Введение. Рецепторы горького вкуса (TAS2R) могут экспрессироваться в эпителии дыхательных путей и представляют интерес как терапевтические мишени для лечения бронхиальной астмы (БА). Ранее в ходе пилотного исследования мы идентифицировали наиболее экспрессируемые TAS2R в назальном эпителии больных БА и здоровых лиц методом секвенирования нового поколения (NGS). Цель. Определить взаимосвязь экспрессии TAS2R в назальном эпителии с контролем заболевания, маркерами воспаления, проходимостью и ремоделированием дыхательных путей у больных БА. Материалы и методы. В исследование было включено 173 больных БА (46,0 ± 1,13 лет, 60% женщины) различной тяжести (56,4% – легкая БА, 41,3% – среднетяжелая БА, 2,3% – тяжелая БА), преимущественно – с неконтролируемым течением заболевания (71%). Пациентам выполняли спирометрическое исследование с тестом на обратимость бронхиальной обструкции и морфометрию сегментарных бронхов B1 и B10 по данным компьютерной томографии (КТ) на фоне бронхолитика. Сывороточные концентрации общего IgE и цитокинов (интерлейкина (IL)-2, IL-4, IL-5, IL-6, IL-9, IL-10, IL-13, интерферона γ, фактора некроза опухоли α, IL-17A, IL-17F, IL-22) измеряли методами иммуноферментного и иммунофлуоресцентного анализа на микрочастицах (LEGENDplex), соответственно. Экспрессию генов TAS2R4, TAS2R5, TAS2R14, TAS2R20, TAS2R31 и TAS2R38 определяли на уровне мРНК методом количественной ПЦР с обратной транскрипцией в образцах, полученных из браш-биоптатов нижней носовой раковины. Результаты. Экспрессия всех генов, за исключением TAS2R4, была взаимосвязана. Снижение контроля БА по данным вопросника ACT сопровождалось увеличением экспрессии TAS2R20 (β = -0,20, p = 0,03) и TAS2R38 (β = -0,20, p = 0,02) после коррекции на пол, возраст, индекс массы тела, индекс курения, величину объема форсированного выдоха за 1 секунду и уровень IgE методом множественной линейной регрессии. Показатели вентиляционной функции легких и реакции на бронхолитик не были взаимосвязаны с экспрессией генов TAS2R. С помощью анализа PLS-SEM было установлено, что Th17 воспаление, преимущественно определяемое уровнем IL-17A, является основным фактором, ассоциированным как с КТ-признаками ремоделирования бронхов (обратная ассоциация с размерами бронхов – β = -0,57, p < 0,001; прямая – с утолщением бронхиальной стенки – β = 0,34, p = 0,05), так и с повышенной экспрессией TAS2R (наиболее существенно – с TAS2R5 β = 0,40, p = 0,01 и TAS2R20 β = 0,41, p = 0,01). Само ремоделирование бронхов также сочеталось с апрегуляцией TAS2R, в особенности, TAS2R5 (R2 = 0,17, p = 0,002) и TAS2R20 (R2 = 0,15, p = 0,006), при этом значимая ассоциация с экспрессией прослеживалась только для латентной переменной, отражающей размеры бронхов (β = -0,33, p < 0,001 – как для TAS2R5, так и для TAS2R20). Заключение. Мы обнаружили признаки увеличения экспрессии генов TAS2R при снижении контроля БА, а также у пациентов с более выраженным бронхиальным ремоделированием и повышенным уровнем IL-17A в сыворотке крови. При условии, что индукция TAS2R носит вторичный, компенсаторный характер, рецепторы TAS2R5 и TAS2R20 представляют интерес как наиболее перспективные объекты для дальнейшего изучения.
В настоящее время в пищевой отрасли наблюдается тенденция к расширению ассортимента молокосодержащих продуктов при обязательном соблюдении требований к их качеству и безопасности. Одним из направлений усовершенствования данных продуктов является применение эмульгатора. В производстве молокосодержащих продуктов они играют ключевую роль, стабилизируя смесь водной и жировой фазы. При изготовлении продуктов с заменителями молочного жира они предотвращают расслоение исходной нормализованной смеси для выработки продукта, образуя стабильную эмульсию. В продуктах, произведенных по технологии творога и сметаны, эмульгаторы должны обеспечивать гладкую текстуру готового продукта, улучшенные сенсорные свойства, предотвращать отделение сыворотки, предотвращать нежелательные изменения текстуры или внешнего вида, обеспечивая высокое качество готового продукта. Результатами приведенных исследований доказано положительное влияние эмульгатора-кристаллизатора с температурой плавления ~ 61 оС и йодным числом ~ 3 г йода/100 г на показатели качества продуктов, выработанных по технологии сметаны и творога с использованием заменителя молочного жира и растительного масла.
Цель исследования заключалась в оптимизации и научной оценке традиционных (домашних) методов производства сливочного масла с целью получения продукции высокого качества и максимального выхода за счёт стандартизации массовой доли жира в сливках и регулирования температуры сбивания. В рамках эксперимента массовая доля жира в сливках была стандартизирована на уровнях 30, 35 и 40%, а процесс сбивания проводился при температурах 8, 10 и 12 °C для получения образцов масла. Установлено, что на основные параметры, характеризующие качество сливочного масла, существенное влияние оказывали как уровень жирности сливок, так и температура сбивания, а также их взаимодействие. Максимальный выход масла (88 %) с высоким содержанием общего сухого вещества (89 %) был достигнут при использовании сливок с жирностью 35 % и сбивании при температуре 10 °C. При этих условиях отмечалось более низкое содержание влаги и нежирных сухих веществ в готовом продукте. Во всех исследованных образцах наблюдалась тенденция к снижению pH по мере увеличения жирности сливок и температуры сбивания. Содержание свободных жирных кислот возрастало пропорционально указанным факторам. Органолептическая оценка показала, что наивысшие баллы по вкусу, аромату и консистенции получили образцы, изготовленные из сливок с жирностью 35% при температуре сбивания 10 °C. Таким образом, установлено, что стандартизация уровня жирности сливок на уровне 35 % в сочетании с температурой сбивания 10 °C обеспечивает получение сливочного масла высокого качества с оптимальными физико-химическими и органолептическими характеристиками даже в условиях мелкосерийного (кустарного) производства.
Определены основные направления рыночной институционализации дифференцированных инструментов государственного и регионального регулирования экономическим пространством. Разработаны рекомендации по совершенствованию принципов активизации государственной политики в области институционального реформирования макрорегионального, межрегионального и внутрирегионального экономического пространства
В условиях политической нестабильности и гибридных войн сохранение высокого уровня жизни населения является одной из самых трудных задач государства на современном этапе. Канада, как одна из стран, применяющая масштабные санкции против России, представляет интерес для оценки экономического роста в стране и исследования качества жизни ее граждан. Цель исследования - провести анализ средней стоимости недвижимости, которой владеют канадские домохозяйства, а также расходов на ее содержание, и выявить существующие риски на рынке недвижимости. При осуществлении анализа произведена дифференциация по географическому признаку, то есть по провинциям Канады. Также рассмотрен объем ипотечных кредитов в динамике за 2000-2023 гг. По результатам исследования выявлено, что стоимость недвижимости граждан в Канаде прямо зависит от географического расположения. На северных территориях ее стоимость ниже, а затраты на ее содержание выше, что отражают определенную обратную взаимосвязь между ними. Самым популярным способом приобретения недвижимости населением, является ипотечной кредитование, объем которого в реальных ценах за 2000-2023 гг. вырос более, чем в три раза, то есть выявлена высокая зависимость приобретения недвижимости от кредитования. В связи с отсутствием обязательного страхования ипотечного кредитования только 25% ипотечных кредитов застрахованы, что отражает высокий риск невозврата кредитов. В совокупности значительный объем ипотечного кредитования и низкая степень страхования ипотечных кредитов отражают уязвимость рынка недвижимости в Канаде и его зависимость от состояния экономики в текущем периоде.
Статья посвящена проблемным сторонам становления взаимоотношений России с народами Северного Кавказа. Московское государство в силу объективных причин собственного развития не имело достаточного военно-политического потенциала для реализации активной политики в регионе, который приобретал растущее значение в раскладе геополитических сил на южных рубежах страны. Кроме того, на взаимодействие Москвы, а в дальнейшем Петербурга с народами региона оказывали сильное влияние внешнеполитические соперники России - Крымское ханство и Оттоманская Порта, чье активное воздействие на Северный Кавказ вынуждало российские власти использовать различные формы дипломатического и военного присутствия на фронтире, но избегать регулярных и открытых столкновений с ними. Отсутствие однозначно выраженного российского доминирования, в свою очередь, порождало неуверенность в северокавказских элитах и не позволяло им надежно обеспечить безопасность своим территориям и подданным, уберечь от враждебных вторжений со стороны крымских ханов. Это находило отражение в зыбкости их позиций в выполнении условий заключенных с Россией договоренностей.
Данная работа нацелена на рассмотрение следовой картины в киберпространстве в современных условиях. Концепцию дорожки цифровых следов (в нашей трактовке – электронно-цифровых) предложил В. Б. Вехов еще в 2008 г., доработав в более поздних публикациях. Отслеживание дорожки электронно-цифровых следов имеет ключевое значение при расследовании преступлений, связанных с использованием информационно-технологических устройств. Однако в настоящее время появилось множество новых форм информации, средств сокрытия следов в киберпространстве. Некоторые современные концепты в области электронной техники оказывают существенное влияние на трансформацию дорожки электронно-цифровых следов, внося существенные изменения в ее цепочку, образуя разрывы, уводя в сторону, анонимизируя точку старта и/или финиша запроса, дробя и пряча следы. В этой связи целью работы является раскрытие специфики следовой дорожки в контексте неклассических форм размещения и использования электронной информации. Анализируется изменение дорожки электронно-цифровых следов при использовании виртуальных машин с многоуровневой вложенностью и средств виртуализации (например, VPN-сервисов), полиморфных программ, распределенной и облачной информации, блокчейна, RAID-массивов, средств сокрытия дорожки электронно-цифровых следов, отдельных перспективных разработок в области компьютерной техники. Статья основана на использовании материалистической диалектики как всеобщего метода, так и общенаучных методов (анализа, синтеза, моделирования, экстраполяции и др.). В результате исследования определены специфические свойства и характеристики дорожки электронно-цифровых следов при использовании рассмотренных концептов в области электронной информации. Констатируется, что новые концепты в области электронной информации существенно меняют следовую картину в киберпространстве и требуют специфических подходов, поэтому особое значение приобретают исследования на стыке технических наук, программирования и криминалистики, раскрывающие особые характеристики новых технологий и форм информации, требующих разработки специфических криминалистических рекомендаций. При этом, в связи с непрерывным научно-техническим прогрессом, эти исследования должны перманентно сопровождать новинки технологий, а в некоторых случаях (например, квантовых технологий) носить перспективный характер, дающий в руки правоохранительных органов действенные инструменты еще до широкого распространения самих технологий и использования их в преступных целях.
Цель работы заключается в разработке методики преподавания математики в вузах с широким применением современных цифровых и информационных технологий.
Актуальность разработки новой методики преподавания высшей математики в вузах обусловлена рядом причин. Во-первых, необходимо повысить мотивацию студентов к обучению в вузе, для этого нужно в явном виде показать связь абстрактных математических знаний с реальными физическими и техническими процессами. Во-вторых, сформировать у студентов навык осознанного использования искусственного интеллекта в целях получения новых знаний, а не бездумного получения готовых решений. В-третьих, сделать пакеты прикладных математических программ рабочим инструментом для решения математических, физических и технических задач.
Методы. Для повышения успеваемости студентов, для мотивации их к изучению таких сложных дисциплин как математика и информатика, предложено рассмотреть возможности образовательного подхода МИТ (математика, информатика, техника). Данных подход подразумевает широкое использование современных программных средств для изучения высшей математики, физики и других общепрофессиональных дисциплин. МИТ позволяет перейти от решения сложных абстрактных математических задач «на бумаге» к использованию современных пакетов математических программ не только для аналитического, но и для численного решения дифференциальных уравнений, а также численного интегрирования. По сути, информатика становится инструментом изучения математики.
Результаты. В статье показана методика внедрения образовательного подхода МИТ на занятиях по высшей математике в вузах. Предложены три кейса, показывающие решения стандартных задач из математического анализа и математической статистики с применением пакетов математических программ и навыков программирования. Рассмотрен пример аналитического и численного решения задачи Коши с помощью математического пакета Smath Studio. Этот же математический пакет был использован для решение задачи интегрирования аналитическим и численным способом (метод Монте Карло). Продемонстрирована возможность применения языка программирования Python для написания приложений, позволяющего проводить статистическую обработку данных. Формулировка задач позволяет студентам самостоятельно выбрать способ решения поставленной задачи.
Заключение. Рассмотренный в статье образовательный подход МИТ позволяет широко использовать современные информационные и цифровые технологии для изучения высшей математики в вузах. Данный подход ведет к повышению интереса студентов к изучаемым дисциплинам, формирует навыки использования языка программирования Python и пакета прикладных математических программ Smath Studio для аналитического и численного решения сложных математических задач.
В статье сформулированы основные источники как внутренних, так и внешних угроз для России в условиях проведения специальной военной операции на Украине. Исследованы некоторые вопросы обеспечения национальной безопасности после вооруженного вторжения регулярных ВС Украины в Курскую область. Определено место и роль войск национальной гвардии как элемента военной организации государства при обеспечении национальной безопасности российского государства в условиях ведения противником «гибридной войны». Объем и сложность служебно-боевых (боевых) задач, возлагаемых руководством страны на войска национальной гвардии в мирное и военное время, велики, что предопределяет их роль и место в системе национальной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, следует учесть, что каждая из задач требует от командира и штаба, организующего применение воинских формирований, высокой организованности, обязательного учета особенностей выполнения каждой из них. При этом необходимо использовать опыт, полученный военнослужащими и сотрудниками ВНГ при участии в специальной военной операции на территории Украины и поддержании особого правового режима военного положения, введенного в ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонских областях России. Как в мирное, так и в военное время успех выполнения рассматриваемых задач во многом определяется появлением новых образовательных учреждений для повышения уровнем подготовки личного состава всех категорий, появлением новых танковых подразделений и подразделений БПЛА в войсках, оснащением ВНГ современными образцами вооружения и военной (специальной) техникой и специальными средствами.
Цель исследования. В образовательных учреждениях национальных регионов страны важное значение в обеспечении качества образовательного процесса может приобрести билингвальное обучение. Билингвальное обучение предмету и овладение учащимися предметными знаниями в определенной области на основе взаимосвязанного использования двух языков (родного и государственного) представляет не только образовательный интерес. В этой связи цель работы заключается в изучении билингвального портрета жителей республики Тыва, выявлении потребности в билингвальном обучении информатике студентов и целесообразности включения в их подготовку билингвальных средств и методов обучения, на примере Тувинского государственного университета.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы: ментальный подход Н. И. Пака для обоснования потребности в билингвальном обучении студентов, проживающих в национальных регионах; компетентностный подход в проектировании и обработке вопросов анкет; инверсионный подход Д. А. Бархатовой при разработке средств и методов билингвального обучения по информатике. Также был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретические (анализ источников по проблеме исследования, конкретизация данных, обобщение психолого-педагогической литературы, сравнение данных, дедукция, содержательная интерпретация, анализ результатов) и эмпирические (анкетирование, тестирование, обработка и анализ полученных результатов).
Результаты. Определение билингвального портрета жителей р. Тыва, а также выявление потребности в билингвальном обучении информатике студентов Тувинского государственного университета осуществлялось с помощью специально разработанных анкет. Анализ анкетных данных показал, что кол-во билингвалов в республике Тыва составляет 82%, среди студентов физико-математического факультета ТувГУ – 99%. Кол-во опрошенных преподавателей, студентов и родителей, считающих важным билингвальное образование в республике Тыва, превышает 70%. Таким образом, развитие билингвального обучения при изучении предметов в школе и вузе становится не только возможным, но и необходимым. Для определения научно-методических направлений развития билингвального обучения информатике в школе и вузе были разработаны образцы разных вариантов представления учебной информации в билингвальных учебниках по теме «Теория информации». Экспертный опрос и анкетирование студентов выявили факт предпочтения учебникам с синхронным представлением содержания на двух языках.
Заключение. Статистические данные анкетного опроса позволили представить билингвальный портрет жителей республики Тыва в целом, и студенческого контингента Тувинского государственного университета в частности. Следует отметить, что для значительного большинства обучаемых тувинский язык является родным, а русский язык – языком обучения. Анализ анкетных данных показывает актуальность и необходимость билингвального обучения предметам в школе и вузе. Эту позицию выразила значительная часть респондентов, включающих преподавателей, родителей и студентов. Результаты исследования позволили определить наиболее предпочтительный формат представления содержания учебных билингвальных ресурсов в синхронном и «перевернутом» виде. Безусловно следует развивать исследования механизмов билингвального мышления и на их основе создавать методические системы билингального обучения предметам в школах и вузах р. Тыва.
Статья освещает ключевые моменты такой разновидности интерпретационной работы как неофициальное казуальное толкование юридических норм. В силу неоднозначного осмысления данного вида деятельности и в то же время ее обширного распространения на практике определяется семантическое содержание понятия неофициального казуального толкования, устанавливаются его признаки и видовое разнообразие. Аргументируется существенная роль во влиянии неофициального казуального толкования на правовую жизнь. Утверждается, что проведение неофициального казуального толкования следует рассматривать в качестве интеллектуально-волевой познавательной деятельности негосударственных и невластных субъектов. Подчеркивается значение неофициального толкования для повышения правовой культуры общества в целом и уровня правосознания отдельной личности. Презюмируется необходимость учета последних тенденции в цифровизации правовой действительности, которые детерминируют образование новой роботизированной вариации казуального толкования юридической нормы.
Процесс организации подготовки кадров для пенитенциарной системы Финляндии, начавшийся еще в Х1Х в. в виде полусамодеятельных курсов по подготовке надзирателей в Великом княжестве Финляндском, после введения уголовного кодекса в 1889 г., обретения независимости в 1917 г. и становления самостоятельной службы исполнения наказания, во второй половине ХХ в. привел к созданию в 1976 г. Института подготовки персонала тюрем и службы пробации Минюста Финляндии. Сменивший его Пенитенциарный центр (создан в 2001 г.), в свою очередь был сменен ныне действующим Учебным центром по уголовным санкциям, являющегося комплексным учебным заведением, взаимодействующий с иными научными и образовательными учреждениями страны, действующих на основе общегосударственных норм о среднем и специальном образованиях.