Статья подготовлена в рамках Государственного задания на оказание государственных услуг (выполнениеработ) по проекту FSMF-2023-0008 «Формирование мотивации у обучающихся с инвалидностью и ОВЗ к освоению профессии “технолог“ в системе высшего образования». Авторами исследована проблема профессионального становления лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на этапах получения профессии, в том числе посредством их участия в международном некоммерческом движении «Абилимпикс». В заключении сформулированы выводы, которые будут способствовать данному процессу.
Идентификаторы и классификаторы
В современном обществе одной из актуальных является проблема социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ и приобретения ими профессиональных навыков для полноценной интеграции в трудовую жизнь.
Список литературы
1. Алехина С.В. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / под ред. С.В. Алехиной, Е.В. Самсоновой. -М.: МГППУ, 2022. - 151 с. EDN: VEGZTE
2. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - C. 83-92. EDN: NIYXQF
3. Ахметова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А., Юсупова Г.В., Морозова И.Г. Педагогика и психология инклюзивного образования / под ред. Д.З. Ахметовой. - Казань: Изд-во “Познание” Института экономики, управления и права, 2013. - 204 с. EDN: SFWSNX
4. Байрамов В.Д., Герасимов А.В. Инклюзивная образовательная среда университета: особенности и проблемы проектирования (опыт МГГЭУ) // Психолого-педагогические исследования. - 2019. - Т. 11. - № 3. - C. 15-25. EDN: YXQKDH
5. Белогуров А.Ю., Буланова О.Е. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: сб. научно-метод. материалов / под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. - М.: Спутник+, 2014. - 335 с. EDN: SVSGRQ
6. Волкова А.А., Гаете М., Поташова И.И. Вопросы развития учебно-профессиональной мотивации студентов с инвалидностью и ОВЗ в рамках реализации практик инклюзивного высшего образования // Актуальные вопросы научных исследований: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции (РИНЦ). - Саратов: Цифровая наука, 2023. - С. 253-267.
7. Закон г. Москвы от 10 декабря 2020 г. № 28 “О бюджете г. Москвы на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 гг”. (с изм. на 19 мая 2021 г.). - URL: https://docs.cntd.ru/document/573151115 (дата обращения: 07.12.2023).
8. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2020 г. № 113-РЗ “О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг”. (с изм. на 24 декабря 2021 г.). -URL: https://docs.cntd.ru/document/571091262 (дата обращения: 07.12.2023).
9. Закон Московской обл. от 4 декабря 2020 г. № 251/2020-ОЗ “О бюджете Московской области на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг”. (с изм. на 30 ноября 2021 г.). -URL: https://docs.cntd.ru/document/566497326 (дата обращения: 07.12.2023).
10. Закон Республики Татарстан от 27 ноября 2020 г. № 78-ЗРТ “О бюджете Республики Татарстан на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг”. (с изм. на 25 декабря 2021 г.). -URL: https://docs.cntd.ru/document/571002953 (дата обращения: 07.12.2023).
11. Закон Самарской обл. от 17 декабря 2020 г. № 137-ГД “Об областном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг”. (с изм. на 7 сентября 2021 г.). - URL: https://docs.cntd.ru/document/571027292 (дата обращения: 07.12.2023).
12. Закон Ставропольского края от 10 декабря 2020 г. № 144-кз “О бюджете Ставропольского края на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 гг”. (с изм. на 29 ноября 2021 г.). -URL: https://docs.cntd.ru/document/571026874 (дата обращения: 07.12.2023).
13. Инклюзивное образование [сайт] -URL: https://rgклюзивноеобразование.рф (дата обращения: 26.12.2023).
14. Макарова Т.Ю., Колыванова Л.А. Мотивационные особенности обучения студентов с инвалидностью в рамках профессиональной подготовки // Тенденции развития науки и образования. - 2023. - № 102. - С. 55-58. EDN: NBCNQM
15. Нигматов З.Г., Хайруллин И.Т., Ерова Д.Р. Методологические основания и концептуальные идеи инклюзивного образования // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - C. 250-253. EDN: RAJDZZ
16. Тимирясова А.В., Ахметова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А. Преемственная система инклюзивного образования: в 3 т. -Т. 3: Модель и условия реализации преемственной системы инклюзивного образования / Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Изд-во “Познание” Института экономики, управления и права, 2015. - 300 с.
17. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” // Российская газета. - 31.12.2012. - № 303 (5976). -URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok. html (дата обращения: 18.12.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется педагогическая литература о проблемах трудового и гражданского воспитания подрастающего поколения в исторической ретроспективе. Особое внимание уделено теоретическим наработкам и практическому внедрению идей «трудовой школы» немецкого ученого Г. Кершенштейнера. Сделан вывод, что именно Г. Кершенштейнер предложил модель такой школы, в которой дети из простого народа смогли бы, усваивая определенный объем теоретических знаний, получить необходимый им опыт трудовой деятельности для будущей профессии.
В статье обоснована значимость системного подхода в исследовании проблемы профессионально-творческой самореализации будущих учителей музыки. Осуществлен анализ основных понятий и положений системного подхода, позволивший рассмотреть профессионально-творческую самореализацию будущих учителей музыки как систему. Представлена и охарактеризована авторская педагогическая система, вписанная в образовательную среду университета и конкретизированная целевым, содержательным, субъектным и технологическим компонентами.
В статье рассматривается проблема ценностных ориентиров семейного воспитания, основанного на православной традиции, актуальность которой связана с современной социальнополитической и международной обстановкой, определяющей актуализацию традиционных акцентов в работе с семьей и молодежью.
Статья посвящена изучению дидактических основ организации закрепления знаний учащимися общеобразовательной школы с целью их усвоения. Представлены современные психолого-педагогические подходы к рассмотрению сущности процессов запоминания и закрепления знаний, описаны традиционные и инновационные приемы и методы закрепления учебного материала. Изложено описание опытно-экспериментальной работы, направленной на поиск путей совершенствования процесса закрепления знаний на уроках предметов социально-гуманитарного цикла. Экспериментальное изучение нацеливалось на установление эффективности приемов и методов закрепления, обусловливающих качество усвоения социально-гуманитарных знаний. Описан ход проведения опытно-экспериментальной работы, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Показаны исходные и итоговые результаты ее проведения на основании установленных критериев и уровней определения качества закрепления социально-гуманитарных знаний. Представлены полученные результаты, отражающие динамику повышения качества закрепления знаний как достигнутый результат применения приемов и методов закрепления продуктивного характера.
В статье обоснована актуальность и необходимость решения проблемы формирования социальной активности молодежи в условиях становления Луганской Народной Республики. Раскрывается специфика взаимодействия школы и местного сообщества как фактор развития социальной активности у старших подростков. Актуализируется педагогический опыт работы общественно-активных школ Луганской Народной Республики.
В статье анализируется нормативно-правовое регулирование дистанционного образования в России в 1995-2020 гг. Рассмотрены основные понятия в области внедрения дистанционного обучения: дистанционные образовательные технологии и электронная информационно-образовательная среда. Проанализированы утвержденные методики применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ за 2002, 2005, 2014 и 2017 гг.
В статье анализируются понятия «молодежь» и «студенческая молодежь» в различных исследованиях. Молодежь рассматривается как активный элемент политической жизни, в том числе студенческая. Дается социально-психологический анализ студенческой молодежи, а также изучение студенческих лет как особенной фазы социализации, в том числе политической.
В статье рассмотрено профессионально-личностное самоопределение студентов как производное процесса их вузовской социализации, обеспечивающее субъективное освоение социальной действительности или внешнего социального опыта. Обозначено, что самоопределение тесно связано с возможностями самореализации, саморазвития, чувством уверенности в себе, эффективностью деятельности студентов в вузе. Личностно-профессиональное самоопределение обучающихся рассмотрено как производное процесса их вузовской социализации. Раскрыты основные особенности профессионально-личностного процесса становления будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в Луганском государственном педагогическом университете.
В статье рассматриваются основные феномены и структурные компоненты студенческого мировоззрения в соответствии с возрастными характеристиками студентов, такие как социальный портрет, социализация, культурные запросы студентов. Делается вывод о сензитивности студенческого возраста к формированию мировоззрения. Поднимается проблема конструирования адекватной деятельности.
В статье на основании выделенных требований к современному преподавателю высшей школы, а также в результате опроса научно-педагогических кадров на предмет значимости факторов, влияющих на процесс их профессионально-личностного развития, определены этапы, отражающие логику и последовательность профессионально-личностного развития научно-педагогических кадров высшей школы.
В статье рассматриваются основные механизмы развития науки в Луганском государственном педагогическом университете (ЛГПУ) в свете новых требований, вызовов и реалий. Определяется вектор научного и инновационного развития, анализируются возможности вузовской науки на современном этапе, определяется научно-педагогический потенциал.
В статье рассматривается актуальность использования фразеологических единиц при формировании коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка в средней школе. Раскрывается основная сущность понятия «фразеология», обладающее обширными метапредметными связями. Особого внимания заслуживает употребление фразеологических единиц в живой разговорной речи, делающих ее точной, образной, отражающей национальную специфику изучаемого языка, культуры носителей данного языка. Приводятся некоторые методические рекомендации для успешного формирования коммуникативной компетенции с помощью фразеологизмов в обучении немецкому языку на примере одного из видов речевой деятельности - говорении, способствующие созданию мотивации к изучению немецкого языка и культуры.
Статья посвящена актуальной проблеме трудового воспитания, профориентации, выбору профессии обучающимися, а также роли, которую она играет в становлении личности и дальнейшем влиянии на жизнь человека. Представлены формы работы, система упражнений и заданий о труде и профессиях на уроках русского языка, литературы и внеклассных занятиях, выполнение которых будет способствовать формированию знаний о разных профессиях и поможет обучающимся в выборе своего трудового пути. Новизна статьи заключается в том, что приведенные виды работ будут полезными для учителя как при составлении плана воспитательной работы, так и плана урока в определенной системе.
Тестирование является неотъемлемой частью учебного процесса и одним из эффективных способов проверки знаний. В статье рассмотрены достоинства и недостатки тестов открытого и закрытого типов. С помощью анкетирования определено отношение студентов и преподавателей к написанию тестовых заданий открытого типа. Выявлено, что тестовые задания открытого типа более объективно оценивают знания студентов, чем задания закрытого типа, но вызывают больше волнений перед написанием. Показано, что в процессе проведения занятий необходимо использовать различные методические подходы для снижения уровня стресса, вызванного предстоящей процедурой тестирования.
STEM-образование в настоящее время считается одним из главных трендов мирового образования. В статье представлены определение, классификация и процесс формирования тем STEM при изучении физики учащимися средних школ Вьетнама. Проанализированы результаты исследования, проведенного на базе средней школы Ан Луонг Донг (провинция Тхуатхиен Хуэ, Вьетнам).
В статье рассматривается проблема подготовки студентов, обучающихся по программам педагогического бакалавриата и магистратуры, к организации и осуществлению научно-исследовательской работы по учебным предметам «Биология» и «Химия». Отмечается значимость индивидуальных образовательных траекторий студентов как педагогической технологии реализации готовности к научно-исследовательской работе со школьниками.
В статье рассматриваются попытки организации национальной школы в Ленинграде в 1930-е гг. Успехи и неудачи этих инициатив осмысляются в контексте меняющихся социальных и бытовых условий. Особое внимание уделено уточнению персонального состава инициативных групп.
Актуальность статьи определяется необходимостью приступить к изучению сложных правовых вопросов на уроках обществознания в 7 классе, т. е. по педагогическим меркам значительно раньше, чем это предполагалось прежней программой. Несмотря на схожесть содержания, учителю приходится учитывать возрастные особенности при отборе содержания, методов и приемов. В статье раскрываются особенности изучения темы «Трудовое право» на уровне основного общего и среднего общего образования, а также приводятся примеры комплексных заданий и ситуационных задач, которые позволят эффективно достичь результатов, заложенных в образовательных стандартах.
В статье рассматриваются методические аспекты при организации уроков истории или внеурочных занятий патриотической направленности. Предложена модель урока истории на основе технологии обучения в сотрудничестве для проектирования уроков или занятий, задачами которых является не только расширение исторического кругозора и развитие критического мышления обучающихся, но и формирование таких личностных результатов, как патриотизм, российская гражданская идентичность, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свою Родину, готовность к служению и защите Отечества. Описана организация урока истории «Плакаты военных лет: 1941-1945» в соответствии с вышеназванной моделью; даны методические рекомендации по его проведению.
В статье представлен анализ проблемы поколения NEET, обозначены основные причины возникновения этого феномена, определена взаимосвязь этого явления с развитием национальных систем образования.
В статье описываются особенности коммуникативно-деятельностного подхода; рассматриваются основные принципы, на которых он базируется. Представлена разработка задания, которая может послужить схемой для создания упражнений к урокам русского языка в основной и средней школе.
Формирование читательской грамотности является важным компонентом школьного курса обществознания, так как оно способствует развитию навыков критического мышления, анализа информации, самостоятельного изучения источников, а также позволяет получить широкий обзор знаний о социальных процессах и явлениях. В современном мире, насыщенном информацией, умение анализировать и понимать тексты становится все более важным. Читательская грамотность позволяет школьникам осознанно работать с текстами, выявлять их главную идею, аргументы и доказательства, оценивать достоверность и надежность информации. Она также помогает ученикам различать факты от мнений, распознавать риторические приемы и логические ошибки в тексте. Через изучение текстов обществоведческой направленности школьники узнают о различных социальных проблемах, политических и культурных явлениях, а также об историческом и современном развитии общества. Это помогает им развить аналитическое мышление и сформировать свою собственную позицию по различным социальным вопросам. В статье представлены варианты заданий при работе с различными видами текста в школьном курсе обществознания: научные, научно-популярные и нормативные тексты.
Новые проблемные области в образовании ныне часто основаны на моделировании различных аспектов концепта функциональной грамотности. Об этих понятиях уже можно и полезно говорить с точки зрения истории образования. Одним из важных и популярных концептов в этом ряду является 4К. В статье рассмотрены некоторые аспекты формирования этого понятия.
В статье анализируется опыт педагогического сопровождения проектной деятельности в контексте реализации требований образовательных стандартов и федеральных образовательных программ по формированию функциональной грамотности обучающихся. Анализируются результаты реализации проектной деятельности на примере проектов, выполненных в рамках федеральной инновационной площадки «Реализация сетевой образовательной программы в старшей школе» и во время курса по изучению языкового ландшафта современного мегаполиса в МГПУв 2020-2023 гг. Обсуждаются вопросы педагогического сопровождения на всех этапах выполнения проекта; предлагается алгоритм организации проектной деятельности с учетом выработки навыков XXI в.
В статье изложены отдельные результаты исследования, посвященного постнеклассическим аспектам видоизменения роли педагогической оценки в преподавании предметов общественно-научного цикла. Чтобы обучающийся интериоризировал актуальные смыслы и ценности, транслируемые в ходе преподавания предметов общественно-научного цикла, педагогической оценкой следует охватывать как традиционные отчуждаемые знания и умения, так и неотчуждаемые личностные новообразования обучающихся.
В статье рассмотрена роль педагога как ключевого участника в процессе формирования эффективных взаимоотношений и достижения высокого уровня успеваемости в рамках негосударственной образовательной организации. Исследованы применяемые в странах ОЭСР модели найма и приема на работу преподавателей в секторе частного образования. Выделены особенности жестких и мягких навыков, а также требования к профессиональным обязанностям, которым должен соответствовать педагог частной школы. Рассмотрены функции и роль педагога негосударственного образовательного учреждения в российских условиях. Отмечены наиболее значимые функции педагога для повышения уровня успеваемости учеников, а также повышения общей эффективности частной образовательной организации.
Освоение студентами образовательных компетенций, заявленных во ФГОС ВО, требует включения обучающихся не только в исследовательскую, но и в проектную деятельность. Освоение опыта разработки и реализации проекта может быть реализовано при осуществлении выпускной квалификационной работы. В статье представлен и прокомментирован возможный состав проектной выпускной квалификационной работы.
Федеральная образовательная программа общего образования является важнейшим стратегическим документом, который во многом определяет содержательные и технологические приоритеты отечественной системы общего образования. Однако данный документ в настоящее время обладает не только положительными характеристиками, но и очевидными недостатками. Некорректное определение содержания универсальных учебных действий и методических подходов к их овладению учащимися актуализируют необходимость совершенствования данного документа.
Издательство
- Издательство
- МАНПО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105005, Москва, ул. Радио, д.10 стр 1, каб. 208А
- Юр. адрес
- 109004, г. Москва, Верхняя Радищевская ул., д.16-18
- ФИО
- Артамонова Екатерина Иосифовна (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- manpo@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 3905412
- Сайт
- http://www.manpo.ru