Сравнительные исследования – особый жанр исторической науки, открывающий широкие возможности для объективного поиска. Статья посвящена исследованию исторического феномена двух схожих социальных мифов о женщинах, выступивших в роли спасительниц нации – мифа о Жанне ДʼАрк и мифа о Задалески нана (героине осетинской легенды, восходящей к периоду нашествия Тамерлана на Осетию), вызванных к жизни схожими историческими обстоятельствами во Франции времен Столетней войны и в средневековой Алании. Научная новизна настоящего исследования обусловлена отсутствием специальных работ, посвященных обозначенной проблеме. Актуальность темы определяется всевозрастающим интересом к героическим мифам прошлого в контексте интенсификации процессов, вызванных поисками национальной самоидентификации народов в условиях глобализации. Основными методами исследования являются историзм и метод структурной антропологии Клода Леви-Стросса. В статье анализируются причины появления мифов о женщинах-спасительницах в истории французского и осетинского народов, их роли и значении, их влияние на дальнейшее развитие обоих обществ, причины, по которым именно женщины стали объединяющим звеном для формирования национального самосознания. В ходе работы были изучены мультфильмы, фрески, газетные статьи, телевизионные репортажи, посвященные Нана. Рассматриваются разного рода символизмы, связанные с обеими женщинами, что позволило сформировать целостные образы такими, какими их видели их современники. Выявлено сходство между Задалески нана и Мадоннами Милосердия (Madonna della Misericordia) – жанрового изображения Девы Марии в рамках итальянского Возрождения. Вводится в научный оборот мысль об идентификации обеих спасительниц в сознании народа с Девой Марией.
Жанр концерта для фортепиано с оркестром отечественных композиторов второй половины XX - начала XXI веков рассматривается в аспекте воплощения сакральной тематики. Анализируются сочинения А Караманова (Концерт №3 «Ave Maria», 1964), С. Губайдулиной («Introitus», 1978), А Лубченко (камерный концерт «Молитвенная песнь», 2006), И. Соколова (концерт, 2020). Делаются выводы относительно общих и индивидуальных черт произведений, их драматургии, скрытых смыслов, особенностей применения музыкально-выразительных средств. Научная новизна заключается в анализе не представленных ранее в музыковедении концертов А. Лубченко и И. Соколова.
В статье раскрывается тема участия женщин в нигилистическом движении второй половины XIX века в Российской империи. Рассматриваются причины вступления девушек в ряды нигилистов, характерные черты нигилисток и отношение к ним современников.
В статье исследуется методологический аспект межпоколенческого процесса цивилизационного (общественного) развития). В частности, уточняется понятие «поколения», учитывая большой разброс по этому поводу, и прежде в части того, какую продолжительность имеет одно поколение, исходя из жизненных пределов индивидов на определенном историческом этапе. Кроме того, в философско-социологической литературы нередко под поколением понимаются отдельные общности индивидов, где можно наблюдать схожие взгляды, убеждения к образу жизни, складывающимся социальным ценностям, каким-либо событиям, явлениям и т.д., однако общие признаки поколений трактуются по-разному. Обосновывается авторское видение по заявленной теме, в том числе обосновывается целесообразность введения категории «универсальное поколение».
ВВЕДЕНИЕ. В условиях постоянных, беспрерывно сменяющих друг друга войнах, боевых действий и вооружённых конфликтов возрастает роль военных журналистов, или военных корреспондентов, которые вещают на весь мир с поля боя, передают оперативную и качественную информацию с мест боевых действий. Это профессионалы, к которым предъявляется множество требований в плане психологических качеств, жизнестойкости и толерантности к неопределённости. Человек, которые не обладает подобными качествами, не может выполнять данную крайне опасную и травмирующую работу. Помимо этого военные журналисты находятся под давлением в современных информационно-коммуникационных условиях, что усложняет и без того тяжёлую работу. При этом на данный момент представлено крайне мало исследований на тему того, какими конкретно качествами и способностями должны обладать военные корреспонденты для успешного осуществления своей профессиональной деятельности. Цель исследования – изучить факторы жизнестойкости и толерантности к неопределённости у военных журналистов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проведено эмпирическое исследование жизнестойкости и толерантности к неопределённости 54 военных корреспондентов и 50 журналистов, которые не имеют отношения к освещению военных событий. Использованы методики «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой и «Шкала толерантности к неопределённости» Т.В. Корниловой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлены статистически значимые различия в показателях жизнестойкости и толерантности к неопределённости между группами военных корреспондентов и журналистов, а также выявлены и описаны значимые взаимосвязи между показателями жизнестойкостью и толерантностью к неопределённости в группах военных корреспондентов и журналистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведённое исследование даёт возможность сформировать картину того, какими личностными характеристиками обладают военные корреспонденты и выделить те черты, которые помогают им справляться с опасными и стрессовыми условиями труда.
ВВЕДЕНИЕ. Журналистика включает в себя наряду с творческим и репродуктивное начало, потому что представляет собой массовое медиапроизводство. Надо сказать, что в любой сфере деятельности человека эти начала взаимодействуют между собой. Но в журналистике этот процесс осложнён тем, что автор, создавая новый продукт, работает зачастую по определённой технологии, решая, как правило, типовые задачи. С развитием нейросетей, которые наравне с журналистами создают медиатексты, предметом научного обсуждения становятся категории «творчества» и «авторства», которые в современных реалиях получают новое осмысление. Предметом исследования выступают творчество и журналистское творчество, функционирующее в эпоху развития нейросетей. Цель – раскрыть сущность творчества, которое может существовать как продукт деятельности человека, а не компьютерной системы, только имитирующей процессы, которые происходят в мозгу человека.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использованы общенаучные методы: теоретический и концептуальный синтез философских, культурологических, психологических источников, а также была изучена литература, посвящённая вопросам журналистского творчества и использования нейросетей в духовном производстве.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Была обоснована социальная сущность журналистского творчества, результатом которого является духовная и мыслительная деятельности человека, в то время как нейросеть не обладает ни сознанием, ни интуицией, которые генерируют творческий процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Взаимодействие человека с нейросетью в создании оригинального произведения невозможно на условиях паритетности, так как творческая деятельность всегда личностно мотивирована и управляемая самим субъектом. Областью применения результатов исследования может быть психология журналистского творчества. В перспективе научных исследований вопросы обоснования критериев оценивания художественных, публицистических, журналистских произведений, созданных машиной.
Представлены результаты исследования жизнестойкости мужчин в аспекте их эмоциональной привязанности. Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема эмоциональной привязанности всё более актуализируется в психологических исследованиях в связи с признанием данного феномена в качестве имманентного источника эффективного функционирования человека, его жизнестойкости, способности успешно преодолевать неблагоприятные средовые условия. Современное общество с его информационной насыщенностью, неустойчивостью, ускорением ритма жизни требует от человека жизнестойкости, помогающей справляться с трудными жизненными ситуациями. В связи с этим важным становится выявление, изучение, осмысление тех личностных характеристик, которые ответственны за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями. Особенно важным изучение данного вопроса представляется на мужчинах периода средней взрослости - времени не только расцвета личных и профессиональных достижений, но и кризиса, снижения жизненной активности, крушения надежд. В исследовании приняли участие 50 человек мужского пола в возрасте от 26 до 35 лет (Мср. = 30,6), имеющих высшее образование, состоящих в браке. Для обработки результатов исследования применялся кластерный анализ (иерархический, K-means), критерий различий Манна - Уитни. Выявлено две группы мужчин с надежным и осторожно-тревожным типами привязанности, с учетом полученных данных исследованы особенности их жизнестойкости. Установлено, что у мужчин с надежным типом привязанности показатели жизнестойкости достоверно выше, чем у мужчин с осторожно-тревожным типом привязанности. В теоретическом аспекте обогащены знания по проблемам жизнестойкости и эмоциональной привязанности мужчин; в практическом плане результаты исследования могут быть использованы в деятельности психолога для профилактики кризисных состояний мужчин в период средней взрослости.
18-19 апреля 2024 года в Костромском государственном университете состоялась II Международная научно-практическая конференция «Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст». Организатором конференции выступил КГУ совместно с Гродненским государственным университетом, Ярославским государственным медицинским университетом, Московским государственным психолого-педагогическим университетом.
В статье представлена попытка проанализировать картины двух зарубежных художников - идеолога течения прерафаэлитов Д.Г. Россетти и сюрреалиста Р. Магритта на репрезентацию в них идей двойничества. Картина Данте Габриэля Россетти «Как они встретили самих себя» рассмотрена в контексте концепции воспоминания о собственной сотворенности философа-диалогиста Ф. Эбнера. Произведение прерафаэлита наполнено атмосферой опустошенности, обреченности, оторванности человека от Бога, оно иллюстрирует переход от «одиночества Я», «лишенности Ты» к обретению Бога в Диалоге. Сюрреалистические картины Рене Магритта освещены с позиции психоанализа (Ж. Лакан, М. Долар), в них двойник выступает в качестве утраты полноты бытия, утраты себя, в качестве совпадения между воображаемым и реальным, которое вызывает страх, выраженный в сверхприсутствии, в угрожающей близости, в нехватке самой нехватки. Было установлено, что, несмотря на то что феномен иного-Я находит отражение во всех культурных срезах и во всех направлениях искусства, в живописи он выражен наиболее артикулированно, наиболее интимно и в то же время завуалированно, так как в живописи мы видим проекцию бессознательного.
Целью данной статьи является определение особенностей репрезентации жанра сказки в искусстве видеопоэзии. Авторы статьи выбрали для анализа произведения в жанре сказки, представленные в разные годы на международном фестивале-конкурсе видеопоэзии «Видеостихия». Видеопоэзия позиционируется авторами статьи как способ приобщить современного читателя к чтению поэзии, к искусству погружения в поэзию. Внимание исследователей сосредоточено на соотношении звучащего вербального ряда с визуальными и музыкальными образами, также отмечаются особенности декламации, влияние человеческого голоса на восприятие поэтического клипа. Авторы статьи показывают, как соотносятся между собой поэтический текст и образы поэтического клипа, дополняя друг друга. Исследователи рассматривают не только содержание самих сказок, но и изобразительно-выразительные средства, видеоприемы и средства мультипликации, позволяющие создателям видеоклипа усилить эмоциональное воздействие поэзии на читателей/зрителей и углубить понимание смысла литературного произведения. Авторское начало литературной сказки проявляется в каждом произведении по-своему, хотя общим является обращение к категории чудесного как основе построения особого сказочного мира, будь то мир детства, волшебный мир принцесс и драконов, или архаический мир, объединяющий природу и человека. Актуальность работы определяется впервые введенным в научный обиход материалом, а также попыткой рассмотрения искусства видеопоэзии с точки зрения её жанровых разновидностей, поскольку само по себе деление видеопоэзии на жанры является насущной проблемой, требующей решения. Для исследования выбранных видеороликов в жанре сказки используется феноменологический метод анализа.
Статья посвящена исследованию убийства, как одного из особо опасных преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом Российской Федерации, исходя из незыблемости положения о том, что жизнь человека возглавляет иерархию ценностей, охраняемых уголовным законом. Проанализировав законодательство, доктринальные точки зрения и судебную практику, автор приходит к выводу о необходимости конструирования санкций норм таким образом, чтобы ни одно преступление не могло наказываться строже убийства. Кроме того, автор предлагает отказаться от законодательной и правоприменительной практики поглощения убийства квалифицирующими признаками других преступлений, ужесточить наказание за совершение данного преступления, со всех осужденных, помимо уголовного преследования, взыскивать штраф в пользу потерпевших.
Рассмотрены некоторые задачи дискретной оптимизации, решаемые жадным алгоритмом, который на каждом шаге делает локально оптимальный выбор. Описаны различные примеры использования жадного алгоритма. Гарантом получения правильного ответа жадным алгоритмом является матроидная структура решаемых задач. Приведены сведения из теории матроидов, а также примеры прикладных задач, сформулированных на матроидах, и алгоритмы их решения.