В статье анализируются особенности формирования профессиональной Я-концепци студентов в период обучения, описываются такие факторы формирования профессиональной Я-концепции, как личностные особенности, мотивационные и ценностные ориентации, особенности гуманитарной среды вуза.
Идентификаторы и классификаторы
Профессиональная Я-концепция — это самосознание своей готовности к профессиональной деятельности, владение необходимыми качествами для успешного выполнения профессиональной деятельности. Самосознание того, чем уже владеешь, насколько ты уже освоил профессию и что предстоит освоить, чем овладеть, что развить и сформировать. В отечественной психологии самосознание определяется через понятия: момент, форма сознания; одна из составляющих субъективной реальности человека; собственный опыт себя; интегративное свойство личности; феноменологически превращенная форма действительных отношений личности. Самосознание, будучи существенным моментом сознания в целом и его выражением в актуальный данный момент [8; 15], составляет с сознанием внутренний, субъективный мир человека: мысли, переживания, отношения, желания, стремления во временном континууме [14].
Список литературы
1. Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1973. 288 с.
2. Боровикова, С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / С. А. Боровикова, Т. П. Водолазская, М. А. Дмитриева и др. СПб., 1991. 152 с.
3. Бехтерев, В. М. Сознание и его границы / В. М. Бехтерев // Психология сознания. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 19-31.
4. Воланен, М. В. Профессиональная адаптация молодежи / М. В. Воланен // Психология личности и образ жизни, (материалы симпозиумов 1982-1984 г.г. советских и финляндских ученых). М.: Наука, 1987. С. 117-121.
5. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. Москва, 1996. 308с. EDN: YQCJKT
6. Матощук, С. А. Особенности самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью в спорте: автореф. дис.канд. психол. наук / С. А. Матощук. СПб., 1997. 20 с. EDN: ZKEPNH
7. Мольц, М. Я - это Я, или Как стать счастливым / М. Мольц. СПб.: Лениздат, 1992. 192 с.
8. Осницкий, А. К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализированном обучении/ А. К. Осницкий // Вопр. психол. 1998, № 3. С. 136-148.
9. Осницкий, А. К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы / А. К. Осницкий, Т. С. Чуйкова // Вопр. психол. 1999, №1. С. 92-104.
10. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. 255 с. EDN: WILCXN
11. Ратникова, М. А. Исследование психологических особенностей профессиональной переориентации в зрелом возрасте: дис.. канд. психол. наук / М. А. Ратникова. М., 1999. 182 с. EDN: NLNKAR
12. Сатикова, C.B. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры / С. В. Сатикова // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитации. М., 2000. № 4. С. 2532.
13. Сафин, В. Ф. Психология самоопределения личности / В. Ф. Сафин. Свердловск: Изд-во Свердловского пед. ин-та, 1986. 142 с. EDN: TCKLED
14. Структура // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 657.
15. Тихомандрицкая, O. A. Особенности социальнопсихологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы. (Методические аспекты) / О. А. Тихомандрицкая, Е. М. Дубовская // Мир психологии. 1999. № 3. С. 80-90. EDN: DYVIDT
16. Третьякова, Е. И. Самоактуализация как системный механизм динамики смыслового поля личности и предпосылка акме (на примере профессионально-личностного развития в условиях вуза) / Е. И. Третьякова // Мир психологии. 2001. № 2.1. С. 79-82. EDN: UFFCRB
17. Трофимова, Г. Ю. Образ будущего и его роль в профессиональном самоопределении личности / Г. Ю. Трофимова // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3 Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
18. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 544с.
19. Шредер, X., Петерманн X. О структурном анализе Я-концепции / Х. Шредер, Х. Петерманн // Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Л.: ЛГУ, 1987. С. 141-145.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Авторы статьи представляют результаты экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профилю «Физическая культура» на основе разработанных алгоритмов.
Статья посвящена маркетингу в туризме, освещаются основные термины маркетинга, анализируется товар в туризме, изложены основные принципы маркетинга в туризме. Рассмотрен вопрос важности социальных сетей в маркетинге, значение в продвижении турпродукта.
Статья посвящена анализу проблемы обеспечения транспортной связности между регионами, входящими в состав туристской макротерритории «Большая Волга». Проведенный анализ авиационного и железнодорожного сообщения между 13 субъектами макротерритории, позволил выделить ключевые проблемы: отсутствие прямых рейсов, низкую долю межрегиональных поездок и высокие транспортные расходы.
В статье освещается проблема двигательной реабилитации детей с детским церебральным параличом в Российской Федерации. Развитие проприоцептивной сенсорной системы у детей 10-11 лет с синдромом спастической диплегии осуществляется посредством занятий адаптивным фигурным катанием на коньках и применением разработанных комплексов упражнений на разработанном тренажере.
Представлены результаты диагностики физического развития и двигательных навыков дошкольников с детским церебральным параличом. Описаны основные нарушения, намечены пути их коррекции. Статья содержит описание диагностического инструментария и процедуры обследования дошкольников 2-6 лет с ДЦП. Представленные результаты могут стать основой для разработки индивидуальных программ коррекционно-реабилитационной работы с детьми данной возрастной группы.
В статье исследуется роль физкультурно-спортивной деятельности как средства эффективной социокультурной адаптации иностранных студентов с целью их последующей интеграции в процесс обучения в Астраханском государственном университете имени В. Н. Татищева. Рассмотрена актуальность и значимость данной тематики, т. к. в новых условиях иностранный обучающийся должен в короткий срок преодолеть языковой барьер, окунуться в малознакомую социокультурную среду и наравне с русскоговорящими студентами следовать учебному плану.
Особенности студенческой деятельности при недостаточном уровне физической подготовленности и двигательной активности провоцируют возникновение болей фасциального характера, которые могут быть связаны с перенапряжением и стрессом, а также с перегрузками недостаточно тренированных мышц, как в повседневной жизни, так и на занятиях физической культурой. Внедрение средств миофасциального релиза в практические и самостоятельные занятия студентов университета в краткосрочном эффекте позволяет добиться значительного снижения физического и умственного утомления, а в долгосрочном - способствует восстановлению работоспособности, что проявляется в более низких значениях уровня пресыщения и стресса в экспериментальной группе.
Описана экспериментальная комплексная методика развития двигательных навыков дошкольников с детским церебральным параличем посредством применения современных реабилитационных технологий. Приведены результаты первичной и повторной диагностики двигательных навыков детей. Описана положительная динамика в развитии компонентов двигательной активности дошкольников с ДЦП в процессе интеграции современных меодик физиотерапии, лечебного массажа, лечебнй физкультуры, а также методов психолого-педагогического и логопедического сопровождения.
В статье раскрывается эффективность дифференцированного подхода к организации учебно-тренировочного процесса на развитие физических качеств занимающихся ушу на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе.
В статье представлены результаты исследования влияния различных программных методик физической подготовки на функциональное состояние и физическую подготовку студентов военной кафедры. В ходе исследования были сформированы две группы: экспериментальная, в которой студенты занимались физической подготовкой в рамках начальной военной подготовки, и контрольная, в которой студенты готовились по типовой программе общей физической подготовки для высших учебных заведений. Результаты показали, что внедрение военной модели начальной физической подготовки способствует повышению уровня физической тренированности студентов, однако, приводит к напряжению отдельных функциональных систем и некоторому снижению компенсаторно-приспособительных резервов организма.
Систематическая двигательная деятельность является одним из важнейших компонентов здоровьесбережения. Век развития техногенности, малоподвижный образ жизни заводит нас в тупик охраны здоровья взрослого населения. Физкультурно-спортивные технологии не стоят на месте и, вместе с тем, по результатам ряда исследований, ухудшается состояние здоровья. Отсутствие двигательной активности у женщины в репродуктивном возрасте является причиной многих заболеваний. В настоящем статье мы провели исследование среди студенток на предмет наличия мотивации к здоровьесбережению через призму систематической двигательной активности.
В статье приведены данные годичного формирующего педагогического эксперимента, целью которого была проверка эффективности использования информационных технологий с применением интерактивного электронного учебного пособия в занятиях с начинающими гандболистами. В эксперименте приняли участие две группы семилетних детей, включавшие по 18 человек. По замыслу эксперимента юные гандболисты обеих групп выполняли на протяжении года одинаковые объемы тренировочных нагрузок, которые рекомендованы Федеральным стандартом спортивной подготовки по гандболу (2023).
В статье рассмотрены аспекты территориального формирования мобильных лыжных подразделений в период Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Оценена роль этих специальных подразделений в ведении боевых действий в условиях суровой зимы и труднопроходимой местности. Отражен вклад в победу над фашистскими захватчиками южно-уральских бойцов лыжных батальонов.
Рассмотрена проблема формирования мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом у студентов нефизкультурного вуза. Предполагается решение данной проблемы через реализацию разработанной технологии с применением доступных средств единоборств и соблюдением выявленных психолого-педагогических условий формирования мотивации к занятиям любительским спортом у студентов нефизкультурного вуза.
В современном мире для многих стран в «глобальной спортивной гонке» главным является завоевание медалей на мировых подиумах. Государства постоянно ищут возможности улучшения подходов к спортивным подготовкам своих атлетов для выступления на Олимпийских играх. Какой же сценарий олимпийской подготовки наиболее оптимален для той или иной страны с учетом всех особенностей ее состояния и развития? В представленном обзоре предпринята попытка рассмотреть основные подходы к организации олимпийской подготовки в мире, анализируются преимущества и недостатки одного их подходов на примере национальной олимпийской сборной Узбекистана.
В данном исследовании анализируются итоги соревнований 57-го чемпионата мира по биатлону среди ведущих команд мира, завоевавших медали разного достоинства в мужских и женских дисциплинах программы состязаний. Кроме того, приводятся для сравнения спортивные результаты чемпионатов мира по биатлону двух предыдущих соревновательных сезонов.
В рамках социума на современного этапе стресс является важной частью жизни, в том числе и для будущих преподавателей, которые часто сталкиваются с высокими психологическими перегрузками, а также с эмоциональным выгоранием. Научная работа анализирует влияние физической активности на процесс управления стрессом, предлагает эффективные стратегии, которые могут адаптироваться в повседневную деятельность обучающихся педагогических учебных заведений.
Авторы статьи актуализируют важность обучения плаванию студентов. В работе представлены особенности организации учебного процесса по физической культуре в Сибирском федеральном университете для студентов очной формы обучения. Учебный процесс по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» проходит в форме практических занятий на выбранной студентом физкультурно-спортивной специализации. Дана оценка плавательной подготовленности по тесту Купера на 12-минутное плавание.
В статье рассмотрена проблема подготовки спортсменов в стрессовых ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности. Следовательно, подготовка спортсменов и, в частности, спортсменов-единоборцев должна строиться с учетом особенностей, как вида спорта, так и самого спортсмена. При подготовке спортсменов необходимо учитывать, что только совокупность всех видов подготовки влечет за собой высокий уровень результативности спортсменов различных видов спорта в соревновательной деятельности.
В статье рассмотрена спортивно-игровая направленность занятий физическими упражнениями для людей зрелого возраста. В работе рассмотрены различные аспекты, связанные с игровой формой двигательной активности, включая её влияние на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и поддержание психоэмоционального состояния занимающихся. Особое внимание уделено принципам организации тренировочного процесса: доступности, постепенности и индивидуализации нагрузки.
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения института наставничества в высшем образовании. Раскрываются основные задачи научного (академического) наставничества. Подчеркнута важная роль научных семинаров в выполнении функции наставничества. Представлен опыт работы педагогов кафедры права и правового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» по проблеме актуальности организации и проведения постоянно действующего научно-практического семинара «Эффективный наставник», как актуальной формы академического наставничества и профессионального становления и развития специалистов сферы физической культуры и спорта.
Издательство
- Издательство
- ЧЕЛГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454001, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д.129
- Юр. адрес
- 454001, Челябинская обл, г Челябинск, Калининский р-н, ул Братьев Кашириных, д 129
- ФИО
- Таскаев Сергей Валерьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@csu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 7419767
- Сайт
- https://www.csu.ru/