ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

ЮБИЛЕЙ Е. Ю. РОГАЧЕВОЙ (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Корнетов Григорий Борисович

Сорок лет профессор Елена Юрьевна Рогачева преданно служит науке, актуализируя педагогическое наследие деятелей и мыслителей образования конца XIX – первой половины ХХ века.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Миронова Елена Юрьевна

В данной статье анализируются роль и значение хоровой деятельности студентов в формировании их личностных ориентаций. В результате исследования было выявлено, что основными формами организации воспитательной и просветительской работы с хором являются хоровые репетиции, дискуссии по духовно-нравственной проблематике, конференции, посвящённые вопросам духовных ценностей, транслируемым в хоровой музыке, концерты хора, благотворительные проекты, беседы с духовными наставниками. На их основе у студентов формируются такие ценностные ориентации, как позитивное мировосприятие, любовь к ближнему, патриотические чувства, способность к эмпатии, бескорыстность. В создании молодежных любительских хоров при православных храмах видится большой потенциал в укреплении нравственных основ современного общества и формировании ценностных ориентаций студентов.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧИХ ЛИСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Склизкова Тина Алексеевна

В статье раскрываются возможности использования рабочих листов на уроках литературы. Даются методические рекомендации к составлению рабочих листов по циклу уроков, посвященных поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Автор акцентирует внимание на включении поэмы в контекст мировой литературы и культуры, а также на привлечении смежных дисциплин для постижения замысла писателя.

Сохранить в закладках
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Скрипникова Татьяна Ивановна

В статье предпринята попытка выявить и обобщить различные преимущества использования самостоятельного домашнего чтения при изучении английского языка. Выполнен анализ выводов и обобщений ученых, занимающихся вопросом внедрения самостоятельного чтения в образовательную деятельность в языковом образовании. Излагаются критерии работы со студентами в рамках внедрения самостоятельного домашнего чтения. Раскрываются различные подходы авторов к трактовке «домашнего чтения». Выявлены основные дидактические условия, которые отвечают за успешность в рамках формирования навыка студентов к самостоятельной образовательной деятельности. Автор приходит к выводу о том, что в качестве ведущей развивающей функции домашнего чтения необходимо рассматривать формирование самостоятельного эстетического отношения к окружающему миру, гуманистических ценностных ориентации, развитие когнитивных способностей учащихся в процессе знакомства с лучшими произведениями зарубежной литературы, объединённых идеей создания образа человека, личности, его неповторимости во взаимодействиях с историей, социальным миром, природой.

Сохранить в закладках
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Полякова Татьяна Николаевна

В статье рассматривается актуальная проблема профессиональной подготовки руководителя школьного театра. Развитие музыкальной культуры педагога выступает системообразующим фактором компетентностей педагога, организующего театрально-игровую, полихудожественную по своей сути деятельность детей. Основаниями такого положения являются, с одной стороны, научные данные о значении и связях музыки с задачами образования, с другой – новые тенденции роли музыки в структуре современного театрального представления.

Сохранить в закладках
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Качалов Юрий Алексеевич

В статье анализируются функциональные компоненты коммуникативной компетентности как интегративной характеристики личности. Актуальность работы обусловлена универсальным характером коммуникативной компетентности как условия профессионально-личностной готовности во многих сферах деятельности, в том числе в звукорежиссуре. Автор выделяет компоненты и функции коммуникативной компетентности звукорежиссеров. На основе разработанных функциональных компонентов коммуникативной компетентности возможно создание универсальной модели формирования коммуникативной компетентности.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ) (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: Осмоловский Роман Владимирович

В статье рассматриваются возможности управления процессом формирования одного из значимых для развития школьника видов метапредметного опыта – опыта решения проблемных ситуаций. Данный вид опыта имеет важное значение для развития творческого потенциала личности. Автор выделяет те универсальные действия, которые применяются при решении разных проблем, и показывает возможность использования цифровых ресурсов для оптимизации поисковой деятельности школьников с помощью диалоговой обучающей программы.

Сохранить в закладках
Влияние уровня сформированности базовых математических навыков на адаптацию студентов инженерных и естественно-научных направлений (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Бабенко Алена Сергеевна, Марголина Наталия Львовна, Матыцина Татьяна Николаевна, Ширяев Кирилл Евгеньевич

В статье описано исследование о выявлении зависимости обучаемости от уровня сформированности базовых математических навыков и ее влиянии на адаптацию студентов различных направлений подготовки. Цель проведенного исследования – показать, как сформированность базовых навыков важна для успешной адаптации студентов к образовательному процессу. Выявлена связь между слабым владением базовыми математическими навыками и усвоением материала естественно-научного и гуманитарного циклов.

Сохранить в закладках
Педагогическая аргументация проблемы исследования и опыт формирования (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Бережнова Елена Викторовна, Утегенова Бибикуль Мазановна

Авторы статьи обращаются к актуальной проблеме, недостаточно решенной в педагогике и вызывающей дискуссии ученых, – это проблема доказательства и аргументации. Они представляют часть своего практического опыта формирования умения аргументировать у обучающихся по магистерским программам. Показаны условия, которые помогают молодым исследователям в овладении знаниями о приемах эмпирической и квазиэмпирической аргументации, а также об особенностях их применения в прикладном педагогическом исследовании.

Сохранить в закладках
Формирование основ индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей в вузе (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Михайлов Алексей Александрович, Бурлакова Татьяна Вячеславовна, Бурлакова Мария Вячеславовна

Каждый педагог обладает своим индивидуальным стилем педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности играет важную роль в жизни учителя: позволяет достичь большей продуктивности в работе и достижении целей, способствует личностному и профессиональному росту, повышает самооценку и уверенность в своих силах. Одна из задач профессионального образования состоит в том, чтобы помочь будущему специалисту обрести наиболее удачный и благоприятный для него стиль работы. В статье представлена технология формирования основ индивидуального стиля педагогической деятельности студентов – будущих учителей, которая разработана в соответствии с основными положениями теории индивидуального стиля деятельности, доказанными в психологии. Технология может использоваться в образовательном процессе университетов и институтов, занимающихся подготовкой учителей.

Сохранить в закладках
Эволюция педагогических подходов к формированию вокально-исполнительских навыков будущих педагогов-музыкантов (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Толстикова Екатерина Викторовна

В статье представлена историческая эволюция педагогических подходов к формированию вокально-исполнительских навыков будущих педагогов-музыкантов в отечественных научно-педагогических исследованиях XIX – начала XXI столетия. В исследовании получают обобщение и подвергаются анализу сложившиеся в процессе становления музыкально-педагогического образования взгляды на процесс формирования вокально-исполнительских навыков. По мнению автора статьи, выявленные на разных этапах развития системы музыкального образования особенности формирования вокально-исполнительских навыков будущих педагогов-музыкантов неразрывно связаны с культурными процессами и традициями существования отечественного вокального образования в целом и определяют направленность современного процесса формирования вокально-исполнительских навыков будущих учителей музыки в музыкально-педагогических вузах.

Сохранить в закладках
Становление системы подготовки пионерских вожатых 1922 – 1929 гг. (на материалах Владимирской губернии) (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Малик Елена Сергеевна

В статье рассматривается этап становления системы подготовки пионерских вожатых в период 1922 – 1929 гг. во Владимирской губернии. Вопрос воспитания нового поколения детей, будущих строителей социализма, требовал от руководства страны и партии подготовки идеологически подкованных, но в то же время близких к детям руководителей пионерских отрядов. Процесс подготовки вожатых осложнялся массовой неграмотностью, дефицитом кадров. Тем не менее была осуществлена значительная работа, способствовавшая развитию пионерской организации во Владимирской губернии 1920-х гг.

Сохранить в закладках