Рецензия на книгу: S. Meier-Vieracker (Hrsg.). Rein gegrätscht. Eine kleine Linguistik des Fußballs. Tübingen: Narr Francke Attempto Verlag GmbH + Co. KG, 2024. 224 S.
Настоящая статья посвящена инновационным практикам формирования и развития межкультурной компетентности специалистов разных стран мира, связанных с преподаванием русского языка или исследованиями русского языка и культуры, участников федерального проекта «Летний институт для преподавателей и исследователей», получивших возможность пройти обучение в России в аутентичной среде. Особое внимание уделяется авторской программе Нижегородского государственного лингвистического университет им. Н. А. Добролюбова, ставшего одной из площадок проекта в 2024 г. Проводится анализ программы с точки зрения структуры и содержания. Детально рассматриваются содержательные блоки с точки зрения их тематики, практической составляющей, социальной и культурной значимости. Подчеркивается, что формирование определенного уровня межкультурной компетентности как интегративной способности личности признавать и понимать другое мировоззрение и другую культуру, должно непременно подразумевать культурологическое наполнение. Сближению различных народов и культур способствует проектная деятельность в интернациональных группах. Поэтому обучение в аутентичной среде с возможностью познакомиться в рамках программы с различными городами России дает существенный импульс для формирования и развития межкультурной компетентности слушателей программы. Разнообразная тематика, высокий профессиональный уровень организаторов программы, ее модульная структура, инновационный, проектный подход к обучению позволяют в полном объеме достичь поставленной цели по формированию и развитию межкультурной компетентности слушателей.
В последние несколько лет тексты типа «фейк-ньюс» привлекают все большее внимание языковедов в связи с их беспрецедентным распространением в современном общественном и политическом дискурсе. Как лингвистический феномен тексты типа «фейк-ньюс» рассматриваются в науке о языке с различных сторон. В настоящей статье проводится анализ функционально-прагматического потенциала текстов «фейк-ньюс» в немецком политическом дискурсе. Методологической базой выступает теория речевых актов, которая рассматривается авторами как эффективный инструмент для идентификации и выявления онтологической природы фейковых новостей, а также особенностей функционирования данного типа текста в сфере немецкоязычной политической коммуникации. Подчеркивается, что теория речевых актов предлагает объективные инструменты изучения механизма манипулирования в текстах типа «фейк-ньюc», используемых в немецком политическом дискурсе с целью дискредитирования, очернения и понижения авторитета определенных политических сил. Онтологически являясь носителем фактологической информации, тип текста «фейк-ньюс» содержит заведомо ложную информацию, злонамеренно помещенную в оболочку реальных событий и имеющую однозначно провокативный и манипулятивный характер. Освещаются проблемы лингвистического исследования и верификации текстов «фейк-ньюс» для разработки моделей их описания и практических рекомендаций пользователям по их выявлению в дискурсе. Развивается точка зрения, что высокий перлокутивный эффект фейковых новостей в современном немецком политическом дискурсе обусловлен несоответствием ложности пропозиционального содержания конститутивным правилам иллокуции «утверждения», лежащей в основе типа текста «новость». Авторами проводится анализ прагматического потенциала текстов «фейк-ньюс» при их функционировании в немецком политическом дискурсе и оценка перспектив дальнейшего исследования анализируемых текстов в парадигме теории речевых актов, связанных с выявлением и описанием лингвистических маркеров намеренного искажения истинности пропозиционального содержания в текстах данного типа.
Основные положения статьи относятся к области современного танца и восприятия его зрителем, которое становится полноценным при соответствующей танцевально-исполнительской культуре. Тема работы затрагивает эстетическую функцию хореографии, во многом связанную с репрезентацией современного танца в обществе. В данном проблемном поле вскрывается противоречие сторон исполнителя и зрителя в их недостаточной способности к коммуникации через искусство современного танца, отражающееся в его трактовке, системе сценических ценностей и, как итог, – в понимании друг друга в целом. Через постановку данной проблематики рассматривается роль телесности в раскрытии образа исполнителя и трансляции смыслов в искусстве современного танца, ее применение как подсознательного средства кинестетической коммуникации и воздействия на зрителя
В статье протестные настроения дифференцированы по характеру конструктивности и конвенциональности. Деструктивные и неконвенциальные протестные настроения часто выливаются в экстремистские и радикальные действия, которые представляют угрозу устойчивому развитию общества. Протестная аудитория молодежи подразделяется на заряженных активистов, ситуативных сторонников и пассивных наблюдателей. Дискурс-анализ современных научных исследований выявил преобладание в формировании протестных настроений информационных, социальных, политических и психологических факторов. Дискурсивные предложения исследователей сопоставляются с социологическими данными, раскрывающими представления российской молодежи о нужных способах развития общественной активности. В зависимости от типов политической ориентации определяются возможные стратегии демобилизации радикальных протестных настроений, которые строятся на основании общественного участия и доступа к ресурсам.
Статья посвящена критическому анализу обоснованности расширенного применения термина «фундаментализм» преимущественно в неакадемических источниках. В последние десятилетия фундаментализмом называют широкий круг общественных явлений и идеологем, которые на поверку оказываются консервативными, а ярлык фундаментализма работает в качестве возможности придать предмету полемики негативную коннотацию, которая сформировалась у широкого круга людей в силу борьбы с радикальными террористическими группировками, некоторые из которых и в самом деле исповедовали идеологию исламизма. Автор проводит социально-философский анализ феномена фундаментализма, проводя четкую и обоснованную грань, очерчивающую объем понятия и позволяющую отделить его от поверхностно схожих явлений, например, консерватизма.
В статье приведён теоретический анализ работ, позволивший выявить интерес к историческим основам, обоснованию необходимости специального и целенаправленного формирования и поиска новых технологий здорового образа жизни у детей школьного возраста. Как одна из важнейших задач, стоящих перед современной начальной школой, выделена задача по формированию валеологических ориентаций. Валеология, как наука, изучающая здоровье и пути его сохранения, направлена на создание благоприятных условий для укрепления психического и физического состояния детей, развития их умственных и интеллектуальных способностей, повышения физической работоспособности, социализации и самореализации.
Представлены результаты проведенного на базе 7 школ, являющихся частью образовательных комплексов г. о. Орехово-Зуево, эмпирического исследования, проведенного с детьми младшего школьного возраста, посещающими группы продленного дня.
Результаты исследования показали средний уровень знаний о здоровье и валеологических ориентаций респондентов. Данный факт говорит о необходимости развития ценностных установок и жизненных приоритетов школьников в вопросах здоровья у младших школьников.
Сделан вывод о необходимости корректировки программ в рамках формирования их валеологических ориентаций, а также профессиональной подготовки специалистов в данной области. Продолжение исследования по данному направлению может быть организовано с другими возрастами и категориями детей, а также в области взаимодействия с семьей.
Филигрань относится к ярким явлениям ювелирного искусства и народных промыслов Кавказа. На сегодняшний день ее исторические традиции мало изучены. В настоящей статье, на основе полевых исследований автора, а также наблюдений других ученых, поставлена задача углубить представления об исторических традициях филиграни как декоративной техники, получившей широкое распространение в конце ХIХ – начале ХХ вв. в областях Северного Кавказа, где в это время работали многие отходники из Дагестана.
В статье рассматривается соотношение понятий национальной культурной идентичности и культурного кода нации, которые, в силу своей специфики, находятся в зоне единого концептуального поля, сопряжены с единым субъектом – нацией и, как следствие, демонстрируют случаи пересечения, наложения или подмены друг другом в современном научном дискурсе. Авторы исследуют понятийные границы этих двух терминов и иллюстрируют на примере культурных кодов наций стран постсоветского пространства возможности динамики национальной идентичности и культурных кодов.
Для получения качественного инженерного образования необходимы фундаментальная подготовка по ряду ключевых дисциплин, таких как математика, физика, химия, и умение решать проблемные профессионально-ориентированные задачи. Вопросам создания базового компонента как основы будущей профессиональной подготовки должно уделяться особое внимание не только в системе политехнического образования. Такая задача ставится сегодня перед системой общего среднего, среднего специального, дополнительного образования, прежде всего в вопросе развития технического мышления.
В работе рассматриваются основные компоненты инженерного мышления, которые имеют определяющее значение при проведении исследовательской инженерной деятельности.
В центре обсуждения вопросы формирования функциональной грамотности школьников в направлении развития функционально-графических умений и навыков с использованием исследовательских профессионально-ориентированных задач на уроках математики в основной и средней школе.
Актуальность исследования заключается в предложении формировать функционально-графические умения и навыки посредством профессионально-ориентированных задач.
Приводятся рекомендации, которые необходимо учитывать при разработке и подборе дидактического материала, направленного на формирование данных умений. Развивать указанные компоненты предлагается с помощью цикла практико-ориентированных задач, включенных в реальный процесс обучения математике в условиях массовой школы.
В данной статье авторы исследуют информационную культуру в векторе её эффективного формирования у студентов вуза. Цифровая экосистема вуза рассматривается как бесшовная информационная и коммуникационная среда, предполагающая эффективное функционирование нескольких сервисов и результативное взаимодействие партнеров в области профессиональной подготовки студентов на основе взаимовыгодного сотрудничества. Информационная культура в контексте современных исследований рассматривается не только как продукт эволюции человечества, но и результат новой деятельности. Ее история связывается с развитием содержательного отношения к сигналу ситуации. Современные исследования в области формирования информационной культуры у студентов в условиях вуза нацеливают на дальнейшую разработку данной проблемы в стремительно меняющихся условиях технического прогресса. Стремительный рост и последовательное развитие информационных и коммуникационных ресурсов значительно повысили роль и значение информационной культуры в жизни общества.
В условиях постоянного потока информации современному студенту, начинающему обучение, крайне важно овладеть навыками информационной культуры, которая представляет собой органический синтез информации и культуры. Проведенное теоретическое исследование позволяет позиционировать информационную культуру студентов в условиях цифровой экосистемы вуза как совокупность знаний, умений и навыков, определенных компетенций, позволяющих грамотно и результативно взаимодействовать с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, по необходимости уметь оптимально выбрать и пользоваться необходимыми ресурсами и новейшими техническими средствами для получения, консолидации и генерации новой информации, а также её эффективной обработки и систематизации.
В статье приведены результаты исследования феноменологии преодоления трудной жизненной ситуации при помощи метода интервью. Нарративные методы исследования позволяют выявить довольно тонкую феноменологию трудной жизненной ситуации. Длительность преодоления трудной жизненной ситуации зависит как от специфики стрессовой ситуации, так и от адаптивных возможностей личности - от ее возможности привлекать разного рода ресурсы для преодоления. В преодолении трудной жизненной ситуации сосуществуют как осознанные стратегии совладающего поведения, так и неосознаваемые/полуосознаваемые психологические защиты. На всем протяжении переживания трудной жизненной ситуации эффективно действуют интрапсихические механизмы неосознаваемой психики. Действие их становится очевидным «по итогу», поскольку сам процесс защиты, вследствие его «свернутости» в бессознательном, отследить сложно. Проведено эмпирическое исследование преодоления трудной жизненной ситуации с участием 18 взрослых людей в возрасте от 58 до 80 лет. Исследование проводилось в форме нарративного интервью с элементами феноменологического интервью. Результаты интервью подвергались контент-анализу для выявления обобщений в особенностях трудных жизненных ситуаций, а также способов их преодоления. Большая часть трудных жизненных ситуаций, описываемых респондентами, не поддавалась быстрому разрешению. Среди ведущих способов эмоционально-ориентированного копинга можно отметить: молитву, отвлечение, занятия творчеством (у женщин - кулинарию, вязание, шитье; у мужчин - электронику), обращение к социальному ресурсу (с целью «выговориться»), обращение к прежнему опыту успешного совладания.