Настоящее исследование посвящено проблеме педагогической профилактики правонарушений у подростков, обучающихся в средних учебных заведениях. В исследовании выявлена сущность проблемы противоправного поведения несовершеннолетних и установлено, что оно признается социальной проблемой, требующей комплексного и всестороннего подхода. Существует множество причин проявления противоправного поведения несовершеннолетних, одни из которых являются видимыми и очевидными, другие - скрытыми. Выявление и профилактика девиантного поведения подростков, позволяет своевременно устранить указанные причины. Особая роль в профилактической работе отводится именно образовательным учреждениям, в рамках которых дети проводят значительное количество времени. Установлено, что педагогическая профилактика в рамках средних профессиональных организаций является комплексной и продуманной работой, направленной на выявление, предотвращение и устранение проявлений девиантного поведения подростков. На сегодняшний день применяется множество форм и методов работы с целью профилактики правонарушений, которые направлены на такие аспекты воспитания, как формирование правовой культуры, гражданской идентичности, правосознания, патриотизма и т. д. Кроме того, профилактическая работа включает в себя обязательный контроль за деятельностью отдельных студентов, наиболее склонных к проявлению девиантного поведения. Контроль осуществляется в процессе основных занятий, на классных часах, внеурочных мероприятиях и иной деятельности, в которой задействованы такие подростки. Характер и направленность педагогической профилактики зависят от уровня проявления девиантного поведения студентов и предполагают общую, групповую и индивидуальную профилактическую работу.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается серьезная проблема детской преступности и иного противоправного поведения. Анализируя состояние уровня правонарушений подростков за 2022 год, можно отметить, что ситуация весьма обостренная.
Список литературы
1. Сукало А.А. Роль социального педагога как субъекта профилактики отклоняющегося поведения подростков / А.А. Сукало, Т.В. Гудина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2019. - №5 (92). - С. 240 -254. EDN: JITKBH
2. Казаева Е.А. Реализация модели и условий профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании.
3. Е.А. Казаева, В.В. Мишарин // МНКО. - 2018. - №5 (72). - С. 91-97.
4. Дибиров М.И. Психолого-педагогические условия формирования педагогом положительной ценностно-ориентированной мотивации поведения девиантных подростков образовательной организации / М.И. Дибиров // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2018. - №1. - С. 54-58.
5. Бубнова И.С. Социально-педагогическое сопровождение как средство профилактики девиантного поведения у подростков из многодетных семей / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Педагогический ИМИДЖ. - 2019. - №2 (43). - С. 202-212. EDN: DWMPEY
6. Хазова С.А. Особенности педагогической профилактики девиантного поведения подростков в семьях с разным материальным положением / С.А. Хазова, А.В. Гитман // Вестник Адыгейского государственного служащего университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2019. - №3 (243). - С. 95-101.
7. Давлетбаева З.К. Анализ результатов изучения проявления асоциального поведения у обучающихся в зависимости от особенностей социально-психологического типа личности / З.К. Давлетбаева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2019. - №65. - С. 27-34. EDN: OZWIYJ
8. Хусаинова Р.М. Роль психологического благополучия учителя в превенции рисков асоциального поведения учеников / Р.М. Хусаинова, Э.Н. Гилемханова // КПЖ. - 2019. - №2 (133). - С. 151-156.
9. Паньшина Л.В. Признаки склонности к девиантному поведению подростков и ранняя профилактика в условиях образовательного пространства / Паньшина Л.В. // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - №6. - С. 32-40. EDN: XEAORB
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрены понятия личностный потенциал, саморефлексия, самопрезентация в интернет пространстве. Проанализирована современная и классическая литература по изучению понятия личностного потенциала и его компонентов. Проведено исследование с целью доказать предположение о том, что уровень развития совокупности признаков, определяющих самопрезентацию личности в интернете не зависит от уровня сформированности личностного потенциала. Выявили, что проявление личностного потенциала в интернет пространстве имеет ряд особенностей, связанных с его компонентами, что и в реальной жизни. В конце приведены актуальные выводы согласно результатам исследования.
На сегодняшний день активно ведутся работы, направленные на разработку цифровых инструментальных средств для ведения учебных курсов. Электронные учебные и методические пособия создаются практически по всем дисциплинам в рамках образовательного процесса. С развитием информационно-коммуникационных технологий, актуальным становится их внедрение в образовательный процесс. В частности, применение мобильных приложений в процессе обучения школьному курсу информатики, обеспечивает продуктивность и мотивацию обучающихся. Использование на уроках информатики мобильной версии электронного учебного пособия способствует лучшему усвоению и запоминанию материала для учеников, делая образовательный процесс более интересным и продуктивным. В статье приводятся примеры внедрения в процесс обучения современных мобильных приложений и обозначены преимущества применения мобильной версии электронного учебного пособия.
Статья посвящена необходимости использования института наставничества молодых педагогов в образовательной системе. Выполнен анализ основных понятий исследования, обоснована значимость наставничества в профессиональном становлении молодого педагога общеобразовательных организаций, виды основных функций наставничества, признаки и положительные аспекты данного процесса, методы и этапы методической поддержки молодых педагогов. Проведено эмпирическое исследование, касающееся основных причин, влияющих на эффективность профессионального становления молодых педагогов, выявлены виды индивидуальной и коллективной методической поддержки педагогов.
В статье рассматриваются методологические подходы к исследованию поликультурной подготовки психолога. На общенаучном уровне исследование обосновывается с позиций системного, аксиологического, культурологического, личностного и деятельностного подходов, на конкретно-научном уровне рассматривается компетентностный подход. В качестве целей воспитательной составляющей подготовки будущих психологов к поликультурности рассматриваются этнокультурная и национальная идентичности, традиционная культура сообществ, культура межнационального общения и уважительного отношения к религии, культуре, традициям, обычаям и языкам народов страны, а также ряд аспектов жизненной самореализации.
Рассмотрена проблема выявления межпредметных связей между школьными курсами физики и астрономии путем вычисления мер семантической близости между разделами. Используется метод «мешок слов»: сравниваемые тексты (разделы учебников) заменяются списками ключевых понятий с указанием количества употреблений. С помощью специальной компьютерной программы для разделов учебников физики и астрономии вычисляют косинусную меру близости, а также меру Дайса, находят среднее значение. При этом учитывается, что некоторые понятия связаны парадигматической связью (например, свет - светимость). На основе получившейся матрицы семантической близости рисуют граф, вершины которого соответствуют разделам, а дуги - связям. Анализируют распределение разделов астрономии в шестимерном пространстве разделов физики, выявляют разделы, которые наиболее сильно связаны с курсом физики.
Разработаны простые в исполнении, короткие по времени, но эффектные демонстрационные эксперименты и лабораторные работы с применением безопасных химических реактивов по темам: «Непредельные углеводороды», «Ароматические углеводороды», «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры». Статья описывает опыт практической реализации данных лабораторных работ по курсу органической химии на довузовском этапе подготовки иностранных учащихся. По результатам апробации подготовлено к печати оригинальное учебно-методическое пособие «Лабораторный практикум по органической химии» для иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки. Полученные практические результаты позволяют сделать вывод о важности безопасных лабораторных работ на этапе довузовской подготовки иностранных учащихся и их положительном влиянии на успешное усвоение материала обучающимися.
В статье анализируется столетний исторический путь Международного детского центра «Артек». История становления этого уникального педагогического феномена неразрывно связана с философскими, идеологическими и психологическими основаниями, отражающими многообразные влияния со стороны трансформирующейся социально-экономической формации и соответствующих форм общественного сознания: идеологии, политики, права, морали, науки. Изначально Артек создавался как воспитательно-оздоровительное учреждение и экспериментальная площадка для формировании специальной педагогики Артека, как явления культурной жизни страны. Дети и подростки получали путевку в Артек как поощрение за свою успешную общественно-полезную деятельность, которая определяла суть прагматического педагогического подхода и приоритетную цель воспитания. В этом же направлении развивались и совершенствовались формы и методы идейно-политического, интернационального, физического и эстетического воспитания. В процессе становления Всесоюзного пионерского лагеря Артек это социальное пространство стало базой политической социализации, подготавливая тысячи пионеров-активистов для пионерской организации страны, а в период существования Международного пионерского лагеря активизировалась идеологическая и политпросветительская работа среди артековцев из многих стран. Ограничением системы воспитания являлись формализм и чрезмерная заорганизованность жизни пионеров, в результате чего снижалась роль самостоятельности ребенка и осознания собственной субъектности.
В статье рассматривается влияние основных общественных процессов, происходящих в обществе постмодерна на формирование повседневных поведенческих практик человека. В обществе, где распространена информатизация всех сфер жизни, плюрализм мнений и толерантность ко многим явлениям, выходящим за пределы нормы, относятся терпимо. В современном обществе, с одной стороны, феномен толерантности воспринимается как идеология миролюбия и свободы от предубеждений, тогда как с другой, все чаще под толерантностью общество пытается оправдать девиации и навязать большинству позицию меньшинства. Меняются формы досуга, социальных связей, в обществе формируется индивидуализм и как следствие происходит усиления неравенства, социальные нормы отвергаются, религия утрачивает свою значимость. На смену духовным ценностям приходят гедонистические ценности, а индустриальное общество эволюционирует в общество массового потребления.
В статье анализируется состояние социологической культуры студентов, обучающихся по направлению «социология» БФУ им. И. Канта. В исследовании применялась методика изучения социологической культуры Проказиной Н. В., которая реализовывалась в онлайн-анкетировании методом основного массива с последующим корреляционным анализом полученных данных. В качестве объяснительной теории использовалась типология социологического мышления и воображения Кравченко С. А. В результате было выявлено, что будущие социологи считают опросы общественного мнения нужными, но не все убеждены в их способности отражать действительное мнение населения. Осведомленность о деятельности социологических центров сводится лишь к наиболее популярным из них: Социологическая лаборатория БФУ им. И. Канта, ВЦИОМ, Левада-центр (Левада-центр внесен Министерством юстиции РФ в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента), ФОМ. Задача социологических исследований, в понимании студентов, состоит в помощи властным структурам при решении проблем граждан. Сами социологи по большей части видятся исследователями, которые самостоятельно не участвуют в преобразовании общества. Немногие будущие социологи узнают социологическую информацию из надежных источников - научных статей и сайтов социологических центров. Был сделан вывод, что социологическое мышление и воображение будущих социологов преимущественно относится к рефлексивной метапарадигме и интегральной метапарадигме модерна.
Обсуждается гипотеза: идёт ли процесс установления такого нового «гендерного порядка», при котором традиционно мужские роли («мужественные роли», «маскулинные роли») переходят в значительной мере от мужчин к женщинам, соответственно, весьма значительная часть мужчин перестаёт обладать (в той или иной мере) мужской идентичностью? Представления людей о своём поколении неизбежно преломляются через базовые ценности, распространённые в социуме и определяющие менталитет индивидов и общества, а вместе с этим - и реальное поведение людей. Эмпирической основой статьи являются материалы авторского социологического исследования, в рамках которого респондентам было предложено оценить, какие положительные и отрицательные (в большей или меньшей степени) черты-свойства присущи людям их поколения. Были также предложены вопросы, касающиеся проблемы патриотизма и готовности респондентов отстаивать интересы своего государства. Социологические картины «женского мира» и «мужского мира» в представлениях массы респондентов о положительных и отрицательных чертах своего поколения заметно различаются. Однако, общая направленность ответов - по сути, гражданственно-патриотических моральных установок - является однотипной, непротиворечивой у мужской и женской групп респондентов.
В статье рассматриваются методы и приемы манипуляции сознанием аудитории в медиатекстах на примере Телеграм-каналов. Было определено, что на сегодняшний день методы и приемы манипуляции значительно усовершенствовались, и к созданию медиатекстов привлекаются специалисты высокого уровня подготовки, причем не только представители медиа, но и психологи, социологи, PR-специалисты и маркетологи. В работе проанализировано около двух тысяч медиатекстов, на основе полученных данных описаны приемы манипуляции, которые используются в медиатекстах. Данный перечень является открытым и может дополняться другими.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru