Рассматривается система аспектов и времен в «Ригведе», в частности основы презенса (имперфекты и презентные инъюнктивы) и аориста. Определение их значения - сложная задача: представление о завершенном-незавершенном не всегда помогает понять оппозицию аориста и имперфекта, нередко имперфект обозначает завершенные события. В статье предлагается использование понятия Г. Райхенбаха «точка референции». Аорист отличается от других времен выраженностью этой точки. В целом ведический глагол запечатлел стадию трансформации аспектуальной системы в темпоральную: имперфект обозначает события далекого мифологического прошлого (которые могут быть и завершены), аорист - недавние события или предшествование. Ведический глагол, таким образом, напоминает видовременную форму европейских языков в описании Г. Вайнриха: здесь противопоставлены времена переднего (франц. passe simple) и заднего плана (франц. imparfait). Их сопоставление помогает понять развитие категорий аспекта и времени в языках мира.
В статье раскрывается понятие «налоговая политика» с учетом различных уровней регулирования.
Цель. Исследование управленческих аспектов трансформации дополнительных профессиональных программ как продукта отраслевого рынка дополнительного профессионального образования в цифровом пространстве. Процедура и методы. Проведён контент-анализ мнений отечественных и зарубежных авторов в определении факторов цифровизации, определения роли цифровизации образования как элемента цифровизации экономики. На основе анализа статистических данных, автором исследована динамика показателей внутренних затрат организаций сферы дополнительного профессионального образования на цифровизацию, а также сведения о количестве реализованных образовательных продуктов с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, потребительских предпочтений выбора формы продукта. Результаты. По итогам исследования сделан вывод о трансформации образовательного продукта сферы дополнительного профессионального образования в электронное (цифровое) пространство. Предложено внедрение и раскрыт экономический эффект введения Единого Реестра организаций сферы дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы в электронной форме и (или) с применением дистанционных образовательных технологий. Теоретическая и/или практическая значимость. Сформулировано предложение по введению инструмента механизма управления экономическими процессами в сфере дополнительного профессионального образования, а именно Единого Реестра организаций сферы дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы в электронной форме и (или) с применением дистанционных образовательных технологий.
Цель статьи - проанализировать, в какой мере и для решения каких задач теоретические положения, изложенные в риториках М. В. Ломоносова, реализуются в его естественнонаучном дискурсе. Материал - сочинения, написанные в жанре «слово». Актуальность исследования обеспечивается текстоориентированным характером современного изучения научного дискурса, а новизна - отсутствием исследований творчества Ломоносова с данных позиций. Показано, что выбор автором жанра обусловлен экстралингвистически - речь на торжественном публичном заседании Академии наук. Риторическая организация сочинений выражена как на уровне композиции (наличие вступлений и заключений панегирического типа), так и в использовании лексических и синтаксических риторических элементов на протяжении всего текста. Основные группы риторических приемов - «украшения», «распространения», «вопрошание». Функции - собственно риторическая и контактоподдерживающая. Делается вывод, что риторическая форма подачи информации, требуемая ситуацией торжественного публичного выступления, не вступала в противоречие с серьезным содержанием и не была чужда научному дискурсу XVIII века.
Проблема юридической ответственности государственных служащих Министерства иностранных дел Российской империи важна для исторического исследования. Изучение механизмов контроля за высокопоставленными чиновниками, влияющими на внешнюю политику, важно для понимания правопорядка, существующего в прошлом. Рассмотрение этой темы позволяет анализировать нюансы правопорядка в сферах, определяющих внешнюю политику страны в эпоху Российской Империи. Понимание сложности социально-политического контекста того времени предполагает проведение детального анализа форм и методов, которыми пользовались высокопоставленные чиновники для осуществления своей деятельности.
В статье анализируется принцип добросовестности права в двух правовых системах - континентального и общего права. На примере отдельных представителей из каждой правовой системы (США, Франция, Россия) автор выделяет особенности и различия в порядке применения, использования и развития принципа добросовестности. Анализ принципа добросовестности позволит установить и определить дальнейшее развитие правовых норм, рассмотреть порядок и меру наказания за его нарушение. Эти различия в толковании и применении принципа добросовестности отражают различия между континентальной и общей системами права, их историческими корнями и методами правоприменения.
В статье рассматриваются вопросы привлечения работодателей к трудоустройству осужденных к принудительным работам. Предложены пути решения указанной проблемы с помощью расширения налоговых льгот для организаций, занимающихся социальным предпринимательством, то есть трудоустраивающих социально уязвимые категории граждан, к которым относятся осужденные к принудительным работам.
Цель. Провести сравнительный анализ философских оснований каскадных и гибких методологий управления проектами и показать влияние философских парадигм на формирование подходов к управлению проектами. Процедуры и методы. В качестве основных исследовательских методов использовались контент-анализ научной литературы, методы анализа, сопоставления и интерпретации результатов разных исследований. Результаты. Автор приходит к ключевому выводу, что понимание философских оснований методологий управления проектами является важным фактором для выбора наиболее конструктивного подхода к управлению конкретным проектом. Философский контекст каскадных и гибких методологий управления проектами может определять основные принципы, ценности и предпосылки, на которых строятся эти методологии. Учёт философских аспектов методологий может помочь менеджерам проектов принимать обоснованные решения и повысить эффективность их управления. Теоретическая и практическая значимость. Тема управления проектами в последние годы значительно эволюционировала, появились различные методологии и подходы для решения сложных задач, присущих выполнению проектов. В работе рассматривается генезис проектных методологий, поясняющий влияние философских парадигм на формирование подходов к управлению проектами. В ходе исследования рассматривается, как различные философские парадигмы, такие как прагматизм и реализм, повлияли на развитие проектных методологий. Автор проводит сравнительный анализ философских оснований каскадных и гибких методологий управления проектами, показывая их ключевые различия. Посредством анализа современных методологий управления проектами в работе показано, как каждая парадигма вносит свой вклад в их формирование.
Актуальность исследования обусловлена растущим интересом отечественных и зарубежных ученых к особенностям когнитивных процессов, в том числе к их аффективной составляющей. Языковые данные признаются в некоторых случаях единственным ключом к такого рода знанию. Материалом послужили научные труды и письма двух лингвистов - востоковеда Е. Д. Поливанова и русиста М. В. Панова. Целью проведенного исследования было выявление стимулов для эмоциональных реакций, свидетельствующих о достижении результата научного познания, разграничение универсального и индивидуального в таких реакциях, а также описание языковых маркеров аффективной составляющей научного поиска. Достижение намеченной цели осуществлялось с помощью методов контент-анализа, сопоставительного и стилистического анализа с учетом новейших данных нейроэстетики и когнитивной психологии. Были сделаны выводы о необходимости добавить к когнитивным стилям оппозицию эмоциональная реактивность / устойчивость по отношению к новому знанию, а также о том, что ученые в разной мере поддаются социальному сдерживанию в выражении когнитивных эмоций, на выбор тональности и средств выражения интеллектуальной экспрессии влияет фактор адресата и что крупные ученые испытывают яркие и многообразные эмоции при достижении результата научного поиска. Помимо этого описаны языковые средства выражения когнитивной эмоции во взаимодействии со средствами выражения интеллектуальной экспрессии.
В статье рассматривается актуальный для современной историографии вопрос о временных рамках формирования в Московском государстве XV-XVI вв. системы приказов как постоянно действующих исполнительных органов государственной власти. Проводится подробный анализ основных этапов и временных рамок совершения перехода от использования приказов как личных управленческих поручений верховного правителя, носивших временный характер, к приказам как специализированным государственным учреждениям, созданным для решения задач государственного управления в определенной отрасли и имеющим достаточно стабильный штат, состоящий из руководителя и подчиненных управленческих кадров, и функционирующих на постоянной основе.
Юридическая терминология занимает одно из ключевых мест в развитии словарного состава XIX века. Она активно используется в том числе представителем славянофильского направления И. С. Аксаковым, который сформировался в среде правоведов и непосредственно усвоил идеи, определяющие отечественную традицию юриспруденции. Тексты славянофилов, принадлежащих к одному из основных направлений, формирующих общественно-политический климат в России 40-60-х годов, остаются практически не описанными лингвистами. Место И. С. Аксакова в медиапространстве XIX века как автора, который вывел славянофильские идеи в широкий круг публичной полемики, а также активность семантического развития лексики в публицистике обусловливают актуальность исследования. Особенности осмысления данным автором юридической лексики исследуются на примере языковой рефлексии (которая в публицистике маркирует «чужое» и «свое» слово в полемике с оппонентами). С целью определения роли языковой рефлексии в выражении авторского осмысления юридической лексики анализируется смысловое взаимодействие в контекстах объектов языковой рефлексии (слов легальный, легальность, обозначающих основы права), иных лексико-фразеологических средств и так называемых рефлексивов. Делаются выводы о формировании новых идеологических коннотаций рассматриваемых слов, связанном с их религиозно-нравственным осмыслением.
Цель исследования - описать репрезентации цветообозначений при помощи производных адъективов с корнем рыж- в русской поэзии первой трети ХХ века, частоту их употребления. При анализе главным становится описательный метод с применением словообразовательного и семантического анализа слов; также используются методы классификации, анализа словарных дефиниций, этимологического и статистического анализа. Предложено выделение двух групп сложных прилагательных, включающих в свой состав корень рыж-: 1) цвето-цветовые и 2) цвето-нецветовые. Иллюстративный материал, извлеченный из поэтических произведений анализируемого периода, показывает, что для более красочного представления изображаемой действительности, а также эстетической актуализации авторских интенций поэты с разной степенью частотности используют три подгруппы сложных цвето-цветовых прилагательных (реже), обозначающих соединение с рыжим цветом: а) какого-либо другого цвета; б) цветового оттенка и в) потенциально цветового признака, а также пять подгрупп сложных цвето-нецветовых прилагательных (гораздо чаще), обозначающих один цвет - рыжий: г) в посессивной конструкции; д) в соединении с названием живого существа; е) в соединении с нецветовым, качественным признаком и ж) в соединении с процессуальным признаком и з) переходная группа. Результаты, полученные в ходе исследования, могут оказаться полезными для лингвистов, изучающих языковые особенности русской поэзии Серебряного века, а также найти применение в практике составления словарей.