Статья посвящена изучению особенностей формирования культуры предпринимательства предприятий сферы туризма, что обусловлено ее исключительной ролью в обеспечении конкурентоспособности и устойчивости развития туристического предприятия. На основании проведенного анализа структурированы и классифицированы основные подходы к определению понятия культуры предпринимательства. Изучены разные модели бизнес-культур и идентифицированы их типы, которые подходят для сферы туризма. Каждая модель имеет свои минусы и плюсы, зная которые можно не придерживаться только одной модели, а наоборот, проанализировав все составляющие, принимать меры, которые будут необходимы именно для решения индивидуальной проблемы туристического предприятия. На туристическом рынке существует много разных предприятий, для управления которыми необходимо определить свой индивидуальный путь развития. С учетом этого, разработана модель культуры предпринимательства туристического предприятия, которая в отличие от существующих, учитывает четыре направления взаимодействия турпредприятия с клиентами, партнерами по бизнесу, государственными органами и персоналом по двум критериям: дифференциация/интеграция и стабильность/гибкость, а также представляет ценности предприятия в клиентской, партнерской, административной и корпоративной культурах.
В статье обоснована логика проектного консалтинга государственно-частного партнёрства в сфере экономической безопасности предпринимательской деятельности, что представляет особую актуальность в условиях возникновения новых ее угроз. Установлено, что государственно-частное партнерство в сфере экономической безопасности предпринимательской деятельности создает предпосылки и формирует векторы модернизации социальных и экономических отношений, устраняет деформации и диспропорции развития экономики, акцентирует внимание на необходимости достижения как экономических результатов деятельности, так и социальных. Обоснование взаимосвязи и взаимообусловленности этапов проектного консалтинга позволило подчеркнуть необходимость реализации программно-целевого метода при финансировании проектов государственно-частного партнёрства в целом и в сфере экономической безопасности в частности. Вследствие чего акцентировано внимание на особенностях бюджетирования проектного консалтинга и разработке регламентированных форм для отражения источников его финансирования.