Научный архив: статьи

Феномен изменения чувствительности Pseudomonas aeruginosa к азтреонаму при формировании колистинорезистентности in vitro (2025)

Цель. Описать фенотипические и геномные характеристики феномена изменения уровня чувствительности к азтреонаму у клинического изолята Pseudomonas aeruginosa при формировании резистентности к колистину в условиях эволюционного эксперимента.

Материалы и методы. Объектом исследования был клинический изолят P. aeruginosa с фенотипом множественной антибиотикорезистентности. Исследование проводили на основе пространственно-временной модели формирования резистентности подвижных бактерий в возрастающей концентрации колистина. Эксперимент продолжался в течение 44 суток. По мере появления роста бактерий в зонах с повышающейся концентрацией колистина, с фронта распространения P. aeruginosa отбирали образцы в точках опережающего роста. У отобранных изолятов определяли уровни чувствительности к антибиотикам и выявляли геномные изменения.

Результаты. У исходного изолята МПК азтреонама составляла 4 мг/л, что соответствовало критерию EUCAST «чувствительный при увеличенной экспозиции» Из 74 изолятов P. aeruginosa, отобранных в ходе эксперименты, было отобрано 11 изолятов с изменившейся чувствительностью к азтреонаму. У 6 из 11 отобранных изолятов чувствительность к азтреонаму повысилась, у 5 изолятов усилилась резистентность. Генетические детерминанты резистентности, присутствующие в исходном штамме, не изменились. Изоляты, у которых восстановилась чувствительность к азтреонаму, имели набор мутаций, включающих повреждение генов pmrB (del-18bp-298-315) и davD (TGA1450- 1452→CTC). Изоляты, у которых МПК азтреонама увеличилась в 4 раза, несли различные мутационные профили. Изолят с максимальной устойчивостью к азтреонаму (МПК = 32 мг/л) имел мутацию в гене capD (del-T-360) и большую делецию 262 402 bp (239 ORF). Мутации, появлявшиеся в генах phoQ, lpxL_2, wecA, mexB, spaQ, pcpR и rpoA, не оказывали значительного влияния на уровень чувствительности к азтреонаму.

Выводы. Полученные результаты внесли вклад в понимание направлений генно-инженерного моделирования, направленного на расширение представлений о механизмах устойчивости к азтреонаму.

Издание: КЛИНИЧЕСКАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ И АНТИМИКРОБНАЯ ХИМИОТЕРАПИЯ
Выпуск: № 1, Том 27 (2025)
Автор(ы): Чеботарь Игорь Викторович, МАЯНСКИЙ Н.А., Кулешов Константин Валерьевич, БОЧАРОВА Ю.А.
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЧАСТЬ 2. СУБСТАНТИВНЫЙ АСПЕКТ) (2025)

В статье изучаются образовательные аспекты новой модели высшего образования Российской Федерации, а также субстантивные решения ее реализации. Кроме того, в текущих реалиях существуют риски и опасности, негативно влияющие на исследуемую область, что влечет за собой создание некачественных и невостребованных образовательных программ высшего образования. Научная новизна работы состоит в разработке плана реализации методического подхода в области освоения профессиональных компетенций для образовательной программы высшего образования. Практическая значимость статьи состоит в субстантивном применении шаблон-анкеты заинтересованными сторонами образовательного процесса, которое бы позволило сформировать наиболее актуальные и востребованные профессиональные компетенции для обучающихся с целью создания квалифицированного специалиста.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 2 № 9 (2025)
Автор(ы): Рудаков Михаил Алексеевич
Сохранить в закладках
Фармакодинамика меропенема и комбинации меропенема с авибактамом при воздействии на Klebsiella pneumoniae в динамической системе in vitro (2025)

Цель. Изучение фармакодинамики меропенема при его применении отдельно и в комбинации с авибактамом в динамической системе in vitro; оценка эффективности меропенема при его действии на штаммы K. pneumoniae, продуцирующие и не продуцирующие карбапенемазы; изучение влияния концентрации бактерий на активность меропенема и его эффект.

Материалы и методы. Штаммы K. pneumoniae, продуцирующие карбапенемазы типа KPC и OXA- 48, и штаммы, не продуцирующие карбапенемазы, подвергали воздействию меропенема или его комбинации с авибактамом (только продуценты карбапенемаз) в модифицированной динамической системе in vitro диализного типа, воспроизводящей фармакокинетические профили препаратов в легких человека при ежедневном 3-кратном введении на протяжении 5 суток. Оценивали эффект препаратов в отношении общей популяции K. pneumoniae при разных стартовых бактериальных титрах (106 и 108 КОЕ/мл) путем высева проб на твердые среды.

Результаты. В динамической системе in vitro эффект меропенема был бактерицидным для штаммов K. pneumoniae, не продуцирующих карбапенемазы, с МПК 2-4 мг/л, в то время как штаммы-продуценты карбапенемаз с сопоставимыми МПК меропенема преимущественно демонстрировали быстрый вторичный рост как при высокой, так и при низкой стартовой концентрации бактерий в эксперименте. Добавление авибактама приводило к усилению эффекта меропенема и снижению численности клеток всех штаммов-продуцентов при обоих стартовых инокулятах.

Выводы. На основании данных о чувствительности штаммов K. pneumoniae к меропенему, но без проверки их способности к продукции карбапенемаз, невозможно гарантировать успешный исход терапии карбапенемами как при низком (имитация легкой инфекции), так и при высоком (имитация тяжелой инфекции) стартовом титре бактерий. Добавление авибактама позволило значительно усилить эффект меропенема в отношении всех продуцентов карбапенемаз.

Издание: КЛИНИЧЕСКАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ И АНТИМИКРОБНАЯ ХИМИОТЕРАПИЯ
Выпуск: № 1, Том 27 (2025)
Автор(ы): Голикова Мария Владимировна, СТРУКОВА Е.Н.
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ХОДЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ БЕСЕД (2025)

Цель статьи заключается в рассмотрении проблем и специфики применения метода индивидуальной воспитательной беседы в формировании духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел России.

Методология и/или методы исследования. Методологической основой исследования выступают аксиологический и диалогический подходы. В статье приводятся результаты опроса российских полицейских об особенностях индивидуальных воспитательных бесед, направленных на формирование морально-нравственных ценностей. В качестве дополнительных методов нами были взяты: педагогическое наблюдение, групповая и индивидуальная беседа, опрос. Педагогическое наблюдение за (внешними, вербальными и невербальными) проявлениями ценностной системы воспитуемого (репликами, взглядами) позволило выявить формы проявления взглядов воспитуемых и их мировоззрения.

Результаты. В статье на основе теоретического анализа определены факторы и проблемы духовно-нравственного воспитания (необходимость выбора методов воспитания, способных оказать наиболее сильное педагогическое воздействие на воспитуемых, учёт текущих социально-политических факторов). Описываются особенности метода духовно-нравственного воспитания в процессе индивидуальных бесед (специфика времени и места беседы, личностных характеристик воспитателя, креативности при выборе вопросов бесед). Определён воспитательный потенциал индивидуальных воспитательных бесед для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов, что является востребованным для функционирования образовательной организации в условиях неопределённости и трансформации общества.

Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование способствует совершенствованию системы воспитания сотрудников полиции, имеющей важное значение в новых постоянно меняющихся условиях, выводит на новый уровень научные исследования, связанные с изучением ценностных ориентаций сотрудников полиции. Результаты исследования могут быть применимы в разработке методических рекомендаций по усовершенствованию работы командиров курсантских подразделений по духовно-нравственному воспитанию курсантов-полицейских.

Выводы. Исследование позволяет усовершенствовать и оптимизировать процесс духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции на основе современных педагогических методов. Описывается роль и место индивидуальных бесед в воспитании молодого поколения. Даются рекомендации по усовершенствованию технологии воспитания сотрудников силовых структур. Доказано утверждение об актуальности индивидуальных воспитательных бесед для развития духовно-нравственных ценностей у российской молодёжи в современных условиях.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): КИПРЕЕВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, ЖУЛАНОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
Сохранить в закладках
Формирование наноразмерных и субмикронных стоков радиационных дефектов на поверхности фотопроводника (2018)

Исследованы изменения радиационной стойкости пленки CdS при модификации её поверхности свинецсодержащими нанокластерами (CНК), полученными путем формирования золя с СНК на щелочной субфазе и перенесенными на подложку CdS без использования технологии Ленгмюра–Шеффера. Проведено сравнение эффективности данного метода с ранее разработанными. Показано, что оптимальным являются количество, размер и состав кластеров, полученных при выдержке пленки, состоящей из СНК, на поверхности золя в течение одного часа. Такое покрытие обеспечивает радиационную стойкость пленочного образца CdS при облучении электронами допороговых энергий. При этом достигаемая на этих образцах кратность изменения тока при освещении выше, чем на образцах с покрытием из арахината свинца. Это объясняется модификацией поверхности CdS и созданием на ней локальных возмущений электрического потенциала в местах расположения СНК, способствующих стоку и закреплению образованных электронным облучением заряженных точечных дефектов в области СНК.

Издание: ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИКА
Выпуск: №4 (2018)
Автор(ы): Стецюра Светлана Викторовна, Маляр Иван Владиславович, Харитонова Полина Геннадьевна
Сохранить в закладках
ФИНАНСОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРЕДПРИЯТИЯМ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ (2025)

Горнодобывающий сектор относится к числу наиболее рискованных направлений экономической деятельности, что обусловлено нестабильностью цен на сырьевые товары, геологической неопределённостью, динамикой законодательного регулирования и высоким уровнем капитальных вложений. Традиционные методики финансового анализа зачастую оказываются недостаточными при оценке инвестиционных инициатив в подобных условиях. В рамках настоящего исследования разработан и обоснован инженерный подход к моделированию неопределённости в финансовой оценке проектов горнодобывающих предприятий. Предложенная методология базируется на применении вероятностного анализа, имитационного моделирования и сценарного подхода для повышения достоверности прогнозов и минимизации потенциальных рисков. Эффективность разработанного методического аппарата подтверждена практическим внедрением на примере реального инвестиционного проекта в сфере разработки месторождений полезных ископаемых. Результаты исследования могут быть использованы компаниями отрасли для усиления устойчивости и формирования долгосрочной конкурентной позиции.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 2 № 8 (2025)
Автор(ы): Заернюк Виктор Макарович, Нестеренко Юлия Николаевна
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В ЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (2025)

Цель. Описание возможностей использования искусственного интеллекта для формирования фондов оценочных средств на примере дисциплины «Практический курс английского языка» в языковых вузах в форме входящего контроля и формирующего оценивания.

Методология и методы. В ходе проведения исследования и написания статьи были использованы следующие методы: метод теоретического анализа педагогических источников, систематизации и обобщения полученной информации. В практической части исследования для создания контрольных заданий входящего и формирующего оценивания были использованы эмпирические методы наблюдения, тестирования, педагогического эксперимента и метод шкалирования и ранжирования в ходе интерпретации полученных результатов.

Результаты. Описанные особенности использования искусственного интеллекта в формате онлайн-чата GPT демонстрируют возможности его применения в работе преподавателя на занятиях по английскому языку. Использование искусственного интеллекта для формирования фондов оценочных средств и заданий входящего контроля существенно сокращает время подготовки языкового материала и упрощает последующий процесс оценивания. При учёте технических ограничений работы искусственного интеллекта на современном этапе развития его внедрение в образовательный процесс может рассматриваться исключительно в качестве дополнительного методического инструмента.

Теоретическая и/или практическая значимость. Представленное в статье исследование обладает определённой теоретической и практической значимостью. Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты расширяют понимание роли искусственного интеллекта в методике преподавания иностранных языков. С точки зрения практической значимости можно отметить, что полученные результаты могут быть применены для преподавания английского языка в языковом вузе, а также использованы в качестве иллюстративного материала при чтении лекций по методике преподавания иностранного языка.

Выводы. Предложенные способы использования искусственного интеллекта для формирования фонда оценочных средств показали эффективность в работе на занятиях по иностранному языку, а также позволили снизить методическую нагрузку преподавателя. На основе проанализированного механизма работы чата GPT были описаны способы составления корректного пользовательского запроса во избежание технических сложностей в работе с чатом. В ходе исследования были протестированы технические возможности чата GPT в процессе формирования фонда оценочных средств, что нашло отражение на скриншотах. Был сделан вывод о том, что функционал чата GPT допускает оценивание как заданий на множественный выбор, так и более объёмных письменных заданий при учёте заданных преподавателем чётких критериев и параметров оценивания. Составление заданий входящего контроля с помощью искусственного интеллекта также имело положительные результаты при условии заданной пользовательской уточняющей информации: уровня сложности, списка лексических единиц, грамматических структур и функционального стиля. Отмечается, что эффективность внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс возможна только при условии его использования в качестве дополнительного инструмента, требующего последующей проверки и корректировки результатов работы преподавателем.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): НЕЧИПАС ПОЛИНА ЮРЬЕВНА
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КВАНТ-ТЕХНОЛОГИЙ (2025)

Цель. Рассмотрение вопроса эффективности применения квант-технологий развития навыков смыслового чтения в формировании успешности обучения учащихся основного общего образования.

Методология и методы. Основные положения проведённого исследования базируются на общенаучных и специальных педагогических подходах: аксиологическом, культурологическом, системно-деятельностном и др. Статья посвящена анализу эффективности применения инновационных образовательных квант-технологий в формировании успешности обучения учащихся основного общего образования. Основными методами выступают анализ научной и научно-методической литературы, объединение и интеграция научных знаний, изучение и систематизация, собранных анкетных данных, педагогический эксперимент.

Результаты исследования. В ходе исследования уточнены критерии успешного обучения. Установлено, что мотивация к чтению учащихся основного общего образования связана со степенью понимания читаемого текста. Кроме того, автором выявлена взаимосвязь успешного обучения и развития навыков смыслового чтения. Также в статье представлены результаты самооценки учащихся 5-6 классов Петрозаводского президентского кадетского училища по итогам освоения программы внеурочной деятельности с применением инновационных квант-технологий развития навыков смыслового чтения.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическое значение исследования заключается в уточнении показателей и критериев успешного обучения на основе анализа понятия «успешное обучение» в работах разных исследователей. Практическая значимость исследования определяется в разработке и внедрении программы внеурочной деятельности на основе инновационных квант-технологий развития навыков смыслового чтения. Программа способствует повышению уровня читательской грамотности учащихся основного общего образования, что положительно влияет на успеваемость, а также на мотивацию к чтению.

Выводы. Применение современных образовательных технологий, направленных на развитие навыков смыслового чтения, оказывает существенное положительное влияние на обучение учащихся основного общего образования, повышая их успеваемость, мотивацию, личностные качества, социальную адаптивность. По итогам самооценки более 91% учащихся, освоивших программу овладения навыками и умениями смыслового чтения, оценили уровень их развития как высокий и средний, положительно оценили коммуникативное взаимодействие в процессе обучения, проявили готовность к применению полученных знаний, умений и навыков в учебной и повседневной жизни.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ТЕПЛОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ УГРОЗ СОВРЕМЕННОСТИ (2025)

Статья описывает актуальность угроз террористического и экстремистского толка и необходимость формирования у детей позитивной картины мира. Учитывая реалии современных вызовов, педагогам и родителям важно сформировать у ребенка позитивную картину мира в аспекте формирования безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. В статье приводятся практические предложения для бережного формирования картины мира дошкольника при формировании у него представлений об опасностях современного мира и навыков выживания. Работа проводилась через педагогические методы: словесный (беседы и приведение примеров помогающих профессий, беседы о своих возможностях в опасности), наглядный (через позитивные примеры действий для безопасности, для спасения, возможности управления своим поведением для выживания), практический (игры в смоделированных ситуациях для ощущения своих возможностей и использование разных вариантов мест и путей для спасения). Для создания картины мира дошкольника, которая объективна современной реальности, в которой живет ребенок (с угрозами террористического и экстремистского толка), авторы считают важным внести образы, формирующие кластеры понятий «защита», «спасение», «безопасность», «добро». Описаны дидактические средства для занятий с детьми и даны методические рекомендации практикам (воспитателям). Сделан вывод о том, что, расширяя картину мира ребенка и внося в неё позитивные образы и понятия, педагог не пугает, а даёт ребёнку возможности для управления опасностью при террористических и экстремистских вызовах современности.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): ЦВЕНТАРНАЯ ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНСТИТУТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ (2024)

Патриотическое воспитание – это одно из наиболее приоритетных направлений деятельности государственных структур и социальных институтов, которое находит свое отражение на протяжении всей истории развития российского государства. Авторами рассматриваются механизмы формирования патриотизма и патриотического воспитания, распространения патриотических ценностей средствами институтов социальной памяти. Основное внимание сосредоточено на библиотечной деятельности Луганской Народной Республики. Глубокие корни исторической памяти народа, менталитета и культуры Луганщины стали основой для развития патриотизма регионального уровня. В результате исследования сделан вывод о том, что библиотеки обладают широким спектром интерактивных возможностей в рамках работы по патриотическому воспитанию

Издание: КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ
Выпуск: № 4 (95) (2024)
Автор(ы): Бобрышева Александра Владимировна, Пустовит Валерия Юрьевна
Сохранить в закладках
ФОРМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. С. ПУШКИНА В КЛАССИЧЕСКОМ БАЛЕТНОМ ТЕАТРЕ (2024)

Статья посвящена проблемам балетной интерпретации классического литературного произведения. Автором обосновывается состоятельность балетного искусства в его возможности отражать поэтику литературного произведения через пластические конструкции человеческого тела. Проводится анализ оригинальной постановки «Кавказского пленника» А. С. Пушкина, предпринятой Р. И. Захаровым и М. Л. Лавровским в 1938 году. Актуальное значение интерпрет ации поэтического произведения доказывается культурной значимостью балетных спектаклей, созданных по произведениям А. С. Пушкина

Издание: КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ
Выпуск: № 3 (94) (2024)
Автор(ы): СМОЛЬЯНИН С. Н.
Сохранить в закладках
ФЕНОМЕН СУИЦИДА В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОМАНТИЧЕСКОГО МИФА (2024)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с возникновением особой формы суицида в романтизме, а также определяются его типологические характеристики. Указывается на структурные изменения, произошедшие в системообразующих элементах культуры европейского типа вследствие появления романтических тенденций; выявляется связь структурных изменений в культуре и родовых признаков суицида в романтической мифологии. Производится анализ трансформации романтического мифа в связи с суицидальными ситуациями. На основании конкретных примеров осуществляется иллюстрирование описываемого процесса. Подчеркивается, что актуальность сведений в данной области важна для анализа и изучения типологически сходных современных суицидальных ситуаций

Издание: КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ
Выпуск: № 3 (94) (2024)
Автор(ы): Кудряшов Сергей Витальевич
Сохранить в закладках