Любая национальная литература как часть мировой культуры является тем немногим, но значимым средством, противостоящим угрозе глобализации в мире. Литература, основанная на художественном, идейно-эстетическом перевоплощении фольклорных традиций, народной архетипической культуры, позволяет сохранить этническую идентичность и самобытность. Цель данной статьи - раскрыть художественное своеобразие творчества башкирской писательницы Тансулпан Гариповой, основанного на художественном воплощении национальных фольклорных традиций, питавших его на всем протяжении становления автора как мастера слова. В этом отношении ее произведения поднимают значимые нравственно-этические проблемы, вопросы о добре и зле, светлом и темном, выражают общечеловеческие идеи, идеи гуманизма и человечности. В романе «Буренушка» нашла художественное перевоплощение народная мудрость, мораль, отразившаяся в народной сказке о сердце матери, возвысив тем самым образ женщины, матери до высокохудожественного уровня, возложив на нее значимые нравственно-этические, художественно-эстетические функции. К мастерским способам художественного изображения Тансулпан Гариповой относится усиление контрастности в показе диалектических противоположностей жизненных ситуаций, коллизий и идейно-эстетических принципов, типов, характеров героев, сюжета, стилистических и языковых своеобразий, средств описания романа. Все произведения Тансулпан Гариповой изображаются на фоне народного мировоззрения, самобытной национальной традиционной культуры, что позволяет сохранить этническую принадлежность как культуры в целом, так и башкирской литературы в частности от глобализационной уравниловки.
Проанализированы количественные и качественные показатели подроста под пологом древостоя в полосах завершающего приема двухприемной чересполосной постепенной рубки. Исследования проводились в производных березовых насаждениях Южно-таежного лесного района европейской части Российской Федерации в пределах Удмуртской Республики. В процессе исследований использован метод пробных площадей. Последние закладывались в полосах древостоя, оставленного на завершающий прием чересполосной постепенной рубки. Ширина полос варьировалась от 10 до 35 м. Установлено, что, несмотря на боковое освещение, под пологом оставленных на доращивание полос древостоя практически отсутствует хвойный подрост сопутствующей генерации. Причина отсутствия хвойного подроста объясняется высокой сомкнутостью полога сложного двухъярусного древостоя. Первый ярус при этом представлен мягколиственными породами с доминированием березы, а второй - елью и пихтой. Основой формирования второго яруса послужили подрост и молодняк указанных пород предварительной генерации. Экспериментально установлено, что лесоводственная эффективность чересполосной постепенной рубки в производных березняках района исследований может быть обеспечена только при наличии под их пологом жизнеспособного подроста ели и пихты предварительной генерации и его сохранении в процессе проведения лесосечных работ. Реализация данного положения обеспечит переформирование производных мягколиственных насаждений в коренные хвойные чересполосной постепенной рубкой, не прибегая к искусственному лесовосстановлению.
В статье исследуется роль нейросетей в музейной практике, популяризации искусства и сохранении культурного наследия, где особое внимание уделено технологиям, таким как Flux и KlingAI. Указанные нейросети активно используются для создания фотореалистичных изображений и анимаций, привнося интерактивные элементы в музейные экспозиции и делая их доступными для широкой аудитории, в том числе – онлайн.
Автором рассматриваются особенности таких нейросетей как Flux 1.1 Pro, разработанной для генерации изображений по текстовым запросам и поддерживающей постобработку изображений в режиме «Ultra RAW». Ее функции расширяют возможности музейных и культурных организаций в создании визуально захватывающего контента. Также в статье описывается нейросеть KlingAI, позволяющая конвертировать изображения и текстовые запросы в короткие видео и анимации, что особенно полезно для создания видеоконтента на основе классических произведений искусства. Подчеркивается такое преимущество KlingAI как возможность интеграции с Flux. Связка технологий становится мощным инструментом для музейного маркетинга и привлекает внимание аудитории, создавая интерактивные афиши и уникальные видео для социальных сетей и выставок искусства. Нейросети применяются и в реставрации культурного наследия. Также приведен пример использования нейросетей в проекте Vesuvius Challenge по расшифровке обугленных свитков из Геркуланума. Нейросеть анализирует томографические данные, которые позволяют «развернуть» свиток виртуально и читать текст, не повредив хрупкий материал. Такой подход минимизирует риск разрушения артефактов и сохраняет культурные ценности для последующих исследований.
В статье также рассматриваются этические вопросы, связанные с использованием нейросетей при работе с культурным наследием, включая необходимость строгой экспертной проверки результатов их работы, предотвращение ошибок и искажений, а также соблюдение разграничений между оригинальными произведениями и реконструкциями. Особое внимание уделено значению разработки этических стандартов и нормативной базы для ответственного применения нейросетей, обеспечивающих защиту прав всех участников и минимизацию возможных рисков.
В статье приводится как из рисовой шелухи, которой является конечными отходами рисообрабатывающего производства, можно получить кремнезема различной степени выхода, обработав при различных температурных условиях. Как правило, такие отходы подвергаются сжиганию или могут быть просто выброшены, дым, выделенный от сжигания таких отходов, может негативно повлиять на окружающую среду и привести к загрязнению. В настоящее время, в связи с развитием современных электронных технологий, аморфный диоксид кремния обладает высоким использованием. В этой работе были рассмотрены вопросы получения аморфного кремнезема. Для определения их характеристик, в процессе работы были использованы методы рентгеновского дифракции, инфракрасного спектрального и сканирующей электронной микроскопии. В данной работе определена чистота и структура диоксида кремния.
В статье представлена характеристика особенностей агроландшафтов в Геленджикском районе, который относится к Черноморской зоне Краснодарского края. Обзор охватывает параметры климата, рельефа, почв, гидрологического режима, а также показатели разнообразия флоры и фауны региона. Рассматривается роль аграрного сектора в формировании и использовании агроландшафтов этой территории.
Представлены результаты оптимизации выбора лакокрасочных материалов, позволяющих увеличить срок службы защитного покрытия, с использованием современных подходов химико-аналитического контроля. Исследованы современные проблемы в области окраски грузовых железнодорожных вагонов на предприятии АО «Барнаульский вагоноремонтный завод». Выделены основные этапы проведения химико-аналитического контроля лакокрасочных материалов.
Художественный образ лежит в основе любого искусства. Впервые в рамках данной статьи художественный образ выступает структурной единицей образной системы детских рисунков войны. На примере рисунков, выполненных детьми в период Гражданской войны в Испании (1936–1939 гг.) и Великой Отечественной войны в Советском Союзе (1941–1945 гг.), рассматриваются художественные образы военного детства в историческом контексте военной действительности. Общие тенденции создания художественных образов в творчестве испанских и советских детей прослеживаются на жанровом, тематическом и ком- позиционном уровнях, что позволяет выделить рисунки в отдельные типологические группы, такие как образ-событие, образ-личность, образ-копия, образ-идея. Посредством созданных детьми образов предстают различные события исторического прошлого, отражающие жизнь детей в экстремальных условиях военного времени. Рисунки испанских и советских детей времен войны демонстрируют схожую палитру художественных образов военного детства: переживания вражеских налетов, внимание к окружению, почитание вождей, эмоциональный опыт последствий войны, героизацию прошлого и внимание к культурному наследию. Образность рисунков соотносится с ценностными ориентирами своего времени, синхронизируется с идеологическими и социокультурными процессами, происходившими в разные исторические периоды. Художественное осмысление реальности проявляется в жанровой самобытности и сюжетных композициях. В своем творчестве дети достигают необыкновенной глубины, убедительности и ясности, вырабатывая собственные изобразительные приемы и правила. Сказочные образы на плоскости листа «сталкиваются» с реальными событиямивоенных дней, проявляя признаки нового жанра, а личные истории авторов находят отражение в портретной галерее и тематическом разнообразии рисунков.
Статья посвящена анализу рисунков и коллажей Сергея Параджанова, выполненных им за время отбывания второго срока заключения (17 декабря 1973 – 30 декабря 1977). Показано, как Параджанов раскрывает свои тяжёлые переживания через визуализацию христианских образов и ценностей. На основе анализа эмпирического материала автор семиотически реконструирует эмоциональный мир Параджанова. В статье прослеживается, как инстинкты и этические ценности Параджанова-человека породили его архетипические визуальные тексты, основанные на оппозициях «вор vs святой», «верх vs низ», «правое vs левое» и т. д. Исследование визуального материала производится в контексте тюремных писем Сергея Параджанова, соответственно, его художественные произведения интерпретируются в контексте вербального дискурса. Такой подход позволяет увидеть творчество Параджанова в аспекте комбинации вымысла с реальностью.
В статье обосновывается тезис, согласно которому заключённый Параджанов целенаправленно выражал свои эмоциональные состояния посредством архетипических (христианских) нарративов, оппозиций, символов. За время пребывания «на зоне» художником создано немало «сжатых» визуальных
текстов – рисунков, коллажей, главным нарративом которых является «святой» в тюрьме в разных визуальных мизансценах.
Данная статья посвящена изучению российского менеджмента с точки зрения социологии управления. Развитие современного управления невозможно без использования культурного фактора. В работе авторы дали оценку российского менеджмента по параметрам культуры, выделенным Клакхоном и Стродбеком, с учетом предложенной авторами классификации предприятий.
Целью исследования явилось выявление характерных черт, свойственных произведениям традиционного прикладного творчества калмыков, в изделиях декоративно-прикладного искусства, созданных современными мастерами, а также анализ примеров сохранения элементов ремесленной культуры в сочетании с новыми технологиями художественной обработки древесины. В качестве материалов исследования использованы в том числе ранее не публиковавшиеся произведения художников Калмыкии. Впервые сопоставляются традиционные технологии изготовления и декорирования памятников прикладного искусства калмыков из фондов российских музеев и современные методы создания предметов быта, мелкой пластики, скульптуры и сувениров, используемые художниками Калмыкии. Впервые выявлена аналогия между способами инкрустации металлом на изделиях из дерева в калмыцком прикладном искусстве и технологиями декорирования орнаментальной насечкой металлом в работах аварских мастеров из селения Унцукуль (Дагестан).
Рассматриваются вопросы, касающиеся условий, способствующих совершению преступлений. Отечественные криминологи, сформировавшие советскую криминологию, которая используется и сейчас, неоднозначно подходили к решению этого вопроса. Одни разделяли причины и условия между собой по механизму их действия; другие видели трудности в их разграничении на общесоциальном уровне и называли их общим термином «детерминанты». Но на индивидуальном уровне разграничивали причины и условия между собой и в качестве последних разработали концепцию криминогенных и антикриминогенных ситуаций, в которых находились лица при совершении преступлений. В статье дается подробный критический анализ этих точек зрения.
Исследованы малоформатные матричные фотоприемники спектрального диапазона 3÷5 мкм на основе матриц фотодиодов из антимонида индия с минимальной дефект-ностью и однородной чувствительностью. Показано, что отбор пластин из слитков InSb для изготовления МФЧЭ в соответствии с анализом статистических данных и применение группового утоньшения и отмывки позволили получить 22 % бездефект-ных от общего числа матричных фотоприемников (МФП) при бездефектной цен-тральной области. Установлено, что обработка ионами аргона смотрящей стороны фотодиодной матрицы существенно улучшает однородность распределения чувствительности по площади МФП.