О ПЕРСПЕКТИВАХ "ЕВРОПЕЙСКОЙ ОБОРОНЫ" (2018)
Идее «европейской обороны» (то есть коллективной обороны европейских государств) уже много лет, она восходит своими корнями еще к началу холодной войны. Европейская интеграция в рамках ЕЭС – ЕС сопровождалась периодическими всплесками повышения интереса к ней, а с конца 80-х годов и попытками как-то продвинуться по пути ее воплощения в жизнь. Новый импульс этому процессу был придан недавно, 13 ноября 2017 г., когда 23 из 28 государств – членов ЕС согласовали совместную инициативу о присоединении к Постоянному структурированному сотрудничеству ЕС по вопросам обороны (PESCO), учрежденному Лисабонским договором 2007 г. Соответствующий документ был передан Верховному представителю по иностранным делам и политике безопасности ЕС Ф. Могерини.
Идентификаторы и классификаторы
Все это побудило Париж взять на себя роль лидера в продвижении «европейской обороны». По его расчетам, помимо прочего, это могло бы помочь мобилизовать ресурсы ЕС на проведение операций, которые служили бы интересам Франции. В марте 2016 г. в Версале на встрече руководителей Франции, Германии, Италии и Испании, на которой в контексте кризиса ЕС была озвучена идея «разноскоростной Европы», одновременно, с подачи Ф. Олланда, было заявлено о необходимости начать строить такую «оборону». Однако серьезных практических шагов за этим не последовало. При президенте Э. Макроне в июне 2017 г. Франция совместно с Германией предложила учредить Фонд европейской обороны. Эта инициатива немедленно получила поддержку Еврокомиссии в лице ее председателя Ж-К. Юнкера и Ф. Могерини. В сентябре 2017 г. Э. Макрон в своем выступлении в Сорбоннском университете представил развернутую программу усиления и углубления евроинтеграции на основе идеи «разноскоростной Европы», а также выдвинул несколько конкретных предложений, касающихся «европейской обороны». В частности, президент предложил создать к 2021 г. Общие силы вмешательства и выработать для них Общую стратегию. Он пригласил «добровольцев» из армий государств ЕС приезжать на стажировки во французские ВС, в ходе которых они бы участвовали в работе по добыче разведданных, планировании операций, организации тылового обеспечения и т.п. В целях сближения разведывательных служб было предложено создать Европейскую разведывательную академию.
Список литературы
-
Le Figaro, 13.11.2017; La Stampa, 14.11.2017.
-
https./www.toureleurope.eu/actualite/la-politique-de-securite-et-de-defense-commune-osdc.html.
-
https://www.bruxelles2.eu/2016/05/09echec-de-lagence-europeenne-de-defense-est-il-irremedible ?
-
Le Point, 12.12.2016; Planetoscope-Statistiues- https://www. planetoscope.com/coomptes.publiaues/916-depenses-militaires-de-la-france.html.
-
https://www.elisee.fr/declarations/articles-du-president, 27.09.2011.
-
La Stampa, 14.11.2017.
-
Htttps:www.vie-publique.fr/actualiye/alaune/union-europenne-commision-lance-fonds-defense.html-15.06.2017.
-
См. например: https://www.capital.fr/economie-politique/ berlin-et-paris-oeuvrent-a-un-fonds-europeen-de-defense-dit-von-der-leyen-1231887.
-
Der Tagesspiegel, 06.12.2017.
-
Frankfuter Allgemeine, 11.09.2017; Handelsblatt, 24.09.2017; https://www.elisee.fr/discours/articles-du-president-30.08.2017.
-
Dumoulin A., Manigart Ph. Opinions publiques et politique européenne de sécurité et de défense commune6 acteurs, positions, évolutions. Bruxelles, Bruylant, 2010, p; 238-239 (538 p.).
-
Eurobaromètre Standard 88. Automne 2017. L’opinion publique dans l’Union européenne, novembre 2017, p. 4.
-
Eurobaromètre spécial du Parlement européen. A deux ans des élections européennes 2019, avril 2017, p. 10.
-
https//www.eractiv.fr/section/l-europe-dans-le-monde/ newsmajority-of-germans-wouldnt-support; defending-nato-allies-in-russia-conflict.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Несмотря на то что начиная с весны 2015 г. миграционная ситуация в Европе описывается преимущественно в терминах «кризиса» и кажется беспрецедентной, модус ее восприятия со стороны европейских управленческих структур имеет вполне определенную преемственность. Перцептивная конфигурация1 , в соответствии с которой массовый приток беженцев и соискателей убежища интерпретируется чуть ли не как главная угроза социальноэкономической и политической стабильности Евросоюза, является прямым следствием наблюдаемой с середины 1980-х годов последовательной секьюритизации2 иммиграции из третьих стран. Побочным эффектом интенсификации усилий по устранению барьеров на пути трудовой мобильности внутри Европейского экономического сообщества3 стала одержимость безопасностью «внешних» границ. Сотрудничество государств – членов ЕС в области общей миграционной политики, осуществляемое как на межправительственном1 , так и на наднациональном уровнях2 , было изначально детерминировано логикой безопасности в значительно большей степени, чем логикой обеспечения экономического развития. В результате принятия ряда ключевых документов в этой области3 вопросы иммиграции и предоставления убежища стали эксплицитно увязываться с такими явлениями, как терроризм и международная преступность. Из-за устойчивости подобной семантической корреляции политика, направленная на урегулирование последствий притока беженцев и иррегулярных4 мигрантов в 2015 г., расценивалась в большей степени как «кризисное регулирование», чем гуманитарная миссия
Многополярный миропорядок, который многим виделся в качестве желанной альтернативы гегемонии США на протяжении последних десятилетий, стал реальностью. Однако сегодняшний мир оказался не похож на ту утопию дружбы и сотрудничества, которую ожидали многие. Чрезмерно большое число международных акторов считают, что они или смогут оказаться в числе победителей в результате происходящих в мире процессов, или, по крайней мере, не собираются проигрывать. Их поведение характеризуется наличием планов по расширению зоны влияния вкупе с ростом националистических настроений. Встреча подобных игроков, не готовых к компромиссам, напоминает столкновение «лунатиков» перед Первой мировой войной, каковыми историк К. Кларк назвал монархов тогдашних государств Европы. Одной искры в таких условиях оказалось достаточно, чтобы вызвать пожар великой войны – Первой мировой.
Намеченные на 27–28 февраля 2018 г. консультации по международной кибербезопасности (в российской версии – информационной) официальных лиц России и США в итоге не состоялись. В отличие от уже ожидавшей в Женеве российской делегации, американская не приехала на встречу. На ней предполагалось, в том числе, обсудить предложение Москвы подписать соглашение о предотвращении опасной военной деятельности в киберпространстве. Оно было направлено в Вашингтон еще в середине 2017 г. В нем рекомендовано ориентироваться на ранние двусторонние договоренности – о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним от 1972 г., о предотвращении ядерной войны от 1973 г. и о предотвращении опасной военной деятельности от 1989 г. Позднее в список были добавлены свежесогласованные меры по предотвращению инцидентов между вооруженными силами России и США в Сирии.
Издательство
- Издательство
- ИНИОН РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- Юр. адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- ФИО
- Кузнецов Алексей Владимирович (Руководитель)
- E-mail адрес
- igpran@igpran.ru
- Контактный телефон
- +7 (916) 5591912
- Сайт
- http:/inion.ru