В статье представлены результаты исследования биоразнообразия жужелиц (Coleoptera, Carabidae) на территории памятника природы в урочище «Дубовый рынок». Оценена роль различных функциональных групп жужелиц в поддержании устойчивости естественных экосистем. Рассмотрен эколого-фаунистический состав семейства. Всего обнаружено 39 видов Carabidae, относящихся 20 родам и 12 трибам. Среди них виды ранжированы по частоте встречаемости: регулярно встречаемы виды в биотопах, эпизодически и крайне редко. Выявлены 12 доминирующих видов, определяющие структуру и функционирование сообществ жесткокрылых ( Calathus fuscipes Goeze, 1777; C. melanocephalus Linnaeus, 1758; C. distinguendus Chaudoir, 1846; Chlaenius aeneocephalus Dejean, 1826; Harpalus distinguendus Duftschmid, 1812; H. affinis Schrank, 1781; H. caspius Steven, 1806; H. rufipes DeGeer, 1774; Brachinus crepitans Linnaeus, 1758; B. explodens Duftschmid, 1812; Carabus granulatus Linnaeus, 1758; Amara aenea DeGeer, 1774). С точки зрения эколого-трофической классификации биоты, можно выделить два основных класса: зоофаги, представленные 7 группами (28 видов) и миксофитофаги - 3 группы (11 видов). По степени адаптации к влажности жужелицы исследованной местности представлены мезофилами, гигрофилами, мезоксерофилами и мезогигрофилами. Среди указанных категорий доля мезофильных видов оказалась максимальной. Карабидокомплекс включает представителей пяти экологических групп, образованных согласно их биотопическим предпочтениям: степные, лесные, луговые, болотные и солончаковые виды. В составе выявленной карабидофауны впервые отмечено присутствие жужелицы золотистоямчатой ( Carabus clathratus Linnaeus, 1761), вида, охраняемого в ряде регионов Российской Федерации.
В этом сообщении поставлен вопрос о том, насколько правомерно употребление словосочетания «феодальная собственность». Поскольку современные исследования подчеркивают, что собственность – это категория правовая, для ответа на этот вопрос исследована терминология североитальянских нотариальных актов XII–XIV вв., относящаяся к вещному праву. В средневековых актах точно и недвусмысленно обозначено установленное ими право: если недвижимость передана не в собственность – dominium, proprietas; iure proprio in perpetuum, а в феод, т. е. на ограниченных основаниях, в актах отсутствует терминология, обозначающая собственность. Представляется, таким образом, что во всяком случае по отношению к средневековой Италии «феодальная собственность» выглядит как соединение несочетаемых понятий
Статья содержит обзор результатов исследований (в том числе – предпринятых самим автором), касающийся правомерности использования термина «феодализм» для определения политической системы средневековой Европы на примере Кастилии и Леона XI – середины XIV в. Основное внимание уделяется роли договоров частно-правового характера (особенно – вассальных контрактов) как ключевого элемента политической организации феодального времени, определявший характер политикума Кастилии и Леона XI – середины XIV в. как иерархически организованной системы личных связей
Можно сказать, что в активном, положительном ключе понятие и механизм деконструкции почти никогда не анализируются. Негативный пафос понятия, который лежит на поверхности, вводит в заблуждение, и не сразу заметно, что оно описывает реальное положение мира, сложившегося раньше. В данном контексте понятия «деконструкция», «децентрация», «деструктурация» составили инструментальную базу формирования категориального аппарата, позволяющего передать новое видение и отношение к человеческому универсуму. Принципиально иное отношение к понятию «письмо», история письма, ретроспективный взгляд на него открыли возможность увидеть его с другой стороны, а поскольку письмо - основание всего того, что составляет культуру, концепт Деррида повлек за собой действительно грандиозную трансформацию мировоззрения современника. Экспликация известных метафизических терминов потребовала не столько новую интерпретацию, сколько радикальное их разрушение, развенчивание как фантомов сознания и введение не просто неожиданной, но и крайне неудобоваримой терминологии для передачи оригинальных оттенков мысли о действительности. Деррида яснее всех постмодернистов видит незавершенность фазы развития, что требует некоторого времени для итогового эффекта. Данное обстоятельство, пропитанное случайностью, рассматривается им как достаточное основание легитимности игрового характер языка. Обнаружение нового вида знаков, в прямом смысле молчаливых (пауза, след, отпечаток, различание), неучтенных прежней семиологией, позволяет Деррида практически строить основы новой метафизики, что не мешает яростно критиковать ее. Очевидно, что размышления Деррида не покидают границы философии, а его концепт деконструкции оказался отличным способом философствования, который доносит до читателя невыразимые, не артикулируемые до него мысли.
Рассматриваются основные идеи формирования репутации спортивных организаций. В данном материале мы стремимся углубленно исследовать ключевые аспекты процесса создания и управления репутацией в контексте спортивных организаций. В современном мире, где информационное пространство перенасыщено многообразной информацией и где информационные войны становятся все более заметным явлением, важность понимания процессов, связанных с формированием и поддержанием образа спортивных организаций, выходит на передний план. За последние десятилетия мир пережил трансформацию в том, как информация распространяется и воспринимается, что оказало существенное влияние на корпоративную культуру и репутацию организаций. Если ранее внимание к репутации корпораций было прерогативой лишь небольшой группы маркетологов и PR-специалистов, то сейчас тема репутации занимает значительное место в публичном дискурсе и отчетности. Наблюдения показывают, что за последние годы количество упоминаний термина «репутация» в средствах массовой информации выросло более чем в десять раз. Это повышенное внимание к репутации можно объяснить ростом общественного сознания и понимания того, что репутация спортивной организации имеет прямое воздействие на лояльность болельщиков, привлечение спонсоров, уровень влияния на местные сообщества и даже на результаты спортивных соревнований. Более того, рынки и бизнес-инвесторы начали уделять гораздо больше внимания вопросам корпоративной социальной ответственности и этики, признавая, что скандалы и проблемы, касающиеся этих областей, могут существенно сказаться на стоимости компании и инвестиционной привлекательности. Со временем формируется понимание того, что репутация - это не просто внешний имидж, а ключевой актив организации, требующий систематического и стратегического подхода к управлению. В результате поиск эффективных механизмов укрепления и защиты репутации стал актуальной задачей для многих спортивных организаций. В статье представлен анализ лучших практик и инструментов, которые могут быть использованы для повышения репутационного капитала спортивных организаций. Рассмотрены такие аспекты, как разработка коммуникационных стратегий, интеграция принципов устойчивого развития, управление вовлеченностью заинтересованных сторон и мониторинг воздействия цифровых технологий на репутацию. Сделан вывод о важности тщательного выбора спонсорских и партнерских отношений, которые могут существенно повлиять на восприятие бренда в глазах потребителей.
Проведено исследование текущей ситуации на региональном рынке труда Российской Федерации, который переживает существенный кризис, характеризующийся дефицитом кадров во всех отраслях. Компаниям с каждым годом становится сложнее привлекать и удерживать сотрудников, а текучесть кадров растет. Крайне актуальным является вопрос изучения удовлетворенности трудом сотрудников, так как именно удовлетворенность помогает бороться с текучестью кадров, повышать вовлеченность сотрудников и производительность труда. Рассмотрены разные подходы (философский, экономический, психологический, социологический, интегративный) к выделению факторов удовлетворенности трудом. Авторы приходят к выводу, что некоторые из подходов устарели, современная действительность требует актуализации перечня основных групп факторов удовлетворенности трудом. Для формирования более актуального списка факторов авторами с 2010 по 2024 г. было проведено социологическое исследование, включающее следующие процедуры сбора информации: экспертное интервью ( N =24), опрос в форме анкетирования ( N =2226) и три серии фокус-группового опроса. Вопросы для анкетирования были разработаны не только для получения информации об удовлетворенности условиями труда на региональном газотранспортном предприятии, но и для определения факторов, послуживших причинами увольнения. Чтобы управлять персоналом, необходимо следить за удовлетворенностью трудом сотрудников, их вовлеченностью и мотивированностью. Ключевой задачей становится исследование факторов, влияющих на удовлетворенность трудом. На базе полученных данных был составлен актуальный список факторов удовлетворенности трудом, в который вошли: оплата труда; сплоченность трудового коллектива; условия труда; служебная карьера; социальные гарантии и блага, престижность. Данный перечень факторов может стать основой для предприятий в разработке программ исследования удовлетворенности трудом сотрудников, подходов к повышению удовлетворенности трудом.
В статье затрагивается вопрос о подготовке будущих педагогов к работе с буллингом в различных его проявлениях. Обращается внимание на важность личностных детерминант готовности, включая варианты предшествующего опыта. Автор описывает особенности процесса формирования опыта продуктивного реагирования у будущих педагогов на явления профессиональной практики, происходящего на уровнях формального, неформального и информального образования с опорой на различные виды опыта обучающихся, его рефлексию и осмысление, эмоциональное и смысловое наполнение чужого опыта с целью его актуализации и создания ситуаций переживания. В статье представлен результат анализа эссе, выполненных студентами Воронежского государственного педагогического университета.
Процесс профессиональной подготовки специалистов для сферы управления не теряет своей актуальности. В частности, сегодня особо значимым становится вопрос формирования комплекса ключевых навыков будущего менеджера в процессе обучения в образовательных организациях высшего образования. В статье дана характеристика ключевых навыков будущего менеджера: soft, hard, meta и transferable skills. На основе анализа учебного плана по направлению подготовки 38.03.02 - Менеджмент представлены дисциплины, в ходе освоения которых формируются soft и hard skills. Выделены перспективные направления формирования у будущих менеджеров ключевых профессионально значимых навыков.
В статье рассматривается актуальная проблема поиска путей мотивации к обучению современных студентов образовательных организаций высшего образования. Условия информационного общества обусловливают необходимость трансформации системы обучения, поиска новых форм подачи учебного материала, способов формирования умений и приобретения практических профессиональных навыков. В качестве одной из таких форм авторы выделяют фиджитал-техно-логию, описывают примеры ее использования в образовательном процессе вуза, обозначая ее преимущества. Сделан вывод о том, что распространение фиджитал-технологий способно эффективно мотивировать не только студентов к обучению, но и преподавателей к их освоению и использованию.
Цель - иссследование одной из ниш применения возобновляемой энергетики в России - станций солнечной микрогенерации. В частности, оценка влияния физико-географических и экономических факторов на экономическую эффективность систем солнечной микрогенерации (ССМ) на территории Европейской части России. Материалы и методы. Проведено моделирование работы ССМ с учетом природных условий (солнечные ресурсы и температура) в ряде регионов Европейской части России. В качестве типового потребителя электроэнергии рассмотрены жилой дом и офис. Результаты и обсуждение. Выявлены регионы с оптимальным сочетанием природных и тарифных условий. Определены сроки окупаемости ССМ при различных графиках потребления энергии и тарифов на электроэнергию: Сочи (от 7,3 до 7,6 лет), Краснодар (от 7,5 до 7,8 лет), Ростов-на-Дону (от 8,2 до 8,4 года). В северных регионах Европейской части РФ сроки окупаемости возрастают до 10,5-11 лет, что снижает привлекательность ССМ для потребителей. Для этих территорий рассчитаны оптимальные тарифы на продажу выработанной электроэнергии, которые дожны составлять 7,3-7,8 руб./кВтч. Выводы. Для мотивации потенциальных просьюмеров к использованию ССМ и, соответственно, более широкому распространению энергетики на ВИЭ в России, сетевым компаниям следует устанавливать более высокие тарифы на покупку электроэнергии от объектов микрогенерации.
Введение. Дан анализ теоретических подходов к изучению сопротивляемости личности, который позволил определить важность создания специально организованной образовательной среды для ее развития. Представлена программа по формированию сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, исходя из авторской концепции психологической структуры сопротивляемости, и ее реализация в образовательной среде школы, вуза. Проведен анализ динамики результатов исследования важнейших личностных образований, составляющих психологическую структуру сопротивляемости личности подростков, старшеклассников, студентов по итогам формирующей программы.
Материалы и методы. Выборка: 623 человека, из них 196 студентов, 427 школьников. Программа формирующего эксперимента. По завершении формирующей программы был проведен контрольный срез по изучению компонентов психологической структуры сопротивляемости. При проведении контрольного среза был использован тот же психодиагностический инструментарий: опросник С. С. Гончаровой «Способы преодоления негативных ситуаций», Тест на незаконченные предложения (Дж. Сакс и С. Леви), методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), методика диагностики личности на избегание неудач (Т. Элерс), опросник аффилиации А. Мехрабиан, методика «Копингповедение в стрессовых ситуациях» («Coping Inventory for Stressful Situations», Н. С. Эндлер в соавторстве с Д. А. Паркер), опросник толерантность к неопределенности (М. Маклейн), тест жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева). Обработка результатов проводилась при помощи методов математической статистики (Т-критерий Стьюдента, корреляционный анализ), компьютерная программа STATISTIKA (версия 10.0).
Результаты исследования. По итогам реализации формирующей программы увеличилось число стратегий, связанных с социальной поддержкой в трудной жизненной ситуации среди всех возрастных групп, наблюдается положительная динамика и ускорение по освоению стратегии способов преодоления негативных ситуаций через переключение на различные виды активности во всех возрастных группах; значительно снизилось количество среди подростков, студентов, выбирающих уход, а не решение проблемы; среди старшеклассников и студентов наблюдается положительная динамика снижения выбора стратегии поиска виноватых; наблюдается динамика повышения позитивного отношения к себе среди всех возрастных групп; сократилось количество во всех возрастных группах с низким уровнем мотивации к успеху; отметился рост выборов проблемно-ориентировочного поведения; рост числа обучающихся, показавших высокий уровень принятия в сложной, неопределенной ситуации во всех возрастных группах; наметилась положительная динамика вовлеченности в происходящее, заинтересованности в деятельности во всех возрастных группах; положительная динамика показателя общей жизнестойкости среди респондентов всех возрастных групп.
Обсуждение и заключения. Можно заключить, что полученные данные свидетельствуют в пользу эффективности предложенной программы. Следует отметить положительное влияние формирующей программы, способствующей ускоренному и целенаправленному формированию важнейших личностных образований, составляющих психологическую структуру авторского понимания сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов.
Статья посвящена рассмотрению проблемы разработки интеграционной педагогической модели формирования социальной активности студентов в условиях цифровой трансформации высшего образования и её обоснованию. Актуальность исследования, как показывают данные исследования hh. ru за 2023 год, обусловлена кризисом традиционных методик преподавания, выражающимся в низком уровне развития soft skills у выпускников (23 % соответствия запросам рынка), и необходимостью интеграции профессиональной подготовки с формированием гражданской идентичности. Цель статьи — представить теоретико-методические основания и описание практической реализации интеграционной модели «Акселератор социальной активности студентов», синтезирующей педагогические подходы и digital-инструменты. Методологическую основу составляют принципы социально-конструктивистской дидактики Л. С. Выготского, деятельностный подход А. Н. Леонтьева, концепция «обучения через служение» Дж. Дьюи, принципы цифровой педагогики П. Г. Щедровицкого. Ключевая инновация модели — глубокая интеграция содержательных (социальное проектирование на реальных кейсах), организационных (синтез очных лабораторий — 50 %, онлайн-модулей — 30 %, выездных интенсивов — 20 % по методу В. В. Рубцова) и технологических компонентов (digital-инструменты). Подробно описаны применяемые педагогические технологии: геймификация мотивационной системы (прогрессивные уровни, бейджи, внутренняя валюта) на основе теории К. Каппа; цифровые инструменты оценивания (блокчейн-портфолио, AI-аналитика Big Data для адаптивного обучения, heat-карты вовлеченности); интерактивные дидактические материалы (гипертекстуальные ресурсы с инфографикой); методика организации занятий (контекстное обучение, инверсия среды); многоуровневая оценочная система (стартовое тестирование, оценка 360°, индекс СПАИ, портфолио). Результаты «пилотного» внедрения подтвердили рост вовлеченности студентов на 65 % и сокращение времени подготовки проектов на 35 %. Делается вывод об эффективности интеграционной модели, реконструирующей методику преподавания через синтез педагогических подходов и digital-технологий, трансформацию роли преподавателя в тьютора-фасилитатора и создание цифрового следа компетенций. Перспективы связаны с глокализацией модели через интеграцию с международными платформами.