Статья посвещена рассмотрению ключевых тем, связанных с ассертивностью социальных сирот подросткового возраста. Первый раздел включает введение в ассертивность, её влияние на самооценку и уверенность в себе. Второй раздел посвящен социальным сиротам, их уникальным потребностям и вызовам, формируемым жизненными обстоятельствами, что требует особого подхода со стороны педагогов и социальных работников. Третий раздел охватывает педагогические методы, направленные на развитие ассертивности, включая упражнения и ролевые игры, с акцентом на моделирование педагогического процесса и успешные примеры реализации. Также обсуждается оценка эффективности программ по развитию ассертивности для понимания успешных подходов. В заключение рассматриваются перспективы дальнейших исследований, что поможет выявить новые направления для работы с социальными сиротами подросткового возраста.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
Ассертивность, как ключевой компонент социальной компетентности, представляет собой способность человека выражать свои мысли, чувства и потребности открыто и честно, при этом уважая права и чувства других. В условиях, когда социальные сироты подросткового возраста сталкиваются с множеством социальных и эмоциональных трудностей, развитие ассертивного поведения становится особенно важным.
Список литературы
1. Оганян Л.В. Особенности ассертивного поведения подростков / Л.В. Оганян // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - № 11(17). - С. 36-38. EDN: QGMTPB
2. Давидович Н.Н. Опыт формирования ассертивной модели поведения у старшеклассников / Н.Н. Давыдович // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2018. - №2 (218). - С.29-36.
3. Николаев Л.О. Особенности проявления ассертивности в подростковом возрасте / Л.О. Николаев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 3-2. - С. 324-327. EDN: SCJMSP
4. Шейнов В. П. Развитие ассертивности у детей / В. П. Шейнов // Развитие личности. - 2015. - № 4. - С. 113-124. EDN: VIENFD
5. Селиванова Е.А. Проблемы эмоционального развития воспитанников детских домов / Е.А. Селиванова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - №4. - С. 254-258.
6. Воробьева М.С. Формирование ассертивного поведения в подростковом возрасте / М.С. Воробьева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 326. EDN: UZJCQH
7. Старкова Д.В. Особенности формирования личности воспитанника детского дома / Д.В Старкова // Психология, социология и педагогика. - 2013. - №12. - С. 136-138. EDN: SAZVPF
8. Мазурова Н.В. Особенности социализации подростков-сирот / Н.В. Мазурова, А.А. Фролова // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2020. - № 4. - С. 102-116. EDN: CJCAHW
9. Бревнова М. В. О проблеме социально-педагогической адаптации выпускников детских домов в постинтернатный период / М. В. Бревнова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007. - № 39. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-sotsialno-pedagogicheskoy-adaptatsii-vypusknikov-detskih-domov-v-postinternatnyy-period (дата обращения: 01.02.2025).
10. Гельмутдинова М.Р. Апробация модели организационно-педагогического сопровождения социализации детей-сирот / М. Р. Гельмутдинова // КПЖ. - 2022. - №6 (155). - С.149-159.
11. Золотовскова A.A. Ассертивность как фактор развития личности / A. A. Золотовскова // Прикладная психология. Психолог в системе образования: материалы II Региональной научно-практической конференции для практикующих психологов, молодых ученых и студентов, 21-23 ноября 2008 г. - Екатеринбург: Екатеринбург: РГППУ. - 2008. - С. 38-43.
12. Ильина А. О. Развитие ассертивности подростков / А. О. Ильина // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2018. - № 5(22). - С. 72-76. EDN: SAEAOX
13. Данилова Е.Е. Методика “Ответственность у подростков”: разработка и описание / Е.Е. Данилова, Л. А.Бегунова, А. Г. Лисичкина, Д. А. Андреева // Психолого-педагогические исследования. - 2024. - Т. 16, № 3. - С. 69-84. EDN: NNMGPU
14. Бехтерева Е.Н. Ответственность как личностно-значимое качество ребёнка / Е.Н. Бехтерева, Е.Б. Быстрай, Б.А. Артеменко // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2021. - № 2(162). - С. 202-223. EDN: TLPMNP
15. Горячева М. В. Моделирование педагогических процессов / М. В. Горячева // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 1. - С. 59-60.
16. Писаренко В.И. Теоретические основы моделирования педагогического процесса / В.И. Писаренко // Национальная Ассоциация Ученых. - 2015. - № 9-1(14). - С. 54-59. EDN: VBQVTB
17. Овчинникова К.Р. Педагогическое моделирование как современная технология исследования процесса информатизации образования / К.Р. Овчинникова // Образование и наука. - 2006. - №4 (40). - С. 3-12. EDN: IYPZZR
18. Бойкова К.В. Ассертивность педагогов учреждений интернатного типа и ее влияние на развитие навыков ассертивного поведения у социальных сирот подросткового возраста / К. В. Бойкова // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Ханты-Мансийск, 19-20 ноября 2020 года. - Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2020. - С. 624-628. EDN: EKUJPD
19. Лебедева И.В. Развитие ассертивности и ассертивного поведения личности / И. В. Лебедева // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2010. - №5. - С.127-132.
20. Галацкова И.А., Обласов В.В. Моделирование в процессе обучения как средство повышения творческой активности учащихся / И.А. Галацкова, В.В. Обласов // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27464 (дата обращения: 29.01.2025). EDN: XNYEYH
21. Голубь А.А., Актуальность модели Д. Киркпатрика как инструмента оценки эффективности обучения персонала / А. А. Голубь // Символ науки. - 2019. - №5. - С.93-96.
22. Задорин И. В. Разработка методики оценки эффективности образовательных программ. Теоретико-методологическое обоснование / И.В. Задорин, Н.П. Возжова, Л.В. Шубина, Е.В. Халкина. - М.: ЦИРКОН, 2001. - 47 с.
23. Попова И.В. Особенности ассертивности в подростковом возрасте: дис.... канд. псих. наук: 19.00.13. - СПб., 2011. - 246 с. EDN: QFQQKV
24. Дудина М.Н. Ассертивность личности как цель, процесс и результат в образовании / М. Н. Дудина // Специальное образование. - 2020. - № 2(58). - С. 132-149. EDN: TUSNMN
25. Саунин Е.В. Теоретико-методологическая и практическая составляющая феномена ассертивности / Е.В. Саунин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12(166). - С. 340-344. EDN: YUWZFR
26. Оганян Л.В. Формирование ассертивности подростков-воспитанников кадетской школы: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 2012. - 195 с. EDN: SUNUUD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цифровизация ускоряет переход от одной социокультурной реальности к другой, изменяя способы взаимодействия и пересматривая нормы поведения. Цифровая среда становится важным институтом социализации, особо значимым в процессе формирования личности, особенно в подростковом возрасте. Уникальные характеристики цифровой среды играют ключевую роль в изменении традиционных форм поведения и создании новых, что приводит к появлению агрессивных форм поведения, в том числе.
Фенотип рассматривается в статье в самом широком смысле как совокупность всех свойств и признаков, образовавшихся в процессе индивидуального развития, в том числе психологических. В содержательном плане влияние морфологических, физиологических, соматических, психологических и поведенческих компонентов фенотипа на те или иные процессы и феномены бытия конкретной личности или социальной группы (как реальной или условной общности), различна. В исследовании факторов, влияющих на инициацию табакокурения среди студентов, проживающих в европейской части России, выявлены взаимосвязи между показателями их соматического, функционального, психологического и поведенческого статуса. Сравнительная оценка выраженности этих показателей позволила констатировать комплексный характер мотивационной составляющей инициации курения в среде студенческой молодежи и обосновать целесообразность дальнейшего поиска системных взаимосвязей факторов развития табачной зависимости. Подтверждены общепринятые представления о связи с табачной зависимостью таких показателей, как депрессивность, алкоголизация, поведенческая агрессия, агрессивность спонтанная, раздражительность, фрустрация, экзальтированность, демонстративность, открытость и социальная активность. Гендерные различия в группах курящих не выявлены. В группах малокурящих обнаружены гендерные различия: максимальный уровень индекса массы тела, потребления наркотиков и авантюрности у мужчин и высокий уровень проявления суицидальных идеаций, невротичности, реактивной агрессивности, возбудимости у женщин. Интерпретация других полученных данных предполагает проведения уточняющих исследований, например, бессонница, как симптом функциональной дезадаптации и социальная деструктивность, как индикатор социальной дезадаптации наблюдается в группах малокурящих и минимально выражен в группах некурящих, независимо от гендерной принадлежности. Полученные результаты расширяют представления о системном формировании табачной зависимости и вносят новые элементы в персонализацию профилактики курения в среде студенческой молодежи.
Углубленные знания о протекании стрессовых реакций у обучающихся на разных направлениях подготовки в ВУЗе, а также их особенности проявления во время обучения в семестре, и во время сессии позволяют скоординировать обучающий процесс, и тем самым повысить результативность успеваемости. В связи с этим было проведено исследование, в котором участвующих в нем студентов поделили на три группы, в зависимости от их специальности обучения. В первую группу вошли студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика», во вторую - обучающиеся по специальности «Физическая культура», и третью составили студенты направления «Психология». Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что студенты, обучающиеся на разных направлениях в ВУЗе, в течение семестра имеют сходные проявления стрессоустойчивости, тревожности и стрессочувствительности, в то время, как в период сессии эти показатели значительно различаются в зависимости от направления подготовки обучения.
Статья представляет теоретический обзор современных исследований, посвящённых совладающему поведению членов семей, ухаживающих за близкими с хроническими заболеваниями, требующими постоянного ухода (инсульт, деменция, онкология и др.). Рассматриваются ключевые подходы к копингу: когнитивно-поведенческий, стресс-ориентированный и системно-семейный. Проанализированы типичные стратегии совладания у семейных опекунов, их связь с психологическим благополучием, а также факторы, влияющие на выбор копинга: характер заболевания, культура, социальная поддержка и личностные ресурсы. Отмечено, что проблемно-ориентированные и социально направленные стратегии связаны с более низким уровнем дистресса, тогда как избегание и отрицание - с эмоциональным выгоранием и депрессией. Рассматриваются методы психологической помощи ухаживающим: тренинги копинга, семейное консультирование, когнитивно-поведенческая терапия. Обзор опирается на русскоязычные и зарубежные источники последних 15 лет.
В статье проведен системный анализ становления и развития одной из самых древних традиций университета - академической одежды: мантии, головного убора и аксессуаров. Со времен своего становления академическая одежда практически не отличалась от церковной. Это связано, прежде всего, с тем, что европейские университеты произошли из церковных школ, а преподавателями первых университетов были только монахи и клирики. Следовательно, и академическая одежда, и церемониальные ритуалы торжества вручения дипломов, во многом отражали церковные традиции, что в определенной степени сохраняется по настоящее время. Установлено, что развитие мантии и головного убора - пилуеса или биретты, является отражением развития культуры Европы. Более того, мода на мантию и академический головной убор получила распространение во многих странах мира, в том числе и России.
Настоящая статья посвящена теме коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых школьников средствами искусства. Анализируются дефиниции «эмоциональная сфера», «арт-педагогика», «арт-терапия». Рассматриваются технологии коррекционного воздействия на эмоциональную сферу учащихся с нарушением интеллектуальной деятельности. Подчеркивается необходимость активного использования средств искусства: литературы, изобразительного искусства, музыки, - в коррекционной работе педагога-психолога. Особое внимание уделяется коррекционным возможностям изобразительного искусства, в частности, живописи Дональда Золана.
В статье представлена актуальность формирования готовности обучающихся психолого-педагогических классов к продолжению обучения в сфере педагогических профессий. Обозначен рост интереса общества к допрофессиональной подготовке школьников, а также недостаток разработанных материалов для реализации программ на базе школ. Дано представление о психолого-педагогических классах и целях их создания. Проанализированы разработанные программы по формированию готовности старшеклассников к совершению профессионального выбора педагогической профессии. Выявлены основные черты, характерные для разработанных программ, приведены примеры форм и методов работы, структуры тематического планирования и ожидаемых результатов. В статье затронуты теоретические и практические формы работы с детьми. В представленной статье внимание уделяется изучению сходств между разработанными программами. Определена необходимость дальнейших разработок программ на основании имеющихся образовательных учреждений, где они будут реализовываться.
Излагаются результаты исследования формального, неформального и информального компонентов иноязычной подготовки студента неязыкового вуза и их связи с методическим инструментарием преподавателя иностранного языка. Приводятся результаты анализа смысловой нагрузки ключевых терминов и понятий, информационно-аналитического обзора открытых источников по теме, а также оценки потенциала формального, неформального и информального компонентов для эффективной иноязычной подготовки в целом, отдельных ее этапов и практического применения в образовательном процессе наиболее подходящих для этого технологий, методических подходов и приемов.
Настоящая статья посвящена теме готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности как важной составляющей его профессиональной компетентности. Выделены основные компоненты готовности будущего педагога к здоровьесберегающей деятельности, которые должны системно и последовательно формироваться в процессе их сквозной теоретической и практической подготовки. Высказано мнение о необходимости внесения корректив в учебные планы подготовки бакалавров педагогического направления путем увеличения объема дисциплин, посвященных вопросам здоровьесбережения. Подчеркивается необходимость активного использования практико-ориентированных форм обучения, обеспечивающих возможность будущим педагогам применять полученные знания на практике, участвуя в разработке и реализации здоровьесберегающих проектов, проведении тематических мероприятий в образовательных учреждениях, анализе реальных ситуаций и разработке стратегий по их разрешению.
В статье рассматриваются ключевые причины воспроизводства социальных отклонений, оказывающих влияние на поведение молодежи в условиях малых провинциальных российских городов; анализируются проблемы противодействия девиациям в молодежной среде современного динамично меняющегося социума. Обоснована значимость управления асоциальным поведением в молодежной среде в условиях кризиса межпоколенных коммуникаций, проявляющихся в разрыве между традиционными и современными ценностями. В рамках проведенного анализа прослеживается прямая корреляционная зависимость между различными формами девиантного поведения: курением, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, проституцией, суицидом. В связи с этим автором сделана попытка изучения причин и форм девиаций, получивших распространение на территории малых провинциальных городов и городских округов, на базе проведенного анализа статистических материалов Белгородской области по данной проблематик.
В статье рассматриваются ключевые положения реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и факторы, влияющие на её эффективность. Среди анализируемых элементов рассматриваются не только механизмы финансирования, но и активное взаимодействие с промышленным сектором, а также результативность адаптации инициатив к технологическому лидерству.
Цель исследования - представить основные направления и механизмы реализации программы, а также предложить рекомендации по её дальнейшему развитию с учетом требований достижения ключевых целей развития образования России, включая повышение конкурентоспособности вузов, интеграцию науки, образования и промышленного сектора, обеспечение технологического суверенитета страны. В качестве основы для анализа использованы публикации и исследования, посвященные стратегическому развитию высшего образования в России, интервью ректоров вузов-участников программы, а также статистические данные и отчеты о реализации программы. Особое внимание уделено трансформации университетов в условиях цифровизации и необходимости интеграции образовательных процессов с потребностями рынка труда и реального сектора экономики. Результаты исследования могут быть полезны для руководителей и команд развития университетов.
В статье рассмотрены проблемы формирования доверия в системе высшего образования. Обоснована существенная роль доверия в отношениях между студентами и вузами в контексте поддержания качества образовательного процесса и удовлетворенности учебой, а также важности положительной оценки вузов. Определены типы и атрибуты доверия в высшем образовании, а также выявлены стадии и механизм, формирующий доверие в образовательной среде между студентами и вузами, причины нарушения доверия и практики восстановления доверия. Предложены мероприятия по укреплению доверия студентов к высшему образованию. Подчеркнута необходимость поддержания высокого уровня доверия студентов к вузам в условиях реформирования системы высшего образования в Российской Федерации.
Образовательное пространство среднего профессионального образования направлено на формирование не только конкурентоспособного профессионала, но и на гармоничное развитие личности самих обучающихся. Ключевую роль в детерминации успешности данного процесса играет обеспечение благоприятных условий социальной адаптации для первокурсников. Социальная адаптация в данном контексте представляет собой системный и комплексный процесс этапной интеграции обучающихся первого курса учреждений среднего профессионального образования в образовательное пространство.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru