Настоящая статья посвящена проблеме формирования личностных результатов на уроках английского языка в старших классах современной российской общеобразовательной школы. Рассматривается задание «Условный диалог-интервью», являющееся одним из заданий устной части ЕГЭ по английскому языку, в качестве способа эффективного формирования личностных результатов старшеклассников, в частности уважения и любви к своему родному краю. Предлагаются варианты заданий для трансформации учебного материала учебников «Английский в фокусе» (Spotlight) для старшей школы с включением краеведческих тем о культурных и исторических особенностях городов Владимирской области. Отмечается высокий педагогический потенциал диалогов-интервью условного характера, а также их ценность в отношении осознания старшеклассниками значимости и уникальности культурных и исторических особенностей родного края.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Модуль «Let’s have fun» в том же самом учебнике в целом ориентирован на то, чтобы научить учащихся беседовать о музыке и театрах, а конкретно задания раздела «Listening & Speaking Skills» посвящены теме выступления на сцене [2].
Список литературы
1. Айсултанова К. Х. Влияние школы на воспитание и обучение личности [Электронный ресурс] // Журнал прикладных исследований. 2023. № 9. С. 168 - 172. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-shkoly-na-vospitanie-i-obuchenielichnosti (дата обращения: 02.01.2025).
2. Афанасьева О. В., Дули Дж., Михеева И. В. Английский в фокусе. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. Изд. 5-е. М. : Просвещение, 2012. 248 с.
3. Афанасьева О. В., Дули Дж., Михеева И. В. Английский язык. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. 10-е. изд. М. : Просвещение, 2021. 256 с.
4. Вербицкая М. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года по иностранным языкам. М., 2024. 206 с.
5. Власенко Т. Т. «Условный диалог-интервью» как средство формирования речевых навыков старшеклассников // Мир - Язык - Человек : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. 24 окт. 2024 г. Владимир, 2024. С. 618 - 624.
6. Власенко Т. Т. Повышение социокультурной и коммуникативной компетенций посредством включения краеведческого материала в образовательный процесс // Молодая наука в современном университете : сб. материалов I Всерос. науч.практ. конф. с междунар. участием. 12 апр. 2023 г. Владимир, 2023. С. 345 - 350.
7. Галицкая С. Ю. Результаты государственной итоговой аттестации по английскому языку / ГБУ ВО РИАЦОКО. Владимир, 2024. 144 с.
8. Григорьева Г. Е., Шагиева А. Е. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в средней школе [Электронный ресурс] // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2023. № 19. С. 103 - 108. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-lichnostno-orientirovannogo-podhodav-obuchenii-angliyskomu-yazyku-v-sredney-shkole (дата обращения: 19.01.2025).
9. Иванова А. С. Формирование личности подростка в образовательной среде [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2022. № 26 (421). С. 226 - 227. URL: https://moluch.ru/archive/421/93696 (дата обращения: 02.01.2025).
10. Ильина З. С. Специфика формирования личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2020. № 14 (304). С. 17 - 18. URL: https://moluch.ru/archive/304/68515 (дата обращения: 02.01.2025).
11. Казакова О. Г. Особенности организации учебной деятельности на уроках английского языка в старших классах [Электронный ресурс] // Просвещение. Иностранные языки. 2016 г. 26 апр. URL: https://iyazyki.prosv.ru/2022/04/особенности-организации-учебной-дея (дата обращения: 05.01.2025).
12. Короткова Т. Ю. Развитие личности учащегося в современной школе и определение его уровня. 2020 г. 9 сент. [Электронный ресурс] // Образовательная площадка «Мультиурок». URL: https://multiurok.ru/files/statia-na-temu-razvitie-lichnosti-uchashchegosia-v.html (дата обращения: 11.01.2025).
13. Мамедова Е. Н., Мамедова Л. В. Формирование речевых навыков и умений в процессе обучения английскому языку [Электронный ресурс] // Управление образованием : теория и практика. 2022. № 3. С. 70 - 75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-rechevyh-navykov-i-umeniy-v-protsesse-obucheniyaangliyskomu-yazyku (дата обращения: 02.01.2025).
14. Поташева И. И., Ермакова Т. Н. Развитие личностного потенциала субъектов учебно-воспитательного процесса [Электронный ресурс] // Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С. 24 - 38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lichnostnogo-potentsiala-subektov-uchebnovospitatelnogo-protsessa (дата обращения: 20.01.2025).
15. Рудякова Т. И. Роль текстов краеведческого характера в интеграции регионального компонента в обучении английскому языку [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. 2019. № 5. С. 322 - 337. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tekstov-kraevedcheskogo-haraktera-v-integratsiiregionalnogo-komponenta-v-obuchenie-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 19.01.2025).
16. Селиверстова Е. Н. Современная дидактика: от школы знания - к школе созидания : учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. Владимир, 2017. 207 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Утвержден приказом М-ва просвещения РФ от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020)) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo (дата обращения: 02.01.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты исследования, проведенного со студентами Педагогического института ВлГУ, по определению готовности будущих педагогов к воспитательной работе с обучающимися средних общеобразовательных школ. В результате исследования обозначены проблемные зоны готовности к воспитательной работе, требующие особого внимания преподавателей вуза в процессе базовой профессиональной подготовки.
В статье представлены результаты исследования роли губернской гимназии как организационно-педагогического центра управления образовательными учреждениями Владимира и губернии в первой четверти XIX века. На примере деятельности Д. И. Дмитревского выявлены функции директора губернской гимназии в управлении гимназией, а также училищами губернии. В круг функциональных обязанностей директора входили как заботы о постановке учебного дела, так и решение экономических и хозяйственных задач; старшие учителя гимназии совместно с директором представляли управленческий центр гимназии и подведомственных ей учебных заведений.
В статье рассматриваются особенности и возможности формирования и развития социокультурной компетенции студента педагогического вуза в процессе использования информационно-коммуникативных технологий как одного из условий профессионального становления будущего педагога. Представлен ряд рекомендаций по самостоятельной работе студента в сети Интернет в условиях деятельностно-компетентностного подхода в обучении и определена необходимость параллельного развития критического мышления обучающихся как ключевого условия безопасности при поиске и обработке информации.
В поле зрения автора – проблема генезиса научных представлений об оценочной деятельности в обучении начиная с древних времен и до наших дней. Анализируется, как менялись подходы к оцениванию учащихся, какие принципы лежали в основе этих изменений, какие факторы влияли на формирование системы оценивания в разные эпохи. В качестве базовой тенденции происходивших изменений выделяется переход от словесной оценки к более структурированным и количественным ее форматам, включая балльную и рейтинговую системы. Особое внимание обращено на целесообразность совершенствования подходов к оценочной деятельности в условиях современного обучения, ориентированного на реализацию идеи субъектной позиции обучающихся в познании.
Статья освещает опыт организации на базе ВлГУ сетевых образовательных проектов (в частности, Деятельностной олимпиады для младших школьников и подростков) и привлечения к их реализации на добровольной основе студентов, получающих педагогическое образование. Статья описывает методы и приемы работы профессорско-преподавательского состава для получения личностных результатов у студентов в их профессиональных пробах различных позиций на проекте.
Статья посвящена описанию опыта организации индивидуального проекта в процессе изучения физики в современном школьном образовании. С позиций анализа принципов проектной деятельности отмечается ее значимость для развития самостоятельности, инициативности и самоорганизации обучающихся. Внимание автора сфокусировано также на выявлении ключевых проблем при реализации проектной деятельности и предложении возможных путей их решения.
В статье представлено эмпирическое исследование личностных диспозиций как предикторов виктимизации подростков в ситуации школьного буллинга. Выдвинута гипотеза о том, что личностные черты подростков могут выступать в качестве детерминант виктимизации в буллинге. На основе результатов исследования (n = 276, подростки от 10 до 15 лет) с применением опросника Д. Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» и подросткового варианта многофакторного личностного опросника 14PF Кэттелла получена регрессионная модель, отражающая значимое влияние таких личностных проявлений, как осторожность, нормативность, неврастения, возбудимость, склонность к чувству вины и групповая зависимость на виктимизацию жертв буллинга (R2 = 0,801).
Статья раскрывает результаты исследования структуры психологических характеристик субъектности педагогов, включенных в реализацию регионального инновационного проекта (N = 40). В исследуемую структуру вошли способы реализации педагогической деятельности, соответствующие высоким стадиям субъектности «эксперт», «мастер» и «творец» в соответствии с экопсихологической моделью субъектности; характеристики образовательной среды: когерентность, доминантность, обобщенность, активность; параметры креативности; склонность к принятию сложных задач; настойчивость в достижении цели; мотивация к совершенствованию рутинных способов педагогической деятельности.
В статье представлена авторская программа формирования просоциального поведения подростков в онлайн- и офлайн-контекстах. Программа, основанная на психодидактических принципах, учитывающих психологические и индивидуальные особенности участников, состоит из пяти модулей: получение опыта просоциальных действий, развитие социальной компетентности, формирование эмоциональной грамотности, обучение ориентации на другого человека, решение моральных дилемм. Приведенные данные формирующего эксперимента с использованием технологии экспериментального обучения Д. Колба, которые обрабатывались с помощью описательных статистик, сравнительного анализа данных с применением критерия Манна – Уитни, качественного и количественного анализа, подтвердили продуктивность программы в отношении повышения показателей моральной идентичности, альтруистического и анонимного поведения участников.
Статья посвящена анализу авторского коррективно-подготовительного аспекта методики преподавания иностранного языка профессора П. Б. Гурвича и актуальности ее применения в современной школе. Авторы рассматривают методику в свете общих принципов освоения иностранного языка, а также выделяют отличительные особенности уникального авторского метода профессора П. Б. Гурвича.
В статье рассматриваются особенности применения принципа системности при изучении раздела «Лексикология» в практике преподавания дисциплины «Русский язык» для студентов СПО. Представлена и аргументирована определенная последовательность изучения лексических категорий (полисемии, омонимии, синонимии и антонимии), предложены приемы по системному анализу данных категорий, а также по изучению фразеологизмов.
В статье раскрываются особенности изучения международных отношений накануне Второй мировой войны в школьном курсе истории. Даётся ряд методических рекомендаций, направленных на формирование познавательного интереса у обучающихся, развитие критического и аналитического мышления, креативности при освоении тем межвоенного периода.
В статье поднимается вопрос о целесообразности системного похода при использовании балльно-рейтингового метода оценивания достижений студентов. На основе анализа зарубежного и российского опыта применения балльно-рейтингового метода предложена модель системы оценивания профессиональной подготовки студентов, включающая как учебные достижения, так и социальную активность.
В статье рассматриваются теоретические и прикладные вопросы разработки комплекта оценочных материалов для профессионального (демонстрационного) (ПДЭ) экзамена в педагогическом вузе. Он предполагает комплексную оценку качества подготовки студентов в области психолого-педагогической, методической, предметной и коммуникативно-цифровой грамотности, которые являются показателями сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Раскрыты спецификация оценочных средств, кейс-задания и критерии оценивания результатов их выполнения в ходе ПДЭ.
В статье представлена сущностная характеристика процесса управления воспитательной работой в общеобразовательном учреждении, рассмотрены основные принципы управления, описаны основные задачи воспитательной работы в школе. Затронута тема активного участия управляющих образовательными учреждениями в реализации решений менеджмента.
В статье описаны особенности развития современной системы образования с применением информационно-коммуникативных технологий. Рассмотрены возможности современных ресурсов в образовательном процессе и роль учителя в построении занятий. Затронута тема использования возможности информационных технологий для индивидуального подхода к обучению каждого ученика и развития у него личных творческих способностей.
В статье проблематизируется педагогический топос научно-психологического творчества одного из сподвижников З. Фрейда – Ш. Ференци. Раскрываются педагогические коннотации в трудах Ш. Ференци в контексте современной образовательной реальности. Показана эвристическая ценность идей Ференци для педагогической теории и практики.
Издательство
- Издательство
- ВлГУ
- Регион
- Россия, Владимир
- Почтовый адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- Юр. адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- ФИО
- Саралидзе Анзор Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@vlsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (492) 2532575
- Сайт
- https://ui.vlsu.ru