Статьи в выпуске: 4

СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ: ОСОБЕННОСТИ ВЗГЛЯДА ИЗ РОССИИ (2018)
Авторы: СИМОН МАРК ЕВГЕНЬЕВИЧ

Несмотря на то что начиная с весны 2015 г. миграционная ситуация в Европе описывается преимущественно в терминах «кризиса» и кажется беспрецедентной, модус ее восприятия со стороны европейских управленческих структур имеет вполне определенную преемственность. Перцептивная конфигурация1 , в соответствии с которой массовый приток беженцев и соискателей убежища интерпретируется чуть ли не как главная угроза социальноэкономической и политической стабильности Евросоюза, является прямым следствием наблюдаемой с середины 1980-х годов последовательной секьюритизации2 иммиграции из третьих стран. Побочным эффектом интенсификации усилий по устранению барьеров на пути трудовой мобильности внутри Европейского экономического сообщества3 стала одержимость безопасностью «внешних» границ. Сотрудничество государств – членов ЕС в области общей миграционной политики, осуществляемое как на межправительственном1 , так и на наднациональном уровнях2 , было изначально детерминировано логикой безопасности в значительно большей степени, чем логикой обеспечения экономического развития. В результате принятия ряда ключевых документов в этой области3 вопросы иммиграции и предоставления убежища стали эксплицитно увязываться с такими явлениями, как терроризм и международная преступность. Из-за устойчивости подобной семантической корреляции политика, направленная на урегулирование последствий притока беженцев и иррегулярных4 мигрантов в 2015 г., расценивалась в большей степени как «кризисное регулирование», чем гуманитарная миссия 

Сохранить в закладках
О ПЕРСПЕКТИВАХ "ЕВРОПЕЙСКОЙ ОБОРОНЫ" (2018)
Авторы: ЧЕРНЕГА ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Идее «европейской обороны» (то есть коллективной обороны европейских государств) уже много лет, она восходит своими корнями еще к началу холодной войны. Европейская интеграция в рамках ЕЭС – ЕС сопровождалась периодическими всплесками повышения интереса к ней, а с конца 80-х годов и попытками как-то продвинуться по пути ее воплощения в жизнь. Новый импульс этому процессу был придан недавно, 13 ноября 2017 г., когда 23 из 28 государств – членов ЕС согласовали совместную инициативу о присоединении к Постоянному структурированному сотрудничеству ЕС по вопросам обороны (PESCO), учрежденному Лисабонским договором 2007 г. Соответствующий документ был передан Верховному представителю по иностранным делам и политике безопасности ЕС Ф. Могерини. 

Сохранить в закладках
УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КРИЗИСОВ В ЕВРОПЕ - ЕСТЬ ЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО, ОСНОВАННОГО НА ПРАВИЛАХ МИРОПОРЯДКА? (2018)
Авторы: Штайгис Армин

Многополярный миропорядок, который многим виделся в качестве желанной альтернативы гегемонии США на протяжении последних десятилетий, стал реальностью. Однако сегодняшний мир оказался не похож на ту утопию дружбы и сотрудничества, которую ожидали многие. Чрезмерно большое число международных акторов считают, что они или смогут оказаться в числе победителей в результате происходящих в мире процессов, или, по крайней мере, не собираются проигрывать. Их поведение характеризуется наличием планов по расширению зоны влияния вкупе с ростом националистических настроений. Встреча подобных игроков, не готовых к компромиссам, напоминает столкновение «лунатиков» перед Первой мировой войной, каковыми историк К. Кларк назвал монархов тогдашних государств Европы. Одной искры в таких условиях оказалось достаточно, чтобы вызвать пожар великой войны – Первой мировой. 

Сохранить в закладках
ТУПИКИ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ (2018)
Авторы: КУЛИК С.

Намеченные на 27–28 февраля 2018 г. консультации по международной кибербезопасности (в российской версии – информационной) официальных лиц России и США в итоге не состоялись. В отличие от уже ожидавшей в Женеве российской делегации, американская не приехала на встречу. На ней предполагалось, в том числе, обсудить предложение Москвы подписать соглашение о предотвращении опасной военной деятельности в киберпространстве. Оно было направлено в Вашингтон еще в середине 2017 г. В нем рекомендовано ориентироваться на ранние двусторонние договоренности – о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним от 1972 г., о предотвращении ядерной войны от 1973 г. и о предотвращении опасной военной деятельности от 1989 г. Позднее в список были добавлены свежесогласованные меры по предотвращению инцидентов между вооруженными силами России и США в Сирии. 

Сохранить в закладках