В статье анализируется современная англоязычная историография (с 1990-х гг. по настоящее время) политики Коммунистического интернационала в отношении латиноамериканского региона. Выбор англоязычных стран обусловлен тем, что значительное количество исследований, посвященных тактике Коминтерна в отношении Латинской Америки и деятельности его секций, публикуются именно в США, Великобритании, Канаде и Австралии. Главным образом историков интересует, в чем заключалось влияние Коминтерна на тактику латиноамериканских компартий и каков был характер этого влияния. Новизна исследования заключается в том, что, несмотря на актуальность изучения политики III Интернационала, отсутствуют публикации, в которых анализируются взгляды современных зарубежных историков на деятельность этой международной организации в Латинской Америке. Констатируется, что традиционалистский подход к анализу деятельности Коминтерна, который оформился до и во время холодной войны, по-прежнему значительно представлен в англоязычной историографии. Однако окончательное утверждение нового подхода («ревизионистского») способствовало определенному пересмотру существующих тенденций: в статье присутствуют оценки как отрицательного, так и положительного влияния Коминтерна на отдельно взятые компартии, на политическую ситуацию в стране или регионе. Принадлежность к этим направлениям достаточно условная, однако ключевые расхождения исследователей по основным вопросам, а также участие в дискуссиях и определение своим оппонентам вполне устоявшихся взглядов позволяют так или иначе определить научную направленность их работ.
Приведены результаты исследования вопроса о роли либеральной интеллигенции в революционном процессе в Российской империи начала XX в. Материалом для исследования стали работы отечественных ученых 2016-2020 гг., вышедшие к столетию Великой российской революции. Их анализ позволяет оценить наметившиеся в профессиональных исследованиях подходы к осмыслению реальной картины исторических событий того времени, раскрытию степени участия либеральной интеллигенции в революционных событиях, выявлению динамики мировоззренческой позиции представителей мыслящей элиты. Авторами рассматривались работы таких известных в этой области ученых, как В. В. Шелохаев, В. П. Булдаков, К. А. Соловьев, Ф. А. Гайда, В. А. Щипков и др. В исследованиях так или иначе анализируются причины краха либеральной идеи в сложных исторических условиях и прекращения участия в революционном процессе представителей либеральной интеллигенции. Анализ современной историографической ситуации проблемы показывает, что демократические идеи представителей либерально мыслящей элиты не могли найти понимания, отклика у большинства населения страны, так как они в целом не соответствовали традиционным для общества того времени ценностям. Кроме того, в научных работах последнего времени уточняется: в среде либеральной интеллигенции отсутствовала тенденция к консолидации; понятные для большинства, конкретные ответы на вызовы времени не были представлены. В результате либеральная интеллигенция постепенно становилась сторонним участником революционного процесса.
На примере анализа содержания, структуры, концептов монографии И. В. Нарского, посвященной хореографическому любительству в СССР, рассматривается одна из стратегий создания научных исследований с использованием методов и приемов «культурной истории». И. В. Нарский в своей работе рисует художественную самодеятельность, задуманную как успешный государственный проект, но одновременно ставшую важной составляющей досуга советских людей нескольких поколений, практик их самореализации, выстраивания собственных «миров своих». Такой подход обусловил использование историком не только источников официального происхождения и материалов специализированных печатных изданий, но и широкое привлечение в работе материалов инициативного документирования, а также воспоминаний о собственном советском опыте участия в художественной самодеятельности. Хотя работа четко делится на три части - по количеству «акторов» создания и реализации государственного проекта (государство, профессиональные хореографы, самодеятельность), внутри каждой из частей ткань повествования оказывается выстроенной сложнее. В них отдельные источники становятся точками, от которых отталкиваются многочисленные отдельные сюжеты, перебиваемые лирическими отступлениями с личными воспоминаниями автора. Столь же разнообразен и арсенал используемых автором концептов, проговариваемых и не проговариваемых специально - от теории «плодотворного браконьерства» Мишеля де Серто и теории бриколажа Клода Леви-Стросса до примет концепта «вненаходимости» Алексея Юрчака. Используемые И. В. Нарским исследовательские и повествовательные стратегии представляют собой оригинальный, плодотворный и интересный опыт создания работы в рамках историко-культурной парадигмы, который, безусловно, далеко не исчерпывает все возможности последней.
Рассматриваются подходы к изучению сложносоставных луков, распространенные в археологической литературе. Чаще всего можно встретить ссылки на методику А. М. Савина и А. И. Семенова. Для данных авторов характерен формат тезисов, а не статей. Непосредственно методика описана предельно кратко, фактически, выделены всего два признака: соединение деталей встык и наличие уступа на оборотной стороне. Проверка показывает, что выделенные ими признаки крайне редки, а целью цикла работ были вовсе не луки, а попытка навязать этническое (и на этом основании хронологическое) определение форме погребального обряда. При разделении интересовавших их степных погребений авторы опираются на изменение ориентировки могильных ям, которой приписывается этническое («хазарские» vs «болгарские») значение, а совсем не на луки. В публикациях А. М. Савина и А. И. Семенова нет реальных находок с конкретными отличиями конструкции: нет иллюстраций, перечня (карта его не заменяет), по которому можно было бы проверить выводы. Варианты типологии сложных луков предлагались и другими авторами, часто также преследовавшими цель навязать функциональному предмету этничность. В отдельных работах заметно стремление выделить как можно большее число типов. Наиболее полную сводку находок луков Восточной Европы собрал Е. В. Круглов, формально высказавший приверженность методу А. М. Савина и А. И. Семенова, но при этом полностью изменивший понимание типологических признаков. Метод А. М. Савина и А. И. Семенова не работает. Для конкретных археологических остатков оптимально подходит двухуровневая классификация, в настоящий момент сформулированная В. В. Горбуновым, основанная на принципе количество - форма. Существенно, что говорить о реальном хронологическом значении луков не приходится.
Введения к каждой из книг пятитомника «Как ломали НЭП», написанные под руководством выдающегося историка Виктора Петровича Данилова, представляют собой своеобразный феномен историографии: доступность опубликованных пяти томов по истории НЭПа не означает простоты понимания. Сложность восприятия материалов пяти пленумов ЦК ВКП(б) 1928-1929 годов усиливается сложностью понимания НЭПа и осознания возможностей нэповской экономики как потенциальной основы для индустриального проекта в СССР. Сбор огромного числа архивных материалов пяти пленумов ЦК ВКП(б), отбор и систематизация документов, формирование справочного материала, подготовка к изданию тысяч страниц текста было первым шагом к научному подвигу Данилова и его более молодых коллег. Понимание Даниловым значимости публикуемых материалов, определение критериев эффективности социально-экономического курса позволило ему выйти на новый уровень осознания НЭПа, прийти к выводу об искусственном характере его слома. Указание Данилова на высокий потенциал НЭПа и его возможности для реализации пятилетних планов определяют место Данилова среди наиболее выдающихся историков России.
Введение. В современной системе военного образования Российской Федерации особенно актуальными стали вопросы воспитания военно-профессиональных качеств у будущих офицеров. Одним из таких качеств является командирская воля.
Теоретический анализ. Сравнительный анализ периодов становления и развития системы воспитания командирской воли у будущих офицеров позволяет сделать вывод о том, что на каждом историческом этапе развития военного образования к вопросам воспитания военнослужащих, а тем более будущих офицеров, применялись различные подходы и методы. Генезис исследуемой проблемы целесообразно отнести к 1699 г. (создание регулярной армии). В данном исследовании выделено пять исторических этапов становления и развития исследуемой проблемы. Историография проблемы воспитания командирской воли у будущих офицеров включает в себя множество примеров великих русских полководцев, которые, несомненно, лично являлись образцами командиров, обладающих высокими волевыми качествами, и действительно были способны выполнить любую поставленную служебно-боевую задачу, даже в непростых условиях обстановки.
Заключение. Выявлено пять исторических периодов становления и развития системы воспитания командирской воли у будущих офицеров и дана краткая характеристика по каждому из них.
В статье рассматривается история изучения погребального обряда населения быстрянской культуры северных предгорий Алтая скифо-сакского времени. Приведены взгляды ряда учёных на основные культуроопределяющие характеристики ритуальной практики обозначенной общности. В целом отмечено единство позиций исследователей, касающихся этой проблематики (сооружение курганов из камня и земли; наличие под насыпью одной могилы; устройство деревянной погребальной камеры; ориентировка людей головой в западный сектор горизонта; наличие сопроводительных захоронений лошадей в южной части могильной ямы; и др.). Расхождения позиций археологов относительно некоторых аспектов погребальных традиций «быстрянского» населения объясняется вводом в научный оборот новых данных, позволяющих конкретизировать некоторые особенности ритуальной практики, а также отнесением учёными к быстрянской культуре тех или иных могильников.
Большинство источников, повествующих о начальном этапе монгольского проникновения на Крымский полуостров, относятся к более позднему времени (после XIV в.). Сообщения, относящиеся к 20-м - 40-м годам XIII в. единичны и потому особенно ценны. Среди них почти не замеченным осталось свидетельство папских послов Иоанна де Плано Карпини и Бенедикта Поляка, ездивших в Монголию в 1245-1247 гг., о народе саксов, страна которых находилась к югу от Половецкой степи. Первый автор сообщает об удачной защите «саксами» своего города от монгольской осады, а второй прямо отождествляет этот народ с готами. Это дает основания связывать данные сообщения с одним из ранних монгольским набегов на крымскую Готию (в 1223 или 1238 г.). В этой связи любопытны сведения авторов XVI в. (О. де Бусбек, Г. Торкват), которые сопоставляли язык крымских готов именно с саксонским (нижненемецким) диалектом немецкого языка.
Статья посвящена исследованиям известного искусствоведа XX века Э. Х. Гомбриха (1909-2001) такого явления как примитивизм. Предметом данной работы является указанный феномен «примитивного» в трудах ученого второй половины XX столетия. Цель статьи - представить эволюцию воззрений Гомбриха на примитивизм в теории и истории европейского искусства на протяжении всей его научной карьеры: от работ 1950-х годов до последней монографии «Предпочтение примитива: эпизоды из истории западного вкуса и искусства» 2002 года. Более того, важной целью при исследовании концепции примитивизма Э. Гомбриха станет определение того, как он объяснял эстетическую тягу к “примитивным” темам в искусстве и культуре на протяжении XIX-XX веков. Для достижения поставленной цели применяется источниковедческий, сравнительно-диахронический, герменевтический методы. На данной методологической основе стало возможно проанализировать работы Гомбриха и их контекст, сопоставить тексты различных периодов его научной деятельности и проинтерпретировать их. При помощи вышеописанных методов удалось проследить развитие взглядов исследователя и установить определенные хронологические этапы изучения примитивизма, а также выявить связи работ Э. Гомбриха с предыдущей историографической традицией анализа данного явления. Важнейшим выводом этой статьи стало определение значимости монографий и статей ученого в исследовании «примитивного» в искусстве: во-первых, он фактически описал историю данного культурного понятия от его истоков в европейской мысли античных времен до его расцвета в начале-середине XX столетия как полноценного художественного направления; во-вторых, Гомбрих вывел эстетическое и одновременно психологическое объяснение предпочтения «примитивных» черт на протяжении практически всей истории европейского искусства. Таким образом, Э. Х. Гомбрих произвел неоценимый вклад в изучение примитивизма в рамках истории искусства.
В статье представлена попытка изучения и систематизации источников, необходимых для создания объективной истории русской фольклористики Сибири от ее зарождения и до настоящего времени, определения векторов ее развития, динамики и роли региональной сибирской фольклористики в общей истории развития науки о фольклоре в нашей стране.
Все обнаруженные источники изучения историографии русской фольклористики Сибири сгруппированы в три крупных блока: 1) историографические источники (научные исследования), 2) исторические источники (документы, биографические и фактографические источники), 3) фольклорные источники (первоисточники или фольклорные тексты). Помимо собственно региональных (сибирских) историографических источников в сравнительном ракурсе исследуются общероссийские по происхождению опубликованные источники -труды ученых в области истории русской фольклористики. При этом необходимо учитывать, что между крупными блоками источников (например, историческими и фольклорными первоисточниками) существует тесное диалектическое единство и взаимосвязь: некоторые публикации представляют собой одновременно историографический источник (специальное исследование, посвященное определенной научной фольклорно-этнографической теме) и фольклорный источник (публикация фольклорных текстов - первоисточников).
На протяжении всего XX в. сибирские фольклористы, в том числе автор статьи, вводили в научный оборот значительное число архивных источников, справедливо усматривая в этом внутренний механизм развития историографического направления сибирской фольклористики и сохранения для потомков традиционной культуры русского населения Сибири. Безусловно, задача дальнейшего расширения источниковой базы сохраняет свою актуальность для отечественного фольклористического сибиреведения и в наступившем столетии. Для определения тенденций развития русской сибирской фольклористики как науки необходимо изучать весь спектр работ / источников. Только сумма (как можно более полная) исторических трудов и первоисточников дает реальное представление о динамике историографического процесса.
В статье рассматривается книга «Ирландские древности» Эдварда Ледвича, вышедшая двумя изданиями — в 1790 и 1804 гг. Пользовавшаяся в своё время огромной популярностью работа теперь почти забыта, но тем не менее, фигура Ледвича до сих пор вызывает интерес специалистов по ирландской историографии и истории мысли. Основная тема работы — анализ истории Ирландской церкви в книге Ледвича и использование Ледвичем собственно ирландских исторических источников.
Данная публикация представляет собой рецензию на сборник статей памяти выдающегося отечественного ученого, ветерана Великой Отечественной войны А. А. Галкина. В самом заглавии - «Фашизм и антифашизм: проблемы теории и практики» - затрагиваются основные научные проблемы, которыми на протяжении своей продолжительной научной карьеры в разной степени занимался Александр Абрамович. В издание вошли научные изыскания специалистов из различных высших, в том числе военных, учебных заведений, научно-исследовательских институтов, ученых сообществ. Разница во взглядах, шире - мировоззренческих установках, в используемой методологии позволяет свидетельствовать о плюрализме представленных в рецензируемом сборнике оценок и подходов к определению сущности таких сложных и неоднозначных феноменов, как «фашизм», «нацизм», «фашизоидные движения», «антифашизм», «Сопротивление» и т. д. В условиях сложнейшей внешнеполитической ситуации, когда «коллективным Западом» предпринимаются многочисленные попытки ревизии преступных теории и практики «коричневой чумы», появление подобного рода научных изданий служит своеобразным «иммунитетом» и еще одним напоминанием для подрастающих граждан Российской Федерации, уже не столь остро ощущающих по сравнению с предыдущими поколениями важнейшую значимость событий Великой Отечественной войны для нашей исторической памяти. Рецензируемый сборник, основанный на анализе новейших достижений отечественной и зарубежной историографии, вносит значительный вклад в осмысление трагических и героических страниц мировой истории 1920-1940-х гг.