РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОГО СКОТОВОДСТВА НА РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКОМ ТРАНСГРАНИЧЬЕ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ БУРЯТИИ И МОНГОЛИИ) (2024)

В статье представлен общий обзор развития традиционного скотоводства на российско-монгольском трансграничье в постсоциалистический период. Авторы отмечают симметричность процессов по обе стороны границы, характеризующиеся возрождением низкозатратного пастбищного животноводства как ответа на вызовы переходного периода. Идентичные процессы наблюдаются между Монголией и отдаленными районами Бурятии, где произошёл возврат к традиционному отгонно-пастбищному типу животноводству. Современная практика кочевничества в Монголии имеет общую тенденцию к меньшей степени мобильности и большей оседлости. Вызревает и становится распространенной формой полукочевое хозяйство как результат адаптации скотоводческого хозяйства к конъюнктуре рынка и соответствия условиям экологии и климата аридной зоны российско-монгольского трансграничья.

Издание: ОЙКУМЕНА. РЕГИОНОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (71) (2024)
Автор(ы): Бадараев Дамдин Доржиевич, Гомбожапов Александр Дмитриевич
Сохранить в закладках
РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: НОВЫЙ ЭТАП (2024)

В статье характеризуется современный этап российско-монгольского сотрудничества, выявлены факторы и условия, определившие новый этап двухстороннего взаимодействия после 2010 г. Развитие сотрудничества обусловлено потребностями регионального взаимодействия и решением задач внутренних социально-экономических процессов России и Монголии. Авторы отмечают, что для Монголии расширение торгово-экономических отношений с Россией имеет значение в нескольких аспектах, включая диверсификацию общественного хозяйства, гарантию от однополярной ориентации внешнеэкономической деятельности и решение внутренних социально-экономических проблем. В статье делается акцент на транзитный потенциал Монголии и ее роль в российско-китайских отношениях. Авторы отдельно отмечают, что Монголия сталкивается с проблемами экономического развития, включая низкий уровень ВВП и высокую безработицу. В этой связи правительство Монголии осуществляет стратегии и программы, направленные на экономическое развитие, обеспечение занятости населения и сокращение безработицы и бедности. Активизация отношений двух стран в контексте российских интересов способствует расширению функционального геополитического пространства, преодолевающего конструируемую Западом искусственную изоляцию, увеличивает транзитные возможности нашей страны.

Издание: ГЭОЭКОНОМИКА ЭНЕРГЕТИКИ
Выпуск: №1 (25) (2024)
Автор(ы): Егоров Владимир Георгиевич, Белоногова Анастасия Александровна
Сохранить в закладках
РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ НА ANDROID STUDIO О НАПРАВЛЕНИЯХ ФАКУЛЬТЕТА ФЕМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ JAVA (2024)

В данной статье представлены ключевые этапы создания мобильного приложения, направленного на информирование абитуриентов о направлениях факультета ФЕМИ. Автор подробно излагают процессы проектирования и разработки приложения с использованием платформы Android Studio.

Издание: НАУКА И ПЕРСПЕКТИВЫ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Антропов А. А., Коновалов В. В.
Сохранить в закладках
РОССИЯ И МИРОВОЙ РЫНОК ЭНЕРГОРЕСУРСОВ: ИТОГИ 2023 ГОДА (2024)

2023 год стал весьма важным как для мирового, так и для российского рынка энергоресурсов. Помимо продолжающихся отголосков пандемии коронавируса и, соответственно, сокращения деловой активности в наиболее крупных экономиках мира, нефтегазовый рынок продолжал претерпевать существенную трансформацию, вызванную в том числе введением в действие ограничительных мер, направленных на российскую углеводородную отрасль. В статье рассматриваются наиболее значимые события, оказавшие влияние на ценовую конъюнктуру нефтяного и газового рынков. Авторами изучаются меры, принятые европейскими странами для избежания энергетического кризиса, дается краткая оценка их эффективности. В рамках исследования также рассматриваются перспективы взаимодействия России с азиатскими странами в сфере нефтегазовых поставок. Особое внимание уделяется взаимодействию с Китаем и Индией.

Издание: ГЭОЭКОНОМИКА ЭНЕРГЕТИКИ
Выпуск: №1 (25) (2024)
Автор(ы): Вышегородцев Даниил Денисович, Кришталь Игорь Семенович
Сохранить в закладках
РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО СИНКРЕТИЗМА ГОРЦЕВ В ПРИСОЕДИНЕНИИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА К РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСЕТИНСКОЙ ДУХОВНОЙ (2024)

Статья посвящена рассмотрению роли «полухристианских обычаев» народов Северного Кавказа в рамках миссии Русской православной церкви в XVIII–XIX вв. Показательным примером служит деятельность Осетинской духовной комиссии. В итоге был сделан вывод о беспрецедентном характере работы миссионеров в рамках кампании по «восстановлению» православия в Осетии: синкретизм мог рассматриваться в качестве «инструмента», упрощающего христианизацию осетин и являющегося подспорьем в борьбе за влияние в регионе между Россией и мусульманскими империями.

Издание: ГОЛОС МИНУВШЕГО
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Данилов Михаил Владимирович
Сохранить в закладках
Разработка экспериментальной окулографической тестовой батареи как части программно-аппаратного комплекса для диагностики склонности к игровой компьютерной зависимости (2024)

В настоящее время актуальной остается проблема определения состояния личности в континууме «норма-патология» для нехимических зависимостей. Проведенный нами анализ диагностических материалов позволяет сделать вывод, что подавляющее большинство методик для диагностики игровой компьютерной зависимости – переведенные на русский язык зарубежные клинические шкалы, построенные на основе клинических критериев Американской психиатрической ассоциации. В связи с этим фактом, а также стремительным развитием общества и цифровизацией практической психологии необходимы современные и эффективные психодиагностические методики.

Научно-исследовательская работа выполнена при финансовой поддержке ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Фонд содействия инновациям) в рамках реализации инновационного проекта.

Цель исследования. Разработать экспериментальную окулографическую тестовую батарею для диагностики склонности к игровой компьютерной зависимости.

Методы. В эмпирическом исследовании первого этапа работы использовались следующие методы: клиническая беседа; психодиагностические методики: методика многостороннего исследования личности S. Hathaway, J. McKinley (адапт. Ф. Б. Березина, М. П. Мирошникова), стиль саморегуляции поведения В. И. Моросановой, опросник волевого самоконтроля А. Г. Зверкова, Е. В. Эйдмана, опросник дистресса, депрессии, тревоги и соматизации B. Terluin (адапт. А. Б. Смулевича); аппаратные методы: программноаппаратный комплекс оценки глазодвигательных реакций GP3 Gazepoint. Для исследования взаимосвязей структурно-динамических параметров глазодвигательных реакций и личностных особенностей респондентов был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (p ≤ 0,05).

Результаты. В ходе выполнения первого этапа исследования получены следующие научные результаты: сформулированы требования к цифровым изображениям, составляющим визуальные стимулы, и самим визуальным стимулам; разработаны изображения-стимулы для оценки склонности к игровой компьютерной зависимости; проведен сравнительный анализ и изучена взаимосвязь структурнодинамических параметров глазодвигательных реакций и личностных особенностей респондентов; разработана экспериментальная окулографическая тестовая батарея для диагностики склонности к игровой компьютерной зависимости.

Заключение. Требования к визуальным стимулам станут частью методических рекомендаций к окулографической тестовой батарее, которые будут разработаны на втором этапе работы. Сравнительный анализ позволил выявить наиболее эффективные визуальные стимулы, которые вошли в экспериментальную окулографическую тестовую батарею.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ЮГО-ЗАПАДНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И ПЕДАГОГИКА
Выпуск: ТОМ 14, № 3 (2024)
Автор(ы): Кайдалова Дарья Алексеевна, Кузнецова Алеся Анатольевна
Сохранить в закладках
Развитие адаптивных копинг-стратегий студентов в условиях вуза (на примере Учебно-практического центра конфликторазрешения Юго-Западного государственного университета) (2024)

Цель исследования. При поступлении в вуз обучающиеся сталкиваются с ростом интенсивности, напряженности образовательного процесса. Значимыми факторами стресса являются новая социальная ситуация развития; ситуация внешнего оценивания в процессе интеллектуальных испытаний; индивидуально-личностные особенности участников образовательных отношений; опасения обучающихся, касающиеся способности справиться с учебными задачами. Целью нашей работы является исследование возможностей использования потенциала Учебнопрактического центра конфликторазрешения Юго-Западного государственного университета для развития адаптивных копинг-стратегий студентов. В работе мы исследовали предпочитаемые копингстратегии студентов, предложили рекомендации по созданию психолого-педагогических условий развития копинг-стратегий студентов, способствующих успешной адаптации к условиям вуза.

Методы. Мы применяли следующие диагностические методики: «Опросник способов копинга» Р. Лазаруса и С. Фолкман (Ways of Coping Questionnaire – WCQ), адаптированный НИПНИ им. Бехтерева; «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н. Эндлер, Дж. Паркер.

Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что наиболее характерным для студентов в стрессовой ситуации является копинг, ориентированный на избегание, который проявляется в отвлечении. То есть значительное число студентов предпочитают не разрешать проблему, а отвлечься от нее на другие виды деятельности. Среди способов совладающего поведения ярко выражен «бегство-избегание», который большинством исследователей считается неадаптивным. Значительно выражены копинг-стратегии «дистанцирование», «положительная переоценка», которые направлены не на решение проблемы, а на снижение эмоциональной вовлеченности в нее, предотвращение эмоциональных реакций на фрустрацию.

Заключение. Таким образом, очевидна необходимость развития у студентов проблемно-ориентированных копинг-стратегий. В частности, стратегий «самоконтроль» и «планирование решения», которые помогут студентам направить свои усилия на рациональное разрешение проблемы.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ЮГО-ЗАПАДНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И ПЕДАГОГИКА
Выпуск: ТОМ 14, № 3 (2024)
Автор(ы): Иванова Татьяна Витальевна, Сошина Ксения Викторовна
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (2024)

В статье актуализируется проблема развития навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр. Общее недоразвитие речи (III уровень) характеризуется нарушениями речи, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, связанных с ее звуковой и смысловой стороной, при нормальном слухе и интеллекте, что затрудняет процесс обучения и адаптации детей в обществе. Целью исследования явилось теоретическое обоснование и практическая реализация логопедической программы по развитию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) посредством дидактических игр. Данная программа реализовывалась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе программы проводилась работа по развитию речевого слуха, включая интонационный, фонетический и звукоподражательный. На этом этапе активно использовались специально разработанные дидактические игры, направленные на стимулирование слухового восприятия и внимания ребенка. На основном этапе программы дети знакомились с правилами словообразования на основе ориентировочной и исследовательской деятельности. Одним из методов обучения было использование парных сравнений производных и формообразующих слов, сопровождаемых сравнительным анализом этих слов по обозначению. На заключительном этапе программы старшие дошкольники отрабатывали навыки образования производных слов. Работа проводилась с целью закрепления навыков подбора производных слов, основанных на ранее изученных словообразовательных моделях, и развития навыков применения правил словообразования и словоизменения. На этом этапе использовались упражнения и дидактические игры по подбору слов на основе изученных структурных моделей. Данные повторной диагностики позволяют констатировать высокий уровень эффективности реализации логопедической программы по развитию навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи (III уровень).

Издание: СОЦИОСФЕРА
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Алпатова Н. С., Мамеева М. Н.
Сохранить в закладках
Развитие средств связи Курской области в 1946-1975 годах (2025)

Актуальность. Областные средства связи, тесно связанные со всей инфраструктурой города и являвшиеся главным звеном в координации всей деятельности по восстановлению и дальнейшему развитию области, тем не менее не были рассмотрены учеными-краеведами как отдельный объект изучения. Развитие средств связи было принято рассматривать в рамках общего исследования развития Курской области. На наш взгляд, данный подход показывает взаимозависимость развития региона и средств связи, при этом упуская развитие отрасли как самостоятельной единицы, во многом независимой, в свою очередь определяющей нормы строительства, электрификации города, оказывающей серьезное влияние на развитие массовой культуры населения.

Цель ‒ в ходе исследования установить основные закономерности, в рамках которых развивалась отрасль связи Курской области в 1946-1975 годы.

Задачи: исследовать изменения, происходившие в структурах телеграфно-телефонной и почтовой связи, телевещания и радиосвязи.

Методология. В ходе работы были применены такие методы научного исследования, как индукция, анализ, синтез, сравнение.

Результаты. В ходе исследования были выявлены основные тенденции и проблемы в развитии средств связи области. Вывод. Исследование показало, что главной проблемой было отсутствие четкого плана развития средств связи области. Это привело к противоречиям с другими структурами и большому количеству ситуаций, когда средства тратились не на создание нового, а на переделывание старого. Развитие отрасли также тормозилось отсутствием специалистов с профильным образованием, достаточного количества специально оборудованных и приспособленных для деятельности помещений. За исследуемый промежуток времени также не были решены проблемы с текучкой кадров и качеством обслуживания населения.

Издание: ИЗВЕСТИЯ ЮГО-ЗАПАДНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ И ПРАВО
Выпуск: Том 15, № 1 (2025)
Автор(ы): Левашов Олег Евгеньевич
Сохранить в закладках
Регуляция как функция управления социальной адаптацией курсанта военной школы (2023)

В статье раскрыта такая важная функция управления социальной адаптацией курсанта военного вуза, как регулирование (регуляция). Она выполняет ведущую роль в коррекции других функций — целеполагания, информации, планирования, организации, мотивации и стимулирования, контроля и анализа. Утверждается, что регуляция управления социальной адаптацией курсанта — тип профессиональной деятельности, представляющий собой способ поддержания единства любой системы, ее развития. Особенно значимы отношения регуляции в многочисленных армейских организациях, а также в обществе в целом, в котором социальные регуляторы приобретают все большее значение, будучи государственными ориентирами.

Издание: Социология и право
Выпуск: Том 15, №2 (2023)
Автор(ы): Оганян Карина Каджиковна, Жуков Дмитрий Владимирович
Сохранить в закладках
РЕАЛИЗОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАНОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)

В статье, основанной на данных межрегионального социологического опроса студенческой молодежи, исследуется взаимосвязь между реализацией профессионально-образовательных планов при поступлении в вуз и текущим социальным самочувствием студентов. Путем ранжирования по индексу социального самочувствия выделены четыре группы молодежи. Было обнаружено, что с улучшением социального самочувствия растет доля респондентов, которые поступили в желаемый вуз и на желаемую специальность. Эти студенты более оптимистично настроены в отношении будущего трудоустройства: они чаще других ориентированы на свою специальность и не сомневаются, что найдут достойную работу. Среди студентов с плохим социальным самочувствием распространены опасения по поводу трудоустройства, возможной низкой оплаты труда и перспектив работать не по специальности.

Издание: СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАКТИКИ
Выпуск: № 4 (14) (2024)
Автор(ы): Касаткина Наталья Петровна, Шумковам Наталья Викторовна
Сохранить в закладках
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ (2024)

В данной статье рассматриваются вопросы обеспечения информационной безопасности в условиях дистанционного режима работы организации. Также, освещены причины возникновения потребности в дистанционном режиме работы организации, риски, связанные с использованием дистанционного режима работы организации, а также способы перехода на дистанционный режим работы организации с соблюдением требований информационной безопасности. Приведена аналитика атак на различные предприятия в отношении информационной безопасности, а также рассмотрены способы распространения вредоносного программного обеспечения на предприятиях. В заключение, рассмотрены основные рекомендации по соблюдению цифровой гигиены, а также обозначен основной источник угроз информационной безопасности на предприятии. Особое внимание уделено мерам защиты от различных хакерских атак, контролю доступа к защищаемой информации и использованию надежных и проверенных средств связи и средств обеспечения информационной безопасности на предприятии. Рекомендации, приведенные в данной статье, будут полезны как специалистам, работающим в области информационной безопасности, так и руководителям компаний, которые планируют переход на дистанционный режим работы или внедрение дистанционного режима работы параллельно с очным режимом работы, а также в качестве учебного пособия для использования и учебных организациях, специализирующихся на информационной безопасности

Издание: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ СЛОЖНЫМИ СИСТЕМАМИ
Выпуск: № 2 (22) (2024)
Автор(ы): Бутин Александр Алексеевич, Сафронов Андрей Сергеевич
Сохранить в закладках