Хронограф Русский — выдающийся памятник литературы, который представил русскую историю как часть мировой. Он определил место России во всеобщей истории и оказал сильное влияние на формирование русского национального самосознания. Созданный в первой четверти XVI в. монахом Иосифо-Волоколамского монастыря Досифеем Топорковым Хронограф Русский благодаря своим литературным достоинствам стал в XVII в. невероятно популярным. О масштабе его воздействия на общественное сознание говорит взятое из Хронографа название Великая Россия, утвержденное Советом всей земли в 1612 г. В статье дан обзор всех основных и авторских редакций Хронографа до начала петровских реформ, показано развитие его текста и роль в крупнейших летописных сводах, создававшихся книжниками патриарха Иоакима. Большое внимание уделено росту интереса к Хронографу в последней четверти XVII в., после того как его концепция священности Российского православного царства была признана на высшем государственном уровне при венчании Федора Алексеевича, ставшем основой всех последующих коронаций царей и императоров.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Хронограф Русский — фундаментальный памятник в истории русского самосознания. Среди его заслуг значится утверждение в 1612 г. названия Великая Россия и официальное принятие в 1676 г. концепции единственного во вселенной Российского самодержавного православного царства при венчании Федора Алексеевича, от чина которого и пошли все чины коронации царей с Ивана и Петра (1682) до Николая II (1896). Эти идеи были выражены и с высокой художественной убедительностью обоснованы в трех редакциях Хронографа — богатейшей исторической библиотеки XVI–XVII вв., представившей читателям историю России как важнейшую часть истории всего мира.
Список литературы
1. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. СПб.: Тип. II отд. Собств. Е. И. В. канцелярии, 1836. Т. 2. 413 с.
2. Амосов А. А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного: Комплексное кодикологическое исследование. М.: Эдиториал УРСС, 1998. 387 с. EDN: SCGGFR
3. Богданов А. П. Редакции Летописца 1619-1691 гг. // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М.: Ин-т истории СССР АН СССР, 1982. С. 124-151.
4. Богданов А. П. Хронографец Боголепа Адамова // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1988. Т. 41. С. 381-399.
5. Богданов А. П. Летописец 1686 г. и патриарший летописный скрипторий // Книжные центры Древней Руси. XVII век: Разные аспекты исследования. СПб.: Наука, 1994. С. 64-89.
6. Богданов А. П. Чины венчания российских царей // Культура средневековой Москвы. М.: Наука, 1995. С. 211-224.
7. Богданов А. П. Правление царевны Софьи // Новодевичий монастырь в русской культуре. М.: Наука, 1998. С. 25-48.
8. Богданов А. П. Теория “Москва - центр мира” в державной концепции и у кратких летописцев XVII века // Европейские сравнительно-исторические исследования. М.: Наука, 2006. Вып. 2: География и политика. С. 91-111.
9. Богданов А. П. 1612. Рождение Великой России. М.: Вече, 2013. 372 с.
10. Богданов А. П. Идеи русской публицистики: между царством и империей. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 482 с.
11. Богданов А. П. Царь-реформатор Федор Алексеевич: старший брат Петра I. М.: Академический проект, 2018. 760 с.
12. Богданов А. П. Дискуссия об учреждении Московской патриархии // Novogardia. 2019. № 4. С. 277-307.
13. Богданов А. П. Летописец и историк конца XVII века: очерки исторической мысли “переходного времени”. 2-е изд., доп. и испр. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 220 с.
14. Богданов А. П. Прения с греками о вере Арсения Суханова и Малороссийские дела // Историческое обозрение. 2019. № 20: Личность в историческом процессе. С. 45-55.
15. Богданов А. П. Русь от Новгорода, Новгород от Ноя: новгородский вклад в общерусское летописание XVII в. // Novogardia. 2019. № 2. С. 252-279.
16. Богданов А. П. Баснословие о заговоре Милославского и Софьи во время “Хованщины” // Историческое обозрение. 2020. № 21. С. 19-40.
17. Богданов А. П. Почему “Третий Рим”? Арсений Суханов о месте России в мировом православии // Диалог со временем. 2020. М.: Аквилон, 2020. Вып. 70. С. 72-85.
18. Богданов А. П. “Прения с греками о вере” 1650 г.: Отношения Русской и Греческой церквей в XI-XVII вв. М.: Академический проект; Директ- Медиа, 2020. 563 с.
19. Богданов А. П. “Грекофилы” и “латинствующие” XVII в.: тексты в контексте // Genesis: исторические исследования. 2021. № 4. С. 1-46.
20. Богданов А. П. Келейный сборник епископа Великоустюжского и Тотемского Боголепа Адамова // Исторический журнал: научные исследования. 2021. № 2. С. 130-147.
21. Богданов А. П. Патриарший свод с Летописцем 1619-1691 гг. // Историческое обозрение. 2021. № 22. С. 4-38.
22. Богданов А. П. Хронограф Русский III-й редакции // Novogardia. 2021. № 2 (10). С. 457-490.
23. Богданов А. П. Рождение Хованщины // Историческое обозрение. 2022. № 23. С. 13-53.
24. Богданов А. П. Русские патриархи. М.: Академический проект; Трикста, 2022. 959 с.
25. Богданов А. П. Рукописная традиция Русского Хронографа третьей редакции (продолжение изысканий А. Н. Попова) // Quaestio Rossica. 2023. Т. 11, № 1. С. 291-308.
26. Богданов А. П. Венчание русских государей и традиция Империи Ромеев // Россия XXI. 2024. № 1. С. 18-51.
27. Богданов А. П. Общерусское летописание последней четверти XVII века. М.: Альма Матер, 2024. 760 с.
28. Богданов А. П. Псевдо-Кодин и таинство венчания русских царей // Каптеревские чтения - 22. М.: ИВИ РАН, 2024. С. 110-141.
29. Богданов А. П. Книжники Афанасия Холмогорского в работе над рукописями для его библиотеки // Книжные центры Древней Руси. СПб.: Изд-во “Пушкинский Дом”, 2025 (в печати).
30. Богданов А. П. Летописец думного дворянина Андрея Яковлевича Дашкова // Словесность и история. 2025. № 2 (в печати).
31. Богданов А. П., Белов Н. В. Хронограф Русский III редакции из 182 глав. Часть 1. Хронограф патриаршего скриптория 1680-х гг. // Словесность и история. 2021. № 3. С. 73-122.
32. Богданов А. П., Белов Н. В. Хронограф Русский III редакции из 182 глав. Часть 2. Хронографическая редакция патриаршего летописца 1619-1691 гг. // Словесность и история. 2022. № 1. С. 45-91.
33. Богданов А. П., Пентковский А. М. Сведения о бытовании Книги Царственной (“Лицевого свода”) в XVII в. // Исследования по источниковедению истории СССР XIII-XVIII вв. М.: Ин-т истории СССР АН СССР, 1983. С. 61-95.
34. Богданов А. П., Пентковский А. М. Судьба Лицевого свода Ивана Грозного // Русская речь: Журнал Ин-та русского языка АН СССР. 1984. № 5. С. 92-100.
35. Богоявленский С. К. Московский приказный аппарат и делопроизводство XVI-XVII веков. М.: Языки славянской культуры, 2006. 604 с. EDN: SBSDIV
36. Веселовский С. Б. Акты подмосковных ополчений и Земского собора. 1611-1613 гг. М.: Синод. тип., 1911. XIV, 228 с.
37. Зиборов В. К. Хронограф Сергея Кубасова как исторический источник: Дис. … канд. ист. наук / МГУ. М., 1984. 233 с. EDN: NPMTMN
38. Идея Рима в Москве. XV-XVI века: Источники по истории русской общественной мысли / Публ. Н. В. Синициной, Я. Н. Щапова. М.: Ин-т истории СССР АН СССР; Roma, 1993. 199 с.
39. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII веков. М.: Наука, 1980. 312 с.
40. Клосс Б. М. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, 2001. Т. 2. 488 с.
41. Клосс Б. М. О происхождении названия “Россия”. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. 152 с.
42. Кудрявцев И. М. “Издательская” деятельность Посольского приказа. (К истории русской рукописной книги во второй половине XVII века) // Книга: Исследования и материалы. М.: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1963. Сб. 8. С. 179-244.
43. Лебедева И. Н. Списки хроники Псевдо-Дорофея в собраниях Советского Союза // Византийский временник. М.: Наука, 1965. Т. 26. С. 100-109.
44. Лызлов А. Скифская история / Изд. и исслед. А. П. Богданова. М.: Альма Матер, 2023. 754 с.
45. Морозов Б. Н. Неизвестный список Хронографа Кубасова с оригинальными дополнениями XVII в. // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2017. № 3 (69). С. 90-91. EDN: ZFPEPZ
46. Попов А. Н. Обзор хронографов русской редакции. М.: Тип. А. И. Мамонтова и Кº, 1866. Вып. 1. 739 с.
47. Попов А. Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М.: Тип. А. И. Мамонтова и Кº, 1869. 541 с.
48. Попов А. Н. Обзор хронографов русской редакции. М.: Тип. А. И. Мамонтова и Кº, 1869. Вып. 2. 293 с.
49. Послания старца Филофея / Подгот. текста, пер. и коммент. В. В. Колесова // БЛДР. СПб.: Наука, 2000. Т. 9: Конец XIV - первая половина XVI века. С. 290-305.
50. Полное собрание русских летописей. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1910. Т. 14: 1-я пол. 158 с.
51. Полное собрание русских летописей. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1908. Т. 21, ч. 1-2: Книга Степенная царского родословия. VII, 342 с.; 1913. 363 с.
52. Полное собрание русских летописей. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1911. Т. 22, ч. 1: Хронограф редакции 1512 года. 580 с.
53. Полное собрание русских летописей. М.: Наука, 1968. Т. 31: Летописцы последней четверти XVII века. 264 с.
54. Родословные росписи, поданные в Палату родословных дел в конце XVII в.: дополнение (А-К) / Сост. Л. Е. Шабаев // Российская генеалогия: научный альманах. М.: Старая Басманная, 2021. Вып. 10. С. 119-270.
55. Романова А. А. Святцы Симона Азарьина из собрания отдела рукописей Российской государственной библиотеки // Библиотековедение. 2016. Т. 65, № 5. С. 539-544. EDN: YKOPIX
56. Савинов М. А. Легендарная история Руси в Хронографе архиепископа Пахомия // Славянские чтения, посвященные Дню святых Кирилла и Мефодия. СПб.: Нестор, 2003. Вып. 3. С. 54-59.
57. Савинов М. А. О Хронографе Пахомия и Летописце 1686 г. // Летописи и хроники: Новые исследования. 2008. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2008. С. 280-289.
58. Савинов М. А. Хронограф Пахомия - памятник русской исторической мысли XVII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История. 2009. Вып. 1. С. 38-44.
59. Савинов М. А. Рукописная традиция Хронографа Пахомия // Летописи и хроники: Новые исследования. 2009-2010. М.; СПб.: Наука, 2010. С. 328-354.
60. Сиренов А. В. Степенная книга: история текста. М.: Языки славянских культур, 2007. 544 с.
61. Сиренов А. В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI- XVIII вв. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. 552 с.
62. Служебник. М.: Государев Печатный двор, 1655. 388 л.
63. Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л.: Наука, 1975. 320 с.
64. Творогов О. В. Хронографы Древней Руси // Вопросы истории. 1990. № 1. С. 36-49.
65. Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М.: Наука, 1978. 417 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предмет исследования — стихотворение Н. А. Заболоцкого «Детство Лутони» в аспекте его геопоэтики. В литературоведческих работах о поэте это стихотворение не упоминается. А оно интересно еще и тем, что это единственное произведение Заболоцкого, выполненное в соотнесении с традиционными образами и жанрами русского фольклора: детскими играми и сказками, действительно бытовавшими в крестьянских семьях. Итог краеведческих разысканий автора будет неожиданым даже для жителей Петербурга: мало кто из них знает, как разгадать загадочную строку поэта: «Мертвый царь сидит в меху» — о предмете, который стал наряду с другими скульптурными атрибутами в изображении самодержца символом утверждения русской государственной власти.
Статья сопровождает публикацию рукописи Б. В. Асафьева «Фет в слуховом восприятии мира»: она вводит в проблематику, поднимаемую исследователем в данном тексте, и осмысляет ее в русле «истории идей». Устанавливается связь публикуемой работы с гуманитарными и философскими течениями первых десятилетий ХХ в., в частности парадигмой «слуховой филологии» (Э. Сиверс, Б. М. Эйхенбаум) и «органическим мировоззрением» (А. Бергсон, Н. О. Лосский), а также сквозными темами в научном поиске самого музыковеда: изучением феномена «звучащего вещества» и многолетними наблюдениями над природой музыкально-творческого слуха. Делается вывод о несомненной ценности представленного текста в наследии Асафьева и о его актуальности для современного читателя: работа отражает важный этап в формировании исследовательской концепции музыковеда, в ней затрагиваются необычные ракурсы анализа поэтического текста и применяется оригинальная методология, которая позволила автору получить качественно новые результаты в сравнении с его современникамифилологами.
В статье рассматривается история сближения Н. М. Карамзина с В. А. Жуковским, начавшаяся в октябре 1802 г. Новые биографические факты устанавливаются на основе неопубликованных писем Е. А. Протасовой к В. А. Жуковскому. Приезд поэта в Москву и пребывание там до июня 1803 г. (с недолгим отъездом в родные края в конце зимы 1803 г.) был связан с тем, что он занимался редактированием перевода либретто оратории Й. Гайдна «Времена года» для премьеры, состоявшейся в конце февраля 1803 г. Заказ московского Петровского театра дал Жуковскому надежду на дальнейшие переводные работы для него, однако этого не случилось. Письма Протасовой демонстрируют прочные связи Карамзина с кругом его родственников по первой жене, умершей в 1802 г. В них отразилось неприятие второго брака Карамзина, заключенного в 1804 г., как слишком поспешного. Письма Протасовой 1802–1807 гг. содержат высочайшие характеристики Жуковского как самого близкого ей человека и выражают уверенность в его большом будущем.
Статья посвящена анализу принципов русского перевода нравственно-аскетического сочинения XVII в. «Крины сельные». Перевод был осуществлен афонским иеромонахом Феофаном (Харитоновым), общее же руководство изданием, вышедшим в 1905 г. в Одессе, производилось схимонахом Хрисанфом (Потапьевым). Кроме решения обычных редакторских и переводческих задач, издатели столкнулись с необходимостью адаптации оригинальных аскетических указаний для читателей XX в., а также с вопросами богословского характера, связанными с практикой Иисусовой молитвы. Богословские утверждения, потребовавшие правки при подготовке русского издания, оказались близкими учению имяславцев, которое стало распространяться на Афоне несколькими годами позднее. Можно предположить, что именно работа с «Кринами сельными» привела к тому, что издатели этого сочинения (иеромонах Феофан и схимонах Хрисанф) стали наиболее принципиальными критиками идей имяславия среди насельников афонских монастырей.
Статья посвящена двум разным образам из песнопений службы преподобному Александру Ошевенскому — тропаря и кондака, написанных иеромонахом НикольскоУспенского Ошевенского монастыря Феодосием в 1566 или 1567 г. Первый — образ «небопарного орла» — рассматривается в контексте византийской и южнославянской гимнографии. Делается вывод, что, в отличие от ранних примеров, в которых появлению образа сопутствовал агиографический сюжет, примеры из русской гимнографии XVI в. демонстрируют его свободное употребление и соединение с другими, в частности образом рая. Второй — образ «чужого» родительского дома из кондака святому, введенный посредством цитаты из песнопения Алексею человеку Божию, демонстрирует один из примеров поэтики уподобления.
Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. известна благодаря изданию В. Т. Георгиевского 1911 г. Несовершенство этой публикации и утрата подлинника описи ставят перед исследователями множество вопросов. Например, об этапах складывания монастырского рукописного собрания, книжных вкладах, поступавших в монастырь от различных лиц, и т. п. Для решения этих вопросов автор настоящей статьи привлекает исследование Николая Щукина по истории рукописной библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря 1910 г. Наблюдения Щукина над текстом подлинника и сопоставление их с текстом публикации Георгиевского позволяют решить многие спорные вопросы относительно текста описи, касающиеся времени и этапов ее составления, особенностей формирования и структуры текста. Выводы, предложенные в статье, могут быть использованы для реконструкции первоначального вида описи монастырских книг 1545 г. Также они имеют большое значение для изучения волоколамской книжности XVI в.
«Житие св. Августина» Поссидия Каламского открывает собой «Книгу св. Августина» — никогда не издававшийся памятник латинского влияния в русской литературе первой половины XVI в. Оно публикуется впервые, по основному списку около 1692 г. Евфимия Чудовского, восходящему к сборнику князя Андрея Курбского 1563–1564 гг. Разночтения приводятся по двум старообрядческим рукописям 10-х и 20‑х гг. XVIII в.
Статья развивает предложенную ранее автором данной статьи гипотезу о конвоировании общего источника «Речи философа» Повести временных лет и архетипа Толковой Палеи архетипом Погодинского хронографа, который являлся переводом византийской хроники, сходной с Хроникой Георгия Кедрина и греческой рукописью XIV в. (Bodleian Library MS Barocci 30). В данной работе показано, что в дополнение к уже выявленным соответствиям указанных памятников в «Речи философа», Краткой хронографической палее и Вводной части Еллинского летописца 1-й редакции отразился и специфический пересказ Книги Судей, который завершает Погодинский хронограф. В «Речи философа» он передан тремя предложениями, но в стилистически близких выражениях. В Краткой хронографической палее цитирование версии Книги Судей Погодинского хронографа вызвало дубль, но при этом не сопровождалось сокращением, характерным для манеры компилирования источников, свойственной составителю архетипа Краткой хронографической палеи. Вводная часть Еллинского летописца 1-й редакции заимствовала пересказ Книги Судей Погодинского хронографа в сокращении, но без индивидуальных распространений Краткой хронографической палеи (например, абсолютных дат), т. е. копировала либо ее архетип, либо конвой.
Издательство
- Издательство
- ИРЛИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4
- Юр. адрес
- 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4
- ФИО
- Валентин Вадимович Головин (Директор)
- E-mail адрес
- irliran@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3281901