Данная статья посвящена сопоставительному анализу репрезентации образа учителя иностранного языка в дискурсе трудоустройства в двух лингвокультурах. Актуальность темы исследования обусловлена трансформациями в образовательной сфере, тенденцией к повышению значимости и престижа профессии учителя в Российском обществе, а также необходимостью грамотного обучения навыкам межкультурного общения в современном мире.
Целью данной статьи является выявление содержательных составляющих образа учителя и особенностей их репрезентации в текстах вакансий.
Материалом исследования послужили русскоязычные и немецкоязычные объявления о вакансиях для учителей иностранных языков в количестве 300 текстов.
Методологическая основа исследования - когнитивно-дискурсивная парадигма.
В соответствии с поставленной целью в работе применялся метод сопоставительного анализа. Авторы считают, что в русскоязычной лингвокультуре можно выделить образ учителя общеобразовательной школы и педагога или репетитора в частных школах.
Следовательно, и содержательные составляющие образа, к которым можно отнести профессиональные компетенции, личностные качества, условия работы будут различаться. Учитель частной школы представлен как творческий, мотивированный преподаватель, которому предоставляются как методическая поддержка, так и различные цифровые инструменты. Учитель общеобразовательной школы - это человек, выполняющий не только педагогические задачи, но и организационно-управленческую работу. Сопоставительный анализ показал, что в немецкоязычном дискурсе трудоустройства учитель - это, прежде всего, «командный игрок».
Главным отличием образа учителя, репрезентированного в немецкоязычных вакансиях, является так называемая «гендерная нейтральность».
В русскоязычном дискурсе трудоустройства отмечена тенденция перехода преподавания иностранного языка в онлайн-формат.
В прагмалингвистическом аспекте в обеих лингвокультурах выявляются возрастные ограничения через неформальное обращение к потенциальному работнику, при этом в немецкоязычных вакансиях эмоционально-оценочная лексика эксплицирует заинтересованность работодателя.
Идентификаторы и классификаторы
Интерес к концепциям нарративности когнитивно-речевой деятельности, возникший в начале ХХ века и получивший развитие только в семидесятых годах прошлого столетия, вырос из идей в рамках теории возникновения представлений о модулирующей человеческую природу сущности «иллюстраций».
Список литературы
1. Kreisworth M. Trusting the Tale: The Narrativist Turn in the Human Science. New Literary History. 1992; 3 (23):629-657. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/Trusting-the-Tale%3A-The-Narrativist-Turn-in-the-Kreiswirth-White/88a97aff3d53aef9b329eb8e74e54c8c48d87c1f. Accessed December 12, 2023.
2. MacIntyre A. After Virtue. London, Duckworth; 1981. Available at: https://epistemh.pbworks.com/f/4.+Macintyre.pdf. Accessed December 20, 2023.
3. Barthes R.Introduction to the Structural Analysis of Narratives. R. Barthes. Image, Music, Text: Essays Selected and Translated by Stephen Heath. L.: Fontana Press. 1977: 79-124. Available at: https://libgen.li/ads45bf6601d4f2ccee76a72d51f6038ef0E31FX7G2. Accessed January 17, 2024.
4. Jackson R. Constructing Enemies: Islamic Terrorism in Political and Academic Discourse, Government and Opposition. 2007; 42(3):394-426. Available at: https://www.cambridge.org/core/journals/government-and-opposition/article/abs/constructing-enemies-islamic-terrorism-in-political-and-academic-discourse/03F66A226F5162FCAB08CF6DAB53664E. Accessed January 18, 2024.
5. Halverson J, Corman S, Goodall HL. Master Narratives of Islamist Extremism Рublicftion: Palgrave Macmillan; 2015. Available at: http://masternarratives.comops.org/ about.html. Accessed January 18, 2024.
6. Al Raffie D. Whose Hearts and Minds? Narratives and Counter-Narratives of Salafi Jihadism. Journal of Terrorism Research. 2012; 3(2): 13-31. Available at: https://storage.googleapis.com/jnl-up-j-cvsajir-files/journals/1/articles/304/submission/proof/304-1-936-1-10-20120922.pdf. Accessed January 20, 2024.
7. Barthwal-Datta M, Krystalli R, Shepherd L. Narrative in politics and the politics of narrative. In book: The Routledge companion to narrative theory. Routledge Taylor & Francis Group. 2022: 465-478. Available at: https://www.researchgate.net/publication/360876227_Narrative_in_politics_and_the_politics_of_narrative. Accessed January 20, 2024.
8. Fisher WR. The Narrative Paradigm: An elaboration.Communication Monographs. 1985; 52(4):347-367. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/The-narrative-paradigm%3A-An-elaboration-Fisher/bd9b579306af930e311176399e45f86da4f1b257. Accessed January 20, 2024.
9. Shenhav, SR. Political Narratives and Political Reality.International Political Science Review. 2006; 27 (3):245-262. DOI: 10.1177/0192512106064 EDN: JMQKHP
10. Patterson M, Kristen R. Monroe. Narrative in Political Science. Annual Review of Political Science. 1998(1):315-331. DOI: 10.1146/annurev-psych-122414-033617
11. Groth S. Political Narratives. Narrations of the Political. Narrative Culture. 2019; 1(6):1-18. DOI: 10.13110/narrcult.6.1.0001
12. Anastasova S. Political Narratosophy from Theory of Narration to Politics of Imagination. Published by Routledge; 2023. Available at: https://www.bokklubben.no/sosial-og-politisk-filosofi/political-narratosophy-senka-anastasova/produkt.do?produktId=106707445. Accessed January 21, 2024.
13. Рикёр П. Я - сам как другой. М.: Издательство гуманитарной литературы; 2008. Доступно по: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/fenomenologija/rikjor_pol_ja_sam_kak_drugoj/53-1-0-686.
14. Shenhav S. Political Narratives and Political Reality.International Political Science Review. Revue internationale de science politique, London, Sage Publications, Ltd. 2006; 3(27): 245-262. Available at: https://www.researchgate.net/signup.SignUp.html. Accessed January 27, 2024.
15. White H. The value of narrativity in the representation of reality. On narrative. Chicago: The University of Chicago Press; 1980:1-23. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Value-of-Narrativity-in-the-Representation-of-White/66fe2b14f5308f36bae9a2ef8444b712c391ab0c. Accessed January 28, 2024.
16. Bruner J. The Narrative Construction of Reality. Critical Inquiry. 1991; 18(1): 1-21 Available at: https://www.sas.upenn.edu/~cavitch/pdf-library/Bruner_Narrative.pdf. Accessed January 29, 2024.
17. Pince G. Narratology: The Form and Functioning of Narrative. Berlin; New York; Amsterdam: Mouton, 1982. Available at: https://www.scirp.org/reference/referencespapers?referenceid=1584923. Accessed January 29, 2024.
18. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М: Гнозис; 2004. Доступно по: https://indusbook.xyz/books/semiotika-politicheskogo-disku. Ссылка активна на 23.01.2024. EDN: QODCTF
19. Barthwal-Datta M, Krystalli R, Shepherd L. Narrative in politics and the politics of narrative. The Routledge companion to narrative theory. Abingdon, Oxon: Routledge Taylor & Francis Group, 2022: 465-478. Accessed January 24, 2024.
20. Lyotard J-F. Postmodern Condition. Manchester University Press, Manchester; 1984. Available at: https://www.scirp.org/reference/referencespapers?referenceid=2115867. Accessed January 23, 2024.
21. Akker van den R, Gibbons A, Vermeulen T. Metamodernism: Historicity, Affect and Depth after Postmodernism; New York: Rowman & Littlefield International; 2017. Available at: https://rowman.com/ISBN/9781783489619/Metamodernism-Historicity-Affect-and-Depth-after-Postmodernism. Accessed January 24, 2024.
22. Павлов А.В., Ерохина Ю.В. Образы современности в XXI веке: альтермодернизм. Философские науки. 2019; 2(62):7-25. DOI: 10.30727/0235-1188-2019-62-2-7-25 EDN: KMJMOQ
23. McLean KC, Syed M. Personal M. Master, and Alternative Narratives: An Integrative Framework for Understanding Identity Development. Human Development. Human Development. 2015: 318-349 Available at: https://cvirccessed January 26, 2024. DOI: 10.1159/00044581
24. Al Raffie D. Whose Hearts and Minds? Narratives and Counter-Narratives of Salafi Jihadism. Journal of Terrorism Research. 2012; 3(2):13-31. Available at: https://cvir.st-andrews.ac.uk/article/.Accessed January 27, 2024. DOI: 10.15664/jtr.304/
25. Эпштейн М.Н. Слово и молчание. Метафизика русской литературы. М.: Высшая школа; 2006. Доступно по: https://library.sakharov-center.ru/vse-fondy/488/view_bl/95374/slovo-i-molchanie-metafizika-russkoj-literatury.html?tab=getmybooksTab&is_show_data=1. Ссылка активна на 28.01.2024.
26. Карасик В.И. Нарративное измерение лингвокультурных ценностей. Язык и культура. 2019; 47: 59-75. http//doi.org.. DOI: 10.17223/19996195/47/4 EDN: CHVBYR
27. Ильин И.А. О русской идее. Среднерусский вестник общественных наук. 2007; 4:103-107. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/o-russkoy-idee. Ссылка активна на 02.02.2024. EDN: MSMUTX
28. Бердяев Н. Русская идея. Харьков-М.: “Фолио”, “АСТ”; 1999. Доступно по: https://nnov.hse.ru/data/2018/02/20/1165426589/Бердяев%20Николай.%20Русская%20идея%20-%20royallib.ru.pdf. Ссылка активна на 07.02.2024.
29. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Изд. группа “Прогресс”, 1992. Доступно по: https://imwerden.de/pdf/lotman_kultura_i_vzryv_1992__ocr.pdf. Ссылка активна на 10.02.2024.
30. Дейк Т. ван. Язык и идеология. Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. 2000; 2:50-63. Доступно по: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/40695/1/Выпуск%203.pdf. Ссылка активна на 10.02.2024.
31. Freeden M. The morphological analysis of ideology. Oxford handbook of political ideologies. Oxford: Oxford Univ. press, 2013: 115-137. Available at: https://philpapers.org/rec/FRETOH. Accessed February 12, 2024.
32. Freeden М, Freeden M. ‘What makes a political concept political?’, Qualitative Methods. 2005; 3(2): 1-27. Available at: https://www.academia.edu/103244666/What_Makes_A_Political_Concept_Political. Accessed February 13, 2024.
33. Bamberg M, Andrews M. Considering Counter-Narratives: Narrating, resisting, making sense. John Benjamins Publishing, 2004. Available at: https://books.google.co.ls/books?id=RgZZ_wRRtqYC&printsec=frontcover#v=onepage&q&f=false. Accessed February 13, 2024.
34. Bamberg M. Counter-Narratives of Crime and Punishment. Conflicting Narratives of Crime and Punishment. 2020: 23-41. Available at: https://researchoutreach.org/articles/master-counter-narratives-same-facts-different-stories/. Accessed February 14, 2024.
35. Жак Деррида. О грамматологии. М.: Ad Marginem; 2000. Доступно по: https://opentextnn.ru/old/man/index.html@id=3849. Ссылка активна на 13.02.2024.
36. Tuck H, Silverman T. The Counter-Narrative Handbook. London: Institute for Strategic Dialogue, 2016. Available at: https://www.isdglobal.org/isd-publications/the-counter-narrative-handbook/. Accessed February 17, 2024.
37. Houriya A, Hannah S. Hizb ut-Tahrir: ideology and strategy. London: The Centre for Social Cohesion, 2009. Available at: https://researchoutreach.org/articles/master-counter-narratives-same-facts-different-stories/. Accessed February 17, 2024.
38. Genette G. Narrative Discourse Revisited. Translated by Jane E. Lewin. Ithaca, NY. Cornell University Press; 1988. Available at: https://communication.unt.edu/narrative-discourse-revisited. Accessed February 22, 2024.
39. Шкловский В. Строение рассказа и романа. В кн.: “О теории прозы”. М.: Советский писатель. 1983: 56-69. Доступно по: https://monoskop.org/images/7/75/Shklovsky_Viktor_O_teorii_prozy_1929.pdf. Ссылка активна на 24.02.2024.
40. Eisenberg J, Finlayson M. Annotation Guideline No. 1: Cover Sheet for Narrative Boundaries Annotation Guide. Journal of Cultural Analytics. 2019; 50-80. DOI: 10.22148/16.051
41. Ryan M-L. Possible worlds, artificial intelligence, and narrative theory. Indiana University Press; 1991. Available at: https://dl.acm.org/doi/. Accessed February 25, 2024. DOI: 10.5555/531694
42. Seargeant P. The Art of Political Storytelling. Why Stories Win Votes in Post-truth Politics. London: Bloomsbury; 2020. DOI: 10.5040/9781350107427
43. Kiran V. Political Narrative Building: Why Building a Narrative is a Critical Political Campaign. Political Marketing; 2020. Available at: https://politicmarketer.com/politic-narrative-building/. Accessed February 26, 2024.
44. Kate C. McLean, Syed M. Personal, Master, and Alternative Narratives: An Integrative Framework for Understanding Identity Development in Context Human Development. 2015; 58 (6): 318-349. DOI: 10.1159/000445817
45. O’Loughlin B, Miskimmon A, Roselle L. Forging the World: Strategic Narratives and International Relations: University of Michigan Press, 2017. Available at: https://www.researchgate.net/publication/312969600_Forging_the_World_Strategic_Narratives_and_International_Relations. Accessed February 20, 2024.
46. Roselle L. Media and the Politics of Failure: Great Powers, Communication Strategies, and Military Failures. New York: Palgrave Macmillan; 2007. Available at: https://www.academia.edu/79249686/Media_and_the_politics_of_failure_great_powers_communication_strategies_and_military_defeats. Accessed February 22, 2024.
47. Карасик В.И. Фактоиды как лингвокультурное явление. Политическая лингвистика. 2017; 3 (63): 21-30. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/faktoidy-kak-lingvokulturnoe-yavlenie. Ссылка активна на 22.02.2024. EDN: ZDMBFX
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящем исследовании рассматриваются полимодальные вербальные, визуальные и аудиальные механизмы контаминации универсальных, глобальных и локальных, национальных ценностных ориентационных пространств в аспекте интерпретации доминантных аксиологических концептов регионального кинодискурса. В качестве наиболее репрезентативного поля смещения ценностных доминант можно рассматривать кинодискурс, объединяющий различные семиотические системы кодирования для наиболее эффективной реализации перлокутивного эффекта, преследующий основную цель трансформирования концептуально-валерного пространства реципиента. В рамках анализа ключевых способов глокализации аксиологем применялся комплекс методов герменевтико-интерпретационного подхода, включающий контекстуальный, лингвокультурологический, этимологический, лингвоаксиологический, дискурсивно-модальный методы. Полимодальный и поликодовый характер эмпирического материала диктует необходимость системного рассмотрения способов интенсификации традиционных духовных ценностей в их вербализации. Ключевым приемом контаминирования традиции и новации в модификации содержания аксиологических концептов служит конситуативная привязка к глобальным, универсальным, разделяемым другими этонациональными сообществами компонентам. Подобное ассоциирование происходит в условиях расширения позитивного и негативного пространств описываемого концепта депортация, значимого как для рассматриваемой карачаево-балкарской лингвокультуры, так и для многих народов СССР. Концепт представляет собой целый прецедентный мир, включающий отдельные концепты конкретизации ценностей и антиценностей в ситуативно-локальном переосмыслении. Ключевыми аксиологическими концептами в трансляции традиционных ценностей и антиценностей депортации признаются джашау («жизнь»), как глобальная аксиологема, с нивелировкой и отбрасыванием на периферию концепта ёлюм/аджал («смерть»); а также частные локально интерпретируемые концепты билим («знание»), сый/намыс («достоинство/честь»), кишилик («мужество»), азатлыкъ («свобода»). Обертоны универсального восприятия в генерализованном содержании данных концептов позволяют создать глокализованное пространство интерпретации, преломляющее общие ценности и смыслы в этнонациональном языковом сознании.
Статья посвящена изучению специфики функционирования речевой модели коммуникативного давления, основанного на риторическом приёме сарказм, в контексте американской лингвокультуры. В работе анализируется механизм, посредством которого осуществляется коммуникативное давление, особенности взаимосвязи компонентов его модели и их характер. Материалом исследования послужили продукты англоязычного устного межличностного дискурса, а именно, диалогические высказывания, заимствованные из американских кинофильмов. Функционирование давления обеспечивается трехкомпонентной моделью, состоящей из логоса, этоса и пафоса, а конфронтационный характер его воздействия обусловливается наличием конфликтогена в модели его реализации. Делается вывод о реализации сложного трехступенчатого механизма модели коммуникативного давления при манифестации сарказма в речи. В статье устанавливается первичный характер конфликтогенов логоса в саркастическом высказывании, источником порождения которых выступают различные формы абсурда. Анализ языкового материала позволяет выявить особенности реализации модели давления в американской лингвокультуре, приобретенные в процессе локализации глобальной тенденции агрессивной речевой интеракции. Способы объективации конфликтогенов логоса, обнаруженные в американской диалогической речи, включают в себя как тактики логического прагматического абсурда, так и лексико-стилистические приемы, порождающие процесс нарушения и искажения семантического плана и эксплицирующие семантический абсурд. Первая группа охватывает такие приемы, как нарушение смысловой связи между высказываниями, приравнивание части и целого, сокращения смыслового объема понятия, противопоставление эксплицитного и имплицитного знания. Вторая группа представлена абсурдной гиперболизацией, сравнением, метафорой, зевгмой. Абсурдизация речевого высказывания обусловливает появление конфликтогенов пафоса и этоса в статусе вторичных. В то же время деструктивный пафос выступает самостоятельным источником третичных конфликтогенов этоса как следствие нарушения этических стандартов межличностной коммуникации. Степень воздействия коммуникативного давления может интенсифицироваться при помощи различных прагмастилистических средств.
В статье на материале речевого акта клеветы рассматриваются вопросы глокализации правовой регламентации коммуникативного взаимодействия. Показывается, что страны при законодательном оформлении общественных отношений в указанной сфере исходят из интересов, диктуемых собственной политикой обеспечения информационной безопасности. На примере отдельных республик бывшего Советского Союза, имеющих исторически единые источники права, представлены доказательства отказа государств от унификации юридических норм в области регулирования публичной коммуникативной активности: речевой акт клеветы как противоправное и уголовно наказуемое деяние исключен из законодательства Эстонии, в Азербайджане, Латвии, Литве, Таджикистане не имеет статус тяжкого преступления, в отличие от Республики Беларусь и Российской Федерации. Однако такой подход не исключает появления проблем, прежде всего методологического характера. В качестве фактического примера проанализированы фрагменты белорусского законодательства, в которых обнаруживается терминологическая лакуна в понимании категорий чести, достоинства и деловой репутации как триады нематериальных субъектных прав, покушение на которые реализуется через речевой акт клеветы. Обоснована актуальность юрислингвистической интерпретации обозначенных в содержании понятий: чести как морально-нравственного и этического качества личности в оценке окружающих; интровертного феномена достоинства как социальной самооценки личности; деловой репутации как совокупности профессиональных и/или служебных качеств личности. На материале белорусского законодательства дана содержательная детализация признаков реализации речевого акта клеветы по параметрам 1) фактологичности, 2) объектного состава, 3) типа информации и 4) канала распространения информации.
В статье представлены результаты анализа коммуникативного портрета онлайн-педагога, проведенного в рамках изучения дискурса дистанционного образования. Авторами было проанализировано более 30 записей практических занятий по различным дисциплинам, связанным с изучением английского языка, которые проводились в дистанционном формате, в результате чего были выделены четыре типа цифровых коммуникативных портретов педагога: виртуальный коммуникативный портрет, невербальный коммуникативный портрет, эмотивно-когнитивный коммуникативный портрет и профессионально-компетентностый коммуникативный портрет, рассмотрены их основные характеристики и исследованы стратегии, лежащие в основе создания каждого из типов портретов. Настоящее исследование проводилось в русле изучения дискурса дистанционного образования как особой формы коммуникации между педагогом и учеником, протекающей удаленно, организованной с помощью информационных технологий, использование которых способно преобразовать эмоциональную, мыслительную и мотивационную составляющие человеческой личности, имеющей мультимодальную природу, которая дает возможность использовать различные способы доставки знаний, что делает образование более инклюзивным и доступным, и осуществляемой при непосредственной методологической и программной поддержке образовательного учреждения, в котором работает педагог и обучается ученик. Говоря о методологической поддержке образовательного учреждения, авторы учитывают тенденцию к глокализации программ академических курсов, направленную на создание значимых связей между глобальным контекстом и локальной культурой, делающих образование актуальным и значимым для учащихся. Проведенный анализ позволил не только сформировать целостное представление о цифровом коммуникативном портрете педагога, но и зафиксировать современные требования к преподавателю, работающему в эпоху цифровизации, глокализации и развития дистанционного обучения.
Рассматривается пралогическая коммуникация, противопоставляемая общению, построенному на основании логического осмысления реальности. В качестве материала исследования взяты архаичные заклинания, современные приметы и поэтические тексты. Используются методы интерпретативного и интенционального анализа. Показано, что пралогическая коммуникация базируется на установлении тождества между предметами или явлениями, между которыми в реальности нет причинно-следственных связей. Такое осмысление действительности (партиципация, по Л. Леви-Брюлю) характерно для магического мышления, которое исторически предшествует мышлению логическому, но сохраняется в наши дни в особых типах дискурса. В психологическом плане такое объяснение представляет собой неоправданное обобщение случайных явлений. В обиходной жизни такая алогичная картина мира имеет право на существование, поскольку позволяет найти какое-то объяснение необъяснимым связям вещей. В семиотическом плане это соответствует закономерному переходу иконических знаков в сигнальные. Предлагается выделить диагностическую, прогностическую и магическую связь явлений в обиходном общении. В художественном дискурсе пралогическая коммуникация как демонстрация всеобщей связи явлений и событий является условием для осмысления переживаемой реальности. Эта связь построена на множественных ассоциациях и интертекстуальных аллюзиях. Такая пралогическая взаимосвязь предметов и явлений может быть представлена как креативное, метафорическое и интертекстуальное умножение реальности. Намеренное использование пралогической коммуникации в научном, педагогическом, юридическом и политическом типах дискурса представляет собой манипулятивное воздействие на адресатов, в то время как в обиходном, рекламном, развлекательном и художественном общении элементы пралогической коммуникации обусловлены стремлением выйти за рамки рутинного бытия.
Статья посвящена исследованию актуального состояния юрислингвистики как отрасли языкознания в Республике Беларусь, которое характеризуется полипарадигмальностью и формированием собственной методологической системы. Цель научной работы - определить специфику проблемного поля юрислингвистики в Беларуси и очертить круг перспективных направлений, которые требуют фундаментальной разработки. Материалом для исследования послужили научные труды западных и российских учёных, оказавших наибольшее влияние на формирование проблемного поля юрислингвистики в Республике Беларусь. Методология проведенного исследования включала общенаучные методы обобщения и систематизации, а также описательно-аналитический и сопоставительный методы. Специфика проблемного поля научных разработок проявилась во всех развивающихся в Республике Беларусь направлениях юрислингвистики. К примеру, в рамках лингвистического контроллинга текст правового акта оценивается на соответствие нормам и русского, и белорусского литературных языков. Судебная риторика определяет требования, предъявляемые к кругу субъектов публичных речей в соответствии с процессуальным законодательством Республики Беларусь. В русле юридического терминоведения исследуются уникальные единицы терминосистемы белорусского права. В рамках лингвистической экспертологии разрабатывается инструментарий, позволяющий осуществлять на должном уровне корреляцию признаков речевого правонарушения, состав которого отражен в белорусском законодательстве, с соответствующими лингвистическими маркёрами. Проведенное исследование показывает, что на формирование проблемного поля отечественной юрислингвистики значительное влияние оказали разработки западных и российских учёных, однако некоторые направления интегративной отрасли по-прежнему не нашли должного развития. Перспективными направлениями развития юрислингвистики в Республике Беларусь являются установление авторства текста, борьба с плагиатом, исследование товарных знаков (знаков обслуживания) и рекламных слоганов на предмет совпадения обозначений.
В данной статье на примере тенденции к экологичности рассматривается специфика глокализации современных трендов рекламного продвижения. Авторы исходят из гипотезы, что актуальные социальные тренды, эксплуатируемые рекламным дискурсом, должны подвергаться национальной кастомизации. Глокализация рассматривается как единственный способ, который обеспечивает результативность глобальных маркетинговых процессов. По мнению авторов, универсальные тренды в разных национально-лингвокультурных сообществах будут различаться: динамика глобализации постоянно переинтерпретируется на местном уровне, приводя к взаимопроникновению глобального и локального. Таким образом, в рекламном дискурсе глокализация становится коммуникационной стратегией, усиливающей привлекательность продвигаемого товара или услуги. Изучение коммуникационных стратегий, используемых в рамках адаптационной деятельности на зарубежном рынке, - один из ключевых аспектов данной проблематики, не менее важным является рассмотрение процесса глокализации глобальных маркетинговых трендов - с учетом ценностной идентичности того или иного социума. Актуальные мировые тенденции на местном уровне подвергаются когнитивной глокализации, которая объективируется в языке. В случае с выбранным для анализа материалом (реклама экокосметики) глокализация осуществляется на всех уровнях рекламного текста (нейминг, собственно рекламное сообщение, информация на упаковке и т. п.) посредством определенных языковых инструментов. Так, среди наиболее частотных авторы отмечают использование топонимов, апелляцию к прецедентным феноменам, стилизацию под народно-поэтическую речь и некоторые другие, более частные. Материалом для исследования послужили названия и логотипы российских брендов натуральной косметики (более 500 единиц), а также более 130 рекламных и PR-текстов, позиционирующих и продвигающих продукцию российских косметических экобрендов. При проведении исследования использовался следующий комплекс методов: описательно-аналитический, функционально-прагматический, семиотический, комплексный интертекстуальный анализ, а также методы систематизации и классификации.
В работе осуществляется анализ некоторых инновационных явлений в русском языке нашего времени как проявления глокализации в медиадискурсе интернета. В центре непосредственного исследовательского интереса находится феномен лингвокультурного освоения заимствований, который заключается в лексической, словообразовательной, грамматической и лингвопрагматической трансформации иноязычных по происхождению корневых или аффиксальных элементов в соответствии с исконно русскими моделями языковой реализации лексем, словоформ и прагмем, что отражает национально обусловленные принципы языковой концептуализации мира. Цель исследования - охарактеризовать собственно языковые, коммуникативно-прагматические и когнитивно-дискурсивные особенности процесса лингвокультурного освоения заимствований в отечественном сетевом медиадискурсе. Используется исследовательская процедура, основанная на принципах когнитивно-дискурсивного подхода, методах интегративного анализа интернет-коммуникации, а также идеях прагмалингвистического описания эмоционально-оценочной сферы языковых знаков. Анализируются языковые данные газетного корпуса в Национальном корпусе русского языка. Описаны признаки аккультурации заимствований на лексико-семантическом, словообразовательном и грамматическом уровнях языка. Особое внимание уделяется маркерам коммуникативно-прагматической культурной русификации иноязычных элементов, которая заключается в том, что слова с иноязычным компонентом на определенном этапе их функционирования расширяют возможные сферы использования, выходя за пределы изначально специализированной области употребления, связанной с реалиями компьютерных технологий, интернет-коммуникации и социальных сетей. На основе анализа таких лексем, как флуд / флудить, френд / френдить, бан / банить (забанить), спам / спамить (заспамить), тролль / тролить (затроллить), делается вывод, что рассмотренные в работе рефлексы языкового расширения новообразований с заимствованным компонентом способствуют увеличению выразительного и лингвокреативного потенциала русского языка.
Изучение лингвистических явлений, происходящих в тексте, основанном на механизме переключения и смешения языкового кода и функционирующем в медиапространстве, представляет собой актуальный вопрос, поскольку отражает на языковом уровне глобальные процессы развития многополярного мира.
В частности, результатом данного процесса является появление постстандарта в современных языках и формирование транлингвальных идиомов в зонах языкового контакта.
Цель статьи заключается в том, чтобы определить глокальный пространственный континуум испанглийского языка на лексико-семантическом и грамматическом уровне.
Материал исследования представляет собой корпус из 1073 твитов, подвергнутых морфолого-синтаксическому и лексико-семантическому анализу.
Полученные данные прошли статистическую обработку и картирование.
Результатом исследования стало выявление 4 модусных категорий, которые выражают значения, соответствующие глокальному пространству.
Выявлены способы передачи указанных значений на лексико-семантическом и грамматическом уровне в испанглийском языке.
Так, установлено, что в данном транслингвальном идиоме сложилась полноценная система единиц и уровней, которая эффективно передает значения рассматриваемых модусных категорий. Кроме того, картирование данных позволяет сделать вывод о том, что испанглийский эффективно выполняет задачи коммуникации как в пределах одной локали, так и между разными локалями.
Наконец, исследование позволило не только эмпирически доказать справедливость одной из гипотез относительно свойства бесконечности глокального пространства, в том числе в его лингвистическом представлении, но и показать, что современные модели языкового контакта соответствуют не географическим характеристикам, а логистике коммуникационных потоков между различными глокализованными локалями, определяемыми геостратегическими интересами.
Статья посвящена исследованию влияний нарративного поворота в гуманитарном знании на становление и развитие теории повествования применительно к различным типам дискурса. В фокусе описания находятся аналитико-теоретические исследования политического нарратива, описание состояния его изученности, систематизация концепций, лежащих в основе его трактовок, выявление специфики современных направлений развития политической наррации. Авторам удалось продемонстрировать потенциал нарративной парадигмы для описания природы ментальности и человеческой деятельности сквозь призму повествования в социокультурном контексте. Установлены критерии, позволяющие дефинировать политический нарратив с позиции различных трактовок. Систематизирована теория метанарратива и охарактеризованы этапы ее трансформации в зеркале концепций постмодернизма и метамодерна. Приведены пять сущностных характеристик метанарратива - полезность, повсеместное распространение, невидимость, обязательность, жесткость. Репрезентирована ценностная составляющая метанарративов в аспекте русской культуры и культуры зарубежья на примере базовых концептов. Приведена и описана структура идеологий и семья идеологий как концептуальные кластерные образования. Рассмотрены теории контрнарратива и выдвинуты авторские критериальные признаки дифференциации альтернативного нарратива и контрнарратива. Продемонстрирована общая структура нарратива с учетом нарративных уровней и нарративных актов. Описана структура политического нарратива и выявлены условия для успешной реализации политического повествования, в том числе перечислены ключевые элементы политического нарратива: главный герой (персонаж), сюжет, сеттинг, конфликт, разрешение. Проанализированы наиболее эффективные инструменты актуальной манипулятивной стратегии политического сторителлинга - тактика спиннинга или «раскручивания» позитивных аспектов сообщения и техники применения спина - черри пикинг, газлайтинг, неотрицание отрицания и другие. Предъявлены основания для различения фейков и фактоидов. Предложены классификационные параметры для нарративного анализа политического дискурса.
Феномен речевой агрессии в политической медиажурналистике привлекает внимание исследователей, изучающих различные конфронтационные речевые стратегии и тактики, в их числе и речеповеденческая стратегия дискредитации, реализуемая в первую очередь тактикой обвинения.
В статье приводятся результаты комплексного анализа тактики обвинения, объективирующей речеповеденческую стратегию дискредитации администрации Д. Байдена в ток-шоу Tucker Carlson Tonight. Выявляются речевые ходы, приемы и языковые средства реализации тактики обвинения.
Цель статьи состоит в исследовании тактики обвинения, реализующей речеповеденческую стратегию дискредитации администрации Д. Байдена в ток-шоу Tucker Carlson Tonight. Источником материала исследования послужили скрипты 31 передачи Tucker Carlson Tonight. Эмпирическую базу исследования составили 205 дискредитиру ющих администрацию Д. Байдена контекстов посредством тактики обвинения.
Для анализа материала использованы методы логики и статистики, системно-функциональный метод, описание и интерпретация. Тактика обвинения реализуется посредством группы эксплицитных речевых ходов чаще, чем группы имплицитных речевых ходов, при этом каждая группа включает аргументированные и неаргументированные обвинения. Для указанных групп речевых ходов были выявлены общие и отличительные речевые приемы, морфологические, синтаксические, лексические и выразительные языковые средства.
Статистические данные анализа тактики обвинения, реализованной группами имплицитных, эксплицитных речевых ходов, можно представить в виде соотношения 1:1.5. Типичными для эксплицитных речевых ходов средствами выразительности являются фразеологизмы и лозунги (аргументированное и неаргументированное обвинение), для имплицитных речевых ходов: гипербола (аргументированное обвинение) и прием «несобственно-прямая речь» (неаргументированное обвинение).
Средства экспрессивного синтаксиса являются отличительным признаком имплицитного и эксплицитного неаргументированного обвинения.
В статье рассматривается применение конфликтогенных коммуникативных тактик и конситуативная детерминация их реализации в записях из социальных сетей Дагестана и Ставрополья.
На основе контекстуального и семантического анализа авторами выявляются конфликтогены как единицы языка вражды и пейоративы, в рамках дискурсивно-модусного анализа определены наиболее частотные и эффективные коммуникативные тактики и речевые приемы, реализующие стратегию негативного позиционирования социокультурных основ идентичности и провоцирующие этноконфессиональные конфликты.
Основными условиями формирования и распространения конфликтогенного сетевого дискурса являются деперсонализированность, оперативность подачи и распространения информации, открытость для информационных вбросов и высокая степень речевой экспрессии. Конфликтогенные топики в рассматриваемых регионах демонстрируют максимальную этноконфессиональную детерминацию.
В обоих регионах преобладает использование коммуникативных тактик размежевания и негативной презентации. Для формирования негативных оценок продуцентами применялись пейоративы, этнофолизмы и обсценная лексика.
Тактики призыва и конфликтной мобилизации использовались реже, механизмом их реализации в подавляющем большинстве случаев является намек.
Модификация ценностных установок в некоторых случаях обусловливает радикальную смену полюсов позитивизации-негативизации ядерных глобальных аксиологем в процессе дискурсивной территориальной и топикальной детерминации контента.
В ходе анализа эмпирического материала были выявлены высказывания, содержащие инвитивы в имплицитной и эксплицитной формах: призывы, лозунги, коммитативные конструкции и т. д. Социальные сети в современном медиапространстве становятся эффективным инструментом конфликтной мобилизации, представляя все более широкие возможности применения конфликтогенных коммуникативных тактик, продуцирования и распространения деструктивного контента.
Целью исследования является определение взаимосвязи понятий «этнос» и «язык» в периферийной зоне этнического самоопределения - там, где некоторая часть социума считает себя отдельной этнической группой, но это убеждение не подкрепляется её языковой отдельностью.
В качестве материала используются данные об этнической ситуации в ряде стран мира, полученные либо по данным соцопросов, либо на основе этнографических описаний соотношения языковой и этнической самоидентификации в разных странах.
В работе используются метод корреляционного анализа для установления соотношения между языковым и этническим самоопределением, метод социолингвистической интерпретации и метод социолингвистической реинтерпретации, используемый при социолингвистическом анализе вторичного, то есть уже описанного ранее наукой фактического материала.
Основой идентификационных процессов признаётся языковая идентификация этнической нации, на базе которой формируется этнографическое, этническое и этнополитическое национальное единство.
В результате исследования было выделено четыре ситуации, представляющие коррекцию этнической идентификации на базе языковой идентичности: ситуация этнического перехода, когда лицо, определяющее себя как принадлежащее к какой-либо нации «по крови», по своей языковой идентичности переходит в другую национальную группу; ситуация субэтнического перехода, когда этническая подгруппа обозначает себя как часть нации, использующая региолект или диалект данной нации; ситуация этнополитической идентичности, когда национальность определяется по политическому фактору - гражданству при сохранении языка этнической нации, живущей в другом, базовом государстве, и полиэтническую политическую идентификацию, являющуюся разновидностью этнополитической идентичности, когда в одну политическую нацию объединяются несколько этнических наций - носителей разных языков.
Такая трактовка соотношения «этнос - язык» позволяет откорректировать параметры социолингвистической и социальной стратификации общества.
Издательство
- Издательство
- СОГУ им. К. Л. Хетагурова
- Регион
- Россия, Владикавказ
- Почтовый адрес
- 362025, Республика Северная Осетия — Алания, город Владикавказ, ул. Ватутина, д.44-46
- Юр. адрес
- 362025, Республика Северная Осетия — Алания, город Владикавказ, ул. Ватутина, д.44-46
- ФИО
- Огоев Алан Урузмагович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nosu-team.ru
- Контактный телефон
- +7 (867) 2333373
- Сайт
- https://www.nosu.ru/