Цифровизация ускоряет переход от одной социокультурной реальности к другой, изменяя способы взаимодействия и пересматривая нормы поведения. Цифровая среда становится важным институтом социализации, особо значимым в процессе формирования личности, особенно в подростковом возрасте. Уникальные характеристики цифровой среды играют ключевую роль в изменении традиционных форм поведения и создании новых, что приводит к появлению агрессивных форм поведения, в том числе.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
В контексте динамичного прогресса информационных технологий и повсеместной цифровизации, Интернет трансформировался из средства коммуникации в самостоятельную сферу для самопрезентации, социального взаимодействия и конструирования личностной идентичности.
Список литературы
1. Бардадымов В.А. Аутентичность личности подростков на разных стадиях аддиктивного поведения: автореф. дис. … канд. психол. наук. / В.А. Бардадымов- М., 2012. - 27 с. - URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005019583#?page=1 (дата обращения: 25.05.2025). EDN: QICFWB
2. Лучинкина А.И. Особенности формирования виртуальной личности интернет-пользователя / А.И. Лучинкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 47-2. - C. 280-286. EDN: UHUSFT
3. Альперович В.Д. Кризис аутентичности: социально-психологический аспект / В.Д. Альперович // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2008. - Вып. 1, т. 6. - С. 33-40. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-autentichnosti-sotsialno-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 25.05.2025). EDN: QNEEYI
4. Зубова Л.В. Аутентичность в становлении личности / Л.В. Зубова, О.В.Соловых // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф. - Оренбург, 2013. - С.3088-3090. EDN: REGYZN
5. Анчукова Н.И., Василенко К.О. Цифровая среда как фактор формирования жизненной позиции личности в современных социально-экономических условиях / Н.И. Анчукова, К.О. Василенко // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2021. - Т. XVIII, Вып. 4. - С. 134-139. EDN: KASRDH
6. Михайлова А.Г. Развитие личности в глобальной социальной среде / А.Г. Михайлова // Перспективы развития современного общества. - 2019. - С. 146-149. EDN: WDRXHG
7. Лучинкина И.С., А.С. Андреев, Л.В. Жихарева, Э. О. Расина Психологические особенности поведения подростков в цифровой среде / И. С. Лучинкина, А. С. Андреев, Л. В. Жихарева, Э. О. Расина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2024. - Т. 10 (76), № 4. - С. 164-171. EDN: LWFADS
8. Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Ширяева Е.И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности “образа Я” / О.В. Рубцова, Т.А. Поскакалова, Е.И. Ширяева // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26. № 4. - С. 20-33. EDN: SHEOLP
9. Рубцова О.В. Современное подростничество в фокусе культурно-исторической психологии: к проблеме ролевого экспериментирования / О.В. Рубцова // Культурно-историческая психология. - 2020. - Том 16. № 2. - С. 69-77. EDN: UUXELJ
10. Поливанова К.Н. Кризисы психического развития: соотношение взрослого и детского действия. Педагогика и психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова // Сборник науч. ст. по материалам 7-й научн. практ. конф. -Красноярск: КГУ, 2000. - С. 5-8.
11. Белинская Е.П. Соотношение социальных и персональной идентичностей: современное состояние проблемы / Е.П. Белинская // Социальная психология и общество. -2024. -Т. 15. № 4. - С. 5-11. EDN: OREXIY
12. Белинская Е.П., Франтова Д.К. Активность в виртуальном взаимодействии как фактор конструирования идентичности пользователями социальных сетей: межпоколенные различия / Е.П. Белинская, Д.К. Франтова // Вестник РГГУ. Серия “Психология. Педагогика. Образование”. - 2017. - №3 (9). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnost-v-virtualnom-vzaimodeystvii-kak-faktor-konstruirovaniya-identichnosti-polzova telyami-sotsialnyh-setey-mezhpokolennye (дата обращения: 22.10.2024). EDN: VWSFBZ
13. Мансурова Г.Р. Особенности Я-концепции личности, проявляющиеся в интернет - коммуникации / Г.Р. Мансурова // Ученый XXI века. - 2022. - №5-1 (86). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ya-kontseptsii-lichnosti-proyavlyayuschiesya-v-internet-kommunikatsii (дата обращения: 06.03.2025).
14. Марцинковская Т.Д. Идентичность в транзитивном и виртуальном пространстве / Т.Д. Марцинковская // Вестник РГГУ. Серия “Психология. Педагогика. Образование”. - 2018. - №4 (14). - С. 11-20. EDN: ERVQNG
15. Gabriel I. Artificial intelligence, values, and alignment / I. Gabriel // Minds and Machines. - 2020. - №30. - Р. 411-437. EDN: AHPFWJ
16. Gao W., Wei J., Li Y., Wang D., Fang L. Motivations for social network site use and users’ well-being: mediation of perceived social support, positive self-presentation and honest self-presentation / W. Gao, J. Wei, Y. Li, D. Wang, L. Fang // Aslib Journal of Information Management, - 2023. - Vol. 75, №.1, - P. 171-191. EDN: PLIEFL
17. Beer D. The Social Power of Algorithms / D. Beer. Routledge: New York, 2018. - URL: https://www.taylorfrancis.com/books/edit//social-power-algorithms-david-beer?refId=3d168e51-d53e-42b5-850b-6bd57ccd38fe&context =ubx (дата обращения: 06.03.2025). DOI: 10.4324/9781351200677
18. Mata A., Vaz A. Self-other differences in the perceived authenticity of attitudes expressed toward social groups / A. Mata, A. Vaz // Frontiers in Psychology. - 2024. - №15. - URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles//full (дата обращения: 06.03.2025). DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1467396 EDN: HERCCW
19. Xie L. User’s Motivation in sharing information on social media / L. Xie // BCP Business & Management. - 2023. - №43. - P. 153-158. EDN: VUKVPP
20. Гиньон Ч. Аутентичность / Ч. Гиньон // Омский научный вестник. Серия “Общество. История. Современность”. - 2018. - Вып. 1. - С. 66-74. EDN: TGSOYD
21. Obrenovic B., Godinić D., Du G., Khudaykulov A., Gan H. Identity disturbance in the digital era during the covid-19 pandemic: the adverse effects of social media and job stress / B. Obrenovic, D. Godinić, G. Du, A. Khudaykulov, H. Gan // Behavioral Sciences. - 2024. - №14(8). - URL: https://www.mdpi.com/2076-328X/14/8/648 (дата обращения: 06.03.2025). EDN: CXNUOZ
22. Rizqi M., Surawan S., Norhidayah S. Self-authenticity dan keseimbangan peran mahasiswa dalam dunia digital dan akademik / M. Rizqi, S. Surawan, S. Norhidayah // ANWARUL. - 2025. - №5. - P. 272-283.
23. Нартова-Бочавер С.К. Аутентичность личности как предиктор совладания со стрессом и возможный эффект стресса / С.К. Нартова-Бочавер // Человек. - 2023. - № 34 (4). - С. 128-148. EDN: IIFKHR
24. Нартова-Бочавер С.К., Пак В.В. Аутентичность и способность прощать при разных уровнях стресса: предварительное исследование / С.К. Нартова-Бочавер, В.В. Пак // Клиническая и специальная психология. - 2022. - №11(1). - С.141-163. EDN: JFHYDB
25. Хунагов Р.Д. Современная личность в поисках идентичности и аутентичности / Р.Д. Хунагов // Гуманитарий Юга России. - 2012. - Вып. 3. - С. 134-144. EDN: RGRPYF
26. Вачков И.В., Перемолотова И.А. Типологизация подходов к понятию аутентичности / И.В. Вачков, И.А. Перемолотова // Проблемы современного образования. - 2025. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologizatsiya-podhodov-k-ponyatiyu-autentichnosti (дата обращения: 23.05.2025). EDN: JTVSBK
27. Nartova-Bochaver S., Reznichenko S., Maltby J. The Authenticity Scale: Validation in Russian Culture / S. Nartova-Bochaver, S. Reznichenko, J. Maltby // Frontiers in Psychology. - 2021. - №11. - P. 609-617. EDN: SVVCOQ
28. Вдовенко В.В., Щебетенко С.А., Старовойтенко Е.Б. Я в самопознании: русскоязычная версия Шкалы ясности Я-концепции / В.В. Вдовенко, С.А. Щебетенко, Е.Б. Старовойтенко // Психологические исследования. - 2021. - №14(77). - URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/157 (дата обращения: 06.03.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается проблема возникновения делинквентного поведения у подростков с точки зрения психологии, педагогики, социологии и юриспруденции. Обсуждаются особенности развития подросткового возраста. Подчеркивается, что на формирование делинквентного поведения влияют различные биологические, социально-психологические и психолого-педагогические факторы. Уточняется, что эти факторы представляют собой предпосылки, способствующие формированию делинквентного поведения, но не являются непосредственной причиной его реализации. Объясняется, что между факторами и собственно делинквентным поведением нет четкой динамической зависимости. Наличие таких факторов не всегда приводит к делинквентным проявлениям, но с увеличением их числа повышается вероятность возникновения отклонений в поведении. Исследуются причины, ведущие к делинквентному поведению среди подростков, включая особенности протекания психических процессов, личностные черты, социально-психологические трудности, недостаточное внимание со стороны взрослых и недостаток развития психоэмоциональной сферы. Сделаны выводы о том, что делинквентное поведение обычно проявляется как реакция на действия взрослых и сверстников. Обоснованы существенные критерии, позволяющие дифференцировать делинквентное поведение, а также обозначить те специфические черты поведения подростков, которые помогут отличать его от других типов отклонений и при необходимости оценить его наличие и изменения у конкретного индивидуума.
В статье рассматривается исследование автобиографической памяти у подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) и нормотипичным развитием (НТР). Исследование основывается на сравнении трех методик: «Мое детство», «Расписание жизни» и «Линия жизни» (В. В. Нуркова). Результаты показывают, что подростки с РАС демонстрируют фрагментарное воспроизведение воспоминаний, трудности в их датировке и менее разнообразный спектр автобиографических рассказов по сравнению с их сверстниками с нормативно развивающимися сверстниками. Научная актуальность и прикладной аспект данного исследования заключается в понимании особенностей автобиографической памяти у детей с РАС, что является важным шагом для разработки специальных психолого-педагогических программ, направленных на поддержку этих детей. Результаты исследования позволяют использовать полученные данные в разработке адаптированных методов обучения и коррекции, которые будут учитывать индивидуальные особенности восприятия и переработки информации у детей с РАС.
Фенотип рассматривается в статье в самом широком смысле как совокупность всех свойств и признаков, образовавшихся в процессе индивидуального развития, в том числе психологических. В содержательном плане влияние морфологических, физиологических, соматических, психологических и поведенческих компонентов фенотипа на те или иные процессы и феномены бытия конкретной личности или социальной группы (как реальной или условной общности), различна. В исследовании факторов, влияющих на инициацию табакокурения среди студентов, проживающих в европейской части России, выявлены взаимосвязи между показателями их соматического, функционального, психологического и поведенческого статуса. Сравнительная оценка выраженности этих показателей позволила констатировать комплексный характер мотивационной составляющей инициации курения в среде студенческой молодежи и обосновать целесообразность дальнейшего поиска системных взаимосвязей факторов развития табачной зависимости. Подтверждены общепринятые представления о связи с табачной зависимостью таких показателей, как депрессивность, алкоголизация, поведенческая агрессия, агрессивность спонтанная, раздражительность, фрустрация, экзальтированность, демонстративность, открытость и социальная активность. Гендерные различия в группах курящих не выявлены. В группах малокурящих обнаружены гендерные различия: максимальный уровень индекса массы тела, потребления наркотиков и авантюрности у мужчин и высокий уровень проявления суицидальных идеаций, невротичности, реактивной агрессивности, возбудимости у женщин. Интерпретация других полученных данных предполагает проведения уточняющих исследований, например, бессонница, как симптом функциональной дезадаптации и социальная деструктивность, как индикатор социальной дезадаптации наблюдается в группах малокурящих и минимально выражен в группах некурящих, независимо от гендерной принадлежности. Полученные результаты расширяют представления о системном формировании табачной зависимости и вносят новые элементы в персонализацию профилактики курения в среде студенческой молодежи.
Углубленные знания о протекании стрессовых реакций у обучающихся на разных направлениях подготовки в ВУЗе, а также их особенности проявления во время обучения в семестре, и во время сессии позволяют скоординировать обучающий процесс, и тем самым повысить результативность успеваемости. В связи с этим было проведено исследование, в котором участвующих в нем студентов поделили на три группы, в зависимости от их специальности обучения. В первую группу вошли студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика», во вторую - обучающиеся по специальности «Физическая культура», и третью составили студенты направления «Психология». Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что студенты, обучающиеся на разных направлениях в ВУЗе, в течение семестра имеют сходные проявления стрессоустойчивости, тревожности и стрессочувствительности, в то время, как в период сессии эти показатели значительно различаются в зависимости от направления подготовки обучения.
Статья представляет теоретический обзор современных исследований, посвящённых совладающему поведению членов семей, ухаживающих за близкими с хроническими заболеваниями, требующими постоянного ухода (инсульт, деменция, онкология и др.). Рассматриваются ключевые подходы к копингу: когнитивно-поведенческий, стресс-ориентированный и системно-семейный. Проанализированы типичные стратегии совладания у семейных опекунов, их связь с психологическим благополучием, а также факторы, влияющие на выбор копинга: характер заболевания, культура, социальная поддержка и личностные ресурсы. Отмечено, что проблемно-ориентированные и социально направленные стратегии связаны с более низким уровнем дистресса, тогда как избегание и отрицание - с эмоциональным выгоранием и депрессией. Рассматриваются методы психологической помощи ухаживающим: тренинги копинга, семейное консультирование, когнитивно-поведенческая терапия. Обзор опирается на русскоязычные и зарубежные источники последних 15 лет.
В статье проведен системный анализ становления и развития одной из самых древних традиций университета - академической одежды: мантии, головного убора и аксессуаров. Со времен своего становления академическая одежда практически не отличалась от церковной. Это связано, прежде всего, с тем, что европейские университеты произошли из церковных школ, а преподавателями первых университетов были только монахи и клирики. Следовательно, и академическая одежда, и церемониальные ритуалы торжества вручения дипломов, во многом отражали церковные традиции, что в определенной степени сохраняется по настоящее время. Установлено, что развитие мантии и головного убора - пилуеса или биретты, является отражением развития культуры Европы. Более того, мода на мантию и академический головной убор получила распространение во многих странах мира, в том числе и России.
Настоящая статья посвящена теме коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых школьников средствами искусства. Анализируются дефиниции «эмоциональная сфера», «арт-педагогика», «арт-терапия». Рассматриваются технологии коррекционного воздействия на эмоциональную сферу учащихся с нарушением интеллектуальной деятельности. Подчеркивается необходимость активного использования средств искусства: литературы, изобразительного искусства, музыки, - в коррекционной работе педагога-психолога. Особое внимание уделяется коррекционным возможностям изобразительного искусства, в частности, живописи Дональда Золана.
В статье представлена актуальность формирования готовности обучающихся психолого-педагогических классов к продолжению обучения в сфере педагогических профессий. Обозначен рост интереса общества к допрофессиональной подготовке школьников, а также недостаток разработанных материалов для реализации программ на базе школ. Дано представление о психолого-педагогических классах и целях их создания. Проанализированы разработанные программы по формированию готовности старшеклассников к совершению профессионального выбора педагогической профессии. Выявлены основные черты, характерные для разработанных программ, приведены примеры форм и методов работы, структуры тематического планирования и ожидаемых результатов. В статье затронуты теоретические и практические формы работы с детьми. В представленной статье внимание уделяется изучению сходств между разработанными программами. Определена необходимость дальнейших разработок программ на основании имеющихся образовательных учреждений, где они будут реализовываться.
Излагаются результаты исследования формального, неформального и информального компонентов иноязычной подготовки студента неязыкового вуза и их связи с методическим инструментарием преподавателя иностранного языка. Приводятся результаты анализа смысловой нагрузки ключевых терминов и понятий, информационно-аналитического обзора открытых источников по теме, а также оценки потенциала формального, неформального и информального компонентов для эффективной иноязычной подготовки в целом, отдельных ее этапов и практического применения в образовательном процессе наиболее подходящих для этого технологий, методических подходов и приемов.
Настоящая статья посвящена теме готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности как важной составляющей его профессиональной компетентности. Выделены основные компоненты готовности будущего педагога к здоровьесберегающей деятельности, которые должны системно и последовательно формироваться в процессе их сквозной теоретической и практической подготовки. Высказано мнение о необходимости внесения корректив в учебные планы подготовки бакалавров педагогического направления путем увеличения объема дисциплин, посвященных вопросам здоровьесбережения. Подчеркивается необходимость активного использования практико-ориентированных форм обучения, обеспечивающих возможность будущим педагогам применять полученные знания на практике, участвуя в разработке и реализации здоровьесберегающих проектов, проведении тематических мероприятий в образовательных учреждениях, анализе реальных ситуаций и разработке стратегий по их разрешению.
Статья посвещена рассмотрению ключевых тем, связанных с ассертивностью социальных сирот подросткового возраста. Первый раздел включает введение в ассертивность, её влияние на самооценку и уверенность в себе. Второй раздел посвящен социальным сиротам, их уникальным потребностям и вызовам, формируемым жизненными обстоятельствами, что требует особого подхода со стороны педагогов и социальных работников. Третий раздел охватывает педагогические методы, направленные на развитие ассертивности, включая упражнения и ролевые игры, с акцентом на моделирование педагогического процесса и успешные примеры реализации. Также обсуждается оценка эффективности программ по развитию ассертивности для понимания успешных подходов. В заключение рассматриваются перспективы дальнейших исследований, что поможет выявить новые направления для работы с социальными сиротами подросткового возраста.
В статье рассматриваются ключевые причины воспроизводства социальных отклонений, оказывающих влияние на поведение молодежи в условиях малых провинциальных российских городов; анализируются проблемы противодействия девиациям в молодежной среде современного динамично меняющегося социума. Обоснована значимость управления асоциальным поведением в молодежной среде в условиях кризиса межпоколенных коммуникаций, проявляющихся в разрыве между традиционными и современными ценностями. В рамках проведенного анализа прослеживается прямая корреляционная зависимость между различными формами девиантного поведения: курением, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, проституцией, суицидом. В связи с этим автором сделана попытка изучения причин и форм девиаций, получивших распространение на территории малых провинциальных городов и городских округов, на базе проведенного анализа статистических материалов Белгородской области по данной проблематик.
В статье рассматриваются ключевые положения реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и факторы, влияющие на её эффективность. Среди анализируемых элементов рассматриваются не только механизмы финансирования, но и активное взаимодействие с промышленным сектором, а также результативность адаптации инициатив к технологическому лидерству.
Цель исследования - представить основные направления и механизмы реализации программы, а также предложить рекомендации по её дальнейшему развитию с учетом требований достижения ключевых целей развития образования России, включая повышение конкурентоспособности вузов, интеграцию науки, образования и промышленного сектора, обеспечение технологического суверенитета страны. В качестве основы для анализа использованы публикации и исследования, посвященные стратегическому развитию высшего образования в России, интервью ректоров вузов-участников программы, а также статистические данные и отчеты о реализации программы. Особое внимание уделено трансформации университетов в условиях цифровизации и необходимости интеграции образовательных процессов с потребностями рынка труда и реального сектора экономики. Результаты исследования могут быть полезны для руководителей и команд развития университетов.
В статье рассмотрены проблемы формирования доверия в системе высшего образования. Обоснована существенная роль доверия в отношениях между студентами и вузами в контексте поддержания качества образовательного процесса и удовлетворенности учебой, а также важности положительной оценки вузов. Определены типы и атрибуты доверия в высшем образовании, а также выявлены стадии и механизм, формирующий доверие в образовательной среде между студентами и вузами, причины нарушения доверия и практики восстановления доверия. Предложены мероприятия по укреплению доверия студентов к высшему образованию. Подчеркнута необходимость поддержания высокого уровня доверия студентов к вузам в условиях реформирования системы высшего образования в Российской Федерации.
Образовательное пространство среднего профессионального образования направлено на формирование не только конкурентоспособного профессионала, но и на гармоничное развитие личности самих обучающихся. Ключевую роль в детерминации успешности данного процесса играет обеспечение благоприятных условий социальной адаптации для первокурсников. Социальная адаптация в данном контексте представляет собой системный и комплексный процесс этапной интеграции обучающихся первого курса учреждений среднего профессионального образования в образовательное пространство.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru