ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЯ "ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ" (2024)

Проанализирован кейс по реализации модуля «Обучение служением», который был внедрен с сентября 2023 г. в 130 российских вузах на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Основной принцип реализуемого модуля - соединение академического обучения и социального запроса от местных сообществ для формирования так называемых «гибких» навыков (soft skills) обучающихся. Целью исследования, представленного в статье, является анализ возможности реализации модуля «Обучение служением» в русле парадигмы экосистемного подхода в образовании будущих педагогов. Представлены черты экосистемного подхода в реализации данного модуля, описан конкретный опыт внедрения и исполнения социального заказа, выделены социальный эффект и возникшие проблемы, что является определенной научной новизной для современных исследований. Полученные результаты будут полезны для представителей некоммерческих организаций в части анализа обозначенных проблем и особенностей взаимодействия с образовательными организациями.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 3 (19) (2024)
Автор(ы): Панкратова Лариса Эльмировна, Заглодина Татьяна Алексеевна
Сохранить в закладках
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ (2024)

Введение во всех российских школах Профориентационного минимума актуализирует комплекс задач, связанных с вовлечением родителей обучающихся в профориентационный процесс. Определена роль родителей как важного фактора, влияющего на социально-профессиональное самоопределение подростка. Охарактеризованы основные трудности и барьеры, препятствующие полноценному и конструктивному участию родителей в процессе профессионального выбора: доминирующая позиция, индивидуальные стереотипы, ложные представления (мифы) о мире труда и профессий, родительская тревожность, страх перед будущим, потребительские тенденции.

Предложен алгоритм работы педагога-профориентатора с родителями школьников, представляющий собой движение от достижения понимания и формирования доверительных отношений через систему профориентационного нетворкинга к вовлечению родителей в профориентационно значимые практики.

Представлены и обоснованы основания для реализации дифференцированного подхода к работе с родителями в процессе сопровождения профессионального самоопределения подростков: стоящие перед семьей жизненные задачи, отношение родителей к профориентационному процессу и степень их вовлеченности, доминирующая социокультурная модель самоопределения (традиционная, индустриальная или постиндустриальная).

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 3 (19) (2024)
Автор(ы): Сергеев Игорь Станиславович
Сохранить в закладках
ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)

Интеграция интересов образовательного и профессионального сообществ может быть реализована на уровне создания экосистем образовательно-профессионального пространства вуза. Цель статьи - выявить ключевые факторы и движущие силы, объясняющие преимущество организации образовательно-профессионального пространства по типу цифровых образовательных экосистем и обеспечивающие трансформацию основных элементов педагогической системы подготовки будущего специалиста. Представлена модель цифровой экосистемы образовательно-профессионального пространства и частный случай ее реализации на примере единой информационной образовательной среды для экологической подготовки военнослужащих.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 2 (18) (2024)
Автор(ы): Моисеева Людмила Владимировна, Селезнева Ольга Владимировна
Сохранить в закладках
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)

Представлен анализ практического опыта проектирования модели методической работы учителя по ликвидации дефицитов профессиональных компетенций, реализуемой на основе информального образования в цифровой образовательной среде. Предложена и обоснована организационная структура многоуровневой модели методической работы учителя средствами информального образования, охарактеризованы управленческие функции каждого из уровней. Сформулированы требования к организации основных мероприятий модели, даны рекомендации по реализации познавательной активности учителя в цифровой образовательной среде средствами информального образования.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 2 (18) (2024)
Автор(ы): Бечиев Шахруди Шагидович, Савченков Алексей Викторович
Сохранить в закладках
ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА К СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКОСИСТЕМЕ (2024)

Рассмотрен образовательный кластер с позиции экосистемы в период его перехода к решению социально-экономических задач. Определены системообразующие элементы образовательного кластера, представлен рефлексивный анализ их функциональных связей и взаимозависимости, сформулированы методологические подходы исследования перехода образовательного кластера в социально-экономическую экосистему (системно-средовой, интегративный, синергетический). Эмпирической базой исследования послужила система «Северного образовательного кластера» г. Краснотурьинска Северного управленческого округа Свердловской области.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 2 (18) (2024)
Автор(ы): Белоусов Михаил Викторович, Чупина Валентина Александровна
Сохранить в закладках
ЭРА ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ: РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ, "СТЕНА ФИЛЬТРОВ" И "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПУЗЫРИ" (2024)

С возможностями персонализированного обучения связывают сегодня перспективы развития личностного потенциала обучающегося. В рамках исследования выделены ключевые методологические подходы в понимании процесса персонализации обучения. На основе анализа отечественных и зарубежных источников определены основные последствия широкого распространения и все возрастающего влияния на человека инструментов цифровой персонализации. В образовании они могут стать непреодолимым препятствием в развитии личноcтного потенциала обучающихся. Рассмотрены понятия «стена фильтров» и «информационные пузыри» с целью определения причин дефицита творческих ресурсов человека в условиях конкурентной цифровой среды. При разработке модели персонализированного обучения необходимо учитывать потенциальные опасности интернет-технологий. В центре внимания автора - формирующиеся в цифровой среде антропологические угрозы развитию креативного потенциала личности. Подтверждением сделанных выводов стали результаты проведенных социологических исследований. Подчеркнута важность поиска решений по минимизации и преодолению рисков цифровых оснований персонализации.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 2 (18) (2024)
Автор(ы): Андрюхина Людмила Михайловна
Сохранить в закладках
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ" (2024)

Основными идеями запущенного в 2022 г. федерального проекта«Профессионалитет» являются стратегические векторы развития профессионального образования в условиях современных вызовов, новый отраслевой подход в адресной подготовке востребованных профессионалов для приоритетных отраслей экономики. Решение стратегически важной задачи развития профессионального образования возможно только на основании тесного реального взаимодействия профессиональных образовательных организаций СПО с работодателями, индустриальными партнерами, чей заказ на подготовку кадров выполняют колледжи и техникумы. Проблема исследования заключается в необходимости ответить на вопрос: как добиться успешного профессионального становления специалистов среднего звена, чтобы обеспечить потребности отраслевых рынков труда и конкретных предприятий региона? Целью статьи является обобщение опыта реализации федерального проекта «Профессионалитет» по подготовке нового специалиста в одном из самых крупных кластеров Свердловской области - металлургическом кластере на базе Первоуральского металлургического колледжа.

В ходе исследования применен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблематике, контент-анализ, обобщение и систематизация полученных данных; изучен и обобщен педагогический опыт, осмыслено достигнутое и определены перспективы дальнейшей реализации федерального проекта «Профессионалитет».

Результаты проведенного исследования могут быть использованы руководителями профессиональных образовательных организаций с целью совершенствования процесса подготовки высококвалифицированных специалистов для конкретных производственных отраслей.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 2 (18) (2024)
Автор(ы): Ахтариева Александра Сергеевна, Зеер Эвальд Фридрихович, Третьякова Вера Степановна
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МЧС РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ (2024)

Проведен анализ Концепции преподавания курса «История России» для неисторических специальностей и направлений подготовки, выявлены перспективы ее реализации в образовательных организациях системы МЧС России. Особо отмечены своевременность и актуальность появления данного документа. Выделены факторы, обусловливающие в настоящее время повышенное внимание к вопросам изучения истории России, описан ряд обстоятельств, которые следует учитывать в процессе преподавания дисциплины. Рассмотрены особенности применения различных методических средств и приемов обучения в рамках курса «История России» в Уральском институте ГПС МЧС России (с учетом приоритетных задач будущей профессиональной деятельности обучающихся). Определена роль педагога как подлинного наставника-воспитателя, формирующего патриотическое историческое сознание студентов в процессе личностно-ориентированного преподавания исторической дисциплины.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 2 (18) (2024)
Автор(ы): Шмурыгина Ольга Владимировна, Ложкарев Александр Игоревич, Газизова Юлия Сергеевна
Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)

В условиях изменяющейся геополитической и социально-экономической ситуации возникает необходимость в формировании новой когорты специалистов публичного управления РФ. С помощью метода моделирования педагогической системы дается обоснование методологии подготовки специалистов государственного и муниципального управления к инновационной деятельности с позиций традиционных для системы высшего образования системного, аксиологического, акмеологического и модульного подходов. Кроме того, применены культурно-исторический и предложенный авторами инновационно-деятельностный подходы. Представленный комплекс методологических подходов ориентирован на формирование и развитие основных компонентов профессиональной готовности будущих специалистов публичного управления к инновационной деятельности: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 2 (18) (2024)
Автор(ы): Провоторова Наталия Викторовна, Синякова Марина Геннадьевна
Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ (2024)

Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью выявления профессиональных трудностей у начинающих педагогов на этапе вхождения в профессию и определения готовности к профессиональному росту, самореализации. Рассмотрены направления деятельности руководства образовательной организации и педагогического коллектива в подготовке молодых специалистов к успешной профессиональной деятельности, преодолению кризисов личностного и профессионального развития. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Ноябрьска. Его результаты могут быть использованы руководителями образовательных организаций, психологами, преподавателями педагогических вузов с целью совершенствования процесса профессиональной адаптации начинающих учителей к условиям образовательной среды.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 1 (17) (2024)
Автор(ы): Шушпанова Анна Викторовна, Третьякова Вера Степановна
Сохранить в закладках
ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (2024)

Рассмотрена актуальная проблема диагностики социально-психологической дезадаптации подростков и молодежи. В ходе теоретико-методологического анализа проведен обзор современных отечественных и зарубежных исследований данной проблематики, предпринята попытка представить алгоритм диагностики данного феномена на основе определенного конструкта. Приведены примеры диагностического инструментария (тесты, методики). Сделаны выводы о том, что комплексная психологическая диагностика позволяет прогнозировать проявления социально-психологической дезадаптации у подростков и своевременно проводить профилактические мероприятия по предотвращению ее дальнейшего развития.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 1 (17) (2024)
Автор(ы): Семенова Ксения Григорьевна
Сохранить в закладках
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ (2024)

В данной статье рассматривается вопрос становления, развития и периодизации патриотического воспитания в России и за рубежом. В исследовании рассматриваются научные труды ведущих ученых США и Европы. Приводятся определения понятия «патриотизм». Впервые выделены этапы становления и развития патриотического воспитания в США и Европе, а также странах ближнего зарубежья. Данная информация систематизирована в табличном виде. В статье выделены этапы интерпретации понятия «патриотизм» в отечественной литературе. Сделан вывод, что понятие «патриотизм» является достаточно давним и хорошо изученным, хотя и меняющим свое значение. Кроме того, выделены основные приемы и методы патриотического воспитания в современном мире.

Издание: ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИНСАЙТ)
Выпуск: № 1 (17) (2024)
Автор(ы): Мезенцева Анна Игоревна
Сохранить в закладках