Статьи в выпуске: 13

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ ГИА-9 (2024)
Авторы: Россинская Светлана Александровна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современные реалии выдвигают высокие требования к уровню сформированности профессиональных компетенций педагогических кадров, составляющих профессиональную метакомпетентность. Необходимы новые подходы к оцениванию профессиональных компетенций учителей, к формам повышения квалификации и профессиональной деятельности за счет отбора содержания повышения квалификации на основании мониторинга. Для достижения высокого качества курсовой подготовки учителей физики - экспертов ОПК ГИА-9 необходимо проанализировать уровень сформированности профессиональных компетенций в области оценивания заданий с развернутым ответом; определить положительные эффекты обучения педагогов по дополнительной профессиональной программе «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика)»; мотивировать педагогов на дальнейшее сотрудничество в ходе методических активностей по согласованию подходов к проверке заданий по физике с развернутым ответом: семинаров, вебинаров, телемостов, заседаний региональных учебно-методических объединений учителей физики. Цель исследования: анализ уровня сформированности профессиональных компетенций специалистов в области оценивания заданий с развернутым ответом по учебному предмету «Физика» участников основного государственного экзамена. Методология (материалы и методы). Для решения поставленных задач использована совокупность методов исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы, относящейся к соответствующему предмету исследования, систематизация педагогического опыта, моделирование; эмпирические: наблюдение, анкетирование (разработана авторская анкета), тестирование, статистические методы для обработки результатов педагогического эксперимента. В педагогическом эксперименте приняли участие 156 учителей физики-слушателей курсов повышения квалификации «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика)» очно-заочного формата. Результаты. Новизна программы. Содержательный анализ проблематики курсов повышения квалификации показывает, что представленная система мониторинга качества освоения программы «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика) с учетом специфики категорий обучающихся способствует выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов по направлениям функциональной грамотности, являющихся составной частью профессиональной метакомпетентности. В мониторинг уровня сформированности профессиональных компетенций учителей физики-экспертов ОПК ГИА-9 в области оценивания заданий с развернутым ответом на этапе промежуточной аттестации включены задания по основным направлениям функциональной грамотности (естественно-научной, математической, читательской) ввиду корреляции профессиональных компетенций педагогов по направлениям функциональной грамотности с требованиями ФГОС к ряду метапредметных и предметных образовательных результатов. Практическая значимость. Определены положительные эффекты обучения педагогов по программе «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика)», среди которых ведущее место занимает диссеминация педагогами приобретенного в процессе повышения квалификации по данной программе опыта: проведение в территориях методических семинаров, заседаний районных методических объединений по согласованию подходов к проверке заданий с развернутым ответом по материалам курсов. Разработанная и экспериментально апробированная система мониторинга может быть рекомендована для проведения диагностики профессиональных компетенций как составляющей профессиональной метакомпетентности учителей физики образовательных организаций - экспертов областных предметных комиссий ГИА-9 в целях реализации мероприятий по обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Ростовской области. В процессе исследования выделены проблемные зоны у учителей физики-экспертов ОПК ГИА-9, сформированы индивидуальные образовательные маршруты профессионального и личностного роста. Очная сессия способствовала выходу учителей на более высокий уровень сформированности профессиональных компетенций в области оценивания качественных задач, основанных на анализе практических ситуаций; комбинированных расчетных задач; заданий на объяснение устройства и принципа действия технических конструкций, физических приборов; проблемных заданий с межпредметным содержанием. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют методологию и технологию профессионального образования применительно к проблеме исследования: расширены представления о профессиональной метакомпетентности педагогов с позиции современных требований и государственных образовательных стандартов; определена необходимость формирования ее составляющей - профессиональных компетенций педагогов; выделен аспект формирования компонента профессиональной метакомпетентности педагогов - метаумения оценивать задания с развернутым ответом.

Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (2024)
Авторы: Репета Л. М.

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматривается проблема организации дополнительного профессионального образования и методической работы как факторов развития профессиональных навыков педагогических кадров. На основе ряда источников рассмотрено понятие методическое сопровождение педагогов и применение его в контексте реализации проекта «Школа Минпросвещения России». Цель исследования. Выявить воздействие управленческих решений, принятых по результатам самодиагностики в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», на развитие профессиональных навыков педагогов общеобразовательной организации. Методология (материалы и методы). Выявлены и описаны на основе самодиагностики дефициты, влияющие на качество профессиональных навыков педагогов. Разработаны, представлены и приняты управленческие решения, позволившие, устранить причины недостаточной работы по развитию профессиональных навыков педагогических работников общеобразовательной организации. Результаты. В данной статье рассматриваются этапы работы педагогического коллектива на основе результатов самодиагностики проекта «Школа Минпросвещения России» по устранению выявленных дефицитов в рамках ключевого условия «Учитель. Школьная команда». Представлена работа проектных групп от момента выявления дефицита до отражения работы в Программе развития и выхода на более высокий уровень по результатам последующих самодиагностик. Научная новизна исследования заключается в разработке универсальных мер, мероприятий и управленческих решений, направленных на устранение выявленных дефицитов и подтвержденных результатами последующей самодиагностики в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», что позволит широко применять их в практической деятельности всех общеобразовательных учреждений.

Сохранить в закладках
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ ПО БАСКЕТБОЛУ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (2024)
Авторы: Карпов Владислав Алексеевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье анализируется система повышения квалификации тренеров по баскетболу. Система повышения квалификации тренеров по баскетболу направлена на развитие профессиональных и личностных качеств и должна быть выстроена таким образом, чтобы развитие получали все стороны профессии тренера. Для решения поставленной задачи должны быть определены такие обучающие средства, которые бы наиболее оптимально помогли формированию педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации. Цель исследования. Авторами была выделена цель исследования - определить средства формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации. Методология (материалы и методы). В процессе определения средств формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации использован личностно ориентированный подход, так как формирование педагогического мастерства включает в себя развитие профессиональных и личностных качеств тренера по баскетболу. На основе выбранного подхода автором были определены педагогические средства формирования комплекса необходимых нравственных качеств и ценностей, определяющих педагогическое мастерство тренера по баскетболу. Результаты. На основе современных информационных и коммуникационных технологий были выделены две группы средств формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации: информационные и интерактивные. Первую группу составляют такие средства, как учебные пособия, видеоматериал, картинки, графики и др. Ко второй группе относятся: дискуссия, обсуждение, «мозговой штурм», метод case-study и др. Группу интерактивных средств можно отнести как к офлайн-, так и к онлайн-прохождению курса повышения квалификации, в который входит комплекс различных средств, способов и методов, основанных на использовании сети Интернет. Научная новизна. Конкретизировано научное представление о средствах формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в системе повышения квалификации. К первой группе относятся такие средства, которые используются в качестве демонстративного материала и формируют знания в профессиональной сфере тренерской деятельности. Ко второй группе относятся методы и способы, подразумевающие активный социальный контакт и обмен информацией между обучающимися в педагогическом процессе, что заключается в формировании, помимо профессиональных знаний, еще и личностных качеств, среди которых первым выступает коммуникативный навык. Таким образом, информационные средства обеспечивают профессиональные качества тренера по баскетболу, а интерактивные - как профессиональные, так и личностные качества тренера по баскетболу. Теоретическая значимость. Результаты исследования содержат теоретические положения, обогащающие научное представление о средствах формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу в условиях повышения требований к ним со стороны общества; обеспечивают понимание особенностей использования информационных технологий в системе повышения квалификации тренеров по баскетболу; составят основу для теоретических обобщений и поиска новых научных подходов к средствам формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу, необходимого для решения задач в условиях популяризации спорта и повышенного интереса к занятию баскетболом. Практическая значимость состоит в направленности его результатов на повышение профессионального уровня тренеров по баскетболу, в доказательстве необходимости определения средств формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу. Определенные в исследовании средства формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу могут быть использованы как при формальном образовании, так и неформальном образовании. На формальном уровне данные средства могут быть применены в профессиональной подготовке в вузе (возможно использование и на очном, и на заочном обучениях) и курсах повышения квалификации, например, в которые входит ежегодное обучение тренеров, проводимое Российской федерацией баскетбола («Академия РФБ») при аттестации тренеров (тренеров-преподавателей) по баскетболу детско-юношеских команд, принимающих участие в соревнованиях РФБ. На неформальном уровне данные средства могут быть внедрены в однодневные лекции и семинары, выступления ведущих тренеров и специалистов на мероприятиях всероссийского и регионального уровней, с целью повышения осведомленности тренеров-слушателей в области теории и практики баскетбола.

Сохранить в закладках
СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГЕТЕРОГЕННОСТИ СОСТАВА УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП В КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ (2024)
Авторы: Юстус Генрих Владимирович

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Одной из ключевых проблем развития компетенций современного сотрудника является разнородность тренинговых групп. Гетерогенность состава участников тренингов - это когда в рамках одной учебной группы есть участники с разным уровнем владения инструментами по теме обучения, часть участников полностью не знакома с изучаемыми концепциями, часть обладает поверхностными и неподкрепленным опытом знаниями, а часть уже знает все базовые инструменты и ждет более углубленных знаний и других различий. Часто такая гетерогенность вызвана разными причинами: от недостатка точечных инструментов диагностики компетенций сотрудников до фактической невозможности укомплектовать учебную группу участниками одного уровня. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что большинство заказчиков корпоративного обучения и корпоративные подразделения развития персонала (отделы обучения, корпоративные университеты, T&D и L&D специалисты) заинтересованы в максимальной результативности проводимого обучения. Часто на корпоративном обучении достигаются прикладные краткосрочные цели, в которых требуются определенные знания, компетенции на уровне их уверенного и результативного использования. Их отсутствие или недостаточная развитость оказывает прямое воздействие на результативность отдельно взятого подразделения и организации в целом. Целью статьи является изучение способов повышения результатов корпоративного обучения в условиях разнородных тренинговых групп. Достижение этой цели позволит более эффективно достигать учебные цели, повысит уровень комфорта для каждого участника тренинга и выступит важным аспектом в методологии подготовки корпоративных бизнес-тренеров. Методология (материалы и методы). Исследование опирается на отечественные научные разработки в области обучения в корпоративном формате. В основе данного исследования находится комплексный анализ реалий, с которыми сталкиваются бизнес-тренеры и практик, применяемых ведущими бизнес-тренерами тренинговой компании LTC (г. Москва). Описание результатов представлено через перечисление инструментов, которые дают положительные эффекты в корпоративном формате обучения в разнородных группах. В процессе исследования стал очевиден вывод, что корпоративное обучение должно опираться на дифференцированный подход, а в основе своей должны использовать принципы гуманистической педагогики и психологии. Качественное обучение персонала невозможно без опоры на фундаментальные знания. Научная новизна заключается в структурировании ключевых причин разнородности учебных групп в корпоративном формате. Практическая значимость выражена в возможности формирования унифицированных инструментов, которые повышают эффективность корпоративного обучения в разнородных группах. Ключевым итогом последующей научной работы в данном направлении должно стать повышение качества процесса корпоративного обучения и подготовка бизнес-тренеров к успешному преодолению сложности разнородности участников тренинга. Результаты данного исследования обсуждаются в рамках учебного курса по основам тренинговой работы на кафедре гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин в МПГУ.

Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (2024)
Авторы: РУСАН Т.С.

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Исследование показало, что значительное количество педагогических работников обладают недостаточным уровнем готовности к использованию новых форм, методов, технологий в своей практике и хотели бы приобрести профессиональные умения. Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, существует необходимость формирования разностороннего развития ребенка дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, а с другой, не все педагоги обладают достаточной готовностью и компетенциями для эффективного осуществления этого процесса. Цель исследования: формирование умений педагогов ДОО использовать в своей работе новые формы и методы, отвечающие потребностям современной дошкольной педагогики, планировать образовательный и воспитательный процесс. Методология (материалы и методы). Анализ результатов опроса педагогических работников говорит о том, что максимальные затруднения педагоги общеобразовательных организаций испытывают при реализации умений: моделирование методов, приемов и инструментов для достижения образовательных результатов детьми дошкольного возраста. В ходе исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ нормативных документов, педагогической литературы, анкетирование, анализ результатов самообследования педагогов, статистические методы обработки данных. Научная новизна данного исследования заключается в разработке моделирования форм, методов и приемов для достижения образовательных результатов посредством реализации Примерного календарного плана воспитательной работы. Результаты. Анализ полученных результатов показал, что все педагоги, прошедшие обучение на курсах повышения квалификации в ТОИПКРО, используют современные формы, методы и приемы для достижения образовательных результатов посредством реализации Примерного календарного плана воспитательной работы. Воспитанники детских садов продемонстрировали на конец учебного года достаточно высокие показатели освоения программы воспитания, а также в ДОО активно используется алгоритм проектирования. Результаты достижений были представлены на семинарах, конференциях и форумах, организованных институтом.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (2024)
Авторы: Донской Алексей Геннадьевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье обосновывается необходимость совершенствования системы неформального повышения квалификации средствами интеграции в инновационные процессы и подчеркивается роль в этих процессах региональных инновационных площадок и муниципальных методических служб. Автором предлагается модель сетевого взаимодействие субъектов инновационной деятельности в разработке содержания и реализации неформального повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций региона. Для обоснования эффективности предлагаемой модели автор проводит анализ научной литературы, статистических данных, функций муниципальных методических служб и региональных инновационных площадок. Цель исследования - разработка модели организации процессов сетевого взаимодействия деятельности региональных инновационных площадок и муниципальных методических служб по: 1) разработке и внедрению инновационных продуктов в образовательные системы на региональном и муниципальном уровне; 2) проектированию содержания неформального повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций. Методология (материалы и методы). Исследование проведено на основе общенаучных и частнонаучных методов: моделирования и теоретического конструирования объекта, аналогии, гипотетико-дедуктивного метода, метода философского анализа, прогнозирования, научного обобщения, изучения и анализа источников, наукометрического анализа и интерпретации данных, статистики, наблюдения, сравнения, мониторинга, концептуализации опыта, восхождения от абстрактного к конкретному и т. д. Результаты. Обоснована актуальность и необходимость развития системы неформального повышения квалификации средствами интеграции в инновационные процессы. Доказано, что системообразующим элементом данных процессов является разработка такого научного метода в образовании как концептуализация. Констатировано отсутствие научных разработок метода концептуализации как средства повышения качества инновационных процессов в образовании и систем неформального повышения квалификации. Отмечен описательный характер научных исследований по вопросам организации деятельности муниципальных методических служб и региональных инновационных площадок. Также констатировано практически полное отсутствие презентации в научных исследованиях механизмов консолидации ресурсов данных организаций по разработке и внедрению инновационных продуктов в образовательные системы на региональном и муниципальном уровне, проектированию содержания неформального повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций. Была разработана и представлена в виде модели структура сетевого взаимодействия муниципальных методических служб и региональных инновационных площадок. Установлено, что данная структура демонстрирует реальные способы сетевого взаимодействия через раскрытие общих для субъектов инновационной деятельности целей, задающих распределение функций и точки консолидации ресурсов; позволяет вывести опыт сетевого взаимодействия муниципальных методических служб и региональных инновационных площадок за рамки муниципалитета и создавать кустовые сети по тематическому признаку на уровне региональной системы образования; раскрывает неограниченные возможности профессиональных сетевых сообществ в создании эффективных практик взаимодействия. Обоснован универсальный характер данной модели в качестве средства организации сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности в любой региональной системе образования.

Сохранить в закладках
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (2024)
Авторы: Абрамов Алексей Николаевич, Бортновский Сергей Витальевич, Шнайдер Юлия Викторовна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматриваются проблемы подготовки педагогов Красноярского края к работе с федеральным пространством цифровых образовательных сервисов и платформ. Исследование акцентирует внимание на необходимости научно-методического сопровождения, направленного на развитие цифровой компетентности педагогов в системе дополнительного профессионального образования. В условиях ускоренного развития цифровых технологий педагоги сталкиваются с необходимостью регулярного обновления цифровых навыков для успешного использования инновационных инструментов в образовательном процессе. Проблема недостаточной методической поддержки в освоении цифровых технологий затрудняет процесс их интеграции в образовательную деятельность. Цель исследования - выявить основные проблемы внедрения цифровых инструментов в профессиональную деятельность педагогов и разработать комплекс мер научно-методического сопровождения, способствующего эффективному формированию цифровой компетентности педагогов Красноярского края в условиях цифровой трансформации. Методология (материалы и методы) включает системный подход, включающий анализ нормативных документов, мониторинг проектов, контент-анализ региональных исследований, а также сравнительный анализ данных самодиагностики педагогов в рамках федеральных проектов и образовательных программ. Результаты исследования демонстрируют необходимость совершенствования программ повышения квалификации педагогов и внедрения цифровых сервисов (таких как КИАСУО, ФГИС «Моя школа», ИКОП «Сферум»). Обоснованное использование научно-методического сопровождения позволяет создать условия для профессионального роста педагогов и повышения качества образования. Новизна исследования заключается в разработке комплекса мер для поддержки педагогов, позволяющего минимизировать трудности при интеграции цифровых технологий. Теоретическая значимость заключается в обосновании подходов к методическому сопровождению цифровой трансформации. Практическая значимость состоит в применении разработанных мер в системе повышения квалификации, что способствует повышению уровня цифровой компетентности и качества образовательных результатов.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ В СОПРОВОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ (2024)
Авторы: Шляхтина Наталья Владимировна, Бобылева Надежда Игоревна

Проблема исследования, обоснование ее актуальности. Муниципальная методическая служба является важнейшим звеном, связывающим теорию и практику в региональной системе образования. Консерватизм, недостаток взаимосвязей, низкая организационная культура снижают эффективность методической деятельности на муниципальном уровне. Ситуация в Ярославской области оценивалась по итогам реализации образовательной программы «Управление современными образовательными системами» (Школа методиста - 2023). Целью исследования являлось обоснование внедрения новых форм взаимодействия муниципальных методических служб на основе социологического наблюдения. Были выделены управленческие, организационные, содержательные проблемы взаимодействия, предложены решения, обоснована необходимость диверсификации форм взаимодействия. Представлена схема «партнерской» (сетевой) методической работы. «Сервисный подход» не должен соответствовать понятию сервиса в сфере торговли и услуг. Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Консервативный подход к практике управления, низкая степень управленческой свободы, недостаточная степень присутствия в образовательном пространстве региона, неопределенность задач, искажение функционала, нарушение баланса между требованиями «сверху» и запросами «снизу», низкая организационная культура снижают эффективность методической деятельности на муниципальном уровне. Методология (материалы и методы). Ситуация изучалась по итогам реализации образовательной программы «Управление современными образовательными системами» (Школа методиста), с участием 40 муниципальных методистов. В ходе школы рассматривались вопросы трансформации муниципальной методической службы, применение цифровых инструментов. Был поднят вопрос формирования регионального методического актива, методисты апробировали новые форма взаимодействия. Результаты. В результате многолетней работы в Ярославской области на практике функционирует единая методическая служба, создана информационная база муниципальных методических сообществ, принята концепция единой методической службы региональной системы образования, подписаны соглашения между институтом и муниципальными методическими службами, действуют более 40 региональных профессиональных сообществ и более 200 муниципальных методических объединений, создано региональное экспертное сообщество, работает «Школа методиста». Данный опыт обобщен и поэтому может быть использован в других регионах. На теоретическом уровне авторами обосновано внедрение новых форм взаимодействия методических служб на основе результата социологического наблюдения: выездные профильные школы для муниципальных методистов, координационные советы, адресное сопровождение, Авторами предложена типология проблем взаимодействия муниципальных методических служб (управленческие, организационные, содержательные); соотнесены направления деятельности и ожидаемые эффекты. Формы взаимодействия методических служб классифицированы в рамках различных подходов к организации их деятельности. Практическая значимость состоит в анализе опыта в реализации новых активных форм групповой работы (буткемп, митап, мировое кафе).

Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗАДАЧ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ (2024)
Авторы: Фомина Татьяна Петровна, Воробьев Григорий Алексеевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Многократная и многоаспектная отработка компетенций связанных с решением планиметрических задач является важной частью изучения математики в школе. В статье раскрываются некоторые вопросы повышения квалификации учителей с целью совершенствования профессиональных компетенций, направленных на применение задач на готовых чертежах в условиях развития информационно-коммуникационных технологий. Цель исследования заключается в обосновании совершенствования содержания повышения уровня профессиональной компетентности учителя математики в части применения задач на готовых чертежах с учетом современного развития информационно-коммуникационных технологий. Методология (материалы и методы). Методологическую основу исследования составляют теоретические методы: изучение и анализ научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ существующих точек зрения, обобщение опыта повышения компетентности педагогов в направлении применения задач на готовых чертежах. Для построения примерной схемы организации работы с заданиями на готовых чертежах использовались эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, анализ результатов исследования, опытно-экспериментальная работа). Результаты. Математические задачи являются одним из основных компонентов содержания школьной геометрии. В данной статье обсуждается структура краткосрочных курсов повышения квалификации учителей математики и педагогов дополнительного образования, направленных на развитие компетенций, способствующих обучению школьников приемам работы с геометрическими задачами, построена схема организации работы с заданиями на готовых чертежах и выявлена возможность сочетания задания на готовых чертежах с геймификацией (игрофикацией) учебного процесса.

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (2024)
Авторы: Ильясова Ольга Анатольевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Поддержка непрерывного профессионального развития педагогов становится одной из ключевых функцией общеобразовательной организации. Пи этом такое развитие опирается на различные способы формального и неформального повышения квалификации. Их сочетание позволяет выстраивать систему внутрикорпоративного обучения. В статье актуализируется необходимость обеспечении направленности такой системы на развитие конкретных профессиональных потребностей и ценностей педагогов, которые позволяют им активно включаться в реализацию федеральных проектов в сфере образования. Это обеспечивает возможность гибкого реагирования системы внутрикорпоративного обучения на изменения в российском образовании в части достижения целевых установок его развития. Цель настоящей статьи заключается в разработке, теоретическом обосновании и апробации организационно-педагогических условий развития системы внутрикорпоративного обучения педагогов общеобразовательной организации. Анализ научной литературы показывает существенное внимание исследователей к реализации непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе в рамках внутрикорпоративного обучения. Возникает интерес к обоснованию условий его развития в общеобразовательных организациях. Проводимое исследование базируется методологических идеях, обосновывающих возможность создания самообучающейся организации. Констатируется, что данные идеи могут быть применены при развитии систем внутрикорпоративного обучения в общеобразовательных организациях. Основной полученный результат связывается с обоснованием организационно-педагогических условий развития системы внутрикорпоративного обучения: популяризация среди педагогов научных психолого-педагогических знаний, которые поддерживают направленность на решение конкретных педагогических задач; развитие готовности педагогов к продуктивному сотрудничеству в командном взаимодействии; использование в обучении педагогов собственного интегрированного опыта общеобразовательной организации. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что научно обоснованные организационно-педагогические условия могут служить основой для развития системы внутрикорпоративного обучения в общеобразовательной организации. К научной новизне можно отнести предложение новых подходов к развитию системы внутрикорпоративного обучения общеобразовательной организации, основанных на популяризации научных психологических знаний, продуктивном сотрудничестве и обмене знаниями, использовании собственного педагогического опыта. Практическая значимость связывается с возможностями реализации предложенных организационно-педагогических условий при обогащении содержания и проектировании планов и программ профессионального развития педагогических работников общеобразовательных организаций. Также результаты могут быть применены в дополнительном профессиональном образовании при рассмотрении вопросов совершенствования внутрикорпоративного обучения сотрудников.

Сохранить в закладках
КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ КАДРОВ ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (2024)
Авторы: Скрипко Зоя Алексеевна, НЕРАДОВСКАЯ ОЛЬГА РАМАЗАНОВНА, Медведева Майя Константиновна, Стародубцев Вячеслав Алексеевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье анализируется возможность использования контекстного подхода для формирования культуры безопасности в повышении квалификации работников атомной отрасли. Актуальность темы определяется изменениями в нелинейном и во многом хаосном мире современности, влияющем на состояние экзистенциональной и ментальной безопасности человека. Цель работы состоит в анализе использования контекстного подхода в повышении квалификации для формирования культуры безопасности кадров области атомной энергетики. На основании обзора научных исследований обнаруживается значимость использования контекстного подхода в повышении квалификации для формирования культуры безопасности работников атомной отрасли как ключевой составляющей их общей культуры. Методология (материалы и методы). Анализ использования контекстного подхода в повышении квалификации для формирования культуры безопасности кадров области атомной энергетики основан на аутентичном авторском опросе работников Акционерного общества «Сибирский химический комбинат» в логике необходимости взаимодействия социальных партнеров (работодателей и образовательного сектора). Опираясь на систематизацию и обобщение результатов научных работ по теме исследования, уточнено понятие «контекстный подход» применительно к сфере дополнительного профессионального образования. Основные результаты исследования определены выделением и обобщением взаимосвязанных направлений использования контекстного подхода в повышении квалификации для формирования культуры безопасности кадров в обозначенной области: управление персоналом, управление несоответствиями, управление документацией, управление закупками, учебно-производственная соотнесенность, обеспечение надежности, аудит. Научная новизна заключается в уточнении принципов, образующих основу формирования культуры безопасности при использовании контекстного подхода (приоритетности, соответствия требованиям, системности и комплексности, синергичности системы, поддержки безопасности на производстве, готовности к работе повышенной опасности, непрерывного обновления), которые необходимо учитывать в повышении квалификации кадров для области атомной энергетики. Практическая значимость подразумевает возможность реализации программ повышения квалификации, учитывающих контекстный подход при формировании культуры безопасности в области использования атомной энергии для достижения необходимого уровня ядерной и радиационной безопасности, надежности и эффективности работы предприятий ядерно-топливного цикла.

Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Авторы: Скрипова Надежда Евгеньевна, Соловьева Татьяна Васильевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность исследования определяется генеральной целью - формирование национальной суверенной системы образования, единой системы воспитания, единых подходов к повышению квалификации учителей и методистов. В настоящее время существует настоятельная необходимость объединения вопросов обучения и воспитания гармоничной личности, патриота, человека, который уважает свою малую и большую Родину, знает свою историю и культуру, у которого сформированы традиционные ценности народов России, среди которых самыми главными являются патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, а также высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным. Единство народов России признается государством и обществом как приоритет развития. Изменения в системе образования в настоящее время направлены на обеспечение мировоззренческого статуса образования как ключевого условия развития личности, на формирование национальной идентичности обучающихся - ощущения принадлежности к определенному этносу или нации, что, в свою очередь, требует повышения результативности педагогической работы по этнокультурному образованию, овладения учителями общеобразовательных организаций психолого-педагогическими, культурологическими, историческими, лингвистическими литературоведческими знаниями, необходимыми для реализации поставленной задачи. К числу основных направлений в обеспечении суверенитета российского образования, на наш взгляд, следует отнести этнокультурное образование школьников. Цель статьи - рассмотреть пути совершенствования содержания и форм повышения квалификации педагогических работников, осознанного выбора модели повышения квалификации по проблеме этнокультурного образования, проанализировать опыт моделирования повышения квалификации педагогических работников в региональной системе образования. В статье также проанализирована роль институтов дополнительного профессионального образования (на примере Челябинского института развития образования) в подготовке педагогических работников к реализации этнокультурного образования. Результаты исследования связаны с разработкой, теоретическим обоснованием и апробацией системы и педагогических инструментов реализации этнокультурного образования с участием специалистов института повышения квалификации. Научная новизна заключается в определении оснований разработки системы подготовки учителей к реализации этнокультурного образования в общеобразовательной школе, содержания и форм повышения квалификации педагогов в части их подготовки к преподаванию учебных предметов с включением этнокультурного компонента. Теоретическая значимость состоит в развитии представлений о повышении квалификации педагогических работников на основе научно обоснованного, целесообразного применения эффективных форм дополнительного профессионального образования. Результаты исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы при проектировании и реализации курсовой подготовки в условиях института развития образования.

Сохранить в закладках
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (2024)
Авторы: Барабас Андрей Александрович

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Обсуждается проблема проектирования содержания повышения квалификации педагогических работников в соответствии с целевыми ориентирами федеральных проектов в сфере образования. Раскрываются содержательные и организационно-педагогические особенности дополнительного профессионального образования педагогических работников Челябинской области. Подчеркивается, что качество и эффективность профессиональной деятельности педагогических работников оценивается с точки зрения готовности решать конкретные управленческие и педагогические задачи, поставленные государством. Актуализируется необходимость повышения готовности педагогов к работе в меняющихся условиях, обосновывается значимость гибкого подхода к обновлению содержания дополнительного образования и форм его реализации. Ставится цель исследования, предполагающая разработку и теоретическое обоснование педагогических принципов проектирования содержания повышения квалификации педагогических работников в соответствии с федеральными проектами в системе образования. Анализ научной литературы показывает многообразие применяемых в системе дополнительного профессионального образования способов формального и неформального повышения квалификации педагогических работников, отсутствие единых подходов и правил в определении его содержания. Подчеркивается важность учета положений государственной образовательной политики при проектировании содержания повышения квалификации педагогических работников. Методологическим основанием исследования выступают концептуальные положения андрагогического подхода, на основе которого выстраивается содержание повышения квалификации, основанное на проявляющихся потребностях и профессиональных затруднениях педагогических работников и поддерживаемое целевыми установками федеральных проектов в сфере образования. Результат исследования выражается в теоретическом обобщении и научном обосновании единых подходов к проектированию содержания повышения квалификации. Указываются принципы реализации данного процесса, в соответствии с которым осуществляется проектирование программ для педагогических работников Челябинской области. Они предполагают единство государственных установок в сфере общего образования и индивидуальных образовательных потребностей педагогических работников, комплексную оценку профессиональных квалификаций педагогических работников, сочетание практической значимости и многозадачности содержания повышения квалификации, использование результативных региональных педагогических практик. Научная новизна исследования состоит в характеристике принципов проектирования содержания повышения квалификации, согласованных с ведущими государственными установками, федеральными проектами в сфере образования. Теоретическая значимость исследования выражена в обновлении теоретических оснований, лежащих в основе разработки направлений, содержания и форм непрерывного развития педагогических работников, формального и неформального образования специалистов педагогической сферы. Практическая значимость публикации состоит в том, что указанные принципы могут выступать основой для проектирования программ повышения квалификации педагогических работников в других регионах РФ. Принципы и их содержание являются гибкими, дополняемыми, отвечают целевым установкам федеральных проектов, разрабатываемых в соответствии с ключевыми направлениями развития суверенной системы образования.

Сохранить в закладках