Архив статей журнала
Формирование дидактической компетентности в сфере кибербезопасности имеет большое значение для профессионального становления и самореализации учителя информатики, способствуя повышению качества школьного образовательного процесса и обеспечивая его информационную безопасность в условиях цифровизации общественного пространства. В статье раскрывается сущность понятия «дидактическая компетентность в сфере кибербезопасности» и обосновывается целесообразность использования коэволюционного подхода к ее формированию у учителей информатики. Показана значимость рекуррентного профессионального образования учителей информатики с целью формирования у них данной компетентности. Рассматриваются организационно-педагогические условия эффективности процесса формирования дидактической компетентности в сфере кибербезопасности. Предлагаются средства, позволяющие выполнить эти условия. В качестве таких средств выбраны облачные технологии и средства виртуализации. В заключение делается вывод, что выделенные условия будут способствовать повышению уровня сформированности у учителей информатики дидактической компетентности в сфере кибербезопасности.
В статье предлагается обзор актуальной ситуации с созданием и развитием частных общеобразовательных школ как в регионах России, так и в зарубежных странах. При сохраняющейся тенденции к увеличению количества частных школ в России это происходит не столь быстрыми темпами, как в 90-е гг. XX в. Новые частные школы создаются чаще в регионах с достаточно высоким доходом населения (Краснодарский край), однако и другие регионы поддерживают этот тренд (Пензенская обл.). В ряде регионов мира частные школы становятся более доступными за счет адекватной платы за свои образовательные услуги (Россия, Индия, страны Латинской Америки). Частные школы оказываются более конкурентоспособными за счет большей управляемости, высокой материальной базы, быстрого ответа на современные вызовы общества и государства.
В статье анализируются основные аспекты вопроса о пенсионном обеспечении преподавателей образовательных учреждений XIX-XX вв. в России. Рассматриваются особенности пенсионного обеспечения в земских школах, гимназиях, высших учебных заведениях. Приведенные архивные исследовательские данные и полученные выводы позволят переосмыслить и актуализировать современную ситуацию о пенсионном и материальном обеспечении учителей и преподавателей с новой исторической позиции.
В статье приведены материалы исследования по проверке эффективности использования модели формирования профессионально-правовой компетентности специалиста командного плавсостава в морском вузе. Анализируются результаты, полученные на отдельных этапах педагогического эксперимента; обосновывается эффективность применения разработанных автором методических материалов.
В статье представлена модель формирования готовности студентов психолого-педагогического направления подготовки к здоровьесберегающей профессиональной деятельности. Раскрываются структурно-функциональные блоки модели (методологический, целевой, содержательный, деятельностный и результативный). Представлены и описаны субъект-субъектные отношения в процессе реализации модели. Статья будет полезна для профессорско-преподавательского состава, студентов психолого-педагогического направления подготовки, магистрантов и аспирантов.
В статье поднимается вопрос развития профессиональной педагогической субъектности у студентов педагогического вуза. Современный учитель - это человек, занимающий активную исследовательскую позицию, участвующий в проектировании образовательной среды школы. Профессиональная субъектность учителя - это качество личности, проявляющееся в самостоятельном осознанном выборе и активной позиции в решении педагогических задач.
Проблема слабой школьной успеваемости все острее встает в современном обществе. С одной стороны, на фоне интенсивного научно-технического развития наблюдается повышение требований к уровню подготовки выпускников школ, с другой - снижение показателей успеваемости учащихся как следствие снижения уровня жизни широких слоев населения. В статье рассматриваются природа и факторы низкой успеваемости школьников, ее причины; намечаются некоторые пути ее коррекции. Наиболее перспективным вариантом коррекции успеваемости представляется влияние на эмоционально-волевую сферу учащихся, что способствует не только повышению эффективности учебной деятельности, но и формированию социально адаптивной личности.
В статье представлен анализ антропопрактических аспектов формирования профессиональной самоорганизации студентов и возможностей их реализации в педагогическом процессе современного педагогического вуза, деятельность которого характеризуется структурными и содержательными обновлениями в контексте актуализации идей готовности обучающихся к профессиональной самоорганизации на основе интерактивной антропопрактической модели сопровождения студентов в ходе профессионально направленной учебной деятельности.
В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов. Обосновывается важность формирования инклюзивной компетентности; уточняется понятие «инклюзивная компетентность», определяются ее структурные компоненты; описываются педагогические условия, обуславливающие успешность формирования инклюзивной компетентности студентов педагогического направления подготовки, приводятся примеры их реализации.
В статье рассматривается проблема развития интеллектуально-творческого потенциала студентов среднего профессионального образования (СПО). Рассмотрено понятие «интеллектуально-творческий потенциал»; выделены и описаны компоненты интеллектуальнотворческого потенциала; предложена модель развития интеллектуально-творческого потенциала студентов СПО средствами игровых технологий.
В статье рассматривается феномен педагогической оставленности. Педагогическая оставленность трактуется как высвобождение индивида от прямого воздействия на него социума и поддержание индивида в его восхождении к себе как вселенской субстанции. Педагогическая оставленность связывается со сосредоточением индивида на самом себе (встреча с собою, познание себя, бытие с собою), открытием в себе вселенских семантик, погружением в творчество, вступлением в пространство классического текста как вбирающего в себя полноту и целостность бытия. Педагогическая оставленность показана юности - возрасту открытия человеком в себе больших смыслов и семантик. Обсуждаемая реалия не противопоставляется традиционной педагогике, но сопрягается с ней. Методология работы - идеалистическо-субстратная рефлексия А. А. Гагаева.
В статье рассматриваются вопросы современных трактовок обучения дошкольников техническим умениям в процессе рисования на примере научной школы эстетического воспитания Т. С. Комаровой; представлен анализ работы с детьми старшего дошкольного возраста.