Современные мегаполисы представляют собой особые социально-экономические агломерации, в которых качество жизни, комфортная городская среда, развитие инфраструктуры, высокий уровень информационных технологий и доступность интернета создают привлекательный имидж территорий для молодого поколения. Особенности коммуникации и социализации городской среды современного мегаполиса определяются высоким уровнем цифровизации, скоростью и объемом информационных потоков. Все эти факторы влияют на ценностные ориентации и политические предпочтения молодых горожан. Актуальность исследования обусловлена влиянием цифровизации на процессы формирования политических норм, ценностей и моделей поведения у представителей молодого поколения. Цель исследования - выявление связи между ценностными предпочтениями молодежи, степенью их включенности в процессы сетевой коммуникации и цифровыми формами политического участия. Методологической основой исследования были выбраны ценностные концепции Р. Инглхарта, М. Рокича, теория гражданской культуры Г. А. Алмонда и С Верба, теория ценностных расколов С. М. Липсета - С. Роккана. Эмпирической базой исследования стали результаты онлайн-опроса молодежи крупных городов РФ. Многомерные методы анализа позволили выявить связь между моделью политического участия с использованием цифровых технологий и типами ценностных ориентаций городской молодежи. Результаты кластерного анализа выявили две политически активные группы, которые имеют разные идеологические и ценностные векторы деятельности. Основой размежеваний между двумя сегментами выступает ось с индивидуалистическими и коллективистскими полюсами, которые сочетаются с либеральными и консервативным ценностными приоритетами.
В условиях активной цифровизации и медиатизации общественной политической жизни общества всё большее значение приобретают цифровые коммуникации между гражданами и представителями власти прежде всего с использованием социальных медиа. Цифровой имидж, а также его позиционирование становятся не второстепенным направлением деятельности политического актора, а основным, поскольку транслируемая ими информация, в том числе социально-политическая, напрямую влияет на восприятие гражданами окружающей действительности. Онлайн-пространство сегодня становится первичной площадкой для функционирования, позиционирования и выстраивания оценки восприятия политических субъектов гражданами - онлайн-пользователями, поскольку интернет-пространство признано в качестве социального института, наделенного всеми институциональными признаками и значениями. Цель данной работы состоит в исследовании имиджа и социально-политической деятельности российских губернаторов, вынужденных действовать в новых кризисных реалиях; в изучении процессов трансформации цифрового имиджа данных глав регионов; в оценке эффективности информационного освещения социально-политической деятельности губернаторов в цифровом пространстве в условиях СВО. Исследование было проведено с использованием следующих методов: контент-анализ, визуальный анализ и лингводискурсивный анализ. Эмпирической базой являются открытые данные восьми Telegram-каналов, принадлежащих российским губернаторам в период 2023 г.: «Настоящий Гладков», «AV БогомаZ», «Гусев», «Вениамин Кондратьев», «Роман Старовойт (эмодзи флага РФ)», «Аксёнов Z 82», «Василий Голубев», «РаZVожаев», включающих корпус текстов, видео- и фотоматериалов, а также все комментарии и «реакции», содержащиеся в данных аккаунтах за период июнь 2023 г. Основные результаты проведенного исследования заключаются в описании системы цифрового имиджа губернаторов, сталкивающихся с кризисными ситуациями, в определении направлений социально-политической деятельности, которые они продолжают развивать, несмотря на сложившиеся условия. Описанная исследовательская методика позволила выявить, как губернаторы российских регионов в нестандартных геополитических условиях конструируют свой цифровой имидж, какие социально-политические темы поднимают, как именно взаимодействуют с гражданами и проектируют информационное освещение своей деятельности в социальных медиа.
Страны Южного Кавказа в настоящее время находятся в стадии становления цифрового суверенитета. Изучение политологического измерения феномена цифрового суверенитета позволило установить концептуальные рамки исследования, сводящиеся к определению уровня цифрового развития и суверенитета южно кавказских стран в условиях новых рисков и угроз региональной безопасности. Изучение институциональных основ развития цифровых инфраструктур в странах Южного Кавказа дало возможность оценить уроень их готовности к осуществлению цифровой трансформации. В этой связи особое внимание уделено вопросам законодательного регулирования цифровой отрасли. Выявлены стратегические подходы стран региона к перспективам цифрового развития и суверенитета, отраженные в официальных стратегических документах. Показано, что проистекающая на Южном Кавказе ожесточенная конкуренция между двумя ключевыми транспортно-логистическими стратегиями «Север - Юг» и «Восток - Запад» сказывается также на логике и географии проложения цифровых коридоров. В частности, многосторонняя интеграция в телекоммуникационные коридоры интернет-трафика рассматриваются нами в качестве ключевого вызова диверсификации путей обеспечения национальной цифровой безопасности и повышения цифрового суверенитета стран региона. В этой связи анализ логистической архитектуры цифровых коридоров на двух уровнях - региональном и макрорегиональном - позволил определить основные проблемы и перспективы цифровой интеграции на Южном Кавказе. Методология работы включает межстрановой сравнительный анализ, а также методы количественной оценки уровня цифровизации (индекс сетевой готовности, проникновение мобильного и фиксированного интернета и пр.).
Данная статья посвящена вопросам цифровой трансформации финансовых рынков и ее воздействию на стабильность экономических систем. В условиях стремительного прогресса технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн и анализ больших данных, финансовые рынки сталкиваются с новыми вызовами и возможностями. С одной стороны, технологии позволяют увеличить рост эффективности, снижая затраты за счет доступности финансовых услуг, а также создают новые инструменты управления рисками. С другой стороны, эта трансформация может привести к киберугрозам, рискам утечки конфиденциальной информации, что приводит к значительным проблемам в обществе. В исследовании подчеркивается, что цифровизация способствует укреплению финансовой стабильности и повышению эффективности клиентского обслуживания. Вместе с тем, проанализированы проблемы кибербезопасности и защиты информации. Цели данного исследования заключаются в анализе влияния механизмов цифровой трансформации на устойчивость финансовых рынков, а также в выявлении новых возможностей и угроз, возникающих в результате внедрения цифровых технологий. В рамках данного исследования поставлены следующие задачи: оценить воздействие цифровых технологий на финансовые транзакции и процессы обеспечения финансовой устойчивости; исследовать вопросы кибербезопасности в обеспечении устойчивости финансовых рынков; проанализировать изменения в потребительских предпочтениях и их влияние на бизнес-модели финансовых учреждений. Методология исследования опирается на применение структурно-динамического анализа и статистических методов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегий цифровизации и создания более гибких и адаптивных финансовых систем, способствующих устойчивому экономическому развитию, повышению уровня кибербезопасности и защиты информации. Ограничения исследования связаны с быстрыми изменениями в технологиях и недостаточной доступностью данных о киберугрозах и их влиянии на финансовые рынки.
В Федеральном научном центре гидротехники и мелиорации им. А. Н. Костякова (г. Москва) 20.03.2025 прошел научно-практический семинар «Цифровая трансформация и искусственный интеллект в АПК», посвященный внедрению современных информационных технологий с использованием искусственного интеллекта (ИИ) в сельском хозяйстве и мелиорации
Цифровые экосистемы банков способствуют увеличению продуктовой линейки финансовых и нефинансовых услуг, что дает возможность повысить качество и скорость обслуживания клиентов. В то же время расширяющийся спектр нефинансовых услуг банков повышает размеры их непрофильных активов и влияет на их финансовую устойчивость. Это создает определенные сложности в управлении экосистемами, как на уровне отдельного банка, так и на уровне регулирования финансовых рынков. Исследование направлено на изучение теоретических и практических аспектов формирования и развития экосистем в банковском секторе РФ. Методология работы включает теорию отраслевых рынков и концепцию экосистем. Использовались методы сравнительного и структурного анализа. Информационной базой послужили данные публичной и внутренней отчетности банков ПАО Сбербанк, АО «Тинькофф Банк» и Банк ВТБ (ПАО). Результаты исследования показали, что банковские экосистемы отличаются по ключевому направлению деятельности (ядро экосистемы «Тинькофф Банк», например, инвестиции и образование, а ВТБ – жилищная программа), характеру взаимодействия их участников, а также по способу формирования (универсальный, нишевый, аутсорсинговый, инсорсинговый). Особенности развития цифровых экосистем банков обусловлены их специализацией, структурой иммобилизационных активов, клиентской базы и уровнем цифровизации бизнес-процессов. Значимость исследования состоит в выявлении структурно-функциональных особенностей цифровых экосистем в банковском секторе, а также в обосновании необходимости дальнейшего совершенствования методик учета и оценки иммобилизационных активов банков
Рост числа вакансий более чем в 2,5 раза в Республике Беларусь не коррелирует с динамикой основных макроэкономических показателей за 2000–2022 гг., таких как индексы ВВП и потребительских цен, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, величина инвестиций и реальной заработной платы, что может указывать на неоднозначное влияние цифровизации на количество рабочих мест и содержание труда в стране. Непонимание причин, по которым организации генерируют заведомо увеличенное число вакансий, приводит к принятию нерелевантных решений по вопросам регулирования рынка труда. Статья посвящена определению влияния цифровизации на количество рабочих мест и содержание трудовых обязанностей в Республике Беларусь. Методологическую базу исследования сформировали теоретические подходы экономики труда. Использованы методы компаративного анализа, описательной статистики и анкетирования. Информационную базу составили данные по цифровизации экономики в Республике Беларусь за 2022–2023 гг., а также результаты анонимного опроса руководителей и специалистов департаментов управления человеческими ресурсами 68 организаций Витебской области, проведенного в январе – марте 2024 г. Выявлено различное влияние формы собственности, размера организации и видов экономической деятельности на изменение численности сотрудников в контексте цифровизации. При этом значительный рост числа рабочих мест не сопровождается изменением содержания трудовых обязанностей, обусловленных цифровизацией. Полученные результаты могут служить основанием для корректировки оценок величины спроса на труд в экономике Республики Беларусь. Смещение акцента с количества рабочих мест на их содержательную составляющую (задачи, требуемые навыки) будет способствовать повышению производительности труда через адаптацию бизнес-процессов и развитие цифровых компетенций
Введение. Ценология – научное направление, изучающее ценозы разной природы, основано профессором МЭИ Б. И. Кудриным около 40 лет назад. С тех пор ценология распространилась на многие области знаний. За это время исследователями накоплен большой эмпирический материал, требующий обобщения на теоретическом уровне, что обусловило актуальность заявленной темы. Спустя 20 лет Б. И. Кудрин сформулировал новую ценологическую парадигму: «…существует общность структуры ценозов любой природы… мир описывается моделями Н-распределения…» Статья посвящена ее обоснованию. Постановка задач: 1) обобщение и анализ результатов исследования ценозов разной природы живой и неживой материи, объекты которых образуют гиперболические ранговые Н-распределения (ГРР) по параметрам или составам; 2) классификация ГРР по масштабным уровням; 3) обоснование детерминированного процесса самоорганизации ценозов в иерархическую многоуровневую систему и образование ценологической матрицы Мира.
Методика и методология исследования. Специфические методы: 1) ценологический ранговый анализ – графическое построение ГРР объектов ценозов с помощью компьютерных программ и их аппроксимация гиперболической функцией; 2) оценка тесноты корреляционной связи ГРР с разных масштабных уровней методом Пирсона. Общие методы: индукция, дедукция, аналогия, моделирование.
Результаты. Проведенный ценологический ранговый анализ свидетельствует о детерминированном процессе самоорганизации ценозов разной природы на всех масштабных уровнях. Парное сравнение ГРР разной природы с разных уровней от дальнего космоса до микромира и социумов методом Пирсона показало высокую степень их корреляционной связи между собой, что доказывает самоорганизацию ценозов по иерархиям в многоуровневую фрактальную мегасистему, которая рассматривается автором как ценологическая матрица Мира (схема представлена).
Выводы. 1. Доказана ценологическая парадигма Б. И. Кудрина: «Мир описывается моделями Н-распределения». 2. Анализ результатов позволяет считать научно обоснованным существование ценологической матрицы Мира.
Социально-философская рефлексия ценностных основ образовательной деятельности осуществлена в рамках комментариев статей в научном журнале «Философия образования / Philosophy of education» в период с 2016 по 2020 г. и представлена в виде краткого изложения концептуальных основ, содержащих ключевые положения аксиологии и праксиологии образовательной деятельности. Обзорный материал позволил зафиксировать в авторском дискурсе сущность и содержание образования в контексте социального бытия, обозначить ценностные основы теории познания в образовательном пространстве и артикулировать главные общественные и образовательные ценности. В связи с этим становится необходимым осуществление методологической фиксации ценностных основ образовательной деятельности, таких как «качество образования», «художественно-образное познание», «коммуникативные навыки», «онтология традиций в системе отечественного образования», «безопасность жизнедеятельности», «опыт духовной миссии российского образования», «ценности православной культуры», «когнитивные комплексы» и др. Зависимое от сложившегося духовно-нравственного и мировоззренческого общественного интеллектуального капитала, новое социально-философское знание знакомит научно-педагогическое сообщество с отрефлексированной аксиологической и праксиологической методологией в исследовании образовательных проблем и противоречий.
Активное развитие цифровых технологий в последние годы существенно изменило бизнес-процессы во всех сферах экономики. Изучение особенностей технологий и перспектив цифровизации коммерческой деятельности компаний различных секторов и сфер экономики является весьма актуальным направлением. Сегодня все больше компаний прилагают усилия по переводу бизнес-процессов в цифровую среду, что позволит им снизить затраты, существенно нарастить объемы экономической деятельности и повысить свои конкурентные преимущества. В статье представлено исследование практики применения цифровых технологий, способных преобразовать деятельность коммерческих организаций, и существенно повысить ее эффективность. В результате, обобщены практические примеры цифровых финансовых решений, отдельно выделены перспективы использования искусственного интеллекта, определены приоритетные направления развития финансовых технологий в деятельности коммерческих организаций.
Цифровая идентификация в страховании становится важным трендом: она повышает доступность услуг, ускоряет заключение договоров и снижает риски мошенничества. Вместе с тем это порождает высокие требования к защите персональных данных. В представленной статье анализируются преимущества и риски внедрения биометрических технологий в российском страховом секторе. С одной стороны, использование биометрии и удалённой идентификации (через ЕСИА/ЕБС) повышает удобство для клиентов и конкурентоспособность страховщиков. С другой - возникают проблемы конфиденциальности данных и возможного несанкционированного использования биометрических образцов. В данной статье рассматриваются контраргументы (нарушение приватности, технические ограничения) и их опровержения. Кратко сравниваются российский и американский подходы к цифровой идентификации в страховании. Делается вывод о необходимости сбалансированного развития биометрических систем при жёстком соблюдении норм защиты персональных данных.
В статье рассматривается цифровая трансформация как стратегический фактор повышения конкурентоспособности организаций в условиях глобальной экономики. Анализируются ключевые технологии и инструменты, обеспечивающие цифровое развитие: автоматизация, облачные вычисления, искусственный интеллект, аналитика больших данных и цифровые платформы. Раскрываются механизмы оптимизации клиентского опыта, персонализации, трансформации бизнес-моделей и развития новых источников дохода. Особое внимание уделено управлению культурными изменениями, кибербезопасности и соответствию нормативным требованиям. Представлены подходы к измерению эффективности цифровых инициатив (KPI, ROI, циклы обратной связи). В заключении обозначены актуальные тренды: IoT, блокчейн и устойчивые цифровые практики как факторы устойчивого глобального роста.