Цифровизация экономики остается одним из доминирующих направлений развития национальных экономик, а международное сотрудничество в цифровой сфере - приоритетным направлением взаимодействия с внешними партнерами исходя из потребностей и задач экономических преобразований. Особенно актуализируется исследование цифровизации и цифрового сотрудничества между странами с развивающимися рынками ввиду необходимости систематизации особенностей этого процесса с теоретической и практической точек зрения и возможности адаптации и использования этого опыта для других акторов. Китай и Королевство Саудовская Аравия (КСА) привлекают научный и практический интерес как страны-партнеры, чье двустороннее и многостороннее сотрудничество в цифровой сфере оказывает влияние не только на эти государства, но и на третьи страны, прежде всего участников Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Гипотеза статьи заключается в том, что двустороннее сотрудничество Китая и Саудовской Аравии в сфере цифровизации способствует более активной и всесторонней цифровой трансформации экономики КСА и решению важных социальных задач в рамках «социального контракта» этой страны. Важными факторами, стимулирующими цифровое сотрудничество сторон, выступают, по мнению автора, не только объективные внутренние возможности обеих стран, но и внешние факторы, такие как как изменения в региональных и глобальных геополитических структурах. В статье показано, что основными направлениями цифрового сотрудничества сторон являются на сегодня выступают информационно-коммуникационная система 5G, индустрия центров обработки данных и облачных вычислений и сфера строительства «умных» городов. Автор приходит к выводу о том, что в этих направлениях уже отмечаются заметные успехи, однако важно распространять цифровое сотрудничество и на другие сферы, а также решать сохраняющиеся проблемы. По мере углубления сотрудничества между двумя сторонами в строительстве цифровой инфраструктуры сотрудничество между Китаем и Саудовской Аравией в области цифровой экономики, сетевой безопасности и управления данными будет продолжать углубляться.
В статье рассматриваются современные тенденции и новейшие технологии, применяемые для цифровизации бизнес- процессов. Основное внимание уделяется таким подходам, как автоматизация процессов, роботизация (RPA), использование искусственного интеллекта (AI), машинного обучения (ML), Интернета вещей (IoT), больших данных (Big Data), облачных вычислений (Cloud Computing), ERP-систем, блокчейна и аналитики данных. Приведены преимущества, риски и возможности совместного использования данных подходов. Статья подчеркивает важность интеграции этих технологий для повышения эффективности и точности управления бизнесом. В статье также рассмотрены примеры успешной интеграции перечисленных технологий в различных отраслях, что позволяет оценить их эффективность на практике. Особое внимание уделяется анализу возможных рисков и способов их минимизации при внедрении цифровых решений. Обсуждаются перспективы дальнейшего развития цифровизации в контексте глобальных экономических изменений и перехода к Индустрии 4.0. В рамках исследования использовались методы анализа и синтеза, а также систематизация и обобщение данных, полученных из практического опыта применения указанных технологий в бизнесе. Данное исследование подчеркивает важность интеграции указанных технологий для повышения эффективности и точности управления бизнес- процессами, а также акцентирует внимание на том, что успешное внедрение цифровых технологий требует комплексного подхода и учета возможных рисков.
Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на медиасферу: искусственный интеллект, большие данные, виртуальная реальность и другие цифровые технологии становятся неотъемлемой частью современного медиапроизводства. Они меняют методы работы и, соответственно, образовательные требования к будущим медиаспециалистам. Цель данного исследования — оценить уровень цифровой компетентности будущих медиаспециалистов в области ключевых цифровых технологий, а также проанализировать перспективы её формирования и совершенствования в контексте деятельности высшего учебного заведения. По данным социологического опроса современные студенты (представители поколения Z) активно используют информационно-коммуникационные технологии, однако знания многих будущих медиаспециалистов о ключевых цифровых технологиях, таких как искусственный интеллект и большие данные, остаются поверхностными. А это увеличивает риск профессиональной непригодности. Исследование показывает, что роль вузов в освоении этих технологий минимальна: 4/5 студентов учатся самостоятельно, иногда обращаясь к помощи видеоуроков и своих сверстников, что свидетельствует о разрыве между формальным образованием и требованиями цифровой эпохи. Это позволяет сделать вывод, что система высшего образования нуждается в пересмотре основ своей деятельности: необходимо сосредоточиться на развитии навыков управления цифровыми технологиями и их этичного применения, обновить образовательные стандарты и дидактические подходы, а также привлечь преподавателей, готовых интегрировать новаторские и традиционные методы обучения.
В статье представлен анализ социальных задач современной модельной библиотечной сети. В основе рассуждений авторские оценки трансформации общественных стратегий, определивших динамику социальных институтов. В фокусе внимания авторов примеры моделей выгод включенности модельной библиотечной системы в социальные практики: формирование повестки развития культуры как основы национальной безопасности, повышение управляемости работы с различными категориями граждан, дополнительные ресурсы для решения текущих административных задач в регионе, развитие сельских территорий через развитие человеческого потенциала во взаимодействии с учреждениями культуры, повышение туристической привлекательности регионов, разработка концепции развития музеев в широком партнерском взаимодействии, интегрированная модель формального и неформального образования в сетевом взаимодействии с учреждениями культуры. Обоснованы значительные потенции модельной библиотечной сети в создании и развитии условий для повышения индекса приверженности населения к территории проживания.
В современной экономике финансовая индустрия становится ключевым сектором цифровой трансформации, определяющим вектор развития всего бизнеса. На смену периоду турбулентности и оптимизации затрат приходит эра устойчивого роста, движимая принципиально новым технологическим укладом. Данная статья предлагает комплексный анализ трёх взаимосвязанных драйверов этой фундаментальной трансформации: стремительного развития встроенных финансов (embedded finance), распространения стабильных монет — стейблкойнов (stablecoins) и возникновения и быстрого развития агентской коммерции (agentic commerce) на основе искусственного интеллекта. Исследование базируется на анализе данных отчётов международных организаций (МВФ, Всемирный банк) и ведущих аналитических агентств (Bloomberg Intelligence, Bain Capital, Reuters), а также на систематизации академических публикаций по теме. Результаты демонстрируют, что указанные драйверы не просто создают инновационные продукты, а формируют новую, децентрализованную архитектуру финансовых услуг, характеризующуюся бесшовностью, глобальной масштабируемостью, программируемостью и проактивным сервисом. В ответ традиционные финансовые институты вынуждены радикально адаптироваться, вступая в стратегические альянсы с финтех-компаниями и запуская собственные пилотные проекты, чтобы не утратить контроль над клиентскими отношениями и ключевыми потоками создания стоимости. Проведённое исследование позволяет заключить, что устойчивый рост в новой финансовой реальности обеспечивается способностью ее участников создавать и интегрироваться в целостные, основанные на данных экосистемы. В этих структурах ценность генерируется за счёт роста уровня удобства, глубокой персонализации и максимальной операционной эффективности для конечного пользователя, что и определяет конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе.
Целью исследования является сущностный анализ категории «цифровизация экономики» применительно к России, на основе рассмотрения ее природы, генезиса и дальнейшей эволюции в условиях сетевой трансформации экономики и геополитических изменений. Задачами анализа выступают уточнение качественных характеристик цифровизации, рассмотрение инвестиционной составляющей программы «Экономика данных», изучение динамики основных направлений цифровой трансформации национальной экономики в современных условиях. Проведенный анализ процесса цифровой трансформации экономики показал, что по мере развития информационных технологий стали происходить глобальные изменения в системе экономических отношений, коренным образом меняющие механизм осуществления общественного воспроизводства, содержание межсубъектного взаимодействия на основе цифровых финансовых платформ. В итоге на сегодняшний момент экономическая теория и практика хозяйствования столкнулись с совершено новыми явлениями в экономическом развитии, обусловленными развитием цифровой среды. Главенствующую роль в экономическом развитии стала играть информация, ее использование, применение и хранение. Помимо развития технологической составляющей происходит изменение всей системы экономических отношений в реальном и финансовом секторах, системе государственного регулирования, которые позволяют создать новые научные представления о сущности и перспективах развития цифровой экономики России. В статье приводится авторское изложение недостаточно исследованных вопросов корректировки инвестиционной составляющей государственных программ цифровизации России в связи с пандемией, осуществлением СВО и санкциями западных стран. По мнению автора, эти корректировки, будучи объективно обусловленными, существенно повлияли на динамику и результаты процесса цифровых трансформаций экономики страны. Автор преимущественно использует экономико-статистический метод количественного анализа показателей за период 2022-2024 годы. При этом он анализирует причинно-следственные связи, обусловившие динамику анализируемых показателей. Результаты и выводы, полученные в результате исследования, раскрываются на основе использования методов логического, качественного и количественного анализа. Полученные выводы могут быть использованы как для дальнейших исследований проблемы, так и при практическом осуществлении Национального проекта «Экономика данных»
Современные мегаполисы представляют собой особые социально-экономические агломерации, в которых качество жизни, комфортная городская среда, развитие инфраструктуры, высокий уровень информационных технологий и доступность интернета создают привлекательный имидж территорий для молодого поколения. Особенности коммуникации и социализации городской среды современного мегаполиса определяются высоким уровнем цифровизации, скоростью и объемом информационных потоков. Все эти факторы влияют на ценностные ориентации и политические предпочтения молодых горожан. Актуальность исследования обусловлена влиянием цифровизации на процессы формирования политических норм, ценностей и моделей поведения у представителей молодого поколения. Цель исследования - выявление связи между ценностными предпочтениями молодежи, степенью их включенности в процессы сетевой коммуникации и цифровыми формами политического участия. Методологической основой исследования были выбраны ценностные концепции Р. Инглхарта, М. Рокича, теория гражданской культуры Г. А. Алмонда и С Верба, теория ценностных расколов С. М. Липсета - С. Роккана. Эмпирической базой исследования стали результаты онлайн-опроса молодежи крупных городов РФ. Многомерные методы анализа позволили выявить связь между моделью политического участия с использованием цифровых технологий и типами ценностных ориентаций городской молодежи. Результаты кластерного анализа выявили две политически активные группы, которые имеют разные идеологические и ценностные векторы деятельности. Основой размежеваний между двумя сегментами выступает ось с индивидуалистическими и коллективистскими полюсами, которые сочетаются с либеральными и консервативным ценностными приоритетами.
В условиях активной цифровизации и медиатизации общественной политической жизни общества всё большее значение приобретают цифровые коммуникации между гражданами и представителями власти прежде всего с использованием социальных медиа. Цифровой имидж, а также его позиционирование становятся не второстепенным направлением деятельности политического актора, а основным, поскольку транслируемая ими информация, в том числе социально-политическая, напрямую влияет на восприятие гражданами окружающей действительности. Онлайн-пространство сегодня становится первичной площадкой для функционирования, позиционирования и выстраивания оценки восприятия политических субъектов гражданами - онлайн-пользователями, поскольку интернет-пространство признано в качестве социального института, наделенного всеми институциональными признаками и значениями. Цель данной работы состоит в исследовании имиджа и социально-политической деятельности российских губернаторов, вынужденных действовать в новых кризисных реалиях; в изучении процессов трансформации цифрового имиджа данных глав регионов; в оценке эффективности информационного освещения социально-политической деятельности губернаторов в цифровом пространстве в условиях СВО. Исследование было проведено с использованием следующих методов: контент-анализ, визуальный анализ и лингводискурсивный анализ. Эмпирической базой являются открытые данные восьми Telegram-каналов, принадлежащих российским губернаторам в период 2023 г.: «Настоящий Гладков», «AV БогомаZ», «Гусев», «Вениамин Кондратьев», «Роман Старовойт (эмодзи флага РФ)», «Аксёнов Z 82», «Василий Голубев», «РаZVожаев», включающих корпус текстов, видео- и фотоматериалов, а также все комментарии и «реакции», содержащиеся в данных аккаунтах за период июнь 2023 г. Основные результаты проведенного исследования заключаются в описании системы цифрового имиджа губернаторов, сталкивающихся с кризисными ситуациями, в определении направлений социально-политической деятельности, которые они продолжают развивать, несмотря на сложившиеся условия. Описанная исследовательская методика позволила выявить, как губернаторы российских регионов в нестандартных геополитических условиях конструируют свой цифровой имидж, какие социально-политические темы поднимают, как именно взаимодействуют с гражданами и проектируют информационное освещение своей деятельности в социальных медиа.
Страны Южного Кавказа в настоящее время находятся в стадии становления цифрового суверенитета. Изучение политологического измерения феномена цифрового суверенитета позволило установить концептуальные рамки исследования, сводящиеся к определению уровня цифрового развития и суверенитета южно кавказских стран в условиях новых рисков и угроз региональной безопасности. Изучение институциональных основ развития цифровых инфраструктур в странах Южного Кавказа дало возможность оценить уроень их готовности к осуществлению цифровой трансформации. В этой связи особое внимание уделено вопросам законодательного регулирования цифровой отрасли. Выявлены стратегические подходы стран региона к перспективам цифрового развития и суверенитета, отраженные в официальных стратегических документах. Показано, что проистекающая на Южном Кавказе ожесточенная конкуренция между двумя ключевыми транспортно-логистическими стратегиями «Север - Юг» и «Восток - Запад» сказывается также на логике и географии проложения цифровых коридоров. В частности, многосторонняя интеграция в телекоммуникационные коридоры интернет-трафика рассматриваются нами в качестве ключевого вызова диверсификации путей обеспечения национальной цифровой безопасности и повышения цифрового суверенитета стран региона. В этой связи анализ логистической архитектуры цифровых коридоров на двух уровнях - региональном и макрорегиональном - позволил определить основные проблемы и перспективы цифровой интеграции на Южном Кавказе. Методология работы включает межстрановой сравнительный анализ, а также методы количественной оценки уровня цифровизации (индекс сетевой готовности, проникновение мобильного и фиксированного интернета и пр.).
Данная статья посвящена вопросам цифровой трансформации финансовых рынков и ее воздействию на стабильность экономических систем. В условиях стремительного прогресса технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн и анализ больших данных, финансовые рынки сталкиваются с новыми вызовами и возможностями. С одной стороны, технологии позволяют увеличить рост эффективности, снижая затраты за счет доступности финансовых услуг, а также создают новые инструменты управления рисками. С другой стороны, эта трансформация может привести к киберугрозам, рискам утечки конфиденциальной информации, что приводит к значительным проблемам в обществе. В исследовании подчеркивается, что цифровизация способствует укреплению финансовой стабильности и повышению эффективности клиентского обслуживания. Вместе с тем, проанализированы проблемы кибербезопасности и защиты информации. Цели данного исследования заключаются в анализе влияния механизмов цифровой трансформации на устойчивость финансовых рынков, а также в выявлении новых возможностей и угроз, возникающих в результате внедрения цифровых технологий. В рамках данного исследования поставлены следующие задачи: оценить воздействие цифровых технологий на финансовые транзакции и процессы обеспечения финансовой устойчивости; исследовать вопросы кибербезопасности в обеспечении устойчивости финансовых рынков; проанализировать изменения в потребительских предпочтениях и их влияние на бизнес-модели финансовых учреждений. Методология исследования опирается на применение структурно-динамического анализа и статистических методов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегий цифровизации и создания более гибких и адаптивных финансовых систем, способствующих устойчивому экономическому развитию, повышению уровня кибербезопасности и защиты информации. Ограничения исследования связаны с быстрыми изменениями в технологиях и недостаточной доступностью данных о киберугрозах и их влиянии на финансовые рынки.
В Федеральном научном центре гидротехники и мелиорации им. А. Н. Костякова (г. Москва) 20.03.2025 прошел научно-практический семинар «Цифровая трансформация и искусственный интеллект в АПК», посвященный внедрению современных информационных технологий с использованием искусственного интеллекта (ИИ) в сельском хозяйстве и мелиорации
Цифровые экосистемы банков способствуют увеличению продуктовой линейки финансовых и нефинансовых услуг, что дает возможность повысить качество и скорость обслуживания клиентов. В то же время расширяющийся спектр нефинансовых услуг банков повышает размеры их непрофильных активов и влияет на их финансовую устойчивость. Это создает определенные сложности в управлении экосистемами, как на уровне отдельного банка, так и на уровне регулирования финансовых рынков. Исследование направлено на изучение теоретических и практических аспектов формирования и развития экосистем в банковском секторе РФ. Методология работы включает теорию отраслевых рынков и концепцию экосистем. Использовались методы сравнительного и структурного анализа. Информационной базой послужили данные публичной и внутренней отчетности банков ПАО Сбербанк, АО «Тинькофф Банк» и Банк ВТБ (ПАО). Результаты исследования показали, что банковские экосистемы отличаются по ключевому направлению деятельности (ядро экосистемы «Тинькофф Банк», например, инвестиции и образование, а ВТБ – жилищная программа), характеру взаимодействия их участников, а также по способу формирования (универсальный, нишевый, аутсорсинговый, инсорсинговый). Особенности развития цифровых экосистем банков обусловлены их специализацией, структурой иммобилизационных активов, клиентской базы и уровнем цифровизации бизнес-процессов. Значимость исследования состоит в выявлении структурно-функциональных особенностей цифровых экосистем в банковском секторе, а также в обосновании необходимости дальнейшего совершенствования методик учета и оценки иммобилизационных активов банков