РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (2025)

В статье изучена проблема развития творческого потенциала молодежи в социально-культурной среде вуза. В настоящее время творческий потенциал не только помогает укреплять и развивать уникальные свойства и навыки человека, но и является фундаментальным аспектом развития творческой личности. Именно благодаря развитию творческого потенциала молодой человек способен утвердить себя, реализовать в том или ином ключе, выразить свою гражданскую, общественную, личностную позицию, поделиться с окружающим миром личными мыслями, чувствами, переживаниями, высказаться на актуальную и волнующую его тему, поднять определенную проблему. Социально-культурная среда вуза выполняет важнейшую функцию в развитии творческого потенциала молодежи, предоставляя им возможности для самовыражения и профессионального роста. Через интеграцию образовательных и культурных инициатив вузы не только обогащают студенческую жизнь, но и готовят молодежь к успешной и продуктивной деятельности в разных сферах общества.

Издание: НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск: № 1 (45) (2025)
Автор(ы): ПОСОХОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА, ХАРЬКОВСКАЯ ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА, КУЩЕНКО ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках
РОЛЬ МОНАШЕСТВА И МОНАСТЫРЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НАЧАЛА XXI ВЕКА (2025)

Данная статья посвящена изучению проблемы влияния монашества и монастырей на формирование и сохранение религиозной идентичности российского общества начала XXI века. Методологической основой данного исследования являются общенаучные методы, такие как анализ, сравнение и синтез. Помимо этого, применялись методы обобщения и теоретического анализа.

В процессе работы были рассмотрены понятия «идентичность» и «религиозная идентичность», с опорой на исследования отечественных и зарубежных авторов. В данной работе было указано, что Русская Православная Церковь занимает важное место в политической и социальной жизни современной России. Церковь оказывает значительное влияние на общественное мнение, ее представители активно участвуют в реализации государственных, региональных и муниципальных проектов, участвуют в общественных обсуждениях и социальных процессах, что существенно влияет на формирование религиозного сознания и идентичности среди верующих.

В основной части работы автор указывает, что монастыри являются центрами духовной жизни. Они и по сей день остаются местом для молитвы, предлагая верующим уникальную возможность укрепить своё духовное состояние, погрузиться в созерцание и встречу с Богом. Верующие находят в монастыре вдохновение и силу для своих молитв и духовного развития.

В качестве заключения было установлено, что, невзирая на период массовых гонений против монахов и закрытие, а иногда уничтожение, монастырей в годы СССР, монашество по-прежнему является неотделимой частью христианской культуры нашей страны и ключевым детерминантом российской религиозной идентичности современного общества. Их влияние простирается на различные сферы общества, включая туризм, культуру, образование, воспитание и благотворительность. Вклад монахов и монахинь остается незаменимым и важным элементом отечественной истории и культуры.

Издание: НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск: № 1 (45) (2025)
Автор(ы): РУДЬ ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ
Сохранить в закладках
РУКОПИСЬ Э. Ф. ЛЕПИНЯ «ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ» ЧАСТЬ I (2025)

Продолжение публикации лагерных рукописей расстрелянного в 1937 г. советского философа Эдуарда Фрицевича Лепиня, обнаруженных в архиве Управления Федеральной службы безопасности РФ по Магаданской области его внучкой Мариной Леонардовной. Э. Ф. Лепинь принадлежал к философской школе академика Деборина. Ранее в журнале был опубликован текст первой тетради, посвященной натурфилософии и диалектике природы у Энгельса. Ныне публикуется вторая тетрадь (часть I). В рукописи выражена «гносеологистская» философская позиция, которая исторически предшествует той интерпретации марксистской философии, которая была дана Э. В. Ильенковым и его школой.

Издание: НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск: № 1 (45) (2025)
Автор(ы): КОРСАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
Сохранить в закладках
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНСИОНАТА КРУГЛОСУТОЧНОГО УХОДА (2024)

В статье описана социальная помощь лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Рассмотрены этапы социальной помощи и поддержки лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, дана теоретическая основа возможных причин, приводящих граждан к бродяжническому образу жизни. Описаны инновационные технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства и лицами, освободившимся из мест лишения свободы, в условиях специального пансионата круглосуточного пребывания. Изучена практика успешной социальной адаптации и трудоустройства бездомных граждан. А также представлено влияние общественной деятельности на эмоциональное состояние получателей социальных услуг, проживающих в стационарных отделениях пансионата круглосуточного пребывания. Рассмотрена реализация «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025» в отношении лиц без определенного места жительства и занятий в условиях стационарного учреждения. В статье отображен процесс социальной помощи, включающий в себя целый комплекс мероприятий, который оказывает моральную, психологическую, организационную и оздоровительную поддержку лицам без определенного места жительства и лицам, освободившихся из мест лишения свободы.

Издание: МИССИЯ КОНФЕССИЙ
Выпуск: Том 13. Часть 4 (№77) (2024)
Автор(ы): Колесникова В. С., Салаватова А. М.
Сохранить в закладках
РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ (2024)

Статья посвящена рассмотрению культуры как движущей силы цивилизационного развития. Культура является ключевым аспектом жизни общества и важным элементом формирования идентичности людей. Она отражает ценности, традиции, обычаи и уникальные особенности определенной группы людей или народа. Культура не статична, а постоянно эволюционирует и адаптируется к изменяющимся условиям. Именно благодаря этому динамизму культуры люди могут проявлять свою креативность, развиваться и обогащать культурное наследие. Культура воплощает в себе богатство и разнообразие выражения человеческого духа, истории и творчества. Культура также формируется через взаимодействие и обмен между самобытными культурами, что приводит к возникновению новых и уникальных форм и проявлений. В статье показывается что культура и цивилизация - два одновременно связанных и различных понятия. Культура содержит ценности, убеждения, нормы, традиции, искусство, язык и обычаи, которые свойственны определенной группы людей или общества. Она выражает общественное самосознание и идентичность. Цивилизация же более широкое понятие, включающее сложные социокультурные и политические структуры общества, а также его технологический прогресс. Отличие между культурой и цивилизацией состоит в уровне их охватывания и сложности. Культура связана с индивидуальным и коллективным самовыражением, тогда как цивилизация описывает более широкий культурный, социальный и политический контекст общества. Культура может быть частью цивилизации, но не всегда цивилизация проявляется в культуре. Культура и цивилизация не могут существовать независимо друг от друга, поскольку они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Издание: МИССИЯ КОНФЕССИЙ
Выпуск: Том 13. Часть 4 (№77) (2024)
Автор(ы): Петрова С. И.
Сохранить в закладках
РОССИЙСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ (2024)

В статье представлены основные (базисные) черты российского менталитета, описываются объективные факторы, под влиянием которых они формировались в ходе исторического развития России. Отмечается, что в процессе грядущего духовно-нравственного возрождения российского общества важно учитывать особенности российского менталитета. Российский менталитет понимается как совокупность устойчивых жизненных установок и моделей поведения, сформировавшихся в процессе исторического развития России. Лишь стратегии, формулируемые через призму менталитета, позволят, с одной стороны, раскрыть еще на выявленные механизмы развития России, а, с другой стороны, предотвратить практику социального экспериментирования, ведущую к негативным, а иногда и трагическим последствиям.

Издание: МИССИЯ КОНФЕССИЙ
Выпуск: Том 13. Часть 3 (№76) (2024)
Автор(ы): Селеверстов Р. Е., Ткач Е. Н.
Сохранить в закладках
РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ ОБЩЕСТВА (2024)

В статье на основе понимания телевидения в качестве центрального института формирования общественного и персонального мировоззрения, автор анализирует истоки дихотомии неуверенности в будущем, продиктованной мировоззренческой платформой постмодернизма и оптимизмом, как выражением идеи свободы и относительности любой систематизированной системы мироустройства. Автор утверждает, что ход развития цивилизации поступательно привел к зарождению идей постмодернизма в недрах классической философии. Доктринальная платформа К. Маркса, основанная на материалистическом понимании хода мировой истории, в основе своей имела посыл к возникновению в последующих теориях, к отказу от законченной и понятной теории в объяснении мира как системы. Теоретики философии постмодернизма в качестве основы восприятия окружающей действительности рассматривают слово, имеющее важное значение как семантическая единица. Субъектный характер восприятия информации современным человеком в свете инновационного восприятия жизни не является исключительным, а выступает закономерностью общей субъектности. Потому и нет смысла говорить о манипуляции, как феномене современных СМИ. В современной жизни именно телеэкран является проводником в реальность постмодернизма.

Издание: МИССИЯ КОНФЕССИЙ
Выпуск: Том 13. Часть 3 (№76) (2024)
Автор(ы): Азарян С. Г.
Сохранить в закладках
Развитие механизмов государственно-частного партнерства на региональном уровне в современных условиях (2024)

Несмотря на широкое признание и распространение концепции государственно-частного партнерства, ее применение и результативность в российских регионах и муниципалитетах остаются предметом дискуссий и исследований. В частности, в условиях кризиса, как экономического, так и социального, значение эффективности механизмов государственно-частного партнерства возрастает, поскольку они могут представлять собой механизмы адаптации и преодоления негативных последствий кризисных явлений. Цифровизация государственного управления также способна оказать значительное влияние на развитие механизма ГЧП.

Цель статьи – изучить состояние и пути развития ГЧП в российском регионе (Свердловская область) в условиях санкционного давления, специальной военной операции и цифровой трансформации государственного управления.

Методы – анализ документов, анализ статистических данных, экспертный опрос. Методология исследования включает системный подход, теорию партисипативного управления.

Результаты и их обсуждение. Изучение возможностей развития механизмов ГЧП в Свердловской области показывает, что высокая длительность принятия соглашений существенно замедляет реализацию проектов и увеличивает трансакционные издержки, что препятствует оперативному реагированию на изменения в экономике. При этом недостаточная государственная поддержка инвесторов усугубляет их финансовые и административные трудности, снижая их способность к инновационному развитию и адаптации к современным экономическим условиям. Одним из ключевых шагов является упрощение и стандартизация бюрократических процедур. Это включает в себя разработку и внедрение единых стандартов и шаблонов документов, необходимых для заключения концессионных соглашений. Помимо этого, развитие отраслевого принципа реализации ГЧП, улучшенное межведомственное взаимодействие и регулярное повышение квалификации ответственных сотрудников – возможный путь развития механизмов ГЧП в регионе.

Издание: CAUCASIAN SCIENCE BRIDGE
Выпуск: № 2 (24), Том 7 (2024)
Автор(ы): Банных Галина Алексеевна, Головина Софья Александровна
Сохранить в закладках
Религиозная самоидентификация дагестанской молодежи (2024)

Религиозное возрождение сопровождается противоречивыми векторами развития: с одной стороны, больше свободы и возможности в совершении религиозных обрядов и богослужения, с другой – появление религиозных течений, способствующих радикализации сознания, в данном контексте, ваххабитской идеологии. Сложные процессы в религиозной сфере дестабилизировали российское общество, вносили раскол между последователями разных вероисповеданий, более того, способствовали разладу внутри одного вероучения. Довольно болезненно процессы религиозного возрождения протекают в регионах, население которых исповедует исламское учение. Поэтому на фоне укрепления позиций религиозного духовенства, их влияния на массовое сознание населения актуализируется потребность в исследовании религиозной идентичности.

Методика и методология исследования. Общепринятой моделью социологического изучения идентичности и разных типов ее существования является анализ выражений каждого из них через призму интеграторов воспроизводства, в данном контексте, установление степени сопричастности человека с религиозной общностью, то есть единоверцами. Авторский социологический опрос по изучению религиозности и религиозной практики дагестанской молодежи проведен в 2023 г. методом случайного отбора. Место проведения опроса: гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт, Ботлихский, Дербентский, Казбековский, Кизлярский районы. Распределение по социально-демографическим параметрам: а) пол – мужчины 249 чел. (48,8 %), женщины – 261 чел. (51,2 %); б) возраст: 15–17 лет – 144 чел. (28,3 %), 18–25 лет – 173 чел. (34,0 %), 26–35 лет – 193 чел. (41,7 %); в) образование: неполное среднее – 74 чел. (14,4 %), среднее – 107 чел. (21,0 %), среднее специальное – 173 чел. (34,1 %), высшее – 156 чел. (30,5 %); д) отношение к религии: убежденно верующий – 198 чел. (38,8 %), верующий – 273 чел. (53,5 %), колеблющийся – 25 чел. (4,9 %), неверующий – 11 чел. (2,2 %), убежденно неверующий – 3 чел. (0,6 %); по территории проживания – городское население (N =231 или 45,2 %), сельское население (N=279 или 54,8 %): Махачкала (N=81), Дербент (N=51), Кизилюрт (N=12), Кизляр (N=23), Хасавюрт (N=64), Ботлихский (N=59), Дербентский (N=91), Казбековский (N=42), Кизлярский (N=87). Обработка собранного социологического материала осуществлена в программе FAR.

Результаты исследования. В статье анализируются результаты эмпирического исследования по изучению религиозности и религиозного поведения молодого поколения дагестанцев. Внимание акцентировано на установлении места религиозной идентичности молодого поколения дагестанцев в иерархии типов социальной идентичности, обозначении религиозной самоидентификации, выраженности осознания сопричастности с религиозной общиной и единоверцами. Ключевым в рамках данного исследования является установление веса параметра «религия» как консолидационного компонента.

Основные положения:
– верификация эмпирического материала позволяет сделать выводы, во-первых, о доминанте интегратора «религия», во-вторых, об осознании общности с единоверцами, в-третьих, ярко выраженной конфессиональной личной самоидентификации опрошенной дагестанской молодежи;
– реалии свидетельствуют о доминировании религиозной принадлежности, важности сопричастности к религиозной общине в противовес этническому и российскому типам идентичности;
- превалирование в массовом сознании опрошенного молодого поколения религиозной идентичности способно выполнять деструктивную функцию в современном дагестанском обществе. Основанием для такого утверждения является возрастание значимости исламского фактора в жизни молодого поколения, его ориентированность следовать постулатам исламского учения в повседневной жизни, широкая вовлеченность молодежи в исламскую образовательную систему, параллельное получение светского и религиозного образования;
– преобладание значимости религиозного фактора при ослаблении светского компонента в российском социуме будет иметь далеко идущие негативные последствия, ибо способно дестабилизировать межнациональную и межрелигиозную сферы современного дагестанского общества.

Издание: CAUCASIAN SCIENCE BRIDGE
Выпуск: № 3 (25), Том 7 (2024)
Автор(ы): Шахбанова Мадина Магомедкамиловна
Сохранить в закладках
Рождение американской школы из духа патриотизма: институциональные зигзаги и публичные баталии внутри среднего образования (2024)

В статье приводится анализ книги американского историка образования П. А. Грэм «Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации». Рецензент показывает, что указанную монографию, представляющую нелинейный процесс развития через реформирование средней школы в Соединенных Штатах, можно рассматривать с позиций неоинституционального подхода. Более того, в выделяемых П. А. Грэм четырех этапах изменений и модификаций образовательной политики можно обнаружить одну стабильную тенденцию – возникновения, формирования и укрепления менеджеристской модели управления школой как институтом. Работа зарубежного исследователя под таким ракурсом приобретает дополнительную теоретическую и практическую актуальность, т. к. показывает опасности слишком частой смены целей и приоритетов в институциональном реформировании школьного образования и иные возможные угрозы в обозначенном государством курсе на суверенизацию российской образовательной системы.

Издание: CAUCASIAN SCIENCE BRIDGE
Выпуск: № 3 (25), Том 7 (2024)
Автор(ы): Казанцев Осип Андреевич
Сохранить в закладках
Рецензия на учебник для вузов «Социология образования» (2024)

В 2024 году на Образовательной платформе «Юрайт» вышло переработанное и дополненное учебное издание «Социология образования», рекомендованное учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям. Актуальность выхода нового издания обусловлена тем, что сегодня остро стоит вопрос о подготовке кадров, способных к реализации новых подходов образовательной политики – руководителей и специалистов органов управления образованием и подведомственных учреждений, педагогов, в связи с переходом от менеджмента, ориентированного на краткосрочные проекты и адаптацию моделей бизнес-управления, к целостному управлению образованием, основанному на научном понимании его институциональных функций, социального строения и взаимосвязи с социально-экономическими и общественно-политическими процессами. На сегодняшний день это единственное полноформатное издание в своей отрасли науки за счет того, что его новая версия обогащена тремя главами – об общественной эффективности образования (гл. 6), образовательной политике (гл. 7) и российской социологии образования (гл. 13). Эти темы прежде были «белыми пятнами» и источником вненаучных толкований правовых норм и критериев управления, а сегодня они особенно важны ввиду отказа от деформаций и навязывания отечественному образованию западных образцов, ориентации на возвращение его в число лучших в мире и служащих подлинным интересам России. В рецензируемом издании учебника уточнены названия некоторых глав и параграфов, улучшен стиль языка. Формулировки стали более лаконичными и выверенными. Проработаны учебно-методические сюжеты: глоссарий, вопросы и контрольные задания по каждой теме учебника на образовательной платформе «Юрайт» и в одноименном мобильном приложении, что усиливает возможности организации самостоятельной работы обучающихся. Заложенный в учебнике проблемный подход отвечает требованиям подготовки кадров сферы образования, обладающих социологической культурой.

Издание: CAUCASIAN SCIENCE BRIDGE
Выпуск: № 4 (26), Том 7 (2024)
Автор(ы): Сухова Елена Евгеньевна
Сохранить в закладках
Российская семья в эпоху перемен: автономная, неуправляемая, непредсказуемая (2024)

В разделе «Введение: находится ли институт семьи под реальной угрозой?» анализируются текущие реалии функционирования российской семьи, неоднозначно интерпретируемые современными специалистами в области фамилистики, зачастую, в формате катастрофических последствий (гибель семьи как социального института). Анализ данных статистического и эмпирического характера по «болевым» точкам развития российской семьи позволил сформулировать проблему, связанную с поиском альтернативного ответа на вопрос о сути протекающих в пространстве современной семьи процессов и изменений, помимо уже имеющихся в социологической литературе.

В содержательных разделах в виде вопросов о смысловой перезагрузке семьи, ее парадигмальном переходе к модели семьи платформы с описанием ее сущностных характеристик и проблем управления ею традиционно принятыми в российском государстве способами, даются ответы, выводящие на итоговый вывод о том, что наблюдается начало заката семейной цивилизации в том ее виде, в котором привыкли традиционно воспринимать. Однако это не означает гибель семьи. Она меняется в логике глобальных перемен, и эти изменения нуждаются в своевременном научном осмыслении с тем, чтобы повысить эффективность семейной политики и иметь возможность изменить просматриваемые в будущем российской семьи негативные сценарии развития.

Издание: CAUCASIAN SCIENCE BRIDGE
Выпуск: № 4 (26), Том 7 (2024)
Автор(ы): Верещагина Анна Владимировна
Сохранить в закладках