В статье рассматриваются теоретические и прикладные вопросы разработки комплекта оценочных материалов для профессионального (демонстрационного) (ПДЭ) экзамена в педагогическом вузе. Он предполагает комплексную оценку качества подготовки студентов в области психолого-педагогической, методической, предметной и коммуникативно-цифровой грамотности, которые являются показателями сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Раскрыты спецификация оценочных средств, кейс-задания и критерии оценивания результатов их выполнения в ходе ПДЭ.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Оценивание психолого-педагогической грамотности, по нашему мнению, является наиболее сложным, так как оно имеет ряд особенностей. Например, критерий No 1 предполагает, что будущему педагогу надо за короткий промежуток времени определить индивидуальные особенности обучающихся и выстроить урок в соответствии с ними.
Список литературы
1. Акопова М. А. Проблема психологического сопровождения студентов педагогических специальностей при подготовке и прохождении демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills Россия [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskogo-soprovozhdeniyastudentov-pedagogicheskih-spetsialnostey-pri-podgotovke-i-prohozhdenii (дата обращения: 07.04.2024).
2. Борисенко О. В. О формировании компонентов системы независимой оценки качества подготовки будущего учителя математики [Электронный ресурс] // Современное педагогическое образование. 2023. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-komponentov-sistemy-nezavisimoyotsenki-kachestva-podgotovki-buduschego-uchitelya-matematiki (дата обращения: 07.04.2024).
3. Воронушкина, О. В. Демонстрационный экзамен в педагогическом вузе: первые результаты // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023. № 4 (57). С. 7 - 16.
4. Груздев М. В., Тарханова И. Ю. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 47 - 53.
5. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р [Электронный ресурс] // ГАУ ДПО РО Институт развития образования : [сайт]. 2024. URL: https://dpo.iro61.ru/upload/iblock/97f/53kpijqfkjx90uk1tz3mn8furmcxdvd2/1807-Концепция.pdf (дата обращения: 05.07.2024).
6. Методические рекомендации по проведению Государственной итоговой (промежуточной) аттестации обучающихся в форме профессионального (демонстрационного) экзамена в рамках подготовки педагогических кадров [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/doc16785924_678824477?hash=ZwoCeQiP3xXzqXqwfI8FtX3w86dV3ZTfaZzf3dTtL5X&dl=MyxRpvsG6EueaP7NYeD4AEdT6KXt9sR702mQ74Y05Rg (дата обращения: 07.09.2024).
7. Перевощикова Е. Н., Чепурнова Н. А., Стафеева А. В. Методика оценки образовательных результатов будущих педагогов в области методической подготовки // Преподаватель XXI век. 2023. № 1. Ч. 1. С. 126 - 140.
8. Пирожникова А. М., Овчинникова Е. И., Лысикова Т. С. Стандарты WorldSkills в подготовке бакалавров педагогического образования: демонстрационный экзамен в рамках итоговой аттестации // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16, № 2 (55). С. 178 - 192.
9. Пирожникова А. М., Шевкун А. В. Демонстрационный экзамен как инструмент независимой оценки качества в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77 - 3. С. 208 - 211.
10. Порядок организации и проведения профессиональных (демонстрационных) экзаменов по основным образовательным программам высшего образования УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки [Электронный ресурс] // yspu.ru : [сайт]. 2023. URL: https://yspu.org/images/3/3a/Poryadok_org_demo_exs_oovpo.pdf (дата обращения: 07.06.2024).
11. Сигитова Л. И. Нормативное и методическое обеспечение демонстрационного экзамена в педагогическом университете [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 8. С. 176 - 180. URL: https://toptechnologies.ru/ru/article/view?id=39751 (дата обращения: 24.05.2024).
12. Стариченко Б. Е. Особенности проведения демонстрационного экзамена в вузе // Педагогическое образование в России. 2023. № 2. С. 123 - 132.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты исследования, проведенного со студентами Педагогического института ВлГУ, по определению готовности будущих педагогов к воспитательной работе с обучающимися средних общеобразовательных школ. В результате исследования обозначены проблемные зоны готовности к воспитательной работе, требующие особого внимания преподавателей вуза в процессе базовой профессиональной подготовки.
В статье представлены результаты исследования роли губернской гимназии как организационно-педагогического центра управления образовательными учреждениями Владимира и губернии в первой четверти XIX века. На примере деятельности Д. И. Дмитревского выявлены функции директора губернской гимназии в управлении гимназией, а также училищами губернии. В круг функциональных обязанностей директора входили как заботы о постановке учебного дела, так и решение экономических и хозяйственных задач; старшие учителя гимназии совместно с директором представляли управленческий центр гимназии и подведомственных ей учебных заведений.
В статье рассматриваются особенности и возможности формирования и развития социокультурной компетенции студента педагогического вуза в процессе использования информационно-коммуникативных технологий как одного из условий профессионального становления будущего педагога. Представлен ряд рекомендаций по самостоятельной работе студента в сети Интернет в условиях деятельностно-компетентностного подхода в обучении и определена необходимость параллельного развития критического мышления обучающихся как ключевого условия безопасности при поиске и обработке информации.
В поле зрения автора – проблема генезиса научных представлений об оценочной деятельности в обучении начиная с древних времен и до наших дней. Анализируется, как менялись подходы к оцениванию учащихся, какие принципы лежали в основе этих изменений, какие факторы влияли на формирование системы оценивания в разные эпохи. В качестве базовой тенденции происходивших изменений выделяется переход от словесной оценки к более структурированным и количественным ее форматам, включая балльную и рейтинговую системы. Особое внимание обращено на целесообразность совершенствования подходов к оценочной деятельности в условиях современного обучения, ориентированного на реализацию идеи субъектной позиции обучающихся в познании.
Настоящая статья посвящена проблеме формирования личностных результатов на уроках английского языка в старших классах современной российской общеобразовательной школы. Рассматривается задание «Условный диалог-интервью», являющееся одним из заданий устной части ЕГЭ по английскому языку, в качестве способа эффективного формирования личностных результатов старшеклассников, в частности уважения и любви к своему родному краю. Предлагаются варианты заданий для трансформации учебного материала учебников «Английский в фокусе» (Spotlight) для старшей школы с включением краеведческих тем о культурных и исторических особенностях городов Владимирской области. Отмечается высокий педагогический потенциал диалогов-интервью условного характера, а также их ценность в отношении осознания старшеклассниками значимости и уникальности культурных и исторических особенностей родного края.
Статья освещает опыт организации на базе ВлГУ сетевых образовательных проектов (в частности, Деятельностной олимпиады для младших школьников и подростков) и привлечения к их реализации на добровольной основе студентов, получающих педагогическое образование. Статья описывает методы и приемы работы профессорско-преподавательского состава для получения личностных результатов у студентов в их профессиональных пробах различных позиций на проекте.
Статья посвящена описанию опыта организации индивидуального проекта в процессе изучения физики в современном школьном образовании. С позиций анализа принципов проектной деятельности отмечается ее значимость для развития самостоятельности, инициативности и самоорганизации обучающихся. Внимание автора сфокусировано также на выявлении ключевых проблем при реализации проектной деятельности и предложении возможных путей их решения.
В статье представлено эмпирическое исследование личностных диспозиций как предикторов виктимизации подростков в ситуации школьного буллинга. Выдвинута гипотеза о том, что личностные черты подростков могут выступать в качестве детерминант виктимизации в буллинге. На основе результатов исследования (n = 276, подростки от 10 до 15 лет) с применением опросника Д. Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» и подросткового варианта многофакторного личностного опросника 14PF Кэттелла получена регрессионная модель, отражающая значимое влияние таких личностных проявлений, как осторожность, нормативность, неврастения, возбудимость, склонность к чувству вины и групповая зависимость на виктимизацию жертв буллинга (R2 = 0,801).
Статья раскрывает результаты исследования структуры психологических характеристик субъектности педагогов, включенных в реализацию регионального инновационного проекта (N = 40). В исследуемую структуру вошли способы реализации педагогической деятельности, соответствующие высоким стадиям субъектности «эксперт», «мастер» и «творец» в соответствии с экопсихологической моделью субъектности; характеристики образовательной среды: когерентность, доминантность, обобщенность, активность; параметры креативности; склонность к принятию сложных задач; настойчивость в достижении цели; мотивация к совершенствованию рутинных способов педагогической деятельности.
В статье представлена авторская программа формирования просоциального поведения подростков в онлайн- и офлайн-контекстах. Программа, основанная на психодидактических принципах, учитывающих психологические и индивидуальные особенности участников, состоит из пяти модулей: получение опыта просоциальных действий, развитие социальной компетентности, формирование эмоциональной грамотности, обучение ориентации на другого человека, решение моральных дилемм. Приведенные данные формирующего эксперимента с использованием технологии экспериментального обучения Д. Колба, которые обрабатывались с помощью описательных статистик, сравнительного анализа данных с применением критерия Манна – Уитни, качественного и количественного анализа, подтвердили продуктивность программы в отношении повышения показателей моральной идентичности, альтруистического и анонимного поведения участников.
Статья посвящена анализу авторского коррективно-подготовительного аспекта методики преподавания иностранного языка профессора П. Б. Гурвича и актуальности ее применения в современной школе. Авторы рассматривают методику в свете общих принципов освоения иностранного языка, а также выделяют отличительные особенности уникального авторского метода профессора П. Б. Гурвича.
В статье рассматриваются особенности применения принципа системности при изучении раздела «Лексикология» в практике преподавания дисциплины «Русский язык» для студентов СПО. Представлена и аргументирована определенная последовательность изучения лексических категорий (полисемии, омонимии, синонимии и антонимии), предложены приемы по системному анализу данных категорий, а также по изучению фразеологизмов.
В статье раскрываются особенности изучения международных отношений накануне Второй мировой войны в школьном курсе истории. Даётся ряд методических рекомендаций, направленных на формирование познавательного интереса у обучающихся, развитие критического и аналитического мышления, креативности при освоении тем межвоенного периода.
В статье поднимается вопрос о целесообразности системного похода при использовании балльно-рейтингового метода оценивания достижений студентов. На основе анализа зарубежного и российского опыта применения балльно-рейтингового метода предложена модель системы оценивания профессиональной подготовки студентов, включающая как учебные достижения, так и социальную активность.
В статье представлена сущностная характеристика процесса управления воспитательной работой в общеобразовательном учреждении, рассмотрены основные принципы управления, описаны основные задачи воспитательной работы в школе. Затронута тема активного участия управляющих образовательными учреждениями в реализации решений менеджмента.
В статье описаны особенности развития современной системы образования с применением информационно-коммуникативных технологий. Рассмотрены возможности современных ресурсов в образовательном процессе и роль учителя в построении занятий. Затронута тема использования возможности информационных технологий для индивидуального подхода к обучению каждого ученика и развития у него личных творческих способностей.
В статье проблематизируется педагогический топос научно-психологического творчества одного из сподвижников З. Фрейда – Ш. Ференци. Раскрываются педагогические коннотации в трудах Ш. Ференци в контексте современной образовательной реальности. Показана эвристическая ценность идей Ференци для педагогической теории и практики.
Издательство
- Издательство
- ВлГУ
- Регион
- Россия, Владимир
- Почтовый адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- Юр. адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- ФИО
- Саралидзе Анзор Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@vlsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (492) 2532575
- Сайт
- https://ui.vlsu.ru