ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
№ 57 (73) (2020)
Статьи в выпуске: 4
В статье рассматривается особый путь Республики Беларусь по преодолению коронавирусной эпидемии, анализируются экономические и политические причины избранной стратегии. Сопоставляются данные о развитии заболеваемости в Беларуси и Швеции - странах, отказавшихся от жестких ограничительных мер в борьбе с COVID-19. Акцентируется внимание на подготовке к президентским выборам в РБ. Отмечаются особенности предвыборной кампании 2020 г.: празднование 75-летия Победы во Второй мировой войне, напряженность в белорусско-российских отношениях, усиление протестных настроений в белорусском обществе, растущее влияние Запада на происходящие события.
В статье рассматриваются итоги первого года правления В. Зеленского на Украине, в том числе в связи с пандемией коронавируса. Отмечается, что, благодаря вовремя принятым жестким карантинным мерам, Украина смогла выдержать удар пандемии, несмотря на очень слабую систему здравоохранения. Однако усилия В. Зеленского в других сферах, в частности в экономике, социальной сфере, в борьбе с коррупцией, в урегулировании конфликта в Донбассе, оказались либо нерезультативными, либо противоречивыми. В этой связи анализируются проблемы, с которыми он столкнулся, и его политика. Приводятся результаты опросов общественного мнения на Украине, которые показывают, что, хотя деятельность В. Зеленского на посту президента оценивается весьма скромно, он тем не менее сохраняет определенную популярность. При довольно узком диапазоне возможностей это позволяет ему продвинуться несколько вперед на ряде направлений, но при условии, что он проявит необходимые решительность и настойчивость.
В статье рассматриваются противоречия, обострившиеся в трансатлантических отношениях с началом президентства Д. Трампа, и как следствие, европейская политика его администрации. Описано явление «расстыковки» - все большие разногласия между официальным Вашингтоном и европейскими столицами по широкому кругу вопросов - начиная от отношений внутри НАТО и кончая торгово-тарифными войнами последнего времени. Доказывается, что при всех сложностях прогнозирования ближайших и более отдаленных перспектив трансатлантических отношений, эта «расстыковка» приобрела, по-видимому, необратимый характер.
В статье рассматривается феномен первой пандемии XXI века и ее глобального влияния на жизнедеятельность человечества, включая переформатирование всех межгосударственных и общественных отношений. В условиях пандемии гражданское общество все больше начинает апеллировать к традиционному государству. Именно оно выходит на первый план борьбы с новой угрозой, поскольку наднациональные институты так и не смогли до сих пор продемонстрировать достаточный уровень эффективности. Но у традиционного государства, равно как и у ни одного правительства в мире тоже нет готовых ответов. Они только учатся реагировать на глобальную биологическую угрозу, к которой мир оказался совершенно не готов. Угрозу, поставившую перед человечеством новые, и, безусловно, крайне неудобные для него вопросы: «А каковы, собственно, пределы солидарности граждан, государств, союзников в условиях пандемии? И насколько каждый человек в принципе готов добровольно ограничить свою свободу с тем, чтобы не пострадали другие?» Другими словами, где в условиях пандемии и угрозы жизни конкретного индивидуума и социума в целом проходит граница между личным и общественным? И кто должен ее определять? Таким образом, Covid-19 - это далеко не только медицинская проблема, у этой пока еще недостаточно изученной инфекции есть и социально-экономическое, и политическое измерение. Пандемия внезапно поменяла не только бытовые привычки, - меняется и система базовых ценностей в целом. Мир в режиме реального времени учится жить в новых для себя границах.