Представленная статья раскрывает проблему законодательного регулирования деятельности негосударственных военизированных формирований на территории Российской Федерации, а также их место в системе вооруженных сил государства. В публикации отмечается влияние негосударственных военизированных формирований, действовавших в России в период с 2022 по 2023 года, на государственную политику в сфере национальной безопасности, а также на процесс формирования института освобождения от уголовной ответственности. Проводится анализ наличия признаков наемничества в деятельности частных военных компаний. Указывается на наличие социальных особенностей ресоциализации лиц, прошедших Специальную военную операцию и имеющих боевой опыт. Приводятся аргументы о невозможности применения негосударственных военизированных формирований на территории Российской Федерации, вместе с тем, отмечается целесообразность присутствия российских негосударственных военизированных формирований на международном рынке предоставления услуг по охране объектов, осуществлению конвоирования товарно-материальных ценностей, а также подготовке и обучению иностранных военных формирований за рубежом.
В настоящее время противодействие преступлениям террористического характера правоохранительными органами Российской Федерации, в том числе, органами внутренних дел, оказывается в сложной внутренней, международной, в том числе геополитической ситуации, в условиях специальной военной операции на Украине. В течение 2023 года и первой половины 2024 года с территории Украины в Российскую Федерацию неоднократно вторгались диверсионно-разведывательные группы, выросло количество ракетных обстрелов объектов гражданской, пограничной, транспортной и энергетической инфраструктуры. В свою очередь, первые сведения об уровне организации, порядке, способах осуществления террористических актов, о количестве и других данных исполнителей и соучастников могут быть получены с места преступления. Осмотр места происшествия дает достаточно эмпирического материала для формирования дальнейшей стратегии ведения расследования террористических актов.
В статье раскрывается значение осмотра места происшествия как места совершения деяния, содержащего признаки террористического акта, в современных условия специальной военной операция, рассматривается особенности формирования состава следственно-оперативных групп, порядок действий по осмотру места совершенного террористического акта и в случае обнаружения взрывоопасного, но невзорвавшегося устройства. Благодаря изученным нормативным правовым актам, судебной практики и научной литературы, даны рекомендации по документальному оформлению результатов осмотра места происшествия, в том числе акта о результатах выполненных работ по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов, протокола осмотра.
В статье комплексно рассмотрены существующие и появляющиеся девиации в медийной среде и интернет-пространстве, непосредственно связанные и опосредованно обусловленные экстремистской деятельностью. Дана детальная характеристика каждому из таких отклонений, систематизированы их детерминанты, раскрыта сущность данных деструктивных и радикальных активностей, описаны возможные последствия этой асоциальной и антисоциальной деятельности, разработаны авторские предложения по пресечению девиантного поведения, осуществляемого в новых медиа и на различных интернет-площадках, а также минимизации их последствий. В ходе исследования систематизированы и проанализированы соответствующие нормы зарубежного законодательства, нормотворческие инициативы и правоприменительная практика в отдельных субъектах Российской Федерации. Особое внимание уделено вопросам обеспечения ментальной безопасности нации, защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, формированию медиакультуры, соблюдению информационной гигиены и совершенствованию взаимодействия правоохранительного сектора с населением и институтами гражданского общества в сфере противодействия мутирующим и комбинированным экстремистским угрозам.
В статье сформулированы основные источники как внутренних, так и внешних угроз для России в условиях проведения специальной военной операции на Украине. Исследованы некоторые вопросы обеспечения национальной безопасности после вооруженного вторжения регулярных ВС Украины в Курскую область. Определено место и роль войск национальной гвардии как элемента военной организации государства при обеспечении национальной безопасности российского государства в условиях ведения противником «гибридной войны». Объем и сложность служебно-боевых (боевых) задач, возлагаемых руководством страны на войска национальной гвардии в мирное и военное время, велики, что предопределяет их роль и место в системе национальной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем, следует учесть, что каждая из задач требует от командира и штаба, организующего применение воинских формирований, высокой организованности, обязательного учета особенностей выполнения каждой из них. При этом необходимо использовать опыт, полученный военнослужащими и сотрудниками ВНГ при участии в специальной военной операции на территории Украины и поддержании особого правового режима военного положения, введенного в ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонских областях России. Как в мирное, так и в военное время успех выполнения рассматриваемых задач во многом определяется появлением новых образовательных учреждений для повышения уровнем подготовки личного состава всех категорий, появлением новых танковых подразделений и подразделений БПЛА в войсках, оснащением ВНГ современными образцами вооружения и военной (специальной) техникой и специальными средствами.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления процесса социальной и гражданской интеграции молодежи новых российских регионов. Ключевым фактором, оказывающим влияние на этот процесс, является уровень институционального доверия политическим институтам. На основе проведенного автором эмпирического исследования проводится сравнительный анализ особенностей институционального и межличностного доверия российской молодежи, проживающей в традиционных и новых регионах. Обоснован вывод о различном уровне институционального и межличностного доверия у молодых людей разных регионов. Молодые люди новых территорий демонстрируют более высокий уровень доверия федеральным органам власти, при этом данная группа также демонстрирует более высокий уровень межличностного доверия. По мнению автора, это обусловлено, с одной стороны, процессом присоединения к России, а с другой - длительным проживанием в «зоне» вооруженного конфликта, что способствовало развитию гражданских социальных связей с соседями и различными сообществами. Изучено влияние специальной военной операции (СВО) на уровень доверия молодых людей. В традиционных российских регионах СВО ведет к его снижению, в то время как в новых территориях подобного влияния не наблюдается. Определяющим уровень институционального и межличностного доверия для молодежи новых российских регионов является факт присоединения к РФ. Анализ особенностей и факторов институционального и межличностного доверия позволяет более эффективно выстраивать системную молодёжную и информационную политику в отношении жителей разных российских регионов.
Цель. Выявить особенности влияния Специальной военной операции на общероссийскую гражданскую идентичность.
Процедура и методы. Ключевым исследовательским методом стал вторичный анализ социологических данных. Проведён анализ представлений россиян о гражданской идентичности, также в оптике концепции трансформирующей агентности изучены гражданские движения и организации, ведущие общественно-политическую деятельность.
Результаты. Сделан вывод, что СВО создала условия для появления новых форм гражданской идентичности. Показано, что низовая инициатива становится драйвером возникновения и роста новых институциональных структур гражданского взаимодействия и помощи государству. Вместе с тем отмечен риск конфликта между новыми институциональными структурами и государственными органами на фоне сохраняющейся проблемы социального неравенства и запроса на реформы.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в обосновании релевантности концепции трансформирующей агентности для изучения социально-политических трансформаций современного российского общества.
Ряд граждан Республики Сербия помогает российским силам в борьбе с нацизмом на Донбассе, участвуя в вооруженном конфликте. Однако в Республике Сербия (РС) участие в войне или вооруженном конфликте в иностранном государстве является уголовным преступлением. Это означает, что гражданина РС ожидает суд, когда он вернется на родину. В данной статье автор исследует, с каких пор участие в вооруженном конфликте на территории иностранного государства стало социально опасным и почему. Часть статьи также посвящена статистике по количеству граждан РС, участвующих в вооруженном конфликте на Донбассе. Автор указывает на возможность того, что граждане РС, воюющие на стороне Российской Федерации, не несут ответственности за вышеуказанное уголовное преступление.
Проведено исследование эффекта влияния специальной военной операции на динамику кадрового потенциала республики. Статья подготовлена на основе данных Башкортостанстата: численность ITспециалистов, уровень среднемесячной начисленной заработной платы их труда, численность трудоспособного населения, миграционный прирост мужского населения РБ и численность безработных за период 2017–2023 гг. Проведен расчет абсолютных и относительных показателей, выполнен корреляционный анализ. Получены выводы о несостоятельности утверждения о наличии острого кадрового дефицита, об устойчивости рынка труда. При этом с помощью теста Чоу выявлено наличие структурных изменений для временного ряда численности безработных. Зафиксировано снижение уровня общей безработицы с 2017 по 2023 г. почти в два раза, что послужило источником поддержания предложения на рынке трудовых ресурсов республики
Статья рассматривает современное состояние противодействия противоправным действиям, направленным на повреждение устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на объектах железнодорожного транспорта. Эти устройства играют ключевую роль в обеспечении безопасности движения поездов и предотвращении аварийных ситуаций. Повреждение СЦБ-оборудования может привести к серьезным последствиям, включая катастрофы с многочисленными жертвами и значительным материальным ущербом.
В статье проводится анализ текущей ситуации в области защиты железнодорожной инфраструктуры от противоправных деяний. Описываются основные виды угроз.
Особое внимание уделяется правовым аспектам борьбы с подобными преступлениями. Рассматривается действующая законодательная база, регулирующая ответственность за повреждения СЦБ-устройств, а также меры, принимаемые правоохранительными органами для расследования и предотвращения таких инцидентов. Анализируются проблемы, возникающие при взаимодействии различных ведомств и организаций, участвующих в охране объектов железнодорожного транспорта.
В заключение делается вывод о необходимости комплексного подхода к обеспечению стабилизации оперативной обстановки на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта путем эффективной деятельности по профилактике противоправных деяний.
Введение. В статье представлен анализ процесса формирования и трансформации Вестфальской системы международных отношений. Особое внимание уделено трансформации ее последней модификации – Ялтинской-Потсдамской подсистемы в постбиполярный период. Дана авторская оценка процессу оформления современного миропорядка особенно после ухудшения отношений коллективного Запада с Россией в контексте специальной военной операции на Украине. Представлен анализ факторов коренной перестройки современного миропорядка, наиболее существенными из которых определены концептуальный пересмотр Россией своей внешней политики, укрепление связей с Китаем и странами Глобального Юга и объективное усиление незападных стран в политическом и экономическом плане.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе российской и зарубежной историографии по проблеме Вестфальской системы международных отношений, официальных документов МИД России и администрации США, российской и зарубежной прессы. Был использован системный комплексный подход, конкретно-исторический и сравнительно- исторические методы.
Анализ. Вестфальская система международных отношений развивалась циклично. Периоды ее развития перемежались с этапами определенной однополярности и последующим стремлением к коллективному решению международных вопросов. Определяющую трансформацию Ялтинско-Потсдамской подсистемы вызвали распад СССР и биполярного устройства мира. На современном этапе триггером стали укрепление внешней политики России в контексте отстаивания своих национальных интересов, особенно на постсоветском пространстве. Политика Запада по дальнейшему расширению НАТО стала одной из причин начала Россией специальной военной операции.
Результаты. Сделан вывод о трансформации Вестфаля в Ялтинско-Потсдамской вариации, но не о полном его сломе. Коренная перестройка происходит под влиянием новых факторов мироустройства – Россия, как евразийское государство-цивилизация, является одним из центров мирового развития, активно отстаивающем свои национальные интересы; существенно возросла роль Китая как мировой державы и повышается политическое и экономическое значение стран Глобального Юга.
В статье рассматриваются проблемы репрезентации феномена специальной военной операции в средствах массовой информации. Эмпирической основой послужили данные 443 статей 3 общественно-политических изданий РФ 2022–2023 гг. Контент-анализ прессы позволил получить информацию о динамике и характере информационной картины, формируемой СМИ. Во-первых, в изучаемый период преобладают новости и информационные заметки, что указывает на высокую динамику событий и их интенсивное освещение в СМИ, реже встречаются публикации специалистов военных аналитиков с научно-эмпирическим и аналитическим осмыслением событий и результатов спецоперации. Во-вторых, среди сюжетов журналистской публицистики доминирует дискурс власти, в котором в большей степени акторами выступают политические деятели. В-третьих, эмоциональная тональность информационной картины характеризуется неопределенностью и неустойчивостью контента. В-четвертых, публикуются материалы, которые можно разделить по 5 кластерам: рефлексия об СВО, военные сводки, события вокруг СВО, мобилизация и мирная жизнь при СВО.
В статье рассматривается вопрос о важности изучения иностранного языка в условиях проведения специальной военной операции (СВО). Обсуждаются такие вопросы, как иностранный язык - обязательная дисциплина в рамках среднего и высшего образования, отношение к иностранной культуре, в том числе языковой культуре в период СВО и необходимость изучения иностранного языка в современных реалиях.