Реформирование системы исторического образования XVIII в. предполагало включение в учебный план образовательный учреждений следующих предметов: «Священная история», «Всеобщая история», «Российская история», «Натуральная история». Их взаимосвязь была обусловлена единством объекта - они рассматривали эволюцию человечества в разных аспектах и контекстах. Содержательно доминировала «Священная история». Трудности интеграции указанных предметов были связаны с разными концептуальными основаниями научных знаний, включаемых в новые предметы. Отсюда следовала некоторая противоречивость складывающейся у учеников картины мира. Отбор содержания исторического образования, поиск методов и приемов преподавания предметов исторического цикла, которые активно шли в XVIII в., имеют не только историческое значение: многие «находки» той эпохи нашли отражение в современной методике преподавания курсов истории.
Идентификаторы и классификаторы
XVIII в. стал ключевым периодом для зарождения и становления регулярной системы исторического образования в Российской империи.
Список литературы
1. Белецкий А.В. Русское народное училище по Уставу 5 августа 1786 г. (К столетнему юбилею русского народного училища). Вильна: тип. А.Г. Сыркина, [1886]. 38 с.
2. Витевицкий В. История как предмет в школах России. Часть 1: Историческое образование в дореволюционной России // Обозреватель - Observer. 2016. № 4. С. 72-91.
3. Воронов А.С. Федор Иванович Янкович де Мириево, или Народные училища в России при императрице Екатерине II-й. СПбг: Тип. Эдуарда Праца, 1858. 168 с.
4. Гизель И. Киевский синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славеноросийскаго народа и первоначальных князех богоспасаемого града Киева. 2-е изд., испр. Киев: Тип. Киевопечерской лавры, 1823. 280 с.
5. Гроссе Г. Бергманново Естественное землеописание, сокращенное Готфридом Гроссе; на российской язык с немецкаго, преложенное и изданное в пользу российскаго юношества от Комиссии об учреждении училищ. Ч. 2, содержащая в себе краткое начертание истории естественной. СПб: Печатано у Вильковскаго, содержателя типографии Комиссии об учреждении училищ, 1794. 311 с.
6. Гумеров А.Ш. (свящ.) Православное богослужение как комментарий к библейскому тексту // Комментарий: теория и практика / под ред. Т.А. Касаткиной. М.: ИМЛИ РАН, 2024. С. 67-83.
7. Дильтей Ф.Г. (1723-1781). Первыя основания универсальной истории с сокращенною хронологиею в пользу обучающегося российского дворянства = Premiere elements de l’histoire universelle avec un abrege de la chronologie a l’usage de la jeunes noblesse de Russie. Ч. 1. [Москва]: Тип. Моск. имп. ун-та, 1762. 256 с.
8. Екатерина II. Записки касательно Российской истории. СПб: Имп. тип., 1787. Ч. 1. 416 с. Ч. 2. 375 с.
9. Иловайский Д.И. По поводу пересмотра гимназических программ. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1890. 15 с.
10. Калабухова Г.В., Шаповал В.В. Восприятие свободных искусств в русских землях в XVI-XVII вв. // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2 (63). С. 419-423.
11. Краткая российская история, изданная в пользу народных училищ Российской империи. 3-е изд. СПб: При Имп. Акад. наук, 1805. 192 с.
12. Лещиловская И.И. Федор Иванович Янкович де Мириево (Мириевский) // Славянский альманах [сборник] - 2004. М., 2005. С. 36-44.
13. Ломоносов М.В. Краткой российской летописец с родословием // Сочинение Михайла Ломоносова. СПб: при Имп. Акад. наук, 1760. 75 с.
14. Мельгунова П.Е. Русский быт по воспоминаниям современников: XVIII век: сб. отрывков из зап., воспоминаний и писем / сост. П.Е. Мельгунова, К.В. Сивков, Н.П. Сидоров. Ч. 2. Вып. 3: Время Екатерины II. М.: Задруга, 1923. 260 с.
15. Милин Жива. Темишварски слависта Чезар Апреотесеј и његови радови о румунско-српским културним везама // Исходишта 3. Год. 3, № 3 (2017). С. 225-232.
16. Муравьев А.Н. Священная история. СПб: Тип. А. Бородина и К°, 1842. 516 с.
17. Новая всемирная история о происшествиях в Европе, Азии, Африке и Америке. Изданная в пользу народных училищ Российской империи. Ч. II. 2-м тиснением. СПб: [Тип. Брейткопфа] Печатано у содержателя типографии Комиссии об учреждении школ Ф. Брункова, 1799. 363 с.
18. Новая всемирная история о происшествиях в Европе, Азии, Африке и Америке. Изданная в пользу народных училищ Российской империи. Ч. III. 3-м тиснением. СПб: при Императорской Академии наук, 1806. 363 с.
19. Пушкин А.С. Заметки по русской истории XVIII в. // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 8: Автобиографическая и историческая проза. История Пугачева. Записки Моро де Бразе. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1978. С. 89-93.
20. Россия XVIII столетия в изданиях Вольной русской типографии А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Записки императрицы Екатерины II. Репринтное воспроизведение. М.: Наука, 1990. 288 с.
21. Синелина Ю.Ю. Секуляризация в социальной истории России. М.: Academia, 2004. 222 с.
22. Слободской С. Закон Божий в изложении протоиерея Серафима Слободского: иллюстрированное издание для семьи и школы. М.: Ковчег, 2008. 799 с.
23. Толстой Д.А. Городские училища в царствование императрицы Екатерины II. СПб: Тип. Акад. наук, 1886. 214 с.
24. Устав народным училищам в Российской империи, уложенный в царствование императрицы Екатерины II. СПб, 1786. 122 с.
25. Федулова К. Роль реформ Жюля Ферри в становлении французской системы образования // Молодой ученый. 2016. № 27 (131). С. 627-630.
26. Фельбигер И.И. О должностях человека и гражданина книга, к чтению определенная в народных училищах Российской империи. Изданная по высочайшему повелению. СПб: [Тип. Брейткопфа], 1787. 250 с.
27. Черевина С.А. Воспоминания воспитанницы XVIII выпуска Софии Черевиной, по замужеству Родзянко, от декабря 1847 г. по конец февраля 1853 г. СПб: Тип. А.С. Суворина, 1898. 16 с.
28. Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М.: МИР, 1923. 49 с.
29. Шаповал В.В. Начало преподавания свободных искусств в славянских землях // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: сборник научных статей в рамках Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М., 2023. С. 102-109.
30. Янкович де Мириево Ф.И. Краткая священная история церкви Ветхаго и Новаго завета, изданная для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующия императрицы Екатерины Вторыя; Разсматривана Святейшим Синодом. СПб: [Тип. Брейткопфа], 1784. 108 с.
31. Янкович де Мириево Ф.И. Всемирная история. Изданная для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующия императрицы Екатерины Вторыя. Ч. 1. СПб: [Тип. Вильковского и Галченкова], 1787. 368 с.
32. Felbiger J.I. Von den Pflichten des Menschen und des Burgers: ein Lesebuch fur die Volksschulen in den Stadten des Russischen Reichs, herausgegeben auf den allerhochsten Befehl der regierenden Kaiserinn, Katherina der Zweiten. St. Petersburg: [Gedruckt in der Breitkopfschen Buchdruckerey], 1785. 197 с.
33. Ionescu S. Carte de patrimoniu unicat? A Unique Patrimonial Book? // Libraria. Studii si cercetari de bibliologie. 2003. № 2. P. 231234.
34. Jankovic Th. Ручная книга потребная магистром Иллирических Неунитских малых школ в Цесаро-Кралевских государствах. Ч. I [Nothwendiges Handbuch fur Schulmeister der illyrischen nicht unirten Trivial-Schulen in den Kais. Koniglichen Erblanden]. Wien: Kurzbock, 1776. 253 р.
35. Teodor Jankovic: Kako je jedan Mirijevac postao tvorac ruskog skolstva. URL: https://www.011info.com/ko-je-bio (дата обращения: 15.01.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
20-21 марта 2025г. в Российском государственном социальном университете (РГСУ) состоялись ХХ1Х Социально-педагогические чтения, которые были посвящены творчеству профессора Л. В. Мардахаева. Статья посвящена вкладу Л. В. Мардахаева - выдающегося ученого, основателя научной отечественной школы по направлению «История и теория социальной педагогики» в историю, методологию и технологии развития профессиональной и социальной педагогики. Представлен генезис развития социально-педагогического подхода в педагогике и социальной сфере, описана роль ученого в этом процессе. Путь Л. В. Мардахаева в науке свидетельствует о приверженности его своим идеям по воспитанию молодого поколения. Его научные взгляды характеризуются многогранностью, разносторонностью, широтой позиций, междисциплинарностью, востребованностью. Перспективность развития научных идей Л. В. Мардахаева заключается в ценностных потенциалах его социально-педагогической школы: выделение уровней методологического знания, принципы профессионального образования, развитие профессионального поля в социально-ориентированной направленности, приоритеты социальной педагогики, идеи об особенном социальном мире современного человека.
В статье описано проведение XI Международной научно-практической конференции «Язык и современные проблемы образования», состоявшейся 20-22 февраля 2025 г. на базе Московского педагогического государственного университета, дневной и заочный формат.
В статье описано проведение Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии, экологии и географии в школе и вузе», состоявшейся на базе Государственного университета просвещения 5-7 февраля 2025 г.
В статье описано проведение XVII Международной научно-практической конференции «Шамовские чтения». Содержание многих секций и ключевых докладов обусловлено пониманием необходимости возрождения отечественной теории управления и педагогики в условиях усиливающихся западных санкций и очевидного отказа от безудержной евроинтеграции.
В статье дан анализ теоретических моделей формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
В статье раскрывается сущность творческого компонента трудового воспитания младших школьников; освещаются результаты диагностики сформированности творческого компонента трудового воспитания младших школьников; предлагаются методы и средства эффективности данного компонента.
В статье рассматривается процесс патриотического воспитания студентов, определяемый как действенная любовь к Родине, подкрепленный воспоминаниями об историях подвига героев каждой конкретной семьи как дань памяти героизму и мужеству в годы Великой Отечественной войны.
В статье представлен обзор ряда исследователей относительно методов формирования имиджа музыкального образовательного учреждения. Анализируются компоненты имиджа, рассматриваются технологии формирования имиджа музыкального образовательного учреждения.
В статье рассматривается опыт обучения математике в начальной школе в Сингапуре. Анализируются исследования, положенные в основу сингапурской методики, а также целесообразность ее использования в российском образовании.
Актуальность проблемы обусловлена условиями реализации духовно-нравственного направления воспитания дошкольников в условиях введения Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В статье рассматриваются некоторые методы использования художественной литературы в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста.
В статье рассмотрено содержание компонентов гражданской идентичности дошкольников. Представлены практико-ориентированные модули формирования основ гражданской идентичности и позитивных межэтнических отношений у дошкольников в соответствии с ФОП ДО.
В статье рассматриваются особенности формирования гражданской идентичности младших школьников как специфического педагогического процесса. Выявляется важная роль региональной культуры как комплексного социокультурного и гражданско-патриотического содержания, доступного для чувственно-образного восприятия младших школьников.
В статье представлено формирование когнитивного компонента эстетического воспитания подростков средствами музыкального эстрадного искусства во внеурочной деятельности. Показывается динамика результатов до и после эмпирического исследования в экспериментальной и контрольной группах.
В статье рассмотрены особенности формирования у детей основ гражданской идентичности в дошкольных образовательных организациях на основе анализа содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФОП ДО.
В статье поднимается вопрос необходимости выделения в методике обучения истории в школе понятия «историческая грамотность»; описываются умения, которые составляют основу данной компетенции. В качестве основного инструмента формирования исторической грамотности рассматриваются познавательные задания, включающие работу с историческими источниками, иллюстративным и картографическим материалом. Приводятся примеры познавательных заданий, которые будут способствовать достижению обучающимися значительного спектра образовательных результатов, включенных в современные стандарты.
Статья посвящена актуальной проблеме - поискам методических решений по вовлечению в школьный образовательный процесс культурно-исторического пространства региональной истории - городской среды больших и малых городов России. Рассмотрены практики использования муралов как мест памяти и источников исторической информации. Предложена классификация муралов, обоснована целесообразность их применения при изучении региональной истории на урочных и внеурочных занятиях. Представлена модель деловой игры «Твой город - твой выбор», имеющей междисциплинарный характер. Авторы обосновывают вывод: учебные задания с использованием муралов больших и малых городов России могут стать средством развития исторического мышления, основой для диалога с одноклассниками, родителями, учителями, расширения опыта познавательной деятельности, способствовать гражданской и культурной самоидентификации обучающихся, их ценностных ориентиров.
В статье рассматриваются вопросы изучения государственного реформирования на уроках истории на уровне основного общего образования (5-9 классы). В качестве эффективного инструмента изучения вопросов государственного реформирования автор выделяет применение методических приемов, включающих работу с текстом исторического источника, иллюстративным материалом, схемами и таблицами. Приводятся примеры методических приемов и познавательных заданий, способствующих достижению образовательных результатов, заявленных в нормативных правовых актах, регулирующих образовательный процесс в Российской Федерации.
В статье обсуждаются разнонаправленные векторы реформирования высшего педагогического образования, определяющие его состояние и результаты на современном этапе. Описана противоречивость подготовки педагога, связанная с основными подходами к определению цели и содержания высшего педагогического образования. Показана связь обсуждаемых вопросов с историческими аналогиями, касающимися общего образования. Обосновывается необходимость усиления развивающего характера и фундаментализации высшего педагогического образования в процессе его реформирования.
Статья посвящена изучению религиозного воспитания и обучения в древних цивилизациях Средиземноморья, Ближнего и Дальнего Востока.
В статье рассматриваются особенности педагогического волонтерства и его роль в подготовке будущих учителей начальных классов к осуществлению воспитательной деятельности. Описан опыт работы педагогов Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского в этом направлении.
В статье дано описание вариантов организации практической подготовки обучающихся на практических занятиях и во время проведения практик. Особое внимание уделено учебной практике (предметно-содержательной).
Научно-технический прогресс характеризуется широким внедрением цифровых технологий во все сферы социально-экономической жизни общества. Развитие цифровых технологий в сфере образования диктуется актуальностью и становится неотъемлемым условием успешного развития профессиональной деятельности человека. Использование новых информационно-коммуникационных технологий является начальным условием для дальнейшего развития цифровизации в педагогике.
В статье раскрывается проблема формирования у детей способов самовыражения. Дается определение понятия «самовыражение». Проводится обзор психолого-педагогической литературы, посвященной изучению данной проблемы. Очерчивается область научных отраслей, в рамках которых ведутся исследования в области формирования способов самовыражения. Установлено, что вся информация, которую дети передают через различные способы самовыражения, обеспечивает им содержательное взаимодействие с другими людьми (сверстниками, взрослыми). Передавая сведения о себе, дети подтверждают свое бытие как субъекта, вовлеченного в социальные взаимодействия. Доказано, что именно самовыражение ребенка направлено на отображение его восприятия мира, взгляда на реальность и отношения к окружающему миру (предметному миру, миру природы, миру взрослых, миру детства), позволяет понимать многообразие действительности в его связях и закономерностях. Уточнено, что организация работы как целостной системы предусматривает, в первую очередь, ее рациональную структуризацию. При этом необходимо учитывать, что в педагогической системе рациональность структуры определяется рациональностью отбора содержания, условий, методов и приемов работы. Показано, что если создать соответствующие благоприятные условия, где ребенок поставлен перед понятной, близкой и интересной для него задачей, он может показать себя как активного участника общения со сверстниками и взрослыми, обладающего уникальностью, оригинальностью, талантами, возможностью представить свои достижения в конкретной деятельности. На основе использования комплекса методов и приемов исследована их роль в формировании у детей способов самовыражения. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях социального развития детей, их социальной активности.
В статье анализируются проблемы модернизации гуманитарной сферы в контексте новой парадигмы современного образования - от адаптации к преадаптации. Преадаптация как результат образования рассматривается с учетом вызовов цифровизации и неопределенности, возникновения барьеров на пути инноваций и др. Образование будущего требует обновления его содержания, метапредметности и фундаментальности, осмысленности, понимания над знанием, определения целеполагания, приоритета образовательной модели над экономической моделью. В условиях смешанной реальности вырабатываются новые формы обучения и компетенции. Новая школа находится в поисках смыслов с учетом тенденций развития глобального мира. Субъектность выступает одним из результатов образования. Собственная познавательная деятельность есть источник развития формирования преадаптивного поведения посредством технологий.
В статье поднимается проблема повышения оздоровительного эффекта физкультурных пауз для восстановления зрительной и опорно-двигательной систем школьников, испытывающих негативное воздействие средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в цифровой среде. Рекомендуются средства и техническое оборудование для организации рекреационных мероприятий, упражнений и оздоровительных процедур в перерывах между учебными занятиями с использованием компьютера. Предлагаются методические рекомендации по их проведению с использованием индивидуального и группового методов.
В современном мире цифровые технологии становятся неотъемлемой частью учебного процесса, позволяя совершенствовать процесс преподавания, предоставляя инновационные методы обучения и совместную работу участников образовательного процесса, стимулируя творческий подход и делая образование более интерактивным. Статья посвящена описанию дидактического потенциала онлайн-платформ, обеспечивающих удаленное информационное взаимодействие между субъектами образовательного процесса в условиях цифровой трансформации образования.
В статье рассматриваются вопросы обеспечения единства форм и методов осуществления информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Внимание уделено определению информационно-образовательного пространства предметной области (ИОП ПО). Описаны формы и методы осуществления информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса: единство способов доступа к информационным ресурсам; единство средств самоопределения пользователя, его самоидентификации; единство форм и методов осуществления информационного взаимодействия с партнерами по общению в рамках ИОП ПО; наличие единой базы (единого банка) данных научно-педагогической информации.
В условиях цифровой трансформации образования использование информационных и коммуникационных технологий в современном общем образовании актуализирует вопрос изменения характера информационного взаимодействия участников образовательной деятельности с учетом реализации обучения в цифровой образовательной среде. Опыт активного использования электронного обучения подтверждает возможность конвергенции традиционного и дистанционного обучения. Но новые форматы реализации обучения не обеспечены соответствующей нормативной базой.
В статье представлена педагогическая целесообразность разработки научных подходов на становление и развитие цифровой трансформации образования во взаимосвязи теоретических, методических и технологических решений при использовании современных цифровых технологий. Предложен подход к оценке педагогико-эргономического качества образовательных технологий.
Издательство
- Издательство
- МАНПО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105005, Москва, ул. Радио, д.10 стр 1, каб. 208А
- Юр. адрес
- 109004, г. Москва, Верхняя Радищевская ул., д.16-18
- ФИО
- Артамонова Екатерина Иосифовна (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- manpo@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 3905412
- Сайт
- http://www.manpo.ru