Диспаритеты в развитии регионов КНР не теряют своей актуальности с момента образования государства и по сегодняшний день. Центральный Китай стал бъектом региональной политики в последнюю очередь, пропустив вперед восточные, западные и северо-восточные провинции. Стратегия развития Центра страны начала оформляться и реализовываться во время 11-й пятилетки. Центром подъема должна стать провинция Хубэй, обладающая значительным потенциалом и выгодным стратегическим положением. Последовательная государственная региональная политика в провинции Хубэй реализуется в сфере транспорта, энергетики, развития новых высокотехнологичных производств, качественных преобразований базовых отраслей промышленности, интеграции научно-технических и промышленных инноваций, усиления инвестиционной привлекательности, а также учета идей зеленой трансформации. В провинции Хубэй реализованы такие известные нацпрограммы, как «Подъем центральной части» и «Развитие экономического пояса р. Янцзы». Представленный анализ динамики социально-экономических показателей провинции Хубэй подтверждает успешность выбранной стратегии и позволяет утверждать, что Хубэй является «локомотивом» развития всего Центрального Китая. Источниковую базу исследования составляют документы и отчеты на русском, английском и китайском языках, позволяющие проанализировать цели, задачи и реализацию региональной политики в регионах Китая.
Рассматриваются приоритетные направления работы правоохранительных органов, связанные с особенностями организации и осуществления контроля (надзора) за обеспечением безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса.
Топливно-энергетический комплекс является ключевым сектором экономики, поскольку обеспечивает энергией различные отрасли промышленности и бытовые потребности граждан. Поэтому безопасность и надлежащая организация контроля на объектах этого комплекса имеют стратегическое значение для общества.
Обобщены особенности организации и осуществления контроля (надзора) за обеспечением безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса, и определены приоритетные направления работы правоохранительных органов в данной сфере. В основе исследования лежит анализ существующих методов и подходов к контролю, а также выявление основных угроз и рисков, связанных с безопасностью в данной отрасли. В частности, раскрывается сущность работы правоохранительных органов, направленной на предотвращение и раскрытие террористических актов, которые могут угрожать безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, на борьбу с экономическими преступлениями, предупреждение аварий и катастроф, а также обеспечение личной безопасности персонала.
Рассмотрены вопросы организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса. Проведен анализ обобщенной практики государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности топливно-энергетического комплекса на примере Воронежской области в период с 2021 по 2023 год.
Вносятся предложения по конкретизации деятельности правоохранительных органов и сосредоточению усилий в указанных приоритетных направлениях работы для обеспечения безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса. Анализ и реализация приведенных рекомендаций помогут снизить уровень рисков и повысить безопасность в данной отрасли, что окажет положительное влияние на экономику, экологию и общество в целом.
В статье предпринята попытка охарактеризовать развитие первобытного китайского общества Южного и Северного Китая на первом и втором этапах генезиса государства (периода существования родовой общины земледельцев и скотоводов и первобытной соседской общины). Выводы исследования основаны на сопоставлении результатов археологических данных со сведениями письменных источников, исходя из общих закономерностей развития первобытного общества.
В работе вводятся в научный оборот поволостные итоги сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г. по Мензелинскому уезду: численность наличных хозяйств и населения, обнаруженные в Национальном архиве Республики Башкортостан. Рассчитан количественный состав крестьянского двора. Краткий анализ научной литературы показывает, что материалы переписи 1917 г. по Мензелинскому уезду изучены недостаточно. В 1923 г. были опубликованы поуездные итоги переписи, в том числе и по Мензелинскому уезду. Поволостные и поселенные сведения же не были изданы. С образованием Татарской АССР первичные материалы переписи были переданы в Казань, где, однако, не сохранились. Между тем поволостные итоги переписи 1917 г. по Мензелинскому уезду имеются в Государственном архиве Российской Федерации и Национальном архиве Республики Башкортостан. В 1921 г. уфимскими статистиками были составлены две таблицы по материалам переписи. Их сравнение с другими источниками показало, что в первой из них допущена ошибка: отсутствующее население приведено дважды. В результате автор из двух таблиц 1921 г. составил одну, в которой приведено наличное число хозяйств, населения, а также количественный состав двора и работников по волостям. Материалы переписи показывают, что с 1912 по 1917 г. произошло уменьшение людности двора в среднем на 0,6 человека. Приведенные сведения при использовании материалов предыдущих переписей дореволюционного периода позволяют рассмотреть динамику численности хозяйств и населения по волостям Мензелинского уезда накануне и в период Первой мировой войны.
Рассматривается механизм получения образцов для сравнительного исследования посредством производства оперативно-разыскных мероприятий в случаях отказа от их добровольного предоставления. Перечисляются процессуальные гарантии соблюдения прав и свобод участников уголовного судопроизводства, жалобы на нарушение которых наиболее часто встречаются в материалах судебной практики. На основании приведенных в данном исследовании аргументов делается вывод о возможности получения указанных образцов в результате оперативно-разыскной деятельности в рамках исполнения поручения следователя, а также описывается путь их введения в уголовно-процессуальное поле.
Предмет исследования. Рассматриваются проблемы, возникающие на практике при квалификации преступлений, выражающихся в управлении транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.
Методика и содержание исследования. На основе системного анализа положений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также литературных источников и материалов судебной практики раскрываются проблемы, связанные с толкованием и применением норм уголовного права, регламентирующих основания и условия уголовной ответственности за указанные преступления.
Результаты исследования. Сформулированы рекомендации по квалификации указанных преступлений, а также предложения по совершенствованию уголовного законодательства.
Рассматривается вопрос о новой форме международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства и осуществления уголовного преследования - производстве предварительного следствия межгосударственными следственными группами. Акцентируется внимание на значимости интеграционных механизмов в правоприменительной деятельности досудебного производства по уголовным делам, в основу которых положен практический опыт нормативного регулирования в зарубежных государствах по вопросу командного расследования преступлений, в том числе на международном уровне. Одновременно с этим отмечается, что достижение развития национальной правоохранительной системы Российской Федерации на эффективном уровне предполагает укрепление международных каналов взаимодействия органов правосудия и уголовного преследования в международном правовом поле, на безопасность которого в настоящий момент осуществляются преступные посягательства. Кроме того, ведется речь о целесообразности реализации совместного международного расследования преступлений в форме деятельности межгосударственных следственных групп российских и зарубежных органов предварительного расследования, прежде всего, с теми иностранными государствами, с которыми Российская Федерация заключила двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам; описываются основания, в результате которых могут быть созданы межгосударственные следственные группы. По результатам исследования предлагается теоретическая концепция механизма организации межгосударственных следственных групп, направленная на регулирование деятельности их членов на процессуальном уровне, а также описывающая основания создания групп в положениях актов международных договоров Российской Федерации, заключенных с дружественными странами.
Отмечается, что для научного анализа трудоправовой процесс выглядит как использование метода, используемого с другими методами познания, метода исследования. Указывается, что метод исследования тесно связан с категорией парадигмы. Отмечается, что парадигму трудового права можно понимать как научную модель правового познания социально-трудовых отношений и норм трудового права. Утверждается, что использование метода моделирования позволяет сформулировать закономерности и особенности содержания развития норм и архитектоники современного трудового права России. Отражается мнение, что неучитывание в содержании правовых норм объективного развития общества, в том числе производственных, отношений соблюдения правового нигилизма со стороны тех же работодателей, а также влечет различные нарушения со стороны работодателей в отношении трудовых прав и интересов работников. Приводится пример условий содержания, изменения трудовой функции собственного работника. Указывается, что содержание парадигмы трудового права тесно связано с его идеологией. Утверждается, что идеология парадигмы трудового права претерпевает серьезные изменения в зависимости от политического режима, действовавшего на данном историческом этапе развития Российского государства. Устанавливается вывод, что в современной российской практике применение норм трудового права парадигма административизма не упускает из виду их значения. Так, во многих организациях надежная система локальных нормативных правовых актов или вообще не существует, или коллективно-договорное регулирование носит лишь формальный характер. Отмечается, что законодатель, разумно сугубо конъюнктурными, субъективными интересами работодателей, являющихся, как правило, собственниками средств производства, существенно ограничивает права работников и их представителей, в первую очередь профессиональных союзов, в управлении организацией и защите прав трудящихся. Обосновывается вывод, что изучение технологической парадигмы трудового права имеет место не только вторичные, но и объективные основания с трудовым законодательством.
В результате исследования материалов судебной практики по искам прокуроров, предъявляемым в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства, сформирован вывод об отсутствии единого подхода к квалификации сделок в качестве противных основам правопорядка и нравственности. Обосновывается, что к таким сделкам могут быть отнесены любые действия, направленные на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, которые имеют признаки преступлений. Установлено, что антисоциальными могут быть также признаны и сделки, нарушающие другие особо важные, явно выраженные императивные нормы, отражающие основы правопорядка или нравственности, объективно доминирующие в российском общественном сознании. Отказ законодателя от нормативного закрепления перечня сделок, противных основам правопорядка и нравственности, представляется оправданным, поскольку суды констатируют антисоциальность сделок в результате установления и анализа многих фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, которые невозможно отразить в какой-либо конкретной норме. В качестве основной причины проблем, возникающих в судебной практике, обозначено отсутствие у законодателя однозначных целей установления правил об антисоциальных сделках. Определено, что по замыслу законодателя антисоциальными должны признаваться только сделки, которые формально законодательству не противоречат, но совершены в целях, противных основам правопорядка и нравственности. Однако анализ судебной практики продемонстрировал несоответствие такого подхода реальной действительности.
Введение. Актуальность проблемы противодействия преступлениям, связанным с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком, определяется тем, что данная противоправная деятельность наносит ущерб и финансовому рынку страны, и ее экономической безопасности. Низкие показатели выявления и пресечения таких преступлений актуализируют тему анализа полномочий регуляторных органов и органов внутренних дел, а также оценки сложности межведомственного взаимодействия и неэффективности методических разработок, направленных на противодействие преступлениям в сфере финансовых рынков. Эти обстоятельства диктуют необходимость углубленного изучения анализируемой сферы, что позволит скорректировать практику противодействия.
Методы. На основе статистики Банка России анализируются данные о результатах деятельности по выявлению преступлений, связанных с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком, за период действия Федерального закона от 27 июня 2010 г. № 224-ФЗ.
Результаты. На основе анализа эмпирического материала произведен обзор подходов к государственному регулированию противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Обосновано деструктивное влияние неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком на экономическую безопасность. Показано, что такие действия наносят значительный урон стабильности и привлекательности финансовых рынков, способствуя их криминализации и теневизации. Выявлено несоответствие между широтой распространения таких практик и низкой эффективностью организационно-правового регулирования и методического обеспечения борьбы с ними.
Обсуждение и заключение. Определены и систематизированы проблемные и перспективные вопросы деятельности по противодействию преступлениям, связанным с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком. В числе предложенных мер повышения эффективности системы противодействия - разработка специализированных методик анализа и углубление взаимодействия между регуляторными органами и органами внутренних дел.
Конкурентоспособность современных компаний напрямую зависит от степени их цифровизации. Цифровая трансформация стала проникать во все сферы, отрасли и бизнес-процессы. Розничная торговля исторически была в числе передовых отраслей в области инноваций. Технологии изменяют традиционные процессы управления запасами и логистики. Внедрение подобного рода систем позволяет более точно прогнозировать потребности: оптимизировать цепочки поставок и минимизировать потери. Это существенно сокращает издержки и повышает уровень обслуживания потребителей. Тем не менее, конкуренция в онлайн-пространстве становится все более жесткой, заставляя компании постоянно адаптироваться к изменениям на рынке, отслеживать новые тренды и технологии, что требует дополнительных инвестиций в развитие IT-инфраструктуры и обучение персонала. В деятельности розничных компаний широкое распространение получили технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, технология обработки больших данных, Wi-Fi-аналитика, интернет вещей, технологии виртуальной и дополненной реальности и т. д. В статье анализируются основные макроэкономические показатели, направления и инструменты цифровой трансформации розничной торговли, а также перспективы перехода к метавселенным
В статье рассматривается понятие «потребительская прокрастинация», определяется важность изучения данного феномена, обозначаются ключевые факторы и последствия потребительской прокрастинации для человека и экономики, а также предлагаются практические рекомендации по преодолению потребительской прокрастинации.