Статьи в выпуске: 21
В настоящее время в государственной политике разных стран активно продвигается повестка на разрушение идентичности семейных устоев, подмену понятий родительства и материнства в целом. При осуществлении данной политики в обществе меняется парадигма психоэмоциональных состояний человека, и последствия этих глобальных изменений семейной идентичности еще предстоит оценить в будущем. Как показывают исследования, семья, в ее традиционном союзе мужчины и женщины, является «ячейкой общества», «крепким фундаментом», которые позволяют человеку позитивно преодолевать возникающие вокруг него невзгоды, трудности, которые могут встречаться на жизненном пути. Соответственно, общество становится эмоционально устойчивым, психологически здоровым, трудоспособным, а как следствие, и государство развитым с точки зрения благополучной демографической ситуации, а также средой производства и потребления. Поэтому наше исследование посвящено изучению влияния субъективного переживания одиночества женщин, испытывающих сложности построения брачных отношений. В исследовании приняли участие 390 женщин в возрасте 23-45 лет. Формирование контрольной и экспериментальной выборок осуществлялось на основе авторской анкеты, позволившей уточнить социально-психологические характеристики респондентов и их статус. Обязательным условием включения в экспериментальную группу являлось отсутствие отношений с выраженным желанием иметь партнера. Контрольную группу составили женщины, состоящие в браке. Субъективное переживание одиночества оценивалось батарей диагностических методик: диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, изучения личностных особенностей и состояний людей Шкала базовых убеждений Р. Янов-Бульман (адаптация О. Кравцовой), опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, методика самоотношения В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева). Для обработки полученных результатов использовались методы математической статистики с применением программы SPSS версии 17. По результатам исследования были установлены множественные различия психоэмоциональной сферы респондентов и показана взаимосвязь между самоотношением к себе и другим людям, к миру в целом у женщин, находящихся в брачном союзе, и женщин, которые не состоят в отношении с мужчиной, но испытывают потребность в их создании. Установлено, что респонденты, состоящие в брачных отношениях, спокойнее воспринимают одиночество как возможность уединения и время для размышления о своей жизни и выстраивания плана по управлению внешней средой для достижения значимых, личных целей. Высокие значения по шкале психологического благополучия в группе женщин, состоящих в брачном союзе, свидетельствуют о снижении чувства одиночества личности и общей конфликтности, повышают уверенность человека в собственных силах, способствуют установлению и поддержанию доброжелательных, близких отношений с другими людьми, а также повышают интерес человека к собственной личности и своему Я. В то время как женщины, не состоящие в отношениях, в целом воспринимают мир как менее доброжелательный, с большим количеством несчастий, а также оценивают свою личность и черты характера отрицательно, полагая, что в них гораздо меньше положительных качеств, чем в других людях, что приводит к снижению уровня самооценки и степени удовлетворенности собой. Также отмечено, что женщины, не находящиеся в отношениях с мужчиной, проявляют депрессивные признаки эмоционального состояния, ярко выражены самообвинения, нестабильный эмоциональный фон, отсутствие ощущения справедливости и благосклонности мира, явно проявлено наличие внутренних конфликтов как результат неудовлетворенности собой и своей личностью. По результатам проведенного исследования субъективного переживания одиночества женщин, испытывающих сложности в построении брачных отношений, могут быть сформулированы практические рекомендации в консультировании и психотерапии. Познание особенностей субъективного опыта переживания одиночества (саморефлексия и переосмысление негативного жизненного опыта, добровольность, личностная готовность) и специфических результатов (восстановление ресурсов и позитивные эффекты уединения; личностные изменения; опыт значимых личностных переживаний) помогает ориентировать на продуктивное проживание времени наедине с собой.
В данной статье рассматриваются методика подготовки студентов, будущих преподавателей иностранного языка, в части формирования их профессиональных компетенций, основанная на теории мультимодальности, и наиболее эффективные способы обучения методике преподавания иностранного языка, применяемые для нивелирования недостатков традиционной модели обучения дисциплинам методического цикла в вузе. Поясняется термин мультимодальности применительно к теме исследования, под которой понимается характеристика современного профессионального образования будущих учителей иностранного языка, которая основана на применении цифровых технологий, предоставляющих преподавателю и студентам возможность качественной профессиональной подготовки в вузе. Рассматриваются практические примеры применения теории мультимодальности в обучении будущих учителей методике преподавания иностранного языка в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского (интерактивные лекции с применением мультимодальных презентаций, задания с использованием мультимодальных текстов, выполняемые студентами в рамках семинарских занятий). Для подтверждения положительного влияния мультимодального обучения на формирование профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка приводятся данные опроса. Представлен ряд электронных ресурсов, которые преподаватель и студенты могут использовать для подготовки мультимодальных заданий по методике преподавания иностранного языка.
В статье рассматриваются результаты педагогического эксперимента по организации деятельности профильных психолого-педагогических классов на базе Нижнетагильского государственного социально-педагогического института. Проблема создания педагогических классов состоит в наличии противоречия между объективной потребностью общества в подготовленных высоко мотивированных педагогических кадрах, приток которых должен быть обеспечен за счет выбора большинством выпускников таких классов педагогической профессии, с одной стороны, и отсутствием обоснования эффективности конкретных моделей создания психолого-педагогических классов, с другой стороны. Целью данной работы являются представление моделей организации педагогических классов и определение критериев их эффективности. В исследовании использованы методы количественного сопоставления результатов, учет явных и компаративных факторов, влияющих на эти результаты, а также анализ опросов участников процесса. Научная новизна данного исследования состоит в сопоставительном анализе зависимости используемой модели организации психолого-педагогических классов и результатов поступления выпускников этих классов в образовательные организации высшего образования и колледжи на педагогические направления в целом и в образовательную организацию высшего образования, выполняющую научно-методическое сопровождение данных обучающихся, в частности.
Масштабное обновление сферы образования Российской Федерации в соответствии с едиными подходами к формированию содержания образования актуализировало проблему обеспечения открытости и независимости оценки качества подготовки педагогических кадров. Реализация концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г., введение в практику методических рекомендаций по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»), обновленных Федеральных государственных стандартов общего образования определили базовые ориентиры качества подготовки педагогов по программам высшего образования. В настоящее время в соответствии с актуальными нормативно-правовыми и программно-методическими документами в части системной оценки качества подготовки педагогических кадров на основе принципов открытости и независимости требуются целенаправленный поиск, проектирование и апробация механизма формирования единого банка оценочных материалов для определения качества подготовки педагогов по программам высшего образования. Авторами определены теоретико-методологические, нормативные основы формирования единого банка материалов для оценки качества подготовки педагогов, представлена модель единого банка материалов для оценки качества подготовки педагогов, определены принципы формирования единого банка материалов для оценки качества подготовки педагогов, представлен банк оценочных материалов по шести предметно-методическим модулям, разработаны методические рекомендации по формированию единого банка материалов для оценки качества подготовки педагогов. Результаты исследования позволят получить новые данные об актуальном состоянии качества подготовки педагогов по программам высшего образования, разработать модель единого банка оценочных материалов для определения качества подготовки педагогов по программам высшего образования, а также создать научно-методические основания для внедрения в практику механизма формирования единого банка материалов для оценки качества подготовки педагогов формирования единого банка оценочных материалов для определения качества подготовки педагогов по программам высшего образования как элемента национальной системы учительского роста.
Проблема формирования коммуникативных навыков обучающихся раннего юношеского возраста является актуальной для профессионального образования. Цель исследования - описание характеристик Я-концепции в сфере общения обучающихся раннего юношеского возраста как предпосылки для формирования коммуникативных навыков в процессе профессиональной подготовки. Для этого дана характеристика психологических особенностей раннего юношеского возраста, описаны основные подходы к пониманию и функционированию феномена «Я-концепции»: социальная природа формирования, взаимосвязь с оценками окружающих значимых людей, регулятивная функция Я-концепции. Проведено экспериментальное изучение Я-концепции в сфере общения с помощью методики «Изучение особенностей Я-концепции» Е. Пирса и Д. Харриса в адаптации А. М. Прихожан. В исследовании принял участие 171 обучающийся общеобразовательной школы с 9 по 11 класс. Возраст участников исследования находится в диапазоне от 15 до 17 лет, среднее значение - 16,1 лет ± 0,78. В выборку были включены только анкеты, имеющие низкие показатели шкалы социальной желательности. Результаты изучения показали преобладание высокой самооценки умения общаться, популярности среди сверстников, удовлетворенности сферой общения в ответах обучающихся раннего юношеского возраста. Отсутствие значимых различий в ответах юношей и девушек в самооценках сферы общения. Отмечена тенденция к более низкой оценке умения общаться обучающими 9-х классов. Качественный анализ ответов выявил меньшую представленность лидерских навыков, сомнения в хорошем отношении других людей и ограниченность круга друзей в подвыборках 9-х и 10-11 классов. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Понимание особенностей Я-концепции в сфере общения поможет проектировать образовательные курсы и программы, направленные на формирование коммуникативных навыков, способствующих реализации лидерской роли обучающихся, потребности в самоутверждении и овладении общей культурой общения для решения задач межличностного общения.
В статье раскрывается идея реализации принципа ассоциативности при обучении игре на фортепиано студентов музыкальных вузов Китая. Данный принцип позволяет привлекать художественные образы для изучения фортепианных произведений из разных видов искусства, что помогает восприятию студентами образного содержания европейских фортепианных произведений. Цель статьи - обоснование комплекса методов художественного образования, соответствующих принципу ассоциативности, что помогает китайским студентам достичь выразительности в исполнении европейской музыки. Метод широких ассоциаций используется для активизации личностного эмоционального опыта в трактовке образного содержания разучиваемых фортепианных пьес. Метод художественных ассоциаций направлен на развитие умений анализировать музыкальную форму произведений через аналогии с другими видами искусства. Метод творческого музицирования связан с применением разных видов музыкальной деятельности для создания музыкально-звуковых ассоциаций и со-творческой исполнительской трактовки образного содержания исполняемых произведений. В статье приведены примеры творческих заданий, разработанных в рамках каждого метода: подбор иллюстраций, соответствующих основному эмоциональному тону пьесы, разработка эмоционального плана пьесы с помощью цветовых сочетаний, создание слайд-фильмов, передающих через смену репродукций эмоциональную драматургию пьесы, игра по условной партитуре, создание темброво-шумовых композиций и пр. Выявлено, что опора на принцип ассоциативности в обучении китайских студентов игре на фортепиано обогащает их художественный опыт, способствует развитию образного восприятия и выразительного исполнения европейской фортепианной музыки, стимулирует интерес к ее самостоятельному изучению для будущей профессиональной деятельности.
Преподавание скрипки - очень сложный, строящийся на соблюдении строгой системности процесс, который требует, чтобы обучение строилось постепенно, последовательно, шаг за шагом формируя технические навыки игры на этом сложном для освоения музыкальном инструменте во взаимосвязи с развитием музыкального мышления студентов. Данное положение касается процесса обучения студентов в педагогических университетах, в том числе педагогических университетах Китая. В статье раскрываются исторические вехи становления скрипичной музыкальной педагогики в Китае. Доказывается, что преподавание скрипки должно базироваться на определенной теоретико-методической базе, позволяющей успешно планировать и осуществлять профессиональную подготовку студентов. В материалах публикации в опоре на анализ информации из научных и методических публикаций, опыт коллег и личный опыт преподавания автора обосновывается, что формирование технических навыков игры на скрипке, как и на любом другом музыкальном инструменте, должно проходить во взаимосвязи с развитием музыкального мышления студентов, что делает процесс обучения продуктивным. Именно эта идея должна быть ключевой в профессиональной подготовке студентов в педагогических университетах Китая.
Статья посвящена вопросам использования современных технологий в организации самостоятельных занятий физической культурой студентов вузов. В данной статье рассматривается опыт использования интернет-ресурсов, спортивных приложений и сервисов в качестве формы организации самостоятельных занятий по физической культуре в высших учебных заведениях, анализируются их преимущества и недостатки. Исследование, приведенное в статье, имело своей целью выявить преимущества и недостатки современных информационных технологий в организации самостоятельных занятий студентов по предмету «Физическая культура» и определить наиболее эффективные способы проведения занятий. Для достижения обозначенной цели применялся комплекс научных методов: анализ, синтез, обобщение и иные общенаучные методы, наблюдение и опрос, математические и статистические методы обработки полученных результатов. Итогом исследования стали рекомендации по организации самостоятельных занятий студентов по физической культуре посредством современных информационных технологий. Результаты исследования и сформулированные прикладные рекомендации могут быть интересны тренерам и педагогам, занимающимся обучением по предмету «Физическая культура и спорт», а также методическим работникам для разработки необходимого методического сопровождения.
В условиях быстро меняющегося и турбулентного мира актуальной задачей становится определение портрета будущего педагога как ориентира в подготовке кадров для современной сферы образования. Действующий в России федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования регламентирует операциональные компетенции профессиональной деятельности выпускников педагогических университетов и не касается многих личностных характеристик действующих и будущих педагогов, которые необходимо развивать в реалиях меняющегося мира. Целью работы является попытка переосмысления основных аксиологических и праксеологических основ портрета будущего педагога (выпускника педагогического университета) с учетом контекстов его жизнедеятельности и набора компетенций, необходимых ему и обществу. Рассмотрение различных аспектов портрета проведено с позиции целостности образа и интеграции составляющих универсального и вариативного компонентов. Для аргументации состава универсальных (унифицированных, присущих всем) и вариативных (уникальных) характеристик деятельности будущего педагога проведен анализ научных психолого-педагогических публикаций, относящихся как к общей роли университетов в социуме, так и к требованиям социума к компетенциям выпускников педагогического вуза. Компетенция коннективизма представлена в качестве ведущей составляющей портрета будущего педагога. Сделан вывод, что способность и умение выпускника педагогического университета строить и поддерживать на акмеологических ориентирах сеть межличностных и коллективных взаимосвязей с представителями разных профессий, социальных групп и статусов для организации совместной продуктивной деятельности позволяют не только адаптироваться к происходящим изменениям контекста его жизнедеятельности, но и в определенной мере этот контекст трансформировать.
Цифровые технологии затрагивают многие сферы профессиональной деятельности человека. Образовательная сфера не является исключением. Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью подготовки современных специалистов в вузах для формирования и развития цифровых компетенций. Требования работодателей привели к пересмотру обучения переводчиков на кафедре иностранных языков Уральского федерального университета. Поставлена задача по разработке методики формирования цифровой компетенции переводчика у студентов лингвистических образовательных программ. Авторы статьи рассматривают цифровую компетенцию переводчика как необходимый элемент профессиональной компетенции современного переводчика. Цифровая компетенция переводчика является многокомпонентной и объединяет технический, информационно-организационный и коммуникационный компоненты. Разработанная поэтапная методика формирования цифровой компетенции переводчика предусматривает формирование каждого ее компонента посредством последовательного освоения различных дисциплин, формирующих лингвопереводческие умения наряду с цифровыми. Кафедра иностранных языков Уральского федерального университета создала образовательную программу «Перевод в цифровой среде», которая обеспечивает одновременное, поэтапное развитие лингвопереводческих и цифровых компетенций у студентов, обучающихся по направлению 45.02.03 «Лингвистика». При сохранении дисциплины лингвопереводческого модуля в учебный план был добавлен модуль «Информационные технологии в переводе», реализующий новую методику. Содержание каждой дисциплины отвечает целям и задачам поэтапного формирования определенного компонента цифровой компетенции переводчика. В статье даны описание дисциплин и их роль в данном процессе: «Информационные технологии в лингвистике», «Документальное сопровождение перевода в цифровой среде», «Языки программирования», «Цифровой менеджмент языковых данных в переводе», «Профессиональное постредактирование машинного перевода». Реализация методики поэтапного формирования цифровой компетенции в ходе освоения дисциплин цифрового модуля должна повысить эффективность взаимодействия будущих переводчиков с цифровой средой, обеспечивая формирование каждого из компонентов цифровой компетенции переводчика.
Воспитание профессиональных экологических компетенций у будущих врачей неразрывно связано с формированием у студентов-медиков заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле. Целью исследования является апробация методики преподавания, основанной на созданной педагогической модели формирования экологических компетенций у студентов медицинского вуза. Анализируется эффективность процесса преподавания дисциплины «Экологическая химия», реализуемой для студентов первого курса педиатрического факультета Уральского государственного медицинского университета (УГМУ, г. Екатеринбург) как дополнительная профессиональная образовательная программа (далее - ДПОП). Оценивались текущая успеваемость по результатам тестовых контролей к лекциям и лабораторным работам и результаты анкетирования. Тестовые контроли проводились дистанционно в режиме online на платформе MedSpace. Предложенная педагогическая модель представляет собой структуру, состоящую из системы взаимосвязанных блоков. Выделены методический, содержательный и технический блоки, базирующиеся на профессиональных экологических компетенциях, состоящих из когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельно-практического компонентов. Процесс формирования экологических компетенций выстраивается методологически, основываясь на лекционном и практическом материале. Лекции строго структурированы, и каждая теоретическая тема снабжена практическим занятием, в основе которого лежит лабораторная работа с экологической направленностью. Оценена результативность лабораторных работ. Она напрямую зависит от степени медицинской и экологической направленности материала. Анкетирование по окончании курса показало, что методика преподавания, основанная на модели формирования профессиональных экологических компетенций у будущих врачей-педиатров апробирована, так как уровень сформированности профессиональных экологических компетенций у студентов первого курса в ходе изучения дополнительной профессиональной программы был достаточно высоким. Участие студентов 1 курса педиатрического факультета в ДПОП «Экологическая химия» позволяет им сформировать фундаментальные знания по химии, способствует самореализации их способностей, формирует значимые экологические компетенции, становится движущей силой на пути к успеху и профессиональному медицинскому росту.
Проблемой статьи является поиск эффективных форм развития композиционных умений и навыков в процессе коллективной художественной деятельности студентов колледжа. Целью автора стало теоретическое осмысление развития композиционных умений и навыков в разных формах коллективной художественной деятельности студентов колледжа. Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей по изучению композиционных навыков у студентов колледжа (К. М. Зубрилина, М. А. Преснякова, А. В. Гаврикова); коллективной художественной деятельности (К. М. Лепилов, Г. В. Лабунская, С. Т. Шацкий, И. Н. Турро). В статье использованы методы теоретического анализа, систематизации, обобщения, на основе которых доказано, что композиционные умения и навыки студентов колледжа являются результатом коллективной художественной деятельности. Основные результаты. На основе проведенного анализа специальной литературы было выявлено, что композиционные умения и навыки студентов развиваются в разных формах коллективной художественной деятельности посредством специальных методических приемов. В результате у студентов колледжа формируются основы композиционного мышления, навыки решения композиционных задач, развитие творческого воображения, образного мышления учащихся. Автор приходит к выводу, что разные формы коллективной художественной деятельности на занятиях по дизайну, в частности фронтальная, комплексная, коллективно-производственная, способствуют развитию композиционных умений и навыков студентов колледжа. Научная новизна результатов исследования заключается в обобщении методических приемов использования разных форм коллективной художественной деятельности в процессе развития композиционных умений и навыков у студентов колледжа. Практическая и теоретическая значимость результатов заключается в том, что автором обобщены теоретические положения ο влиянии коллективной художественной деятельности на занятиях по дизайну на развитие композиционных умений и навыков студентов колледжа. Полученные выводы могут использоваться при преподавании дисциплин для студентов факультета дизайна в учреждениях среднего профессионального образования России. Содержательные выводы. Таким образом, в процессе коллективной художественной деятельности на занятиях по дизайну, в частности в процессе рисования, выстраивания композиции, изготовления макетов из бумаги, работы с цветом и формой, у студентов формируются композиционные умения и навыки, которые являются основой композиционной грамотности и успешной профессиональной реализации в будущем.
Статья посвящена методическому аспекту модели формирования критического мышления у студентов среднего профессионального образования при изучении физики и технических дисциплин. Цель исследования: выявить теоретические и методические основы развития критического мышления студентов среднего профессионального образования в процессе обучения физике. Методологической основой исследования являются системный и компетентностный подходы; психолого-педагогическими основаниями - исследования отечественных и зарубежных ученых о природе и методах развития критического мышления, теории проблемного и проектного обучения. Использована система теоретических и эмпирических методов исследования. Дается анализ понятия «критическое мышление». Раскрыты особенности критического мышления, его структура, а также средства и способы его развития в процессе обучения физике и техническим дисциплинам. Описаны характеристики и способы диагностики уровней развитости критического мышления обучающихся. Новизна полученных результатов заключается в адаптации технологии применения концепции чемпионата «Профессионалы» для дисциплины «Физика», а также в классификации критериев и уровней развития критического мышления у студентов среднего профессионального образования. Значимость результатов для науки и практики заключается в расширении системы средств и способов формирования исследуемого качества, разработке соответствующих методических материалов. В результате проведенного исследования на поисковом этапе дидактического эксперимента удалось показать, что применение предложенных методов и средств приводит к статистически значимому повышению уровня развития критического мышления у студентов среднего профессионального образования.
В статье находит освещение проблема формирования устойчивых и системных представлений о литературных направлениях и течениях в рамках школьного литературного образования. Были выявлены типичные ошибки, которые приводят к поверхностному восприятию теоретического материала по русскому модернизму и, как следствие, к неспособности обучающихся грамотно интерпретировать и характеризовать художественное произведение, созданное вне рамок реалистического метода. Описана необходимость учета как филологических, так и методических проблем литературного образования с целью углубления и упорядочения эстетики не только течений модернизма, но и генетически связанного с ними романтизма и заложившего основу для нового искусства реализма. Анализ практики преподавания (методика учителей-практиков, олимпиадные работы обучающихся, итоговые сочинения выпускников, данные диагностики остаточных знаний) и теории (актуальных учебников, статей модернистов и критиков, научных исследований по теме) позволил разработать модель системного обучения при изучении русского модернизма, раскрыть этапность освоения эстетики «нового искусства» и описать методические приемы, доказавшие свою эффективность с позиций как традиционной, так и инновационной методики. Материал статьи может послужить основой для корректировки модели с учетом специфики авторских методик, а также для дальнейших фундаментальных исследований.
В статье автором рассматриваются вопросы развития сетевого наставничества обучающихся педагогических классов. В тексте делается акцент на важность осознанного выбора профессии, роли профессионального самоопределения современных старшеклассников. Автором указывается роль образования как ключевого ресурса в жизни человека для становления востребованным и квалифицированным специалистом. Имеется анализ актуальности проблемы собственного выбора профессии, потребности общества в хорошем педагоге, который эрудирован, любит профессию и труд педагога. Авторы ссылаются на нормативно-правовые документы, локальные акты государственного уровня, которые ориентируют на портрет выпускника школы, сформированную личность обучающегося. В статье раскрываются суть и роль педагогической профессии на современном этапе, ее значимость для общества в целом. Проводятся анализ применяемых сетевых технологий, опыт реализации данных программ в Хабаровском крае. Авторами рассматриваются проблемы развития сетевого менторства обучающихся психолого-педагогических классов, а также приводится решение данных проблем. Изучаются различные точки зрения ученых относительно вопросов развития сетевых программ сопровождения обучающихся педагогических классов в условиях наставничества. Также изучаются сущность и роль наставничества в образовательной деятельности обучающихся на современном этапе.
В новых Стандартах обязательного образования в сфере искусства, появившихся в Китае в 2022 году, выдвигаются требования по развитию общей и музыкальной культуры обучающихся, формированию у них умений слушать музыку в процессе ознакомления с произведениями китайской академической музыки и мирового классического наследия. Примером такой музыки могут стать произведения известных китайских композиторов и всемирно известных композиторов-классиков, которые сочиняли циклы произведений для детей. К таким соответствующим уровню восприятия детей и их техническим возможностям произведениям относятся циклы произведений, называемые альбомами. В китайском школьном музыкальном образовании такие всемирно известные детские альбомы являются мало используемыми. Цель данной статьи - раскрыть принципы введения циклов детской музыки в систему школьного музыкального образования: «доступность обучения», «тематизм», «историзм» включения художественного материала в содержание урока, а также представить методы и приемы, способствующие формированию слушательской культуры обучающихся в начальной китайской школе. Методами поиска путей достижения поставленной цели являются: анализ литературы по музыкальной педагогике китайских и российских авторов, контент-анализ музыкального материала для слушания музыки на уроке в школах Китая, обобщение идей китайских и российских авторов по проблеме формирования слушательской культуры школьников. Материалы статьи могут быть полезны для всех тех, кто изучает систему развития музыкального образования в Китае, а также новые подходы к организации процесса формирования слушательской культуры школьников на уроках музыки.
В данной статье раскрываются особенности формирования функциональной математической грамотности у детей младшего школьного возраста. Целью статьи является описание разнообразных средств, направленных на формирование функциональной математической грамотности младших школьников в процессе обучения математике. В ходе исследования применялись теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение и интерпретация фактов. В статье раскрываются такие понятия, как «функциональная грамотность», «функциональная математическая грамотность». Отмечается, что функциональная грамотность - это не новые знания, это компетенции - готовность и способность школьника к решению проблем, готовность и способность действовать с опорой на жизненный опыт и на уже полученные знания, способность к обобщениям, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений и навыков для решения различных жизненных проблемных ситуаций, готовность к самообразованию. Одной из составляющих функциональной грамотности является математическая грамотность. Математическая грамотность позволяет увидеть практическую составляющую предмета и применить ее в конкретной жизненной ситуации. Для формирования математической грамотности предлагается ориентироваться на следующие этапы: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный этапы. В статье описаны разнообразные средства формирования функциональной математической грамотности в начальной школе: ситуативные задачи, в условии которых используются реальные ситуации, основанные на жизненном опыте учащихся, цифровые тренажеры, проекты. Новизна исследования: представлена методика работы над ситуативными задачами на уроке математики, выделены позиции, по которым можно проводить анализ фрагмента урока по формированию математической грамотности. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов при организации процесса обучения математике.
В данной статье в качестве источника данных взяты научные статьи и диссертации, связанные с применением ассоциативного эксперимента в сфере изучения иностранных языков в Китае и включенные в научную базу CNKI в период с 2000 по 2023 гг. На основе указанных данных проведен анализ ежегодных публикаций, научных журналов и актуальных направлений исследований, что позволяет представить общие характеристики и тенденцию развития в рассматриваемой области лингвистики в современном Китае. В статье указано, что в течение последних 20 лет в Китае исследования, в которых использовали ассоциативный эксперимент в сфере изучения иностранных языков, имели «волнообразную» тенденцию - от увеличения к последующему уменьшению с рядом относительных пиков роста публикационной активности. Результаты исследований, представленных в отобранных научных статьях и диссертациях, находят свое отражение преимущественно в работах китайских лингвистов, специализирующихся в английском и русском языках, менее - японском языке. Отмечается, что результаты исследований, связанных с применением ассоциативного эксперимента в других иностранных языках, отсутствуют. Современные китайские лингвисты, связанные с изучением иностранных языков, применяют ассоциативные эксперименты в основном для изучения таких актуальных вопросов, как «концепт», «языковое сознание», «ментальный лексикон» и «методика обучения иностранным языкам». В дальнейшем продемонстрировано, что применение ассоциативного эксперимента может внести эффективный вклад в развитие соответствующих исследований в китайском научном сообществе исследователей иностранных языков.
Одно из основных требований ФГОС 3++ ВО - разработать эффективную систему оценивания результатов образовательного процесса на основе компетентностного подхода в высшей школе. Применение данного подхода в обучении приводит к формированию новой оценочной шкалы качества получаемого результата. Традиционно в высшей школе оценивались основы предметной области: знания, умения и владения. Однако требования новых образовательных стандартов диктуют иные подходы к оценке результатов: фокус смещается на проверку компетенций и их компонентов (индикаторов). Цель статьи - дать обоснование понятия «оценочное средство» и предложить примерный перечень оценочных средств для использования их при разработке рабочих учебных программ в вузе. В статье применялись следующие методы исследования: анализ педагогической литературы и документации (электронные ведомости), лексикографический анализ термина «оценочное средство», сравнительный анализ при уточнении определения понятий 26 оценочных средств в справочных и отраслевых источниках, а также методика количественно-статистического анализа, выявляющего формирование тех или иных составляющих компетенции УК-4 в начале и в конце обучения. Одним из главных требований государственных стандартов нового поколения является корреляция содержания форм и методов процедуры контроля образовательного результата с будущей профессиональной деятельностью. Для оценки качества уровня сформированности компетенций у выпускников необходим арсенал соответствующих инструментов и приемов. В работе определены границы понятия «оценочное средство», указаны его характеристики, способы реализации в учебном процессе, а также на примере учебной дисциплины «Русский язык в деловом общении», являющейся обязательной для изучения студентами всех направлений подготовки бакалавриата и специалитета, показано соотношение выбора оценочных средств с содержанием учебного курса и составляющими компетенции УК-4. Результатом данного исследования является разработка примерного списка оценочных средств вуза и методических рекомендаций для авторов и составителей рабочих программ в контексте реализации ФГОС 3 ++ ВО.
ПРАКТИКА ВВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА КАК НОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ В ВУЗЕНациональная система квалификаций, которая включает в себя профессиональные стандарты, независимую оценку квалификаций, профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и др., предопределяет формирование новых механизмов оценки образовательных результатов выпускников высшей школы, отражающих требования, предъявляемые к работникам системы образования профессиональными стандартами. В Уральском государственном педагогическом университете в 2023 году впервые государственный экзамен по педагогическим направлениям подготовки проходил в форме демонстрационного экзамена. В статье представлен анализ опыта подготовки и проведения демонстрационного экзамена с применением методов самооценки по модели EFQM в соответствии с принципами менеджмента качества. Новизна применяемого метода в том, что при введении демонстрационного экзамена проводится сегментная самооценка как индивидуальный проект совершенствования деятельности университета в целом, не только качества ответов студентов, но и оценка условий, качества управленческих решений и деятельности персонала - педагогов, членов государственных комиссий, оценка влияния данной формы государственной аттестации на мнения работодателей о качестве подготовки выпускников.
В статье поднимается проблема выявления дефицитов и перспективных направлений партнерства школы и семьи в современных условиях. Автору статьи представляется возможным использовать в решении этой проблемы контекст целевых ориентиров государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Цель исследования состоит в выявлении дефицитов и перспектив партнерства школы и семьи в контексте целевых ориентиров государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. На первом этапе исследования произведен сбор эмпирических данных с применением онлайн-анкеты для родителей и педагогов общеобразовательных организаций. На втором этапе исследования были изучены полученные данные с применением методов математической обработки результатов, что позволило выявить: значимые для педагогов и родителей традиционные российские духовно-нравственные ценности, а также готовность к партнерству в их формировании; понимание педагогами и родителями партнерства, его целей и значения в социализации и образовании детей; субъективные позиции каждой из сторон в процессе взаимодействия; уровень активности участия педагогов и родителей в различных формах их взаимодействия; степень значимости и эффективности каждой из форм взаимодействия; удовлетворенность педагогов и родителей реализующимися формами взаимодействия; направления развития взаимодействия; перспективные для школы и семьи формы взаимодействия, их цели; опыт участия и (или) готовность к участию в каждой из форм взаимодействия, способы их реализации; потребность в инновационных формах взаимодействия. Результаты проведенного исследования могут стать основой для разработки модели партнерства школы и семьи в формировании традиционных российских духовно-нравственных ценностей.