Целью настоящего исследования является сопоставление фонетических признаков современного британского и американского произносительных стандартов и выявление их общих характеристик, свидетельствующих о наличии схожих тенденций в их развитии. Методом аудиторского анализа в речи молодых британцев и американцев были выявлены сегментные и супрасегментные особенности. Они были сопоставлены с данными предыдущих исследователей и проанализированы на предмет взаимного сходства или различия. Результаты проведенного эксперимента доказали наличие общих тенденций в исследуемых произносительных стандартах как на уровне реализации отдельных звуков и словесного ударения, так и в ритмических, тембральных и мелодических характеристиках.
Представлены результаты расчетов фотоэлектрических характеристик многоэлементных ИК ФПУ с «сотовой» топологией фоточувствительных элементов при регистрации точечных источников излучения. При расчетах учтены основные фотоэлектрические и конструктивные параметры фотоприемников и оптической системы. Показано, что предлагаемая топология фоточувствительной матрицы позволяет увеличить пороговую чувствительность и, следовательно, вероятность обнаружения точечных источников.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Обсуждается проблема проектирования содержания повышения квалификации педагогических работников в соответствии с целевыми ориентирами федеральных проектов в сфере образования. Раскрываются содержательные и организационно-педагогические особенности дополнительного профессионального образования педагогических работников Челябинской области. Подчеркивается, что качество и эффективность профессиональной деятельности педагогических работников оценивается с точки зрения готовности решать конкретные управленческие и педагогические задачи, поставленные государством. Актуализируется необходимость повышения готовности педагогов к работе в меняющихся условиях, обосновывается значимость гибкого подхода к обновлению содержания дополнительного образования и форм его реализации. Ставится цель исследования, предполагающая разработку и теоретическое обоснование педагогических принципов проектирования содержания повышения квалификации педагогических работников в соответствии с федеральными проектами в системе образования. Анализ научной литературы показывает многообразие применяемых в системе дополнительного профессионального образования способов формального и неформального повышения квалификации педагогических работников, отсутствие единых подходов и правил в определении его содержания. Подчеркивается важность учета положений государственной образовательной политики при проектировании содержания повышения квалификации педагогических работников. Методологическим основанием исследования выступают концептуальные положения андрагогического подхода, на основе которого выстраивается содержание повышения квалификации, основанное на проявляющихся потребностях и профессиональных затруднениях педагогических работников и поддерживаемое целевыми установками федеральных проектов в сфере образования. Результат исследования выражается в теоретическом обобщении и научном обосновании единых подходов к проектированию содержания повышения квалификации. Указываются принципы реализации данного процесса, в соответствии с которым осуществляется проектирование программ для педагогических работников Челябинской области. Они предполагают единство государственных установок в сфере общего образования и индивидуальных образовательных потребностей педагогических работников, комплексную оценку профессиональных квалификаций педагогических работников, сочетание практической значимости и многозадачности содержания повышения квалификации, использование результативных региональных педагогических практик. Научная новизна исследования состоит в характеристике принципов проектирования содержания повышения квалификации, согласованных с ведущими государственными установками, федеральными проектами в сфере образования. Теоретическая значимость исследования выражена в обновлении теоретических оснований, лежащих в основе разработки направлений, содержания и форм непрерывного развития педагогических работников, формального и неформального образования специалистов педагогической сферы. Практическая значимость публикации состоит в том, что указанные принципы могут выступать основой для проектирования программ повышения квалификации педагогических работников в других регионах РФ. Принципы и их содержание являются гибкими, дополняемыми, отвечают целевым установкам федеральных проектов, разрабатываемых в соответствии с ключевыми направлениями развития суверенной системы образования.
Статья посвящена изучению вопроса о различиях в сущностных характеристиках руководителя и политического лидера страны или партии. Проблема формального и неформального лидерства рассматривается применительно к реалиям политического процесса в США. Автором рассматривается некая совокупность черт, в целом характерных для лидера. Кроме того, выявляются влияния и особенности политического процесса XXI в., внесшего свои коррективы в этот список. Фиксируется роль социальных сетей в президентских компаниях, в частности в становлении Дональда Трампа в 2016 г. из неформального лидера в формального и его возвращении к статусу неформального в 2021–2024 гг. Отмечается, что Трамп на сегодняшний момент является неформальным лидером, так как не возглавляет ни страну, ни партию, но является при этом лидером оппозиционной части населения. Автор на конкретных исторических примерах делает вывод о преобладании демагогической риторики в президентской кампании Д. Трампа. Важной частью работы стало выявление зависимости Трампа и Байдена от окружающих как формального и неформального лидеров, являвшихся в итоге заложниками, а не творцами политической системы
Статья посвящена анализу исторической ретроспективы политического лидерства в контексте российского феномена власти, для которого характерен высокий уровень ее персонификации. Автором выделяется комплекс характеристик системы власти в России и архетипический образ лидера как народного вождя в массовом общественном сознании, восходящий к римской традиции патернализма. Рим как метафора державного величия прочно вошел в политическую культуру России и Запада. Показано, что наибольшим авторитетом в России пользовались именно формальные политические лидеры — вожди, главным образом правители, руководители государства. Выявляется «канонический» образ политического лидера, его характерные черты и особенности формирования. Отмечается, что особое место в народной памяти занимали российские правители, которые, с одной стороны, воспринимались как символ власти; с другой стороны, сепарировались от политической элиты и выступали как самостоятельный субъект властной вертикали. На исторических примерах показано, что устойчивость политической системы в России в различные исторические эпохи в значительной степени обусловливалась доверием масс к образу правителя, символизировавшего идею государственного служения и имевшего рычаги влияния на политические элиты
Семинарист, бурсак, попович — в контексте XIX в. понятие многозначное. С одной стороны, оно означало принадлежность к известной сословной категории или подчеркивало ученический статус молодого человека, обучающегося в духовной семинарии, с другой — презентовало некий собирательный образ, по преимуществу отрицательный, который к началу XX в. приобрел черты в полном смысле расхристанного бунтаря. В данной статье на основе анализа мемуаров известных литераторов и экс-семинаристов, литературных произведений и публицистики XIX в., а также ряда законодательных документов показано поэтапное формирование представлений современников об учениках духовных школ России, изъяны организации в них учебно-воспитательного процесса и их проявления в отклоняющемся поведении юношества из духовного сословия. Методологические подходы социальной истории позволили проследить формирование неразрешимого противоречия между социальной ролью наставника, пастыря, духовного отца, к которому должна была готовить духовная школа, и конфликтующим с окружающей средой семинаристом, находившимся в оппозиции к базовым установкам и принципам той образовательной среды, в которой он существовал. В заключение отмечено, что в рассматриваемый период обозначилась устойчивая тенденция обособления сообщества семинаристов в субкультурную группу, на которой лежала печать отверженности, что нашло продолжение в зарождении их «новой» веры — веры в созидающую силу революции
В рецензии рассматривается коллективный труд «Между историей и литературой: дискуссии о романе А. Н. Толстого “Петр Первый” в 1930-е гг.» (М.: Совпадение, 2024. 416 с.). В основе издания — публикация архивных материалов трех дискуссий 1930-х гг., в которых принимали участие историки и литературоведы. В течение предшествующих десятилетий к отправленным в архив материалам дискуссий об историческом романе и о романе А. Н. Толстого «Петр Первый» обращались только специалисты, поэтому данное издание значительно облегчает изучение этих весьма ценных текстов. Материалы дискуссий впервые вводятся в научный оборот, теперь они доступны не только для исследователей, но и для широкого круга читателей: учителей, преподавателей вузов, студентов — для всех, кто интересуется жанром исторического романа. Стенограммы достаточно отдаленных от нас по времени дискуссий в рецензируемой книге пояснены весьма подробно: комментариями, прилагающимися статьями современных специалистов, дополнениями в виде не вошедших в дискуссии статей критиков 1930-х гг., а также поясняющими дискуссии аналитическими статьями. Книга снабжена и богатым иллюстративным материалом
В статье исследуется короткий период в жизни князя А. Д. Меншикова, когда он после смерти императрицы Екатерины I в мае 1727 г. стал фактическим правителем Российской империи. Оттеснив других регентов юного императора Петра II, князь поставил его под свой полный контроль. Болезнь вывела Меншикова из строя, но и после выздоровления он по непонятным причинам устранился от заседаний в Верховном тайном совете и не счел нужным продолжать опекать монарха, в результате чего выпустил ситуацию из-под контроля. Документы показывают, что Меншиков не смог и даже не попытался предложить какую-либо программу — если не считать выпуска гривенников из сомнительного сплава, организацию двора царской невесты (своей дочери) и получение в аренду Козельского герцогства от императора Карла VI. В итоге первый российский генералиссимус утратил рычаги влияния и в сентябре 1727 г. оказался беспомощным, когда Петр II легко лишил его своей милости, чинов и должностей
Российский императорский двор — это один из социальных институтов, через посредство которого, согласно концепции Р. Уортмана, в период правления Николая I был реализован «национальный сценарий власти». Именно в придворной среде наиболее полно воплотилась идея о национальном костюме для дворян и «русском платье» для придворных дам. Целью статьи является установление этнического происхождения фрейлин, самой многочисленной группы среди женских должностей при дворе Николая I, и соотношение этого аспекта с национальным дискурсом монарха. На основе справочных материалов (гербовники, адрес-календари и общий штат Российской империи) и документооборота Министерства императорского двора (фонды Российского государственного исторического архива) было определено число фрейлин, пожалованных на придворную должность в период правления императора Николая I. Особое внимание обращено на фрейлин из Царства Польского как наиболее обособленную и консолидированную группу по отношению к остальным дворянкам при российском императорском дворе. В статье ставится вопрос об исследовании такого института, как «польский двор». Проведенное исследование показало, что Николай I регламентировал «национальный сценарий власти» через церемониал, визуальные образы и численное преимущество русского дворянства при назначении на придворные должности, а также проявил приверженность к гетерогенному по происхождению составу придворного штата.
В статье представлен комплексный анализ эволюции философского осмысления феномена войны от раннего Средневековья до современности. Исследование охватывает ключевые этапы развития теории войны: от христианской доктрины справедливой войны Августина Блаженного и Амвросия Медиоланского до секуляризированных теорий Нового времени и современных подходов. Особое внимание уделяется трансформации понимания войны в контексте развития философской мысли: от метафорического осмысления как «царя всего» до концептуализации как инструмента правового регулирования международных отношений. В работе анализируется переход от теологического обоснования войны к правовому и затем к либерально-гуманистическому подходу, где центральным становится принцип защиты прав человека, а определяющая роль Бога в легитимации войны подменяется ключевой ролью государства. Автор демонстрирует преемственность философских идей о войне и их трансформацию под влиянием социально-политических изменений. Исследование выявляет, как современные теории справедливой войны, сохраняя элементы августиновского подхода, интегрируют либеральные ценности и принципы защиты прав человека, формируя новый взгляд на допустимость и ограничения применения военной силы в международных отношениях, что приводит к закономерному оправданию войны как формы организованного насилия
Феномен «финансирования судебного процесса», изначально возникший и широко распространенный в странах общего права, всё больше проникает в континентальный процесс. Вместе с тем накопленный опыт функционирования данного правового института уже приводит к его переосмыслению в странах, активно его применяющих. С этой целью необходимо рассмотреть обоснованность использования данного механизма не только с точки зрения расширения доступа к правосудию, но и с точки зрения проблем и этических дилемм, присущих его применению.
Обосновывается необходимость расширения динамического диапазона в МФПУ коротковолнового ИК-спектра (SWIR). Традиционно применяемые способы обладают низкой эффективностью, в особенности, в крупноформатных матрицах с шагом не более 15 мкм. Наибольшей эффективностью расширения динамического диапазона (до 100 дБ) обладают накопительные ячейки с индивидуально изменяемой передаточной характеристикой в зависимости от яркости фрагментов наблюдаемой сцены. В работе предлагается простой в топологической реализации и эффективный способ расширения динамического диапазона, основанный на автоподстройке времени накопления индивидуально в каждой ячейке интегральной схемы считывания. При этом сохраняется высокая крутизна и линейность преобразования в накопительных ячейках с умеренной освещенностью (до 50–70 % от максимального сигнала), но снижается чувствительность в ячейках, близких к насыщению. В результате, формируется линейно-логарифмическая передаточная характеристика, обеспечивающая расширенный динамический диапазон. В работе приводятся примеры изображений с расширенным динамическим диапазоном, полученные с помощью первой отечественной SWIR-камеры формата 640×512 элементов.