В статье рассматривается проблема возникновения делинквентного поведения у подростков с точки зрения психологии, педагогики, социологии и юриспруденции. Обсуждаются особенности развития подросткового возраста. Подчеркивается, что на формирование делинквентного поведения влияют различные биологические, социально-психологические и психолого-педагогические факторы. Уточняется, что эти факторы представляют собой предпосылки, способствующие формированию делинквентного поведения, но не являются непосредственной причиной его реализации. Объясняется, что между факторами и собственно делинквентным поведением нет четкой динамической зависимости. Наличие таких факторов не всегда приводит к делинквентным проявлениям, но с увеличением их числа повышается вероятность возникновения отклонений в поведении. Исследуются причины, ведущие к делинквентному поведению среди подростков, включая особенности протекания психических процессов, личностные черты, социально-психологические трудности, недостаточное внимание со стороны взрослых и недостаток развития психоэмоциональной сферы. Сделаны выводы о том, что делинквентное поведение обычно проявляется как реакция на действия взрослых и сверстников. Обоснованы существенные критерии, позволяющие дифференцировать делинквентное поведение, а также обозначить те специфические черты поведения подростков, которые помогут отличать его от других типов отклонений и при необходимости оценить его наличие и изменения у конкретного индивидуума.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
На современном этапе, когда стремительные изменения в обществе, обусловленные научно-техническим прогрессом, глобализацией и информатизацией, формируют принципиально новую социокультурную среду, проблема делинквентного поведения приобретает особую остроту и требует переосмысления существующих подходов к ее решению.
Список литературы
1. Психология подростка. Полное руководство / под редакцией А.А. Реан. - Санкт-Петербург: издательство Еврознак, 2008. - 504 с.
2. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков - Санкт-Петербург: издательство Питер, 2002. - 582 с.
3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - Санкт-Петербург: издательство Питер, 2000. - 512 с.
4. Шамионов, Р.М. Психология социального поведения личности: учеб. пособие / Р.М. Шамионов - Саратов: издательство Саратовского государственного университета, 2009 - 186 с.
5. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин- Ленинград: издательство Наука, 1988. - 248 с.
6. Змановская, Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: специальность 19.00.06: диссертация … доктора психологических наук / Змановская Елена Валерьевна - Санкт-Петербург, 2006. - 429 с. EDN: NOMDMP
7. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг- Москва.: издательство ТЦ Сфера, при участии “Юрайт-М”, 2001. - 160 с. EDN: RVYFED
8. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер, Москва: издательство Академический проспект, Трикста, 2005. - 336 с. EDN: QXNHDH
9. Психология. Словарь / Под редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - Москва: издательство Политиздат, 1990. - 494 с.
10. Полуничев, А.И. Рост преступности несовершеннолетних: причины, последствия, меры противодействия / А.И. Полуничев // Новый юридический вестник. - 2021. - № 9 (33). - С. 47-49. EDN: FHXMUF
11. Чуносов М.А. Факторы формирования делинквентного поведения несовершеннолетних / М.А. Чуносов // Таврический научный обозреватель. - 2016 - № 5. - С. 37-39. EDN: WCKWBH
12. Чуносов М.А. Причины формирования делинквентного поведения несовершеннолетних / М.А. Чуносов // Таврический научный обозреватель. - 2016 - № 6. - С. 14-16. EDN: WCKMKN
13. Weyers S. Moral und Delinquenz: moralische Entwicklung und Sozialisation straffälliger Jugendlicher. München 2004. 344 s.
14. Wirt R.D., Briggs P. The Meaning of Delinquency N.Y. 1965. P.23.
15. H. Scheithauer, T. Hayer, D. Baier Problemverhalten und Gewalt im Jugendalter: Erscheinungsformen, Entstehungsbedingungen, Prävention und Intervention. Kohlhammer Verlag, 2008. 363 s.
16. Саламатина, И. И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии): специальность 13.00.01: диссертация … доктора педагогических наук / Саламатина Ирина Ивановна - Москва, 2008. - 368 с. EDN: ZNKZIN
17. Гуров А.И. Профессиональная преступность / И.А. Гуров. - Москва: издательство Юридическая литература. - 2013. - С. 82.
18. Мерказова В.А. Характеристики личности несовершеннолетних преступников. / В.А. Мерказова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2021. - Т. 7 (73). № 2. - С. 244-248. EDN: XHAJKC
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается исследование автобиографической памяти у подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) и нормотипичным развитием (НТР). Исследование основывается на сравнении трех методик: «Мое детство», «Расписание жизни» и «Линия жизни» (В. В. Нуркова). Результаты показывают, что подростки с РАС демонстрируют фрагментарное воспроизведение воспоминаний, трудности в их датировке и менее разнообразный спектр автобиографических рассказов по сравнению с их сверстниками с нормативно развивающимися сверстниками. Научная актуальность и прикладной аспект данного исследования заключается в понимании особенностей автобиографической памяти у детей с РАС, что является важным шагом для разработки специальных психолого-педагогических программ, направленных на поддержку этих детей. Результаты исследования позволяют использовать полученные данные в разработке адаптированных методов обучения и коррекции, которые будут учитывать индивидуальные особенности восприятия и переработки информации у детей с РАС.
Цифровизация ускоряет переход от одной социокультурной реальности к другой, изменяя способы взаимодействия и пересматривая нормы поведения. Цифровая среда становится важным институтом социализации, особо значимым в процессе формирования личности, особенно в подростковом возрасте. Уникальные характеристики цифровой среды играют ключевую роль в изменении традиционных форм поведения и создании новых, что приводит к появлению агрессивных форм поведения, в том числе.
Фенотип рассматривается в статье в самом широком смысле как совокупность всех свойств и признаков, образовавшихся в процессе индивидуального развития, в том числе психологических. В содержательном плане влияние морфологических, физиологических, соматических, психологических и поведенческих компонентов фенотипа на те или иные процессы и феномены бытия конкретной личности или социальной группы (как реальной или условной общности), различна. В исследовании факторов, влияющих на инициацию табакокурения среди студентов, проживающих в европейской части России, выявлены взаимосвязи между показателями их соматического, функционального, психологического и поведенческого статуса. Сравнительная оценка выраженности этих показателей позволила констатировать комплексный характер мотивационной составляющей инициации курения в среде студенческой молодежи и обосновать целесообразность дальнейшего поиска системных взаимосвязей факторов развития табачной зависимости. Подтверждены общепринятые представления о связи с табачной зависимостью таких показателей, как депрессивность, алкоголизация, поведенческая агрессия, агрессивность спонтанная, раздражительность, фрустрация, экзальтированность, демонстративность, открытость и социальная активность. Гендерные различия в группах курящих не выявлены. В группах малокурящих обнаружены гендерные различия: максимальный уровень индекса массы тела, потребления наркотиков и авантюрности у мужчин и высокий уровень проявления суицидальных идеаций, невротичности, реактивной агрессивности, возбудимости у женщин. Интерпретация других полученных данных предполагает проведения уточняющих исследований, например, бессонница, как симптом функциональной дезадаптации и социальная деструктивность, как индикатор социальной дезадаптации наблюдается в группах малокурящих и минимально выражен в группах некурящих, независимо от гендерной принадлежности. Полученные результаты расширяют представления о системном формировании табачной зависимости и вносят новые элементы в персонализацию профилактики курения в среде студенческой молодежи.
Углубленные знания о протекании стрессовых реакций у обучающихся на разных направлениях подготовки в ВУЗе, а также их особенности проявления во время обучения в семестре, и во время сессии позволяют скоординировать обучающий процесс, и тем самым повысить результативность успеваемости. В связи с этим было проведено исследование, в котором участвующих в нем студентов поделили на три группы, в зависимости от их специальности обучения. В первую группу вошли студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика», во вторую - обучающиеся по специальности «Физическая культура», и третью составили студенты направления «Психология». Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что студенты, обучающиеся на разных направлениях в ВУЗе, в течение семестра имеют сходные проявления стрессоустойчивости, тревожности и стрессочувствительности, в то время, как в период сессии эти показатели значительно различаются в зависимости от направления подготовки обучения.
Статья представляет теоретический обзор современных исследований, посвящённых совладающему поведению членов семей, ухаживающих за близкими с хроническими заболеваниями, требующими постоянного ухода (инсульт, деменция, онкология и др.). Рассматриваются ключевые подходы к копингу: когнитивно-поведенческий, стресс-ориентированный и системно-семейный. Проанализированы типичные стратегии совладания у семейных опекунов, их связь с психологическим благополучием, а также факторы, влияющие на выбор копинга: характер заболевания, культура, социальная поддержка и личностные ресурсы. Отмечено, что проблемно-ориентированные и социально направленные стратегии связаны с более низким уровнем дистресса, тогда как избегание и отрицание - с эмоциональным выгоранием и депрессией. Рассматриваются методы психологической помощи ухаживающим: тренинги копинга, семейное консультирование, когнитивно-поведенческая терапия. Обзор опирается на русскоязычные и зарубежные источники последних 15 лет.
В статье проведен системный анализ становления и развития одной из самых древних традиций университета - академической одежды: мантии, головного убора и аксессуаров. Со времен своего становления академическая одежда практически не отличалась от церковной. Это связано, прежде всего, с тем, что европейские университеты произошли из церковных школ, а преподавателями первых университетов были только монахи и клирики. Следовательно, и академическая одежда, и церемониальные ритуалы торжества вручения дипломов, во многом отражали церковные традиции, что в определенной степени сохраняется по настоящее время. Установлено, что развитие мантии и головного убора - пилуеса или биретты, является отражением развития культуры Европы. Более того, мода на мантию и академический головной убор получила распространение во многих странах мира, в том числе и России.
Настоящая статья посвящена теме коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых школьников средствами искусства. Анализируются дефиниции «эмоциональная сфера», «арт-педагогика», «арт-терапия». Рассматриваются технологии коррекционного воздействия на эмоциональную сферу учащихся с нарушением интеллектуальной деятельности. Подчеркивается необходимость активного использования средств искусства: литературы, изобразительного искусства, музыки, - в коррекционной работе педагога-психолога. Особое внимание уделяется коррекционным возможностям изобразительного искусства, в частности, живописи Дональда Золана.
В статье представлена актуальность формирования готовности обучающихся психолого-педагогических классов к продолжению обучения в сфере педагогических профессий. Обозначен рост интереса общества к допрофессиональной подготовке школьников, а также недостаток разработанных материалов для реализации программ на базе школ. Дано представление о психолого-педагогических классах и целях их создания. Проанализированы разработанные программы по формированию готовности старшеклассников к совершению профессионального выбора педагогической профессии. Выявлены основные черты, характерные для разработанных программ, приведены примеры форм и методов работы, структуры тематического планирования и ожидаемых результатов. В статье затронуты теоретические и практические формы работы с детьми. В представленной статье внимание уделяется изучению сходств между разработанными программами. Определена необходимость дальнейших разработок программ на основании имеющихся образовательных учреждений, где они будут реализовываться.
Излагаются результаты исследования формального, неформального и информального компонентов иноязычной подготовки студента неязыкового вуза и их связи с методическим инструментарием преподавателя иностранного языка. Приводятся результаты анализа смысловой нагрузки ключевых терминов и понятий, информационно-аналитического обзора открытых источников по теме, а также оценки потенциала формального, неформального и информального компонентов для эффективной иноязычной подготовки в целом, отдельных ее этапов и практического применения в образовательном процессе наиболее подходящих для этого технологий, методических подходов и приемов.
Настоящая статья посвящена теме готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности как важной составляющей его профессиональной компетентности. Выделены основные компоненты готовности будущего педагога к здоровьесберегающей деятельности, которые должны системно и последовательно формироваться в процессе их сквозной теоретической и практической подготовки. Высказано мнение о необходимости внесения корректив в учебные планы подготовки бакалавров педагогического направления путем увеличения объема дисциплин, посвященных вопросам здоровьесбережения. Подчеркивается необходимость активного использования практико-ориентированных форм обучения, обеспечивающих возможность будущим педагогам применять полученные знания на практике, участвуя в разработке и реализации здоровьесберегающих проектов, проведении тематических мероприятий в образовательных учреждениях, анализе реальных ситуаций и разработке стратегий по их разрешению.
Статья посвещена рассмотрению ключевых тем, связанных с ассертивностью социальных сирот подросткового возраста. Первый раздел включает введение в ассертивность, её влияние на самооценку и уверенность в себе. Второй раздел посвящен социальным сиротам, их уникальным потребностям и вызовам, формируемым жизненными обстоятельствами, что требует особого подхода со стороны педагогов и социальных работников. Третий раздел охватывает педагогические методы, направленные на развитие ассертивности, включая упражнения и ролевые игры, с акцентом на моделирование педагогического процесса и успешные примеры реализации. Также обсуждается оценка эффективности программ по развитию ассертивности для понимания успешных подходов. В заключение рассматриваются перспективы дальнейших исследований, что поможет выявить новые направления для работы с социальными сиротами подросткового возраста.
В статье рассматриваются ключевые причины воспроизводства социальных отклонений, оказывающих влияние на поведение молодежи в условиях малых провинциальных российских городов; анализируются проблемы противодействия девиациям в молодежной среде современного динамично меняющегося социума. Обоснована значимость управления асоциальным поведением в молодежной среде в условиях кризиса межпоколенных коммуникаций, проявляющихся в разрыве между традиционными и современными ценностями. В рамках проведенного анализа прослеживается прямая корреляционная зависимость между различными формами девиантного поведения: курением, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, проституцией, суицидом. В связи с этим автором сделана попытка изучения причин и форм девиаций, получивших распространение на территории малых провинциальных городов и городских округов, на базе проведенного анализа статистических материалов Белгородской области по данной проблематик.
В статье рассматриваются ключевые положения реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и факторы, влияющие на её эффективность. Среди анализируемых элементов рассматриваются не только механизмы финансирования, но и активное взаимодействие с промышленным сектором, а также результативность адаптации инициатив к технологическому лидерству.
Цель исследования - представить основные направления и механизмы реализации программы, а также предложить рекомендации по её дальнейшему развитию с учетом требований достижения ключевых целей развития образования России, включая повышение конкурентоспособности вузов, интеграцию науки, образования и промышленного сектора, обеспечение технологического суверенитета страны. В качестве основы для анализа использованы публикации и исследования, посвященные стратегическому развитию высшего образования в России, интервью ректоров вузов-участников программы, а также статистические данные и отчеты о реализации программы. Особое внимание уделено трансформации университетов в условиях цифровизации и необходимости интеграции образовательных процессов с потребностями рынка труда и реального сектора экономики. Результаты исследования могут быть полезны для руководителей и команд развития университетов.
В статье рассмотрены проблемы формирования доверия в системе высшего образования. Обоснована существенная роль доверия в отношениях между студентами и вузами в контексте поддержания качества образовательного процесса и удовлетворенности учебой, а также важности положительной оценки вузов. Определены типы и атрибуты доверия в высшем образовании, а также выявлены стадии и механизм, формирующий доверие в образовательной среде между студентами и вузами, причины нарушения доверия и практики восстановления доверия. Предложены мероприятия по укреплению доверия студентов к высшему образованию. Подчеркнута необходимость поддержания высокого уровня доверия студентов к вузам в условиях реформирования системы высшего образования в Российской Федерации.
Образовательное пространство среднего профессионального образования направлено на формирование не только конкурентоспособного профессионала, но и на гармоничное развитие личности самих обучающихся. Ключевую роль в детерминации успешности данного процесса играет обеспечение благоприятных условий социальной адаптации для первокурсников. Социальная адаптация в данном контексте представляет собой системный и комплексный процесс этапной интеграции обучающихся первого курса учреждений среднего профессионального образования в образовательное пространство.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru