В данной статье рассмотрены теоретические аспекты финансовой стабильности: понятие, роль в экономике, нормативно-правовое регулирование, основные инструменты управления. Исследованы предпосылки возникновения экономических кризисов в России в 21 веке. Проанализированы действия Центрального банка РФ в условиях нестабильного положения страны. Составлена и изучена динамика нормативов обязательных резервов, изменения ставки РЕПО, ключевой ставки и ставки рефинансирования, в том числе их влияние на деятельности финансового сектора. А также проведена оценка результатов мероприятий, которые были реализованы в рамках денежно-кредитной политики России.
В статье представлены результаты исследования, цель которого - выявить факторы результативности научно-исследовательского сотрудничества вузов и бизнеса. Эмпирической основой исследования послужили количественные данные о деятельности 600 российских вузов за 2022 год. Для реализации цели исследования построены регрессионные модели. Зависимые переменные в моделях характеризуют размер внебюджетного дохода от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, его долю в общем доходе от научных исследований и число публикаций, подготовленных вузом совместно с компаниями. В качестве независимых переменных рассмотрены индикаторы, характеризующие публикационную активность, состав и зарплату научно-педагогических работников, материальные ресурсы, структуру доходов вуза, участие вуза в государственных проектах, направленных на поддержку и развитие партнерства с бизнесом, форму собственности, территориальное расположение и специализацию вуза. Анализ показал, что для достижения высокой результативности сотрудничества вузов и бизнеса в области научных исследований и разработок первостепенное значение имеют человеческие ресурсы вуза: уровень квалификации и степень интернационализации состава научно-педагогических работников, их публикационная активность. Также немаловажна ориентация вуза на получение общего дохода преимущественно из внебюджетных источников и рассмотрение научно-исследовательского направления деятельности в качестве одной из приоритетных статей притока денежных средств. Полученные выводы основаны на статистически значимых закономерностях, выявленных в результате эконометрического анализа актуальных количественных данных о показателях деятельности большинства российских вузов. Результаты исследования могут представлять интерес для вузов, стремящихся развивать сотрудничество с бизнес-компаниями.
Статья посвящена проблеме фундаментального содержания образования, ставшей актуальной в ХХI веке. Целью представленного исследования выступает поиск объективных предпосылок и оснований для переопределения термина «фундаментальность» в системе высшего образования (следует отметить, что пересмотр термина «фундаментальный» может оказаться значимой задачей и для иных уровней образования). В историко-философском анализе дается обоснование отсутствия рефлексии по поводу данной проблемы в истории образования, начиная с античности, определяется понятие «фундаментальность априори», раскрывается значение эпохи Просвещения для формирования фундаментальности науки и образования. Фундаментальное содержание образования связывается с состоянием социокультурной реальности и с характером науки на том или ином этапе истории. Проводится анализ зарубежных подходов к определению фундаментального образования. Новизна статьи состоит в том, что на основе исторического исследования науки и образования дается понятие «новая фундаментальность» применительно к современному образованию. Материалы исследования (эмпирические и теоретические) получены на базе университетского образования, но его результаты могут быть использованы разработчиками образовательных программ других вузов, а также широким кругом исследователей для последующего выстраивания нового подхода к профессиональному образованию.
Распределенный вуз как модель образовательной экосистемы представляется перспективной и уже доказавшей свою востребованность и жизнеспособность. Филиалы и представительства ведущих вузов в регионах являются безусловными форпостами вовлечения широких и разнообразных (в половозрастном, когнитивно-ценностном отношении) социальных групп в научно-исследовательские, производственно-конструкторские практики. Более того, филиалы способны выступать ядром распространения социокультурных инициатив на местах, насытить регионы необходимыми высокопрофессиональными кадрами. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации как ведущий вуз страны, филиальная сеть которого насчитывает 27 филиалов, реализующих программы высшего и среднего профессионального образования, играет значительную роль в формировании кадрового состава для отраслей реального сектора экономики и управленческого звена регионов. В Краснодарском крае Финуниверситет представлен двумя филиалами — в Краснодаре и Новороссийске. В настоящей статье приводятся количественные и качественные данные, раскрывающие особенности функционирования части образовательной экосистемы Финуниверситета в данном регионе.
В статье определяется и исследуется роль формирования профессиональной мотивации у студентов. Приводятся примеры эффективных методов формирования мотивации.
В статье кратко изложены размышления о значении чтения современного канадского философа Роберта Пирси. Рассмотрена его ключевая мысль, что чтение – это особая философская практика, показано, на каких философско- методологических основаниях она построена, дана оценка эвристичности представленных философом аргументов в пользу чтения как важного социокультурного явления, а также представлено видение Пирси будущего практики чтения в эпоху доминирования цифровых технологий.
Исследование посвящено определению факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности туристических дестинаций в современных условиях. Представлена характеристика развития туристической дестинации по различным критериям и признакам. Уделено внимание условиям повышения конкурентоспособности туристических дестинаций Крыма.
В статье описаны результаты опытно -экспериментальной работы по внедрению творческих заданий на уроках технологии в общеобразовательной школе, проведён качественный анализ экспериментальных данных по формированию опыта творческой деятельности обучающихся.
В статье освещается востребованность специалистов в области мобильной разработки, анализируется реклама, размещаемая на платформе HeadHunter. На основе проведенного анализа авторы выделяют основные составляющие ИТ-компетентности в области проектирования мобильных приложений, формирование которых возможно в рамках программы мобильной разработки. Развитие навыков и умений создавать простые мобильные приложения основано на визуальном оформлении среды App Inventor, что делает процесс обучения увлекательным.
В статье рассматривается отражение образов противников Франции в колониальной гонке, Великобритании и Германии, в нарративах основных идеологов французской колонизации – Жюля Ферри, занимавшего различные посты в правительстве Третьей республики, и профессора Коллеж де Франс Поля Леруа-Больё. Исследование охватывает период последней трети XIX века, на который приходился пик колониальной экспансии ведущих европейских держав.
Обращаясь к методологии, предложенной Э. Саидом, в данном исследовании будет предпринята попытка показать, как и с какой целью конструировался образ «Других» колонизаторов у главных идеологов французской колонизации.
В результате анализа нарративов будет показано, насколько в восприятии Франции отличались образы «Других» колонизаторов. Британские колонизаторы воспринимались французами как образец для подражания, эксперты в колониальном деле, заслуженно занимавшие пальму первенства, на которых Франции следовало бы ровняться. При этом образ германского колонизатора выходил совсем иным. Он представал как злобный, внезапно появившийся на колониальной арене соперник, который совершал ряд ошибок. Таким образом, основные конкуренты Франции были представлены совершенно по-разному: Великобритания как равный соперник, а Германия как мелочный, внезапно появившийся конкурент, от которого неизвестно что можно было ожидать.
Рассматривается категория «фамильного сходства» и связанная с ней категория «базовых (базисных) моделей» в аспекте жанрологического анализа на примере двух ранних произведений Н. М. Карамзина: перевода идиллии С. Геснера «Деревянная нога» и первой оригинальной повести «Евгений и Юлия». Теория «базовых моделей» Дж. Лакоффа, созданная исследователем для нужд когнитивной лингвистики, с оговорками и доработками может быть применена к анализу жанровых структур как речевых, так и литературных жанров. Используя методику различения формы как феномена и формы как структуры, предложенную К. И. Белоусовым, по аналогии в аналитических целях возможно разделить категории жанра-феномена (миромоделирующая функция) и жанра-структуры (проекция жанрового феномена на предметную область текста). В результате выявления жанровых подструктур выделяются ядерные, периферийные компоненты, необходимые для интерпретации жанровой модели. Как показывает предложенная методика анализа, под влиянием творчества Геснера и через переводы его идиллий («Деревянная нога») в сознании Карамзина как начинающего писателя формируется несколько базовых жанровых моделей: ядерная – идиллически-буколическая, периферийные – гимническая, героическая, прециозно-галантная, галантно-сказочная – связанных между собой синергетическими отношениями и создающих мультижанровую матрицу, открывающую неограниченные возможности выбора и распределения жанровых базовых моделей в соответствии с оригинальным творческим замыслом. Развитие и усложнение жанрово-стилевой матрицы происходит в первой оригинальной повести Карамзина «Евгений и Юлия», ядерным жанровым компонентом которой становится сентиментальнолирическая базовая модель, образующая кластер из двух пасторальных базовых структур, связанных метонимической когнитивной связью: жизни в сельской усадьбе и георгик. В архитектонике повести сентиментальная, патриархальная базовая модель противопоставлена новой базисной модели, масонскопсихологической, возникающей на основе нравственно-философской прозы масонов, в переводах которой активно участвовал Карамзин. Именно на базе масонской матрицы формируется сентиментальный психологизм карамзинской прозы. Этот тип синергетического соотношения жанрово-стилевых матриц становится основным для целого ряда повестей Карамзина 1790–1800 годов.
В работе приведена математическая модель двухфазной фильтрации в твёрдом скелете с переменной пористостью, которая описывает фильтрацию воды и воздуха в ледовом пороупругом скелете. В двумерном случае рассмотрена фильтрация в тонком слое, получены решения в квадратурах. В модельном одномерном случае исследовано на устойчивость решение системы уравнений.