Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье анализируется возможность использования контекстного подхода для формирования культуры безопасности в повышении квалификации работников атомной отрасли. Актуальность темы определяется изменениями в нелинейном и во многом хаосном мире современности, влияющем на состояние экзистенциональной и ментальной безопасности человека. Цель работы состоит в анализе использования контекстного подхода в повышении квалификации для формирования культуры безопасности кадров области атомной энергетики. На основании обзора научных исследований обнаруживается значимость использования контекстного подхода в повышении квалификации для формирования культуры безопасности работников атомной отрасли как ключевой составляющей их общей культуры. Методология (материалы и методы). Анализ использования контекстного подхода в повышении квалификации для формирования культуры безопасности кадров области атомной энергетики основан на аутентичном авторском опросе работников Акционерного общества «Сибирский химический комбинат» в логике необходимости взаимодействия социальных партнеров (работодателей и образовательного сектора). Опираясь на систематизацию и обобщение результатов научных работ по теме исследования, уточнено понятие «контекстный подход» применительно к сфере дополнительного профессионального образования. Основные результаты исследования определены выделением и обобщением взаимосвязанных направлений использования контекстного подхода в повышении квалификации для формирования культуры безопасности кадров в обозначенной области: управление персоналом, управление несоответствиями, управление документацией, управление закупками, учебно-производственная соотнесенность, обеспечение надежности, аудит. Научная новизна заключается в уточнении принципов, образующих основу формирования культуры безопасности при использовании контекстного подхода (приоритетности, соответствия требованиям, системности и комплексности, синергичности системы, поддержки безопасности на производстве, готовности к работе повышенной опасности, непрерывного обновления), которые необходимо учитывать в повышении квалификации кадров для области атомной энергетики. Практическая значимость подразумевает возможность реализации программ повышения квалификации, учитывающих контекстный подход при формировании культуры безопасности в области использования атомной энергии для достижения необходимого уровня ядерной и радиационной безопасности, надежности и эффективности работы предприятий ядерно-топливного цикла.
Цель исследования. Проблема использования возможностей искусственного интеллекта и иммерсивных технологий в образовательных программах является актуальной. Статья посвящена анализу роли, функций и значения средств искусственного интеллекта и иммерсивных технологий обучения в развитии открытой образовательной среды и её персональных сегментов, формируемых субъектами образовательных отношений, в процессе подготовки выпускников педагогических университетов к изменению условий современного общества. Обсуждаются возможности генеративных нейронных сетей (GPT) и виртуальной реальности в её различных проявлениях (AR, VR, AVR), их влияние на формирование персональной образовательной среды выпускников педагогических вузов. Материалы и методы. Использован метод компаративного анализа научных публикации в области развития искусственного интеллекта, иммерсивных технологий обучения, формирования персональной образовательной среды. Экспериментальным путем проверены заявленные разработчиками возможности ряда сервисов GPT. Обобщены представления о роли и функциях новых ресурсов в совершенствовании образовательного процесса. Дан прогноз интеграции средств искусственного интеллекта и иммерсивных технологий в педагогическом образовании. Результаты исследования. Показано, что генеративные нейронные сети способны реализовать справочно-энциклопедическую, конструктивно-креативную, аналитическую, управляющую и обучающую функции в образовательном процессе при соблюдении этики их применения. Обозначена связь развития искусственного интеллекта с появлением в глобальной информационной сети виртуальных персонажей, имитирующих внешность и поведение человека в различных контекстах, и антропоморфных роботов, способных коммуницировать с человеком в образовательных целях. Внимание обращено на включение новых средств коммуникации с искусственным интеллектом в персональную образовательную среду преподавателя, обеспечивающую ему совмещение функций поставщика и одновременно потребителя знаний. Дана оценка перспектив появления виртуальных и антропоморфных педагогических агентов с искусственным интеллектом в системе образования и в неформальных коммуникациях. Определены образовательные возможности дополненной реальности, виртуальной реальности и дополненной виртуальной реальности как средств иммерсивных технологий обучения. Приведены педагогические и технологические условия безопасного применения иммерсивных технологий обучения. Отмечено, что создание персональных образовательных сред с компонентами искусственного интеллекта и иммерсивных технологий позволяет соорганизовать процессы преподавания и самообразования педагога, обеспечивая субъектный характер его личностно-профессионального роста и мобильности в условиях усложненного мира. Заключение. Сделан вывод, что творчество преподавателей-инноваторов, отраженное в их открытых образовательных средах, является ресурсом преодоления репродуктивного характера функционирования обучаемых (pre-trained) нейронных сетей. Авторы полагают, что положительная обратная связь в совместной эволюции средств ИИ и персональных сегментов открытого образовательного пространства будет способствовать трансформации существующего информационного общества (Information Society) в общество обучающихся (Learning Society), формируя систему открытого метаобразования по потребностям каждого индивида.
В условиях быстро меняющегося и турбулентного мира актуальной задачей становится определение портрета будущего педагога как ориентира в подготовке кадров для современной сферы образования. Действующий в России федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования регламентирует операциональные компетенции профессиональной деятельности выпускников педагогических университетов и не касается многих личностных характеристик действующих и будущих педагогов, которые необходимо развивать в реалиях меняющегося мира. Целью работы является попытка переосмысления основных аксиологических и праксеологических основ портрета будущего педагога (выпускника педагогического университета) с учетом контекстов его жизнедеятельности и набора компетенций, необходимых ему и обществу. Рассмотрение различных аспектов портрета проведено с позиции целостности образа и интеграции составляющих универсального и вариативного компонентов. Для аргументации состава универсальных (унифицированных, присущих всем) и вариативных (уникальных) характеристик деятельности будущего педагога проведен анализ научных психолого-педагогических публикаций, относящихся как к общей роли университетов в социуме, так и к требованиям социума к компетенциям выпускников педагогического вуза. Компетенция коннективизма представлена в качестве ведущей составляющей портрета будущего педагога. Сделан вывод, что способность и умение выпускника педагогического университета строить и поддерживать на акмеологических ориентирах сеть межличностных и коллективных взаимосвязей с представителями разных профессий, социальных групп и статусов для организации совместной продуктивной деятельности позволяют не только адаптироваться к происходящим изменениям контекста его жизнедеятельности, но и в определенной мере этот контекст трансформировать.