Статьи в выпуске: 5

ВЕРИФИКАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО ЗАТОРА НА Т-ОБРАЗНОМ РЕГУЛИРУЕМОМ ПЕРЕСЕЧЕНИИ (2024)
Авторы: Бояршинов Михаил Геннадьевич, Вавилин Александр Сергеевич

Представлены результаты исследования введенного авторами количественного показателя транспортного затора и критерия формирования заторной ситуации на примере Т-образного пересечения, характерного для улично-дорожной сети г. Перми. Для построения показателя используется операция осреднения с использованием «скользящего окна» продолжительности движения отдельных автомобилей в случайном потоке транспорта, детерминированные характеристики случайной величины - продолжительности движения отдельных автомобилей транспортного потока между рубежами контроля. Исходные данные для статистической обработки получены с помощью аппаратно-программных комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения, установленных на рассматриваемом участке городской улично-дорожной сети. Установлены рациональные параметры «скользящего окна» (ширина и сдвиг), обеспечивающие приемлемое структурирование изучаемой функции - показателя транспортного затора. Наблюдение за транспортным потоком, рассматриваемом на Т-образном перекрестке, выполнялось в течение января-февраля 2023 г. Это позволило с использованием предложенного авторами критерия образования транспортных заторов выявить проблемные направления с точки зрения опасности образования заторных ситуаций в период наблюдения. Определены особенности эволюции предзаторных ситуаций. Предложенный количественный показатель транспортного затора целесообразно использовать для оценки эффективности светофорного регулирования на улично-дорожной сети г. Перми.

Сохранить в закладках
МЕТОДЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ (2024)
Авторы: Ходяков Вячеслав Андреевич, Шишко Надежда Игоревна, Гречухин Владимир Александрович

Зона устройства деформационного шва на мостовых сооружениях является одним из самых проблемных элементов мостовых сооружений на автомобильных дорогах Республики Беларусь. При обследовании мостовых сооружений состояние деформационных швов, как правило, оценивается визуально. Такой метод оценки легко реализуем и не требует больших затрат времени, однако по сути является экспертным и требует определенного опыта и высокой квалификации специалистов. Предлагается три новых метода инструментальной диагностики деформационных швов: термографический, виброаналитический и по адаптированному показателю IRI. Предлагаемые методы позволяют выполнять более объективную инструментальную оценку состояния деформационных швов с точки зрения влияния на условия движения автомобилей по мостовому сооружению. Вопрос нарушения герметичности деформационных швов в данных исследованиях не рассматривался. Для двух методов предложены критические значения измеряемых параметров, при достижении которых необходимо выполнение ремонта зоны устройства деформационных швов. Все методы опробованы в полевых условиях. Представлены результаты измерений на нескольких мостовых сооружениях, характерных для Республики Беларусь, с железобетонными рёбристыми пролётными строениями. Предлагаемые методы могут найти применение при проведении регулярных обследований мостовых сооружений, а также мониторинге. Позволяют оценить состояние шва и прилегающих участков дорожного покрытия без ограничения движения по сооружению. Предложенные критические значения измеряемых параметров развивают теорию долговечности деформационных швов. Развитие методов оценки состояния деформационных швов позволяет более точно отслеживать момент наступления их критического состояния, требующего вмешательства ремонтных служб, и, как следствие, ведет к повышению надежности и долговечности всего мостового сооружения.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ НОРМАТИВНЫХ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ГРУНТА НА ВОДОПРОПУСКНЫЕ ТРУБЫ (2024)
Авторы: Пермикин Анатолий Сергеевич, Астанков Константин Юрьевич, Овчинников Игорь Георгиевич

Рассматриваются вопросы, связанные с определением давления грунта на конструкцию водопропускных труб в насыпи. Отмечается, что определение давления на водопропускные трубы связано с некоторыми трудностями, вызванными характером взаимодействия сооружений и окружающего грунтового массива, а также многообразием и сложностью однозначного учета грунтовых условий. Давление грунта определяется целым рядом факторов, таких как жесткость трубы, условия укладки, принятое основание, и другими. Рассматриваются основные моменты становления наиболее известных и до сих пор актуальных отечественных и зарубежных теорий расчета давления грунта, модели распределения давления, принятые допущения, ограничения и то, как учитываются упомянутые факторы, а также принципы зарубежной практики прямого и непрямого проектирования жестких бетонных водопропускных труб. Приводится анализ стандартов определения давления грунта на водопропускные трубы: СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы» (Россия), AASHTO LRFD Bridge Design Specifications (США), Standard AS/NZS 3725 (Новая Зеландия и Австралия). Для каждого стандарта рассматривается несколько загружений с учетом их специфики. При этом в качестве переменных принимаются характеристики водопропускной трубы, основания и окружающего грунта. В результате расчета анализируются значения вертикального и бокового давления грунта для жестких и гибких труб, учитываемые факторы и допущения, на основании чего делается вывод о преимуществах, недостатках и ограничениях каждого из упомянутых подходов, а также высказываются соображения о возможных направлениях перспективного развития и совершенствования норм.

Сохранить в закладках
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН (2024)
Авторы: Каргин Роман Владимирович, Шемшура Елена Анатольевна

В процессе эксплуатации транспортно-технологических машин происходит ухудшение их технического состояния и потеря работоспособности, в том числе из-за внезапных отказов. Поддержанием и восстановлением работоспособного состояния машин занимаются службы технической эксплуатации предприятий путем применения различных стратегий технических воздействий в рамках системы технических обслуживаний и ремонтов. Оценку эффективности эксплуатации машин принято производить на основе фактических показателей надежности, основными из которых являются коэффициент готовности и средняя наработка между отказами, которые не в полной мере позволяют оценить уровень организации эксплуатации машин на предприятии. В данном исследовании для транспортно-технологических машин установлены варианты определения средней наработки между отказами и среднего времени восстановления работоспособного состояния в зависимости от технической или эксплуатационной производительности машины. На этой основе установлены четыре варианта определения коэффициента готовности транспортно-технологических машин, несущих различный технический смысл и характеризующих надежность машин в интенсивных условиях эксплуатации, при определенной стратегии технических воздействий и фактическом уровне организации технической эксплуатации на предприятии. В результате анализа показателей надежности транспортно-технологических машин разработано предложение о проведении оценки эффективности эксплуатации машин на предприятии по критерию надежности с учетом финансовых затрат на восстановление работоспособности машин после внезапных отказов на основании дополнительного критерия - «показателя весомости внезапного отказа» транспортно-технологических машин. Предлагаемый показатель учитывает коэффициент готовности, определенный на основании наработки между отказами по эксплуатационной производительности машины и общего времени восстановления ее работоспособного состояния, а также коэффициент, учитывающий размер затрат на восстановление работоспособности относительно балансовой стоимости машины. Показатель весомости внезапного отказа не противоречит общепризнанным теориям, в том числе теории риска, и может быть использован для оценки уровня надежности машин, обеспечиваемого принятой на предприятии стратегией технических воздействий в рамках системы технических обслуживаний и ремонтов.

Сохранить в закладках
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗНОСА ДВИГАТЕЛЕЙ КАРЬЕРНЫХ САМОСВАЛОВ ПРИ МОДИФИЦИРОВАНИИ МОТОРНОГО МАСЛА (2024)
Авторы: Горюнов Сергей Викторович, Шальков Антон Владимирович, Клеева Екатерина Александровна

Предложена математическая модель износа двигателей карьерных самосвалов при модифицировании моторного масла. При этом работоспособность каждого элемента пары трения при модифицировании моторного масла увеличивается, а интенсивность работы отдельных элементов двигателя в процессе работы находится во временном интервале. Полученные выражения позволяют описать работоспособность пар трения двигателей карьерных самосвалов и дают полезную информацию о структурной перестройке в поверхностных слоях пар трения при модифицировании моторного масла двигателей карьерных самосвалов. Для оценки точности остаточного ресурса двигателей карьерных самосвалов было предложено определить среднее квадратическое отклонение диагностического параметра и, в зависимости от принятой доверительной вероятности, определить отклонения диагностического параметра от его первоначального теоретического значения. По значению остаточного ресурса двигателей путем сравнения его с сезонной наработкой необходимо принимать решение о своевременном проведении технического обслуживания или ремонта двигателей карьерных самосвалов. Также при рассмотрении поверхностного слоя в неоднородном физическом поле была получена математическая модель износа пар трения двигателей карьерных самосвалов. Эффективность разработок триботехнических материалов прежде всего определяется их свойствами и промышленным применением. Важная роль при этом принадлежит триботехническим характеристикам присадок в моторное масло, которые выполняют функции параметра оптимизации при разработке технологий и основного критерия в процессе выбора материалов для пар трения двигателей карьерных самосвалов. Они отражают состояние пар трения двигателей карьерных самосвалов, элементами которых являются контактирующие и смазочные материалы.

Сохранить в закладках