ШУТКА И УЖАС В САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. Ф. ХОДАСЕВИЧА "РЯЖЕНЫЕ" (2022)

Рассмотрена проблема самоидентификации лирического героя произведения В. Ф. Ходасевича «Ряженые». Проанализированы причины, по которым шутка сменяется ужасом в рефлексии лирического героя. В теории литературы это связано с концепцией М. М. Бахтина относительно лирики: голос лирического субъекта угасает или искажается, оказавшись вне хора. Авторы статьи считают, что отпадение от хора провоцирует здесь страх утраты индивидуального начала. Проблема самоидентификации лирического Я / не Я героя возникает в связи с его причастностью процессу актуализации сакральных границ своего мира и чужого. Наиболее отчетливо ситуация проявляется в момент встречи «неслаженных» взоров, как репрезентация разобщения. Сделан вывод, что художественный мир произведения под влиянием особых условий хронотопа (период святочного обрядового перевоплощения) перестает быть привычным и безмятежным. Соответственно, лирический герой обнаруживает, что участие в обряде, направленном на расшатывание, размывание границ между своим миром и потусторонним, требует личной ответственности. Открытое событие встречи своего и чужого выявляет, что в художественном мире произведения за обрядовой игрой таится реальный и серьезный смысл.

Издание: ВЕСТНИК КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Т. 24 № 1 (89) (2022)
Автор(ы): Аксёнова Анастасия Александровна, СИНЕГУБОВА КАПИТАЛИНА ВАЛЕРЬЕВНА
Сохранить в закладках
ШЕРСТНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ МЕРИНОСОВЫХ ОВЕЦ УЛУЧШЕННЫХ ГЕНОТИПОВ (2024)

Цель исследования - сравнительная оценка шерстной продуктивности генетических ресурсов пород сальской (далее - СА), джалгинский (далее - ДМ) и российский мясной меринос (далее - РММ). Оценку провели путем сравнения настригов физического и мытого волокна шерсти, выхода чистой шерсти, а также основных технологических качеств шерсти - длины, диаметра поперечного сечения (тонины) и её уравненности, у овцематок и их потомства. Метод сопоставления продуктивности потомства, полученного в результате наследования качеств овцематок сальской породы и баранов-производителей пород сальская, джалгинский и российский мясной меринос базировался на влиянии отцовского и материнского организмов на наследственный потенциал потомков. Установлено, что ярки-потомки от скрещивания СА+ДМ по настригу в чистом волокне имели превосходство над контролем (СА) 10 %. Ярки 3 (СА+РММ) группы имели самый высокий выход чистой шерсти - 58 %, но уступали группе контрольных животных (СА) почти на 3 %. Наиболее тонкой шерсть, как на боку, так и на ляжке, была во второй группе (СА+ДМ). По отношению к первой группе (СА) эта разница составила 2,4 %, а по отношению к третьей группе - 6,5 %. Наиболее длинной шерсть оказалась у ярок третьей группы, отцы которых имели шерсть реже, грубее и длиннее, чем их ровесники из первой и второй групп. Разница между ярками третьей и первой групп составила 0,6 см, или 5,5 %. В результате скрещивания исходных пород помесные животные проявили промежуточный характер наследования показателей шерстной продуктивности. Помеси сальской породы с джалгинскими мериносами имели более высокие настриги более тонкой шерсти. Помеси сальской породы с российским мясным мериносом имели ниже настриг шерсти с большим диаметром поперечного сечения шерстинок, но обладали высоким выходом чистой шерсти.

Издание: ВЕСТНИК КУРГАНСКОЙ ГСХА
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): КОЛОСОВ ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, АБОНЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, ГАГЛОЕВ АЛЕКСАНДР ЧЕРМЕНОВИЧ
Сохранить в закладках
ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ (2024)

В данной статье рассматривается школьная неуспеваемость у детей младшего школьного возраста, причины ее возникновения и способы преодоления. Трудности в учебном процессе, возникающие в начальных классах, затрудняют освоение основной школьной программы. Именно в начальных классах закладывается фундамент системы знаний, и без этого фундамента ученик впоследствии испытывает трудности и, как следствие, может “выпасть” из учебного процесса в средней школе. Усложнение происходит на основе материала (от игрового к учебному, от простого к сложному, от репродуктивного воспроизведения к творческому самовыражению). Необходимо создавать проблемные ситуации, ориентирующие учащихся на поиск.

Издание: СОЦИОСФЕРА
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Хапачева С. М., Беданокова Ф. Р.
Сохранить в закладках
ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ИНДИИ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ (2025)

Рассматриваются программы по английскому языку для 1-8 и 9-12 классов, разработанные Национальным советом по образовательным исследованиям и подготовке кадров (NCERT) Индии. Методологическую основу исследования составляют работы по компаративистике Т. Н. Боковой, Б. Л. Вульфсона, И. А. Тагуновой. Применены теоретический анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, обобщение, сравнение. Источниковой базой послужили работы индийских педагогов-исследователей, официальные документы и комментарии Министерства образования Индии, труды иностранных ученых и специалистов в области образования, публикации в научных журналах. Охарактеризована сущность учебных программ по английскому языку для школ Индии и выявлены их особенности. Представлена иерархия системы образования в Индии, а также описаны цели и задачи NCERT. В каждой программе представлены цели, материальное оснащение, тематика уроков, формируемые навыки, способы контроля знаний, подходы и методы. Особенностями системы обучения английскому языку в Индии являются: подготовка к практическому повседневному использованию английского языка в условиях межкультурного диалога; развитие критического мышления и способности к выражению собственного мнения; подготовка к получению высшего образования. Все разработанные государственными органами образовательные программы носят рекомендательный характер и сами по себе достаточно общие. Таким образом, каждая школа, каждый учитель могут построить учебный процесс на основе этих программ более подробно. Кроме того, опубликованный в 2023 г. Национальный учебный план (National Curriculum Framework) предлагает принципы обучения английскому языку и рамки содержания обучения.

Издание: ТЕРРИТОРИЯ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. ВЕСТНИК ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Т. 17 № 1 (2025)
Автор(ы): Хмызов Максим Владимирович
Сохранить в закладках
ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ КАК РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРАХ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ (2024)

В статье поднимается проблема использования школьного учебника по отечественной истории в условиях воспитательной деятельности. Автор рассматривает структуру современного учебника, выделяет критерии для определения потенциала современных учебников по истории Отечества при осмыслении опыта гражданского служения Отечеству и проводит их анализ.

Издание: ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): КАЗГУНОВ А. А.
Сохранить в закладках
ШАРНИРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ (2021)

Шарнирные механизмы распространены повсеместно. Обычно они служат для преобразования одного вида движения в другой. В работе приведены математические модели шарнирных механизмов, а также приведен обзор классических и современных результатов, связанных с изучением шарнирных механизмов.

Издание: МАК: МАТЕМАТИКИ - АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
Выпуск: № 3 (2021)
Автор(ы): Гнедко М.Е.
Сохранить в закладках
Школьный ИТ-проект: искусство преодоления сложностей (2024)

В настоящее время тема разработки проектов в сфере информационных технологий очень популярна среди школьников. Возникает вопрос: а какой проект в ИТ-сфере можно считать хорошим? Удивительно, но поиск в интернете не дал ответа на этот вопрос. Кто-то отмечает обязательное наличие бизнес-составляющей, другие подчеркивают, что такой проект непременно должен быть командным…

Издание: ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
Выпуск: № 3, Том 23 (2024)
Автор(ы): Зубков Василий
Сохранить в закладках
Школьный урок информатики как шаг в профессию полиграфической отрасли (2024)

В статье рассказывается о связи знаний, умений и навыков, получаемых на уроках информатики в школе, с компетенциями специалистов полиграфической отрасли. Говорится о полиграфии, как одной из важнейших областей, в которой информационные технологии находят широкое применение. Рассматриваются такие понятия, как «компьютерная графика», «допечатная подготовка» («prepress»), «послепечатная обработка» («postpress»). Рассматривается один из подходов к изучению понятия «растровая точка». Приводятся примеры профессиональных программных продуктов, которые используются и в школьном курсе информатики, и в профессиональной полиграфии. Предлагается перечень тем для проведения занятий по информатике — курса внеурочной деятельности или блока дополнительного образования. Подчеркивается значимость качественной подготовки обучающихся на уроках информатики, во внеурочной деятельности и кружковой работе блока дополнительного образования.

Издание: ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
Выпуск: № 5, Том 23 (2024)
Автор(ы): Пискулев Сергей Евгеньевич
Сохранить в закладках
ШКОЛА БУДУЩЕГО: ВЗГЛЯД ФАНТАСТОВ (2025)

В статье представлены взгляды ряда отечественных и зарубежных писателей-фантастов на образование в т. н. описываемом будущем. Данный вопрос получил освещение в ряде произведений, относящихся к жанру социальной фантастики, преимущественно написанных в 1950-х - 1970-х гг. Показано, что преобладающими являются две позиции - изоляция детей в школах-интернатах до достижения ими зрелости или машинное обучение. В первом случае, по мнению И. Ефремова и А. и Б. Стругацких, дети будут ограждены от возможного негативного влияния родителей и общества, и их обучение и воспитание будет доверено профессионалам - педагогам, статус которых в обществе будущего очень высок. Впрочем, тот же подход, по мнению Р. Брэдбери и Н. Горькавого, может использоваться для образовательной сегрегации - подготовки элиты, тогда как из большинства в обычных школах будут готовить законопослушных потребителей. Во втором случае, по мнению А. Азимова, необходимости в учителях и школах не будет, так как их заменит компьютер. Другие авторы, такие как К. Булычев и Г. Мелентьев, допускают замену классов группами по интересам, в том числе и разновозрастными. Согласно представлениям советских писателей, в будущем у обучающихся будет больше экскурсионно-туристических поездок, возрастёт уровень академической мобильности школьников, они будет вовлечены в проектную и научно-исследовательскую деятельность. Таким образом, настоящее исследование позволяет получить представление о том, каким виделось образование в XXI-XXIII вв., и соотнести образ школы будущего с современным состоянием и тенденциями в этой сфере.

Издание: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): СТРЕЛЬЦОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (2024)

Статья адресована руководителям учреждений образования, советникам по воспитательной работе, руководителям и педагогам детских театральных коллективов.

В статье рассматривается вопрос об истории становления школьного театра в мире и в России, о его основных целях и ценностях. Фиксируются основные исторические периоды интереса к школьному театру, называются имена его лидеров и исследователей, обсуждаются основные подходы к развитию школьного театра.

Школьный театр рассматривается как образовательный инструмент, пронизывающий все структуры школы: урок, внеурочную деятельность, проектные работы, общешкольные события.

Особое внимание уделено пониманию театра как целостной модели мира, в которой одинаково важную роль играют различные аспекты человеческой деятельности и профессии, но главное – умение договариваться между собой во имя общего творческого дела. Именно в этом качестве театр представляется универсальной образовательной моделью.

Также рассматривается вопрос об эстетике детского театра, которая определяется законами импровизации и детской игры, самостоятельным ученическим исследованием и творчеством. Этот подход противостоит подражанию взрослому театру и эксплуатации школьного театра в качестве презентационной площадки.

Издание: УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ
Выпуск: № 2 (10) (2024)
Автор(ы): Никитина Александра Борисовна
Сохранить в закладках
ШЕЙХ АНТА ДИОП: ВЫДАЮЩИЙСЯ МЫСЛИТЕЛЬ, ПРОБУЖДАЮЩИЙ АФРИКАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ (2024)

Статья посвящена анализу научной и политической деятельности выдающегося мыслителя Африки ХХ столетия – Шейха Анта Диопа, который считается родоначальником африканской исторической науки и символом африканского возрождения. Она приурочена к 100-летию со дня его рождения. В работе показана его многодисциплинарная научная деятельность как в области гуманитарных, так и точных наук. Обращено внимание на разработку различных методов датирования археологических и геологических образцов, которая помогла Ш. А. Диопу внести вклад в изучение происхождения человека и продвижение идей о том, что Древний Египет был неразрывно связан с народами Африки. Исследуется политический аспект его деятельности от активиста студенческого движения за независимость Черной Африки во Франции, до создателя и руководителя политических партий в Сенегале.

В статье рассматривается его оппозиционная деятельность по отношению к политической власти страны, включая президента Л. С. Сенгора. Противоречия касались несогласия Ш. А. Диопа с существующей политической системой Сенегала, которая, как он полагал, не была демократической и независимой. В работе делается вывод о значении наследия африканского мыслителя для современной исторической науки и развития общественной мысли в Африке. Его труды продолжают вдохновлять африканцев и людей африканского происхождения по всему миру, несмотря на негативное отношение некоторых представителей европейской школы к его теории о зарождении человеческой цивилизации в Африке. В работе анализируется не только вклад ученого в мировую историческую науку, но также и перспективы для будущего поколения африканских исследователей, которые продолжат работу по основным направлениям его деятельности.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ИНСТИТУТА АФРИКИ РАН
Выпуск: № 3 (68) (2024)
Автор(ы): САДОВСКАЯ Любовь Михайловна
Сохранить в закладках
ШЕСТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ АФРИКАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И НЕУДАЧИ (2024)

Панафриканская интеграция, воплощением которой является Африканский союз (АС), преемник Организации африканского единства (ОАЕ), насчитывает уже шесть десятилетий. Немного меньше региональным организациям, таким как Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), Сообщество развития Юга Африки (САДК) и Восточноафриканское сообщество (ВАС). Несмотря на столь впечатляющую многолетнюю историю, многие проблемы АС и региональных экономических сообществ Африки сохраняются и стали чуть ли не хроническими.

В основе данного исследования – анализ научной литературы, средств массовой ин- формации, а также выводов и рекомендаций комиссий АС. Теоретической матрицей исследования послужили конструктивизм и панафриканизм.

По сравнению с аналогичными структурами в других странах «глобального Юга», Африканский союз и региональные организации оказались более успешными. Хотя АС критикуют в литературе, а Панафриканский парламент нередко подвергается насмешкам в средствах массовой информации, только Европейский союз добился большего успеха, отчасти благодаря наднациональному характеру, а также внушительному преимуществу в части ресурсов. К числу заметных успехов АС можно отнести факт утверждения им своей роли в глобальном управлении. Он координирует голосование африканских государств в Совете Безопасности ООН, а также создал прообраз дипломатического корпуса, который представляет его в крупных региональных и глобальных организациях и в двух мировых державах, США и КНР. Исследователи также должны учитывать те процессы континентального и многостороннего характера, положительно воздействующие на африканскую интеграцию, которые происходят за рамками АС, благодаря деятельности различных негосударственных структур и отраслевых объединений. Что же касается проблем АС и региональных экономических сообществ, то многие из них по сути являются проблемами правительств стран-членов этих организаций, транслированными на уровень субрегиональных и континентальных структур.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ИНСТИТУТА АФРИКИ РАН
Выпуск: № 2 (67) (2024)
Автор(ы): ГОТТШАЛК Кит
Сохранить в закладках