В статье представлены результаты исследования роли губернской гимназии как организационно-педагогического центра управления образовательными учреждениями Владимира и губернии в первой четверти XIX века. На примере деятельности Д. И. Дмитревского выявлены функции директора губернской гимназии в управлении гимназией, а также училищами губернии. В круг функциональных обязанностей директора входили как заботы о постановке учебного дела, так и решение экономических и хозяйственных задач; старшие учителя гимназии совместно с директором представляли управленческий центр гимназии и подведомственных ей учебных заведений.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Учителя (в XIX веке множ. число «учители») гимназии напрямую привлекались к управленческой работе. По Уставу в гимназии было восемь учителей. Из них четверо были старшими – учители наук, или предметов (IX класс), трое младшими – учители языков (Х класс) и один (учитель рисования) младшим (XII класс).
Список литературы
1. Алешинцев И. А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX века). СПб. : Издание О. Богдановой, 1912. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/aleshintsev_istoriya-gimnazicheskogo-obrazovaniya_1912 (дата обращения: 15.09.2024).
2. Богуславский М. В. Современная образовательная политика как фактор актуализации историко-педагогического знания // Образовательные системы и среды: историко-педагогический дискурс в начале XXI века : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. - XXХV Сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Вологда : Волгогр. гос. акад. последиплом. образования, 2022. С. 10 - 17.
3. Богуславская Т. Н. Подходы к проектированию образовательного пространства и образовательной среды в отечественной педагогике начала XXI века // Образовательные системы и среды: историко-педагогический дискурс в начале XXI века : сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. Волгоград : Ред.-изд. центр ВГАПО, 2022. С. 48 - 54.
4. Губернский город Владимир в последней трети XVIII - первой половине XIX в. : очерки повседневной провинциальной жизни / И. И. Шулус [и др.]. Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. 192 с.
5. Дорошенко С. И. Культурологические характеристики диалога культур столицы и провинции в истории музыкального образования // Вестник кафедры ЮНЕСКО. Музыкальное искусство и образование. 2013. № 3 (3). С. 124 - 132.
6. Дорошенко С. И., Левщанова Д. Ю. Губернская гимназия XIX века как центр городского культурно-образовательного пространства // Глобальный научный потенциал. 2023. № 15 (153). Т. 1. С. 17 - 21.
7. Кошман Л. В. Город в общественно-культурной жизни [Электронный ресурс] // Очерки русской культуры ХIХ века. Т. 1. Общественно-культурная среда. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1998. С. 12 - 72. URL: https://archive.org/details/xix (дата обращения: 15.09.2024).
8. Кандаурова Т. Н. Гимназии // Там же. Т. 3. Культурный потенциал общества. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. С. 68 - 116. URL: https://archive.org/details/xix (дата обращения: 15.09.2024).
9. Косаткин В. В. Исторический очерк народного образования в городе Владимире и его области [Электронный ресурс] // Труды Владимирской Ученой Архивной Комиссии. Кн. 3. Владимир : Типо-Литография губерн. правления, 1901. С. 133 - 157. URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_6c9c3933-476f42bd-bd9158f6fee87ffc_117763 (дата обращения: 15.09.2024).
10. Страхов П. И. Исторический очерк Владимирской губернской гимназии. Вып. 1. Владимир-на-Клязьме, 1891. 224 с.
11. Страхов П. Н. История открытия Владимирского дворянского пансиона [Электронный ресурс] // Труды Владимирской Ученой Архивной Комиссии. Кн. 3. Владимир : Типо-Литография губерн. правления, 1901. С. 25 - 74. URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_6c9c3933-476f-42bdbd91-58f6fee87ffc_ 117763/ (дата обращения: 15.09.2024).
12. Приложение к сообщению о пансионе: проекты, акты, уставы, речи и пр. [Электронный ресурс] // Там же. С. 75 - 79. URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_6c9c3933-476f-42bd-bd9158f6fee87ffc_117763 (дата обращения: 15.09.2024).
13. Устав учебных заведений, подведомых университетам. 1804 г. [Электронный ресурс]. URL: https://museumreforms.ru/node/13661 (дата обращения: 15.09.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты исследования, проведенного со студентами Педагогического института ВлГУ, по определению готовности будущих педагогов к воспитательной работе с обучающимися средних общеобразовательных школ. В результате исследования обозначены проблемные зоны готовности к воспитательной работе, требующие особого внимания преподавателей вуза в процессе базовой профессиональной подготовки.
В статье рассматриваются особенности и возможности формирования и развития социокультурной компетенции студента педагогического вуза в процессе использования информационно-коммуникативных технологий как одного из условий профессионального становления будущего педагога. Представлен ряд рекомендаций по самостоятельной работе студента в сети Интернет в условиях деятельностно-компетентностного подхода в обучении и определена необходимость параллельного развития критического мышления обучающихся как ключевого условия безопасности при поиске и обработке информации.
В поле зрения автора – проблема генезиса научных представлений об оценочной деятельности в обучении начиная с древних времен и до наших дней. Анализируется, как менялись подходы к оцениванию учащихся, какие принципы лежали в основе этих изменений, какие факторы влияли на формирование системы оценивания в разные эпохи. В качестве базовой тенденции происходивших изменений выделяется переход от словесной оценки к более структурированным и количественным ее форматам, включая балльную и рейтинговую системы. Особое внимание обращено на целесообразность совершенствования подходов к оценочной деятельности в условиях современного обучения, ориентированного на реализацию идеи субъектной позиции обучающихся в познании.
Настоящая статья посвящена проблеме формирования личностных результатов на уроках английского языка в старших классах современной российской общеобразовательной школы. Рассматривается задание «Условный диалог-интервью», являющееся одним из заданий устной части ЕГЭ по английскому языку, в качестве способа эффективного формирования личностных результатов старшеклассников, в частности уважения и любви к своему родному краю. Предлагаются варианты заданий для трансформации учебного материала учебников «Английский в фокусе» (Spotlight) для старшей школы с включением краеведческих тем о культурных и исторических особенностях городов Владимирской области. Отмечается высокий педагогический потенциал диалогов-интервью условного характера, а также их ценность в отношении осознания старшеклассниками значимости и уникальности культурных и исторических особенностей родного края.
Статья освещает опыт организации на базе ВлГУ сетевых образовательных проектов (в частности, Деятельностной олимпиады для младших школьников и подростков) и привлечения к их реализации на добровольной основе студентов, получающих педагогическое образование. Статья описывает методы и приемы работы профессорско-преподавательского состава для получения личностных результатов у студентов в их профессиональных пробах различных позиций на проекте.
Статья посвящена описанию опыта организации индивидуального проекта в процессе изучения физики в современном школьном образовании. С позиций анализа принципов проектной деятельности отмечается ее значимость для развития самостоятельности, инициативности и самоорганизации обучающихся. Внимание автора сфокусировано также на выявлении ключевых проблем при реализации проектной деятельности и предложении возможных путей их решения.
В статье представлено эмпирическое исследование личностных диспозиций как предикторов виктимизации подростков в ситуации школьного буллинга. Выдвинута гипотеза о том, что личностные черты подростков могут выступать в качестве детерминант виктимизации в буллинге. На основе результатов исследования (n = 276, подростки от 10 до 15 лет) с применением опросника Д. Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» и подросткового варианта многофакторного личностного опросника 14PF Кэттелла получена регрессионная модель, отражающая значимое влияние таких личностных проявлений, как осторожность, нормативность, неврастения, возбудимость, склонность к чувству вины и групповая зависимость на виктимизацию жертв буллинга (R2 = 0,801).
Статья раскрывает результаты исследования структуры психологических характеристик субъектности педагогов, включенных в реализацию регионального инновационного проекта (N = 40). В исследуемую структуру вошли способы реализации педагогической деятельности, соответствующие высоким стадиям субъектности «эксперт», «мастер» и «творец» в соответствии с экопсихологической моделью субъектности; характеристики образовательной среды: когерентность, доминантность, обобщенность, активность; параметры креативности; склонность к принятию сложных задач; настойчивость в достижении цели; мотивация к совершенствованию рутинных способов педагогической деятельности.
В статье представлена авторская программа формирования просоциального поведения подростков в онлайн- и офлайн-контекстах. Программа, основанная на психодидактических принципах, учитывающих психологические и индивидуальные особенности участников, состоит из пяти модулей: получение опыта просоциальных действий, развитие социальной компетентности, формирование эмоциональной грамотности, обучение ориентации на другого человека, решение моральных дилемм. Приведенные данные формирующего эксперимента с использованием технологии экспериментального обучения Д. Колба, которые обрабатывались с помощью описательных статистик, сравнительного анализа данных с применением критерия Манна – Уитни, качественного и количественного анализа, подтвердили продуктивность программы в отношении повышения показателей моральной идентичности, альтруистического и анонимного поведения участников.
Статья посвящена анализу авторского коррективно-подготовительного аспекта методики преподавания иностранного языка профессора П. Б. Гурвича и актуальности ее применения в современной школе. Авторы рассматривают методику в свете общих принципов освоения иностранного языка, а также выделяют отличительные особенности уникального авторского метода профессора П. Б. Гурвича.
В статье рассматриваются особенности применения принципа системности при изучении раздела «Лексикология» в практике преподавания дисциплины «Русский язык» для студентов СПО. Представлена и аргументирована определенная последовательность изучения лексических категорий (полисемии, омонимии, синонимии и антонимии), предложены приемы по системному анализу данных категорий, а также по изучению фразеологизмов.
В статье раскрываются особенности изучения международных отношений накануне Второй мировой войны в школьном курсе истории. Даётся ряд методических рекомендаций, направленных на формирование познавательного интереса у обучающихся, развитие критического и аналитического мышления, креативности при освоении тем межвоенного периода.
В статье поднимается вопрос о целесообразности системного похода при использовании балльно-рейтингового метода оценивания достижений студентов. На основе анализа зарубежного и российского опыта применения балльно-рейтингового метода предложена модель системы оценивания профессиональной подготовки студентов, включающая как учебные достижения, так и социальную активность.
В статье рассматриваются теоретические и прикладные вопросы разработки комплекта оценочных материалов для профессионального (демонстрационного) (ПДЭ) экзамена в педагогическом вузе. Он предполагает комплексную оценку качества подготовки студентов в области психолого-педагогической, методической, предметной и коммуникативно-цифровой грамотности, которые являются показателями сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Раскрыты спецификация оценочных средств, кейс-задания и критерии оценивания результатов их выполнения в ходе ПДЭ.
В статье представлена сущностная характеристика процесса управления воспитательной работой в общеобразовательном учреждении, рассмотрены основные принципы управления, описаны основные задачи воспитательной работы в школе. Затронута тема активного участия управляющих образовательными учреждениями в реализации решений менеджмента.
В статье описаны особенности развития современной системы образования с применением информационно-коммуникативных технологий. Рассмотрены возможности современных ресурсов в образовательном процессе и роль учителя в построении занятий. Затронута тема использования возможности информационных технологий для индивидуального подхода к обучению каждого ученика и развития у него личных творческих способностей.
В статье проблематизируется педагогический топос научно-психологического творчества одного из сподвижников З. Фрейда – Ш. Ференци. Раскрываются педагогические коннотации в трудах Ш. Ференци в контексте современной образовательной реальности. Показана эвристическая ценность идей Ференци для педагогической теории и практики.
Издательство
- Издательство
- ВлГУ
- Регион
- Россия, Владимир
- Почтовый адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- Юр. адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- ФИО
- Саралидзе Анзор Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@vlsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (492) 2532575
- Сайт
- https://ui.vlsu.ru