Линия ската как важный анатомический ориентир при выполнении эндоскопической вентрикулоцистерностомии дна III желудочка (2023)

Актуальность. Паутинные оболочки широко и неравномерно распределены в полости черепа и резко различаются по внешнему виду и конфигурации. Понимание особенностей распределения и конфигурации внутричерепных паутинных оболочек необходимо для того, чтобы в полной мере использовать естественные анатомические ориентиры во время операций.

Цель исследования. Изучение особенностей эндоскопической анатомии распределения и конфигурации паутинных оболочек основания головного мозга.

Материал и методы. Эндоскопическая, микрохирургическая анатомия паутинных оболочек основания мозга, базальных цистерн, линия ската изучены на 20 кадаверных препаратах с предварительно окрашенными цветным силиконом сосудами.

Результаты. Базальное прикрепление мезэнцефального листка мембраны Лилиеквиста и его каудальное продолжение в виде препонтинной мембраны по обе стороны от основной артерии образуют U-образное утолщение (линию ската) на наружной паутинной оболочке, оно служит надежным ориентиром для рассечения окружающих паутинных оболочек во время эндоскопической вентрикулоцистерностомии дна III желудочка (ЭВЦС III). Предложенные 4 типа перфорационных механизмов в зависимости от анатомических изменений внутренних паутинных оболочек позволяют спланировать идеальное положение стомы, связанное с комплексом мембраны Лилиеквиста, что предопределяет долгосрочный успех операции.

Заключение. U-образное утолщение (линия ската) на наружной паутинной оболочке служит надежным ориентиром для рассечения окружающих паутинных оболочек во время ЭВЦС III.

Издание: ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ (ПИРОГОВСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ)
Выпуск: № 4, Том 7 (2023)
Автор(ы): Альзахрани А. А., Дыдыкин С. С., Суфианов Альберт Акрамович, Якимов Юрий Александрович, Рустамов Р. Р., Суфианов Р. А.
Сохранить в закладках
Лексико-семантическая репрезентация концепта «память» (2023)

Статья посвящена анализу лексико-семантической репрезентации концепта «память». Рассматриваются и анализируются структура концепта, представленная ядром, ближней периферией и дальней периферией, основные термины и терминоэлементы, а также глагольные словосочетания, репрезентирующие данный концепт. Авторы делают вывод о том, что термины, связанные с процессами сохранения информации, функционируют не только в медицинском дискурсе, но и подвергаются метафорическому переосмыслению и используются в других отраслях.

Издание: Лингвистика и образование
Выпуск: Том 3, №2 (2023)
Автор(ы): Рожкова Тамара Валентиновна, Рылкина Ольга Михайловна
Сохранить в закладках
Людмила Александровна Шкатова: ученый, наставник, просветитель (2023)

Раскрывается научное, педагогическое и просветительское наследие профессора Л. А. Шкатовой. Выявляются наиболее яркие особенности ее языковой личности и вклада в филологическую науку. Утверждается, что научный вклад ученого связан с разработкой проблем языкового сознания, профессиональной номинации и коммуникации, терминографии и лингвокультурологии. Языковую личность Л. А. Шкатовой отличает внимание к родной культуре, восприимчивость к новому, ясная гражданская позиция и стремление к просветительству.

Издание: Лингвистика и образование
Выпуск: Том 3, №2 (2023)
Автор(ы): Голованова Елена Иосифовна
Сохранить в закладках
Лингвополитология как перспективное направление современного языкознания: от истоков к современности (2024)

В статье рассматриваются генезис и основные этапы эволюции российской лингвополитологии в конкретике ее основных представителей и их исследований с определением выводов и компаративного анализа. Уделяется внимание как отечественным, так и переведенным на русский язык научным трудам, оказавшим влияние на становление направления. Автор приводит характеристику современного этапа развития российской лингвополитологии в контексте изучения ее как самостоятельной лингвистической дисциплины, очерчивает круг проблем.

Издание: Лингвистика и образование
Выпуск: Том 4, №2 (2024)
Автор(ы): Павлычева Елена Дмитриевна
Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА С РАЗЛИЧНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТЬЮ К НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ (2024)

Обоснование. Статья посвящена изучению личностных особенностей инженерно-техническогоперсонала с различной восприимчивостью к негативной информации. Данная тема является актуальной в связи с быстрым ростом технологий, постоянными изменениями экономической ситуации и глобальными вызовами, которые могут провоцировать снижение эффективности производственной деятельности. Цель: изучение личностных особенностей инженерно-технического персонала с различной восприимчивостью к негативной информации. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 100 человек (52 мужчины и 48 женщин) в возрасте от 18 до 69 лет, имеющих инженерно-технические специальности. В эмпирической части исследования были применены следующие психодиагностические методики: характерологический тест К. Леонгарда - Н. Шмишека, тест «Жизнеспособность человека» (ТЖЧ) Е. А. Рыльской, опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна. Была разработана авторская анкета, позволяющая оценить типичную реакцию человека на негативную информацию. В качестве средства математической обработки данных применялась компьютерная программа SPSS Statistics 27.0. Для анализа полученных данных использовались математические методы: сравнительный анализ с применением критерия Краскела - Уоллиса, корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты. Установлено, что восприятие негативной информации различно у лиц с разными типами акцентуаций характера. Выявлены различия в восприятии негативной информации у лиц с разными показателями жизнеспособности и эмпатии. Доказано, что личностные особенности респондентов с разной восприимчивостью к негативной информации связаны между собой, формируя определенную иерархическую структуру. Заключение. Теоретически обоснован и эмпирически исследован комплекс личностных особенностей инженерно-технического персонала с различной восприимчивостью к негативной информации в условиях неопределѐнности. Результаты исследования могут быть полезны для руководителей организаций, стремящихся обеспечить стабильность и успешное развитие организации. На основе полученных результатов могут быть разработаны программы поддержки сотрудников в условиях стресса, что будет способствовать улучшению их физического и психологического состояния, усилению мотивации, увеличению производительности.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 17 № 2 (2024)
Автор(ы): Малышев Анатолий Владиславович, Рыльская Елена Александровна, Погорелов Дмитрий Николаевич
Сохранить в закладках
Л. Н. МОДЗАЛЕВСКИЙ: ДРУГ И СОРАТНИК К. Д. УШИНСКОГО (2023)

Цель статьи состоит в характеристике вклада видного российского педагога второй половины XIX в. Льва Николаевича Модзалевского (1837-1896) в отечественную науку, культуру и образование. Материалы и методы. В опоре на положения аксиологического методологического подхода и использование биографического исследовательского метода в статье решены следующие задачи: введение в научный оборот ряда малоизвестных фактов его биографии, анализ теоретической и практической деятельности Л. Н. Модзалевского, раскрытие его отношений с К. Д. Ушинским и некоторыми другими отечественными деятелями образования. Основное содержание. Л. Н. Модзалевский показан как первый российский ученый в области отечественной историко-педагогической компаративистики и истории педагогики и образования. Приводятся образцы его поэтического творчества. Заключение. Делается вывод о значимости наследия Модзалевского, о необходимости его дальнейшего изучения и использования в педагогическом процессе.

Издание: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 3 (2023)
Автор(ы): Помелов Владимир Борисович
Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР, ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К ГЛОБАЛЬНЫМ РИСКАМ КАК ПРЕДИКТОРЫ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ (2024)

Обоснование. Отличительной чертой современной действительности является нарастание неопределенности и неоднозначности, что обусловлено быстрым темпом изменений, нестабильностью и возникновением глобальных угроз будущему человечества. Личностная зрелость представляет собой совокупность характеристик, которые формируются на различных этапах развития личности и обеспечивают её успешное функционирование в период взрослости.

Цель исследования: выявить особенности личностного выбора, толерантности к неопределенности и отношения к глобальным рискам как предикторов личностной зрелости у студентов.

Материалы и методы. Обследовано 92 студента, дифференцированных по уровню личностной зрелости на две группы: с уровнем личностной зрелости ниже (n = 50) и выше среднего значения (n = 42). Методики исследования: «Тест-опросник личностной зрелости» Ю. З. Гильбуха, «Типология личностного выбора жизненного пути» В. Г. Грязевой-Добшинской, А. С. Мальцевой, «Шкала общей толерантности к неопределенности» Д. МакЛейна, адаптация Е. Н. Осина, «Отношение к глобальным рискам» Т. А. Нестика.

Результаты. Выявлены значимые различия в двух группах студентов по отношению к глобальным рискам и толерантности к неопределенности. Для личностно незрелых студентов характерно игнорирование глобальных угроз, а в случае реальной катастрофы они склонны рассматривать возможность выживания за счет других или ожидать наступление апокалипсиса. У личностно зрелых студентов более сформирован поведенческий компонент, заключающийся в готовности действовать, защищать себя и близких в случае глобальных угроз, а также такие студенты больше принимают неопределенность в своей жизни, используют ее как ресурс. С помощью дискриминантного анализа разработана модель дифференциации студентов, позволяющая в дальнейшем прогнозировать уровень личностной зрелости и классифицировать респондентов на основании этого. Точность модели составила 73,9 %. Установлено, что все компоненты отношения к глобальным рискам, а также показатели личностного выбора жизненного пути являются предикторами личностной зрелости и могут использоваться как основания для дифференциации студентов по уровню личностной зрелости.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 17 № 3 (2024)
Автор(ы): Горских Анастасия Григорьевна, Дмитриева Юлия Александровна
Сохранить в закладках
Лабораторная работа «Цифровая схемотехника и алгебра логики: создание цифровых устройств в онлайн-симуляторе»: компетентностный подход в целях преемственности уровней образования* (2024)

Аннотация В статье представлена и подробно описана лабораторная работа «Цифровая схемотехника и алгебра логики: создание цифровых устройств в онлайн-симуляторе», проводимая для старших школьников в МГТУ имени Н. Э. Баумана. Во введении показано место занятия в системе взаимодействия организаций среднего общего и высшего уровней образования, на основе рассмотренных проблем образования в области цифровой схемотехники приведено обоснование необходимости данной лабораторной работы. Практико-ориентированный характер рассмотренной лабораторной работы по информатике обуславливает необходимость применения современных средств моделирования. В данной лабораторной работе используется онлайн-среда Logic. ly, позволяющая создавать и исследовать цифровые устройства: полусумматор, сумматор, триггеры, мультиплексоры, дешифраторы. Подробно описаны основные характеристики, структура и ход занятия, предметное содержание и межпредметные связи, целевые предметные и метапредметные результаты на основе современного компетентностного подхода.

Издание: ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
Выпуск: № 2, Том 23 (2024)
Автор(ы): Попов Владислав Сергеевич
Сохранить в закладках
Лабораторная работа по физике «Изучение прямолинейного равноускоренного движения без начальной скорости» с использованием робототехнического конструктора LEGO MINDSTORMS EDUCATION EV3* (2024)

В статье представлен пример использования робототехнического конструктора на уроках физики и информатики — лабораторная работа «Изучение прямолинейного равноускоренного движения без начальной скорости» с применением конструктора LEGO MINDSTORMS EDUCATION EV3. Данная работа предназначена для учащихся IX—X классов при изучении равноускоренного движения в курсе физики. В ходе лабораторной работы необходимо: собрать экспериментальную установку и составить программу для модуля управления EV3, которая должна регистрировать время движения шарика по наклонному желобу с выводом на экран модуля EV3; полученные результаты измерений ввести в расчетную таблицу, составленную в электронной таблице, в которую предварительно вводят формулы для автоматического расчета ускорения и мгновенной скорости шарика. Лабораторную работу можно провести как на уроке физики и информатики, так и на факультативном занятии, также можно провести интегрированный урок физики и информатики. Использование робототехнического моделирования знакомит учащихся с современным процессом проведения физического исследования (эксперимента), помогает повысить интерес обучающихся к экспериментальной работе, сформировать у них навыки использования роботов в исследованиях и мотивацию к инженерно-техническому творчеству.

Издание: ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
Выпуск: № 4, Том 23 (2024)
Автор(ы): Блинов Дмитрий Михайлович
Сохранить в закладках
ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАИМЕНОВАНИЙ МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ БЛЮД В ХАКАССКОМ ЯЗЫКЕ (2024)

Статья посвящена исследованию лингвокультурных особенностей наименований молока и молочных блюд в хакасском языке. Еда является не только одним из необходимых физиологических факторов, обусловливающих жизнедеятельность человечества, но также это культура, определяющая взаимоотношения людей в обществе, это нормы и правила поведения, принятые в этом обществе. Поэтому исследования лингвокультурных особенностей наименований продуктов питания являются богатым источником определения различных сфер национального менталитета и мировосприятия, системы социокультурных отношений, традиций, обычаев и верований, характерных для традиционной культуры. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью проблематики изучения лингвокультурных особенностей наименований пищи в хакасском языке. Новизна работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка выявить особенности репрезентации лексем, обозначающих молоко и молочные продукты, и особенности их функционирования в фольклорных материалах, отражающих менталитет этноса. В качестве источников привлечены материалы фольклорного наследия хакасов, в которых акцентируется отношение к молоку и молочным продуктам.

Полученные в ходе исследования результаты показали, что в хакасском мировоззрении молоко и молочные продукты воспринимаются как имеющие ценность, богатство, сакральность. Результаты исследования подтверждают взаимосвязь языка и этнического мировоззрения хакасов и высокую значимость молока и молочных продуктов в духовной и материальной культуре хакасов.

Издание: НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ САЯНО-АЛТАЯ
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Автор(ы): АБДИНА РАИСА ПЕТРОВНА
Сохранить в закладках
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРИВЕТСТВИЯ В ТЕКСТЕ ХАКАССКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО СКАЗАНИЯ «АЛБЫНЧЫ» (2024)

Изучение текстов хакасского героического эпоса с позиций лингвофольклористики сегодня очень актуально в связи с тем, что в современной тюркологии активно развиваются комплексные исследования, выполняемые на стыке лингвистики, фольклористики, культурологии. Также в обществе выражен активный интерес к хакасскому героическому эпосу. В статье дается описание лексических выражений процесса приветствия на материале хакасского героического сказания «Албынчы». По сути, это есть концептуальное образование, включающее такие лексические слои, как «заход в юрту», «приветствие», «начало приема пищи за золотым столом», отражающее определенный момент из жизни богатырей. Ключевыми в данном описании являются общетюркское обозначение приветствия изен/изеннес- и его синоним монгольского происхождения минд’/миндшес-. На материале текстов хакасских героических сказаний значения слов минд’1/минд1лес- и изен/изеннес- ‘здравствуй; здорово’, ‘здороваться, приветствовать друг друга’ совпадают, и в тексте каждый из них выполняет функцию уточнения. Аффикс возвратного залога -с- в основе данных глаголов десемантизировался: они выражают не только взаимное (здороваться друг с другом), но и однонаправленное действие (здороваться с кем-либо). Обсуждение этой проблемы связано с явлением синонимической дублетности/варьирования, которая является традиционным во всех тюркских фольклорных текстах. Соответственно, традиция использования синонимов в клишированных выражениях и конструкциях в языке героических сказаний формировалась на протяжении ряда веков под влиянием мировоззренческого и мыслительного уклада наших предков.

Издание: НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ САЯНО-АЛТАЯ
Выпуск: № 3 (43) (2024)
Автор(ы): ЧЕРТЫКОВА МАРИЯ ДМИТРИЕВНА
Сохранить в закладках
ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ ОСВЕЩЕНИИ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: СУБЪЕКТНАЯ СТРУКТУРА ЛИРИКИ: КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ / СОСТ. И РЕД. В. Я. МАЛКИНА. М.: ЭДИТУС, 2024. 216 С. (2024)

В рецензии рассматривается коллективная монография «Субъектная структура лирики», отмечается значение этого труда как итогового: и в плане изучения лирического рода литературы, и в аспекте исследования категории субъекта. Отдельно выделяется перспективность книги как в ракурсе теории литературы, так и в историко-литературном ключе, чему способствует проведенное авторами монографии рассмотрение целого ряда конкретных примеров лирических контекстов и текстов, проанализированных через их субъектную структуру.

Издание: НОВЫЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 3 (70) (2024)
Автор(ы): Доманский Юрий Викторович
Сохранить в закладках