человек мог управлять. Результатом становилась смена образа жизни в целом.
Статья посвящена осмыслению феномена жертвы в контексте ветхозаветной и христианской культуры. В фокусе рассмотрения оказывается проблема жертвы как конституирующего основания отношений между Богом и человеком. Исследуется антиномия невозможности и необходимости жертвы, свидетельствующая об онтологическом разрыве в опыте богообщения. В статье задается вопрос о культурных последствиях попытки преодоления жертвоприношения и замены его интеллектуальным опытом священного воспоминания.
Статья посвящена исследованию философских оснований трудовой деятельности как источника личностного развития человека в персонализме Жана Лакруа и в учении Иммануила Канта. Поставленная исследовательская цель публикации достигается путем решения следующих задач: объяснения вынужденного характера труда и анализа его религиозно-философских истоков. Результаты исследования подвергаются компаративистскому анализу. В итоге делаются следующие выводы. Как Лакруа, так и Кант считают, что труд даже в форме вынужденной деятельности может пониматься как способ творческой самореализации человека и становления его в качестве личности. Исходя из этого, философы наделяют положительной коннотацией религиозно-философские истоки труда, которые опираются на богословскую концепцию «культурного мандата». При этом различие во взглядах Лакруа и Канта проходит по вопросу об источнике «культурного мандата». Для Лакруа таковым источником является Личность Бога, а для Канта - обезличенная Природа или Провидение.
С точки зрения лакановского психоанализа абстракция Животного вскрывает конкретную реальность разрыва между Субстанцией и Субъектом, опосредующего человеческую субъективность. Чудовищность, наблюдаемая нами в животных, отражает конститутивную травму, с которой начинается становление человека. Структурообразующая травма тесным образом связана с фундаментальным антагонизмом Реального, а вслед за ним - с половым различием. Вытеснение полового различия из поля рассмотрения дискредитирует попытки эмансипировать сексуальность (в психоаналитическом смысле), блокируя политический потенциал психоанализа. «Невозможный» взгляд, или взгляд с позиции травмы, полового различия, раскола между Субстанцией и Субъектом, - это взгляд Человека на самого себя через оптику Животного, присущего нам самим. Занимаемая психоанализом точка зрения, противоположная всякой нейтральности, делает доступным подлинное эмансипационное действие, мыслимое в качестве невозможного.