Цифровые платформы как пространство коммуникации молодежи (2024)

Статья посвящена теоретическому осмыслению коммуникации молодежи в пространстве цифровых платформ, популярность которых многократно повысилась после пандемии 2020-2022 годов и связанного с ней продолжительного локдауна. Это привело к трансформации процессов взаимодействия в различных социальных группах, но в авангарде пользователей и создателей платформ и сетевых сообществ оказалась молодые люди в силу своей высокой социальной активности, относительно высокой цифровой грамотности и гибкости в принятии инноваций. Для операционализации основных тенденций коммуникации молодежи на цифровых платформах в статье используется понятие «вовлеченность» в теоретико-методологической трактовке И. Гофмана и предложенной им концепции ритуала взаимодействия (interaction order). Анализ статистических данных и недавних научных публикаций, посвященных цифровым практикам молодежи, позволил выявить следующие значимые, на взгляд авторов, процессы. Во-первых, значительный рост популярности в молодежном сегменте закрытых платформ (Discord, Telegram) может свидетельствовать о стремлении пользователей к взаимодействию вне навязанной в социальных сетях публичной самопрезентации, но к таким сервисам, в которых можно «быть самим собой», что можно охарактеризовать как цифровой бэкстейдж (Гофман), способствующий формированию «реальной идентичности» без непосредственной привязки к публичной самопрезентации онлайн. Во-вторых, ощущение изоляции или FOMO (fear of missing out / страх упустить что-то важное), в целом свойственное молодым людям в процессе социализации, хотя и способствуют вовлечению в коммуникативные практики онлайн, не преодолеваются одним лишь участием в сетевых сообществах даже при высокой активности пользователей, что может быть выражено как парадокс «одиночества в сети» (Вишневский). В целом, цифровые платформы способствуют вовлечению молодежи в сетевые формы взаимодействия, и собственно процесс социализации в значительной мере перенесен онлайн. Понимание структуры цифровых взаимодействий молодых людей может основываться на концепциях И. Гоффмана (представление себя другим; эссе об организации повседневного опыта), при этом уже сегодня опыт коммуникативных практик молодежи дает основания говорить о качестве вовлеченности с позиций формирования «реальной идентичности» и создания в процессе повседневного коммуникативного опыта устойчивых социальных связей.

Издание: Коммуникология
Выпуск: Том 12, №4 (2024)
Автор(ы): Полищук Игорь Всеволодович, Кириллина Наталья Владимировна
Сохранить в закладках
ЦИФРОВОЕ НАРАВЕНСТВО: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ (2024)

Введение. В начале XXI в. появляются информационно-коммуникационные ресурсы, под влиянием которых начинается интенсивная цифровая общества и, как следствие, трансформация большинства социальных феноменов: процессов, институтов, общностей и т. д. Целью статьи является анализ цифрового неравенства как вида социального неравенства на основа существующих социологических подходов в отечественной и зарубежной науке. Основная проблема заключается в отсутствии систематизации научных публикаций, анализирующих подходы к определению понятия, механизма возникновения и социальных последствий цифрового неравенства. Методология и источники. Методология исследования базируется на социологическом и междисциплинарном подходе. В качестве источников использованы доклады ООН, Окинавской хартии глобального информационного общества, Всемирного банка. В отечественном поле разработка методологии исследований цифрового неравенства предпринималась О. М. Слеповой, Т. С. Мартыненко, О. Н. Вершинской, О. В. Волченко и др. Западный дискурс представлен прежде всего идеями Я. ван Дейка, П. Димаджио, М. Кастельса, Е. Харгитей, Д. Гарип. Проанализированы работы китайских исследователей Хуан Ронгуи, Гуй Юн, Чень Юнсун, Янь Хуэй и др. Результаты и обсуждени. Выявлена прямая зависимость между ростом уровня экономического развития и уровня цифрового неравенства. Раскрыта роль цифровизации, которая вносит кардинальные коррективы в классические критерии анализа социальной структуры общества. Показано, что в противовес росту цифрового неравенства формируются социальные связи поддержки, предполагающие выравнивание отношений к потенциалам информационного пространства. Заключение. Цифровое неравенство как явление, появившееся на стыке веков, продолжает усиливаться и оказывает непосредственное влияние на развитие новых форм социального неравенства. К традиционным критериям неравенства добавляются новые, формируется новый профиль социальной стратификации.

Издание: ДИСКУРС
Выпуск: Т. 10 № 6 (2024)
Автор(ы): Лебединцева Любовь Александровна, ДЕРЮГИН ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ, Хайлунь Чжан, Кадыров Абдурашид Маджидович, Фасахудинов Владислав Вадимович
Сохранить в закладках
ЦИФРОВАЯ ЦЕПОЧКА ПОСТАВОК КИТАЙСКОЙ ИНДУСТРИИ НОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ (2025)

С ростом глобальной осведомленности об окружающей среде и необходимостью преобразования энергетической структуры отрасль новых видов транспорта на энергии стала ключевой областью содействия устойчивому развитию. Будучи мировым лидером в производстве транспортных средств на новых источниках энергии, Китай достиг прогресса в области цифрового управления цепочками поставок, который стал образцом для промышленной трансформации.

Целью данного исследования является изучение текущего положения дел и проблем цифровой цепочки поставок в китайской отрасли производства автомобилей на новых источниках энергии, а также сравнение ее с показателями других стран мира, таких как США и Германия, для определения позиции и преимуществ Китая в цифровой цепочке поставок. В глобальной конкуренции еще есть возможности для совершенствования. Результаты способствуют технологическим инновациям. Это показывает, что улучшение координационных возможностей промышленной цепочки и стабилизирующая политическая поддержка являются ключами к промышленному развитию. Благодаря этим усилиям китайская отрасль по производству транспортных средств на новых источниках энергии еще больше повысит свою конкурентоспособность на мировом рынке и станет эталоном цифровой трансформации глобальной цепочки поставок.

Издание: HUMAN PROGRESS
Выпуск: № 1, Том 11 (2025)
Автор(ы): Хань Цзячэнь
Сохранить в закладках
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (2025)

Научно-технический прогресс характеризуется широким внедрением цифровых технологий во все сферы социально-экономической жизни общества. Развитие цифровых технологий в сфере образования диктуется актуальностью и становится неотъемлемым условием успешного развития профессиональной деятельности человека. Использование новых информационно-коммуникационных технологий является начальным условием для дальнейшего развития цифровизации в педагогике.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Новикова Г. П.
Сохранить в закладках
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВО-ЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (2025)

В статье рассматриваются возможности применения информационных технологий при подготовке обучающихся школ к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Цифровые инструменты обладают особым педагогическим потенциалом в контексте реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Отдельное внимание уделено использованию искусственного интеллекта. Представлены задания, демонстрирующие технологии и приемы применения различных цифровых инструментов при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Резаков Р. Г., Калабухова Галина Валентиновна, Капитонова Елизавета
Сохранить в закладках
ЦЕННОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ В КОНФЛИКТНОЙ И ДЕВИАНТНОЙ ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ СРЕДЕ (2024)

В статье на основании результатов комплексного политологического анализа обосновывается, что в современной социально-политической реальности становление многополярного мира, проблема эффективности политических коммуникаций тесно связаны с потенциалом политико-административных властных элит. Коммуникативные качества современного политика усиливаются ценностно-цивилизационными и морально-нравственными параметрами, способностью стратегического видения и умением поддерживать цивилизационно-ценностный дискурс в политико-экономической системе и направлять его в русло устойчивого опережающего развития общества. Это, в свою очередь, предполагает анализ и разработку как параметров диагностики качества современных российских политико-административных элит, их морально-профессиональной адекватности и профпригодности, так и актуализацию и решение проблемы девиаций на лидерско-элитном уровне политической власти. Автор приходит к заключению, что формирование ценностной модели политических коммуникаций российской элиты требует всестороннего рассмотрения системы управления на основе конкретным ценностей (включающая менеджмент публичных ценностей), выявления и позиционирования публичных ценности как детерминант социально-политического развития, разработки механизмов противодействия ценностной деградации и маргинализации национальных элит, с учетом склонности представителей власти к выявлению внутреннего и внешнего врага на предыдущих этапах развития, а также к некритическому заимствованию чуждых российскому культурно-цивилизационному коду образцов демократии и имиджевой имитации элитных качеств.

Издание: Коммуникология
Выпуск: Том 12, №3 (2024)
Автор(ы): Степанов Константин Владимирович
Сохранить в закладках
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО: ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ (2024)

Введение. Целью статьи является анализ особенностей формирования идентичности и идентификационных процессов в обществе постмодерна и цифровом обществе. В статье исследуются различные подходы к понятию «идентичность» в рамках социально-гуманитарных теорий. Рассматривается взаимосвязь реальной и виртуальной идентичности, возникновение новых форм и моделей идентичности. Анализируются и сравниваются два подхода к анализу идентичности в цифровом обществе: цифровой оптимизм и цифровой пессимизм. Методология и источники. В статье используется сравнительный анализ различных теоретических подходов к формированию идентичности. Для понимания особенностей идентичности в эпоху цифровизации применяется междисциплинарный подход. Основными источниками исследования феномена идентичности служат работы классиков социологии и психологии Э. Эриксона, Дж. Г. Мида, Э. Дюркгейма, а также исследования представителей современных философских и социологических теорий З. Баумана, Э. Гидденса, Ш. Теркл, А. А. Лисенковой, Т. Г. Лешкевич. Результаты и обсуждение. Показано, что в обществе постмодерна идентичность характеризуется процессами индивидуализации, фрагментации и отсутствием единого культурного центра. В цифровом обществе наряду с процессами индивидуализации происходят процессы стандартизации и унификации личности. Делается вывод, что в цифровом обществе идентичность имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, существует положительный вектор использования онлайн-коммуникаций, сетевого взаимодействия людей, который уничтожает пространственно-временные границы, социальные барьеры. С другой стороны, формируются новые типы виртуальной идентичности, бросающие вызов собственной идентичности человека. Заключение. Делается вывод, что цифровое общество меняет идентичность человека, идентификационные практики и стратегии. Следствием этих процессов является формирование человека, сращенного с цифровыми технологиями, что приводит к трансформациям социального порядка, социальных норм и общества в целом.

Издание: ДИСКУРС
Выпуск: Т. 10 № 4 (2024)
Автор(ы): Платонова Светлана Ипатовна
Сохранить в закладках
Цифровые коммуникации в сфере оперного искусства: динамика аудитории и проблемы восприятия (2024)

В современную эпоху многие сферы и отрасли сталкиваются с проблемой адаптации своих коммуникационных стратегий к динамично трансформирующимся требованиям и восприятию аудитории. В условиях жесткой конкуренции в сфере культуры театры и концертные площадки все больше осознают необходимость привлечения новых пользователей, в первую очередь с помощью цифровых каналов. Чтобы разработать эффективную коммуникационную стратегию и повысить экономическую жизнеспособность театров, крайне важно оценить, как потребители реагируют на новые технологии в контексте традиционных жанров. В статье проанализировано восприятие публикой культурных продуктов и представлен обзор цифровых инструментов в оперной индустрии. Для этого было проведено эмпирическое исследование с помощью онлайн-опроса российских респондентов на платформе опернотематической группы в социальной сети ВКонтакте. Были проанализированы мнения аудиториио положительном влиянии цифровых технологий на оперу, их присутствии на платформах оперных учреждений и в социальных сетях, а также о возможности замены цифровыми форматами живого театрального опыта. Полученные результаты свидетельствуют о том, что цифровизация служит важнейшим инструментом продвижения и популяризации оперы, но для того, чтобы оперное искусство сохранило свою аутентичность, имплементация цифровых инструментов должна быть тщательно продумана.

Издание: Коммуникология
Выпуск: Том 12, №2 (2024)
Автор(ы): Трофимова Галина Николаевна, Цагарейшвили Северьян Александрович
Сохранить в закладках
ЦИВИЛИСТИЧЕСКАЯ НАУКА О СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (2024)

Целями настоящего исследования являются выявление роли гражданского законодательства в реализации политики социального государства на современном этапе развития страны и выявление основных черт социальной направленности гражданско-правового регулирования. Для достижения целей исследования, автором проведён анализ базовых понятий, необходимых для определения сущности социальной направленности права, а именно термины «социальный» и «социализация», исследованы доктринальные мнения как отечественных, так и зарубежных учёных о значении гражданского регулирования в достижении социальных задач, проведён сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного законодательства с целью определения уровня правовой регламентации социализации права. По итогам проведённого исследования автором выявлены и аргументированы основные черты социальной направленности гражданско-правового регулирования. Определено, каким образом должно происходить согласование частно-правовых норм с политикой социального государства, регламентированной на конституционном уровне.

Издание: ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): КОЛОМИЕЦ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, СЛЕСАРЕВ ВЛАДИМИР ЛЬВОВИЧ
Сохранить в закладках
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (2024)

Целью работы является анализ существующих онлайн-форм участия населения в местном самоуправлении, выявление их преимуществ и недостатков, в том числе в сравнении с традиционными формами участия населения в осуществлении местного самоуправления, выработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.

В рамках исследования решены задачи по определению преимуществ и ограничений цифровизации в контексте осуществления гражданами местного самоуправления и формированию рекомендаций по совершенствованию правового регулирования.

Выводы заключаются в том, что цифровизация муниципального управления представляет собой важный шаг к качественному улучшению взаимодействия между населением и местными органами власти. Для достижения максимальной эффективности необходимо учитывать специфику местных сообществ и разрабатывать гибридные модели участия, которые объединяют как цифровые, так и традиционные формы взаимодействия. Будущие исследования должны сосредоточиться на оценке уровня разработанности законодательства по вопросам возможного применения дистанционных форматов для всех форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Издание: ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Автор(ы): АНУШЯН АРТЁМ САНВЕЛОВИЧ
Сохранить в закладках
Ценностно-смысловые и индивидуально-психологические особенности личности как факторы риска девиантного поведения (2025)

Контекст и актуальность. Рост социальной напряженности связан с различными формами поведенческих девиаций, включая социальную агрессию, что определяет необходимость выделения групп риска девиантного поведения. При изучении влияния социально-кризисных ситуаций на уровень социальной напряженности и агрессии необходимо учитывать ценностно-смысловые регуляторы поведения для определения риска психической дезадаптации личности в результате социально-стрессовых расстройств.

Цель. Изучение ценностно-смысловых и индивидуально-психологических особенностей личности в качестве факторов риска девиантного поведения.

Гипотеза. Ценностно-смысловые и индивидуально-психологические особенности личности являются значимыми факторами риска, влияющими на формирование девиантного поведения.

Методы и материалы. В исследовании приняли участие 1398 респондентов (средний возраст — 40,3 ± 14,97 года; 51,4% — женщины), оценка ценностно-смысловой сферы которых проводилась на трех уровнях: содержательно-логическом, сознательном; вербализованном, предсознательном; эмоционально-образном, неосознаваемом. Также оценивались особенности самоконтроля, уровень социальной фрустрированности и показатели легитимизации агрессии.

Результаты. Выявлено, что лиц с высоким риском девиантного поведения отличают на сознательном уровне протестно-самоутверждающие тенденции в самореализации. Их мотивационными ориентирами являются независимость и достижение личностно значимых целей. Они слабо идентифицируют себя с соотечественниками, не опираются на традиции и имеют суженную временную перспективу, а также стремятся быстро достичь своих целей, не анализируя последствия. Анализ на вербализованном, предсознательном уровне показал, что для них характерен приоритет ценностей, связанных с личностно-оберегающими тенденциями. На эмоционально-образном, неосознаваемом уровне их отличает стремление к принадлежности к группе и поиск поддержки в контексте коллективных ценностей. Критерием, позволяющим у данной группы лиц выстроить подсознательную связь между Я и другими выступает стремление к достатку, эгалитарному потреблению, материальному благополучию.

Выводы. Полученные данные могут быть использованы в диагностических целях для выявления маркеров девиантного поведения, психологического неблагополучия, социальной дезадаптации у лиц, представляющих группу риска по социально неодобряемым действиям. В исследовании обосновывается методология изучения ценностно-смысловой структуры самосознания, мотиваторов и моделей поведения в социально-кризисных ситуациях.

Издание: Психология и право
Выпуск: Том 15, №2 (2025)
Автор(ы): Шпорт Светлана Вячеславовна, Розанов Иван Андреевич, Проничева Мария Михайловна, Дубинский Александр Александрович
Сохранить в закладках
ЦИКЛЫ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX ВЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МУЗЫКИ КНР (2025)

В настоящей статье рассматриваются два цикла инструментальных и вокальных миниатюр русских композиторов - фортепианный цикл «Детский альбом» П. И. Чайковского (1878 г.) и вокальный цикл «Детская» М. П. Мусоргского (1872 г.) с точки зрения их возможности применения в учебном процессе китайских общеобразовательных школ; формулируются методические рекомендации их изучения с точки зрения развития ключевых музыкально-эстетических навыков в курсе уроков музыки в китайской школе. Из всего числа сочинений данной категории, написанных русскими композиторами XIX века, были выбраны два наиболее важных в современной музыкальной педагогике сочинения - «Детская» М. П. Мусоргского и «Детский альбом» П. И. Чайковского, которые подразделяются на разные тематические и дидактические группы, отличающиеся между собой по способу содержательной реализации детской сферы и по заявленным дидактическим целям, которые были рассмотрены в контексте адаптации музыкального материала для использования на школьных уроках музыки в КНР. Оба сочинения ведут свою художественную преемственность от традиций, заложенных Робертом Шуманом, но фортепианный цикл М. П. Мусоргского «Детская» ранее в школьный курс музыки в КНР не включался. Предложена модель урока в средней школе, на котором изучаются эти произведения. В результате исследования делается вывод о том, что тема детства и юности в фортепианных циклах русских композиторов XIX века является эффективным средством музыкально-эстетического воспитания китайских школьников.

Издание: BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Чжан Бойя
Сохранить в закладках