МЕТОДЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ (2024)

Зона устройства деформационного шва на мостовых сооружениях является одним из самых проблемных элементов мостовых сооружений на автомобильных дорогах Республики Беларусь. При обследовании мостовых сооружений состояние деформационных швов, как правило, оценивается визуально. Такой метод оценки легко реализуем и не требует больших затрат времени, однако по сути является экспертным и требует определенного опыта и высокой квалификации специалистов. Предлагается три новых метода инструментальной диагностики деформационных швов: термографический, виброаналитический и по адаптированному показателю IRI. Предлагаемые методы позволяют выполнять более объективную инструментальную оценку состояния деформационных швов с точки зрения влияния на условия движения автомобилей по мостовому сооружению. Вопрос нарушения герметичности деформационных швов в данных исследованиях не рассматривался. Для двух методов предложены критические значения измеряемых параметров, при достижении которых необходимо выполнение ремонта зоны устройства деформационных швов. Все методы опробованы в полевых условиях. Представлены результаты измерений на нескольких мостовых сооружениях, характерных для Республики Беларусь, с железобетонными рёбристыми пролётными строениями. Предлагаемые методы могут найти применение при проведении регулярных обследований мостовых сооружений, а также мониторинге. Позволяют оценить состояние шва и прилегающих участков дорожного покрытия без ограничения движения по сооружению. Предложенные критические значения измеряемых параметров развивают теорию долговечности деформационных швов. Развитие методов оценки состояния деформационных швов позволяет более точно отслеживать момент наступления их критического состояния, требующего вмешательства ремонтных служб, и, как следствие, ведет к повышению надежности и долговечности всего мостового сооружения.

Издание: ТРАНСПОРТ. ТРАНСПОРТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ. ЭКОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Ходяков Вячеслав Андреевич, Шишко Надежда Игоревна, Гречухин Владимир Александрович
Сохранить в закладках
Проблемы диагностики уровня развития правовой культуры студентов (2025)

Целью данной статьи является анализ проблем, возникающих при диагностике уровня развития правовой культуры студентов высших учебных заведений. В качестве методов исследования использовались анализ существующих подходов к диагностике правовой культуры, разработка и апробация двух вариантов диагностики, а также статистическая обработка данных, полученных в ходе экспериментального исследования, проведённого среди студентов первого курса направления подготовки «Медиакоммуникации». Результаты работы показали, что предложенные варианты диагностики позволяют оценить уровень правовой культуры студентов, выявить проблемные зоны и определить направления для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования предложенных методик для мониторинга уровня правовой культуры студентов в различных вузах и разработки мер по его повышению. Работа ориентирована на целевую группу – преподавателей и специалистов, занимающихся правовым воспитанием студентов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебно-методических материалов, программ повышения квалификации преподавателей и совершенствования системы правового воспитания в высших учебных заведениях.

Издание: ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ
Выпуск: № 2 (83) (2025)
Автор(ы): Зорина Елена Михайловна
Сохранить в закладках
Психотехники диагностики профессиональных типов в условиях цифровизации (2025)

Современные профессиональные реалии, в которых нейросети генерируют код, а VR-терапевты корректируют психические состояния, ставят под сомнение адекватность традиционных классификаций профессий. В данном контексте предметом исследования выступает разработка психотехник диагностики профессиональных психотипов, учитывающих цифровизацию всех сфер труда. Основная научная задача заключается в модернизации авторской психологической типологии профессий путем введения параметра цифровой интеграции и создания соответствующих диагностических инструментов. Исходим из предположения, что такой подход не только сохранит базовые принципы классификации, но и позволит отразить новые гибридные формы профессиональной деятельности, возникающие на стыке цифровых и традиционных компетенций, что в конечном итоге обеспечит релевантную оценку профессиональных характеристик в условиях современной цифровой среды. Методология исследования органично сочетает классические подходы психологии труда с современными цифровыми концепциями. Междисциплинарный синтез объединил достижения когнитивной психологии, нейронауки, антропологии цифрового труда. Последовательно реализован методологический принцип исследования - диалектическое сочетание преемственности и изменчивости в эволюции профессиональных психотипов. Сохранена базовая структура авторской психологической типологии (21 психотип) с добавлением цифрового параметра. Научная новизна заключается в создании и валидизации авторских диагностических инструментов - модифицированного опросника профессиональной направленности и новой методики оценки цифровой вовлеченности. Проведенная на репрезентативной выборке (903 респондента) психометрическая проверка, включавшая конфирматорный факторный анализ, подтвердила высокую надежность и валидность методик. Особым вкладом стало обоснование параметра цифровой интеграции, который позволил выявить различные типы профессиональной адаптации к цифровой среде и зафиксировать новые гибридные формы профессиональной деятельности (аудиторы этики ИИ, медиаторы киберконфликтов), сохраняющие ядро традиционных метатипов при обновлении содержания деятельности. Сохраняя связь с традиционными профессиональными типами, они демонстрируют новое содержание деятельности, отражающее современные требования цифровой экономики. Практическая значимость исследования проявляется в создании эффективного диагностического инструментария, позволяющего оценивать уровень цифровой готовности специалистов, прогнозировать возможные кризисы профессиональной идентичности и разрабатывать персонализированные программы развития. Применение разработанных методик в организационной практике открывает новые возможности для кадровой работы, включая оценку цифровых компетенций, проектирование индивидуальных траекторий профессионального роста, оптимизацию процессов подбора персонала и профилактику профессиональной дезадаптации в условиях цифровой трансформации

Издание: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Рубцова Надежда Евгеньевна, Леньков Сергей Леонидович
Сохранить в закладках
ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОБЛЕМА, ЗАДАЧИ, ВОЗМОЖНОСТИ. ЧАСТЬ 1 (2024)

Более столетия состояние психологии характеризуется как кризис (кризис методологии). Настоящее состояние социальных объектов, выступающих для нас предметами исследования, характеризуется возрастающей динамичностью, изменчивостью. Современность в ее типичных объектах, обстоятельствах проведения научно-исследовательских работ (НИР) и научно-практический работ (НПР) ординарными исследователями чаще остается вне поля внимания методологов и историков науки. Изменение условий проведения НИР и НПР в современных организациях требует переосмысления методов и методологии дисциплины, третьего уровня дисциплинарной методологии, условно названых нами «методы и методология полевых исследований». Названная проблема еще маскируется и сглаживается доминированием в отечественной психологии исследованиями на моделях учебных групп (школьников, студентов, слушателей семинаров и др.), т. е. НИР и НПР, проводимых в сравнительно несложных условиях. Но спектр научно-исследовательских и практических задач много шире; выраженное смещение в сторону обследования преимущественно учебных групп, в пространства «доступности и комфорта», ведет к эрозии дисциплины.

Цель: историко-теоретический анализ методологических, методических и организационных аспектов проведения НИР в современной организации.

Методы: анализ научной литературы, психодиагностика, рефлексия опыта научной и практической работы НИР в современных организациях. Резюмируется, что: 1) взаимосвязаны состояние методологии дисциплины, понимание ее метода, предмета и технологии проведения актуальных научных исследований, объяснения полученных результатов; 2) даже при строго заданных условиях диагностики, при наличии административных ресурсов методологические и методические проблемы сохраняются и воспроизводятся; 3) вопросы диагностики в пространстве и времени современных организаций переводят нерешенные задачи «методов и методологии полевых исследований» в статус «проблем в квадрате», «проблем в кубе»; 4) одним из наименее разработанных вопросов психодиагностики выступает вопрос «ситуации», требующий своего конструктивного решения. Ключевые слова: методология дисциплины, методы, предмет, ситуация, полевые исследования, диагностика, проблемы, вопросы.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Выпуск: Т. 13 № 1 (49) (2024)
Автор(ы): Толочек Владимир Алексеевич
Сохранить в закладках
УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВА ПЛАСТМАССОВЫХ ИЗДЕЛИЙ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2024)

Проведён анализ тенденций и закономерностей в поведении оценочных критериев, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организаций производства пластмассовых изделий Рязанской области. На фоне положительной динамики результативных показателей выявлены идентичные проблемные области, которые могут спровоцировать угрозы экономической безопасности не только в субъектах хозяйствования, но и во всей отрасли. Выявленные угрозы экономической безопасности исследуемых организаций идентифицированы с доказанными ранее в научной литературе угрозами, связанными с финансовыми потерями от неэффективного использования ресурсов, что явилось доказательной базой необходимости усовершенствования и актуализации аналитических инструментов контроля над негативными явлениями в управлении ресурсами. Цель исследования заключается в актуализации и систематизации аналитических инструментов контроля над ресурсами в организациях производства пластмассовых изделий Рязанского региона. Совокупность применяемых методов включает: общенаучные методы исследования (монографический, обобщения материалов, системного исследования) и специальные методы анализа и контроля (сравнения, сопоставление показателей с допустимыми значениями, платформенного анализа). В статье предложены аналитические инструменты контроля над ресурсами в оценке и прогнозировании угроз экономической безопасности, интегрирующие взаимосвязь систематизированных показателей разных форм бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА
Выпуск: Т. 13 № 1 (2024)
Автор(ы): Чеглакова Светлана Григорьевна, Корябина Оксана Геннадьевна
Сохранить в закладках
Изучение и анализ уровня читательской грамотности студентов педагогического университета (2025)

Введение. Научная новизна заключается в разработке авторского банка тестов для диагностики читательской грамотности студентов, а также в проведении комплексного исследования, направленного на выявление уровня данного вида грамотности среди студентов 1 курсов педагогического университета.

Постановка задачи. Цель – изучить уровень читательской грамотности студентов педагогических университетов.

Методика и методология исследования. Методы: теоретический анализ включает обзор и обобщение научных исследований по проблемам функциональной и читательской грамотности, а также анализ нормативных документов и международных исследований (PISA, PIAAC, TIMSS). Метод тестирования предполагает проведение измерений уровня читательской грамотности студентов с использованием специально разработанных тестов. Методы количественного и качественного анализа данных ориентированы на обработку и интерпретацию результатов тестирования.

Результаты. Педагогическая диагностика показала значительные различия в уровне сформированности читательской грамотности у студентов. Наибольший успех достигнут в компоненте «нахождение и извлечение информации», в компонентах «интегрирование и интерпретирование информации» и «оценивание содержания и формы текста» выявлены значительные трудности. Особенно низкий уровень показан в критической оценке текста и применении информации для решения практических задач, что требует дополнительного внимания в педагогической практике.

Выводы. Представленные теоретические положения, выявленные закономерности и предложенные методики могут быть использованы при разработке образовательных программ для педагогических университетов, а также в практике подготовки будущих учителей с целью повышения их профессиональной компетентности.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 15, № 1 (2025)
Автор(ы): Калугина Лидия Алексеевна
Сохранить в закладках
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (2025)

Статья посвящена актуальной проблеме диагностики уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в частности с задержкой психического развития. Цель работы - выявить и проанализировать уровень сформированности социально-бытовых навыков у детей указанной категории. В исследовании представлена разработанная методика, включающая комплекс заданий, направленных на оценку навыков самообслуживания, коммуникации и организации быта, и основана на количественных и качественных показателях, оцениваемых по трехбалльной шкале, что позволяет определить уровень сформированности навыков (высокий, средний, низкий) и выявить индивидуальные трудности каждого ребенка. Апробация методики проводилась на базе МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района, структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида» г. Рузаевка Республики Мордовия с участием 12 детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Результаты исследования показали преобладание у дошкольников низкого уровня сформированности социально-бытовых навыков, что свидетельствует о необходимости организации целенаправленной психолого-педагогической работы. Статья подчеркивает важность разработки программ, направленных на развитие социально-бытовых навыков у детей с задержкой психического развития, что будет способствовать их успешной социализации и интеграции в общество. Предложенная методика может быть использована в практике работы педагогов, психологов и родителей для диагностики и дальнейшей коррекционной работы с детьми данной категории.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выпуск: № 5 (2025)
Автор(ы): Барцаева Елена Васильевна
Сохранить в закладках
Развитие криминалистики и судебной экспертизы в трудах профессора Н. П. Майлис: к 80-летию ученого, эксперта, педагога (2025)

В статье рассматривается профессиональный путь и научные достижения профессора Надежды Павловны Майлис, выдающегося ученого в области криминалистики и судебной экспертизы. Автор анализирует основные вехи становления Н. П. Майлис как эксперта и ученого, начиная с получения образования и заканчивая созданием собственной научной школы. Особое внимание уделяется вкладу Н. П. Майлис в развитие криминалистической трасологии: она предложила принципиально новое понимание трасологии как фундаментальной теории, применимой в различных видах экспертиз. В статье также освещается ее значительный вклад в развитие общей теории судебной экспертизы, включая методологические основы, классификацию экспертиз и диагностические исследования. Значительная часть работы посвящена анализу педагогической деятельности Н. П. Майлис, созданию первого учебника по судебной экспертизе и формированию научной школы. Автор подчеркивает роль Надежды Павловны как в популяризации профессии судебного эксперта, так и в наставлении молодых ученых и практиков. Статья представляет интерес для криминалистов, судебных экспертов, преподавателей и студентов юридических вузов, а также всех, кто интересуется историей развития криминалистической науки в России. Работа демонстрирует не только профессиональные достижения ученого, но и раскрывает ее человеческие качества как мудрого наставника и отзывчивого коллеги. Исследование основано на документальных материалах, научных публикациях и личном опыте многолетнего сотрудничества автора с Н. П. Майлис.

Издание: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Выпуск: Том 20, №2 (2025)
Автор(ы): Россинская Елена Рафаиловна
Сохранить в закладках
ВИБРОМОНИТОРИНГ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ МЕТОДОМ МАКСИМАЛЬНОГО ДИСКРИМИНАНТА (2024)

Для мониторинга технического состояния роторных машин предложен новый параметр - максимальный дискриминант, вычисляемый по данным многомерного дискриминантного анализа. Приведены результаты сравнения предлагаемого параметра с общепринятыми для вибромониторинга величинами среднеквадратичного значения виброускорения и пик-фактора на примере мониторинга технического состояния подшипников качения.

Издание: ВЕСТНИК ТИХООКЕАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (72) (2024)
Автор(ы): КОНЬКОВ АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ, КОНЬКОВА ИРИНА ДМИТРИЕВНА, ГОРБАТЮК А. К.
Сохранить в закладках
Электронная томография атомных и молекулярных пучков в молекулярно-лучевой эпитаксии (2020)

Представлен конструктивно простой и достаточно универсальный метод определения интенсивностей атомных и молекулярных пучков, основанный на регистрации величины малоуглового рассеяния электронов, возникающих при взаимодействии узкого электронного луча с атомами испаряемого вещества.

Издание: ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИКА
Выпуск: № 4 (2020)
Автор(ы): Кульчицкий Николай Александрович, Дирочка Александр Иванович
Сохранить в закладках
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (2024)

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности инструктора по физической культуре в условиях современной образовательной среды дошкольной организации

Издание: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. СПОРТ. ТУРИЗМ. ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИЯ
Выпуск: Т. 9 № 3 (2024)
Автор(ы): Мищенко Наталья Юрьевна, Громов Виктор Александрович
Сохранить в закладках
МИКРОСЕРВИСЫ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МНОГОАГЕНТНЫХ СИСТЕМ: МЕТОДЫ СБОРА, МОНИТОРИНГА И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (2024)

Цель. Целью данной статьи является разработка методов и алгоритмов микросервисной реализации для информационного обеспечения многоагентных систем, реализующих функции цифровых двойников предприятия. Особое внимание уделяется реализации функций сбора данных, мониторинга, диагностики и принятия решений, обеспечивающих эффективное взаимодействие между агентами продуктов и агентами ресурсов на основе соглашений об уровне сервиса (SLA). Методы исследования. Исследование использует методы построения микросервисной архитектуру для разделения и автономного выполнения функций, таких как сбор данных, мониторинг и диагностика, с целью оптимизации SLA и повышения надежности системы. Для повышения устойчивости системы к угрозам безопасности в алгоритмы добавлены этапы контроля доступа, шифрования данных и анализа аномалий. Методология включает адаптивное управление параметрами SLA, использование распределенной обработки данных и применение аналитических алгоритмов для принятия решений, а также механизмы для выявления потенциальных угроз и несанкционированного доступа. Результаты. Предложенные методы и алгоритмы позволяют создавать гибкую и масштабируемую многоагентную систему, способную адаптироваться к изменяющимся условиям и обеспечивать устойчивую и безопасную работу цифровых двойников. Использование SLA для регулирования взаимодействия агентов улучшает согласованность их действий, повышает точность мониторинга и защищает данные, поддерживая высокую надежность и безопасность системы. Заключение. Результаты показывают, что микросервисный подход, использование SLA и интеграция мер безопасности значительно повышают эффективность и надежность многоагентных систем, позволяя агентам адаптироваться к изменениям, оперативно реагировать на отклонения и предотвращать возможные угрозы. Применение данных методов может существенно улучшить управление активами в сетевых предприятиях, поддерживая их конкурентоспособность, устойчивость и безопасность в условиях цифровой трансформации.

Издание: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выпуск: Т. 28 № 6 (2024)
Автор(ы): Брызгалов Алексей Алексеевич
Сохранить в закладках