Управление развитием инфраструктурного обеспечения любого объекта представляет собой процесс формирования комплексного видения деятельности объектов в их взаимосвязи и взаимодействии с множеством элементов внешней среды. Авиационная инфраструктура Арктической зоны России представляет собой макроэкономическую систему, в которой управленческая деятельность должна иметь широкие возможности к восприятию обратной связи от управляемых элементов. В отсутствии этой связи регулярно возникают многие несогласованности. В этой связи исследование методов управления развитием современной авиационной инфраструктуры движения по Северному Морскому Пути в Арктике является приоритетной задачей в реализации крупных федеральных проектов, утвержденных до 2035 года, направленных на развитие Арктической зоны России и страны в целом. В работе произведена группировка методов управления развитием авиационной инфраструктуры движения пассажиров и грузов по Северному Морскому Пути, необходимая для осуществления выбора метода управления, позволяющего обеспечить рациональное построение отношений между субъектом и объектом управления.
Идентификаторы и классификаторы
Интерес к решению задач по обоснованию выбора методов управления развитием авиационной инфраструктуры движения пассажиров и грузов по Северному Морскому Пути (СМП) вызван широтой обсуждения реализации крупного Федерального проекта развития Северного морского пути на период до 2035 [1].
Организация инфраструктурного обеспечения движения по СМП складывается из государственных интересов по эксплуатации транспортной артерии, формирующей реальную альтернативу движению пассажиров и грузов по Южному морскому маршруту через Суэцкий канал. Главным конкурентным преимуществом нового направления использования Арктической зоны РФ является освоение высокоширотного маршрута движения по СМП (75 77 широты), сокращающее время грузов в морском пути с Востока на Запад и обратно вдоль континента Евразия от 7 до 10 дней.
Список литературы
1. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405010751/. Распоряжение Правительства РФ от 1 августа 2022 г. № 2115р Об утверждении плана развития Северного морского пути на период до 2035 г.
2. Коновалова Т.В., Надирян С.Л. Методы управления в транспортных логистических системах // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2020. № 2. С. 364366. EDN: NQNPLQ
3. Рудакова О.Ю., Рудакова Т.А. Транспортно-логистическая инфраструктура Южно-Сибирского макрорегиона: проблемы и перспективы развития // Лизинг. 2020. № 2. С. 4256. EDN: WUVVFL
4. Солодкин В. С. Раскрытие ядра механизма управления изменениями в крупной корпорации // Экономика и управление в условиях современной России: материалы Всерос. науч.практ. конф. Краснодар, 11 мая 2018 года. Краснодар: ФГБУ “Российское энергетическое агентство” Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ “РЭА” Минэнерго России, 2018. С. 271274. EDN: XQPIHR
5. Карпович О.Г., Шлафман А.И. Место и роль Северного морского пути в становлении и развитии международных экономических связей в контексте расширения экономического потенциала регионов // Russian Journal of Management. 2020. Т. 8. № 1. С. 2125. EDN: FEHKLY
6. Shlafman A.I. Management and Infrastructure of Promising International Projects in the Arctic Zone of the Russian Federation // Components of Scientific and Technological Progress. 2021. № 5 (59). P. 1619. EDN: KATPLA
7. Зайченко А. Проблемы и перспективы развития эффективной авиационной инфраструктуры // Транспортная стратегия - XXI век. 2015. № 29. С. 82. EDN: UZFJFF
8. Новиков Д.А. Структура теории управления социально-экономическими системами // Управление большими системами: сборник трудов. 2009. № 24. С. 216258. EDN: JXQVBJ
9. Демушкин Н.С. Модернизация авиационной инфраструктуры как фактор устойчивого регионального развития // Самоуправление. 2021. № 6 (128). С. 230233. EDN: DTAJTC
10. Корень А.В. Стратегические вопросы развития авиационной инфраструктуры // Транспорт Российской Федерации. 2018. № 5 (78). С. 4345. EDN: KUFCJZ
11. Пономарев С. В. Совершенствование транспортной инфраструктуры Дальнего Востока в XXI веке // Социально-экономическое пространство хозяйственной практики конца XX - начала XXI века: обещанные и реальные изменения: материалы Всерос. науч.практ. конф. с международным участием. Хабаровск, 1112 ноября 2020 года / под ред. М.И. Разумовской. Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2020. С. 223228. EDN: PLUCJL
12. Горбунов В.П. Основные аспекты создания единой дальневосточной авиакомпании через развитие единой маршрутной сети, флота и летноэксплуатационной инфраструктуры дальневосточного региона // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2023. № 2. С. 4462. DOI: 10.51955/23121327_2023_2_44 EDN: GJIVOF
13. Кононов Д.А., Кульба В.В., Шубин А.Н. Информационное управление в социально-экономических системах: элементы управления и способы информационного воздействия // Проблемы управления. 2004. № 3. С. 2533. EDN: HSQSVJ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена рассмотрению вопроса сегментации рынка и ее исследовании при разработке маркетинговой стратегии в современной организации.
Научная новизна исследования состоит в актуализации информации сегментации рынка и выделения конкретных предложений по совершенствованию процесса сегментирования при сборе, анализе и обработке данных для определения целевой аудитории при построении маркетинговой стратегии.
Особое внимание уделяется спецификации сегментов рынка и структуре сегментирован, раскрывается специфика применения различных методов сегментирования в рамках маркетинговой стратегии компаний.
По итогам изученной информации были выделены предложения по совершенствованию сегментации и автоматизации данного процесса. Структура статьи включает раскрытие исторических аспектов сегментации рынка, аналитического прогнозирования результатов и выделение различных критериев, которые необходимы при процедуре прогнозирования рынка как на этапе создания бизнеса, так и для масштабирования уже сформированного проекта.
Вывод выстраивается на основе проведенного исследования, особое внимание акцентируется на специальных программах, включающих большинство возможных аналитических инструментов.
Статья сформирована на основе проведенного исследования с использованием регламентируемых данных из открытых узкопрофильных источников. Также в исследование включены актуальные данные из профессиональной сферы digitalмаркетинга и маркетингового управления.
В статье сформированы научнообоснованные предложения, которые позволяют нивелировать недостатки существующей практики проектирования объектов различного функционального назначения и обеспечить более эффективное использование проектной организации в сочетании с соблюдением сроков и качества проектирования. Дано авторское определение объектноориентированного подхода в проектировании, при этом представлены принципы и процессы совершенствования управления проектной организации, в т. ч. рассмотрены ключевые показатели, определяющие условия проектных работ. Рассмотрена функциональная модель по взаимодействию «Проектировщик» - «Заказчик», учитывающая специфику объекта проектирования, дано определение ресурсной модели управления проектными работами.
В настоящем исследовании концептуализированы особенности управленческих подходов к развитию бизнеса в аспекте ESGповестки. Устойчивое развитие бизнеса с применением ESGпринципов рассматривается как отдельная экономическая категория, где представлены различные взгляды ученых и исследователей на специфику и содержание дефиниции. В связи с этим на основе анализа проработанности проблемы, установлено, что область исследования требует концептуализации и автором предложено емкое содержание понятия ESGменеджмента. Систематизированы основные направления ESGпринципов и их интеграция в менеджмент бизнессреды. Выявлены основные проблемы реализации ESGповестки в отечественных современных реалиях и определены перспективы развития.
В статье раскрыта сущность, роль и структура имиджа предприятия. Обоснована необходимость его оценки потребителем - главным действующим «лицом» на рынке товаров и услуг, настоящим экспертом их качества.
В целях получения обобщенной потребительской оценки имиджа аэропортового предприятия рассмотрены имиджевая звезда и имиджевые компоненты в системе маркетинга (имидж услуги и продажи, ценовой и коммуникативный имидж), проведен анализ их влияния на конкурентные преимущества ООО «Международный аэропорт Чебоксары».
Сопоставление результатов исследования его имиджа с позиции потребителей и создателей услуг позволило определить: вопервых, приоритетность имиджа как психологического и коммуникативного ресурса для потребителей в выборе исполнителя транспортных услуг; вовторых, необходимость позитивного развития имиджа как управленческого ресурса персоналом для создания положительного эмоционального впечатления о предприятии и неповторимой корпоративной идентичности.
Статья посвящена исследованию ключевых факторов, влияющих на выбор приоритетных стратегий выхода российских предприятий на международный рынок: выбор глобальной маркетинговой стратегии, совершенствование коммуникационных каналов предприятия.
Проанализированы существующие виды глобальной стратегии выхода предприятия на международный рынок, которая включает в себя несколько элементов - стратегий, каждая из которых отличается от других по своему функциональному назначению и сфере применения.
Показано, что при формировании экспортной стратегии необходимо создание коммуникационных каналов предприятия для взаимодействия между поставщиком и заказчиком.
Проанализирован процесс выбора коммуникационных каналов предприятия в условиях санкций посредством использования крупных транспортных компаний, реализующих экспорт продукции за пределы национального рынка.
Обосновано, что с учетом текущих санкций в отношении России, единственным приемлемым рынком остаются азиатские страны, где, несмотря на наличие конкурентов, остается свободное место на рынке с учетом увеличения потребности производимой продукции.
Современная скорость динамики социальноэкономических процессов в регионах формирует необходимость создания системы взаимосвязанных в различных сферах хозяйствования экономических проектов. С учетом набора экономикотерриториальных характеристик, большинство регионов являются сложными для проектного аккумулирования. Поэтому, для реализации стратегии устойчивого роста территории необходим базисно объединяющий метод такой реализации проектов в одном регионе, при котором определенные проекты формируют кластерные группы, используя общие ресурсы и развивая близкие отрасли. В статье описан и апробирован метод смежных устойчивых проектов как новый инструмент развития территорий в условиях социальноэкономической динамики действительности.
Статья посвящена изучению тенденций и динамики развития агропромышленного комплекса (АПК) России в условиях международных санкций при реализации политики импортозамещения.
Исследованы теоретические подходы к проблеме импортозамещения в условиях трансформации экономики с последующим выделением основных направлений развития АПК.
Проведен анализ текущего уровня самообеспечения продовольствием по основным видам продовольствия и оценен объем экспорта сельскохозяйственной продукции.
Проанализированы объемы производства продукции АПК в разрезе растениеводства и животноводства, перспективы их технического состояния.
Обоснованы четыре возможных сценария развития АПК России, исходя из современной геополитической ситуации.
В целях повышения устойчивости развития АПК предложен ряд мероприятий по укреплению продовольственной безопасности в условиях осуществления политики импортозамещения.
Обозначены вызовы и угрозы устойчивости развития агропродовольственной системы России: рост затрат и соответствующее снижение рентабельности, сужение возможностей расширенного воспроизводства, высокая технологическая зависимость от импорта оборудования и компонентов производства.
Охарактеризованы особенности формирования в России новой модели ограниченно открытой экономики суверенного типа, отличительной особенностью которой является достижение технологического суверенитета. Применительно к агропродовольственной системе уточнены базовые понятия: импортозамещение, технологическая независимость, технологический суверенитет.
Раскрыты элементы технологического суверенитета агропродовольственной системы России: техникотехнологический уровень машин и оборудования, уровень подготовки кадров, состояние селекции и генетики, уровень автоматизации производства, инновационная активность и развитие цифровых технологий.
Обоснованы направления устойчивого развития агропродовольственной системы, связанные не столько с ростом урожаев, сколько со снижением затрат на производство, растущих опережающими темпами из-за экспортных ограничений, санкционных требований, несовершенства механизма регулирования отрасли.
Доказано, что ключевой задачей агропродовольственной системы России является импортозамещение, а одним из драйверов устойчивого социальноэкономического развития станет поддержание внутреннего спроса.
Статья посвящена проблеме исследования динамики производительности труда в российской экономике на федеральном и региональном уровнях.
Исследована действующая законодательнонормативная база по уровням управления, выявлены проблемные области и системные противоречия при достижении оптимальной величины данного показателя, разработана система рисков и противоречий роста производительности труда.
Проведено исследование факторов влияния, обеспечивающих положительную динамику показателя, сформирована факторная модель повышения производительности труда. В статье представлена количественная оценка выбранных факторов, а также результаты эконометрического моделирования производительности труда под влиянием выбранных факторовпеременных.
В целях исследования потенциала роста производительности труда как на российском, так и на региональном уровнях обосновано выделение факторов наиболее сильного и слабого влияния, показывающее наличие потенциала роста производительности труда.
Статья посвящена проблеме эффективного развития рынка лизинговых услуг в России в условиях санкционных ограничений и падения платежеспособного спроса предприятий, разработке соответствующих инструментов, способствующих снижению негативного влияния внешних и внутренних факторов различного вида на спрос и предложение лизинговых услуг.
Авторами проанализированы различные инструменты и методические подходы к оценке эффективности функционирования рынка лизинговых услуг в РФ, которые используются на сегодняшний момент.
Установлено, что не все инструменты, применяемые сейчас позволяют эффективно нивелировать негативное влияние ограничительных санкций со стороны зарубежных поставщиков технологического оборудования и других предметов лизингового имущества.
В целях повышения эффективности развития российского рынка лизинговых услуг предложен и обоснован ряд инструментов, которые позволят при их применении в соответствующем сочетании добиться запланированных результатов.
Издательство
- Издательство
- СГТУ им. Гагарина Ю.А.
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410054, г. Саратов, ул.Политехническая, 77
- Юр. адрес
- 410054, Саратовская обл, г Саратов, Октябрьский р-н, ул Политехническая, д 77
- ФИО
- Наумов Сергей Юрьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@sstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2998811
- Сайт
- https://www.sstu.ru/