Современная скорость динамики социальноэкономических процессов в регионах формирует необходимость создания системы взаимосвязанных в различных сферах хозяйствования экономических проектов. С учетом набора экономикотерриториальных характеристик, большинство регионов являются сложными для проектного аккумулирования. Поэтому, для реализации стратегии устойчивого роста территории необходим базисно объединяющий метод такой реализации проектов в одном регионе, при котором определенные проекты формируют кластерные группы, используя общие ресурсы и развивая близкие отрасли. В статье описан и апробирован метод смежных устойчивых проектов как новый инструмент развития территорий в условиях социальноэкономической динамики действительности.
Идентификаторы и классификаторы
Данное исследование является продолжением серии научных работ, в которых рассматриваются новые методы и инструменты управления потенциалом территорий с применением отечественных и зарубежных инновационных разработок. Целью данного исследования является описание нового метода и стратегического вектора развития потенциала регионов на примере Калининградской области с использованием результатов прошлого исследования об особенностях эффективного управления развитием территорий в развитых странах (в частности, в Объединенных Арабских Эмиратах). Разработанный в исследовании метод смежных устойчивых проектов как инструмент развития региональной экономики является комплексным методом, основанный на методах статистики и прогнозирования, математических методах моделированиях экономических процессов и на принципах проектного управления. Комбинирование классических методов статистики и проектного управления позволило разработать эффективный инструмент качественного и стратегического управления региональным потенциалом.
Список литературы
1. Alexander, J., Ackermann, F., & Love, P. E. D. Taking a Holistic Exploration of the Project Life Cycle in PublicPrivate Partnerships // Project Management Journal. 2019. № 50, 673-685. DOI: 10.1177/8756972819848226
2. Скопич Д. Л., Щепкова И. В. К вопросу оценки инвестиционной активности муниципальных образований калининградской области // Пространственное развитие региона: перспективы, приоритеты, ресурсы. 2019 год. С. 146148. EDN: PDUCOT
3. Ушаков И.А., Скопич Д.Л. Карта целевого управления как инструмент стратегического развития региональной экономики // Вопросы управления. 2021. № 5. С. 37-50. EDN: GJWTAC
4. Поляков Р.К., Дуров А.В. Развитие Калининградской области в аспекте формирования кластерных образований // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 12. С. 19291948. DOI: 10.18334/rp.18.12.38007 EDN: YUBTKP
5. Кравчук Н. Ю., Юрков Д. В. Государственные информационные ресурсы на современном этапе развития // Вестник РУДН. Серия: государственно и муниципальное управление. 2017. Том. 4. № 2. С. 116-129.
6. Саблин В. Г. Повышение конкурентоспособности регионов в современных условиях // Молодой ученый. 2014. №3. С. 520524. - URL https://moluch.ru/archive/62/9646/(дата обращения: 20.02.2024). EDN: RXEFVT
7. Bygballe, L. E. & Swärd, A. Collaborative Project Delivery Models and the Role of Routines in Institutionalizing Partnering // Project Management Journal. 2019. № 50, 161-176.
8. Хамирзова С. К., Кумпилова А. Р. Особенности процессов регионального развития и управления на современном этапе // Новые технологии. 2017. № 4. С. 132-138. EDN: ZSJFCZ
9. Романова А.Д., Доничев О.А., Баринов М.А. Методика анализа и оценки инновационного потенциала социально-экономических систем регионов // Экономический анализ: теория и практика, 2017. Том. 16. № 2. С. 260-273. EDN: XWUNIN
10. Павлыш Э.В. Механизм формирования и использования инновационного потенциала региона с точки зрения обеспечения региональной конкурентоспособности // Вестник экономической науки Украины. 2018. № 1. С. 207216. EDN: XROBXN
11. Pacagnella Jr., A. C., da Silva, S. L., Pacífico, O., de Arruda Ignacio, P. S., & da Silva, A. L. Critical Success Factors for Project Manufacturing Environments // Project Management Journal. 2019. № 50 (2). P. 1-16.
12. Ben Mahmoud-Jouini, S., Midler, C. and Silberzahn, P. Contributions of Design Thinking to Project Management in an Innovation Context // Project Management Journal. 2016. № 47. P. 144156. DOI: 10.1002/pmj.21577
13. Васильев А.И., Прокофьев С.Е. Организация проектного управления в органах государственной власти // Управленческие науки. 2016. №4. С. 4452. EDN: XIROJN
14. Зайнуллина Д. Р. Повышение инвестиционной привлекательно региона как фактор инновационного развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 12. С. 161166;. EDN: YHMUBV
15. Javidroozi, V., Shah, H. and Feldman, G. A framework for addressing the challenges of business process change during enterprise systems integration // Business Process Management Journal. 2019. Vol. 26 No. 2, P. 463488. DOI: 10.1108/BPMJ0320190128 EDN: XCJZNI
16. Орлова Н.И. Формирование хозяйственных комплексов муниципальных районов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2008. № 23(54). С.156158.
17. Мау. В. А. Экономика и политика 20192020 гг.: глобальные вызовы и национальные ответы // Вопросы экономики. 2020. №3. С. 527.
18. Yizi Chen, Dominic D. AhiagaDagbui, Muhammad Jamaluddin Thaheem, and Asheem Shrestha. Toward a Deeper Understanding of Optimism Bias and Transport Project Cost Overrun // Project Management Journal. 2023. Vol. 54, Issue 5, P. 561578. ;. DOI: 10.1177/87569728231180268
19. Javidroozi, V., Shah, H. and Feldman, G. A framework for addressing the challenges of business process change during enterprise systems integration // Business Process Management Journal. 2019. Vol. 26, No. 2, P. 463488. DOI: 10.1108/BPMJ0320190128 EDN: XCJZNI
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена рассмотрению вопроса сегментации рынка и ее исследовании при разработке маркетинговой стратегии в современной организации.
Научная новизна исследования состоит в актуализации информации сегментации рынка и выделения конкретных предложений по совершенствованию процесса сегментирования при сборе, анализе и обработке данных для определения целевой аудитории при построении маркетинговой стратегии.
Особое внимание уделяется спецификации сегментов рынка и структуре сегментирован, раскрывается специфика применения различных методов сегментирования в рамках маркетинговой стратегии компаний.
По итогам изученной информации были выделены предложения по совершенствованию сегментации и автоматизации данного процесса. Структура статьи включает раскрытие исторических аспектов сегментации рынка, аналитического прогнозирования результатов и выделение различных критериев, которые необходимы при процедуре прогнозирования рынка как на этапе создания бизнеса, так и для масштабирования уже сформированного проекта.
Вывод выстраивается на основе проведенного исследования, особое внимание акцентируется на специальных программах, включающих большинство возможных аналитических инструментов.
Статья сформирована на основе проведенного исследования с использованием регламентируемых данных из открытых узкопрофильных источников. Также в исследование включены актуальные данные из профессиональной сферы digitalмаркетинга и маркетингового управления.
Управление развитием инфраструктурного обеспечения любого объекта представляет собой процесс формирования комплексного видения деятельности объектов в их взаимосвязи и взаимодействии с множеством элементов внешней среды. Авиационная инфраструктура Арктической зоны России представляет собой макроэкономическую систему, в которой управленческая деятельность должна иметь широкие возможности к восприятию обратной связи от управляемых элементов. В отсутствии этой связи регулярно возникают многие несогласованности. В этой связи исследование методов управления развитием современной авиационной инфраструктуры движения по Северному Морскому Пути в Арктике является приоритетной задачей в реализации крупных федеральных проектов, утвержденных до 2035 года, направленных на развитие Арктической зоны России и страны в целом. В работе произведена группировка методов управления развитием авиационной инфраструктуры движения пассажиров и грузов по Северному Морскому Пути, необходимая для осуществления выбора метода управления, позволяющего обеспечить рациональное построение отношений между субъектом и объектом управления.
В статье сформированы научнообоснованные предложения, которые позволяют нивелировать недостатки существующей практики проектирования объектов различного функционального назначения и обеспечить более эффективное использование проектной организации в сочетании с соблюдением сроков и качества проектирования. Дано авторское определение объектноориентированного подхода в проектировании, при этом представлены принципы и процессы совершенствования управления проектной организации, в т. ч. рассмотрены ключевые показатели, определяющие условия проектных работ. Рассмотрена функциональная модель по взаимодействию «Проектировщик» - «Заказчик», учитывающая специфику объекта проектирования, дано определение ресурсной модели управления проектными работами.
В настоящем исследовании концептуализированы особенности управленческих подходов к развитию бизнеса в аспекте ESGповестки. Устойчивое развитие бизнеса с применением ESGпринципов рассматривается как отдельная экономическая категория, где представлены различные взгляды ученых и исследователей на специфику и содержание дефиниции. В связи с этим на основе анализа проработанности проблемы, установлено, что область исследования требует концептуализации и автором предложено емкое содержание понятия ESGменеджмента. Систематизированы основные направления ESGпринципов и их интеграция в менеджмент бизнессреды. Выявлены основные проблемы реализации ESGповестки в отечественных современных реалиях и определены перспективы развития.
В статье раскрыта сущность, роль и структура имиджа предприятия. Обоснована необходимость его оценки потребителем - главным действующим «лицом» на рынке товаров и услуг, настоящим экспертом их качества.
В целях получения обобщенной потребительской оценки имиджа аэропортового предприятия рассмотрены имиджевая звезда и имиджевые компоненты в системе маркетинга (имидж услуги и продажи, ценовой и коммуникативный имидж), проведен анализ их влияния на конкурентные преимущества ООО «Международный аэропорт Чебоксары».
Сопоставление результатов исследования его имиджа с позиции потребителей и создателей услуг позволило определить: вопервых, приоритетность имиджа как психологического и коммуникативного ресурса для потребителей в выборе исполнителя транспортных услуг; вовторых, необходимость позитивного развития имиджа как управленческого ресурса персоналом для создания положительного эмоционального впечатления о предприятии и неповторимой корпоративной идентичности.
Статья посвящена исследованию ключевых факторов, влияющих на выбор приоритетных стратегий выхода российских предприятий на международный рынок: выбор глобальной маркетинговой стратегии, совершенствование коммуникационных каналов предприятия.
Проанализированы существующие виды глобальной стратегии выхода предприятия на международный рынок, которая включает в себя несколько элементов - стратегий, каждая из которых отличается от других по своему функциональному назначению и сфере применения.
Показано, что при формировании экспортной стратегии необходимо создание коммуникационных каналов предприятия для взаимодействия между поставщиком и заказчиком.
Проанализирован процесс выбора коммуникационных каналов предприятия в условиях санкций посредством использования крупных транспортных компаний, реализующих экспорт продукции за пределы национального рынка.
Обосновано, что с учетом текущих санкций в отношении России, единственным приемлемым рынком остаются азиатские страны, где, несмотря на наличие конкурентов, остается свободное место на рынке с учетом увеличения потребности производимой продукции.
Статья посвящена изучению тенденций и динамики развития агропромышленного комплекса (АПК) России в условиях международных санкций при реализации политики импортозамещения.
Исследованы теоретические подходы к проблеме импортозамещения в условиях трансформации экономики с последующим выделением основных направлений развития АПК.
Проведен анализ текущего уровня самообеспечения продовольствием по основным видам продовольствия и оценен объем экспорта сельскохозяйственной продукции.
Проанализированы объемы производства продукции АПК в разрезе растениеводства и животноводства, перспективы их технического состояния.
Обоснованы четыре возможных сценария развития АПК России, исходя из современной геополитической ситуации.
В целях повышения устойчивости развития АПК предложен ряд мероприятий по укреплению продовольственной безопасности в условиях осуществления политики импортозамещения.
Обозначены вызовы и угрозы устойчивости развития агропродовольственной системы России: рост затрат и соответствующее снижение рентабельности, сужение возможностей расширенного воспроизводства, высокая технологическая зависимость от импорта оборудования и компонентов производства.
Охарактеризованы особенности формирования в России новой модели ограниченно открытой экономики суверенного типа, отличительной особенностью которой является достижение технологического суверенитета. Применительно к агропродовольственной системе уточнены базовые понятия: импортозамещение, технологическая независимость, технологический суверенитет.
Раскрыты элементы технологического суверенитета агропродовольственной системы России: техникотехнологический уровень машин и оборудования, уровень подготовки кадров, состояние селекции и генетики, уровень автоматизации производства, инновационная активность и развитие цифровых технологий.
Обоснованы направления устойчивого развития агропродовольственной системы, связанные не столько с ростом урожаев, сколько со снижением затрат на производство, растущих опережающими темпами из-за экспортных ограничений, санкционных требований, несовершенства механизма регулирования отрасли.
Доказано, что ключевой задачей агропродовольственной системы России является импортозамещение, а одним из драйверов устойчивого социальноэкономического развития станет поддержание внутреннего спроса.
Статья посвящена проблеме исследования динамики производительности труда в российской экономике на федеральном и региональном уровнях.
Исследована действующая законодательнонормативная база по уровням управления, выявлены проблемные области и системные противоречия при достижении оптимальной величины данного показателя, разработана система рисков и противоречий роста производительности труда.
Проведено исследование факторов влияния, обеспечивающих положительную динамику показателя, сформирована факторная модель повышения производительности труда. В статье представлена количественная оценка выбранных факторов, а также результаты эконометрического моделирования производительности труда под влиянием выбранных факторовпеременных.
В целях исследования потенциала роста производительности труда как на российском, так и на региональном уровнях обосновано выделение факторов наиболее сильного и слабого влияния, показывающее наличие потенциала роста производительности труда.
Статья посвящена проблеме эффективного развития рынка лизинговых услуг в России в условиях санкционных ограничений и падения платежеспособного спроса предприятий, разработке соответствующих инструментов, способствующих снижению негативного влияния внешних и внутренних факторов различного вида на спрос и предложение лизинговых услуг.
Авторами проанализированы различные инструменты и методические подходы к оценке эффективности функционирования рынка лизинговых услуг в РФ, которые используются на сегодняшний момент.
Установлено, что не все инструменты, применяемые сейчас позволяют эффективно нивелировать негативное влияние ограничительных санкций со стороны зарубежных поставщиков технологического оборудования и других предметов лизингового имущества.
В целях повышения эффективности развития российского рынка лизинговых услуг предложен и обоснован ряд инструментов, которые позволят при их применении в соответствующем сочетании добиться запланированных результатов.
Издательство
- Издательство
- СГТУ им. Гагарина Ю.А.
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410054, г. Саратов, ул.Политехническая, 77
- Юр. адрес
- 410054, Саратовская обл, г Саратов, Октябрьский р-н, ул Политехническая, д 77
- ФИО
- Наумов Сергей Юрьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@sstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2998811
- Сайт
- https://www.sstu.ru/