Статья посвящена изучению особенностей формирования культуры предпринимательства предприятий сферы туризма, что обусловлено ее исключительной ролью в обеспечении конкурентоспособности и устойчивости развития туристического предприятия. На основании проведенного анализа структурированы и классифицированы основные подходы к определению понятия культуры предпринимательства. Изучены разные модели бизнес-культур и идентифицированы их типы, которые подходят для сферы туризма. Каждая модель имеет свои минусы и плюсы, зная которые можно не придерживаться только одной модели, а наоборот, проанализировав все составляющие, принимать меры, которые будут необходимы именно для решения индивидуальной проблемы туристического предприятия. На туристическом рынке существует много разных предприятий, для управления которыми необходимо определить свой индивидуальный путь развития. С учетом этого, разработана модель культуры предпринимательства туристического предприятия, которая в отличие от существующих, учитывает четыре направления взаимодействия турпредприятия с клиентами, партнерами по бизнесу, государственными органами и персоналом по двум критериям: дифференциация/интеграция и стабильность/гибкость, а также представляет ценности предприятия в клиентской, партнерской, административной и корпоративной культурах.
Цель заключается в осуществлении диагностики современного состояния, тенденций и перспектив развития культуры предпринимательства предприятий сферы туристских услуг с использованием методов эмпирического исследования. Методическими основами статьи является мониторинг ценностно-мотивационных ориентаций предприятий сферы туристских услуг для выявления направлений развития культуры предпринимательства.
Результаты. На основании проведенной комплексной диагностики культуры предпринимательства предприятий сферы туристских услуг усовершенствована методика оценки поведенческой принадлежности культуры предпринимательства, в которой, в зависимости от доминирующих ценностно-мотивационных ориентаций участников туристского рынка, выделены три типа культуры. Научная новизна. На основании проведенного анализа предложены направления трансформации культуры предпринимательства предприятий сферы туристских услуг; обоснована типология культуры предпринимательства в зависимости от ценностно-мотивационных ориентаций субъектов туристского рынка; усовершенствована методика оценки поведенческой принадлежности культуры предпринимательства, которая в отличие от существующих адаптирована под сферу туристских услуг и основана на трех уровнях восприятия изменений, стремления к развитию и коллективной моральной и социальной ответственности субъектов туристского рынка. Практическая значимость. На основании диагностики современного состояния и выявленных тенденций развития организационной культуры предпринимательства предприятий сферы туристских услуг предложены приоритетные направления ее совершенствования.