Статья посвящена исследованию влияний нарративного поворота в гуманитарном знании на становление и развитие теории повествования применительно к различным типам дискурса.
В фокусе описания находятся аналитико-теоретические исследования политического нарратива, описание состояния его изученности, систематизация концепций, лежащих в основе его трактовок, выявление специфики современных направлений развития политической наррации.
Авторам удалось продемонстрировать потенциал нарративной парадигмы для описания природы ментальности и человеческой деятельности сквозь призму повествования в социокультурном контексте.
Установлены критерии, позволяющие дефинировать политический нарратив с позиции различных трактовок. Систематизирована теория метанарратива и охарактеризованы этапы ее трансформации в зеркале концепций постмодернизма и метамодерна.
Приведены пять сущностных характеристик метанарратива - полезность, повсеместное распространение, невидимость, обязательность, жесткость. Репрезентирована ценностная составляющая метанарративов в аспекте русской культуры и культуры зарубежья на примере базовых концептов.
Приведена и описана структура идеологий и семья идеологий как концептуальные кластерные образования. Рассмотрены теории контрнарратива и выдвинуты авторские критериальные признаки дифференциации альтернативного нарратива и контрнарратива. Продемонстрирована общая структура нарратива с учетом нарративных уровней и нарративных актов.
Описана структура политического нарратива и выявлены условия для успешной реализации политического повествования, в том числе перечислены ключевые элементы политического нарратива: главный герой (персонаж), сюжет, сеттинг, конфликт, разрешение.
Проанализированы наиболее эффективные инструменты актуальной манипулятивной стратегии политического сторителлинга - тактика спиннинга или «раскручивания» позитивных аспектов сообщения и техники применения спина - черри пикинг, газлайтинг, неотрицание отрицания и другие.
Предъявлены основания для различения фейков и фактоидов.
Предложены классификационные параметры для нарративного анализа политического дискурса.
Проблема ценности знания – одна из самых обсуждаемых в эпистемологии в последнее время. Почему мы должны стремиться к получению именно знаний, а не просто истинных убеждений или релевантной информации о предмете нашего познавательного интереса? Легче всего показать, что знание имеет определенную инструментальную ценность; но защитники большей ценности знания, как правило, имеют в виду, что оно ценно независимо от своих практических последствий. Обосновать это положение нелегко. Кто-то считает, что знание – лучший проводник истинности, чем просто истинные убеждения, или даже – что знание гарантирует истинность. Другие пытаются выделить дополнительные свойства знания, обладающие собственной эпистемической ценностью, и придать знанию большую ценность за счет обладания каким-то таким свойством. Третьи отрицают наличие у знания особой ценности, отличающей его в познавательном плане от истинного убеждения. Многие согласны, что можно показать, что обладание знанием того или иного вида ценнее просто убежденности в соответствующей пропозиции, даже если она истинная. Но куда труднее показать, что знание универсально ценнее за счет каких-то своих собственных свойств, а не становится чем-то более ценным в определенных обстоятельствах. Но чаще всего, говоря об особой ценности знания, имеют в виду именно что-то присущее знанию по природе и фиксируемое в определении. В статье разбирается несколько популярных объяснений особой эпистемической ценности знания и выявляются их недостатки. Автор полагает, что показать, чем знание ценнее просто истинного убеждения, для некоторых видов знаний проще, чем для некоторых других. Самые примитивные, а также самые абстрактные виды знаний чаще всего функционально неотличимы от соответствующих истинных убеждений. Между тем многие знания имеют модальные функциональные отличия от соответствующих истинных убеждений, и для них показать, что они обладают дополнительной познавательной ценностью, вполне возможно. Однако в своем универсальным виде тезис ценности знания, скорее всего, невозможно защитить.
Введение. В статье изложены результаты исследования детской речи, цель которого - выявление речевых инноваций, или окказионализмов. Под речевыми инновациями понимаются лексические единицы, встретившиеся в речи ребенка, но при этом отсутствующие в конвенциональном языке взрослых. Цель статьи - проанализировать выявленные в детской речи окказионализмы и описать процесс их конструирования, опираясь на установленные в этой научной области факты - этапы языкового онтогенеза и соответствующие им языковые компетенции. Методология и источники. В статье предложен анализ детских речевых инноваций, полученных в ходе организованного авторами эксперимента, участниками которого стали русскоговорящие монолингвы возрастом от трех до шести лет без особенностей развития. В исследовании применены такие методы психолингвистических экспериментов, как описание картинки и оффлайн-пересказ. Результаты и обсуждение. Выяснено, что, несмотря на свое несоответствие норме, инновации конструируются детьми с опорой на существующие в языке закономерности, а их отклонение от стандарта связано, как правило, с нехваткой языковых компетенций. При необходимости заполнить лакуну в высказывании лексемой, которая еще отсутствует в ментальном лексиконе ребенка, он прибегает к созданию собственной, являющейся эквивалентом уже существующего в языке слова. При этом созданная нестандартная лексема может включать элементы стандартных лексических и/или морфологических единиц, существующих в русском языке. Наблюдается также усложнение конструируемых форм с возрастом, что соответствует постепенному обогащению репертуара ментального лексикона и ментальной грамматики детей. Заключение. Анализ выявленных речевых инноваций показал, что освоение родного языка представляет собой процесс, полный закономерностей, которые прослеживаются в случаях с разными носителями. Так, предложенные в статье речевые инновации могут послужить дополнительным материалом для более масштабных исследований по изучению речевого онтогенеза.
Статья посвящена анализу особенностей политической культуры южнокорейских политических элит и их роли в формировании и развитии «мягкой силы» Южной Кореи. Цель статьи заключается в анализе демократических преобразований в стране как ключевого элемента «мягкой силы». Также одной из ключевых задач является изучение структуры и динамики внутренних политических группировок в Республике Корея и их влияние на демократические процессы.
В статье рассматриваются и анализируются особенности политической культуры южнокорейских элит и ее влияние на формирование «мягкой сил» страны. Исследование углубляется в изучение исторического контекста политических процессов Южной Кореи, включая переход к демократии и роль традиционных ценностей в формировании политической системы. Особое внимание уделяется внутриполитической структуре страны, которая представляет сложную сеть политических группировок и интересов, оказывающих значительное влияние на формирование государственной политики.
Статья основана на комплексном анализе элитных группировок и их стратегий в контексте политической культуры, что позволяет глубже понять механизмы формирования и реализации концепции «мягкой силы». Таким образом, выводы статьи основаны на многоуровневом анализе особенностей политической культуры южнокорейских элит и их роли в формировании и развитии «мягкой силы» Южной Кореи.
Политическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки характеризуется совокупностью особенных черт. Представляется, что специфических черт у стран региона намного больше, чем общих, несмотря на их региональную близость, колониальное прошлое, «поздний старт» независимой государственности, влияние ислама и традиций на все сферы общества. Политическое развитие каждой страны региона может быть рассмотрено в качестве «отдельного случая», с присущими ему особенностями. В этом отношении представляет научный интерес проблематика политического развития Алжира с его устойчивой политической системой, которая выстояла в условиях гражданской войны и событий Арабской весны. Устойчивость политической системы определяется ее способностью поддерживать собственную структуру, избегая дисбалансов, и преодолевать дисфункции в условиях вызовов, идущих из внешнего окружения. Ведущую роль в преодолении дисбалансов и дисфункций, как правило, играют политические институты и политические элиты. В случае Алжира устойчивость политической системы обеспечивалась не столько институциональным путем, сколько посредством политических практик элит. Существующие политические институты, в силу их слабой укорененности, не могут рассматриваться в качестве самостоятельного механизма воспроизводства политических отношений; данную задачу решают политические элиты путем реализации определенных политических практик. Анализ политического развития Алжира позволил подтвердить гипотезу о ведущей роли политических практик правящих элит в обеспечении устойчивости политической системы. Правящая элита Алжира периодически осуществляет дозированное расширение (рост демократических тенденций) / сжатие (рост авторитарных тенденций) политического пространства, определяя количество и качество возможных политических акторов; опирается на армию как ключевой канал вертикальной мобильности при рекрутировании элиты; не допускает исламистов к власти, но опирается на традиционализм; действует в рамках элитного консенсуса в отношении распределения ресурсов в рамках сырьевой модели экономики.
20-21 марта 2025г. в Российском государственном социальном университете (РГСУ) состоялись ХХ1Х Социально-педагогические чтения, которые были посвящены творчеству профессора Л. В. Мардахаева. Статья посвящена вкладу Л. В. Мардахаева - выдающегося ученого, основателя научной отечественной школы по направлению «История и теория социальной педагогики» в историю, методологию и технологии развития профессиональной и социальной педагогики. Представлен генезис развития социально-педагогического подхода в педагогике и социальной сфере, описана роль ученого в этом процессе. Путь Л. В. Мардахаева в науке свидетельствует о приверженности его своим идеям по воспитанию молодого поколения. Его научные взгляды характеризуются многогранностью, разносторонностью, широтой позиций, междисциплинарностью, востребованностью. Перспективность развития научных идей Л. В. Мардахаева заключается в ценностных потенциалах его социально-педагогической школы: выделение уровней методологического знания, принципы профессионального образования, развитие профессионального поля в социально-ориентированной направленности, приоритеты социальной педагогики, идеи об особенном социальном мире современного человека.
В статье рассматривается роль прокурорского надзора в обеспечении соблюдения трудового законодательства Российской Федерации. Проанализированы основные функции прокуратуры, включая мониторинг исполнения норм Трудового кодекса и взаимодействие с Федеральной инспекцией труда. Особое внимание уделено приказу Генерального прокурора № 196 от 15 марта 2019 года, регулирующему организацию надзорной деятельности в сфере трудовых правоотношений. Исследуются проблемы, возникающие при защите прав работников, такие как недостаточная активность прокуроров в случаях неочевидных нарушений и подмена трудовых договоров гражданско-правовыми. Приводятся статистические данные, демонстрирующие эффективность прокурорских мер, а также выявляются направления для совершенствования нормативной базы и практики надзора. Предлагаются рекомендации по усилению межведомственного взаимодействия и повышению квалификации прокуроров для более эффективной защиты трудовых прав граждан. Заключение подчеркивает важность комплексного подхода к улучшению прокурорского надзора для обеспечения справедливых и безопасных трудовых отношений в России.
Статья посвящена анализу правовых проблем, связанных с рассмотрением дел, возникающих из алиментных обязательств в России. В работе раскрываются недостатки законодательного регулирования алиментных отношений, включая вопросы установления минимального размера выплат и индексации. Особое внимание уделено проблемам доказательства доходов плательщика и их скрытия в судебных разбирательствах. Рассматривается правоприменительная практика в условиях трансграничного взыскания алиментов, а также недостатки международного сотрудничества в этой области. Исследование акцентирует внимание на необходимости совершенствования правового механизма защиты интересов нуждающихся лиц. Предложены рекомендации по устранению выявленных проблем для повышения эффективности судебной защиты. Выводы статьи направлены на оптимизацию алиментных обязательств с учетом современных социально-правовых реалий.
В статье рассматривается процесс патриотического воспитания студентов, определяемый как действенная любовь к Родине, подкрепленный воспоминаниями об историях подвига героев каждой конкретной семьи как дань памяти героизму и мужеству в годы Великой Отечественной войны.
В статье рассмотрено содержание компонентов гражданской идентичности дошкольников. Представлены практико-ориентированные модули формирования основ гражданской идентичности и позитивных межэтнических отношений у дошкольников в соответствии с ФОП ДО.
Статья посвящена анализу процессуальных гарантий, предоставляемых субъектам предпринимательских отношений в административном производстве, с акцентом на проблемы, возникающие при их применении на практике. В работе рассмотрены теоретико-методологические основы понятия процессуальных гарантий, проведён сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики, а также обоснованы основные проблемы защиты прав предпринимателей в контексте административного регулирования. Особое внимание уделено выявлению пробелов в законодательстве и недостаткам судебной практики, которые отрицательно влияют на эффективность правовой защиты субъектов предпринимательской деятельности. На основе анализа мнений ведущих отечественных и зарубежных авторов предложены рекомендации по совершенствованию нормативной базы и практических механизмов, способствующих укреплению позиций предпринимателей в административном процессе. Результаты исследования могут служить основой для дальнейших реформ в сфере административного производства и развития эффективных мер защиты прав участников предпринимательских отношений.
В Российской Федерации приоритетным направлением государственной политики является поддержка инновационной и проектной деятельности. Поэтому в высшее образование активно внедряется проектная технология. Особую значимость такая технология имеет в образовании студентов юридических специальностей. Благодаря проектному обучению, обучающийся приобретает проектные компетенции, которые позволяют совершенствовать профессиональные практические навыки юриста.
В связи с тенденцией модернизации системы образования в целом, является актуальным исследование нормативно-правовой базы, которая регулирует эту процедуру. Одним из основных аспектов правового регулирования реформы образования является внедрение в образовательный процесс образовательных технологий, в том числе проектной.
Объект исследования – образовательные технологии в юридическом образовании. Предмет исследования – проектная технология в практике преподавания юридических дисциплин. Цель исследования – рассмотреть правовые аспекты и определить перспективные направления внедрения проектной технологии в учебный процесс в рамках высшего юридического образования.
Проектная технология позволяет обучающимся развивать и совершенствовать практические компетенции, необходимые для дальнейшей эффективной работы. Внедряя в практику проектную деятельность, муниципальные образования опираются на нормативно-правовую базу. Нормативные акты должны включать понятие и определение проектной технологии, описание процессов и инструментов преподавания проектной деятельности, подходы, принципы и порядок внедрения проектной технологии в образовательный процесс.