Введение. Дан анализ теоретических подходов к изучению сопротивляемости личности, который позволил определить важность создания специально организованной образовательной среды для ее развития. Представлена программа по формированию сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, исходя из авторской концепции психологической структуры сопротивляемости, и ее реализация в образовательной среде школы, вуза. Проведен анализ динамики результатов исследования важнейших личностных образований, составляющих психологическую структуру сопротивляемости личности подростков, старшеклассников, студентов по итогам формирующей программы.
Материалы и методы. Выборка: 623 человека, из них 196 студентов, 427 школьников. Программа формирующего эксперимента. По завершении формирующей программы был проведен контрольный срез по изучению компонентов психологической структуры сопротивляемости. При проведении контрольного среза был использован тот же психодиагностический инструментарий: опросник С. С. Гончаровой «Способы преодоления негативных ситуаций», Тест на незаконченные предложения (Дж. Сакс и С. Леви), методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), методика диагностики личности на избегание неудач (Т. Элерс), опросник аффилиации А. Мехрабиан, методика «Копингповедение в стрессовых ситуациях» («Coping Inventory for Stressful Situations», Н. С. Эндлер в соавторстве с Д. А. Паркер), опросник толерантность к неопределенности (М. Маклейн), тест жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева). Обработка результатов проводилась при помощи методов математической статистики (Т-критерий Стьюдента, корреляционный анализ), компьютерная программа STATISTIKA (версия 10.0).
Результаты исследования. По итогам реализации формирующей программы увеличилось число стратегий, связанных с социальной поддержкой в трудной жизненной ситуации среди всех возрастных групп, наблюдается положительная динамика и ускорение по освоению стратегии способов преодоления негативных ситуаций через переключение на различные виды активности во всех возрастных группах; значительно снизилось количество среди подростков, студентов, выбирающих уход, а не решение проблемы; среди старшеклассников и студентов наблюдается положительная динамика снижения выбора стратегии поиска виноватых; наблюдается динамика повышения позитивного отношения к себе среди всех возрастных групп; сократилось количество во всех возрастных группах с низким уровнем мотивации к успеху; отметился рост выборов проблемно-ориентировочного поведения; рост числа обучающихся, показавших высокий уровень принятия в сложной, неопределенной ситуации во всех возрастных группах; наметилась положительная динамика вовлеченности в происходящее, заинтересованности в деятельности во всех возрастных группах; положительная динамика показателя общей жизнестойкости среди респондентов всех возрастных групп.
Обсуждение и заключения. Можно заключить, что полученные данные свидетельствуют в пользу эффективности предложенной программы. Следует отметить положительное влияние формирующей программы, способствующей ускоренному и целенаправленному формированию важнейших личностных образований, составляющих психологическую структуру авторского понимания сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов.
Уровень детско-подростковой заболеваемости, связанной с употреблением психоактивных веществ (ПАВ), всплеск летальных исходов, вызванных токсическими отравлениями, а также рост отдельных показателей, связанных с употреблением ненаркотических ПАВ, в Российской Федерации актуализируют анализ современного состояния проблемы токсикомании в стране. В статье представлены данные вторичного анализа материалов опросов трудоспособного городского населения РФ (2019 г., N = 1350; 2021 г., N = 1355) и студентов российских высших учебных заведений (2021 г., N = 528), проведенных сектором социологии девиантного поведения Института социологии ФНИСЦ РАН при непосредственном участии автора. Осуществлен обзор специализированных статистических данных и содержания сегмента сети интернет, посвященного изучаемой проблематике. Рассмотрены два наиболее распространенных на сегодняшний день вида токсикомании: газовая (т. н. «сниффинг») и употребление лекарственных препаратов в немедицинских целях. Произведен обзор осуществляемых мер по противодействию токсикомании. Выявлено, что наиболее остро рассматриваемая проблема стоит среди подросткового населения, что обусловлено такими факторами, как латентный характер приема токсических веществ ввиду практически полного отсутствия внешних признаков употребления; широкая доступность приобретения товаров, распространенных в использовании для достижения токсического опьянения, их относительно невысокая стоимость, а также легальный оборот.
В статье представлено эмпирическое исследование личностных диспозиций как предикторов виктимизации подростков в ситуации школьного буллинга. Выдвинута гипотеза о том, что личностные черты подростков могут выступать в качестве детерминант виктимизации в буллинге. На основе результатов исследования (n = 276, подростки от 10 до 15 лет) с применением опросника Д. Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» и подросткового варианта многофакторного личностного опросника 14PF Кэттелла получена регрессионная модель, отражающая значимое влияние таких личностных проявлений, как осторожность, нормативность, неврастения, возбудимость, склонность к чувству вины и групповая зависимость на виктимизацию жертв буллинга (R2 = 0,801).
В статье представлена авторская программа формирования просоциального поведения подростков в онлайн- и офлайн-контекстах. Программа, основанная на психодидактических принципах, учитывающих психологические и индивидуальные особенности участников, состоит из пяти модулей: получение опыта просоциальных действий, развитие социальной компетентности, формирование эмоциональной грамотности, обучение ориентации на другого человека, решение моральных дилемм. Приведенные данные формирующего эксперимента с использованием технологии экспериментального обучения Д. Колба, которые обрабатывались с помощью описательных статистик, сравнительного анализа данных с применением критерия Манна – Уитни, качественного и количественного анализа, подтвердили продуктивность программы в отношении повышения показателей моральной идентичности, альтруистического и анонимного поведения участников.
Статья посвящена изучению роли «поколения революционного перелома» - родившихся в 1890-е годы - в аграрном движении 1905-1907 годов. Источниковую базу статьи составили архивные документы и материалы периодической печати. На основе содержания губернаторских отчетов, полицейских рапортов, судебных хроник установлено присутствие детей и участие подростков в таких формах крестьянского протеста, как потрава помещичьих полей, разгром и поджог барских усадеб. О степени вовлеченности этой возрастной когорты в протестные действия крестьян свидетельствуют факты гибели и ранения сельских детей в ходе карательных акций, а также упоминания о противоправных действиях деревенских подростков в материалах следственных дел, судебных разбирательств и газетных заметках. Автором установлено, что если малолетние дети были наблюдателями происходящих событий, то сельские отроки, наряду со взрослыми крестьянами, играли в них активную роль, а порой выступали и в качестве зачинщиков беспорядков. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что участие детей и подростков в аграрном движении обусловлено характером коллективных действий общины и традиционным отношением крестьян к «чужой» собственности. Полученный подрастающим поколением села опыт крестьянского протеста впоследствии проявился в ходе «черного передела» 1917 года.
В статье представлены результаты экспериментального исследования личностных черт и их репрезентации в статусных группах в своем коллективе подростков разных возрастных групп 11-12 лет (группа № 1) и 14-15 лет (группа № 2). Общение занимает важное место в жизни подростка, успешное взаимодействие определяет его психологическое благополучие, а обретение определенного социального статуса играет ключевую роль в формировании и укреплении самооценки подростка. Исследование проведено с обучающимися 5-6-х классов (151 ученик) и 8-9-х классов (112 обучающихся) МБОУ СОШ № 3 г. Белая Калитва Ростовской области. Для определения статуса в коллективе сверстников использовался социометрический метод исследования структуры взаимоотношений в группе Дж. Морено. Личностные черты выявлялись при помощи опросников Р. Б. Кеттелла: 12 PF/CPQ и 14 PF/HSPQ. Показано, что профиль личности подростков «звезды» разных возрастных групп значительно отличается по содержанию и высокой выраженности личностных характеристик. У обеих возрастных категорий «отверженные» личностные показатели оказались в средних значениях, «ярко» не выражены. Наблюдение за поведением и общением подростков это подтверждает. Группа подростков 14-15 лет «звезд» отличается более чем в 2 раза числом личностных черт с очень высокой и очень низкой выраженностью от «звезд» 11-12 лет. Полученные результаты позволяют предоставить рекомендации классному руководителю, педагогам по работе с учащимися разных возрастных групп по сплочению коллектива, разработать индивидуальный подход в урочное время и во внеклассной работе.
В статье представлены результаты исследования особенностей развития эмоционально- личностной сферы подростков, а именно уровень развития социального интеллекта, тревожности, уровня самооценки и системы жизненных ориентаций подростков 12-16 лет включенных в различные субкультуры. Субкультура - это группа внутри общества, объединенная интересами, родом занятий, убеждениями или ценностями. Ценности и интересы субкультурной группы могут заметно отличаться от общепринятых. Объем выборки составили 40 подростков в возрасте 12-16 лет: 20 человек вошли в группу «онлайн субкультуры» (группа 1), 10 человек составили группу «не в субкультурах» (группа 2) и 10 человек вошли в группу косплееров (группа 3). В исследовании использовались методики: «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда, «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергерга (русскоязычная адаптация Ю. Л. Ханина), «Тест-опросник для определения уровня самооценки» С. В. Ковалева, «Ценностные ориентации» М. Рокича. В ходе исследования были обнаружены статистически значимые различия в уровне развития самооценки и личностной тревожности подростков 12-16 лет, включенных в молодежные субкультуры. Так же было выявлено что у всех подростков, принимавших участие в исследовании, преобладает низкий уровень самооценки, при этом в группе подростков, относящихся к субкультуре косплеееров, отмечается самый низкий уровень самооценки. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны родителям, педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам работающими с подростками с целью проведения профилактической работы в подростковой среде.
Предмет исследования. Ситуация онкологического заболевания ребенка связана с длительным психоэмоциональным напряжением родителя, которое сохраняется в период выхода заболевания в ремиссию и негативно влияет на качество жизни всех членов семьи. Тревога и беспокойство родителей негативно сказываются на качестве жизни как самого родителя, так и семьи в целом. Качество жизни, наряду с ответом опухоли и безрецидивной выживаемостью, является одним из показателей эффективности лечения детского рака. В статье представлены результаты исследования связи семейных отношений и оценки качества жизни родителей, воспитывающих подростков имеющих в анамнезе онкологические заболевания, находящиеся в ремиссии сроком до 5 лет на момент исследования. В группе родителей подростков (N=70) оценивались показатели качества жизни и семейной адаптации и сплоченности. Использовались опросник качества жизни SF-36 (Medical Outcomes Study - Short Form Health Survey) и шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3. Факторный анализ методом главных компонент позволил выявить 6 факторов семейных отношений, влияющих на жизнеспособность семьи и качество жизни: физическое функционирование (0,567), психическое здоровье (0,688), социальное функционирование (0,571), жизненная активность (0,634), сплоченность (0,730), гибкость (0,607). Впервые исследована связь семейных отношений и качества жизни родителей подростков с онкозаболеваниями в ремиссии. Полученные данные демонстрируют, что семейные отношения родителей подростков характеризуются высокой степенью сплоченности и взаимозависимости, а также гибкостью и некоторой хаотичности в процессе адаптации. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области психологии, медицины и социальной работы для создания программ социально-психологической реабилитации, направленной на улучшение качества жизни не только самого подростка, но и его семьи в целом. В качестве основных направлений психологических интервенций для семей, имеющих детей с онкологическими заболеваниями в ремиссии необходимо рассматривать развитие целеполагания, внутренних опор родителей и семьи в целом.
Исследование посвящено описанию особенностей переживания одиночества и тревожности подростками старшей и младшей возрастных групп, употребляющих ПАВ и находящихся на реабилитации в наркологическом центре. Объектом исследования стали особенности переживания одиночества и тревожности, предметом - их предиктивная роль в формировании зависимости от ПАВ у подростков разных возрастных групп. Целью исследования является выделение особенностей переживания одиночества и тревожности у подростков, употребляющих ПАВ. Новизна проведенного исследования заключается в непосредственном изучении подростков, страдающих от химической зависимости и находящихся в процессе реабилитации. Для проведения исследования нами были использованы методики: оценка субъективного переживания одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона (UCLA); шкала тревоги А. Бека (BAI); шкала явной тревожности для подростков А. М. Прихожан. Участниками исследования стали 50 подростков (25 мальчиков и 25 девочек, из них 20 младшего подросткового возраста - 10 мальчиков и 10 девочек - и 30 старшего подросткового возраста - 15 мальчиков и 15 девочек), употребляющих различные виды ПАВ и находящихся на реабилитации в наркологических центрах. Выборка респондентов максимально упорядочена по половозрастному и социодемографическим критериям (полные семьи, средний уровень достатка, постоянное проживание в Москве и/или Московской области, регулярное употребление ПАВ одного типа). В результате исследования нами были выявлены устойчивые особенности в переживании тревожности и субъективного переживания одиночества: мальчики-подростки обеих возрастных групп более склонны к переживанию одиночества как непонимания со стороны окружающих и среднему уровню проявления тревожности, тогда как уровень тревожности девочек-подростков значительно выше и связан с проявлением шкалы социальной желательности. При этом подростки младшей возрастной группы склонны к более высокому уровню тревожности, а подростки старшей - к более глубоким переживаниям субъективного одиночества в аспекте нарушения социальных взаимодействий.
Актуальность исследования обусловлена расширением спектра траекторий взросления усовременных подростков и необходимостью дифференцированного подхода к изучению возрастно-половых закономерностей протекания подросткового кризиса.
Цель: выявление возрастно-половых закономерностей проявлений подросткового кризиса. Гипотезы: 1) проявления подросткового кризиса у современных подростков отмечаются уже с 10 –11 лет, при этом критическая фаза приходится на возраст 13–14 лет, то есть на 7–8 классы; 2) половые различия в кризисной симптоматике зависят от фазы кризиса; 3) возрастно-половые закономерности формирования образа взрослости у подростков слабо выражены в силу высокой индивидуальной вариативности. Участники: симптомы кризиса изучались у подростков (N = 508; 209 мальчиков и 299 девочек; 477 подростков из Санкт-Петербурга, 20 подростков из Красноярска, 11 подростков из Сочи) в возрасте от 10 до 17 лет (SD = 14). Выборка была разделена на 3 группы по хронологическому возрасту: 10–12 лет (n = 106), 13–14 лет (n = 150) и 15–17 лет (n = 252), а также по классам обучения в школе: 5 и 6 классы (n = 124), 7 и 8 классы (n = 154) и 9 и 10 классы (n = 230). 204 подростка данной выборки также писали сочинение на тему взросления. Методы (инструменты): опросник симптомов подросткового кризиса (В. Е. Василенко), методика изучения образа взрослости (О. В. Курышева, К. Н. Поливанова).
Результаты: период 10–12 лет (5 и 6 классы) можно назвать предкритической фазой, 13–14 лет (7 и 8 классы) – критической и 15–17 лет (9 и 10 классы) – посткритической. Половые различия менее выражены в критической фазе. В целом мальчики более склонны к реакциям эмансипации и группирования, а девочки – к гиперкомпенсации и интересу к внутреннему миру. Различия в образе взрослости выражены только между младшей и старшей группами, во всех группах преобладает второй тип «реальный план действий – внешняя взрослость». В 15–17 лет у девушек по сравнению с юношами образ взрослости более сформирован. Основные выводы: пик подросткового кризиса в среднем приходится на 13–14 лет, отмечается медленный темп формирования образа взрослости, половые различия не ярко выражены. Практическая значимость: понимание возрастно-половых закономерностей протекания подросткового кризиса может помочь при психологическом сопровождении процесса взросления подростков.
Введение. На сегодняшний день в Российской Федерации существует серьезная проблема относительно детской преступности и иного противоправного поведения.
Теоретический анализ. Деятельность по профилактике и предотвращению детских правонарушений ведется государственными органами, однако, чтобы искоренить данную проблему, к ней надо подходить комплексно. Профилактическая работа на данный момент закреплена за различными учреждениями, в том числе образовательными. В настоящей статье рассмотрены основные особенности профилактической работы среди студентов средних учебных заведений; дано определение девиантному поведению подростков. Изучены основные виды форм, методов и приемов профилактической работы педагога; выделены ключевые направления работы по профилактике противоправного поведения подростков. Дано понятие «средства профилактики», перечислены их виды. Подчеркнута важность умения педагога правильно, ярко и глубоко выражать свои мысли в ходе профилактической работы с подростками.
Заключение. Обосновывается необходимость ведения систематической и непрерывной профилактической работы среди студентов средних профессиональных образовательных организаций. Отмечается важность участия и активного взаимодействия в данном процессе именно педагогов и педагогов-психологов.
Введение. Психическое здоровье является одним из основных факторов, определяющих качество жизни, благополучие, социальное и профессиональное удовлетворение. Исследования показывают, что выгорание влияет не только на академическую успеваемость, но и на общую жизнь и будущую карьеру учащихся старшей школы. Цель. В исследовании изучались уровень выгорания среди старших подростков в Марокко и вызывающие его причины с использованием опросника Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS). Методология и методы исследования. Опросник Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS) был переведен на арабский язык с сохранением культурной релевантности. В исследовании использован критерий сферичности Бартлета, исследовательский факторный анализ (EFA) и подтверждающий факторный анализ (CFA). В исследовании приняли добровольное участие 1116 учащихся государственных средних школ из региона Кенитра (Марокко) со средним возрастом 17,15 года (SD = 1,328), из них 59,1 % девочек. Результаты показывают, что 47 % марокканских студентов проявляют академические эмоции, а студенты мужского пола могут развивать более циничные и неадекватные своим академическим способностям взгляды. Студенты третьего курса испытывают более высокий уровень эмоционального истощения по сравнению со студентами первого курса, в то время как студенты второго курса демонстрируют более низкий показатель (p < 0,001). Студенты с низким доходом семьи и из городских районов более подвержены академическому выгоранию. Студенты, изучающие технические дисциплины, показали более высокие результаты по эмоциональному истощению и цинизму (13 % - юноши, 20 % - девушки), чем студенты, изучающие литературу (5 % и 13 % соответственно). Научная новизна заключается в использовании MI-SS. Текущее исследование усиливает влияние сопутствующих факторов, таких как пол, уровень образования, доход семьи, заболевание и путь обучения, на компоненты выгорания в Марокко. Практическая значимость. Лица, принимающие решения в сфере образования в Марокко, могут использовать связь между социально-демографическими факторами и выгоранием в школе для снижения выгорания среди студентов, что приведет к улучшению успеваемости.