В июне 2024 г. в странах ЕС, в том числе и во Франции, должны состояться выборы в Европейский Парламент. В статье отмечается, что, по опросам общественного мнения, на них может победить, с большим отрывом от пропрезидентской партии «Возрождение», движение «Национальное объединение», которое представляется большинством «истеблишмента» страны как крайне правая, националистическая и «популистская» сила. В этой связи рассматривается предвыборная стратегия президента Э. Макрона, в том числе кадровые перестановки в правительстве, которые призваны придать новый динамизм его деятельности. В более широком плане речь идет о стратегии, направленной на обеспечение преемственности внутреннего и внешнего курса Э. Макрона после его ухода от власти в 2027 г.
Европейский союз сталкивается сегодня со множеством стратегических вызовов, как внешних, так и внутренних. В статье анализируются некоторые из них, представляющиеся автору наиболее важными. Отмечается, что у ЕС либо отсутствуют стратегии по преодолению этих вызовов, либо они подменяются «реагированием», основанным на эмоциях или идеологических стереотипах. Особое внимание в этой связи уделяется угрозе ядерной войны на континенте, резко возросшей из-за украинского конфликта и поставок Западом Украине вооружений все большей дальности и мощности. Рассматриваются также проблемы подчинения ЕС американским геополитическим и экономическим интересам, втягивания объединения Соединенными Штатами в конфронтацию с Китаем, изменения отношений внутри франко-германского тандема, геополитических претензий Польши.
В статье анализируются перспективы «европейской общей обороны» в свете изменений военно-политической ситуации в ЕС, вызванных украинским кризисом. Отмечаются возросшая роль НАТО и США в обеспечении безопасности объединения, увеличение американского военного присутствия в ряде государств-членов, укрепление под эгидой Вашингтона блоковой дисциплины в Альянсе. Вместе с тем указывается, что в среднесрочном и долгосрочном плане это положение дел может измениться в результате усилившегося стремления ряда стран, прежде всего Франции и Германии, продвигать создание собственного оборонного потенциала ЕС. Особенно активен на этом «треке» президент Э. Макрон, зарекомендовавший себя убежденным сторонником образования «державы Европы», обладающей реальной автономией в сфере обороны. Рост под давлением США военных бюджетов европейских государств - членов НАТО объективно способствует достижению такой автономии. В статье освещаются самые последние демарши французского и германского лидеров, связанные с продвижением «общей обороны».
В статье рассматриваются итоги первого года правления В. Зеленского на Украине, в том числе в связи с пандемией коронавируса. Отмечается, что, благодаря вовремя принятым жестким карантинным мерам, Украина смогла выдержать удар пандемии, несмотря на очень слабую систему здравоохранения. Однако усилия В. Зеленского в других сферах, в частности в экономике, социальной сфере, в борьбе с коррупцией, в урегулировании конфликта в Донбассе, оказались либо нерезультативными, либо противоречивыми. В этой связи анализируются проблемы, с которыми он столкнулся, и его политика. Приводятся результаты опросов общественного мнения на Украине, которые показывают, что, хотя деятельность В. Зеленского на посту президента оценивается весьма скромно, он тем не менее сохраняет определенную популярность. При довольно узком диапазоне возможностей это позволяет ему продвинуться несколько вперед на ряде направлений, но при условии, что он проявит необходимые решительность и настойчивость.
В статье анализируются перспективы российско-китайского альянса в контексте конфронтации между Россией и Западом и обострившегося соперничества между США и Китаем. Отмечаются особенности российско-китайского сближения в экономической и военной сферах. Рассматриваются опасения, вызываемые этим сближением на Западе, а также попытки президента Франции Э. Макрона, претендующего на роль «лидера Европы», противопоставить ему идею формирования вместе с Россией «единого европейского пространства от Лиссабона до Владивостока». Указывается на необходимость поддержки российской дипломатией течения, представляемого Э. Макроном. Преодоление конфронтации с ЕС усилило бы позиции России перед лицом США, а также Китая.
В статье рассматриваются попытки Президента Франции Э. Макрона продвинуть в ЕС проекты, связанные с идеями «европейской обороны» и «европейской армии». Кризисы, начавшие сотрясать ЕС во втором десятилетии XXI в., парадоксальным образом усилили тенденцию к автономии внешней политики и безопасности, поскольку вызвали к жизни попытки со стороны главного «мотора» этого объединения в лице Франции и Германии еще до прихода к власти Э. Макрона создать более продвинутую модель интеграции на базе «зоны евро». Одновременно встал вопрос о «совместной обороне» этой группы стран, которая, с одной стороны, обусловливалась новыми внешними угрозами - исламский терроризм, военные конфликты на Украине и в Сирии, с другой - рассматривалась как фактор их сплочения и перед лицом внутренних вызовов. Э. Макрон, являющийся убежденным сторонником превращения ЕС в самостоятельный «мировой центр силы», не просто продолжил этот курс, но придал ему очень существенный импульс. Большую роль в этом сыграла все более «односторонняя» политика США при Д. Трампе, в том числе в сфере безопасности. В статье показываются инициированные президентом Франции определенные сдвиги в усилении интеграционного процесса в «зоне евро», а также некоторый прогресс ЕС в деле «совместной обороны». Вместе с тем указывается на трудности, которые он встречает на этом пути, прежде всего связанные с существованием НАТО. Ослабление позиций Э. Макрона и А. Меркель в их собственных странах добавляют неопределенности в вопросе о перспективах этой обороны.
Идее «европейской обороны» (то есть коллективной обороны европейских государств) уже много лет, она восходит своими корнями еще к началу холодной войны. Европейская интеграция в рамках ЕЭС – ЕС сопровождалась периодическими всплесками повышения интереса к ней, а с конца 80-х годов и попытками как-то продвинуться по пути ее воплощения в жизнь. Новый импульс этому процессу был придан недавно, 13 ноября 2017 г., когда 23 из 28 государств – членов ЕС согласовали совместную инициативу о присоединении к Постоянному структурированному сотрудничеству ЕС по вопросам обороны (PESCO), учрежденному Лисабонским договором 2007 г. Соответствующий документ был передан Верховному представителю по иностранным делам и политике безопасности ЕС Ф. Могерини.
Первые шаги нового президента Франции Э. Макрона на внешнеполитической арене, как показывают опросы общественного мнения, получили одобрение большинства французов. Ведущие СМИ страны акцентируют внимание на том, что он, будучи новичком в политике вообще и во внешней политике в частности, «достойно держался» на встречах с Д. Трампом и В. Путиным. Частые контакты Э. Макрона с А. Меркель вызывают оптимизм у тех политиков и экспертов, которые рассматривают усиление франко-германской оси в качестве одного из главных условий преодоления нынешних трудностей Европейским союзом. Конечно, наряду с этим восторженным хором, раздаются и голоса скептиков. Они считают подобные восхваления продолжением «макрономании», инициированной СМИ, особенно ведущими телевизионными каналами, в ходе прошедшей президентской избирательной кампании. Но эти голоса пока не очень слышны
Нынешнюю конфронтацию между Россией и Западом многие политики и эксперты склонны характеризовать как новую «холодную войну». Правильнее, однако, назвать ее глубоким кризисом их взаимоотношений. Это терминологическое различие предполагает иной вариант развития ситуации, чем в первом случае. Настоящая «холодная война», стоит это напомнить, была результатом соперничества двух противоположных идейно-политических и экономических систем, которое, несмотря на имевшие место разговоры о «конвергенции» последних, закончилось самоликвидацией одной из них