Цель работы - формирование показателей оценки экологического воздействия объектов энергоснабжения арктических территорий Якутии на природную среду. Применение методики геоэкологического подхода позволило провести группирование показателей оценки взаимодействия объектов энергоснабжения и природной среды: воздействия объектов энергетики на компоненты природы; изменений в них и степени устойчивости ландшафтов бассейнов арктических рек. Анализ информации по показателям загрязнений атмосферы и водных ресурсов показал, что степень их трансформации зависит от степени количественного и качественного воздействия объектов энергетики и от степени устойчивости природных комплексов. Показано, что экологическое воздействие энергоисточников в целом незначительно - выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водную среду не превышают нормируемых показателей. Определено, что уровень изменения основных компонентов ландшафтов водной и воздушной сред зависит как от степени воздействия, мощности и интенсивности выбросов и сбросов, так и от природной устойчивости самих ландшафтов. Показателем природных условий территории изучения является устойчивость ландшафтов, оценка которых была определена по их мерзлотным и биогидроклиматическим показателям. Выявлены крайне низкая и низкая степени устойчивости северных ландшафтов к техногенным воздействиям. Составленная в результате исследования экологическая карта ландшафтов арктической зоны Якутии дает возможность выбора направлений рационального природопользования и охраны изучаемого региона.
Предметом исследования является феноменологическая нейропластичность, рассматриваемая как ключевой биологический механизм, обеспечивающий возникновение и развитие сознания. Объектом исследования выступает процесс формирования субъективного феноменального опыта, реализуемый через динамическую перестройку нейронных сетей в мозге. Особое внимание уделяется эволюционной роли нейропластичности, прослеживаемой от ранних позвоночных, таких как рыбы, до сложных форм самосознания, характерных для человека. Автор подробно анализирует такие аспекты, как синаптическая пластичность, включающая долговременную потенциацию и депрессию, структурная пластичность, связанная с ростом нейронных связей, функциональная пластичность, обеспечивающая перераспределение функций между мозговыми областями, и нейронная синхронизация, поддерживаемая гамма-ритмами. Эти процессы исследуются в контексте гипотезы обучения, где сознание интерпретируется как «чувство смысла», способствующее адаптивности организма. Задачей исследования является обоснование феноменологической нейропластичности как ядра сознания, которое интегрирует нейробиологические механизмы и эволюционные подходы, предлагая целостную модель формирования субъективного опыта и его биологической основы. Исследование основано на анализе нейробиологических данных, эволюционной модели градации раздражимости и теоретическом синтезе концепций сознания. Использованы методы сравнительного анализа и интерпретации экспериментальных исследований нейропластичности. Основными выводами исследования является установление феноменологической нейропластичности как ключевого биологического ядра сознания, обеспечивающего формирование и развитие феноменального опыта. Эта пластичность эволюционировала от простейших форм у ранних позвоночных до сложного самосознания человека, подчеркивая её роль в эволюции сознания. Новизна работы заключается в интеграции нейропластичности с гипотезой обучения, которая рассматривает сознание как адаптивный механизм, создающий «чувство смысла» для повышения выживаемости организма. Значимым вкладом автора является разработка целостной модели, связывающей биологические процессы, такие как синаптическая и структурная пластичность, с субъективностью. Эта модель открывает новые перспективы для нейронауки, предлагая пути изучения нейронных коррелятов сознания, и для философии сознания, переосмысливая природу квалиа и субъективного опыта.
Целью работы являлось совершенствование методики георадиолокационного мониторинга свойств и состояния массива горных пород. Исследование особенностей распространения электромагнитных волн выполнено на примере георадиолокационных измерений физической модели массива рыхлых горных пород, включающего зоны пород различной влажности. Массив горных пород физической модели представлен песком из карьера Хатынг-Юрях г. Якутска. По результатам исследований установлено, что в период с февраля по апрель в диапазоне отрицательных температур воздуха скорость в мерзлой породе различной влажности (5-30%) характеризуется высокими значениями. С апреля по июнь, когда температура воздуха поднимается от 0оС до положительных значений, происходят интенсивное оттаивание мерзлых пород различной влажности и резкое снижение значений скоростей. В мае полностью оттаивает порода влажностью 5%, которая находится в талом состоянии до конца сентября. Порода влажностью 15% полностью оттаивает в июне и в талом состоянии сохраняется до октября. Породы влажностью 22% и 30% плавно оттаивают с июня по август и остаются в талом состоянии до октября. Установлено, что скорость в этих талых породах характеризуется низкими значениями. По установленным значениям скоростей в породах различной влажности в зимний период можно оценить примерную влажность, а также период полной оттайки. Полученная информация позволяет скорректировать план разносезонного георадиолокационного мониторинга динамики криогенного состояния рыхлых горных пород Центральной Якутии.
В данной статье была поставлена задача изучить влияние хозяйственной специфики эпипалеолититческих стоянок Приэльбрусья на состав индустрии. Трасологический анализ позволил определить функциональную вариабельность орудий на стоянках разного времени. На основании корреляции индекса активности обитания, технико-типологического и трасологического анализа материалов, стоянки, датирующиеся после максимума последнего оледенения до начала голоцена, были предварительно разделены на три группы. На этих стоянках различается не только процентный состав ретушированных орудий, но и их функциональное использование. Определение функциональной специфики материалов и хозяйственной специализации стоянки является важнейшей составляющей для сравнения индустрий, особенно одновременных в пределах хронологического цикла и расположенных на одной территории.
В статье рассмотрены процессы формирования предпринимательского университета (в русскоязычной среде известного больше как концепция «Университет 3.0») в белорусской институциональной системе. Цель исследования заключается в обосновании рекомендаций по трансформации модели предпринимательского университета на основе кластерных отношений. Анализ научных источников и предыдущие монографические исследования автора позволили обосновать необходимость формирования модели предпринимательского университета; рассмотрены формы взаимодействия участников образовательной инициативы, различия в подходах к кластеризации модели предпринимательского университета. Использовались методы литературного обзора, сравнения, сопоставления, аргументации, обобщения. Исходя из особенностей государственного регулирования экономики и взаимодействия субъектов хозяйствования рекомендовано создание предпринимательского университета в виде кластеров субъектов образования, науки и бизнеса на региональном и отраслевых уровнях. Использование институциональной теории и стейкхолдер-менеджмента, проведение SWOT-анализа сценария трансформации модели предпринимательского университета на основе кластерных отношений в результате структурной экономической трансформации обеспечили автору возможность сформулирования рекомендаций по осуществлению структурной трансформации модели предпринимательского университета в белорусской институциональной системе.
В статье приводится анализ феномена ресакрализации в постмодернистском кинематографе, а именно, во французском новом трансгрессивном кино. Ресакрализация — своего рода реакция человеческой психики на процессы десакрализации, господствующие в постмодернистском дискурсе. На примере фильмов французского нового трансгрессивного кино в статье освещаются внутренние процессы, направленные на стихийное и спонтанное восстановление разрушенной в современную эпоху фундаментальной границы между сакральным и профанным.
На современном этапе значительное развитие систем автоматики и телемеханики обусловило многообразие режимов эксплуатации сети железных дорог, в связи с чем более детального исследования требует определение потенциала систем интервального регулирования движения поездов для повышения эффективности перевозочного процесса на однопутных железнодорожных полигонах. Целью работы является оценка эффективности применения различных вариантов интервального регулирования на однопутных полигонах в условиях роста размеров движения и сочетаний дестабилизирующих факторов при сопоставлении с переходом на двухпутную конфигурацию полигона. Для симуляции работы полигона задействовано многоподходное моделирование, включающее применение процессного подхода для имитации действий дежурного персонала по пропуску поездов, агентного моделирования для имитации выбора режима движения поезда и системной динамики для проведения тяговых расчетов в режиме реального времени. Предложен подход к оценке эффективности применения интервального регулирования на основе анализа матриц показателей и конфигурации однопутного полигона. При двухпутной конфигурации полигона растущие размеры движения вкупе с дестабилизирующими факторами снижают маршрутную скорость, а при однопутной, помимо замедления поездопотока, вызывают дефицит пропускной способности, ведущий к увеличению объема требуемой инфраструктуры. Значительное улучшение показателей и снижение потребности в дополнительной инфраструктуре при однопутной конфигурации обеспечивают переходы от традиционной автоблокировки с «фиксированными» блок-участками к виртуальной сцепке и от автоблокировки с «подвижными» блок-участками к координатной системе интервального регулирования. Интервальное регулирование на однопутном полигоне может стать одним из действенных инструментов интенсификации перевозочного процесса, позволяющим сократить экстенсивное увеличение инфраструктуры полигона. При этом следует отметить отсутствие универсального для однопутных полигонов варианта интервального регулирования и необходимость изменения существующей инфраструктуры для максимальной реализации потенциала данной технологии.
Введение. В современном российском обществе отмечается недостаточность гражданской идентичности молодежи. В статье обосновывается необходимость ее усиления за счет формирования духовно-нравственных ценностей личности со стороны всех участников образовательного процесса.
Постановка задачи. Исследование становления проекта (федеральной программы) «Обучение служением» как инструмента формирования общественного сознания молодежи. Выявление ее основополагающих идей в истории отечественной философии и педагогики. В задачу исследования входит также анализ цифровых сервисов, способствующих масштабному внедрению этой программы. Методика и методология исследования. Для выстраивания образовательного процесса в русле государственной политики через сознательное сочетание личных и общественных интересов необходимо философское обоснование взаимосвязи традиционных ценностей и образовательных практик, в том числе на примере осмысления проекта «Обучения служением».
Результаты. Возрождение духовно-нравственных ценностей выступает основой государственной политики, поскольку обладает обширным воспитательным и образовательным потенциалом, помогая противостоять негативным общественным явлениям, гармонизировать личные и общественные интересы, воспитывать лояльных к государству, сознательных и добросовестных граждан. Общий тренд цифровизации образовательного пространства направлен на формирование у широких масс населения «хорошо забытых» традиционных ценностей, включающих взаимопомощь и милосердие, и делается это в понятном для молодежи цифровом контексте.
Выводы. Внедрение и реализация программы «Обучения служением» позволит вовлечь в общественно полезную деятельность молодежь, повысить уровень ее профессиональной и нравственной культуры, что в свою очередь является одновременно и показателем, и фактором стабильности и прогрессивности развития общества. Развитие тематических цифровых сервисов и организованная на их платформах работа образовательных учреждений способствуют доведению необходимой информации до большинства учащейся молодежи, постепенно формируя ее позитивное общественное мнение в отношении государственных задач и программ.
Введение. В системе образования остается актуальной проблема степени сформированности компетенности учителей-предметников в области проектирования личностно-ориентированных авторских ЦОР, а также разработки инструментов, позволяющих сделать это максимально эффективно. Одним из ресурсов для проектирования личностно-ориентированного ЦОР выбрана образовательная платформа «Степик» https://stepik. org/.
Постановка задачи. Цель статьи – определить текущее состояние программ повышения квалификации для учителей-предметников; какие компетенции необходимо повысить и какие для этого необходимы инструменты.
Методика и методология исследования. Методологической основой исследования стало формирование компетенции учителей-предметников, которое осуществляется в процессе прохождения программ повышения квалификации, направленное на усовершенствование знаний, умений и навыков при проектировании личностно-ориентированных цифровых образовательных ресурсов.
Результаты. В ходе исследований проводился анализ практики разработки и применения открытого онлайн-курса повышения квалификации «Формирование компетентности учителя в области проектирования ЦОР». В исследовании приняли участие 105 слушателей курса. Комплекты оценочных средств включали по 30 вопросов, отражающих степень сформированности нескольких общепрофессиональных компетенций. При прохождении тестов обучающие показали положительные результаты. Для обеспечения соответствия подготовки разработаны теоретические и методические подходы к формированию компетентности учителя-предметника и реализации возможностей информационных технологий в области проектирования личностно-ориентированных цифровых образовательных ресурсов.
Выводы. Практическая значимость работы состоит в том, что предложенный онлайн-курс является учебным материалом и одновременно платформой, на которой учителя-предметники могут проектировать собственные авторские ЦОР.
Введение. В статье рассматриваются особенности высшего хореографического образования на современном этапе развития. Автор анализирует специфику подготовки студентов-хореографов на основе учебных изданий в электронной информационно-образовательной среде. Рассмотрены компетенции по направлению подготовки «Хореографическое искусство» на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в России. Подчеркнута актуальность трансформации компетентностной модели выпускников вузов с учетом действующих стандартов в области подготовки кадров сферы культуры и искусств.
Постановка задачи. Цель статьи – раскрыть сущность терминологических трактовок понятийного аппарата в области компетентностной модели умений и навыков в области хореографии путем изучения учебных изданий.
Методика и методология исследования. На основе специально подготовленной авторской методики изучения учебных изданий и применения контент-метода нами выявлены сущность и динамика появления учебных изданий.
Результаты. Рассмотрены особенности развития высшего хореографического образования на современном этапе. Проанализирована специфика подготовки студентов-хореографов на основе учебных изданий в электронной информационно-образовательной среде. Описаны компетенции по направлению подготовки «Хореографическое искусство» на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в РФ.
Выводы. Предложено решение проблемы низкой эффективности использования новых знаний в концертотворческом компоненте за счет изучения учебных изданий сферы культуры и искусств, поддерживающей их компетентностную модель развития.
Данная работа посвящена анализу “театральной” природы человека, проявляющей себя в повседневной культуре общения. Работа сосредоточена на осмыслении трех потенциальных направлений - антропологическом, биолого-психологическом, философском; задействованы понятия «повседневной театральности» и «театральной» природы человека как наиболее близкие концептуально. «Повседневная театральность» характеризуется как комплексный открытый самоорганизующийся феномен адаптации, приспособления человека к внешним и внутренним вызовам; как феномен, проявляющий «театральную» природу человека и реализующий ее экзистенциальный потенциал в социуме; как феномен с ярко выраженной социальной, коммуникативной, социокультурной направленностью, реализующий себя в повседневной культуре общения. Антропологическое направление исследования позволяет отследить первые (ранние) примеры применения повседневного «театрального» взаимодействия людей, характер взаимодействия, специфику, атрибутику, влияние феномена на культуру (религиозную и обыденную). Биолого-психологическое направление помогает заметить особую связь биологического, психического отражения и отражения «повседневной театральности» как регуляторов адаптивного поведения. Философское направление помогает формулировать вопросы и выстраивать проблемное поле «повседневной театральности» как философской проблемы. Исследование предполагает междисциплинарный подход к проблеме. Среди востребованных методов следует отметить аналитический, компаративистский, историко-культурный; методы обобщения и аналогии. Актуальность работы обуславливается философским осмыслением специфики «театральной» природы человека, проявляющей себя в контексте «повседневной театральности» как философско-антропологического феномена. Многообразие подходов к исследованию театральности дает внушительное количество трактовок, тем не менее работ, посвященных «театральной» природе человека, проявляющейся в контексте «повседневной театральности», недостаточно. В данном исследовании, в связи с актуализацией повседневной театральности как философской проблемы, озвучиваются темы иллюзии, видимости, кажимости, грезы как ведущих элементов «театральной» природы человека. Подчеркивается значимость для “повседневной театральности” феномена «Другого», их особая связь, способствующая типу общения, при котором становится возможным коммуникативное «скольжение» по образам друг друга без погружения в «Другого»; а «театральная» природа в таком общении помогает человеку выстраивать образы «Другого», выглядеть «Другим», тем самым обеспечивая коммуникацию и самореализацию в обществе.
Введение. Современная социокультурная ситуация продолжает развиваться под влиянием процессов глобализации как в политическом, экономическом, социокультурном, так и в лингвокультурологическом аспектах. Однако в настоящее время наблюдается поворот к деглобализации, что отмечают многие исследователи (Ю. П. Денисов, Я. Б. Комарова, О. О. Комолов и др.). Наряду с влиянием на многие сферы жизнедеятельности социума, особенно систему образования, глобализационные и деглобализационные процессы воздействуют на формирование языковой культуры личности.
Постановка задачи. Цель статьи – исследовать, как отразилось влияние глобализационных и деглобализационных процессов на формировании языковой культуры личности в современной системе образования.
Методика и методология исследования. Методологической основой статьи выступает анализ исследований, посвященных проблемам глобализации; деглобализации; формирования языковой культуры личности и влияния глобализационных и деглобализационных процессов на ее становление в системе современного образования.
Результаты. В статье представлен результат анализа исследований феноменов глобализации и деглобализации. Приводятся определения понятий «глобализация» и «деглобализация», отмечены различные концепции глобализации, включая информационные (сетевые). Рассматривается роль глобализационных и деглобализационных процессов в формировании языковой культуры личности в современной системе образования. Отмечается, что глобализационные и деглобализационные процессы оказывают влияние на язык, языковую культуру личности. Акцентируется внимание на тенденции расширения деглобализационных процессов и их влиянии на феномен языковой культуры личности.
Выводы. Глобализация трактуется двояко: с одной стороны, как «целостный объективный, философски обоснованный культурно-исторический процесс», с другой – «как субъективистски-идеологизированное действие, отождествляемое с американизацией/макдонализацией и вестернизацией». Глобализационные процессы оказывают существенное воздействие на формирование языковой культуры личности, которое на уровне языка проявляется 1) в функционировании большого пласта англоязычной лексики в разных языках, в том числе русском (английский язык выступает сейчас в качестве так называемого глобального языка); 2) возникновении множества вариантов английского языка (языковых гибридов) (Runglish, Spanglish, Indlish, Cinglish, Singlish, Franglais и т. д.), своего рода псевдоязыков, гибрида английского и национальных; 3) дифференцированном функционировании англоглобалицизмов в современных СМИ; 4) внедрении англоязычной лексики в различные языковые системы, которое ведет к распространению англосаксонской культуры (главным образом американской); 5) стирании границ между национальными языками и культурой. Деглобализация способствует повороту в сторону значимости национальных языков и культуры, обращению внимания государственных структур на восстановление их главенствующей роли в процессе формирования языковой культуры личности.