ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
№ 66 (82) (2022)
Статьи в выпуске: 4
В настоящей статье детально разбирается последнее обострение ситуации в Косове июля - августа 2022 г. Автор, проанализировав большое количество источников, делает вывод о том, что текущее обострение возникло вследствие кризиса поводов к конфликтности. Существует определенный диссонанс между масштабом кризисов двусторонних отношений Белграда и Приштины и масштабом их информационных кампаний. Также сделан вывод о том, что баррикады и протесты косовских сербов инструментализированы Белградом для достижения более выгодной переговорной позиции с Приштиной.
В статье исследуется комплекс вопросов, связанных с эволюцией и современным состоянием проекта Единой Европы в контексте сложных проблем современной европейской и мировой политики. Особое внимание в статье уделяется анализу политического курса Европейского союза на постсоветском пространстве. Автор ставит, среди прочего, задачу проанализировать ретроспективу противостояния ЕС и РФ от «холодного мира» до холодной войны. В статье показана эволюция важнейшего политического проекта Единой Европы, который демонстрирует системный сбой на поворотном этапе европейской и мировой истории: стал срабатывать эффект «усталости металла», раскалывая ЕС изнутри. В частности, предоставление Украине и Республике Молдова статуса кандидата в члены Евросоюза повлекло за собой беспрецедентный рост энтропии в Новой Восточной Европе, Украина попала в эпицентр глобального противостояния в европейской и мировой политике. Так произошло усиление глобального геополитического конфликта интересов между Россией и Западом, принимавшего все более отчетливо ценностный характер, хотя его истоки просматриваются уже задолго до наших дней. Значительное внимание уделено анализу обозначенных проблем в эпоху постмодерна: мировая политика принимает вероятностный характер и выражена в «новой нормальности». Формы взаимной репрезентации образов европейского Я и российского Другого отзеркаливаются в ходе взаимной визуализации, усложняются в ходе взаимодействия и противоборствуют в горячей военно-политической фазе глобального столкновения. Это цивилизационное противостояние в последние месяцы срабатывает как распрямившаяся пружина, обнажая истоки непримиримых позиций сторон в отношении украинского конфликтного узла, затянувшегося до предела в ходе осуществления политики западных стран по сближению Украины с ЕС. Предельное обострение конфликта интересов России и евро-атлантической цивилизации в последние месяцы, недели, дни выражено предельно выпукло.
В статье подводятся итоги Мадридского саммита НАТО 2022 г., анализируются его повестка и решения; итоги встречи рассматриваются в ретроспективном ключе, а текущая политика Альянса оценивается в привязке к наметившимся ранее тенденциям. В частности, выясняются причины и предпосылки отхода НАТО от узко трактуемых задач военно-блокового характера к более широким по охвату функциям в области международной безопасности, а затем и обратного процесса - возвращения Альянса к своей ключевой миссии - коллективной обороне стран-участниц. Рассматриваются возникающие в связи с этим противоречия концептуально-документального характера, в том числе нашедшие отражение в новой Стратегической концепции 2022 г. Основной исследовательский фокус статьи сконцентрирован на обзоре политики и стратегии НАТО с точки зрения формирования ее ценностной и идеологической основ: автор отвечает на вопрос - какова роль и ценность фактора силы в политике НАТО и в какой мере Альянс проявляет готовность прибегать к ней в современных условиях.
В статье анализируются перспективы «европейской общей обороны» в свете изменений военно-политической ситуации в ЕС, вызванных украинским кризисом. Отмечаются возросшая роль НАТО и США в обеспечении безопасности объединения, увеличение американского военного присутствия в ряде государств-членов, укрепление под эгидой Вашингтона блоковой дисциплины в Альянсе. Вместе с тем указывается, что в среднесрочном и долгосрочном плане это положение дел может измениться в результате усилившегося стремления ряда стран, прежде всего Франции и Германии, продвигать создание собственного оборонного потенциала ЕС. Особенно активен на этом «треке» президент Э. Макрон, зарекомендовавший себя убежденным сторонником образования «державы Европы», обладающей реальной автономией в сфере обороны. Рост под давлением США военных бюджетов европейских государств - членов НАТО объективно способствует достижению такой автономии. В статье освещаются самые последние демарши французского и германского лидеров, связанные с продвижением «общей обороны».