ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
Архив статей журнала
Статья посвящена анализу актуального геостратегического контекста, включая глобальный кризис лидерства, кризис легитимности международных организаций, а также многочисленные повторяющиеся геополитические шоки на фоне окончательной деградации Ялтинско-Потсдамской системы, оказывающие значительное влияние в том числе на текущее состояние и перспективы развития мировой экономики. Проведенный многофакторный анализ зарождающихся долгосрочных трендов мирового развития, часть из которых определенно можноет рассматриваться в качестве катализаторов наблюдающегося глобального эффекта «геополитического саспенса», позволяет определить «слабые места» нынешней стадии мировой фрагментации, а также возможные амортизационные механизмы глобального управления в мировой политике.
Мир вошел в коридор турбулентности: высокий уровень неопределенности нынешней транзиторной фазы миропорядка вследствие деформации (под давлением внешней изменившейся среды) институционально-правовой системы, сложившейся после окончания Второй мировой войны и претерпевшей всего лишь «косметический ремонт» после завершения «холодной» стадии биполярного противостояния, привел к тому, что феномен упорядоченности мировой матрицы растворился в бурных водах международных отношений. Любая трансформация - это путешествие без конечного пункта назначения, однако «схлопывание» миропорядка, которое фактически мы наблюдаем, - процесс намного более непредсказуемый и масштабный. Возвращение стратегической конкуренции держав, глобальный кризис лидерства, наличие крупномасштабного «горячего» конфликта в центре Европы делают «схлопнувшийся» миропорядок похожим на мир рубежа XIX-XX вв. с его безжалостным столкновением национальных интересов и острым соперничеством за ресурсы. Однако ДНК эпохи определяется уникальным набором маркеров (феноменов), поэтому анализ данной комбинации позволит нам не только увидеть весь «геном» целиком, но и артикулировать глобальные риски нынешней стадии преобразования мировой системы.
Реакцией Германии на крупный геополитический конфликт в центре Европы стала анонсированная правительством Олафа Шольца готовность страны к пересмотру существующих после окончания Второй мировой войны ограничений во внешней и оборонной политике ФРГ, ставших неотъемлемой частью германской политической культуры и неразрывно связанных с самой идентичностью германского общества. Речь идет о сдержанности во внешней и оборонной политике (которая порой перерастала в откровенную нерешительность), табу на поставки вооружений в зоны военных конфликтов и общей культуре пацифизма, в отношении которой десятилетиями существовал устойчивый консенсус между германским обществом и политическим классом. Станет ли заявленный «внешнеполитический разворот» Германии в действительности поворотным моментом истории или останется тактическим маневром в попытке избавиться от отягощенного «особыми отношениями» с Россией наследия 16-летнего правления Ангелы Меркель, зависит от множества причин, анализ которых представлен в статье.
В статье анализируется череда прошедших весной-летом 2021 г. саммитов «коллективного Запада», ставших отражением унификации подхода союзников к России и Китаю, рассматриваемых в качестве автократической угрозы для западной демократии и системы ценностей. Предложенная Западом формула взаимоотношений с РФ и КНР звучит как стратегическое сдерживание плюс сохранение диалога по определенному кругу вопросов. Формат контактов при этом предполагается разный: речь идет, образно говоря, о диалоговом окне для Пекина и форточке для Москвы. Автор приходит к выводу, что формирование единой позиции «коллективного Запада» было детерминировано новой внешнеполитической доктриной администрации Дж. Байдена, которая представляет собой переход от попыток силовой трансформации существующего миропорядка путем мультипликации демократий к точечному присутствию, обусловленному национальными интересами США и предложенной ими в качестве регулятора международных отношений защиты либеральных ценностей «коллективного Запада» от автократий. Подробно анализируются причины формирования новой внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов, а также первые шаги, предпринятые в рамках последней: вывод американских войск из Афганистана и создание блока AUKUS.
В статье рассматривается феномен первой пандемии XXI века и ее глобального влияния на жизнедеятельность человечества, включая переформатирование всех межгосударственных и общественных отношений. В условиях пандемии гражданское общество все больше начинает апеллировать к традиционному государству. Именно оно выходит на первый план борьбы с новой угрозой, поскольку наднациональные институты так и не смогли до сих пор продемонстрировать достаточный уровень эффективности. Но у традиционного государства, равно как и у ни одного правительства в мире тоже нет готовых ответов. Они только учатся реагировать на глобальную биологическую угрозу, к которой мир оказался совершенно не готов. Угрозу, поставившую перед человечеством новые, и, безусловно, крайне неудобные для него вопросы: «А каковы, собственно, пределы солидарности граждан, государств, союзников в условиях пандемии? И насколько каждый человек в принципе готов добровольно ограничить свою свободу с тем, чтобы не пострадали другие?» Другими словами, где в условиях пандемии и угрозы жизни конкретного индивидуума и социума в целом проходит граница между личным и общественным? И кто должен ее определять? Таким образом, Covid-19 - это далеко не только медицинская проблема, у этой пока еще недостаточно изученной инфекции есть и социально-экономическое, и политическое измерение. Пандемия внезапно поменяла не только бытовые привычки, - меняется и система базовых ценностей в целом. Мир в режиме реального времени учится жить в новых для себя границах.
В статье анализируется происходящая эмансипация внешней политики и политики безопасности Германии, которая должна позволить последней взять на себя всю полноту ответственности по обеспечению стабильности в мировом контексте, включая признание собственных стратегических интересов, снятие исторического табу с бундесвера и придание ему всей полноты военных возможностей. Эта трансформация происходит, с одной стороны, на фоне размывания послевоенной политической системы традиционных партий, коалиционного кризиса и в целом кризиса традиционного политического класса. А также поляризации гражданского общества из-за недостаточной интегрированности бывших восточных земель. С другой стороны, под влиянием изменяющегося внешнего контекста, который включает изменение шкалы вызовов безопасности, полирегиональную нестабильность, разрушение архитектуры европейской безопасности и режима контроля над вооружениями, дезинтеграционные тенденции в Европе, системный кризис трансатлантического партнерства, глобальный кризис доверия и рост влияния на международную повестку дня китайского фактора.
В статье анализируются реперные точки евро-атлантической системы координат в условиях продолжающейся стагнации миропорядка и слома всей послевоенной матрицы международных отношений. Возрастает геополитическая, и что немаловажно в условиях развития дигитального общества, информационная турбулентность, эпоха конфронтации ключевых мировых игроков вступает в новую фазу. Разрушены основополагающие соглашения в рамках евро атлантической архитектуры безопасности, в политический дискурс вернулась терминология времен ядерного сдерживания, мир в целом возвращается к мышлению ядерными категориями. Смена внешнеполитического вектора администрации Д. Трампа в рамках парадигмы нового американского изоляционизма естественным образом становится одним из главных вызовов для трансатлантического партнерства. В условиях определенного вакуума мирового лидерства мы наблюдаем рост правого популизма и правой части политического спектра по обе стороны Атлантики. В связи с предстоящим уходом А. Меркель (последние 13 лет бывшей своего рода персональным локомотивом европейской интеграции) с поста федерального канцлера ФРГ, от того, как пройдет транзит власти и смена политических элит в Германии, во многом зависят и дальнейшие перспективы европейского интеграционного проекта в целом.
8 мая 2018 г. Д. Трамп анонсировал выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), или так называемого Ядерного соглашения по Ирану1 , которое было подписано в июне 2015 г. после десятилетних изматывающих переговоров. Согласно этому документу, Иран брал на себя обязательство вывезти за пределы территории страны 98% обогащенного урана (хранить у себя можно было не более 300 кг), снизить с 20 до 5 тысяч общее число центрифуг для обогащения, не производить используемый для создания ядерного заряда обогащенный уран и обеспечить беспрепятственный мониторинг инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Со своей стороны, США и Европейский союз частично сняли санкции с Ирана, предоставив ему возможность продавать свою нефть на международном рынке и пользоваться глобальной финансовой системой. Также были разблокированы счета иранского правительства в зарубежных банках на сумму свыше 100 млрд долл.
Прошедшие 24 октября 2017 г. федеральные парламентские выборы в Германии выявили ряд феноменов, которые оказывают огромное значение на вектор развития страны и более того, потенциально могут повлиять на будущее всего Европейского союза в целом. Официальные результаты выборов таковы: блок ХДС/ХСС получил 33% голосов избирателей, СДПГ – 20,5, СвДП – 10,7, левая партия – 9,2, Союз-90/Зеленые – 8,9, «Альтернатива для Германии» (АдГ) – 12,6%. Таким образом, блок ХДС/ХСС потерял на выборах около 8% голосов, которые ушли к «АдГ», получившей в итоге 94 места в Бундестаге (третья по численности фракция). Это – первое попадание в парламент правой партии за всю историю послевоенной Германии