Статья сопровождает публикацию рукописи Б. В. Асафьева «Фет в слуховом восприятии мира»: она вводит в проблематику, поднимаемую исследователем в данном тексте, и осмысляет ее в русле «истории идей». Устанавливается связь публикуемой работы с гуманитарными и философскими течениями первых десятилетий ХХ в., в частности парадигмой «слуховой филологии» (Э. Сиверс, Б. М. Эйхенбаум) и «органическим мировоззрением» (А. Бергсон, Н. О. Лосский), а также сквозными темами в научном поиске самого музыковеда: изучением феномена «звучащего вещества» и многолетними наблюдениями над природой музыкально-творческого слуха. Делается вывод о несомненной ценности представленного текста в наследии Асафьева и о его актуальности для современного читателя: работа отражает важный этап в формировании исследовательской концепции музыковеда, в ней затрагиваются необычные ракурсы анализа поэтического текста и применяется оригинальная методология, которая позволила автору получить качественно новые результаты в сравнении с его современникамифилологами.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
В обширном наследии академика Бориса Асафьева, фигуру которого, как известно, никак нельзя считать обделенной издательским вниманием, тем не менее до сих пор существуют работы, в силу разных обстоятельств не дождавшиеся публикации ни при его жизни, ни посмертно. Учитывая степень востребованности автора, сама история «забвения» текста или «умолчания» о нем в таких случаях нередко превращается в самостоятельную исследовательскую проблему. К подобным примерам можно отнести и материал, предлагаемый вниманию читателей: это статья «Фет в слуховом восприятии мира», рукопись которой за подписью «Игорь Глебов» хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства.
Список литературы
1. 	Асафьев Б. В. Об исследовании русской музыки XVIII века и двух операх Бортнянского // Музыка и музыкальный быт старой России: Материалы и исследования. Л.: Academia, 1927. Т. 1: На грани XVIII и XIX столетий: Сб. работ исторической секции О.Т.И.М. С. 7-29.
2. 	Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М.; Л.: Изд-во и типолит. Музгиза в Москве, 1947. Кн. 2: Интонация. 164 с.
3. 	Асафьев Б. В. Слух Глинки // Асафьев Б. В. Избранные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 1. С. 289-328.
4. 	Асафьев Б. В. О себе // Воспоминания о Б. В. Асафьеве. Л.: Музыка, 1974. С. 317-508.
5. 	Асафьев Б. В. Мысли и думы. Ч. I: О себе / Публ. и коммент. С. А. Петуховой // Искусство музыки: Теория и история. 2023. № 2 (29). С. 206-245.
6. 	Библиография и нотография сочинений Б. В. Асафьева / Ред.-сост. Т. П. Дмитриева-Мей // Асафьев Б. В. Избранные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. 5. С. 291-380.	
7. 	Букина Т. В. “Забытая” рукопись Б. В. Асафьева: “Строение вещества” в методологических поисках ученого первых послереволюционных лет // Временник Зубовского института. 2023. № 3. С. 181-197. EDN: VMPKTA	
8. 	Гинзбург К. Приметы: Уликовая парадигма и ее корни // Гинзбург К. Мифы - эмблемы - приметы: Морфология и история: Сб. ст. М.: Новое изд-во, 2004. С. 189-241.	
9. 	Глебов И. О песне и песенности (по поводу выступлений Шаляпина в Мариинском театре) // Жизнь искусства. 1918. № 37, 14 декабря. С. 1-2. 	
10. 	Глебов И. Пути в будущее // Мелос: Книги о музыке / Ред. И. Глебов и П. П. Сувчинский. Пг.: Гос. тип., 1918. Кн. 2. С. 50-96.
11. 	Глебов И. Теория музыкально-исторического процесса как основа музыкально-исторического знания // Задачи и методы изучения искусств. Пг.: Academia, 1924. С. 65-80. 	
12. 	Глебов И. Предисловие редактора // Кречмар Г. История оперы. Л.: Academia, 1925. С. 5-13. 	
13. 	Глебов И. (Асафьев Б. В.). Из моих записок о Стасове - слушателе русской музыки (Глинка и Бородин) // Владимир Васильевич Стасов, 1824-1906: к 125-летию со дня рождения: Сб. ст. и воспоминаний. М.; Л.: Искусство, 1949. С. 47-61.
14. 	Глебов И. (Асафьев Б. В.). Видение мира в духе музыки: (Поэзия А. Блока) // Блок и музыка: Сб. ст. / Сост. М. Элик. М.; Л.: Сов. композитор, 1972. С. 8-57. 	
15. 	Грачев П. В. Асафьев-редактор: Воспоминания П. В. Грачева // Материалы к биографии Б. В. Асафьева / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Н. Крюкова. Л.: Музыка, 1981. С. 241-244.	
16. 	Григорьева Т. М. Три века русской орфографии (XVIII-XX вв.). М.: Эллис, 2004. 456 с. EDN: QRLXDT	
17. 	Евлампиев И. И. Актуальность Бергсона // А. Бергсон: Pro et contra: Антология / Сост., вступ. ст., коммент. И. И. Евлампиева. СПб.: РХГА, 2015. С. 7-54.	
18. 	Клюев А. С. Философия музыки Николая Онуфриевича Лосского // Вестник РХГА. 2021. Вып. 2. С. 221-230.	
19. 	Козубовская Г. П. “Из тонких линий идеала…”: А. А. Фет в зеркале XIX- XXI вв.: Монография. Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2023. 382 с. EDN: DOBIVG	
20. 	Коростелев С. Г. Газета “Новая жизнь” (1917-1918) и цензурные условия в России после Февральской и Октябрьской революций // Вестник МГУ. Сер. 10: Журналистика. 2014. № 3. С. 103-118.	
21. 	Левицкий С. А. Основы органического мировоззрения. Frankfurt am Main: Посев, 1946. 258 с.	
22. 	Лосский Н. О. Звук как особое царство бытия // Мелос: Книги о музыке / Ред. И. Глебов и П. П. Сувчинский. Пг.: Гос. тип., 1917. Кн. 1. С. 28-34.
23. 	Лосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона. 3-е изд. Пг.: Учитель, 1922. 111 с.
24. 	Лосский Н. О. Мир как органическое целое // Лосский Н. О. Избранное. М.: Правда, 1991. С. 349-480. 	
25. 	Ляпина Л. Е. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1999. 281 с. EDN: SFXVQV	
26. 	Макарова С. А. От “чистого искусства” к “жизнетворчеству” стиха: А. А. Фет и русский символизм. М.: Азбуковник, 2017. 375 с.
27. 	Макарова С. А. Музыкальность лирики как теоретико-литературная проблема: Дис. … д-ра филол. наук. М., 2018. 498 с.
28. 	Макарова С. А. Музыкальность лирики и вербализация музыки в русском искусстве. М.: Азбуковник, 2020. 760 с.
29. 	Мышьякова Н. М. Лирика А. А. Фета: Интермедиальные аспекты поэтики. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. 131 с.	
30. 	Назайкинский Е. В. Слух Асафьева // Советская музыка. 1983. № 7. С. 81-89. EDN: YNYBCR	
31. 	Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907-1917) / Пер. и предисл. И. И. Блауберг. М.: Модест Колеров, 2008. 432 с. (Исследования по истории русской мысли; Т. 13). EDN: SZFAAV	
32. 	Орлова Е. М. Б. В. Асафьев: Путь исследователя и публициста. Л.: Музыка, 1964. 461 с.
33. 	Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М: Музыка, 1984. 302 с.
34. 	Порфирьева А. Л. Из писем Б. В. Асафьева к А. В. Оссовскому // Временник Зубовского института. 2014. Вып. 1 (12). С. 165-182. EDN: VPLZLV	
35. 	Римский-Корсаков Н. А. О музыкальном образовании // Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные статьи и заметки (1869-1907). СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1911. С. 49-119.	
36. 	Розанов В. В. Вл. Соловьев и Достоевский // Розанов В. В. Полное собрание сочинений: В 35 т. СПб.: Росток, 2016. Т. 3: О писательстве и писателях. С. 145-152.	
37. 	Успенская А. В. Антологическая поэзия А. А. Фета: Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 1994. 20 с. EDN: ZLPIHX	
38. 	Фет А. А. Вечерние огни: Собрание неизданных стихотворений. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1888. Вып. 3. VII, 70, II, [2] с.	
39. 	Фет А. А. Полн. собр. стихотворений / Под ред. [и с предисл.] Б. В. Никольского. СПб.: А. Ф. Маркс, 1901. Т. 1-3. 496 + 654 + 486 с. 	
40. 	Шатаева Г. А. Институт Живого Слова // Шестые открытые слушания “Института Петербурга”: Ежегод. конф. по проблемам петербурговедения (9-10 января 1999 г.). C. 6-14. URL: https://institutspb.ru/pdf/hearings/06-14_ Shataeva.pdf (дата обращения - 4 июля 2024 г.).	
41. 	Шкловский Вл. Б. О ритмико-мелодических опытах проф. Сиверса // Сборники по теории поэтического языка. Пг.: Тип. З. Соколинского, 1917. Вып. 2. С. 87-94.
42. 	Шкловский В. Б. Воскрешение слова // Шкловский В. Б. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания - эссе (1914-1933). М.: Сов. писатель, 1990. С. 36-42.
43. 	Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. С. 327-511.
44. 	Эйхенбаум Б. М. О камерной декламации // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. С. 512-541.
45. 	Bandler R., Grinder J. The Structure of Magic II: A Book about Communication and Change. Palo Alto, CA: Science & Behavior Books, 1976. 198 p.	
46. 	Viljanen E. The Problem of “the Modern” and “Tradition”: Early Soviet Musical Culture and the Musicological Theory of Boris Asafiev (1884-1949). Hermes Oy, Finland, 2016. 670 p. (Acta Semiotica Fennica: Approaches to Musical Semiotics; [Vol.] 23).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предмет исследования — стихотворение Н. А. Заболоцкого «Детство Лутони» в аспекте его геопоэтики. В литературоведческих работах о поэте это стихотворение не упоминается. А оно интересно еще и тем, что это единственное произведение Заболоцкого, выполненное в соотнесении с традиционными образами и жанрами русского фольклора: детскими играми и сказками, действительно бытовавшими в крестьянских семьях. Итог краеведческих разысканий автора будет неожиданым даже для жителей Петербурга: мало кто из них знает, как разгадать загадочную строку поэта: «Мертвый царь сидит в меху» — о предмете, который стал наряду с другими скульптурными атрибутами в изображении самодержца символом утверждения русской государственной власти.
В статье рассматривается история сближения Н. М. Карамзина с В. А. Жуковским, начавшаяся в октябре 1802 г. Новые биографические факты устанавливаются на основе неопубликованных писем Е. А. Протасовой к В. А. Жуковскому. Приезд поэта в Москву и пребывание там до июня 1803 г. (с недолгим отъездом в родные края в конце зимы 1803 г.) был связан с тем, что он занимался редактированием перевода либретто оратории Й. Гайдна «Времена года» для премьеры, состоявшейся в конце февраля 1803 г. Заказ московского Петровского театра дал Жуковскому надежду на дальнейшие переводные работы для него, однако этого не случилось. Письма Протасовой демонстрируют прочные связи Карамзина с кругом его родственников по первой жене, умершей в 1802 г. В них отразилось неприятие второго брака Карамзина, заключенного в 1804 г., как слишком поспешного. Письма Протасовой 1802–1807 гг. содержат высочайшие характеристики Жуковского как самого близкого ей человека и выражают уверенность в его большом будущем.
Статья посвящена анализу принципов русского перевода нравственно-аскетического сочинения XVII в. «Крины сельные». Перевод был осуществлен афонским иеромонахом Феофаном (Харитоновым), общее же руководство изданием, вышедшим в 1905 г. в Одессе, производилось схимонахом Хрисанфом (Потапьевым). Кроме решения обычных редакторских и переводческих задач, издатели столкнулись с необходимостью адаптации оригинальных аскетических указаний для читателей XX в., а также с вопросами богословского характера, связанными с практикой Иисусовой молитвы. Богословские утверждения, потребовавшие правки при подготовке русского издания, оказались близкими учению имяславцев, которое стало распространяться на Афоне несколькими годами позднее. Можно предположить, что именно работа с «Кринами сельными» привела к тому, что издатели этого сочинения (иеромонах Феофан и схимонах Хрисанф) стали наиболее принципиальными критиками идей имяславия среди насельников афонских монастырей.
Хронограф Русский — выдающийся памятник литературы, который представил русскую историю как часть мировой. Он определил место России во всеобщей истории и оказал сильное влияние на формирование русского национального самосознания. Созданный в первой четверти XVI в. монахом Иосифо-Волоколамского монастыря Досифеем Топорковым Хронограф Русский благодаря своим литературным достоинствам стал в XVII в. невероятно популярным. О масштабе его воздействия на общественное сознание говорит взятое из Хронографа название Великая Россия, утвержденное Советом всей земли в 1612 г. В статье дан обзор всех основных и авторских редакций Хронографа до начала петровских реформ, показано развитие его текста и роль в крупнейших летописных сводах, создававшихся книжниками патриарха Иоакима. Большое внимание уделено росту интереса к Хронографу в последней четверти XVII в., после того как его концепция священности Российского православного царства была признана на высшем государственном уровне при венчании Федора Алексеевича, ставшем основой всех последующих коронаций царей и императоров.
Статья посвящена двум разным образам из песнопений службы преподобному Александру Ошевенскому — тропаря и кондака, написанных иеромонахом НикольскоУспенского Ошевенского монастыря Феодосием в 1566 или 1567 г. Первый — образ «небопарного орла» — рассматривается в контексте византийской и южнославянской гимнографии. Делается вывод, что, в отличие от ранних примеров, в которых появлению образа сопутствовал агиографический сюжет, примеры из русской гимнографии XVI в. демонстрируют его свободное употребление и соединение с другими, в частности образом рая. Второй — образ «чужого» родительского дома из кондака святому, введенный посредством цитаты из песнопения Алексею человеку Божию, демонстрирует один из примеров поэтики уподобления.
Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. известна благодаря изданию В. Т. Георгиевского 1911 г. Несовершенство этой публикации и утрата подлинника описи ставят перед исследователями множество вопросов. Например, об этапах складывания монастырского рукописного собрания, книжных вкладах, поступавших в монастырь от различных лиц, и т. п. Для решения этих вопросов автор настоящей статьи привлекает исследование Николая Щукина по истории рукописной библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря 1910 г. Наблюдения Щукина над текстом подлинника и сопоставление их с текстом публикации Георгиевского позволяют решить многие спорные вопросы относительно текста описи, касающиеся времени и этапов ее составления, особенностей формирования и структуры текста. Выводы, предложенные в статье, могут быть использованы для реконструкции первоначального вида описи монастырских книг 1545 г. Также они имеют большое значение для изучения волоколамской книжности XVI в.
«Житие св. Августина» Поссидия Каламского открывает собой «Книгу св. Августина» — никогда не издававшийся памятник латинского влияния в русской литературе первой половины XVI в. Оно публикуется впервые, по основному списку около 1692 г. Евфимия Чудовского, восходящему к сборнику князя Андрея Курбского 1563–1564 гг. Разночтения приводятся по двум старообрядческим рукописям 10-х и 20‑х гг. XVIII в.
Статья развивает предложенную ранее автором данной статьи гипотезу о конвоировании общего источника «Речи философа» Повести временных лет и архетипа Толковой Палеи архетипом Погодинского хронографа, который являлся переводом византийской хроники, сходной с Хроникой Георгия Кедрина и греческой рукописью XIV в. (Bodleian Library MS Barocci 30). В данной работе показано, что в дополнение к уже выявленным соответствиям указанных памятников в «Речи философа», Краткой хронографической палее и Вводной части Еллинского летописца 1-й редакции отразился и специфический пересказ Книги Судей, который завершает Погодинский хронограф. В «Речи философа» он передан тремя предложениями, но в стилистически близких выражениях. В Краткой хронографической палее цитирование версии Книги Судей Погодинского хронографа вызвало дубль, но при этом не сопровождалось сокращением, характерным для манеры компилирования источников, свойственной составителю архетипа Краткой хронографической палеи. Вводная часть Еллинского летописца 1-й редакции заимствовала пересказ Книги Судей Погодинского хронографа в сокращении, но без индивидуальных распространений Краткой хронографической палеи (например, абсолютных дат), т. е. копировала либо ее архетип, либо конвой.
Издательство
- Издательство
- ИРЛИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4
- Юр. адрес
- 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4
- ФИО
- Валентин Вадимович Головин (Директор)
- E-mail адрес
- irliran@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3281901
 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                     
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            