В статье анализируется работа французского историка грузинского происхождения Георгия Мамулиа «Имам Шамиль и национально-освободительная борьба горцев Северо-Восточного Кавказа в сообщениях французских консулов из Тифлиса», вышедшая в Тбилиси в 2022 г. Г. Мамулиа предпринял попытку комплексного изучения донесений французских консулов в Тифлисе о событиях, разворачивавшихся на Северном Кавказе во второй четверти XIX в. В работе опубликовано 128 документов за период с 1839 по 1859 гг., приведенных как в полном объеме, так и в извлечениях. Материалы извлечены из фондов Архива Министерства иностранных дел Франции. Составителем проведена работа по выявлению документов и их переводу на русский язык, составлению заголовков и комментариев. Авторы рецензии останавливаются на несомненных достоинствах издания, а также на отдельных недочетах
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Качество современного образования напрямую связывают с уровнем профессионализма педагогов. При этом активное использование новых цифровых технологий способствуют обновлению набора профессиональных компетенций современного учителя, включая навыки работы с высокотехнологичным оборудованием. Изучение мнения субъектов образовательного процесса о цифровых образовательных технологиях позволяет выявить выборку респондентов, которые положительно оценивают сформированность навыков использования современных ресурсов для организации электронного обучения, проектной и исследовательской деятельности обучающихся, построения индивидуальных образовательных маршрутов и выражают готовность использовать в дальнейшем, в том числе в процессе повышения квалификации. Обобщение опыта работы с высокотехнологичным оборудованием, использования цифровых технологий в рамках работы профессиональных сетевых сообществ является основанием для выводов о совершенствовании процесса организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов. Целью исследования является изучение мнения субъектов образовательного процесса по использованию цифровых технологий в образовательной деятельности и обобщение соответствующего опыта для корректировки содержания и подходов к организации повышения квалификации. Методология (материалы и методы). Для достижения поставленной цели авторы статьи использовали теоретический и эмпирический методы научного познания, анализ данных объективного контроля, проанализированы субъективные оценки и пожелания педагогов. Результаты. Проведенное исследование показало позитивную динамику в уровне сформированности цифровых навыков педагогов в процессе освоения существующих дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Обосновывается конструктивность объективного подхода при изучении опыта использования цифровых технологий в образовательной деятельности и формировании навыков работы с высокотехнологичным оборудованием. Таким образом, повышение цифровой компетентности педагогов, использование на уроках цифровых образовательных сервисов и контента, получение навыков работы на высокотехнологичном оборудовании способствует формированию убежденности обучающихся в необходимости развития собственных цифровых навыков, а также интереса к профессиям IT-направления.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуализируется проблема использования учителями общеобразовательных организаций технологий неформального образования в процессе повышения профессиональной квалификации. Анализируются мотивы, влияющие на желание учителей заниматься самообразованием. Рассматриваются вопросы умения педагогов организовывать образовательное пространство с учетом восполнения собственных профессиональных дефицитов. Обосновывается идея двухстороннего взаимодействия педагогов с образовательным пространством, в ходе которого они выступают как в роли объектов, так и субъектов последнего. Рассматривается ситуация, позволяющая педагогам выступать элементами образовательного пространства друг друга. Целью исследования является поиск оптимального варианта сочетания элементов формального и неформального образования при организации образовательного пространства, направленного на повышение квалификации педагогов общеобразовательных организаций. Методологической базой исследования послужил анализ научных публикаций, отражающих вопросы образовательного пространства, непрерывного, формального и неформального образования. Были использованы сравнительный, деятельностный и системные подходы. В основу теоретического обоснования исследования легли диалектическая, синергетическая и холическая теория. Эмпирические данные собирались с помощью опросного метода с использованием специально разработанной анкеты. Исследование показало наиболее предпочитаемые педагогами формы обучения в процессе повышения квалификации, а также их понимание сущности формального и неформального образования. Анализ результатов опроса выявил наличие проблемы использования учителями полученных на курсах повышения квалификации знаний в педагогической практике. Теоретическая значимость заключается в определении основных направлений дальнейшего развития неформального образования в процессе повышения профессиональной квалификации педагогических работников. Практическая значимость состоит в рекомендациях, направленных на повышение интереса педагогов к отдельным технологиям неформального образования.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. С 2019 года осуществляется деятельность Международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XХI века» как комплекса организационно-методических условий для профессионального взаимодействия педагогических работников из разных областей Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Эмпирический анализ пятилетнего опыта реализации мероприятий Международного методического центра продемонстрировал, что необходимым условием планомерного развития международного сотрудничества педагогов является форсайт-бюро «Андрагог XХI века» как площадка для эффективного профессионального взаимодействия специалистов, сопровождающих непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и определяющих векторы развития на основе выявленных тенденций в сфере образования. Дефиниция «форсайт-бюро» используется в контексте деятельности с 2019 года и принята его участниками, однако само понятие не сформулировано.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Познавательный интерес выступает движущей силой обучения личности. В статье констатируется, что сегодня он не всегда учитывается в процессе повышения квалификации педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования. Исходя из этих оснований, актуальность исследования определяется необходимостью поиска действенных средств формирования интереса педагогов к обучению на курсах повышения квалификации. Соответственно, цель исследования состоит в проектировании факторов формирования интереса педагогов общеобразовательных организаций к формальным способам дополнительного профессионального образования. Проводится обзор литературы, посвященной феномену интереса в обучении и способам его формирования у педагогов. Делается вывод о целесообразности разработки специальных средств в рассматриваемом сегменте. В качестве методологических оснований выбраны и аргументированы идеи педагогической теории Джона Дьюи об исключительной важности формировании интереса в обучении, активности обучающегося и метод проектирования. Результатами исследования выступают спроектированные и описанные факторы формирования интереса педагогов к обучению в учреждении дополнительного профессионального образования: на предварительном этапе: осознанность в выборе программы обучения; на начальном этапе: осмысленность результатов исследования, любознательность в осуществлении проспективной рефлексии; на этапе активного обучения: эмоциональность и вовлеченность в занятие; на завершающем этапе: удовлетворенность обучением и желание применять освоенное на курсах в собственной практической деятельности. Научная новизна исследования заключается в выделении и обосновании действия факторов, их влияния на формирование внутреннего и внешней мотивации педагогов к обучению Теоретическая значимость обнаруживается в развитии представлений о совершенствовании дополнительного профессионального образования с использованием факторов формирования интереса педагогов. Практическая значимость связана с возможностью использования описания содержательной наполненности факторов формирования интереса педагогов к обучению в проектировании и проведении занятий со слушателями, осваивающими дополнительные профессиональные программы. Обсуждаются рекомендуемые преподавателям действия, которые поспособствуют успешной реализации спроектированных факторов. Формулируются выводы о проведенном исследовании, излагаются перспективы его развития.
Целью настоящего исследования является сопоставление фонетических признаков современного британского и американского произносительных стандартов и выявление их общих характеристик, свидетельствующих о наличии схожих тенденций в их развитии. Методом аудиторского анализа в речи молодых британцев и американцев были выявлены сегментные и супрасегментные особенности. Они были сопоставлены с данными предыдущих исследователей и проанализированы на предмет взаимного сходства или различия. Результаты проведенного эксперимента доказали наличие общих тенденций в исследуемых произносительных стандартах как на уровне реализации отдельных звуков и словесного ударения, так и в ритмических, тембральных и мелодических характеристиках.
Представлены результаты расчетов фотоэлектрических характеристик многоэлементных ИК ФПУ с «сотовой» топологией фоточувствительных элементов при регистрации точечных источников излучения. При расчетах учтены основные фотоэлектрические и конструктивные параметры фотоприемников и оптической системы. Показано, что предлагаемая топология фоточувствительной матрицы позволяет увеличить пороговую чувствительность и, следовательно, вероятность обнаружения точечных источников.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Обсуждается проблема проектирования содержания повышения квалификации педагогических работников в соответствии с целевыми ориентирами федеральных проектов в сфере образования. Раскрываются содержательные и организационно-педагогические особенности дополнительного профессионального образования педагогических работников Челябинской области. Подчеркивается, что качество и эффективность профессиональной деятельности педагогических работников оценивается с точки зрения готовности решать конкретные управленческие и педагогические задачи, поставленные государством. Актуализируется необходимость повышения готовности педагогов к работе в меняющихся условиях, обосновывается значимость гибкого подхода к обновлению содержания дополнительного образования и форм его реализации. Ставится цель исследования, предполагающая разработку и теоретическое обоснование педагогических принципов проектирования содержания повышения квалификации педагогических работников в соответствии с федеральными проектами в системе образования. Анализ научной литературы показывает многообразие применяемых в системе дополнительного профессионального образования способов формального и неформального повышения квалификации педагогических работников, отсутствие единых подходов и правил в определении его содержания. Подчеркивается важность учета положений государственной образовательной политики при проектировании содержания повышения квалификации педагогических работников. Методологическим основанием исследования выступают концептуальные положения андрагогического подхода, на основе которого выстраивается содержание повышения квалификации, основанное на проявляющихся потребностях и профессиональных затруднениях педагогических работников и поддерживаемое целевыми установками федеральных проектов в сфере образования. Результат исследования выражается в теоретическом обобщении и научном обосновании единых подходов к проектированию содержания повышения квалификации. Указываются принципы реализации данного процесса, в соответствии с которым осуществляется проектирование программ для педагогических работников Челябинской области. Они предполагают единство государственных установок в сфере общего образования и индивидуальных образовательных потребностей педагогических работников, комплексную оценку профессиональных квалификаций педагогических работников, сочетание практической значимости и многозадачности содержания повышения квалификации, использование результативных региональных педагогических практик. Научная новизна исследования состоит в характеристике принципов проектирования содержания повышения квалификации, согласованных с ведущими государственными установками, федеральными проектами в сфере образования. Теоретическая значимость исследования выражена в обновлении теоретических оснований, лежащих в основе разработки направлений, содержания и форм непрерывного развития педагогических работников, формального и неформального образования специалистов педагогической сферы. Практическая значимость публикации состоит в том, что указанные принципы могут выступать основой для проектирования программ повышения квалификации педагогических работников в других регионах РФ. Принципы и их содержание являются гибкими, дополняемыми, отвечают целевым установкам федеральных проектов, разрабатываемых в соответствии с ключевыми направлениями развития суверенной системы образования.
Статья посвящена изучению вопроса о различиях в сущностных характеристиках руководителя и политического лидера страны или партии. Проблема формального и неформального лидерства рассматривается применительно к реалиям политического процесса в США. Автором рассматривается некая совокупность черт, в целом характерных для лидера. Кроме того, выявляются влияния и особенности политического процесса XXI в., внесшего свои коррективы в этот список. Фиксируется роль социальных сетей в президентских компаниях, в частности в становлении Дональда Трампа в 2016 г. из неформального лидера в формального и его возвращении к статусу неформального в 2021–2024 гг. Отмечается, что Трамп на сегодняшний момент является неформальным лидером, так как не возглавляет ни страну, ни партию, но является при этом лидером оппозиционной части населения. Автор на конкретных исторических примерах делает вывод о преобладании демагогической риторики в президентской кампании Д. Трампа. Важной частью работы стало выявление зависимости Трампа и Байдена от окружающих как формального и неформального лидеров, являвшихся в итоге заложниками, а не творцами политической системы
Статья посвящена анализу исторической ретроспективы политического лидерства в контексте российского феномена власти, для которого характерен высокий уровень ее персонификации. Автором выделяется комплекс характеристик системы власти в России и архетипический образ лидера как народного вождя в массовом общественном сознании, восходящий к римской традиции патернализма. Рим как метафора державного величия прочно вошел в политическую культуру России и Запада. Показано, что наибольшим авторитетом в России пользовались именно формальные политические лидеры — вожди, главным образом правители, руководители государства. Выявляется «канонический» образ политического лидера, его характерные черты и особенности формирования. Отмечается, что особое место в народной памяти занимали российские правители, которые, с одной стороны, воспринимались как символ власти; с другой стороны, сепарировались от политической элиты и выступали как самостоятельный субъект властной вертикали. На исторических примерах показано, что устойчивость политической системы в России в различные исторические эпохи в значительной степени обусловливалась доверием масс к образу правителя, символизировавшего идею государственного служения и имевшего рычаги влияния на политические элиты
Семинарист, бурсак, попович — в контексте XIX в. понятие многозначное. С одной стороны, оно означало принадлежность к известной сословной категории или подчеркивало ученический статус молодого человека, обучающегося в духовной семинарии, с другой — презентовало некий собирательный образ, по преимуществу отрицательный, который к началу XX в. приобрел черты в полном смысле расхристанного бунтаря. В данной статье на основе анализа мемуаров известных литераторов и экс-семинаристов, литературных произведений и публицистики XIX в., а также ряда законодательных документов показано поэтапное формирование представлений современников об учениках духовных школ России, изъяны организации в них учебно-воспитательного процесса и их проявления в отклоняющемся поведении юношества из духовного сословия. Методологические подходы социальной истории позволили проследить формирование неразрешимого противоречия между социальной ролью наставника, пастыря, духовного отца, к которому должна была готовить духовная школа, и конфликтующим с окружающей средой семинаристом, находившимся в оппозиции к базовым установкам и принципам той образовательной среды, в которой он существовал. В заключение отмечено, что в рассматриваемый период обозначилась устойчивая тенденция обособления сообщества семинаристов в субкультурную группу, на которой лежала печать отверженности, что нашло продолжение в зарождении их «новой» веры — веры в созидающую силу революции
В рецензии рассматривается коллективный труд «Между историей и литературой: дискуссии о романе А. Н. Толстого “Петр Первый” в 1930-е гг.» (М.: Совпадение, 2024. 416 с.). В основе издания — публикация архивных материалов трех дискуссий 1930-х гг., в которых принимали участие историки и литературоведы. В течение предшествующих десятилетий к отправленным в архив материалам дискуссий об историческом романе и о романе А. Н. Толстого «Петр Первый» обращались только специалисты, поэтому данное издание значительно облегчает изучение этих весьма ценных текстов. Материалы дискуссий впервые вводятся в научный оборот, теперь они доступны не только для исследователей, но и для широкого круга читателей: учителей, преподавателей вузов, студентов — для всех, кто интересуется жанром исторического романа. Стенограммы достаточно отдаленных от нас по времени дискуссий в рецензируемой книге пояснены весьма подробно: комментариями, прилагающимися статьями современных специалистов, дополнениями в виде не вошедших в дискуссии статей критиков 1930-х гг., а также поясняющими дискуссии аналитическими статьями. Книга снабжена и богатым иллюстративным материалом