В статье анализируется состояние социологической культуры студентов, обучающихся по направлению «социология» БФУ им. И. Канта. В исследовании применялась методика изучения социологической культуры Проказиной Н. В., которая реализовывалась в онлайн-анкетировании методом основного массива с последующим корреляционным анализом полученных данных. В качестве объяснительной теории использовалась типология социологического мышления и воображения Кравченко С. А. В результате было выявлено, что будущие социологи считают опросы общественного мнения нужными, но не все убеждены в их способности отражать действительное мнение населения. Осведомленность о деятельности социологических центров сводится лишь к наиболее популярным из них: Социологическая лаборатория БФУ им. И. Канта, ВЦИОМ, Левада-центр (Левада-центр внесен Министерством юстиции РФ в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента), ФОМ. Задача социологических исследований, в понимании студентов, состоит в помощи властным структурам при решении проблем граждан. Сами социологи по большей части видятся исследователями, которые самостоятельно не участвуют в преобразовании общества. Немногие будущие социологи узнают социологическую информацию из надежных источников - научных статей и сайтов социологических центров. Был сделан вывод, что социологическое мышление и воображение будущих социологов преимущественно относится к рефлексивной метапарадигме и интегральной метапарадигме модерна.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
Настоящая статья продолжает серию работ, посвященных исследованию социологической культуры. Ранее нами было выявлено отношение населения к опросам общественного мнения [1] и изучена способность жителей определять случаи манипуляции с помощью этого метода [2].
Список литературы
1. Проданцов К.С., Щекотуров А.В. Отношение жителей Калининграда к массовым социологическим опросам в России / К.С. Проданцов, А.В. Щекотуров // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - № 3. - С. 91-100. EDN: CGCGGC
2. Проданцов К.С., Щекотуров А.В. Социологический эксперимент: отношение калининградцев к кейсам, содержащим методы искажения данных опросов общественного мнения / К.С. Проданцов, А.В. Щекотуров // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - № 9. - С. 133-148. EDN: HSLPWS
3. Проданцов К.С. Искажение СМИ результатов опросов, связанных с голосованием по поправкам к Конституции России / К.С. Проданцов // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - № 10. - С. 42-53. EDN: DLQKLM
4. Проданцов К.С., Храмова М.В. Социологическая культура педагога: место и роль в системе педагогического образования / К.С. Проданцов, М.В. Храмова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2023. - Т. 22. - № 2. - С. 23-35. EDN: RSFIOS
5. Проказина Н.В. Общественная роль социологии в современном российском обществе / Н.В. Проказина // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2016. - № 1. - С. 93-100.
6. Душакова И.С. Почему не верят опросам, или Как фреймируются результаты опросов общественного мнения в современных российских СМИ / И.С. Душакова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - № 6(160). - С. 30-52. EDN: OGSZTC
7. Константиновский Д.Л., Овсянников А.А., Покровский Н.Е. Тенденции развития социологии и социологического образования в России / Д.Л. Константиновский, А.А. Овсянников, Н.Е. Покровский // Мир России. Социология. Этнология. - 2005. - № 1. - С. 89-119. EDN: YHJSNQ
8. Четырина Н.В. Природа, атрибуты и качественные особенности социологической культуры как особого феномена социологического знания / Н.В. Четырина // Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 3. - С. 374-378. EDN: ISDDPH
9. Bauman Z., May T. Thinking Sociologically. 3rd ed. / Z. Bauman, T. May. - Oxford: Wiley Blackwell, 2019. - 224 p.
10. Palmer N. The Sociological Imagination within Teaching Sociology: 1973-2020 / N. Palmer //Teaching Sociology. - 2023. - Vol. 51. - № 1. - P. 1-12. EDN: JPHCIU
11. Проказина Н.В. “Социологическая культура”. К вопросу о содержании и интерпретации понятия / Н.В. Проказина // Социологические исследования. - 2011. - № 3. - С. 103-107. EDN: NEKWLJ
12. Доверие социологическим опросам: мониторинг / ВЦИОМ // 2023. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/doverie-sociologicheskim-oprosam-monitoring (дата обращения: 20.08.23).
13. Проказина Н.В. Развитие социологической культуры государственных гражданских служащих региона: специальность 22.00.08 “Социология управления”: диссертация на соискание степени доктора социологических наук / Наталья Васильевна Проказина. - Белгород, 2013. - 371 с. EDN: SVASCZ
14. Saragatsi S., Christodoulou A., Kyridis A., Fotopoulos N., Ifigeneia V. Sociology School Textbook for 3rd Grade-High School, Semiotic Analysis of Illustration / S. Saragatsi S, A. Christodoulou, A. Kyridis, N. Fotopoulos, V. Ifigeneia //Journal of Sociological Research. - 2017. - Vol. 8. - № 2. - P. 32-60.
15. Епифанцева М.В. Развитие социологического мышления учащихся: теория и методика: специальность 13.00.02. “Теория и методика обучения социологии”: диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук / Марина Владимировна Епифанцева. - Екатеринбург, 2000. -146 с. EDN: NLRUFN
16. Ефанов A.A. Формирование социологической культуры у будущих специалистов в сфере медиа / А.А. Ефанов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. - №2 (53). - С. 139-144. EDN: YXPUUX
17. Подгайская Л.И. Инновационные методики преподавания социологии для студентов-экономистов / Л.И. Подгайская // Подольский научный вестник. - 2017. - № 1. - С. 123-125.
18. Molesworth M., Lewitt M. Sociology in UK nurse education curricula: A review of the literature from 1919 to 2019 / M. Molesworth, M. Lewitt // Social Theory & Health. - 2019. - Vol. 17. - P. 427-442.
19. Бекиров С.Н. Значение формирования социальной компетентности будущих педагогов в системе изучения социологии в высшей школе / С.Н. Бекиров // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-1. - С. 32-34. EDN: YAUJDV
20. Brennan A., Canny A. Problematising Irish student-teachers’(dis) engagement with sociology of education in initial teacher education programmes / A. Brennan, A. Canny // Teaching and Teacher Education. - 2023. - Vol. 130. - P. 104173. EDN: UNEPGU
21. Бекиров С.Н. Методические особенности применения деловых игр в рамках преподавания социологии в педагогическом вузе / С.Н. Бекиров // Педагогический вестник. - 2019. - № 6. - С. 6-8.
22. Коростелева О.Т., Меженин Я.Э. Соотношение общеобразовательного и профессионального в преподавании социологии / О.Т. Коростелева, Я.Э. Меженин // МНКО. - 2018. - №3. - С. 172-173.
23. Alves G.M., Torres L.L., Dionísio B. The Sociology of Education in Portugal: Towards a Renewed Critical Space. / G.M. Alves, L.L. Torres, B. Dionísio // Italian Journal of Sociology of Education. 2019. - Vol. 11. - № 3. - P. 40-61.
24. Красковская Д.С. Преподавание социологии у студентов непрофильных специальностей / Д.С. Красковская // Социологическая наука и образование: современные вызовы и риски: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Г.П. Давидюка. - Минск: Белорусский государственный университет, 2021. - C. 136-139. EDN: VCFPHQ
25. Проказина Н.В. Социологическое образование в современной России: новые вызовы и перспективы / Н.В. Проказина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2020. - № 4. - С. 51-61. EDN: LZZDQB
26. Laz C. Republication of “Science Fiction and Introductory Sociology: The Handmaid in the Classroom” / C. Laz // Teaching Sociology. - 2020. - Vol. 48. - № 1. - P. 54-62. EDN: HEUUTM
27. Bartholomay D.J. Making room for methods: Incorporating full-scale research projects in non-methods courses / D.J. Bartholomay // Teaching Sociology. - 2018. - Vol. 46. - No 3. - P. 247-261.
28. Roca B., Bermúdez-Figueroa E., Estepa-Maestre F. Life story as a tool for teaching sociological imagination / B. Roca, E. Bermúdez-Figueroa, F. Estepa-Maestre // Journal of Applied Research in Higher Education. - 2020. - Vol. 12. - № 5. - P. 829-839.
29. Palmer N. Measuring the Sociological Imagination Via Undergraduate Explanations of Social Inequality: PhD thesis / N. Palmer. - Lincoln, 2017. - URL: https://digitalcommons.unl.edu/dissertations/AAI10271973 (дата обращения: 25.08.23).
30. Кравченко С.А. Динамика социологического мышления и воображения / С.А. Кравченко // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 14-24. EDN: KTUKLT
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрены понятия личностный потенциал, саморефлексия, самопрезентация в интернет пространстве. Проанализирована современная и классическая литература по изучению понятия личностного потенциала и его компонентов. Проведено исследование с целью доказать предположение о том, что уровень развития совокупности признаков, определяющих самопрезентацию личности в интернете не зависит от уровня сформированности личностного потенциала. Выявили, что проявление личностного потенциала в интернет пространстве имеет ряд особенностей, связанных с его компонентами, что и в реальной жизни. В конце приведены актуальные выводы согласно результатам исследования.
На сегодняшний день активно ведутся работы, направленные на разработку цифровых инструментальных средств для ведения учебных курсов. Электронные учебные и методические пособия создаются практически по всем дисциплинам в рамках образовательного процесса. С развитием информационно-коммуникационных технологий, актуальным становится их внедрение в образовательный процесс. В частности, применение мобильных приложений в процессе обучения школьному курсу информатики, обеспечивает продуктивность и мотивацию обучающихся. Использование на уроках информатики мобильной версии электронного учебного пособия способствует лучшему усвоению и запоминанию материала для учеников, делая образовательный процесс более интересным и продуктивным. В статье приводятся примеры внедрения в процесс обучения современных мобильных приложений и обозначены преимущества применения мобильной версии электронного учебного пособия.
Статья посвящена необходимости использования института наставничества молодых педагогов в образовательной системе. Выполнен анализ основных понятий исследования, обоснована значимость наставничества в профессиональном становлении молодого педагога общеобразовательных организаций, виды основных функций наставничества, признаки и положительные аспекты данного процесса, методы и этапы методической поддержки молодых педагогов. Проведено эмпирическое исследование, касающееся основных причин, влияющих на эффективность профессионального становления молодых педагогов, выявлены виды индивидуальной и коллективной методической поддержки педагогов.
В статье рассматриваются методологические подходы к исследованию поликультурной подготовки психолога. На общенаучном уровне исследование обосновывается с позиций системного, аксиологического, культурологического, личностного и деятельностного подходов, на конкретно-научном уровне рассматривается компетентностный подход. В качестве целей воспитательной составляющей подготовки будущих психологов к поликультурности рассматриваются этнокультурная и национальная идентичности, традиционная культура сообществ, культура межнационального общения и уважительного отношения к религии, культуре, традициям, обычаям и языкам народов страны, а также ряд аспектов жизненной самореализации.
Рассмотрена проблема выявления межпредметных связей между школьными курсами физики и астрономии путем вычисления мер семантической близости между разделами. Используется метод «мешок слов»: сравниваемые тексты (разделы учебников) заменяются списками ключевых понятий с указанием количества употреблений. С помощью специальной компьютерной программы для разделов учебников физики и астрономии вычисляют косинусную меру близости, а также меру Дайса, находят среднее значение. При этом учитывается, что некоторые понятия связаны парадигматической связью (например, свет - светимость). На основе получившейся матрицы семантической близости рисуют граф, вершины которого соответствуют разделам, а дуги - связям. Анализируют распределение разделов астрономии в шестимерном пространстве разделов физики, выявляют разделы, которые наиболее сильно связаны с курсом физики.
Разработаны простые в исполнении, короткие по времени, но эффектные демонстрационные эксперименты и лабораторные работы с применением безопасных химических реактивов по темам: «Непредельные углеводороды», «Ароматические углеводороды», «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры». Статья описывает опыт практической реализации данных лабораторных работ по курсу органической химии на довузовском этапе подготовки иностранных учащихся. По результатам апробации подготовлено к печати оригинальное учебно-методическое пособие «Лабораторный практикум по органической химии» для иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки. Полученные практические результаты позволяют сделать вывод о важности безопасных лабораторных работ на этапе довузовской подготовки иностранных учащихся и их положительном влиянии на успешное усвоение материала обучающимися.
В статье анализируется столетний исторический путь Международного детского центра «Артек». История становления этого уникального педагогического феномена неразрывно связана с философскими, идеологическими и психологическими основаниями, отражающими многообразные влияния со стороны трансформирующейся социально-экономической формации и соответствующих форм общественного сознания: идеологии, политики, права, морали, науки. Изначально Артек создавался как воспитательно-оздоровительное учреждение и экспериментальная площадка для формировании специальной педагогики Артека, как явления культурной жизни страны. Дети и подростки получали путевку в Артек как поощрение за свою успешную общественно-полезную деятельность, которая определяла суть прагматического педагогического подхода и приоритетную цель воспитания. В этом же направлении развивались и совершенствовались формы и методы идейно-политического, интернационального, физического и эстетического воспитания. В процессе становления Всесоюзного пионерского лагеря Артек это социальное пространство стало базой политической социализации, подготавливая тысячи пионеров-активистов для пионерской организации страны, а в период существования Международного пионерского лагеря активизировалась идеологическая и политпросветительская работа среди артековцев из многих стран. Ограничением системы воспитания являлись формализм и чрезмерная заорганизованность жизни пионеров, в результате чего снижалась роль самостоятельности ребенка и осознания собственной субъектности.
Настоящее исследование посвящено проблеме педагогической профилактики правонарушений у подростков, обучающихся в средних учебных заведениях. В исследовании выявлена сущность проблемы противоправного поведения несовершеннолетних и установлено, что оно признается социальной проблемой, требующей комплексного и всестороннего подхода. Существует множество причин проявления противоправного поведения несовершеннолетних, одни из которых являются видимыми и очевидными, другие - скрытыми. Выявление и профилактика девиантного поведения подростков, позволяет своевременно устранить указанные причины. Особая роль в профилактической работе отводится именно образовательным учреждениям, в рамках которых дети проводят значительное количество времени. Установлено, что педагогическая профилактика в рамках средних профессиональных организаций является комплексной и продуманной работой, направленной на выявление, предотвращение и устранение проявлений девиантного поведения подростков. На сегодняшний день применяется множество форм и методов работы с целью профилактики правонарушений, которые направлены на такие аспекты воспитания, как формирование правовой культуры, гражданской идентичности, правосознания, патриотизма и т. д. Кроме того, профилактическая работа включает в себя обязательный контроль за деятельностью отдельных студентов, наиболее склонных к проявлению девиантного поведения. Контроль осуществляется в процессе основных занятий, на классных часах, внеурочных мероприятиях и иной деятельности, в которой задействованы такие подростки. Характер и направленность педагогической профилактики зависят от уровня проявления девиантного поведения студентов и предполагают общую, групповую и индивидуальную профилактическую работу.
В статье рассматривается влияние основных общественных процессов, происходящих в обществе постмодерна на формирование повседневных поведенческих практик человека. В обществе, где распространена информатизация всех сфер жизни, плюрализм мнений и толерантность ко многим явлениям, выходящим за пределы нормы, относятся терпимо. В современном обществе, с одной стороны, феномен толерантности воспринимается как идеология миролюбия и свободы от предубеждений, тогда как с другой, все чаще под толерантностью общество пытается оправдать девиации и навязать большинству позицию меньшинства. Меняются формы досуга, социальных связей, в обществе формируется индивидуализм и как следствие происходит усиления неравенства, социальные нормы отвергаются, религия утрачивает свою значимость. На смену духовным ценностям приходят гедонистические ценности, а индустриальное общество эволюционирует в общество массового потребления.
Обсуждается гипотеза: идёт ли процесс установления такого нового «гендерного порядка», при котором традиционно мужские роли («мужественные роли», «маскулинные роли») переходят в значительной мере от мужчин к женщинам, соответственно, весьма значительная часть мужчин перестаёт обладать (в той или иной мере) мужской идентичностью? Представления людей о своём поколении неизбежно преломляются через базовые ценности, распространённые в социуме и определяющие менталитет индивидов и общества, а вместе с этим - и реальное поведение людей. Эмпирической основой статьи являются материалы авторского социологического исследования, в рамках которого респондентам было предложено оценить, какие положительные и отрицательные (в большей или меньшей степени) черты-свойства присущи людям их поколения. Были также предложены вопросы, касающиеся проблемы патриотизма и готовности респондентов отстаивать интересы своего государства. Социологические картины «женского мира» и «мужского мира» в представлениях массы респондентов о положительных и отрицательных чертах своего поколения заметно различаются. Однако, общая направленность ответов - по сути, гражданственно-патриотических моральных установок - является однотипной, непротиворечивой у мужской и женской групп респондентов.
В статье рассматриваются методы и приемы манипуляции сознанием аудитории в медиатекстах на примере Телеграм-каналов. Было определено, что на сегодняшний день методы и приемы манипуляции значительно усовершенствовались, и к созданию медиатекстов привлекаются специалисты высокого уровня подготовки, причем не только представители медиа, но и психологи, социологи, PR-специалисты и маркетологи. В работе проанализировано около двух тысяч медиатекстов, на основе полученных данных описаны приемы манипуляции, которые используются в медиатекстах. Данный перечень является открытым и может дополняться другими.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru