Статья посвящена проблемам законодательной регламентации и применения штрафа как вида уголовного наказания в Республике Казахстан. Исследуются место штрафа в системе наказаний и меры повышения его эффективности; вопросы назначения данного наказания в зависимости от имущественного положения осужденных; проблемы замены штрафа ограничением или лишением свободы в случае его неуплаты осужденным, в том числе при умышленном уклонении от уплаты и невозможности уплаты в силу ухудшения имущественного положения осужденного. Наряду с этим рассмотрено соотношение норм уголовного и уголовного-исполнительного права Республики Казахстан, регламентирующих предоставление отсрочки по уплате штрафа. Анализируется вопрос о соотношении штрафа с другими видами наказания, не связанных с лишением свободы, по уголовному законодательству Республики Казахстан.
Статья посвящена проблемам законодательной регламентации и применения штрафа как вида уголовного наказания в Республике Казахстан. Исследуются место штрафа в системе наказаний и меры повышения его эффективности; вопросы назначения данного наказания в зависимости от имущественного положения осужденных; проблемы замены штрафа ограничением или лишением свободы в случае его неуплаты осужденным, в том числе при умышленном уклонении от уплаты и невозможности уплаты в силу ухудшения имущественного положения осужденного. Наряду с этим рассмотрено соотношение норм уголовного и уголовного-исполнительного права Республики Казахстан, регламентирующих предоставление отсрочки по уплате штрафа. Анализируется вопрос о соотношении штрафа с другими видами наказания, не связанных с лишением свободы, по уголовному законодательству Республики Казахстан.
В статье рассматривается история старейшей мечети, основанной при шахе Исмаиле I (1501–1524) в Тбилиси, и попытка преобразования религиозного ландшафта в Грузии в начале XVI в.
Цель исследования заключается в реконструкции сведений о шиитской мечети, возведенной в 1522 г. и ставшей символом политического присутствия Сафавидов (1501–1722).
Анализ этого памятника позволяет лучше понять стратегические цели династии, направленные на укрепление позиций через религиозные институты. Исследование проведено на источниковой базе, включающей в себя грузинскую и персидскую хронистику: «Картлис Цховреба»; «История царства Грузинского» Вахушти Батонишвили; «Тарих-и ‘алямарайи Исма‘иль» («Хроника Исмаила – украшение вселенной») анонимного автора; «Тарих-и джаханара» («Летопись – украшение мира») кади Ахмада ибн Мухаммада аль-Гаффари; «Ахсан ат-таварих» («Лучшая из летописей») Хасан-бека Румлу, а также травелоги французских путешественников Жана Шардена, Жозефа Питтона де Турнефора и др. Утрата в советский период памятника – мечети Исмаила – подчеркивает значимость его изучения, делая исследование его прошлого особенно важным и способствуя сохранению памяти о культурном наследии эпохи Сафавидов.
Л. И. Шестов и Г. В. Ф. Гегель стремились к исследованию проблемы познания истины. Подлинная диалектическая взаимосвязь необходимости и свободы, по мысли Гегеля, получает выражение в возвращении к себе абсолютного как осуществленного единства себя и своего другого, благодаря чему скрытая сила абсолютной истины расторгает ограниченность частных определений, заставляя переходить одно в другое и возвращаться к себе в новой, более истинной форме. Если Гегель считал историю философии единым процессом саморазвития абсолютной идеи, где различия представляют собой ступени познания истины, то Шестов скептически относился к утверждениям о необходимости и возможности абсолютного, истинного знания. Цель настоящего исследования - показать особенности философской интерпретации идей Г. В. Ф. Гегеля, реализованные в творчестве религиозного экзистенциалиста Л. И. Шестова, обобщить понимание Шестовым принципов соотношения категорий веры и разума в постижении проблемы истины через интерпретацию философии Гегеля. Данный подход кажется вполне приемлемым, поскольку у этих мыслителей крайне разное понимание процесса познания истины, что выразилось в их представлении самого хода историко-философского процесса. Шестов верил, что изучение истории философии дает возможность расти и развиваться благодаря свободному и преданному отношению к истине и знанию. Для него такая приверженность выступает критерием, по которому мы можем судить о том, что у нас есть подлинный опыт познания истины. Но для Гегеля то, что мы переживаем, когда постигаем истину, является не продуктом истории философии, а процессом, лежащим в основе истории философии. Следовательно, переживание истины, саморефлексия над противоречиями - это переживание непрерывного процесса отхода от привычного к осознанию чего-то нового, где знание предстает нескончаемым процессом освобождения мысли от бремени небытия, возрождением чуда мышления как творчества невозможного.
Статья исследует место Клары в системе персонажей во второй части романа «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, заостряя внимание на аспекте «неидеального» в утопическом. Присутствие в любовно-семейной утопии Кларана госпожи д’Орб преобразует ménage à trois в четырехугольную концепцию. Упоминаются «возможные сюжеты» романа и обосновывается, почему специфика места Клары в системе персонажей не позволяет им сбыться, так же, как она не позволяет Кларану оставаться утопическим местом, райской аллюзией, и почему именно Клара привносит в поместье де Вольмаров смерть. В работе раскрывается функция образа Клары и его значение в том числе в контексте литературной эволюции и перехода от сентиментализма к романтизму. Анализ образа героини позволяет, опираясь на идею Жирмунского, обнаружить внутренние предпосылки перехода к новому литературному направлению. В статье раскрываются особенности функций «двойничества» в литературе сентиментализма. Отношения Юлии и Клары рассматриваются как «сентиментальная парность», что, с одной стороны, делает их идентичными и служит для раскрытия конфликта просвещенного разума и чувства, а с другой стороны, мешает Кларе «заменить» Юлию. Субъективная идеализация характеров и сюжетная ориентация на отношения Юлии и Сен-Прё определяет второстепенное место Клары в психологическом романе, однако настоящая работа ставит целью оспорить любовно-семейную утопию «Юлии, или Новой Элоизы», раскрывая ранее не исследованный вопрос о сюжетной линии Клары.
В статье исследуется комплекс делопроизводственных источников из фонда Общей канцелярии министра финансов, хранящегося в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Анализируемые документы, насколько нам известно, ранее не являлись предметом изучения. Рассматриваемые источники повествуют о состоянии русско-персидской торговли во время русско-персидской войны 1826-1828 гг. и спустя немногим более, чем месяц после её окончания. В результате проведённого исследования были установлены все лица, упомянутые в документах и прямо или косвенно причастные к экономическому диалогу между Россией и Персией. Получены сведения об участии в торговле между двумя государствами шахских евнухов Хосров-хана и Манучар-хана, имевших армянское происхождение. Кроме того, предложена периодизация динамики развития торговых отношений с Персией от воцарения Николая I до вступления в силу положений Туркманчайского мирного трактата. Статья также касается вопроса введения в годы русско-персидской войны эмбарго, наложившего ограничения на персидское купечество.
Статья посвящена самому успешному периоду в истории советской разведки в США – 1930–1940-м годам. Анализируются причины этого успеха, к которым, прежде всего, можно отнести всемирное увлечение идеями коммунизма, достижениями СССР в строительстве нового социалистического общества, чему немало способствовала советская пропаганда. Рассматривается деятельность советских спецслужб, создавших в те годы в США обширную законспирированную сеть. Ее участники занимались сбором информации, прежде всего, в области новейших военных технологий, включая секреты производства атомной бомбы. Если история профессионалов-разведчиков изучена достаточно, то работа их агентов, действовавших по убеждению, менее известна. Среди них было много коммунистов и сочувствующих; значительна доля российских иммигрантов. Цель статьи – исследовать взгляды, мотивы поведения, дальнейшую судьбу этих людей. Работа выполнена на основе открытых для исследователей в 1990-е годы материалов американских и российских архивов: засекреченной прежде советской дипломатической переписки, которая после дешифровки по проекту «Венона» оказалась каналом связи между разведкой в США и центром в Москве; дополнением к ней стали так называемые «блокноты А. Васильева», содержащие документы из архива Службы внешней разведки (бывшего первого отдела КГБ), а также материалы из архива Коминтерна в Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ). Новые источники позволили полнее представить масштаб и методы работы советской разведки, деятельность американских агентов, ответить на ряд вопросов, вызывавших споры у историков, в том числе вопрос виновности супругов Розенберг в краже атомных секретов и принадлежность к советской агентуре Э. Хисса, высокопоставленного сотрудника Государственного департамента США.
Рецензируемый труд посвящен истории балтийских крестовых походов – теме, интерес к которой существенно возрос в последние 20 лет. В отличие от предыдущих исследований, основанных главным образом на немецких и латинских текстах, в фокусе рассматриваемой книги – литературные тексты на старофранцузском языке XIII–XV вв. Благодаря этой французской перспективе автору удалось по-новому взглянуть на известный сюжет и ответить на главный поставленный в исследовании вопрос: как балтийские крестовые походы и особенно воображаемый балтийский мир способствовали созданию европейского образа инаковости и границы христианства. Кроме того, в книге представлен исчерпывающий анализ источников и актуальных исследований по теме. В целом труд Л. Шолле послужит отличным введением в историю балтийских крестовых походов для учащихся и специалистов по другим темам истории крестоносного движения
Введение. Взаимоотношения России и Индии всегда рассматривались не только как один из элементов стратегического сотрудничества, но и как основа единства фундаментальных ценностей двух обществ. В России в последние десятилетия возникло множество культурно-религиозных организаций, основанных на философско-религиозных традициях индийской культуры. Растет число людей, интересующихся духовными аспектами, философией и практиками йоги, которые складываются в контексте индуизма. Индуизм включает в себя древние и противоречивые обычаи и ценности, которые в большей степени отражают накопленный опыт эпох, нежели события какого-либо десятилетия или столетия. В связи с культурно-религиозной интеграцией современный человек все более часто выбирает несвойственную его этносу религиозную традицию. Одним из примеров такого выбора является древняя, благочестивая, а иногда аскетическая и эксцентричная традиция индуизма – шиваизм.
Материалы и методы. Теоретико-методологической основой статьи послужили работы по философии культуры и философской антропологии, посвященные исследованию сущности восточно-индийской религиозности в российском социокультурном пространстве.
Результаты исследования. Индуизм как одно из основных религиозных течений Индии подразделяется на основные три направления – вишнуизм, шактизм и шиваизм. Данные направления индуизма признаются равноценными. Каждое из направлений имеет свои священные тексты, символику и ритуалы. Мы считаем целесообразным исследовать одно из самых древних философско-религиозных учений индуизма – шиваизм. Почитание индуистского бога Шивы на территории России мы наблюдаем в множественных неоориенталистических культах. Но в то же время одним из наиболее прогрессивных направлений шиваитских учений является кашмирский шиваизм. Работы по кашмирскому шиваизму продолжают привлекать внимание как ученых, специализирующихся на исторической перспективе индийской философии, так и религиоведов, и экспертов по восточным религиозных текстам, демонстрируя свою значимость и привлекательность для широкого круга исследователей.
Обсуждение и заключения. Индийская культура на протяжении веков развивала философские и духовные идеи внутри страны, что привело к уникальному синтезу традиций, верований и обычаев. Данное многообразие выразилось в широком спектре религий, таких как буддизм, сикхизм, джайнизм и, конечно, в многогранный индуизм.
Статья посвящена описанию принципов построения новых типов шекспировских словарей, появившихся в английской шекспировской лексикографии в XXI в. под влиянием расширения границ лексикографии и изменения типологии писательских словарей. Проводится лексикографический анализ новых типов шекспировских печатных и цифровых словарей с учетом их формата, объема, адресата, источников и принципов построения мега-, макро- и микроструктуры. Анализируется словник и микроструктура нового типа терминологического справочника к произведениям Шекспира (словарь ботанических терминов), основными информационными категориями которого являются цитата, графическая иллюстрация и толкование термина. Рассматриваются цифровые проекты тематических словарей цитат, построенных по различным принципам (цитаты о погоде, окружающей среде, птицах и т. д.). Особое внимание уделяется описанию уникальных технических и мультимедийных возможностей цифровых аналогов авторитетных словарей языка драматурга, изданных за всю историю шекспировской лексикографии, которые собраны на специальных сайтах (A Research & Reference Guide: Dictionaries/Encyclopedias). Рассматривается новое направление в шекспировской цифровой лексикографии - словари на мобильных телефонах. Среди них: известный толковый словарь ко всему творчеству Шекспира, составленный А. Шмидтом, Shakespeare Lexicon and Quotation Dictionary и ряд специальных произносительных словарей, предназначенных для актеров, режиссеров и постановщиков пьес Шекспира: The Shakespeare Арр и The Audio Shakespeare Арр. В заключении делаются выводы как об изменении традиционных типов словарей и возникновении интегрированных лексикографических форм, что привело к крушению стереотипов существующих шекспировских справочников, так и возможности сосуществования новых типов печатных и цифровых шекспировских словарей в цифровую эпоху.
Созданная в 2001 г. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) остается заметным элементом международной жизни и важным приоритетом внешней политики России. В новых геополитических условиях, возникших после распада СССР, одной из существенных целей ШОС стала задача обеспечения стабильности и устойчивого баланса сил в Центральной Азии, в т. ч. в контексте сочетания интересов наиболее крупных игроков - России и Китая. Взаимодействие РФ и КНР в ШОС имеет позитивный характер, хотя и стоит перед лицом ряда вызовов. Одним из новых среди них является расширение числа участников ШОС, что требует уточнений в повестке Организации без ущерба для ее эффективности.
В статье рассказывается о результатах работы Школы молодого этнополитолога с 2019 по 2024 г. Автор подводит основные итоги, делает вывод, что подход к формированию методологии изучения информационного общества возможен только на основе междисциплинарных исследований, и он неизбежно качественно отличается от сложившихся методологических концептов, на основании которых изучается аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество. В статье обосновывается разновекторность и приоритетность материалов, представленных в разделе журнала.