В поле зрения автора – проблема генезиса научных представлений об оценочной деятельности в обучении начиная с древних времен и до наших дней. Анализируется, как менялись подходы к оцениванию учащихся, какие принципы лежали в основе этих изменений, какие факторы влияли на формирование системы оценивания в разные эпохи. В качестве базовой тенденции происходивших изменений выделяется переход от словесной оценки к более структурированным и количественным ее форматам, включая балльную и рейтинговую системы. Особое внимание обращено на целесообразность совершенствования подходов к оценочной деятельности в условиях современного обучения, ориентированного на реализацию идеи субъектной позиции обучающихся в познании.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Пример системы обучения этого времени – система гувернерского образования, разработанная Джоном Локком и позже продолженная Ж.-Ж. Руссо. Данная система была частично ответом философов на существующие в школах трудности, например, проблематику учета индивидуальных особенностей учащихся, их способностей и предрасположенностей.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М. : Педагогика, 1980. 160 с.
2. Артамонова Е. В. Процесс отечественного оценивания образовательных результатов: с чего все начиналось // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2. С. 112 - 114.
3. Вендровская Р. Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты. М. : Просвещение, 1993. 240 с.
4. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Сиднева А. Н. Оценивание достижений школьников в традиционной и развивающей системах обучения: психолого-педагогический анализ // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 45 - 60.
5. Казакова И. А. Система оценивания знаний в историческом аспекте // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 153 - 157.
6. Калашникова Н. Г. Теоретические основания системы развития оценочной компетентности учителя // THEORIA. 2022. № 1. С. 10 - 25.
7. Коменский Я., Локк Д., Руссо Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / сост. : В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М. : Педагогика, 1987. 416 с.
8. Куранова Т. Д., Скорикова И. Б. Современные подходы к оценке достижений младших школьников // Наука и образование сегодня. 2021. № 9 (68). С. 12 - 18.
9. Латышина Д. И. История педагогики и образования. М. : Гардарики, 2008. 527 с.
10. Модернизация общего образования: Оценка образовательных результатов : кн. для учителя / под ред.: В. В Лаптева, А. П Тряпицыной. СПб. : СОЮЗ, 2002. 112 с.
11. Пыльнев Ю. В., Васильев В. В. Русская школьная отметка: история и современность. Воронеж : [б. и.], 2016. 73 с.
12. Разливинских И. Н., Стерхова Н. С., Оленькова Н. В., Осипова Я. У. Исторический анализ проблемы контроля и оценивания результатов учебной деятельности младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2023. № 4 (60). С. 25 - 35.
13. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917, 1918, 1919, 1920 гг. М. : [б. и.], 1942. 531 с.
14. Шадриков В. Д., Шадрикова И. А Педагогическое оценивание : учеб. пособие. М. : Университетская книга : РИД РосНОУ, 2018. 156 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты исследования, проведенного со студентами Педагогического института ВлГУ, по определению готовности будущих педагогов к воспитательной работе с обучающимися средних общеобразовательных школ. В результате исследования обозначены проблемные зоны готовности к воспитательной работе, требующие особого внимания преподавателей вуза в процессе базовой профессиональной подготовки.
В статье представлены результаты исследования роли губернской гимназии как организационно-педагогического центра управления образовательными учреждениями Владимира и губернии в первой четверти XIX века. На примере деятельности Д. И. Дмитревского выявлены функции директора губернской гимназии в управлении гимназией, а также училищами губернии. В круг функциональных обязанностей директора входили как заботы о постановке учебного дела, так и решение экономических и хозяйственных задач; старшие учителя гимназии совместно с директором представляли управленческий центр гимназии и подведомственных ей учебных заведений.
В статье рассматриваются особенности и возможности формирования и развития социокультурной компетенции студента педагогического вуза в процессе использования информационно-коммуникативных технологий как одного из условий профессионального становления будущего педагога. Представлен ряд рекомендаций по самостоятельной работе студента в сети Интернет в условиях деятельностно-компетентностного подхода в обучении и определена необходимость параллельного развития критического мышления обучающихся как ключевого условия безопасности при поиске и обработке информации.
Настоящая статья посвящена проблеме формирования личностных результатов на уроках английского языка в старших классах современной российской общеобразовательной школы. Рассматривается задание «Условный диалог-интервью», являющееся одним из заданий устной части ЕГЭ по английскому языку, в качестве способа эффективного формирования личностных результатов старшеклассников, в частности уважения и любви к своему родному краю. Предлагаются варианты заданий для трансформации учебного материала учебников «Английский в фокусе» (Spotlight) для старшей школы с включением краеведческих тем о культурных и исторических особенностях городов Владимирской области. Отмечается высокий педагогический потенциал диалогов-интервью условного характера, а также их ценность в отношении осознания старшеклассниками значимости и уникальности культурных и исторических особенностей родного края.
Статья освещает опыт организации на базе ВлГУ сетевых образовательных проектов (в частности, Деятельностной олимпиады для младших школьников и подростков) и привлечения к их реализации на добровольной основе студентов, получающих педагогическое образование. Статья описывает методы и приемы работы профессорско-преподавательского состава для получения личностных результатов у студентов в их профессиональных пробах различных позиций на проекте.
Статья посвящена описанию опыта организации индивидуального проекта в процессе изучения физики в современном школьном образовании. С позиций анализа принципов проектной деятельности отмечается ее значимость для развития самостоятельности, инициативности и самоорганизации обучающихся. Внимание автора сфокусировано также на выявлении ключевых проблем при реализации проектной деятельности и предложении возможных путей их решения.
В статье представлено эмпирическое исследование личностных диспозиций как предикторов виктимизации подростков в ситуации школьного буллинга. Выдвинута гипотеза о том, что личностные черты подростков могут выступать в качестве детерминант виктимизации в буллинге. На основе результатов исследования (n = 276, подростки от 10 до 15 лет) с применением опросника Д. Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» и подросткового варианта многофакторного личностного опросника 14PF Кэттелла получена регрессионная модель, отражающая значимое влияние таких личностных проявлений, как осторожность, нормативность, неврастения, возбудимость, склонность к чувству вины и групповая зависимость на виктимизацию жертв буллинга (R2 = 0,801).
Статья раскрывает результаты исследования структуры психологических характеристик субъектности педагогов, включенных в реализацию регионального инновационного проекта (N = 40). В исследуемую структуру вошли способы реализации педагогической деятельности, соответствующие высоким стадиям субъектности «эксперт», «мастер» и «творец» в соответствии с экопсихологической моделью субъектности; характеристики образовательной среды: когерентность, доминантность, обобщенность, активность; параметры креативности; склонность к принятию сложных задач; настойчивость в достижении цели; мотивация к совершенствованию рутинных способов педагогической деятельности.
В статье представлена авторская программа формирования просоциального поведения подростков в онлайн- и офлайн-контекстах. Программа, основанная на психодидактических принципах, учитывающих психологические и индивидуальные особенности участников, состоит из пяти модулей: получение опыта просоциальных действий, развитие социальной компетентности, формирование эмоциональной грамотности, обучение ориентации на другого человека, решение моральных дилемм. Приведенные данные формирующего эксперимента с использованием технологии экспериментального обучения Д. Колба, которые обрабатывались с помощью описательных статистик, сравнительного анализа данных с применением критерия Манна – Уитни, качественного и количественного анализа, подтвердили продуктивность программы в отношении повышения показателей моральной идентичности, альтруистического и анонимного поведения участников.
Статья посвящена анализу авторского коррективно-подготовительного аспекта методики преподавания иностранного языка профессора П. Б. Гурвича и актуальности ее применения в современной школе. Авторы рассматривают методику в свете общих принципов освоения иностранного языка, а также выделяют отличительные особенности уникального авторского метода профессора П. Б. Гурвича.
В статье рассматриваются особенности применения принципа системности при изучении раздела «Лексикология» в практике преподавания дисциплины «Русский язык» для студентов СПО. Представлена и аргументирована определенная последовательность изучения лексических категорий (полисемии, омонимии, синонимии и антонимии), предложены приемы по системному анализу данных категорий, а также по изучению фразеологизмов.
В статье раскрываются особенности изучения международных отношений накануне Второй мировой войны в школьном курсе истории. Даётся ряд методических рекомендаций, направленных на формирование познавательного интереса у обучающихся, развитие критического и аналитического мышления, креативности при освоении тем межвоенного периода.
В статье поднимается вопрос о целесообразности системного похода при использовании балльно-рейтингового метода оценивания достижений студентов. На основе анализа зарубежного и российского опыта применения балльно-рейтингового метода предложена модель системы оценивания профессиональной подготовки студентов, включающая как учебные достижения, так и социальную активность.
В статье рассматриваются теоретические и прикладные вопросы разработки комплекта оценочных материалов для профессионального (демонстрационного) (ПДЭ) экзамена в педагогическом вузе. Он предполагает комплексную оценку качества подготовки студентов в области психолого-педагогической, методической, предметной и коммуникативно-цифровой грамотности, которые являются показателями сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Раскрыты спецификация оценочных средств, кейс-задания и критерии оценивания результатов их выполнения в ходе ПДЭ.
В статье представлена сущностная характеристика процесса управления воспитательной работой в общеобразовательном учреждении, рассмотрены основные принципы управления, описаны основные задачи воспитательной работы в школе. Затронута тема активного участия управляющих образовательными учреждениями в реализации решений менеджмента.
В статье описаны особенности развития современной системы образования с применением информационно-коммуникативных технологий. Рассмотрены возможности современных ресурсов в образовательном процессе и роль учителя в построении занятий. Затронута тема использования возможности информационных технологий для индивидуального подхода к обучению каждого ученика и развития у него личных творческих способностей.
В статье проблематизируется педагогический топос научно-психологического творчества одного из сподвижников З. Фрейда – Ш. Ференци. Раскрываются педагогические коннотации в трудах Ш. Ференци в контексте современной образовательной реальности. Показана эвристическая ценность идей Ференци для педагогической теории и практики.
Издательство
- Издательство
- ВлГУ
- Регион
- Россия, Владимир
- Почтовый адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- Юр. адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- ФИО
- Саралидзе Анзор Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@vlsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (492) 2532575
- Сайт
- https://ui.vlsu.ru