Статьи в выпуске: 18

Исследование готовности будущих педагогов к воспитательной работе в средней общеобразовательной школе (2025)
Авторы: Эфендиева Наиля Джавидовна

В статье представлены результаты исследования, проведенного со студентами Педагогического института ВлГУ, по определению готовности будущих педагогов к воспитательной работе с обучающимися средних общеобразовательных школ. В результате исследования обозначены проблемные зоны готовности к воспитательной работе, требующие особого внимания преподавателей вуза в процессе базовой профессиональной подготовки.

Сохранить в закладках
Гимназия первой четверти XIX века как центр образовательного пространства Владимирской губернии: организационно-управленческий аспект (2025)
Авторы: Левщанова Дарья Юрьевна

В статье представлены результаты исследования роли губернской гимназии как организационно-педагогического центра управления образовательными учреждениями Владимира и губернии в первой четверти XIX века. На примере деятельности Д. И. Дмитревского выявлены функции директора губернской гимназии в управлении гимназией, а также училищами губернии. В круг функциональных обязанностей директора входили как заботы о постановке учебного дела, так и решение экономических и хозяйственных задач; старшие учителя гимназии совместно с директором представляли управленческий центр гимназии и подведомственных ей учебных заведений.

Сохранить в закладках
Особенности формирования социокультурной компетенции будущего педагога в условиях использования IT-технологий (2025)
Авторы: Красавин Даниил Владимирович

В статье рассматриваются особенности и возможности формирования и развития социокультурной компетенции студента педагогического вуза в процессе использования информационно-коммуникативных технологий как одного из условий профессионального становления будущего педагога. Представлен ряд рекомендаций по самостоятельной работе студента в сети Интернет в условиях деятельностно-компетентностного подхода в обучении и определена необходимость параллельного развития критического мышления обучающихся как ключевого условия безопасности при поиске и обработке информации.

Сохранить в закладках
Эволюция оценочной деятельности: от словесной оценки к современным форматам в обучении (2025)
Авторы: ЗВЕРЕВА ЕЛЕНА ИГОРЕВНА

В поле зрения автора – проблема генезиса научных представлений об оценочной деятельности в обучении начиная с древних времен и до наших дней. Анализируется, как менялись подходы к оцениванию учащихся, какие принципы лежали в основе этих изменений, какие факторы влияли на формирование системы оценивания в разные эпохи. В качестве базовой тенденции происходивших изменений выделяется переход от словесной оценки к более структурированным и количественным ее форматам, включая балльную и рейтинговую системы. Особое внимание обращено на целесообразность совершенствования подходов к оценочной деятельности в условиях современного обучения, ориентированного на реализацию идеи субъектной позиции обучающихся в познании.

Сохранить в закладках
Педагогический потенциал учебного задания «Условный диалог-интервью» в достижении личностных результатов обучения на уроках Иностранного языка (2025)
Авторы: Власенко Тимоти Тимофей

Настоящая статья посвящена проблеме формирования личностных результатов на уроках английского языка в старших классах современной российской общеобразовательной школы. Рассматривается задание «Условный диалог-интервью», являющееся одним из заданий устной части ЕГЭ по английскому языку, в качестве способа эффективного формирования личностных результатов старшеклассников, в частности уважения и любви к своему родному краю. Предлагаются варианты заданий для трансформации учебного материала учебников «Английский в фокусе» (Spotlight) для старшей школы с включением краеведческих тем о культурных и исторических особенностях городов Владимирской области. Отмечается высокий педагогический потенциал диалогов-интервью условного характера, а также их ценность в отношении осознания старшеклассниками значимости и уникальности культурных и исторических особенностей родного края.

Сохранить в закладках
Практический аспект включения педагогических инноваций в подготовку будущих педагогов (2025)
Авторы: Монасевич Зоя Леонидовна, Чернявская Надежда Владимировна

Статья освещает опыт организации на базе ВлГУ сетевых образовательных проектов (в частности, Деятельностной олимпиады для младших школьников и подростков) и привлечения к их реализации на добровольной основе студентов, получающих педагогическое образование. Статья описывает методы и приемы работы профессорско-преподавательского состава для получения личностных результатов у студентов в их профессиональных пробах различных позиций на проекте.

Сохранить в закладках
Опыт организации проектной деятельности школьников в процессе изучения физики: решения и проблемы (2025)
Авторы: ДЕНИСОВА Ксения Николаевна

Статья посвящена описанию опыта организации индивидуального проекта в процессе изучения физики в современном школьном образовании. С позиций анализа принципов проектной деятельности отмечается ее значимость для развития самостоятельности, инициативности и самоорганизации обучающихся. Внимание автора сфокусировано также на выявлении ключевых проблем при реализации проектной деятельности и предложении возможных путей их решения.

Сохранить в закладках
Личностные диспозиции как предикторы виктимизации участников школьного буллинга (2025)
Авторы: Сухарев Иван Алексеевич

В статье представлено эмпирическое исследование личностных диспозиций как предикторов виктимизации подростков в ситуации школьного буллинга. Выдвинута гипотеза о том, что личностные черты подростков могут выступать в качестве детерминант виктимизации в буллинге. На основе результатов исследования (n = 276, подростки от 10 до 15 лет) с применением опросника Д. Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» и подросткового варианта многофакторного личностного опросника 14PF Кэттелла получена регрессионная модель, отражающая значимое влияние таких личностных проявлений, как осторожность, нормативность, неврастения, возбудимость, склонность к чувству вины и групповая зависимость на виктимизацию жертв буллинга (R2 = 0,801).

Сохранить в закладках
Структура психологических характеристик субъектности педагогов, включенных в коллективную инновационную деятельность (2025)
Авторы: Плаксина Ирина Васильевна

Статья раскрывает результаты исследования структуры психологических характеристик субъектности педагогов, включенных в реализацию регионального инновационного проекта (N = 40). В исследуемую структуру вошли способы реализации педагогической деятельности, соответствующие высоким стадиям субъектности «эксперт», «мастер» и «творец» в соответствии с экопсихологической моделью субъектности; характеристики образовательной среды: когерентность, доминантность, обобщенность, активность; параметры креативности; склонность к принятию сложных задач; настойчивость в достижении цели; мотивация к совершенствованию рутинных способов педагогической деятельности.

Сохранить в закладках
Программа формирования просоциального поведения подростков в условиях смешанной реальности (2025)
Авторы: Ланцова Светлана Вячеславовна, Шмелева Елена Александровна, Кисляков Павел Александрович

В статье представлена авторская программа формирования просоциального поведения подростков в онлайн- и офлайн-контекстах. Программа, основанная на психодидактических принципах, учитывающих психологические и индивидуальные особенности участников, состоит из пяти модулей: получение опыта просоциальных действий, развитие социальной компетентности, формирование эмоциональной грамотности, обучение ориентации на другого человека, решение моральных дилемм. Приведенные данные формирующего эксперимента с использованием технологии экспериментального обучения Д. Колба, которые обрабатывались с помощью описательных статистик, сравнительного анализа данных с применением критерия Манна – Уитни, качественного и количественного анализа, подтвердили продуктивность программы в отношении повышения показателей моральной идентичности, альтруистического и анонимного поведения участников.

Сохранить в закладках
Актуальность коррективно-подготовительного аспекта методики преподавания иностранного Языка профессора П. Б. Гурвича (2025)
Авторы: Тяпкина Татьяна Михайловна, Тимощук Игорь Алексеевич

Статья посвящена анализу авторского коррективно-подготовительного аспекта методики преподавания иностранного языка профессора П. Б. Гурвича и актуальности ее применения в современной школе. Авторы рассматривают методику в свете общих принципов освоения иностранного языка, а также выделяют отличительные особенности уникального авторского метода профессора П. Б. Гурвича.

Сохранить в закладках
Принцип системности при рассмотрении раздела «Лексикология» в практике преподавания русского языка для студентов СПО (2025)
Авторы: Рыкин Евгений Юрьевич

В статье рассматриваются особенности применения принципа системности при изучении раздела «Лексикология» в практике преподавания дисциплины «Русский язык» для студентов СПО. Представлена и аргументирована определенная последовательность изучения лексических категорий (полисемии, омонимии, синонимии и антонимии), предложены приемы по системному анализу данных категорий, а также по изучению фразеологизмов.

Сохранить в закладках
Изучение международных отношений накануне Второй мировой войны в школьном курсе истории: методические аспекты (2025)
Авторы: Лапшина Ирина Константиновна, Морозов Андрей Дмитриевич

В статье раскрываются особенности изучения международных отношений накануне Второй мировой войны в школьном курсе истории. Даётся ряд методических рекомендаций, направленных на формирование познавательного интереса у обучающихся, развитие критического и аналитического мышления, креативности при освоении тем межвоенного периода.

Сохранить в закладках
Системный подход в применении балльно-рейтингового метода оценивания в рамках вузовского обучения (2025)
Авторы: Дубровина Лариса Анатольевна

В статье поднимается вопрос о целесообразности системного похода при использовании балльно-рейтингового метода оценивания достижений студентов. На основе анализа зарубежного и российского опыта применения балльно-рейтингового метода предложена модель системы оценивания профессиональной подготовки студентов, включающая как учебные достижения, так и социальную активность.

Сохранить в закладках
Разработка инструментария для проведения итоговой и промежуточной аттестации студентов педагогического вуза в форме профессионального (демонстрационного) экзамена (2025)
Авторы: Бугайчук Татьяна Владимировна, Иванова Елена Олеговна, Лукьянова Антонина Владимировна

В статье рассматриваются теоретические и прикладные вопросы разработки комплекта оценочных материалов для профессионального (демонстрационного) (ПДЭ) экзамена в педагогическом вузе. Он предполагает комплексную оценку качества подготовки студентов в области психолого-педагогической, методической, предметной и коммуникативно-цифровой грамотности, которые являются показателями сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Раскрыты спецификация оценочных средств, кейс-задания и критерии оценивания результатов их выполнения в ходе ПДЭ.

Сохранить в закладках
Управление воспитательной работой в общеобразовательной школе (2025)
Авторы: ОРЛОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

В статье представлена сущностная характеристика процесса управления воспитательной работой в общеобразовательном учреждении, рассмотрены основные принципы управления, описаны основные задачи воспитательной работы в школе. Затронута тема активного участия управляющих образовательными учреждениями в реализации решений менеджмента.

Сохранить в закладках
Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования творческих способностей у учащихся (2025)
Авторы: ВОРОНИНА ВАЛЕРИЯ ЮРЬЕВНА

В статье описаны особенности развития современной системы образования с применением информационно-коммуникативных технологий. Рассмотрены возможности современных ресурсов в образовательном процессе и роль учителя в построении занятий. Затронута тема использования возможности информационных технологий для индивидуального подхода к обучению каждого ученика и развития у него личных творческих способностей.

Сохранить в закладках
Педагогический вектор научно-психологического творчества Ш. Ференци (2025)
Авторы: Завражин Сергей Александрович

В статье проблематизируется педагогический топос научно-психологического творчества одного из сподвижников З. Фрейда – Ш. Ференци. Раскрываются педагогические коннотации в трудах Ш. Ференци в контексте современной образовательной реальности. Показана эвристическая ценность идей Ференци для педагогической теории и практики.

Сохранить в закладках