Научный архив: статьи

ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УЧАСТИЕ В НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ: СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ (2025)

Настоящая работа продолжает серию из трех научных статей, посвященных исследованию состава и особенностей противодействия полиции административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ. В статье дается характеристика субъекта и субъективной стороны данного деликта. Основными результатами исследования являются: обоснование нецелесообразности признания особым субъектом правонарушения родителей и иных законных представителей несовершеннолетних; аргументация целесообразности снижения возраста субъекта правонарушения и приведения к единообразию возрастного ценза для организатора публичного мероприятия

Издание: ОБЩЕСТВО И ПРАВО
Выпуск: № 3 (93) (2025)
Автор(ы): Рыдченко Кирилл Дмитриевич
Сохранить в закладках
МИНИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (2025)

Проведено сравнительно-правовое исследование возраста как признака субъекта преступления и административного правонарушения. Обращено внимание на теоретические положения и законопроектные инициативы, относящиеся к понижению возраста уголовной и административной ответственности. Авторы доказывают, что юридические правила относительно минимального возраста административной и уголовной ответственности взаимозависимы и должны обсуждаться и вноситься в законодательство одновременно. Рассмотрено зарубежное и международное законодательство, устанавливающее возраст юридической ответственности. Обоснованы выводы, что при решении вопроса о законодательном понижении возраста субъекта административного или уголовного правонарушения должны быть учтены не только юридические, но и социальные, психологические и иные факторы

Издание: ОБЩЕСТВО И ПРАВО
Выпуск: № 3 (93) (2025)
Автор(ы): АНИСИФОРОВА МАРЬЯМ ВЛАДИМИРОВНА, Цоколова Ольга Игоревна
Сохранить в закладках
ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УЧАСТИЕ В НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ: ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ (2025)

Настоящая работа открывает серию из трех научных статей, посвященных исследованию состава и особенностей осуществляемого полицией противодействия административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ. В статье определяется степень научной разработанности предметной сферы исследования, дается развернутая характеристика объекта и объективной стороны административно наказуемого вовлечения несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях. Основными результатами исследования являются: уточнение объекта правонарушения; авторская дефиниция «вовлечение несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях»; уточнение доктринальной трактовки несанкционированности как признака публичного мероприятия.

Издание: ОБЩЕСТВО И ПРАВО
Выпуск: № 2 (92) (2025)
Автор(ы): Рыдченко Кирилл Дмитриевич
Сохранить в закладках
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАУЧНЫХ ИДЕЙ ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ГАЛАГАНА (2025)

1. Братченко С. А. К вопросу о понятии качества государственного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 1. С. 57-72. EDN: YXTSNN 2. Галаган И. А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование). Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1970. 251 с. 3. Галаган И. А. О природе правового регулирования. Политические аспекты. Проблемы. Возможные решения // Правовая наука и реформа юридического образования: сб. науч. трудов. Вып. 4: Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. С. 21-43. 4. Гриценко В. В. Научные идеи Ивана Александровича Галагана об административной ответственности в контексте современных российских реформ // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия Право.2022. № 4 (51). С. 230-242. 5. Емельянов А. С. Механизм административно-правового регулирования // Журнал российского права. 2024. Т. 8. № 8. С. 127-145. EDN: OXXCIK 6. Зырянов С. М. Модернизация механизма административно-правового регулирования // Формирование и развитие отраслей права в исторической и современной правовой реальности России: в 12 т. Т. VIII: Административное право в системе современного российского права: монография / под ред. Р. Л. Хачатурова, А. П. Шергина. М.: Юрлитинформ,2022. 736 с. 7. Инициативный проект закона об обеспечении качества государственного управления / В. Н. Южаков, Э. В. Талапина, Е. И. Добролюбова, Ю. А. Тихомиров. М.: Дело (РАНХиГС), 2020. 150 с. EDN: AARLRM 8. Качество российского государственного управления: проблемы и приоритеты: монография /B. Н. Южаков, Е. И. Добролюбова, Ю. А. Тихомиров, А. Н. Старостина. М.: Дело (РАНХиГС), 2022. 444 с. 9. Корепина А. В. Качество экспертной деятельности в сфере государственного управления // Административное право и процесс. 2024. № 4. C. 60-63. EDN: QAZCOZ 10. Лаутс Е. Б. Антисанкционное регулирование рынка банковских услуг и антикризисный правовой режим банковской деятельности // Вестник Ун-та имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 1 (101). С. 70-79. 11. Негодаева Е. Г., Суховенко А. В., Поляков В. А. Цифровые технологии в нотариальной деятельности // Философия права. 2024. № 4. С. 21-26. 12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с. 13. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. 7-е изд., пересм. М.: Норма: ИНФРА-М. 2025. 840 с. 14. Россинский Б. В. О системе публичного управления // Административное право и процесс. 2024. № 6. С. 3 - 6. EDN: HXHZJZ 15. Старилов Ю. Н. Иван Александрович Галаган -выдающийся ученый-юрист и талантливый педагог с душой поэта // Иван Александрович Галаган и его научное наследие / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2010. С. 67-92. EDN: RYDTZV 16. Сырых В. М. Механизм правового регулирования. Теория государства и права: учеб. для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012. 704 с. 17. Тихомиров Ю. А. Правовое регулирование: теория и практика. М.: Формула права, 2019. 400 с. 18. Шергин А. П. Об ученом-административисте Галагане Иване Александровиче // Иван Александрович Галаган и его научное наследие / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2010.544 с. 19. Шомесов Д. В. К вопросу правового регулирования ответственности при инвестировании в условиях развития искусственного интеллекта // Право и экономика. 2024. № 12. С. 5-10. EDN: AKBBVZ

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРАВО
Выпуск: № 3 (62) (2025)
Автор(ы): КОРОТКИХ А.Г.
Сохранить в закладках
Об усилении административной ответственности за навязывание несовершеннолетним нетрадиционных семейных ценностей (2024)

В статье обосновываются рекомендации по усилению мер административной ответственности за навязывание несовершеннолетним нетрадиционных семейных ценностей. В качестве научной методологии использовались: диалектический, формально-юридический, общенаучные методы (анализ, синтез), а также сравнительно-правовой метод. На основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики авторами предлагается для соблюдения запрета на навязывание несовершеннолетним идей, пропаганды смены пола и однополых браков внести соответствующие изменения в статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в части установления запрета на усыновление ребенка (детей) лицом, сменившим пол.

Издание: ВЕСТНИК СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Автор(ы): Сунцов Александр Павлович, Мишунина Алена Александровна
Сохранить в закладках
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (2025)

В статье рассматривается опыт привлечения несовершеннолетних лиц к административной ответственности в Российской Федерации и Республике Беларусь. В этой статье рассматриваются ключевые аспекты, включая возраст, с которого наступает ответственность, различные меры воздействия и особенности процессуального права, с учетом исторического контекста и современных реалий, необходимость закрепления в КоАП РФ четкого перечня мер воспитательного характера, которые могут применяться наряду со штрафными санкциями либо вместо них. Интерес представляют изменения, которые претерпело законодательство Республики Беларусь в данной сфере. Правовая оценка белорусского опыта в сфере изменения административно - деликатного законодательства, рассмотрение возможности его применения для внедрения изменений в КоАП РФ, в частности выделения отдельной главы, посвященной административной ответственности несовершеннолетних с учетом особенностей субъектного состава. Также рассматривается возможность персонализации ответственности путем замены штрафа, накладываемого на родителя, в случае отсутствия заработка у несовершеннолетнего, на меры воспитательного воздействия непосредственно на лицо, совершившее правонарушение.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: Том 11(77). №1 (2025)
Автор(ы): Иващенко Екатерина Сергеевна, Щербанюк Татьяна Игоревна
Сохранить в закладках
Финансовая ответственность публично-правовых образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий (2025)

Предметом исследования являются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие при применении мер финансовой ответственности публично-правовых образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий. Цель работы заключается в определении финансовой ответственности публично-правовых образований. Задачи исследования: провести анализ правового регулирования финансовой ответственности публично-правовых образований, определить пределы полномочий высших исполнительных органов власти по установлению мер ответственности за совершение бюджетных нарушений, оценить последствия применения мер финансовой ответственности и выработать предложения по совершенствованию законодательства. Актуальность работы связана с тем, что в научной литературе до настоящего времени не представлен теоретико-правовой анализ мер финансовой ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий на предмет их соответствия актам вышестоящей юридической силы, что в том числе предопределяет научную и практическую новизну работы. Методологической основой исследования служит совокупность следующих научных методов: формально-юридического, структурно-функционального, сравнения, поиска и анализа научного и нормативного материала. По результатам проведенного исследования в статье обосновывается, что меры финансовой ответственности при невыполнении условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий не обеспечены легитимными средствами государственного принуждения. Не могут эти меры определяться и сторонами соглашения о предоставлении межбюджетных субсидий, так как данное соглашение, являясь особым публичным договором, не может содержать меры финансовой ответственности, не предусмотренные федеральным законодательством. В статье на основании анализа законодательства и правоприменительной практики аргументируется, что меры ответственности, порядок их применения должны устанавливаться федеральными законами, а не актами высших исполнительных органов власти, так как подзаконное регулирование должно детализировать, не восполнять закон. Существующий механизм финансовой ответственности противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом, создает условия для взыскания штрафных средств с бюджетов публично-правовых образований и населения в целом. В связи с этим в исследовании обосновывается необходимость установления административной ответственности должностных лиц за невыполнение ими условий соглашения о предоставлении межбюджетных субсидий, а также иных соглашений.

Представленные в работе предложения по изменению законодательства могут быть использованы при совершенствовании межбюджетных отношений.

Издание: СИБИРСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Выпуск: Том 22, №3 (2025)
Автор(ы): Башуров Владимир Борисович
Сохранить в закладках
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА ПРИЗЫВЫ К ВВЕДЕНИЮ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2023)

В современных реалиях, связанных с обострением геополитических конфликтов и активизацией антироссийской пропагандистской деятельности важнейшее значение приобретает своевременное совершенствование отраслевого законодательства в целях оперативного реагирования на распространение противоправного поведения конкретной направленности. В данном контексте особую актуальность приобретает опережающее развитие института административной и уголовной ответственности, поскольку указанные нормы призваны не только определять объем негативных последствий для лиц, совершающих противоправные деяния, но и имеют существенный профилактико-предупредительный потенциал. В условиях внешнего санкционного давления, осуществляемого со стороны многих зарубежных государств в настоящее время, важнейшее практическое значение имеет введение отдельной административно-правовой нормы, регламентирующей ответственность за призывы к введению ограничительных мер в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц. Целью представленного исследования выступает анализ существующих проблем совершенствования административного законодательства за призывы к введению ограничительных мер в отношении Российской Федерации. Авторы приходят к выводу о том, что введение административной ответственности за призывы к введению ограничительных мер против российского государства, его граждан и юридических лиц представляется значимым методом борьбы с многочисленным потоком фейковой информации, которая представляет существенную угрозу для развития Российской Федерации в настоящее время. Акцентируется внимание на существующих проблемах применения ст. 20.3.4 КоАП РФ, формулируются авторские предложения по их решению в части совершенствования административного законодательства и правоприменительной практики.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 5 (2023)
Автор(ы): Дугенец Александр Сергеевич, Канунникова Наталья Геннадьевна
Сохранить в закладках
О ГАРАНТИЯХ ПРАВА НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ АДВОКАТА (2023)

Цель исследования. Вопрос о процессуальных гарантиях в отношении отдельных категорий лиц является одним из наиболее обсуждаемых в теории уголовного судопроизводства. Исследование посвящено вопросам реального применения установленных законодательством гарантий свободы и личной неприкосновенности адвоката. Выводы: Было бы правильным внести изменения в ст. 450 УПК РФ, указав, что ходатайство перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении адвоката может быть возбуждено следователем с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Установление дополнительной уголовно-процессуальной гарантии адвокатской деятельности в виде особого порядка обращения в суд с ходатайством о заключении адвоката под стражу будет соответствовать существующей тенденции развития уголовно-процессуального закона в направлении сокращения применения указанной меры пресечения. В КоАП РФ ввести административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности адвоката. В УК РФ предусмотреть уголовную ответственность за то же деяние, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию, в период срока его действия. Часть 2 ст. 296 УК РФ после слова «защитника» необходимо дополнить словом «адвоката», так как адвокат участвует в производстве по делам не только в качестве защитника, но и в качестве представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, адвоката свидетеля или лица, в отношении которого проводится доследственная проверка. Следует также дополнить ст.298.1 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, где также необходимо предусмотреть ответственность за клевету в отношении адвоката.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 6 (2023)
Автор(ы): Лукьянов Евгений Викторович
Сохранить в закладках
Межотраслевые проблемы квалификации правонарушений при привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ (2025)

Рассматриваются отдельные проблемные вопросы привлечения к административной ответственности в рамках общего состава правонарушения по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Отмечается, что предмет отрасли трудового права очень подвижен, он уже частично затрагивает и вопросы занятости, и сферу образования, и отдельные аспекты обеспечения национальной безопасности. Следовательно, применение административной ответственности за нарушение указанных норм необходимо организовывать через очень детальное толкование ее распространения на сложные случаи межотраслевого регулирования, затрагивающего сферу труда или отдельные аспекты ее функционирования.

Издание: ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ
Выпуск: Том 9, № 2 (2025)
Автор(ы): Драчук Мария Александровна, Обухова Галина Николаевна
Сохранить в закладках
О некоторых вопросах административной ответственности за правонарушения в области противодействия экстремистской деятельности (2025)

Введение. Работа посвящена анализу отдельных вопросов правового регулирования административной ответственности за правонарушения в области противодействия экстремизму. Отталкиваясь от авторского понимания данных категорий, в статье предпринимается попытка построения классификации составов административных правонарушений экстремистской направленности. Анализируя полученную совокупность норм об административных правонарушениях, автор фокусируется на части составов, родовым объектом которых выступает общественный порядок и общественная безопасность.

Материалы и методы. Применение методов формально-правового анализа вкупе с обращением к позициям исследователей административной ответственности за правонарушения в области противодействия экстремизму позволило прийти к выводу о целесообразности пересмотра отдельных законодательных положений о порядке применения и объема административной ответственности в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Анализ. Рассмотрены нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ряд составов административных правонарушений экстремистской направленности. Критический взгляд автора на применяемые меры административного принуждения вкупе с учетом современных реалий, в которых государственная политика по консолидации общества вокруг национальной идеи перед лицом сложной совокупности внешних и внутренних вызовов позволил сделать вывод о целесообразности ужесточения административной ответственности за правонарушения экстремистской направленности, пересмотра отдельных положений об административных наказаниях. Несмотря на право-ограничительный характер данных предложений, автором обосновывается их целесообразность в условиях растущего ввиду развития средств связи потока информации, недобросовестное использование которого способно создать угрозу национальной безопасности.

Результаты. Предлагаемые автором меры направлены на повышение эффективности механизма административной ответственности с точки зрения его соответствия принципу соразмерности и эффективности в борьбе с проявлениями экстремизма.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 12, № 2 (2025)
Автор(ы): Шетогубов Павел Андреевич
Сохранить в закладках
ЦИФРОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - «ОРУДИЕ ДОБРОГО УПРАВЛЕНИЯ» НА ВСЕХ УРОВНЯХ ВЛАСТИ (2025)

В статье рассматривается проблема вовлечения региональных и муниципальных органов контроля и надзора (и их должностных лиц) в процесс цифровой идентификации личности граждан. Обозначены факторы, которыми обусловлена потребность идентификации личности человека. Рассматриваются предусмотренные законодательством Российской Федерации случаи и основания, когда идентификация личности лица является обязательной. Отмечается, что наибольшими по объему и содержанию полномочиями в области проверки удостоверяющих личность документов наделена полиция. Правомочиями по удостоверению личности наделены не только государственные органы, но в ряде случаев даже частные лица, например продавцы(кассиры) при продаже табачных изделий и алкогольной продукции. Напротив, федеральное законодательство до настоящего времени не предоставило право проверять документы, удостоверяющие личность, сотрудникам контрольно-надзорных органов, в том числе регионального и муниципального уровня. В качестве предмета для дальнейшей научно-практической дискуссии на основе зарубежного опыта предложен поэтапный порядок проведения идентификация личности административных правонарушителей с использованием цифровых технологий. Делается вывод о необходимости значимой нормативной трансформации, необходимой для надлежащего юридического обеспечения привлечения к административной ответственности с использованием электронных технологий идентификации личности в рамках административно-юрисдикционной деятельности (в том числе региональных и муниципальных контрольно-надзорных органов).

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 11: ПРАВО
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ГОРБЫЛЕВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ, Гришковец Алексей Алексеевич
Сохранить в закладках