Современная стадия элитогенеза утверждает ведущую роль внутри элитарного соперничества в качестве источника общественных трансформаций. В этом смысле маневры и политические игры элитарных группировок являются наиболее мощными триггерами масштабных инноваций и политически целесообразных проектов в современных государствах. При этом актуальные формы осуществления правящими кругами своего функционала связаны не столько с институциональными, сколько с коалиционными формами политического доминирования, складывающимися на пересечении интересов различных элитарных групп, сочетания их статусных и неформальных связей. При этом неизменным остается преимущественный рост их управленческих компетенций по сравнению с населением, что создает предпосылки для усиления непрозрачности действий по принятию решений и распределению ресурсов. В этом контексте возникает исследовательская задача, предполагающая выяснение актуальных последствий этих тенденций, причем как для динамики самого правящего слоя, так и отношений государства и общества. Использование сетевых подходов и структурно-функциональных методов исследования позволяет констатировать, что уже сегодня коалиционные «игры» в правящем классе демонстрируют не только корректировку политических проектов или идейно-политические компромиссы при обновлении государственных стратегий, но и сигнализируют о структурном самообновлении правящих кругов, выводящих на историческую арену более автономные (пост)элитарные сообщества, контролирующие ключевые механизмы распределения ресурсов, но при этом утрачивающие ответственность перед обществом. Используемые ими неформальные методы влияния на цели государственной политики усиливают внутренние размежевания правящих кругов, одновременно повышая латентный характер разработки государственной политики и увеличивая дистанцию между государством и обществом.
Современные тенденции к многополярности и фрагментации международного сотрудничества ставят вопрос о необходимости формирования нового подхода к решению проблемы климатических изменений. В качестве ключевого аспекта выступает проблема управления водными ресурсами как инструмента достижения целей по адаптации и нейтрализации климатических изменений в пределах локальных климатических зон. Автором сделан вывод, что существующие доктрины справедливого распределения водных ресурсов, как основного фактора локальных климатических изменений, в условиях многополярности демонстрируют свою несостоятельность. В этой связи предложено рассмотреть возможность формирования новой доктрины управления водными ресурсами, основанной на единстве климатических целей. Использован метод политико-правового анализа при работе с нормативно-правовыми материалами, касающимися климатической политики в России. Метод нарративного анализа (речь идёт о тематическом и структурном нарративном анализе) применялся при изучении различных доктрин справедливости использования водных ресурсов. Не менее важное место в исследовании занимает анализ ситуаций (case study). В частности, анализ ситуаций, относящийся к качественным методам, необходим при рассмотрении кейсов, связанных с локальными конфликтными ситуациями распределения и управления водными ресурсами.
Целью исследования является совершенствование института уголовной ответственности за преступления, посягающие на свободу определения места своего пребывания, а также разработка и внесение предложений по совершенствованию соответствующей правоприменительной деятельности. В частности, это деяния, предусмотренные ст. 126 «Похищение человека», ст. 127 «Незаконное лишение свободы», ст. 206 «Захват заложника» и ст. 301 «Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей» УК РФ. Перечисленные преступления находятся в разных главах Особенной части УК РФ, однако обладают несомненным сходством между собой, поскольку они все посягают на реализацию права на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренного ст. 22 Конституции Российской Федерации. В ходе изучения вопроса, в частности, были выявлены спорные моменты, связанные с разграничением похищения человека и захвата заложника, хищения и похищения, совершения деяний из корыстных побуждений и по найму. Обоснованы и внесены авторские предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Проведенное исследование дает основание заключить, что предусмотренные УК РФ составы различных преступлений, посягающих на свободу определения места своего пребывания, изначально конструировались независимо друг от друга (определенное исключение отчасти представляют лишь похищение человека и незаконное лишение свободы), что вызвало значительное количество вопросов к разграничению соответствующих преступлений между собой в правоприменительной деятельности. Применительно к рассматриваемой группе преступлений обосновано признание главным критерием отграничения захвата заложника от смежных преступлений наличие у него требования к другим лицам (не заложнику), выполнение которого является условием освобождения заложника.
Приоритетные направления развития макрорегионов, обозначенные в Стратегии пространственного развития РФ до 2030 г. с прогнозом до 2036 г., предопределяют необходимость глубокого изучения их транспортно-коммуникационной инфраструктуры, формирующей каркас территории. Статья посвящена оценке функционирования и развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры федеральных округов РФ на основе использования пространственно-функционального методического подхода. Методологической базой послужили теории пространственного развития и теоретические положения экономики транспорта. Методика исследования включает несколько этапов, в том числе оценку реализации функций транспортно-коммуникационной инфраструктуры в экономическом пространстве и расчет соответствующего интегрального показателя, а также процедуры ранжирования и кластеризации. Информационную базу составили данные Росстата за 2014–2022 гг. Выявлено, что абсолютным лидером по реализации всех функций транспортно-коммуникационной инфраструктуры является ЦФО. При этом динамика показателей реализации отдельных функций зачастую выше у других макрорегионов, в частности, индикаторы территориальной функции опережающими темпами растут в СКФО, ПФО и УрФО. Результаты ранжирования и кластеризации федеральных округов по уровню развития, использования и качества функционирования транспортно-коммуникационной инфраструктуры свидетельствуют о значительной неоднородности ее развития в федеральных округах, что влечет за собой снижение уровня их социально-экономического развития. Материалы исследования могут быть использованы органами государственной власти субъектов федерации при разработке программ развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры
Введение. В условиях быстро меняющегося мира, где жизненный цикл знаний сокращается, базового образования недостаточно для удовлетворения образовательных потребностей человека на протяжении всей жизни. Дополнительное профессиональное образование играет ключевую роль в этом процессе, предоставляя возможность получения новых знаний и навыков для повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Постановка задачи. В статье рассматривается современное состояние и тенденции ДПО в России, акцентируется внимание на его значении в контексте непрерывного образования. С момента появления концепции непрерывного обучения на конференции ЮНЕСКО в 1968 г. данное направление стало ключевым для обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда.
Методика и методология исследования. В представленной работе анализируются статистические данные, показывающие рост интереса к дополнительному профессиональному образованию у населения, а также выявляются основные цели и мотивы обучения. Рассмотрены виды программ ДПО, такие как повышение квалификации и профессиональная переподготовка, а также роль самообразования в образовательном процессе. Особое внимание уделяется различным формам и видам получения дополнительного образования, включая корпоративное обучение, которое способствует повышению квалификации сотрудников и адаптации образовательных программ к требованиям работодателей.
Результаты. Показана возрастающая роль негосударственного сектора в получении дополнительного профессионального образования, в том числе цифровых образовательных организаций EdTech. Выделены барьеры, препятствующие полному использованию потенциала ДПО. В заключение подчеркивается необходимость дальнейшего развития системы ДПО, включая интеграцию цифровых технологий и гибридных форм обучения, что позволит обеспечить соответствие образовательных программ современным требованиям рынка труда и повысить качество подготовки специалистов.
Выводы. Статья вносит вклад в понимание динамики дополнительного профессионального образования в России и его влияния на развитие человеческого капитала.
В настоящей статье автор рассматривает подходы к понятию и правовой природе претензионного порядка разрешения споров. Выделяются общие и отличительные черты, позволяющие отметить признаки, объединяющие претензионный порядок с иными альтернативными способами разрешения споров, и установить его исключительные особенности. Дополнительно автор предлагает рассмотреть претензионный порядок как конструкцию, лежащую первоначально в области материального права.
Введение. В условиях быстро меняющегося мира, где жизненный цикл знаний сокращается, базового образования недостаточно для удовлетворения образовательных потребностей человека на протяжении всей жизни. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) играет ключевую роль в этом процессе, предоставляя возможность получения новых знаний и навыков для повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Постановка проблемы. В статье рассматривается современное состояние и тенденции ДПО в России, акцентировано внимание на его значении в контексте непрерывного образования. С момента появления концепции непрерывного обучения на конференции ЮНЕСКО в 1968 г. данное направление стало ключевым для обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда.
Методология и методика исследования. В статье был использован системный подход, обусловленный целью исследования. Кроме этого применялись методы анализа, синтеза и сравнения.
Результаты. В представленной работе анализируются статистические данные, показывающие рост интереса к дополнительному профессиональному образованию среди населения, а также выявляются основные цели и мотивы обучения. Рассмотрены виды программ ДПО, такие как повышение квалификации и профессиональная переподготовка, а также роль самообразования в образовательном процессе. Особое внимание уделяется различным формам и видам получения дополнительного образования, включая корпоративное обучение, которое способствует повышению квалификации сотрудников и адаптации образовательных программ к требованиям работодателей. Показана возрастающая роль негосударственного сектора в получении дополнительного профессионального образования, в том числе цифровых образовательных организаций EdTech. Выделены барьеры, препятствующие полному использованию потенциала ДПО.
Выводы. Подчеркивается необходимость дальнейшего развития системы ДПО, включая интеграцию цифровых технологий и гибридных форм обучения, что позволит обеспечить соответствие образовательных программ современным требованиям рынка труда и повысить качество подготовки специалистов. Статья вносит вклад в понимание динамики дополнительного профессионального образования в России и его влияния на развитие человеческого капитала.
Введение. В статье рассматриваются психологический, социологический, культурологический подходы к пониманию феномена доверия.
Постановка задачи. Задачей стало описание механизма формирования доверия и его проявления в различных ситуациях социокультурных коммуникаций.
Методы и методология исследования. Применяется философско-компаративистский метод: метод сравнительного анализа различных концептуализаций в современной социально-критической мысли феномена доверия, а также осуществлен анализ аксиологических аспектов данного феномена в отношении цифровых технологий в некоторых областях социальной реальности.
Результаты. Доверие рассмотрено как проявление субъектности самого человека. Подчеркнуто, что доверие – это ситуация обнаружения самого себя как субъекта, что является необходимым условием содержания процессов социокультурной идентификации и самоидентификации. Выявлено прикладное значение феномена доверия, а именно: понимание границ возможной цифровой технологической экспансии в различных сферах социокультурной жизни. При применении цифровых технологий сфера «человек – человек» особенно чувствительна и критична. Подмена человека цифровым ресурсом размывает ответственность тех, кто использует эту технологию в своих производственных, организационных процессах, и, как следствие, снижает доверие или полностью его уничтожает. Анонимность, безответственность, отсутствие выбора являются основаниями невозможности доверия перед этим цифровым новшеством.
Выводы. Цифровизация как технологический процесс с аккуратностью должен быть применен в сферах образования, медицины и художественной, творческой деятельности.
Статья посвящена вопросу о соответствии деятельности конфессиональных диссертационных советов правилам и практике работы государственной системы научной аттестации в ее современном состоянии. Основное внимание сфокусировано на изучении российских православных, исламских и протестантских систем богословской научной аттестации, в рамках которых создаются и функционируют конфессиональные диссертационные советы, присуждаются и признаются богословские степени. В обширную источниковую базу были включены отечественные и зарубежные нормативные и правовые акты, внутренние установления религиозных организаций, документы и материалы о работе диссертационных советов и о присуждении богословских степеней. Исследование показало, что конфессиональная и светская научная аттестация проводятся по схожим принципам, в соответствии с сопоставимыми требованиям. Это проявляется как в организационных аспектах, так и в вопросах оценки качества кандидатских и докторских диссертаций. Подобное положение дел связано с общей установкой конфессиональных систем на сближение с актуальными государственными образцами. Наибольшее сходство обнаруживается при сравнении с работой диссоветов, созданных на базе ведущих образовательных и научных организаций, получивших право самостоятельно присуждать ученые степени в рамках государственной системы научной аттестации.
Статья посвящена анализу взглядов и рассуждений татарского ученого Джамаля Валиди относительно проблем национальной идентичности. В научной литературе Дж. Валиди больше известен как литературовед и лингвист. Однако в его научном наследии есть и социально-философские исследования, посвященные сложным вопросам «нациостроительства», национальной идентичности. Эти практически «забытые» статьи и отдельный труд «Милләт вә миллият» (Нация и национальное) являются лучшими исследованиями по данной проблематике, созданными учеными того времени. Его труды, несомненно, убеждают, что Дж. Валиди был самобытным теоретиком-мыслителем. В настоящее время обращение к забытому наследию прошлого и изучение проблемы национальной идентичности приобретают свою актуальность, так как эта тема, не переставая интересовать общественность, требует нового, современного, взгляда и анализа.
Предмет нашего исследования – история татарской национальной идентичности, объектом изучения являются труды Дж. Валиди по данной проблематике.
Цель – показать вклад Дж. Валиди в изучение проблем национальной идентичности в татарской историографии.
В статье описывается история становления и развития проблем самоидентификации и изучения вопросов идентичности. Научная деятельность Дж. Валиди, его взгляды и рассуждения раскрываются в контексте аналогичных исследований других ученых и мыслителей начала XX века. Автор акцентирует внимание и на такие важные вопросы, как наименование этнонима, значение понятий «нация» и «национальное», основополагающие факторы нации в видении ученого Дж. Валиди.
В данной научной статье представлены результаты исследования взаимосвязи демографических факторов и развития национальных систем социального страхования в Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена важнейшей ролью, которую играют системы социального страхования в социальной политике государства, обеспечивая защиту и выплаты гражданам, временно утратившим трудоспособность, а также другим уязвимым группам населения. Эффективность и устойчивость этих систем оказываются под влиянием демографических тенденций, оказывающих значительное воздействие на современное российское общество. В рамках работы рассматриваются ключевые функции, выполняемые национальными системами социального страхования. Подчеркиваются преимущества применения механизмов социального страхования по сравнению с прямым бюджетным финансированием в контексте реализации социальной политики государства. Также анализируется эффективность работы Фонда социального страхования (ФСС) и выявляются проблемы, с которыми он сталкивается в своей деятельности. Особое внимание уделяется исследованию влияния демографических факторов на возникновение и усугубление этих проблем. В завершение статьи проводится оценка влияния демографических изменений на перспективы развития национальных систем социального страхования в России.
В настоящее время обеспечение благополучия и безопасности подрастающего поколения является одним из тех направлений деятельности системы государственной власти Российской Федерации, совершенствованию которых уделяется самое пристальное внимание. В связи с этим объективно необходимым становится обращение к накопленному опыту в сфере защиты прав и законных интересов детей. В данной статье с позиций современной исторической науки комплексно рассмотрены основные меры материальной поддержки, которые были подготовлены и реализованы уполномоченными властными структурами в рамках социальной помощи детям и семьям с детьми в конкретно-исторических условиях, складывавшихся в ходе становления новой российской государственности и характеризовавшихся глобальной трансформацией практически всех сфер жизни общества, крайне высокой динамичностью экономических, социальных, политических процессов, резким снижением уровня и качества жизни большей части населения, а также дефицитом правового регулирования, идеологической и духовно-нравственной неопределенностью. В процессе исследования были использованы общенаучные и общеисторические методы, обеспечившие достоверность, всесторонность и конкретность полученных результатов. Изучение разноплановых исторических источников, как опубликованных, так и архивных, позволило автору прийти к обоснованным выводам, определяющим и характеризующим в концентрированном виде: сущность, содержание и действенность материальной поддержки несовершеннолетних в рассматриваемый период; развитие правовой регламентации общественных отношений в сфере социальной защиты детства; факторы и причины, оказывавшие негативное влияние на результативность выработки и практического осуществления мер финансовой и иной помощи детям и семьям с детьми.