ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ (2024)

Введение: статья посвящена научному анализу роли органов внутренних дел (полиции) в системе субъектов профилактики преступности в Российской Федерации и в отдельных зарубежных странах.

Материалы и методы: в процессе исследования использовались методы: аналогии, сравнительно-правовой, исторический, формальной логики. Эмпирическую базу исследования составили статистические данные ГИАЦ МВД России о состоянии преступности в России, Санкт-Петербурге и Ленинградской области в период с 2015 по 2023 год, результаты опубликованных эмпирических и социологических исследований, проведенных другими авторами, а также опубликованные статистические материалы по состоянию преступности в различных регионах России.

Результаты исследования: в статье отражены зарубежные аспекты профилактики преступности, тождественные российской системе профилактики и отличающиеся от нее; проанализировано российское и зарубежное законодательство; представлен криминологический опыт в области профилактики преступности; рассмотрены современное состояние, тенденции, проблемы в сфере профилактики преступности.

Обсуждение и заключение: авторы приходят к выводу, что под профилактикой преступности понимается совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление, ограничение факторов совершения правонарушения, устранение обстоятельств, влияющих на его совершение, нейтрализацию общественной опасности правонарушителя, воспитание личности на принципах законности, проявляющихся в недопустимости антиобщественного поведения и совершения правонарушений в будущем. Система профилактики преступности - это комплекс элементов, характеризующихся четкой и многоуровневой структурой, включающей, помимо субъектов, объекта, предмета, видов и форм профилактики, экономические и юридические, организационные и материально-ресурсные меры, направленные на выявление, устранение детерминант преступности (причин и условий), криминологическое воздействие на объекты профилактики (содержание профилактики в виде мер по направлениям).

Издание: ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Выпуск: Т. 15 № 1 (55) (2024)
Автор(ы): ЯКОВЛЕВА МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВНА, КОРСИКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Сохранить в закладках
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО В ЗДАНИИ, ЯВЛЯЮЩЕМСЯ ОБЪЕКТОМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ) (2025)

В статье исследуются особенности деятельности гостиничных предприятий, действующих в зданиях, являющихся объектами культурного наследия. Анализируется сложность управления такими объектами, связанная с требованиями по сохранению исторических обликов и соблюдению законодательства в сфере охраны культурного наследия. Исследуются аспекты современных гостиниц в исторических зданиях, включая инвестиции в реставрацию и адаптацию, а также маркетинговые стратегии привлечения туристов. Статья содержит практические рекомендации по управлению гостиничным бизнесом в условиях ограничения, присвоения статуса объекта культурного наследия, и направленные на повышение эффективности и устойчивости деятельности таких предприятий.

Издание: ВОПРОСЫ ОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Выпуск: № 1 (9) (2025)
Автор(ы): Шелопугина Наталья Александровна, НОСКОВА Е. Д.
Сохранить в закладках
ХРОНОТОП ВОЙНЫ НАЧАЛА XXI ВЕКА: ВОЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ (2023)

Введение. Война как социальный феномен во все времена была объектом философской рефлексии, так как её результаты во многом определяют дальнейшее развитие общества, оказывают глубокое влияние на все сферы социальной жизни. В связи с продолжающейся так называемой специальной военной операцией, которую проводит Россия на Украине и которая одновременно является прокси-войной коллективного Запада против нашей страны, идёт уточнение современного философского дискурса войны [14]. Одним из важных аспектов онтологии войны является рассмотрение её хронотопа. Пространственно-временной фактор оказывает значительное влияние на ход и результат боевых действий в современной войне, что делает его исследование весьма актуальным.

Цель. Дать характеристику хронотопа современной войны. Показать влияние пространственно-временного фактора на ход и результат боевых действий.

Методы. Являясь сторонниками реляционной концепции пространства и времени, авторы рассматривают хронотоп войны как её внутреннее атрибутивное свойство. Кроме того, мы опираемся на методологию синергетики, которая позволяет помимо внешнего универсального пространства-времени выделять внутреннее пространство-время открытых сложных неравновесных систем. Мы применили структурно-функциональный анализ для исследования материальных и идеальных объектов, влияющих на характеристики пространства и времени современной войны. Нами также использованы общенаучные методы: абстрагирование, сравнение, описание и объяснение. Научная новизна. Дана характеристика хронотопа войны начала XXI века, рассмотрены тенденции его изменений. Обосновывается необходимость учёта пространственно-временных изменений при планировании и ведении боевых действий в современной войне.

Результаты. Новые средства ведения боевых действий, а также соответствующие им изменения в тактике, оперативном искусстве и стратегии существенным образом переформатируют хронотоп войны. Пространство современной войны коренным образом трансформируется за счёт того, что противоборство одновременно происходит не только на плоскости, но и в воздухе, в космосе, под водой и даже в социальных сетях. Новые возможности ударных систем меняют представления о таких характеристиках пространства войны, как фронт и тыл. То, что ранее считалось глубоким безопасным тылом, в эпоху использования ракет и боевых дронов таковым уже не является. Время войны также меняется. Возрастание скорости полёта боеприпасов, самолётов, ракет повышает динамику сражений, интенсифицирует все процессы на поле боя. Гиперзвуковые системы меняют темпоритм войны, космические спутники, разведывательные дроны и новые технологии позволяют командиру, управляющему сражением, видеть всё происходящее на поле боя в режиме реального времени, независимо от удалённости от объектов. Каждая новая война ведётся в присущем ей пространственно-временном континууме. Для победы в войне необходимо всё это учитывать.

Выводы. Хронотоп войны в рамках преобладающей в современной философии реляционной концепции пространства и времени меняется в связи с появлением принципиально новых средств ведения боевых действий, обладающих новыми возможностями. Это требует существенной корректировки управления боем, обеспечения адекватности поведения человека на войне, подготовки войск с учётом характеристик пространственно-временного континуума конкретной войны, понимания со стороны командного состава сути изменений в пространстве и времени современной войны. Старые шаблонные представления о хронотопе войны могут стать причиной дезориентации человека на поле боя. Это требует не только философской рефлексии происходящих пространственно-временных изменений, но и практического учёта новых знаний при подготовке войск, при планировании и ведении боевых действий.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 2 (96) (2023)
Автор(ы): Лукин Анатолий Николаевич, Домрачев Сергей Станиславович
Сохранить в закладках
Хлебные карточки (2025)

Для цитирования: Шпаковский Ю. Г. Хлебные карточки. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2025;1(1):206-211.

Издание: ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)
Выпуск: № 1 (125) (2025)
Автор(ы): Шпаковский Юрий Григорьевич
Сохранить в закладках
Хор a cappella «Как реку перейти?» Ю. А. Евграфова: фольклор и композитор (2025)

Предметом данного исследования выступает проблема «фольклор и композитор» как одна из актуальнейших в современной отечественной музыкальной культуре. Объектом исследования является рассмотрение современных методов композиторской работы с фольклорным источником. Целью настоящей статьи является изучение претворения русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» в хоре a cappella «Как реку перейти?» Ю. А. Евграфова. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как атрибутирование литературно-текстового источника; раскрытие особенностей хорового письма композитора. Выявляется ряд ключевых позиций: состав исполнителей, формообразование, хоровая фактура. Особое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с методом цитирования в неофольклорных произведениях отечественных композиторов. Автор констатирует, что на данный момент широкая палитра средств музыкальной выразительности открывает фактически безграничные возможности при синтезе традиции и инновации, что вносит постоянные обновления как индивидуальный авторский стиль, так и в общее развитие неофольклоризма. Методология заключается в синтезе исторического и теоретического метода. На его основе выявлены исторические предпосылки возникновения «новой фольклорной волны» в отечественном музыкальном искусстве второй половины ХХ века. Отдельное внимание уделено роли И. Ф. Стравинского Исследовательский опыт направлен на установление взаимосвязей между русским фольклором и развитием современной отечественной хоровой музыки. Основным выводом проведенного исследования становится парадигма глубокой связи фольклора и профессиональной академической музыки в современном отечественном искусстве. В частности, такая позиция стала определяющим фактором для творчества московского композитора второй половины ХХ - начала XXI века Юрия Анатольевича Евграфова. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение ранее не выступающего объектом специального исследования хора a cappella «Как реку перейти?». Новизна исследования заключается в том, что впервые представлены материалы о преломлении фольклорных тенденций в хоровом творчестве a cаppella Ю. А. Евграфова. Акцентируется внимание на необходимости изучения исторических и теоретических аспектов становления и развития неофольклорных стилевых тенденций в современной отечественной хоровой музыке. В этом отношении именно достижения Московской композиторской школы, и, в частности, хорового творчества a cappella Ю. А. Евграфова, становятся знаковым явлением.

Издание: ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА
Выпуск: № 4 (2025)
Автор(ы): Шубина Анастасия Владимировна
Сохранить в закладках
ХРОНОЛОГИЯ ЭЛИТНОГО КУРГАНА ЯМНОЙ КУЛЬТУРЫ МОГИЛЬНИКА БОЛДЫРЕВО IV В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ДАННЫМ СТРАТИГРАФИИ, ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА И РАДИОУГЛЕРОДНОГО ДАТИРОВАНИЯ (2024)

В настоящей работе ставится задача публикации новых данных радиоуглеродного датирования кургана 1 в могильнике Болдырево IV, отличающегося четкой стратиграфией и неординарностью погребального обряда в сравнении с известными некрополями ямной культуры. Курган 1, один из наиболее крупных в Поволжье и в Южном Приуралье, исследован в 2019-2020 гг. Ранний горизонт представляли две небольшие насыпи над погребениями детей, окруженные рвами, состоявшими из отдельных ям. Позднее между курганами для детей было совершено коллективное погребение пяти взрослых человек в огромной по размерам и сложной по конструкции погребальной камере, над которым и был сооружен большой курган, перекрывший также и оба детских кургана. Все основные погребения под ранними насыпями и погребение 5 под большой насыпью представляют единый культурный и эпохальный комплекс, принадлежат ямной культуре. Согласно археологическим и палеопочвенным данным строительство кургана 1 происходило планомерно в течение интервала времени, который определен примерно в 200 лет. Радиоуглеродное датирование показало, что сооружение кургана происходило в пределах калиброванного интервала 3300 - 2600 лет ВС. Уточнение нижней и верхней границ этого интервала затруднительно по ряду причин. Площадка, видимо, до и по ходу строительства кургана являлась местом сакральных церемоний и общественных собраний многих родовых кланов ямной культуры. Впускное погребение двух женщин было совершено на вершине кургана в финале бронзового века.

Издание: ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (47) (2024)
Автор(ы): Моргунова Нина Леонидовна, Файзуллин Айрат Асхатович
Сохранить в закладках
Характер репрезентации Первой мировой войны на дореволюционном экране в контексте русской философской и публицистической литературы начала ХХ века (2024)

В статье рассматриваются вопросы репрезентации Первой мировой войны на отечественном дореволюционном экране. В работе дается типология военных игровых фильмов и анализируется ее трансформация с 1914 по 1916 годы. Особое место в работе уделяется исследованию характера формирования образа врага в кинематографе этого направления. Для понимания причин появления тех или иных экранных образов дается общеисторический и культурный контекст. В частности, внимание уделяется трудам русских философов (Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков), писавших о мировой войне, которая должна изменить политический и социокультурный ландшафты в Европе.

Издание: ВЕСТНИК ВГИК
Выпуск: Том 16, №1 (59) (2024)
Автор(ы): Виноградов Владимир Вячеславович
Сохранить в закладках
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В КОНТЕКСТЕ ДЕЙСТВИЯ ГЕШТАЛЬТА ПОСТПРАВДЫ (2024)

Статья посвящена рассмотрению особенностей бытования современных систем культурно значимых визуальных образов, в том числе художественных, воплощающих наиболее важные нормативные интерпретирующие императивы, заданные гештальтом постправды. Методологическим основанием исследования выступают феноменология и постструктурализм. В статье рассмотрены факторы существования актуальной визуальной культуры, обращено внимание на последствия иконического поворота в академическом интеллектуализме, акцентируется массовая трансформация понятийного мышления в клиповое. Также в статье анализируется общая логика существования медиасферы, рефлексируется ее выстроенность вокруг сверхзадачи манипулирования общественным сознанием через выстраивание перед потребителями информационного контента таких визуальных рядов, которые, вызывая у людей определенный эмоциональный отклик, заставляли бы их поступать нужным образом. Отмечается уникальность культурного контекста, в котором в наши дни существует искусство в целом, указываются специфические черты современных визуальных художественных образов, раскрывается технологический аспект их существования. Демонстрируется предопределенность эстетического шока в качестве единственной формы воплощения подлинно художественного содержания, выступающей как маркером глобальной культурной провокативности, так и одним из определяющих механизмов конструирования новых общественно значимых смыслов. Раскрывается роль условного современного художника как человека, который всегда включен в игру символических демонстраций, благодаря которым актуализируются псевдобытийные смыслы постправды. Показывается возможность отождествления художественного и политического. Делается вывод о влиянии исследования феномена цифровой визуализации на продвижение в понимании действующих культурных процессов, а также общих эффектов гештальта постправды в области восприятия мира человеком.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (23) (2024)
Автор(ы): ХЛЕБНИКОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И СВОЙСТВА КОРИЧНЕВОГО РИСА (2024)

Данное исследование представляет собой обзор литературы по химическому составу и свойствам коричневого риса. Коричневый рис можно охарактеризовать как очищенный от шелухи цельнозерновой рис с отрубями и зародышами. В статье приведены сведения о химическом составе коричневого риса, такие как углеводы, крахмалы, белки, жиры, витамины и минеральные вещества. Обобщены экспериментальные данные по составу некоторых биологически активных веществ, а также индивидуальных соединений из данного вида растительного сырья. Приведено содержание свободных, связанных и общих фенольных соединений, флавоноидов, антирадикальная способность и антиоксидантные свойства коричневого риса, произрастающего в разных странах и климатических условиях. Разнообразие состава и свойств коричневого риса может быть связано с различиями в генетическом составе, сорте, а также климатических и почвенных условиях зерна во время развития. Данные этого обзорного исследования были собраны из книг и научных статей, опубликованных в таких базах данных, как Science Direct, Web of Science, Scopus, Wiley, PubMed, Google Scholar и база данных научной информации. Для обзора литературы использовались оригинальные ресурсы на английском языке.

Издание: УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Салиева З. Т., Боркоев Бакыт Маметисакович, Салиева Калипа Талипбаевна
Сохранить в закладках
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЗЕМНЫХ ВОД НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА (2025)

Несмотря на наличие благоприятных условий для водоснабжения городов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, рост численности населения может привести к увеличению объемов питьевых вод. И со временем вопрос об альтернативных источниках водных ресурсов будет весьма актуальным. Целью исследования является установление возможности использования вод родников в качестве дополнительного ресурса подземных вод. На территории природного парка «Самаровский Чугас» в пределах г. Ханты-Мансийска в летний меженный период было проведено опробование вод родников и скважин. Химический анализ природных вод проводился в аккредитованной лаборатории стандартным набором методов (титриметрия, спектральный анализ, инструментальный нейтронно-активационный анализ и др.). В работе рассмотрены гидрогеологические условия г. Ханты-Мансийска, в частности химический состав водоносных горизонтов, воды которых используются в хозяйственно-питьевых целях. Изучены родники подземных вод как дополнительный источник водоснабжения в условиях увеличения численности населения города. Дана оценка экологического состояния родников, расположенных в пределах природного парка «Самаровский Чугас» на территории города. Проведенные исследования показали большое разнообразие по химическому составу пресных подземных вод, что свидетельствует о приуроченности вод родников к разным водоносным горизонтам. Во многих родниках установлены повышенные содержания в водах железа, марганца, кремния, что характерно для подземных вод Западной Сибири. И после небольшой водоподготовки (водоочистки) воду из источников можно использовать для хозяйственно-питьевых целей. Но для вовлечения дополнительных источников водоснабжения необходимо проведение ряда мероприятий по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды.

Издание: УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 5 (2025)
Автор(ы): Романова Татьяна Ивановна
Сохранить в закладках
ХАБАРОВСКАЯ ВЫСШАЯ ПАРТИЙНАЯ ШКОЛА - ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ (2024)

В статье рассматривается ряд исторических аспектов, связанных с деятельностью Хабаровской высшей партийной школы. На основании решения ЦК ВКП (б) от 10 июня 1944 г. на основе краевых партийных курсов была создана одногодичная партийная школа для подготовки и переподготовки партийных и советских работников. С 1956 г. учебное заведение было преобразовано в Хабаровскую межобластную партийную школу с четырехгодичным периодом обучения, дающим высшее партийно-политическое образование, а с 1958 г. оно было переименовано в Хабаровскую высшую партийную школу. В этом вузе определялись новые направления подготовки слушателей, создавались новые кафедры и лаборатории, постоянно совершенствовалась учебно-методическая работа. Особое значение в вузе имело взаимодействие администрации, партийного и профсоюзного комитетов. На протяжении длительного времени в этом вузе под руководством партийных структур готовились управленческие кадры с высшим партийно- политическим образованием для огромной территории Дальневосточного региона. Выпускники Хабаровской высшей партийной школы успешно работали в районных и государственных структурах, преподавателями в вузах. С ноября 1990 г. учебное заведение вступило в сложный период организационных преобразований.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Автор(ы): Чудесов Валерий Владимирович, Долгова Юлия Сергеевна
Сохранить в закладках
Христианский модернизм: опыт работы с определениями (2025)

Чтобы действительно стать предметом научного рассмотрения, “модернизм” нуждается в лаконичном и точном определении, не допускающем ни сужения, ни расширения понятия. До сих пор плохо известна лучшая дефиниция этого термина, принадлежащая Леонсу ле Гранмезону. Это родовое понятие, подразумевающее целенаправленные изменения в религии, основанные на ключевой идее Модерна — идее прогресса. Наиболее сильная форма церковного модернизма возможна там, где Церковь как организация полагается а) сверхценностью, которая должна “приспособиться” и “выжить в мире”, б) инстанцией, полномочной отменять свои собственные принципиальные решения, принятые в прошлом.

Издание: РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ
Выпуск: Том 6, № 1 (2025)
Автор(ы): Вевюрко Илья Сергеевич
Сохранить в закладках